Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Малоэтажный жилой дом усадебного типа.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


 

Близок к модерну и стиль ар-деко, в котором смешались традиционные для модерна мотивы, элементы ампира, отзвуки египетской, индийской и африканской экзотики; монументальность форм и изящество отделки.

МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ЗДАНИЯ

В архитектурном проектировании сложились два основных метода построения объемной формы здания в зависимости от подхода к формированию внутреннего пространства здания.

Первый, наиболее традиционный метод основан на подчеркивании частей системы, на четком разделении всех помещений на однородные функциональные группы, выделении ядра композиции и элементов функциональных связей. Каждая из них вычленяется в особую часть объема, а элементы, служащие для функциональных связей, используются в качестве связующих звеньев композиции.

Параметры внутреннего пространства в этом случае точно соответствуют системе организации жизни в здании, образуя индивидуальную по форме планировочную структуру. В зависимости от функции и величины участка внутренние пространства могут объединяться по горизонтали или вертикали. Сложная объемная форма односемейного дома характерна для модерна и органичной архитектуры. Коммуникационные помещения (коридоры, холлы, лестница, антресоль) должны иметь ясную и понятную структуру.

Второй метод построения объемной формы здания больше соответствует требованиям современной архитектуры, основан на образовании единой, максимально обобщенной формы жилого дома с простыми очертаниями объема за счет универсального и многообразного использования внутреннего пространства путем создания единого укрупненного, гибкого пространства. Внутреннее расчленение пространства на функциональные группы осуществляется с помощью средств, не связанных с основными конструкциями зданиям — раздвижными перегородками, мебелью.

Этот метод позволяет создавать универсальные пространства, пригодные для многообразного использования и продлевающие сроки моральной амортизации здания. Однако предельная обобщенность формы затрудняет выражение назначения в облике таких зданий. В современных особняках и виллах, где форма весьма абстрактна, не связана с традицией, с трудом можно узнать жилище. Этого не произойдет в традиционной или классической архитектуре особняка.

Выбор того или иного метода зависит от конкретных функциональных и художественных задач и окружающей среды. Первый метод наиболее эффективен в случае преобладания требований изоляции функциональных процессов, а также значительной площади участка. Второй метод целесообразно применять при доминировании требований многообразности функциональных процессов, размытости их форм и границ, ограниченном участке. В некоторых случаях при проектировании жилых зданий используют оба метода.

Основные типы объемно-пространственной композиции различают по признаку связи жилого здания с внешней средой.

В замкнутой композиции объем здания формируется вокруг внутреннего двора. Связь внутренних пространств с внешней средой осуществляется через открытое пространство — атриум включенное в объем здания. Жилище в Древней Греции, народное жилище в Северных регионах России, на Урале, Средней Азии связывал с улицей только надежно защищенный вход. Он давал доступ к замкнутому дворику, куда открывались все помещения дома и постройки. Через внутренний двор в дом проникал свет и свежий воздух. Замкнутая композиция целесообразна в городском жилище, где малые участки делают актуальной визуальную и звуковую изоляцию жилища, а также в жарком сухом климате.

В центрической композиции помещения жилого дома группируются вокруг главного, центрального. Большая высота центрального помещения подчеркивает его особую роль в композиции. Центрическая композиция используется в построении вилл и дворцов.

В базиликальной композиции здание имеет главное пространственное ядро, развитое в одном из направлений плана. Внутреннее пространство раскрывается к среднему или боковому наиболее высокому помещению с окнами в верхней части и в боковых стенах. Этот вид композиции получил развитие в романской и готической архитектуре. Базиликальная композиция лежит в основе традиционного жилища американских поселенцев (solt box), может быть применена в эксклюзивном жилище либо использоваться как элемент сложной композиции.

В компактной композиции жилого дома помещения группируются вокруг помещений здания, не имеющих естественного освещения. Такая композиция актуальна в экономичном жилище.

Открытая композиция складывается из объемов с ясно выраженной протяженностью в одном направлении (или в двух), а формируемые ими открытые пространства свободно сливаются с окружающей средой. Помещения зданий имеют непосредственную связь с внешним пространством и естественное освещение. Возможные сочетания объемов в этой системе чрезвычайно разнообразны. Открытые композиции широко развивались в архитектуре барокко и классицизма, а также функционализме, органичной архитектуре. Загородные помещичьи усадьбы и современные виллы также построены на этой схеме. Открытые композиции обеспечивают сквозное проветривание и инсоляцию жилых помещений. Здесь внутреннее пространство организуется с использованием коридорной или анфиладной систем. Они могут быть дополнены объемами зальных пространств или помещениями, объединенными по бескоридорной схеме. Открытая композиция захватывает в свою сферу прилегающий участок, членит, активно формирует его.

КОНСТРУКЦИИ И МАТЕРИАЛЫ

При проектировании малоэтажных домов можно использовать конструкции массового серийного производства либо местные строительные материалы.

По данным статистики, почти 70 % индивидуальных домов строится из кирпича и блочных материалов. Доля деревянных домов – чуть больше 20 %. Остальные дома – комбинированные (например, первый этаж кирпичный, второй – деревянный).

Преимуществами кирпичных домов является их прочность и долговечность. Недостатки – необходимость устройства тяжелых фундаментов, высокая стоимость. Каркасные (фахверковые) дома не требуют массивных фундаментов, не дают усадки, достаточно быстры в сборке. Деревянные дома просты в обработке и возведении, имеют меньшую стоимость. Они наиболее экологичны, быстро прогреваются и хорошо держат тепло. Минусы: высокая пожароопасность и меньшая долговечность по сравнению с каменными. Аналогичными свойствами обладают стены домов из ячеистого бетона.

Для несущих конструкций  можно применить конструктивные схемы с несущими стенами, каркасные, панельные и смешанные схемы. При небольшой площади квартир (до 40 м2) можно обойтись без внутренних опор стен или столбов. В этом случае перекрытия опираются на наружные стены. В конструктивную схему квартир большей площади необходимо вводить дополнительные опоры в виде внутренних несущих стен, столбов или прогонов.

Фундаменты – бутовые, бутобетонные, столбчатые или ленточные. Глубина заложения – до 0,8 м.

Стены – из деревянного бруса толщиной 22-25 см, из кирпича (толщина наружных несущих стен – 51 см, внутренних несущих – 38 см, перегородок – 12 см), из шлакобетонных блоков (толщина наружных стен – 38 см).

Перекрытия – по деревянным или железобетонным балкам, настилам или плитам. Покрытия – чердачное или бесчердачное, с применением мелкосборных железобетонных или деревянных конструкций.

Кровля – черепичная, металлокерамическая.

А теперь оценим достоинства и недостатки различных строительных материалов и конструкций, применяемых в строительстве малоэтажных зданий.

Каменные и кирпичные дома имеют высшую капитальность, сравнительно невысокую стоимость, в значительной степени зависящую от дальности перевозки стеновых материалов, удовлетворительные санитарно-гигиенические качества. Вместе с тем их теплозащитная эффективность невысока, особенно при сплошной кладке стен из полнотелого кирпича или камня. При строительстве домов в средней полосе, северных и восточных районах страны кирпичные стены рекомендуется выкладывать с применением эффективного (многощелевого) кирпича либо (при использовании полнотелого) с образованием пустот, колодцев или уширенных швов и утепленных прослоек. Следует учитывать, что кирпичные и каменные стены требуют тяжелых и дорогостоящих фундаментов, особенно на глубокопромерзающих пучинистых грунтах.

Бревенчатые и брусчатые стены по капитальности уступают каменным и кирпичным, но по теплозащитным и санитарно-гигиеническим качествам превосходят их. Особенностью стен, сложенных из свежесрубленных бревен и брусьев, является их первоначальная усадка, требующая принятия определенных конструктивных допусков и выдержки (1–1,5 года) перед началом отделочных работ. Брусчатые стены проще в изготовлении, меньше подвержены усадке, легче отделываются. Огнестойкость бревенчатых и брусчатых стен может быть значительно повышена за счет устройства наружной кирпичной облицовки.

Широко распространены деревянные каркасные и каркасно-панельные (щитовые) стены. При эффективном утеплителе, например минеральной вате, и надежной влагозащите такие стены теплостойки, относительно недороги и могут быть возведены на легких фундаментах. Наружная облицовка такими огнестойкими материалами, как кирпич, бетонные блоки, асбестоцементные листы, значительно повышает их огнестойкость и капитальность. В отличие от рубленых и брусчатых стен они почти не имеют усадочных деформаций и могут быть отделаны сразу же после возведения.

В районах, где имеются каменноугольные шлаки или отходы лесопильного производства, для стен загородных домов можно использовать монолитный или сборный (из готовых блоков) шлакобетон или опилкобетон. По теплозащитным качествам эти материалы соответствуют кирпичной кладке, выполненной их эффективного кирпича, а по стоимости в полтора-два раза дешевле.

