Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тематический план первого года обучения Содержание курса первого года обучения Требования к уровню подго

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

ПРОГРАММА

ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ

«ТРИУМФ»

Для детей от 5-ти до 18-ти лет.

(техника вокального исполнения)

Составитель: Сластникова Ю.В

педагог дополнительного образования

стаж работы 5 лет,

вторая квалификационная категория.

Карпинск 2009

Содержание

Пояснительная записка

Учебно-тематический план первого года обучения

Содержание курса первого года обучения

Требования к уровню подготовки

Содержание второго первого года обучения

Требования к уровню подготовки

Содержание курса третьего года обучения

Требования к уровню подготовки

Учебно-методическое обеспечение и материальное оснащение

Список рекомендуемой литературы

Сведения об авторе

Пояснительная записка

На сегодняшний день музыкальное искусство продолжает оставаться одним из средств разностороннего развития детей: музыкально-творческого и личностного. Кроме того, посредством музыки учащиеся имеют возможность самовыразиться, и пообщаться со сверстниками, развивая свои коммуникационные способности. Однако на современном этапе развития общества в нем преобладает тенденция тяготения к любительскому музицированию в небольших группах, таких как эстрадное пение, вокально-инструментальные ансамбли и т.п.

Немногие люди сочиняют стихи или пишут картины, но абсолютно все были приобщены к вокальному творчеству. Происходило это добровольно, а возможно и по просьбе коллег или родственников, но, скорее всего, участие в процессе музыкального творчества приносило и исполнителям, и слушателям массу положительных эмоций: радости, восторга и , конечно, улучшало настроение. Многие совершенно объективно считают, что поют довольно хорошо, но, к сожалению, это относится не ко всем любителям пения. И дело совсем не в том, что у человека нет ни слуха, ни голоса, а в том, что многие не умеют пользоваться тем, что дала им природа.

Музыка влияет на нас: успокаивает, когда мы раздражены, вдохновляет, когда не уверены, помогает восстановить силы, когда устали и каждый берет от музыки то, в чем он нуждается.

Вопрос  «зачем мы учимся петь?» представляется тривиальным и риторическим. Однако, при ближайшем рассмотрении, можно выяснить, что далеко не всегда цель обучения бывает единственной. Ведь говорить красивым выразительным голосом также приятно и необходимо, как модно одеваться, чистить зубы и здороваться при встрече.

Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему (а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой), следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечеткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию. А правильная ясная речь характеризует еще и правильное мышление.

В общей системе развития важное значение имеет эстетическое и музыкальное воспитание. Приобщение к музыке, к наследию русской и мировой классики, к лучшим образцам современной музыкальной культуры способствует развитию учащегося.

Программа обучения вокала ставит своей целью дать возможность ученикам получить основы вокального и музыкального образования.

Для обучения необходимо:

  •  наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов;
  •  здоровый голосовой аппарат.

Перед началом обучения педагог должен проверить:

  •  диапазон голоса;
  •  музыкально-вокальные данные;
  •  исполнение вокального произведения (народная песня, произведение   современного композитора)
  •  чтение стихотворения, басни, прозы;
  •  хореографические данные (станцевать любой танец).

Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к музыкальному искусству через развитие их певческих навыков.

Задачи:

  •  Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
  •  Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов.
  •  Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
  •  Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений.
  •  Использовать различные приемы вокального исполнения.
  •  Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  •  Привить основы художественного вкуса.
  •  Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого учащегося.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

        Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения, причем третий год предусматривает углубление теоретических знаний и совершенствование практических навыков вокального исполнительского мастерства, полученных на первом и втором годах обучения.

За период 3-х годичного курса обучения ученик должен овладеть полным объемом знаний и навыков, предусмотренных данной программой.

Начиная со второго курса, ученик, помимо экзаменов, должен не менее 2-х раз в году выступить на академических вечерах или других концертах.

Окончивший 3-х годичный курс школы пения, ученик получает первоначальное музыкальное образование, пополняет кадры коллективов художественной самодеятельности. Особо одаренные учащиеся готовятся к поступлению в профессиональные учебные заведения.