Самый недорогой материал для стен малоэтажных зданий – грунтовый бетон (саман). Саманные стены обладают большой тепловой инерционностью (медленно остывают) и наиболее комфортны в районах с сухим и жарким климатом, с резкими колебаниями суточной температуры.

Для фундаментов, стен подвала и цокольных перекрытий лучший материал железобетон. Он не только долговечнее, но при умелом использовании может стать и самым экономичным. Применение бутового камня, кирпича и дерева менее эффективно и более трудоемко, хотя в практике самодеятельного строительства все еще остается традиционным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  список

а) основная литература: 

  1.  Архитектурное проектирование жилых зданий. / М.В. Лисициан, В.Л. Пашковский, З.В. Петунина и др. – Под ред. М.В. Лисициана, Е.С. Пронина. – М.: Архитектура-С, 2006 – 488 с.
  2.  Вильчик, Н.П.  Архитектура зданий: учебник. / Н.П. Вильчик.  – М.: ИНФРА-М, 2007 – 303 с.
  3.  Зингер, Б.И. Лестница вашего дома: справочное пособие. / Б.И. Зингер. – М.: Архитектура-С, 2006 – 42 с.
  4.  Косо, Й. Загородный дом. Архитектурные решения: пер. с венг. / Й. Косо. – М.: «Контэнт», 2001 – 155 с.
  5.  Косо, Й. Камины. Дизайн и технология: пер. с венг. / Й. Косо. – М.: «Контэнт», 2003 – 167 с.
  6.  Кочеренко, О.И.  Ландшафтный дизайн вашего приусадебного участка. Советы дизайнера. /  О.И. Кочеренко, Н.В. Кочеренко. – Изд. 2-е, доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 304 с.
  7.  Крижановская, Н.Я. Основы ландшафтного дизайна. / Н.Я. Крижановская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 204 с.
  8.  Молчанов, В.М. Дом моей мечты: справочное пособие для заказчика индивидуального жилого дома. /  В.М. Молчанов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 – 288 с.
  9.  Мишин, С.А. Современное планирование и дизайн дачного участка. / С.А. Мишин. – СПб.: Литера, 2001. – 377 с.
  10.  Мурзина, А.С. Цвет в интерьере. Золотые правила дизайна. / А.С. Мурзина. – Минск: Харвест, 2006 – 160 с.
  11.  Нойферт, П. Проектирование и строительство. Дом, квартира, сад: пер. с нем. /  П. Нойферт, Л. Нефф. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Архитектура-С, 2007 – 264 с.
  12.  Новицкий, О.В. Современные лестницы. Проектирование, изготовление, монтаж. /  О.В. Новицкий. – М.: «Аделант», 2005 – 88 с.
  13.  Поморов, С.Б. Второе жилище горожан, или Дом на природе. Урбоэкологические аспекты эволюции городского жилища: научная монография. / С.Б. Поморов. – Новосибирск: Изд-во НГАХА, 2004 – 472 с.
  14.  Самойлов, В.С. Каменные дома. Энциклопедия строительства. Каталог проектов. / В.С. Самойлов. – М.: ООО «Аделант», 2006 – 184 с.
  15.  Самойлов, В.С. Деревянные дома. / В.С. Самойлов. – М.:  ООО «Аделант», 2005 – 223 с.
  16.  Самойлов, В.С. Современный загородный дом. Энциклопедия строительства. / В.С. Самойлов. – М.: ООО «Аделант», 2006 – 384 с.
  17.  Самойлов, В.С.  Крыши и кровли. / В.С. Самойлов. – М.: ООО «Аделант», 2007 – 320 с.
  18.  Самойлов, В.С. Мансарды, эркеры, балконы. / В.С. Самойлов, В.С. Левадный. – М.: ООО «Аделант», 2006 – 320 с.
  19.  Самойлов, В.С.  Лестница вашего дома. / В.С. Самойлов. – М.: ООО «Аделант», 2007 – 384 с.
  20.  Судейкин, Г. Альбом проектов дач, особняков, служб и т.д. /  Г. Судейкин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: «Познавательная книга пресс», 2005 – 168 с.
  21.  Тосунова, М.И. Архитектурное проектирование: учебник для сред. проф. образования  / М.И. Тосунова, М.М. Гаврилова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2009. – 326 с.  
  22.   Харит, М.  Родовой замок. // Особняки, виллы, замки, 2002, № 1. –  С.46-48.

б) дополнительная литература:

  1.  Архитектурное проектирование жилых зданий: Учебное пособие. – Изд. 2-е – М.: Изд. литературы по строительству, 1972 – 287 с.
  2.  Архитектурные детали сельских жилых домов усадебного типа: альбом. – М.: Россельхозиздат, 1983 – 159 с.
  3.  Беручан, А.В. Домик на садовом участке. /  А.В. Беручан. – М.: Знание, 1988. – 64 с., ил.
  4.  Ваш дом: каталог проектов жилых домов усадебного типа для строительства в сельской местности. – М.: Госсельхозиздат, 1982. – 231 с.
  5.  Колачек, С. Строительство индивидуальных одноквартирных домов: пер. с чеш.. / С. Колачек, Ф. Кобосил. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1985. – 437 с.
  6.  Косенко, Ю.А. Усадебный жилой дом: пособие застройщику. / Ю.А. Косенко. – Киев: Будiвельник, 1985 – 350 с.
  7.  Милославлевич, Р. Азбука современной квартиры: пер. с сербо-хорват. /  Р. Милославлевич. – М.: Стройиздат, 1980 – 127 с.
  8.  Мишин, С.А. Дачный участок: Современная планировка и благоустройство. / С.А. Мишин.  – СПб.: Литера. 1999. – 382 с., ил.
  9.  Монастырская М. Е. Типологическая иерархия  индивидуальных форм жилья (историко-типологический очерк). // Жилищное строительство, 1997,  № 4. – С.17-18.
  10.  Рубаненко, Б.Р. Жилая ячейка в будущем. /  Б.Р. Рубаненко. – М.: Стройиздат, 1982 – 199 с.
  11.  Сиамский домик – дитя живой природы. // Красивые дома, 2001, № 6(26). – С. 90-91.
  12.  Сикачев, А.В. Будущее жилой ячейки: обзор зарубежного опыта проектирования. /  А.В. Сикачев, И.И. Лучкова. – М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1971. – 35 с.
  13.  Уайлз, Р. Благоустройство садового участка: Пер. с англ. /  Р. Уайлз. – М.: Мир, 1995. – 199 с.
  14.  Шредер, У.  Варианты планирования домов и квартир. Планировочные решения с учетом численности и образа жизни семьи: пер. с нем. / У. Шредер. – М.: Стройиздат, 1984 – 232 с.

в) нормативные документы:

  1.  СН и П II-0-76, Ч. 2. Нормы проектирования, гл. 60. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов. – Изд. офиц. – М.: Стройиздат, 1981. – 77 с.
  2.  СН и П 2.07.01-89*. Изд. офиц. / Гос. ком. России по делам строительства  Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. – М.: ГУП ЦПП, 2001. – 59 с.
  3.  СН и П 2.08.01-89. Изд. офиц. / Госстрой России  Жилые здания: – М.: ГУП ЦПП, 2001 – 16 с.
  4.  СН и П 21-01-97*.  Пожарная безопасность зданий и сооружений. – СПб.: Изд-во ДЕАН, 2008. – 48 с.
  5.  СН и П 30-02-97*.  Изд. офиц. / Госстрой России  Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения  – М.: ГУП ЦПП, 2002 – 9 с.
  6.  СН и П 23-01-99. Изд. офиц. / Госстрой России  Строительная климатология. – М.: ГУП ЦПП, 2000. – 57 [1] с.
  7.  СН и П 31-02-2001. Изд. офиц. / Госстрой России  Дома жилые одноквартирные. – М.: ГУП ЦПП, 2001 – 13 с.

Приложение 1

ПРОЕКТЫ ВЕДУЩИХ АРХИТЕКТУРНЫХ МАСТЕРСКИХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для строительства загородных домов по проектам архитектурных мастерских понадобятся совершенно иные строительные материалы – стекло, пластмассы, гранит и множество других материалов, ассортимент которых ограничивается лишь фантазией проектировщика.

Проект гостевого дома ПТАМ Виссарионова

Проект воплощает в себе идею синтеза искусств. Постройка представляет собой пластичный дом со спортивной площадкой и зоной благоустройства, насыщенной малыми архитектурными формами. Вместе с главным домом проектируемые объекты составляют настоящую усадьбу-галерею, в которой уже есть мозаичная чаша бассейна под открытым небом, ландшафтный мини-парк, а скоро появится флигель для гостей с теннисным кортом и летним домашним театром.

Главный дом усадьбы высоко поднял престиж этого места, и теперь его окружают новые особняки, построенные местными зодчими в средиземноморском стиле.

Похоже, на их традиционном фоне настойчивый заказчик вместе с московскими архитекторами стремится закрепить достигнутый успех главного дома, продолжая развивать тему художественного биоморфизма. Флигель для гостей расположен ниже по склону и хорошо виден с террас основного здания. Наследуя формы своего соседа, он выглядит более скромным, лаконичным и доступным.

Гостевой дом предполагает размещение двух семей – ценителей искусств, а также партнеров по теннисному спорту и отдыху в живописной горной местности. Автономное проживание фамилий обеспечивается разнесением квартир по этажам. Нижняя квартира имеет придомовую территорию с выходом из гостиной и спальни, а также уютный дворик между домом и каменной стеной соседнего участка. При этом верхнее жилище обеспечено просторной двухуровневой террасой (включая обзорную площадку на собственной крыше). Интерьеры исполнены особого – обтекаемого и пластичного минимализма. В цокольном этаже располагается винный бар – вместилище постоянно восполняемой коллекции заказчика. Стеклянные полупрозрачные навесы сообщают дому легкость, а окна-кратеры придают ощущение лунного объекта.

Навес над площадкой для зрителей у теннисного корта – изогнутое крыло летательного аппарата будущего. Эта легкая художественная конструкция или динамичная скульптура может изменять свой наклон в зависимости от расположения Солнца.

Проект «Дом-раковина» ПТАМ Виссарионова

Участок расположен у прибрежной полосы Клязьминского водохранилища. С северной стороны он ограничен автотрассой, с юга – благоустроенной прибрежной территорией водохранилища, с востока – территорией соседнего участка, с запада – гаражом, принадлежащим заказчику. Рельеф участка спокойный с плавным понижением в сторону водохранилища.

Здание располагается в северной части участка, вблизи его границы. Основной вход в дом проектируется с востока, со стороны реконструируемого гаража. Дополнительный, хозяйственный вход предусмотрен с западной стороны. Со стороны южного фасада устраивается терраса с навесом, на которую предусматриваются выходы из столовой и гостиной. С северного фасада предусмотрен технический вход в топочную.

Образ здания представляет собой подобие раскрытой раковины – с плавными очертаниями стен и кровли. Главным, наиболее открытым, остекленным фасадом дом обращен в сторону Клязьминского водохранилища. Сюда выходят окна практически всех жилых помещений: двухсветной гостиной, столовой и гостевой спальни первого этажа, а также четырех спален и холла второго этажа.

Помещения первого этажа объединены просторным холлом, связывающим главный и служебный входы в здание. С южной стороны к холлу примыкают открытые «лагуны» кухни-столовой и гостиной, а также  закрытая «гавань» гостевой спальни. Гостиная имеет понижающийся по склону уровень пола, оформленный несколькими ступенями с плавными очертаниями. С северной стороны у основного входа располагаются гардероб и гостевой санузел; далее – постирочная и котельная. У дополнительного входа  предусмотрен остекленный блок сауны с комнатой отдыха – тренажерной. В центре холла запроектирована лестница, ведущая на второй этаж.

Спальни второго этажа расположены в четырех углах здания. При этом, благодаря сложным очертаниям плана, окна всех спален ориентированы на юг, юго-запад и юго-восток. Это предполагает оптимальную инсоляцию помещений и живописные виды из окон на окружающую природу. Все спальни снабжены собственными санузлами,  ванными комнатами и гардеробными, что обеспечивает комфортное автономное проживание.


Конкурсный проект загородного дома ПТАМ Виссарионова

Конкурсная идея «Загородного дома будущего» (дома-трансформера) состоит в том, что дом способен видоизменяться, обрастать дополнительными объемами для обеспечения новых потребностей хозяев и их гостей. По замыслу авторов дом передвигается, выбирая себе место, наиболее походящее к тому или иному сезону. Он «закрывается» от внешних воздействий или «открывается» в окружающий мир, меняет свой цвет, прозрачность окон и т. д.

Основу дома составляет некий жесткий мобильный «ларчик», являющийся, к примеру, автомобильным прицепом. После доставки на место (возможно уже оборудованное, снабженное замаскированными точками подключения инженерных систем) дом «распускается». Поднимаются створки крыльев-стен (как у жука), раздуваются пневматические конструкции дополнительных помещений и т. д. Какие-то автономные инженерные системы домик возит с собой (скажем, средства информационных коммуникаций). Надувные помещения, скорее всего, – дополнительные спальни-кабинеты, рассчитанные на званых гостей. Конструкции и материалы – самые современные, в том числе синтетические. Оборудование – тоже. Дом проектировался именно для путешественников, неусидчивых людей-кочевников, бегущих от всякого дискомфорта, обожающих смену обстановки.

Проект «Дом-завиток» ТПО Резерв

Двухэтажное здание с промежуточным антресольным этажом. На первом этаже в основном объеме расположены помещения общей зоны: вход, гостиная, столовая, кухня, каминная и бильярдная. На антресольном этаже – кабинет и домашний кинотеатр. Второй этаж – спальная зона. Этажи объединены единым коммуникационным двухсветным пространством, образованным формой завитка наружной оболочки. На первом этаже – пристроенный блок с бассейном, гаражом и техническими помещениями.

Форма завитка сформирована двумя гнутыми железобетонными оболочками, связанными внутри колоннами, а по внешнему контуру облицованными деревянными ребрами-ламелями. Наружные стены первого этажа и пристроенного блока выполнены из кирпича. Кровля цинковая. Заполнение панорамных оконных проемов – крупноразмерными прозрачными стеклопакетами. Заполнение между ламелями – тонированное темное стекло. Применение экологически чистых натуральных отделочных материалов (дерево, кирпич). Максимальное озеленение и обводнение участка. Все жилые помещения имеют полную многочасовую инсоляцию.

 

Проект центральной зоны застройки поселка Никольская слобода (архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

В центре активно строящегося поселка около искусственного водоема планируется построить три дома, которые станут «визитной карточкой» новой жилой территории. Два «низких» дома по сторонам пруда – зеркальные отражения друг друга – выходят на воду остек

ленными фасадами.

Невысокий холм отделяет их от водоема и пляжа, горбатые крыши вносят традиционную черту в остро современный облик. Третий «круглый» дом стоит в глубине территории по оси пруда. Это – центр композиции. Его белый объем-«башня» смотрит во все стороны эркерами, сделанными из разных материалов. На крыше – бельведер-беседка и терраса с видом. Общее ландшафтное решение общественной территории и частных владений (газон и тип мощения, светильники) позволит создать единый ансамбль в центре поселка.

Проект загородного дома в поселке Никольская слобода

(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

Одноэтажный объем дома  находится в центре обширного владения и имеет сложную криволинейную форму «звезды» с 4 «лучами».  В концах «лучей» собраны замкнутые помещения небольшой площади: спальни с санузлами и гардеробными, сауна, турецкая баня (хамам), подсобные помещения. Один из «лучей» занимает бассейн. В центре дома,  где «лучи» сходятся, расположено общее пространство, объединяющее гостиную, столовую, игровую и прихожую. «Мокрые» помещения (кухня, душевая, бар при бассейне) собраны в полузамкнутые ядра, плавающие в общем пространстве центральной части дома. Над гостиной есть стеклянная надстройка-фонарь, позволяющая выйти на эксплуатируемую крышу дома. Фасад построен на чередовании глухих и остекленных участков, связанных по верху металлическим карнизом. Основной материал отделки – натуральный камень. Сходное решение фасадов выглядит по-разному в разном ландшафтном окружении. У каждого из четырех дворов, образованных «лучами», свое лицо и свое функциональное предназначение.

Участок разделен на  несколько контрастных ландшафтных зон, границы которых заданы «лучами» дома: 1)  в восточной части участка ландшафтный парк  и бассейн перед домом, 2) регулярный парк «сад ста дорожек» в южной части участка, 3) «сад одинокого дерева» с западной стороны дома, 4) «сад цветущей вишни» с плодовыми деревьями на севере, 5) «сад камней» около бассейна.

Проект загородного дома в поселке Павлово
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

Участок находится на границе поселка возле леса. Здание сориентировано своим входом, как принято в северных широтах, на юг. К лесу, расположенному к северу, оно обращено тыльной частью, а к гостю, входящему на участок, –  главным фасадом. Позднее вокруг него вырос целый поселок из типовых «традиционных» коттеджей. На этом фоне дом с одной стороны, выиграл – авторское произведение подчеркнуто нейтральным окружением. С другой стороны, не стало никакой приватности. Участок размером в гектар, с английским газоном и спортплощадкой, со всеми его уютными террасами окружен невысоким забором. Он просматривается отовсюду. Форма здания необычна: в ней отразилась тема «хлебницы», как шутят архитекторы. Кровля начинается прямо от земли и постепенно перерастает в козырек. Она и крыша, и стена заднего фасада. Больше стен, в традиционном понимании этого слова, здесь нет. Кругом почти сплошное остекление. Дом разделен на парадную двухэтажную часть и приватную трехэтажную. Между ними устроена кухня. Слева от нее расположена многосветная гостиная. В ней находятся авторский камин и закрученная раковиной бетонная лестница. В приватной части помещения распределяются так: на первом этаже – комнаты сыновей и спортивный зал (он же гостевая комната). Второй этаж – хозяйский, на третьем – кабинет, стеклянный бельведер с видом на окрестности. Из кабинета можно выйти на террасу. Конструкции: железобетонный каркас, покрытие по криволинейным деревянным клееным балкам (разработка ЦНИИСК им. Кучеренко) и металлические витражи SCHUCO. Наружная облицовка – клинкерный облицовочный кирпич (ABC Klinkergruppe), доски из термически модифицированной лиственницы.