На первый год обучения отводится … часов, из них теории - … часов, практики - … часов ( по 4 часа в неделю). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа в группе, и 1 час в неделю выделяется на индивидуальную работу с солистами. Программа первого года обучения рассчитана в основном на детей 6-10 лет.

Второй год обучения предусматривает … часов, из них теории - … часов, практики - … часов ( по 6 часов в неделю). Занятия проводятся 2 раза в неделю по  2 часа в группе и 1 раз в неделю 2 часа индивидуально с солистами.

Третий год обучения,  также как и второй, предусматривает … часов, из них теории - … часов, практики - … часов.

Программа состоит из нескольких разделов: сольное пение (постановка голоса, работа над репертуаром), вокальный ансамбль, элементарная теория музыки, развитие актерских и творческих способностей, концертная деятельность.

Занятия вокалом организованы в форме малых групп. Так как именно в малой группе наиболее полно сможет раскрыться индивидуальность каждого ребенка. Работая с малыми группами (не более 10 человек), педагог может успешнее реализовать личностно-ориентированный подход, столь актуальный в наше время, когда без внимания не остается ни один ученик.

Наряду с групповыми проводятся и индивидуальные занятия, на которых преподаватель дорабатывает и оттачивает какие-либо детали с теми или иными учениками (за одну неделю это могут быть 2-3 человека) на свое усмотрение и по мере необходимости.

В процессе занятий каждый учащийся последовательно овладевает основными вокальными навыками (дыхание, дикция, кантиленное звучание), осваивает навыки ансамблевого пения (слитный унисон, чистый строй, разные виды ансамбля), обретает координацию между слухом и голосом, получает элементарные знания в области теории и истории музыки, работает над музыкальными произведениями, раскрывая свой творческий потенциал.  

Творческая деятельность является источником обретения ребенком уверенности в своих силах и собственной значимости, что положительно влияет на его самооценку и адаптацию в любом коллективе. В групповых занятиях также развиваются и коммуникативные качества учащихся.

Творческому развитию личности учащихся в процессе занятий вокалом способствуют следующие методы (классификация Е.Г. Савиной)

  1.  Метод развивающего обучения, который обеспечивает эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, направленный на развитие познавательного интереса ребенка, его психических функций, творческих способностей и личностных качеств.
  2.  Метод создания ситуации успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в себе, в собственных силах и существенно облегчает сам процесс обучения.
  3.  Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных и интересных детям музыкальных произведений представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к вокальному искусству.
  4.  Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную  и привычную для детей игру, элементы которой присутствуют на каждом занятии, новых форм.

Эффективным средством развития творческих способностей учащихся являются творческие задания (предусмотренные данной программой в разделе «Развитие актерских и творческих способностей»):

  1.  Задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом педагогом дается установка на создание нового – «измени», «придумай», «сочини»).
  2.  Задания, способствующие освоению способов творческих действий, поиску решений.
  3.  Задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни.

Предлагаемый в программе материал должен быть освоен учащимися в данном объеме за счет системно-комплексного планирования уроков.

Контроль за успеваемостью, за качеством усвоения материала проводится систематически, от урока к уроку. На начальном этапе обучения контроль осуществляется ненавязчиво и органично вплетается в ход занятия. Опросы должны восприниматься учащимися как одна из форм общения с педагогом.

В конце каждого полугодия предусмотрены обязательные концертные выступления всего коллектива (и отдельных его солистов), на которых обязательно исполнение разнохарактерных музыкальных произведений различных стилей и жанров. Помимо обязательных концертных выступлений, учащимся рекомендуется принимать участие во всех концертных мероприятиях как внутри центра, так и за ее пределами, а также во всевозможных конкурсах различного уровня, так как концертная деятельность воспитывает у детей выдержку, сценическую волю и чувство ответственности.

Программа является компилятивно-составительской и разработана на основе государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (в том числе программа Г.И. Шатковского «Курс сольфеджио в ДМШ», ведущие федеральные программы по предмету «Музыка» Д.Б. Кабалевского, Ю.Б. Алиева, Е.Д. Критской и др.), сертифицированных составительских программ «Эстрадный вокал» авторов Н.В. Усаревой и С.Ю. Устьянцевой (г. Камышлов) и «Театральные игры» Е.Е. Агеевой (г. Екатеринбург), а также с учетом рекомендаций ведущих преподавателей Уральского Государственного Педагогического Университета (кандидатов и докторов педагогических наук, воспитавших многочисленных лауреатов международных и всероссийских конкурсов в области вокального исполнительства) и основываясь на методиках работы следующих выдающихся педагогов (вокалистов и хоровиков): Г.Струве, Г. Стуловой, В. Соколова, Д. Огороднова, В. Емельянова, А. Пономарева и ряда других.