Проект загородного дома в поселке Позднякова
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

Двухэтажное здание состоит из двух частично пересекающихся объемов сложной формы. Это – «папа» и «мама». Одна часть – «лежачая», другая – «стоячая», одна – с аркой, другая – с надстройкой, одна – «шершавая», другая – гладкая. При этом обе части здания объединены материалом отделки (натуральный камень и дерево) и являются видимыми фрагментами большого целого, включающего также и два подземных этажа.

В «папе» на втором этаже расположены спальни, а на первом – второй свет бассейна. В «маме» – общие помещения – гостиная, столовая, кухня, входная группа. В подземном этаже размещены бассейн и сопутствующие помещения. Под ними – технический этаж.

На участке дом является «фокусом» композиции. Сюда сходятся все линии генерального плана, дорожки, подпорные стенки, ряды деревьев. Главная дорога ведет от въезда на участок через арку к  берегу ручья, протекающего вдоль границы владения. Поднятый объем («папа») отмечает естественную границу между плоской частью участка и склоном, между окультуренной природой (парком) и «дикой» (лугом).

Проект загородного дома в поселке Ватутинка
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

Усадьба расположена в низине и окружена хвойным лесом. Из-за перепада рельефа вход в дом, гаражи и общие помещения (гостиная, столовая, кухня, кабинет) расположены на втором уровне. В цокольном этаже находятся хозяйственные и технические помещения, бассейн. Дом имеет как бы два «лица». Со стороны дороги он двухэтажный. Верхние два этажа объединены мотивом далеко вынесенных карнизов с деревянным и стеклянным заполнением между ними. С участка дом выглядит трехэтажным. Виден цокольный этаж с практически глухими стенами. Перед окнами цокольного этажа устроена каменная решетка, маскирующая проемы. Нижний и верхние этажи объединяют два стеклянных объема – лестница с лифтовой шахтой и зимний сад, выходящий в лес.


Проект загородного дома в Московской области
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

Дом имеет развитую горизонтальную структуру, подчеркнутую множеством широких и открытых террас, козырьков. Плоские линии крыши нарочито противопоставлены островерхим силуэтам соседних коттеджей. Одной стороной дом выходит на живописный пруд. Непосредственно на водную гладь смотрят окна гостиной, бассейна, кабинета и двух спален, одна из которых специально «вынесена» на крышу бассейна. Соединенная с основным объемом лишь остекленным переходом, эта спальня возникает как остров посреди почти «безбрежной» террасы. Основные площади остекления тяготеют к зоне внутреннего двора. Фасадное решение предполагает три степени прозрачности объемов. Это прозрачное стекло, затем полупрозрачная комбинация стекла и деревянных вертикальных ламелей для защиты от солнечных лучей и, наконец, глухие стены, отделанные вертикальной деревянной рейкой. Прозрачные и глухие объемы как бы «перетекают» друг в друга, создавая ощущение непрерывной ленты, собирающей весь комплекс в единое целое.

Проект загородного дома «Новая Земля»
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

«Панаком» разработал этот проект в 2003 году для жизни в России после 2008 года. Приоритетами жителей станет сочетание личной свободы с семейными ценностями, экология и экономия ресурсов.

Крыша дома, буквально «новая земля», вырвана из грунта и поднята над первым этажом. Благодаря эксплуатируемой кровле площадь доступной для пользования земли остается неизменной. Дом не уничтожает землю, а освобождает ее.

На уровне участка – единое общественное пространство семьи, гостей, посетителей. Оно слито с природой. Только хозяйственные помещения заключены в непрозрачные объемы – своего рода гигантскую мебель. Как в вестибюле отеля, здесь можно выбрать разные занятия: бассейн и тренажеры, бар и кино, книги и Интернет.

«Новая земля» – убежище частной жизни. У каждого члена семьи – отдельный «дом-пещера»  и  садик при нем, воскрешающий образ дачного поселка. «Дома» связаны пандусом со «старой землей» независимо от первого этажа. В трех «домах-раковинах» реализована разная степень уединенности: от совместного проживания родителей до полной независимости гостей.

Конструкция «новой земли» представляет собой монолитную железобетонную плиту, складки которой образуют «дома». Плита опирается на 68 тонких и 18 толстых металлических опор, сгруппированных в пучки по периметру и в середине перекрытия. Стволы деревьев за стеклом и колонны в интерьере образуют лес.

Поверхность «новой земли» покрыта камнем (брусчаткой и брекчией), гравием, травой. Первый этаж отделан различными породами дерева.

Концепция проекта отражает противоречивые настроения нашего времени – стремление жить «по-европейски», сохраняя национальный колорит. Поиск компромисса между родовым укладом российских семей и желанием жить независимо друг от друга, стремление поселиться в современном доме со сплошными стеклянными стенами, где будет уютно и тепло даже в суровую зиму. Такова лишь часть задач, которые стремились решить авторы проекта.


Проект загородного дома «Путь к реке»
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

Дом расположен на участке, выходящем к реке, но линия застройки отстоит от воды на 150 м, то есть 3/4 территории остается свободными.

Основная идея генерального плана – увидеть воду от самого входа в усадьбу, участок – это путь к реке. Он разделен на три полосы: английский пейзажный парк, где стоит дом, посередине французский парк с боскетами и клумбами, полоса «островов», засаженных деревьями в южной части участка. По каждой полосе идет дорожка, приводящая на берег. Дом и хозяйственная постройка стоят вдоль длинных сторон участка, открывая для взгляда всю глубину пейзажа.

Дом также состоит из трех частей: хозяйственный блок на севере, общественные помещения на юге, спальни на втором этаже. Главная ось дома «запад-восток» ведет со двора сквозь все помещения к реке. Каждая из частей дома выделена материалом: хозяйственный блок («пещера») отделан шероховатым камнем, гостиная («царство ковров») – слоем стекла и штукатурки. Весь второй этаж облицован «теплой» древесиной.

Гаражи, котельная, помещение охраны вынесены в отдельную постройку в южной части участка.

Проект загородного дома в Царском селе
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

На небольшом участке (S=0.15 га) с крупными деревьями находится дом и хозяйственная постройка. Площадь дома (три этажа без подвала) – 400 м2, хозяйственная постройка – 150 м2. На первом этаже дома – общие помещения: столовая, гостиная,  на втором – спальни, на третьем – кабинет и студия хозяина с террасой.

Рядом с участком расположены другие дома, очень разные по размерам и архитектуре. Поэтому задачей архитектора было отгородиться от окружающей застройки. Это «дом-крепость», поэтому фасад скупо разработан, окна узкие, надстройка на третьем этаже напоминает перископ субмарины. Зрительная связь с внешним миром поддерживается через торцы, не видные с дороги. Дом отодвинут в глубину участка, очертания террас подчинены расположению деревьев. Дом-крепость противостоит социальной среде, окружающему контексту подмосковного поселка. Внутри дом белый и пустой. Это дом-галерея, в котором хозяин коллекционирует современную живопись и античную керамику. Геометрически массивные плоскости стен облицованы доломитом, отсылая к советской архитектуре семидесятых годов. Окна и надстройка отделаны контрастным к белому камню почти черным деревом. Но здесь архитектура советских официальных зданий становится домашней, частной, приобретает человеческий масштаб. «Холодные»  полированные участки камня чередуются с шершавыми и «теплыми».


Проект загородного дома в Латвии.
Архитектурной студии Шернина

Второй этаж предполагается выполнить из деревянных клееных конструкций. Он условно разделен на «родительскую» зону в северной части дома, и зону для детей – в южной части. Верхнее освещение со стороны соседа (восток) обогащает объемную пластику фасада и позволяет осветить дополнительно санузлы, гардеробную и две спальни. Кроме того, в ванных комнатах на восточной стороне выполнено ленточное вертикальное остекление. Эти окна нивелируют некоторую монотонность закрытого фасада со стороны соседей.

От соседнего участка дом отделяют дополнительные постройки (навес на три машины, котельная с кладовой, еще один закрытый навес и «гараж» для катера). В качестве ответа на выпуклую поверхность второго этажа они также изгибаются в противоположную сторону. Все решетчатые конструкции предусматривают расположение на их поверхности вьющихся растений. На этом уровне запроектирован двусветный холл, в котором располагаются лестницы. Холл предназначен для выхода на верхнюю, обзорную террасу, расположенную на третьем уровне. С нее осуществляется обслуживание кровли (чистка, ремонт и пр.). Кроме того, на втором этаже запроектированы жилые комнаты для детей, каждая из которых оснащена индивидуальным санузлом и выходом на общую террасу, обращенную в сторону участка. При этом проход из «восточной» комнаты осуществляется по стеклянному мостику. Это сделано для того, чтобы прямые солнечные лучи проникали в столовую, расположенную под протяженной террасой «детской» части дома. Из холла через гардеробную комнату можно пройти в спальню родителей либо в ванную комнату. Родительская спальня имеет персональную террасу. Терраса имеет также связь с холлом.

Проект загородного дома «Галеон» (Латвия). Архитектурной студии Шернина

По заданию на проектирование требовалось разработать проект надстройки верхнего этажа над существующей одноэтажной постройкой. Первый этаж выполнен из монолитного железобетона и облицован крупным природным камнем. Восточная стена в плане – волнообразная. С этой стороны к усадьбе через дорогу примыкает соседний участок. В стенах выполнены широкие оконные проемы. Подвала нет. Предполагается проживание двоих взрослых и двух дочерей. С трех сторон участок окружен водой.

Автором было принято решение «обыграть» морскую тематику. Это обусловлено как близостью водной глади, так и тем, что хозяин предполагает пользоваться катером. Для катера запроектировано отдельное помещение, расположенное ближе к воде.

Второй этаж выполнен из дерева, что придает легкость конструкции – как визуальную так и фактическую. Да и силуэт надстройки напоминает профиль деревянного корабля выше ватерлинии. Также было решено на втором этаже продолжить плавный изгиб восточной стены, а с севера и юга дополнить верхний этаж консолями, которые, являясь «носом» и «кормой» корабля, выполняют функцию навеса над воротами в гараж (корма), и над террасой (нос). Поскольку восточный фасад обращен к соседям, он менее открыт, по сравнению с другими фасадами. Вдоль него расположены санузлы. Над оконными проемами – сложенные ставни, декорированные, как и промежутки между окнами, прутками. Перед восточной стеной до границы участка могут быть высажены различные кустарники, символизирующие волны. Таким образом, при подъезде к дому будет казаться, что он плывет по зеленой глади из листьев.

С севера между домом и водой запроектирован эллинг для содержания катера. От него к воде направлены аппарели для спуска катера на воду. Крыша эллинга используется как дополнительная терраса. Пройти на  нее можно по мостику в уровне второго этажа дома.

На первом этаже предполагается разместить просторный вестибюль, в который можно попасть через основной вход с запада, через сквозной проход от восточной стены либо из эллинга. По сторонам от вестибюля размещены гостиная и кухня-столовая. Из вестибюля также осуществляется проход в гостевой санузел, раздевалку и сауну. Из гостиной можно выйти на террасу первого этажа. Из столовой можно подняться на второй этаж, где находятся две комнаты для дочерей с персональными санузлами и гардеробными комнатами. Спальня родителей также оборудована гардеробной и персональной ванной комнатой. Предусмотрена также гостевая комната, которая может использоваться и как жилая. Из спальни родителей и из холла второго этажа можно пройти на просторную террасу и по мостику перейти на террасу над эллингом.

Для детей предусмотрена персональная терраса на кровле. На нее поднимаются по лестнице, начинающейся от дверей детских комнат. Эта терраса также обращена на запад – в сторону воды. От соседей она закрыта объемом лестничной клетки. При этой террасе оборудован небольшой санузел и миниатюрная кухня. Небольшая кладовая служит для хранения шезлонгов, столика и прочего оборудования. На крыше могут быть установлены солнечные батареи.

Конкурсный проект загородного дома. Архитектурной студии Шернина

На конкурс представлен индивидуальный жилой дом, представляющий собой концепцию «открытого дома».

Все ограждающие конструкции, за исключением кровли, здесь выполнены из стекла. Это «дематериализует» наружные стены, соединяя интерьер с окружающей природой. Перекрытия первого этажа имеют вставки из стекла, которые подсвечиваются в ночное время.

Конструктивное решение бассейна также подчинено общей концепции. Половина его, обращенная к морю, выполнена из стекла. Это позволяет создавать эффектные световые решения для всего строения в целом (например, подсветка толщи воды снизу и изнутри). К тому же, водная гладь бассейна будет постоянно проецировать отблески на нижнюю сторону перекрытий и стены виллы, что будет создавать неповторимую атмосферу в интерьере.

Проект предназначен для строительства на высоком и крутом берегу моря. Вход осуществляется со стороны берега. По обе стороны от входа расположены открытые стоянки для автомобилей. Они защищены от осадков свесами боковых кровель и имеют мощеные дорожки для проезда в сторону дороги.

При входе в здание находится просторный вестибюль, одновременно служащий гардеробной комнатой. Из вестибюля можно пройти в двухсветную гостиную. С левой стороны при входе в гостиную размещен гостевой санузел. Вход в него расположен под промежуточной площадкой лестницы, ведущей на второй этаж.

Чтобы избежать прямого сообщения гостиной с санузлом, пространство под лестницей было обособлено с помощью стеклянной матовой перегородки. Она обеспечила «буферную зону» перед санузлом. По бокам гостиной, в полу, были предусмотрены вставки из  особо прочного стекла, которые подсвечиваются в темное время суток. Справа от гостиной находится кухня-столовая, вытянутая в плане и расположенная на 0,5 м. ниже уровня гостиной. Кухонное оборудование отделено от обеденной зоны барной стойкой. Обеденный стол, напротив, максимально выдвинут в сторону побережья. Следовательно, во время общих семейных обедов с этого места открывается великолепная панорама акватории. С левой стороны от гостиной, помимо гостевого санузла, находится также и рабочий кабинет-мастерская хозяина виллы. Рабочее место также выдвинуто к морю. В глубине, ближе к санузлу, устроена зона отдыха. Таким образом, кабинет может использоваться и как гостевая комната.

Из гостиной на второй этаж ведет лестница. Поднявшись по ней, можно попасть на переходный мостик, который соединяет две спальни и обогащает интерьер двухсветной гостиной. Обе спальни оснащены персональными ванными комнатами, расположенными над гостевым санузлом и кухней соответственно. А также выносными смотровыми балконами. С этих балконов осуществляется выход на кровлю. Поскольку обе спальни запроектированы высокими, то в каждой из них смонтирована смотровая площадка с внутренней лестницей. Часть кровли над спальнями выполнена с открывающимися элементами для предотвращения застоя воздуха внутри помещений. Из столовой можно спуститься на нижний уровень гостиной (отметка  –1.0 м). Здесь может быть устроена зона отдыха (зимний сад, музыкальный салон, бильярдная и т. д.). Сюда также можно пройти из кабинета. С нижнего уровня гостиной можно спуститься на террасу, оборудованную мостиком для прыжков в бассейн. Двери,  ведущие из дома на террасу и балконы второго этажа, запроектированы откидывающимися вверх. Это экономит место в открытом состоянии и, одновременно, они служат козырьками над выходами. С террасы по обеим сторонам устроены лестницы, ведущие к открытому бассейну. Здесь устроены площадки для спуска в воду и отдыха после купания.

Еще на уровень ниже расположена самая большая терраса, окружающая бассейн. Из-за перепада рельефа она приподнята на значительное расстояние над землей. Поэтому она находится в уровне крон растущих внизу пальм. С этой же площадки можно либо наслаждаться великолепным видом моря, либо наблюдать за купающимися в бассейне людьми через прозрачную стенку. Все технические помещения (котельная, насосная и т.д.) убраны под землю.

Дом каркасный, перекрытия выполнены из железобетона. Несущие колонны – металлические.  Фундамент свайный. Наружные стены – структурное остекление. 

 

Проект загородного дома «Вертикальный дом»
Архитектурной студии Шернина

Проект предназначен для строительства на высоком и обрывистом берегу. Вход соответственно осуществляется со стороны противоположной береговой линии. Рядом с входом, по обе стороны от него, расположены  стоянки для автомобилей под навесом. Они имеют обособленные, мощеные дорожки для проезда в сторону дороги.

Исходные условия. Запроектировать на крутом, морском берегу дом с большими площадями остекления, стандартным набором помещений. Предусмотреть большое количество открытых, разно уровневых террас, открытый бассейн. 

В результате получилось вертикально-ориентированное здание с развитием этажности вниз. На первом этаже располагается просторная гостиная с входным вестибюлем, кухня-столовая, гостевой санузел. По обеим сторонам от гостиной - открытые террасы. На -1 этаже запроектирована спальная зона. Здесь находятся 3 спальни с персональными санузлами. Еще ниже  гостевая комната с санузлом, а под ней – кабинет, также оборудованный санузлом. Кабинет намеренно отделен от спальной зоны пространством промежуточного этажа.