Отличительной особенностью настоящей программы является ее универсальность. Она объединяет в себе различные музыкальные разделы, поэтому в процессе занятий происходит комплексное развитие личности учащихся. Дети получают элементарные знания в области теории музыки, развивают свои музыкальные, актерские навыки и коммуникативные навыки. Посредством музыкального искусства, такого многогранного и неделимого, происходит воспитание души ребенка, развитие его моральных и нравственных качеств. Музыкальная культура выступает здесь частью общей духовной культуры учащихся.

Занятия в классе вокала призваны удовлетворить образовательные потребности личности и общества за пределами основных учреждений образования.

Программа адресована руководителям вокальных коллективов, работающим в сфере дополнительного образования детей и юношества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения)

(количество часов каждый педагог определяет сам)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Постановка голоса

1.1

Певческая установка

1.2

Строение голосового аппарата.

Звукообразование.

1.3

Дыхание

1.4

Артикуляционная гимнастика

1.5

Кантилена и гласные в пении

1.6

Дикция

1.7

Настройка голосового аппарата

Распевание

2.

Работа над репертуаром

2.1

Вокализы и учебно-тренировочный материал

2.2

Народные песни

2.3

Современные и популярные песни

2.4

Патриотические и военные песни

2.5

Стихотворный текст. Орфоэпия

3.

Развитие вокально-хоровых навыков

3.1

Унисон

3.2

Строй

3.3

Ансамбль

3.4

Двухголосие

3.5

Пение a’cappella

4.

Элементарная теория музыки

4.1

Основные музыкальные термины

4.2

Штрихи

4.3

Динамика и нюансы

4.4

Звуковедение и фразировка

4.5

Ритм и длительности

4.6

Лад и тональность

4.7

Графическое изображение мелодии

5.

Развитие актерских и творческих способностей

6.

Концертная деятельность

Итого

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(первый год обучения)

РАЗДЕЛ 1.  ПОСТАНОВКА ГОЛОСА.

ТЕМА1. Певческая установка.

Теория: Положение корпуса  и головы при пении, посадка.

Практика: Выполнение упражнений «Шалтай-Болтай» и «Ракета»

ТЕМА 2. Строение голосового аппарата. Звукообразование.

Теория: Особенности строения голосового аппарата, гортани, работа связок и образование звука.

ТЕМА 3. Дыхание.

Теория: Виды дыхания. Особенности певческого дыхания. Цепное дыхание.

Практика: Выполнение комплекса упражнений для тренировки певческого дыхания: «Надуть шарик», «Лопнуть шарик», «Свеча», «Трубач», «Забей мяч в ворота», «Порции» и т.п.

ТЕМА 4. Артикуляционная гимнастика.

Теория: Понятие «артикуляция». Значение артикуляции в пении.

Практика: Гимнастика для губ и языка. Выполнение комплекса упражнений: «Влажная уборка во рту», «Иголочка», «Конфетка», «часики», «Лопаточка», «Лошадка» и т.п.

ТЕМА 5. Кантилена и гласные в пении.

Теория: Понятие «кантилена», «легато». Особенности произнесения гласных звуков в пении.

Практика: Выполнение комплекса упражнений.

ТЕМА 6. Дикция.

Теория: Понятие «дикция». Взаимодействие гласных и согласных звуков в пении.

Практика: Проговаривание скороговорок в различных темпах.

ТЕМА 7. Настройка голосового аппарата. Распевание.

Практика: Выполнение комплекса упражнений.

РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ.

ТЕМА 1. Вокализы и учебно-тренировочный материал.

Практика: Пение различных вокализов Абта, Вилинской, Зейдлера и других авторов.

ТЕМА 2. Народные песни.

Теория: Народная песня и ее роль в воспитании чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому народа, к его характерным чертам, языку, культуре в целом.

Практика: Разучивание произведений.

ТЕМА 3. Современные и популярные песни.

Теория: Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных средств. Актуальность песни. Разбор авторского замысла и собственная интерпретация произведения.

Практика: Разучивание произведений.

ТЕМА 4. Патриотические и военные песни

Теория: Беседа о ВОВ. Краткая биография, творческий портрет композитора и автора слов. Раскрытие содержания музыки и текста, музыкально-выразительных средств. Интерпретация и анализ произведения.

Практика: Разучивание произведений.

ТЕМА 5. Стихотворный текст. Орфоэпия.

Теория: Правила орфоэпии. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении.

Практика: Осмысление стихотворного текста, выделение ключевых слов, разбор средств поэтической выразительности. Декламация на дыхании. Отработка произношения отдельных звуков и слогов в слове.

РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ.

ТЕМА 1. Унисон

Теория: Понятие «унисон».

Практика: Чистое и выразительное интонирование. Тембрально слитное пение на примере музыкальных произведений и упражнений распевания.

ТЕМА 2. Строй.

Теория: Понятие «строй». Горизонтальный и вертикальный строй.

Практика: Проучивание произведений по партиям. Работа над стройным звучанием между голосами.

ТЕМА 3. Ансамбль.

Теория: Понятие «ансамбль». Виды ансамбля.

Практика: Работа над различными видами ансамбля при разучивании музыкальных произведений.

ТЕМА 4. Двухголосие.

Практика: Введение в распевание элементов двухголосного пения.

ТЕМА 5. Пение a’cappella.

Практика: Пение различных музыкальных произведений без сопровождения.

РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ.

ТЕМА 1. Основные музыкальные термины.

Теория: Понятия основных муз. терминов.

ТЕМА 2. Штрихи.

Теория: Понятие «штрихи». Виды штрихов.

ТЕМА 3. Динамика и нюансы.

Теория: Понятие «динамика» в музыке. Основные динамические оттенки, нюансировка.

ТЕМА 4. Звуковедение и фразировка.

Теория: Характер звуковедения, виды атаки звука. Понятие «фразировка».

ТЕМА 5. Ритм и длительности.

Теория: Понятия «ритм» и «длительности». Схема деления длительностей

Практика: Хлопанье ритма музыкальных произведений с условным названием длительностей

ТЕМА 6. Лад и тональность.

Теория: Понятие «лад». Мажорный и минорный лад как показатель настроения музыки.

Практика: Определение лада в разучиваемых произведениях.

ТЕМА 7. Графическое изображение мелодии.

Теория: Восходящее и нисходящее движение мелодии.

Практика: Просмотр нотного текста изучаемых произведений и выявление направления движения мелодической линии. Рисование мелодических линий.

РАЗДЕЛ 5. РАЗВИТИЕ АКТЕРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Практика: Выполнение творческих заданий, различных этюдов, импровизаций на развитие актерских способностей и раскрепощение учащихся. Инсценировка некоторых изучаемых музыкальных произведений.

РАЗДЕЛ 6. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Практика: Выступление на концертах, тематических вечерах, конкурсах, фестивалях. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков на практике.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

К концу первого года обучения учащиеся должны знать

  •  Особенности певческой установки;
  •  Упражнения на тренировку певческого дыхания;
  •  Особенности строения голосового аппарата, охраны и гигиены голоса;
  •  Основные упражнения артикуляционной гимнастики;
  •  Упражнения на выравнивание и округление гласных;
  •  Основные правила орфоэпии;
  •  Особенности произнесения гласных и согласных звуков при пении;
  •  Несколько примеров скороговорок;
  •  Виды музыкального строя и ансамбля;
  •  Упражнения на распевание и настройку голосового аппарата;
  •  Приемы разучивания музыкального произведения, работы над текстом и художественным образом;
  •  Музыкальную терминологию;
  •  Основные длительности нотной грамоты;
  •  Особенности концертной деятельности.