В этом случае при устройстве на первом этаже детских комнат шум не будет мешать сосредоточиться на работе. С уровня кабинета можно спуститься на нижние террасы и к бассейну. В самом нижнем, цокольном, этаже находятся технические помещения и кладовая. 

Дом каркасный, с монолитными перекрытиями из железобетона. Несущие колонны – металлические.  Фундамент свайный. Наружные стены – структурное остекление и монолит с эффективным утеплителем.

Приложение 2

 1

Загородный жилой дом. Общая площадь 672,6 м/кв.

                                          

Рис. 2.  Проект двухэтажного мансардного 7-комнатного жилого дома. В стилистическом

решении фасадов использованы мотивы русского модерна – архитектурного стиля, модного в конце XIX-начале XX веков и получившего распространение в последние годы.

Фундаменты - ленточные монолитные.

Наружные стены – кирпич.

Перекрытия – ж/б плиты.

Кровля – мансардная.

Покрытие – мягкая -, металлочерепица.

Наружная отделка – цветная штукатурка.

Продолжение  приложения 2

 2

Загородный жилой дом. Общая площадь 534,8 м/кв.

                                          

Рис. 3.  Великолепный особняк с необычной архитектурой займет главенствующее место в любой существующей застройке. Дом удобен для проживания, отдыха, приема гостей.

Хорошо продуманная планировка радует своей самодостаточностью.

Фундаменты – монолитные ж/б.

Наружные стены – кирпич.

Перекрытия – монолитные ж/б.

Кровля – мансардная.

Покрытие – мягкая -, металлочерепица.

Наружная отделка – цветная штукатурка.

Продолжение  приложения 2

 3

Загородный жилой дом. Общая площадь 455,1 м/кв.

                                          

Рис. 4.  Довольно необычный современный коттедж, в котором вполне традиционные и не очень большие помещения составляет в целом довольно интересную композицию.

Отличительной чертой проекта является размещение бассейна, чуть выше уровня первого этажа.

Фундаменты – сборные ленточные.

Наружные стены – кирпич.

Перекрытия – сборные ж/б.

Покрытие – мягкая -, металлочерепица.

Наружная отделка – цветная штукатурка.

Продолжение  приложения 2

 4

Загородный жилой дом. Общая площадь 262,8 м/кв.

                                          

Рис. 5.  Особняк, выполненный в стиле «модерн», отличается очень удобным зонированием, облегчающим организацию жизни его обитателей. Дом состоит из трех уровней – двух

этажей и подвала, в котором размещены подсобные помещения и холодная кладовая.

Фундаменты – сборные ж/б.

Наружные стены – пенобетон.

Перекрытия – междуэтажные: пенобетонные.

Покрытие – металлочерепица.

Наружная отделка – цветная штукатурка.

Продолжение  приложения 2

 5

Загородный жилой дом. Общая площадь 231,0 м/кв.

                                          

Рис. 6.  Примечательную архитектуру формируют изящные линии кровли и эркер в виде

полубашенки на главном фасаде – дом несомненно станет украшением любой застройки. Планировка коттеджа проста и понятна – есть все необходимое: гостиная с камином,

столовая и кухня задуманы в виде единого пространства.

Фундаменты – сборные ж/б.

Наружные стены – кирпич с утеплителем.

Перекрытия – сборные ж/б.

Покрытие – металлочерепица.

Наружная отделка – цветная штукатурка.

                                                                                                                                 Продолжение  приложения 2

 6

Загородный жилой дом. Общая площадь 203,5 м/кв.

                                          

Рис. 7.  Дом двухэтажный, с выстроенным по диагонали планировочным решением.

Характер фасадов дома формируется разнообразной по материалам и фактуре отделкой и сложной объемной конфигурацией здания в плане.

Фундаменты – монолитная плита.

Наружные стены – кирпич с утеплителем.

Перекрытия – первого этажа монолитное, второго – деревянные балки.

Покрытие – битумная черепица.

Наружная отделка – лицевой кирпич.

                                                                                                                                 Продолжение  приложения 2

 7

Загородный жилой дом.

Рис. 8.  Дом Кауфмана «Дом-водопад» в Бэар-Ран (США, Пенсильвания ), 1936 год.

Архитектор Райт Франк Ллойд.

а – вид со стороны водопада;

б – разрез;

в – план первого этажа:

1 – общая комната,

2 – столовая,

3 – кухня,

4 – бассейн.

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 8

Загородный жилой дом.

Рис. 9.  Дом для уикендов в Глифаде близ Афин, Греция, 1970-е гг. Арх. Т. Зенетос.

а- общий вид;

б – план первого этажа;

в – план второго этажа.

Дом расположен на берегу моря примерно в 20 км. От столицы. В полуподвальном этаже находятся гараж, комната для прислуги, прачечная.

На первом этаже – кухня, большая общая комната со столовой и терраса, к которой примыкает сад; на втором этаже – спальни и протяженная крытая терраса.

На участке установлены скульптуры в виде дольменов, отлитые из бетона.

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 9

Загородный жилой дом.

Рис. 10. Дом арх. Гейр Грунг близ Осло, Норвегия.

а- план первого этажа: 1 – Детская, 2 – спальня, 3 – холл, 4 – столовая, 5 – кухня, 6- баня, 7 – прачечная-котельная, 8 – бассейн;

                                  б – план второго этажа: 9 – общая комната, 10 – библиотека.

Характерной особенностью дома является большая гостиная, остекленная со все сторон. Падение рельефа использовано для устройства под кухней и полом мастерской и гостевой комнаты с отдельным санузлом. Дом занимает площадь около 210 кв/м.

Рис. 11. Дом в Ист Гринстеде. Арх. П. Фогго, Д. Томас.

а- общий вид;

б – план: 1 – детская, 2 – ванные, 3 – детская, 4 – вход, 5 – прачечная, 6 – кухня, 7 – кабинет- библиотека, 8 – гостиная, 9 – вход на террасу, 10 – терраса, 11 – гараж на два автомобиля.

Дом состоит из двух крыльев, которые связаны между собой служебным ядром. Передний и садовый фасады полностью из стекла.

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 10

Загородный жилой дом.

Рис. 12. Дом Блайдса со студией. Санта Барбара, Калифорния, США. Арх. Норфосис.

                          а, б – общий вид;

                          д – план: 1 – вход, 2 – кухня, 3 – столовая, 4 – гараж, 5 – гостиная, 6 –

студия, 7 – спальня, 8 – гардеробная, 9 – бассейн.

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 11

Загородный жилой дом.

Рис. 13. Дом «Стакан», арх. О. Еремин (выставка «Мой дорогой дом» Москва, 1992 г.)

                          а – дворовой фасад, б – разрез, в, г – планы первого и второго этажа:

            1 – общая комната с кухней-нишей, 2 – спальня.

       Дом предназначен для участка минимальных размеров. Несмотря на свою мизерную величину; дом имеет все необходимые помещения. Под куполом запроектирована летняя мастерская. Площадь застройки – 18 кв/м., общая площадь – 49 кв/м., жилая площадь – 34 кв/м., строительный объем – 305 куб/м.

Рис. 14. Проект дома в Калифорнии, США, 1970-е гг. Арх. К. Эльвуд, инж. Р. Маркс.

                          

         Для размещения дома выбран особый участок местности: расщелина между двумя горными вершинами. Дом как мост завис над протекающей внизу горной рекой. Авторы античных трактатов дают такие советы к постановке дома: «Нужно постараться расположить виллу у подножия лесистой горы…. – так, чтобы была открыта наиболее здоровым ветрам, дующим в поле». Следует «….. искать воздуха умеренно холодного и теплого, который обычно бывает на середине холмов. Также удачным для дома считалось высокое место над рекой.

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 12

Загородный жилой дом.

Рис. 15. Вестминстер Лодж. Великобритания. Арх. Эдвард Куллинан. 1999 г.

                          а, б – здание в природном контексте; в – разрез; г – сечение по наружной стене; д – план второго этажа; е – интерьер.

               Предложен новый экологический подход к жилищному строительству. Дом предназначен быть образцом жилища для строительства в природном ландшафте без противопоставления ему. Здание поднято над землей. Стены сделаны из бревен, так же как и каркас, что обеспечивает прекрасный микроклимат и звукоизоляцию. Дом покрыт изогнутой крышей, обложенной дерном.

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 13

Загородный жилой дом.

Рис. 16. «Дом под садом». США.

        Дом принадлежащий экологу; в буквальном смысле замаскирован в ландшафте,

конструкции - из натуральных материалов, его крыша покрыта дерном; дом воедино слит

с природным окружением.

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 14

Загородный жилой дом.

      

Рис. 17. Дом на сваях «Выше разлива» на реке Сакраменто, США, California.