Учащиеся должны уметь

  •  Применять полученные знания на практике;
  •  Использовать приобретенные вокальные навыки при разучивании музыкальных произведений;
  •  Подготавливать речевой и голосовой аппарат к вокальной работе и полноценному звучанию;
  •  Добиваться активной работы языка, губ, ровного спокойного выдоха;
  •  Добиваться мягкого, кантиленного звучания, ровности гласных;
  •  Работать над слитным унисоном;
  •  Самостоятельно работать над текстом;
  •  Чисто интонировать;
  •  Работать над художественным образом разучиваемого произведения;
  •  Передавать в упражнениях эмоциональное состояние;
  •  Определять и отбивать ритм;
  •  Видеть в нотном тексте направление движения мелодии;
  •  Ритмически непринужденно двигаться под заданную мелодию;
  •  Анализировать свое и чужое исполнение»
  •  Исполнить несколько концертных номеров.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(второй год обучения)

(количество часов каждый педагог определяет сам)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Постановка голоса

1.1

Певческая установка

1.2

Дыхательная гимнастика

1.3

Певческое дыхание

1.4

Артикуляционная гимнастика

1.5

Дикция

1.6

Настройка голосового аппарата

Распевание

1.7

Сглаживание регистров

2.

Работа над репертуаром

2.1

Вокализы и учебно-тренировочный материал

2.2

Народные песни

2.3

Современные и популярные песни

2.4

Патриотические и военные песни

2.5

Стихотворный текст. Орфоэпия

3.

Развитие вокально-хоровых навыков

3.1

Унисон

3.2

Строй

3.3

Ансамбль

3.4

Многоголосие

3.5

Пение a’cappella

4.

Элементарная теория музыки

4.1

Основные музыкальные термины

4.2

Средства музыкальной выразительности

4.3

Ритм и длительности

4.4

Графическое изображение мелодии

4.5

Лад и тональность

5.

Развитие актерских и творческих способностей

6.

Концертная деятельность

Итого

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(второй год обучения)

РАЗДЕЛ 1.  ПОСТАНОВКА ГОЛОСА.

ТЕМА1. Певческая установка.

Теория: Положение корпуса  и головы при пении, посадка (повторение)

Практика: Повторение упражнений «Шалтай-Болтай» и «Ракета»

ТЕМА 2. Дыхательная гимнастика

Практика: Выполнение комплекса упражнений: «Болванчик», «Насос», «Выпад», «Обнять себя».

ТЕМА 3. Певческое дыхание.

Практика: Отработка дыхательных упражнений 1-го года обучения: «Надуть шарик», «Лопнуть шарик», «Свеча», «Трубач», «Забей мяч в ворота», «Порции» и т.п.

ТЕМА 4. Артикуляционная гимнастика.

Практика: Гимнастика для губ и языка. Выполнение комплекса упражнений: «Влажная уборка во рту», «Иголочка», «Конфетка», «часики», «Лопаточка», «Лошадка» и т.п.

ТЕМА 5. Дикция.

Практика: Проговаривание скороговорок и чистоговорок в различных темпах.  Декламация на дыхании.

ТЕМА 6. Настройка голосового аппарата. Распевание.

Практика: Выполнение комплекса упражнений.

ТЕМА 7. Сглаживание регистров.

Практика: Упражнения «Лошадка», «Волна» и другие.

РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ.

ТЕМА 1. Вокализы и учебно-тренировочный материал.

Практика: Пение различных вокализов Абта, Вилинской, Зейдлера и других авторов.

ТЕМА 2. Народные песни.

Теория: Народная песня и ее роль в воспитании чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому народа, к его характерным чертам, языку, культуре в целом.

Практика: Разучивание произведений.

ТЕМА 3. Современные и популярные песни.

Теория: Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных средств. Актуальность песни. Разбор авторского замысла и собственная интерпретация произведения.

Практика: Разучивание произведений.

ТЕМА 4. Патриотические и военные песни

Теория: Углубленная беседа о ВОВ. Краткая биография, творческий портрет композитора и автора слов. Раскрытие содержания музыки и текста, музыкально-выразительных средств. Интерпретация и анализ произведения.

Практика: Разучивание произведений.

ТЕМА 5. Стихотворный текст. Орфоэпия.

Теория: Правила орфоэпии. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. Сведения о жизни и творчестве автора текста.

Практика: Осмысление стихотворного текста, выделение ключевых слов, разбор средств поэтической выразительности. Декламация на дыхании. Отработка произношения отдельных звуков и слогов в слове.

РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ.

ТЕМА 1. Унисон

Теория: Понятие «унисон».

Практика: Чистое и выразительное интонирование. Тембрально слитное пение на примере музыкальных произведений и упражнений распевания.

ТЕМА 2. Строй.

Теория: Виды строя (повторение)

Практика: Проучивание произведений по партиям. Работа над стройным звучанием между голосами.

ТЕМА 3. Ансамбль.

Теория: Понятие «ансамбль». Виды ансамбля.

Практика: Работа над различными видами ансамбля при разучивании музыкальных произведений.

ТЕМА 4. Многоголосие.

Теория: Особенности многоголосного пения.

Практика: Разучивание многоголосных произведений. Пение дуэтами, трио, квартетами (временными микрогруппами).

ТЕМА 5. Пение acappella.

Практика: Пение различных музыкальных произведений без сопровождения.

РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ.

ТЕМА 1. Основные музыкальные термины.

Теория: Повторение понятий основных муз. терминов.

ТЕМА 2. Средства музыкальной выразительности.

Теория: Мелодия, аккомпанемент, фактура, интонация, фигурации как средства музыкальной выразительности.

Практика: Разбор средств музыкальной выразительности в разучиваемых произведениях.

ТЕМА 3. Ритм и длительности.

Теория: Пунктирный ритм и синкопы.

Практика: Хлопанье ритма музыкальных произведений с условным названием длительностей.

ТЕМА 4. . Графическое изображение мелодии.

Теория: Восходящее и нисходящее движение мелодии.

Практика: Просмотр нотного текста изучаемых произведений и выявление направления движения мелодической линии. Рисование мелодических линий.

ТЕМА 5. Лад и тональность.

Теория: Повторение понятия «лад». Мажорный и минорный лад как показатель настроения музыки.

Практика: Определение лада в разучиваемых произведениях.

РАЗДЕЛ 5. РАЗВИТИЕ АКТЕРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Практика: Выполнение творческих заданий, различных этюдов, импровизаций на развитие актерских способностей и раскрепощение учащихся. Инсценировка некоторых изучаемых музыкальных произведений.

РАЗДЕЛ 6. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Практика: Выступление на концертах, тематических вечерах, конкурсах, фестивалях. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков на практике.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

К концу второго года обучения учащиеся должны знать

  •  Особенности певческой установки;
  •  Упражнения на тренировку певческого дыхания;
  •  Дыхательную гимнастику Стрельниковой;
  •  Основные упражнения артикуляционной гимнастики;
  •  Упражнения на сглаживание регистров;
  •  Основные правила орфоэпии;
  •  Особенности произнесения гласных и согласных звуков при пении;
  •  Несколько примеров скороговорок и чистоговорок;
  •  Упражнения на распевание и настройку голосового аппарата;
  •  Приемы разучивания музыкального произведения, работы над текстом;
  •  Технологию работы над художественным образом;
  •  Музыкальную терминологию;
  •  Основные длительности нотной грамоты;
  •  Особенности концертной деятельности.

Учащиеся должны уметь

  •  Применять полученные знания на практике;
  •  Использовать приобретенные вокальные навыки при разучивании музыкальных произведений;
  •  Подготавливать речевой и голосовой аппарат к вокальной работе и полноценному звучанию;
  •  Добиваться активной работы языка, губ, ровного спокойного выдоха;
  •  Добиваться ровности звучания головного и грудного регистров;
  •  Добиваться мягкого, кантиленного звучания;
  •  Самостоятельно работать над текстом;
  •  Чисто интонировать;
  •  Работать над художественным образом разучиваемого произведения;
  •  Передавать в упражнениях эмоциональное состояние;
  •  Отбивать ритм;
  •  Видеть в нотном тексте направление движения мелодии;
  •  Ритмически непринужденно двигаться под заданную мелодию;
  •  Анализировать свое и чужое исполнение»
  •  Исполнить несколько концертных номеров.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения)

(количество часов каждый педагог определяет сам)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Постановка голоса (усложненная техника)

1.1

Певческая установка

1.2

Дыхательная гимнастика

1.3

Певческое дыхание

1.4

Артикуляционная гимнастика

1.5

Кантилена и гласные в пении

1.6

Дикция

1.7

Настройка голосового аппарата

Распевание

1.8

Сглаживание регистров

2.