        

              Дом поставлен на сваи и расположен непосредственно у кромки реки Сакраменто. Во время разливов он оказывается окруженным водой и как бы парит над водной гладью. Принадлежит дизайнеру, проживающему в Калифорнии, и выстроен по его замыслу.

       

Рис. 18. «Дом-дерево». США. Berkshire Hills, Connecticut.

        

              Совсем маленький домик разместился на берегу небольшого озера в местности Berkshire Hills. Он имеет обширную террасу, которая служит отличной видовой площадкой, позволяющей любоваться чудесной местностью. Особенность жилища состоит в том, что сваями для дома служат стволы живых деревьев, растущих на берегу.

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 15

Загородный жилой дом.

                     

Рис. 19. Загородный дом Р. Л. Мерфи. Арх. Х. Ян.

        

              Аксонометрия. Здание размещено в окружении высоких деревьев. Оно поставлено на высокие столбы-опоры, которые метафорически воспринимаются как «стволы» деревьев, а параллелепипед здания – как их сросшиеся кроны.

       

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 16

Загородный жилой дом.

   

   

Рис. 20. Загородный дом  на холме. Стреттон Маунтинз, штат Вермонт, США.

Арх. А. Э. Кон, У. К. Луи, У. Педерсен.

а, б, в – общий вид; г – план второго этажа; д – план первого этажа; е – план цокольного этажа.

        

              Усадьба размещена на вершине холма в окрестностях лыжного курорта

Стреттон Маунтиз. Горный ландшафт покрыт густым лесом. С террас главного здания виллы открывается вид на великолепную панораму гор и долины.

       

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 17

Загородный жилой дом.

     

Рис. 21. Вилла Manbov в горном районе Атами, Япония. Арх. Сатоши Окада

а, б, - фасады; в, г – разрезы; д, е, ж – фрагменты.

        

              Вилла для семьи кинопромышленников из Токио размещена в курортной зоне на японском побережье Тихого океана примерно в 100 км. от столицы. Здание поставлено на возвышенном месте, откуда вид на океан не заслоняется верхушками деревьев. Гигантское яйцо покрытое как чешуей медными пластинами, наиболее впечатляюще выглядит, если смотреть снизу, когда фоном служит яркое небо.

       

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 18

Загородный жилой дом.

 

Рис. 22. Дом над пропастью. Сан-Мартин, аргентина.

Арх. Э. Лакрозе, Х. И. Мигуэнс, П. И. Молли, Ф. Прати.

а – вход терраса; б – разрез; в – план жилого уровня; г – вид со стороны пропасти; д – фрагмент разреза (сечение по крыше и т-стене); е - поэтажные схемы; ж – башня - лестничная клетка; з – интерьеры; и - генеральный план.

        

              Дом, в сущности представляет собой деревянный плот, зажатый в расселине и накрытый травяным пологом. Здание в концентрированном виде выражает идею убежища и суровой мужской жизни в горах. Пространство дома представляет собой единую воздушную прослойку между горизонтальной палубой плота, плывущего в поднебесье, и двускатной бетонной оболочкой крыши. С трех сторон дом обнимает андская скала.

       

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 19

Загородный жилой дом.

 

Рис. 23. Дом на круче. Сан-Пауло, Бразилия. Арх. М. Акаяба.

              В живописной пригородной зоне, населенной людьми, тяготеющими к респектабельности, на горной круче архитектор предложил построить дом «гнездо орла», незаурядный при всей своей простоте. Дом заслуженно получил широкую известность не только в Бразилии, но и во всей Латинской Америке.

       

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 20

Загородный жилой дом.

 

Рис. 24. Дом В Фокс-Пойнте с видами на два озера. США, Висконсин. 1970-е гг.

Арх. W. P., G. Simotti.

                           а, б – общий вид; в – схема генплана; г – план этажа.

              Местоположение дома выбрано очень удачно. Участок расположен на круглом холме в гористой местности. К востоку от дома – озеро Мичиган, с противоположной стороны – озеро Драйв. Планировка дома обусловлена круглой формой холма. Здание поставлено на консольные конструкции, образующие как бы раскрытый веер, нависающий над ниспадающим рельефом. С террас открываются виды на два озера.

       

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 21

Загородный жилой дом.

 

Рис. 25. Дом для уикендов в Кавури, Греция, 1970-е гг. Арх. Т. Зенетос

                           а – общий вид; б – фрагмент террасы; в – поперечный разрез; г- план.

              Дом построен в 30 км. от Афин на склонах холма, возвышающегося над морем, в сосновом лесу. Предназначен для отдыха в конце недели и во время летнего отпуска. Здание имеет несколько уровней. Главное помещение представляет собой большое универсальное пространство, зрительно разбитое на зоны для дневного пребывания, приема пищи, сна, здесь же находится и кухня.

       

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 22

Загородный жилой дом.

 

Рис. 26. Сборный передвижной дом. Разработка студентов колледжа искусств в Хориси,

Великобритания.

                           а – фасад; б – общий вид с развернутыми объемами; в – дом-прицеп в свернутом виде; г - схема крепления стенок-навесов к раме; д – план.

                           1, 2, 3, 4 – спальные блоки и схема их развертывания, 5 – центральный блок и трансформация блока кухни-столовой, 6 – санузел.

               Дом на колесах представляет собой центральное ядро-ящик, стены и перегородки которого опускаются . Площадь рамы основания – 9,3 кв/м., когда все стенки опущены, образуется жилая площадь около – 32 кв/м. В развернутом виде дом-прицеп состоит из пяти частей и включает стационарные установки в центре (душ, санузел, шкаф) и четыре секции. В одной из них устроен вращающийся кухонный блок, в двух других – два ряда подъемных постелей, а в последней четвертой секции – двуспальная постель. Шесть человек могут жить в таком доме в комфортных условиях.

       

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 23

Загородный жилой дом.

 

Рис. 27. Загородное жилище из трансформирующихся и облегченных конструкций.

               а – мобильный жилой блок для условий Севера. Инж. С. Нарынов.

               Объемный блок предназначен для сезонного проживания. Может изготавливаться из пластмасс, дерева, легких металлов. Стенами являются створки многослойной конструкции. В знойное летнее время можно отодвинуть створку и превратить блок в комнату-лоджию.

               б – жилые дома для зоны отдыха под Серпуховом. Арх. Ю. Лебедев, Н. Александрова, геометр Г. Брандт.

               Дом представляет собой оболочку, выполненную по геометрической аналогии со скорлупой птичьего яйца. Оболочка выполняется из армоцемента.

       

Рис. 28. Горное шале в Юрских Альпах из пластмасс. Арх. Хаузерманн, Камолетти, Геккель.

                Жилая ячейка состоит из шести сверхлегких стандартных элементов. Три нижних элемента армированы для обеспечения устойчивости. Устанавливается на трех столбах из металлических труб.

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 24

Загородный жилой дом.

 

Рис. 29. «Дом-пончик». Проект. Арх. Я. Каплицки и Д. Никсон, архитектурная фирма

«Системы Будущего», 1986 г.

                           

               «дом-пончик» представляет собой одну из версий заглубленного жилища. Может располагаться на любых склонах и на различной глубине. Базовая конструкция - поверхностно-напряженный круглый тор с открытым внутренним двориком. Доступ в дом осуществляется через тоннель. Стена обращенная во двор, полностью остеклена. Двор озеленен.

       

                       

Рис. 30. Загородный дом, врезанный в рельеф. Тироле, Австрия. Арх. Х. Парсон.

                      а – аксонометрия, б, в, г, - планы этажей.

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 25

Загородный жилой дом.

 

Рис. 31. «Жилой кокон». Проект архитектурной группы «Химмельбляу», Австрия.

                           

               а – фасад, в – разрез.

       

        

                      

Рис. 32. Миниатюрный загородный домик на плот-платформе.

Арх. М. Лобазов,  2000 г.

                        В зимнее время плавдом (19 кв/м. ) используется в качестве рыбацкого балка: люк в центре жилой комнаты позволяет ловить рыбу не выходя на мороз.

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 26

Загородный жилой дом.

 

Рис. 33. «Загородный дом для уикендов с патио. США, Калифорния. 1960-е гг.

                           

                        Дом каркасной конструкции с внутренним двориком-патио, в котором устроен басен размерами 6х11 м. Все помещения открыты на патио. Кухня-бар ориентирована одновременно и на столовую, и на бассейн.

       

        

                      

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 27

Загородный жилой дом.

 

Рис. 34. Дом на гористом пустынном острове. США, Maine, Североатлантическое побережье. Арх. Питер Форбе (Peter Forbest.)