Работа над репертуаром

2.1

Вокализы и учебно-тренировочный материал

2.2

Народные песни

2.3

Современные и популярные песни

2.4

Патриотические и военные песни

2.5

Стихотворный текст. Орфоэпия

3.

Развитие вокально-хоровых навыков

3.1

Унисон

3.2

Строй

3.3

Ансамбль

3.4

Двухголосие

3.5

Пение a’cappella

4.

Элементарная теория музыки

(повторение всего курса)

5.

Развитие актерских и творческих способностей

6.

Концертная деятельность

Итого:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(третий год обучения)

РАЗДЕЛ 1.  ПОСТАНОВКА ГОЛОСА. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ.

ТЕМА1. Певческая установка.

Теория: Положение корпуса  и головы при пении, посадка (повторение)

Практика: Повторение упражнений «Шалтай-Болтай» и «Ракета»

ТЕМА 2. Дыхательная гимнастика

Практика: Выполнение комплекса упражнений: «Болванчик», «Насос», «Выпад», «Обнять себя».

ТЕМА 3. Певческое дыхание.

Практика: Отработка дыхательных упражнений 1-го года обучения: «Надуть шарик», «Лопнуть шарик», «Свеча», «Трубач», «Забей мяч в ворота», «Порции» и т.п.

ТЕМА 4. Артикуляционная гимнастика.

Практика: Гимнастика для губ и языка. Выполнение комплекса упражнений: «Влажная уборка во рту», «Иголочка», «Конфетка», «часики», «Лопаточка», «Лошадка» и т.п.

ТЕМА 5. Дикция.

Практика: Проговаривание скороговорок и чистоговорок в различных темпах.  Декламация на дыхании.

ТЕМА 6. Настройка голосового аппарата. Распевание.

Практика: Выполнение комплекса упражнений.

ТЕМА 7. Сглаживание регистров.

Практика: Упражнения «Лошадка», «Волна» и другие.

РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ.

ТЕМА 1. Вокализы и учебно-тренировочный материал.

Практика: Пение различных вокализов Абта, Вилинской, Зейдлера и других авторов.

ТЕМА 2. Народные песни.

Теория: Народная песня и ее роль в воспитании чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому народа, к его характерным чертам, языку, культуре в целом.

Практика: Разучивание произведений.

ТЕМА 3. Современные и популярные песни.

Теория: Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных средств. Актуальность песни. Разбор авторского замысла и собственная интерпретация произведения.

Практика: Разучивание произведений.

ТЕМА 4. Патриотические и военные песни

Теория: Углубленная беседа о ВОВ. Краткая биография, творческий портрет композитора и автора слов. Раскрытие содержания музыки и текста, музыкально-выразительных средств. Интерпретация и анализ произведения.

Практика: Разучивание произведений.

ТЕМА 5. Стихотворный текст. Орфоэпия.

Теория: Правила орфоэпии. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. Сведения о жизни и творчестве автора текста.

Практика: Осмысление стихотворного текста, выделение ключевых слов, разбор средств поэтической выразительности. Декламация на дыхании. Отработка произношения отдельных звуков и слогов в слове.

РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ.

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ.

ТЕМА 1. Унисон

Теория: Понятие «унисон».

Практика: Чистое и выразительное интонирование. Тембрально слитное пение на примере музыкальных произведений и упражнений распевания.

ТЕМА 2. Строй.

Теория: Виды строя (повторение)

Практика: Проучивание произведений по партиям. Работа над стройным звучанием между голосами.

ТЕМА 3. Ансамбль.

Теория: Понятие «ансамбль». Виды ансамбля.

Практика: Работа над различными видами ансамбля при разучивании музыкальных произведений.

ТЕМА 4. Многоголосие.

Теория: Особенности многоголосного пения.

Практика: Разучивание многоголосных произведений. Пение дуэтами, трио, квартетами (временными микрогруппами).

ТЕМА 5. Пение acappella.

Практика: Пение различных музыкальных произведений без сопровождения.

РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ.

Повторение материала 1-го и 2-го годов обучения.

РАЗДЕЛ 5. РАЗВИТИЕ АКТЕРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Практика: Выполнение творческих заданий, различных этюдов, импровизаций на развитие актерских способностей и раскрепощение учащихся. Инсценировка некоторых изучаемых музыкальных произведений.

РАЗДЕЛ 6. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Практика: Выступление на концертах, тематических вечерах, конкурсах, фестивалях. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков на практике.

По окончании всего курса, каждый ученик должен пройти выпускные экзамены. Это может проходить в разных вариантах: сольный концерт, защита проекта или открытый урок (где выпускник выступает в роли преподавателя). После прохождения выпускного экзамена выпускнику выдается свидетельство об окончании детского творческого объединения «Вокал».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ.

  1.  Кабинет для теоретических и практических занятий
  2.  Фортепиано
  3.  Зеркало
  4.  Музыкальный центр и телевизор
  5.  Комплект CD
  6.  Комплект DWD-дисков
  7.  Нотные сборники
  8.  Учебно-методическая литература, словари, справочники.
  9.  Концертные костюмы, реквизиты
  10.  Микрофоны, микшеры, стойки.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сластникова Юлия Викторовна

Основное место работы: ДООЦ

Должность: педагог дополнительного образования

Образование: высшее, окончила Уральский государственный педагогический университет, факультет музыкального и художественного образования в 2009 году.

Педагогический стаж – 5 лет

Квалификационная категория – вторая

Домашний телефон: (343) 3-56-38

Домашний адрес: 624930, г.о. Карпинск, ул. Луначарского,  д.81, кв.6.

АННОТАЦИЯ

Настоящая программа ориентирована на музыкально-творческое развитие детей 7-18 лет и рассчитана на 3 года обучения. Целью ее является формирование у учащихся устойчивого интереса к музыкальному искусству через развитие их певческих навыков.

В программе отражены и заявлены основные музыкальные дисциплины, необходимые для всестороннего художественно-эстетического развития личности, реализации индивидуальных особенностей и творческого самовыражения учащихся.

Данная программа объединяет следующие разделы: постановка голоса, работа над репертуаром, освоение ансамблевых навыков, элементарная теория музыки, развитие актерских способностей, концертная деятельность.

Программный материал должен осваиваться поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных вокальных данных каждого ученика.

При составлении программы учитывался собственный педагогический опыт, рекомендации ведущих преподавателей Уральского Государственного Педагогического Университета (кандидатов и докторов педагогических наук, воспитавших многочисленных лауреатов международных и всероссийских конкурсов в области вокального и хорового исполнительства), а также были задействованы сертифицированные программы «Эстрадный вокал» авторов Н.В. Усаревой и С.Ю. Устьянцевой (г. Камышлов) и «Театральные игры» Е.Е. Агеевой (г. Екатеринбург), программа «Курс сольфеджио в ДМШ» Г.И. Шатковского, а также ведущие федеральные программы по предмету «Музыка» в общеобразовательных учреждениях.




1. Тема Психология педагогической деятельности
2. А] 400 kПа 04 Н-мм 2.
3. Засоби захисту права власностi
4. І. Відомості про юридичну особу Повне найменування юридичної особи Організаційноправова ф
5. Лужина Лариса Анатольевна
6. Покушения на Гитлера
7. Методические рекомендации
8.  Цели и задачи11 Популяризация силовых контактных видов единоборства
9. CocCol Зустрічай свято Срок выполнения 1 декабря 2013 года 7 января 2014 года
10. Тема 7 1. а б г д.
11. Разработка и рассчет разомкнутой системы электропривода рабочего механизма
12. ТЕМА 12. ЄВРОПЕЙСЬКА РАДА ЄВРОПЕЙСЬКИЙ САМІТ
13. Тема- Типізовані файли
14. История его рождения не совсем обычна
15. Через религиозное образование - к православному образу жизни
16. ключ к стабильной работе акционерного общества
17. а ~ любая форма неличного представления и продвижения идей товаров и услуг оплаченная установленным заказч
18. мясо и субпродукты в начале состава
19. Методические рекомендации и задания домашней контрольной работы для студентов заочного отделения по дис
20. Человеку свойственно ошибаться.html