                           

                        В основу проектной идеи этого дома архитектором заложены тир составляющих: сохранение ландшафта, господство света и экологически безопасные строительные материалы. Принята концепция открытого перетекающего пространства, для чего в конструктивном решении здания искусно применен каркас из стального профиля. Каркас не замаскирован, а декларативно открыт и является неотъемлемой частью интерьера, он разбивает внутреннее пространство на функциональные зоны. Связующим элементом выступает одномаршевая лестница, пронизывающая словно стрела, весь объем здания. В качестве изолированных комнат выступает лишь ванная, туалеты и технические кабинеты, остальное жилое пространство максимально раскрыто вовне. Из дома открываются великолепные виды на ландшафты национального парк, где он расположен. В разное время суток и в различные сезоны дом изменяется вместе с природным пейзажем, поскольку отражает его в своих зеркальных стенах.

       

        

                      

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 28

Загородный жилой дом.

 

Рис. 35. Дом Прайса. США, Корона дел Мар, Калифорния, 1984-1989. Арх. Барт Принс.

                           

                        Совершенно индивидуальный, роскошный интерьер, в котором мебель в традиционном понимании слова отсутствует. «Мебель» вырастает из пола, стен, соединяется с потолком и является их неотъемлемой частью.

        

                      

                                                                                                               Продолжение  приложения 2

 29

Загородный жилой дом.

 

Рис. 36. Мини- вилла Фантазия. Проект группы Dam-Dan. Япония. Omi, Aichi Prefecture,1973.

                           

                        Использованы конструктивные и формообразующие возможности цилиндра. Свет, цвет, тень, звук усиливаются в цилиндрическом объеме, в маленьком мире компактного интерьера. На этом строится концепция проекта. На фасадах – символика древних пиктограмм. Площадь участка 5600 кв/м.: общая площадь дома 60,3 кв/м.

        

                      

                                                                                                                    Окончание  приложения 2

 30

Загородный жилой дом.

 

Рис. 37. Дача-вилла «Сиамский домик», Россия, 2001. Арх. В. А. Бурмистров.

                           

                        «Сиамский домик» по замыслу автора проекта, - это загадочное существо, обитающее в подмосковных «джунглях». Существо забавное, со своим характером, доверчиво открывающее свое «я» окружающему миру. Внутреннее пространство виллы запроектировано по принципу «изнутри наружу». Большие остекления плоскости фасадов практически не отделяют пространство гостиной и других комнат от густой зелени леса, кольцом обступившей этот дом.

                           

                                                                                                                                        Приложение 3

 1

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

                                         

Рис. 38. XI Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера

"Под крышей дома...". Диплом профессионального клуба "Высокий дизайн". За проект-идею загородного дома "Упражнение №1". Москва-2009.

             

Рис. 39. X Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера

"Под крышей дома...". Лауреат фестиваля в номинации "проект-идея загородного дома". "Мобильная архитектура". Москва-2008.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 2

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

Рис. 40. XI Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера

"Под крышей дома...". Диплом профессионального клуба "Высокий дизайн". За проект-идею загородного дома "Упражнение №1". Москва-2009.

Рис. 41. Азбука загородного строительства.

Победитель конкурса 3-место в номинации «проект-идея загородного дома». «Тетрис-дом». Москва-2006.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 3

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

Рис. 42. Индивидуальный жилой дом в пос. Ключи.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 4

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 43. Дом Сноубордиста.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 5

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 44. Индивидуальный усадебный дом в пос. Ключи.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 6

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 45. Индивидуальный жилой дом в пос. Ключи.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 7

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 46. Дом православной семьи в пос. Ключи.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 8

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 47. Дом дизайнера в пос. Ключи.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 9

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 48. Индивидуальный одноквартирный жилой дом.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 10

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 49. Дом архитектора.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 11

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 50. Дом архитектора.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 12

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 51. Дом архитектора «Эгоист».

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 13

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 52. Усадебный дом.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 14

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 53. Дом усадебного типа.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 15

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 54. Дом пекаря.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 16

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 55. Дом скульптора.

                                                                                                                Продолжение приложения 3

 17

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 56. Усадебный дом.

                                                                                                                     Окончание приложения 3

 18

Конкурсные и курсовые проекты. Загородный жилой дом.

 

Рис. 57. Дом усадебного типа.

                                                                                                                                        Приложение 4

 1

Конкурс студенческих проектов «Дом сельского врача, учителя»

(2 курс АФ ТГАСУ, май-июнь 2012 г.).

 

Рис. 58.  В.В. Бахарева, гр. 520,  конс. Е.Н. Поляков. I премия

                                                                                                                Продолжение приложения 4

 2

Конкурс студенческих проектов «Дом сельского врача, учителя»

(2 курс АФ ТГАСУ, май-июнь 2012 г.).

 

Рис. 59.  А.В. Лаптев, гр. 530,  конс. П.М. Аникин, II премия

                                                                                                                Продолжение приложения 4

 3

Конкурс студенческих проектов «Дом сельского врача, учителя»

(2 курс АФ ТГАСУ, май-июнь 2012 г.).

 

Рис. 60.  А.А. Сергеева, гр. 530,  конс. Н.В. Шагов. III премия

                                                                                                                Продолжение приложения 4

 4

Конкурс студенческих проектов «Дом сельского врача, учителя»

(2 курс АФ ТГАСУ, май-июнь 2012 г.).

 

Рис. 61.  В.В. Воронов, гр. 540,  конс. П.В. Муленок. Поощрительная премия

                                                                                                                Продолжение приложения 4

 5

Конкурс студенческих проектов «Дом сельского врача, учителя»

(2 курс АФ ТГАСУ, май-июнь 2012 г.).

 

Рис. 62.  С.В. Дондубон, гр. 530,  конс. П.М. Аникин. Поощрительная премия

                                                                                                                Продолжение приложения 4

 6

Конкурс студенческих проектов «Дом сельского врача, учителя»

(2 курс АФ ТГАСУ, май-июнь 2012 г.).

 

Рис. 63.  А.Ю. Урусова, гр. 520,  конс. Е.Н. Поляков. Грамота конкурса

                                                                                                                Продолжение приложения 4

 7

Конкурс студенческих проектов «Дом сельского врача, учителя»

(2 курс АФ ТГАСУ, май-июнь 2012 г.).

 

Рис. 64.  А.В. Щекотов, гр. 510,  конс. М.Б. Тельцов. Грамота конкурса

                                                                                                                       Окончание приложения 4

 8

Конкурс студенческих проектов «Дом сельского врача, учителя»

(2 курс АФ ТГАСУ, май-июнь 2012 г.).

 

Рис. 65.  К.В. Яворовский, гр. 530,  конс. Н.В. Шагов. Грамота конкурса

Учебное издание

Поляков Евгений  Николаевич,

Малоэтажный жилой дом усадебного типа

Учебное пособие

Редактор Е.Ю. Глотова

Подписано в печать

Формат 6090/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс, печать офсет.

Уч.-изд. л. 3,7.   Тираж 100 экз.   Заказ №

Изд-во ТГАСУ,  634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

Формат                                  .  Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Уч.-изд. л.                                   Тираж 100 экз.   Заказ №

1 Эллинг – помещение или береговое сооружение для стоянки, хранения и мелкого ремонта  лодки, катера.

2 Такая планировка возможна при ширине участка не менее 20 м.

3 Мансарда – чердачное помещение, образованное скатами высокой крыши.. Часто каждый скат состоит из двух частей: верхней пологой и нижней – более крутой (мансардная крыша). Служит дополнительной полезной (иногда – жилой) площадью здания.

4  Идеально, если тамбур примыкает непосредственно к веранде или террасе.

5  Эркер  (нем. Erker) – часть внутреннего объема здания, вынесенная за пределы его наружных стен и выступающая на фасаде. Может размещаться на плоскости стены или на углу здания (угловой Э.).

6 Фановая труба (в усадебных домах)  - устройство, соединяющее  канализационный сток с атмосферой или с отдельным вентиляционным каналом.




1. федеральных министерств федеральных служб и федеральных агентств руководство деятельностью которых осущ.html
2. Менеджер проектов Socil Medi Mrketing Профессионал по коммуникациям и маркетингу в социальных сетях Specilist-mnger of s
3. Общая генетика
4. Тема- Вивчення деяких органічних речовин та їх властивостей
5. МОДУЛЬ 4 КАРДІОРЕВМАТОЛОГІЯ ДИТЯЧОГО ВІКУ 1
6. и с помощью авто заполнения укажите диапазон до ячейки А10 у вас должны во всех выбранных ячейках появится
7. ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ Исполнитель- Швецова Екатерина Александровна
8. Клещевой бореллиоз.html
9. Перш ніж приступити до ворожіння необхідно чітко сформулювати в розумі питання.html
10. Світові геноциди
11. Кубанский государственный университет Филиал в г
12. Иванов Вячеслав Иванович
13. История башкирского народа в преданиях и легендах
14. Российский малый бизнес проблемы и перспективы
15. Правовое поле в области охраны труда
16. Інтегральна оцінка інвестиційної привабливості підприємства Рейтингова оцінка фінансового стану підприємства
17. РЕФЕРАТ дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата сільськогосподарських наук
18. Технологический процесс изготовления круглой протяжки
19. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Одеса 1999 Дисе
20. ru Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений