Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Актуальные проблемы изучения
курса социологии в ВУЗе
В пособии анализируются теоретические проблемы курса социологии, являющиеся дискуссионными: сущность понятий "объект" и "предмет" социологии, социальное и общественное; рассматриваются система общественных отношений, интересы как основа связей и отношений между людьми.
Автор излагает свой подход к проблемам и структуре учебного курса.
Пособие расчитано для студентов и преподавателей вузов.
Содержание
Введение
Объект и предмет социологии
Общественные отношения
Интересы - основа связей и отношений между людьми
Структура курса социологии как учебной дисциплины
Ссылка на литературу
Введение
Одной из важных общественных дисциплин, преподаваемых в вузах, является социология. В процессе преподавания этой дисциплины накоплен большой опыт, идет процесс его осмысления. В данной работе раскрываются некоторые проблемы содержательного характера, решение которых будет способствовать совершенствованию структуры и содержания курса, преподаваемого в вузах, процессу становления социологии как науки и учебной дисциплины.
Одной из первых проблем изучения социологии в вузе является выяснение объекта (содержания) и предмета (сущности) социологии.
I. Объект и предмет социологии
Социология - наука об обществе. Это наиболее общее определение этой дисциплины, общество изучают и другие науки. Анализируя учебники, учебные пособия, статьи по социологии, программы различных вузов, приходишь к выводу, что пока еще нет единого подхода к объекту социологии, ее предмету. И это не случайно. Социология как наука возникла в середине XIX века. За этот период времени объект и предмет социологии непрерывно менялись, с одной стороны уточнялись, что сопровождалось отделением социологии от философии, с другой - по мере накопления социального знания происходил рост числа концепций теоретической социологии, что обуславливало различные подходы к определению объекта социологии.
В данном пособии нет необходимости подробно останавливаться на этой проблеме. Приведем лишь некоторые примеры в историческом плане.
Если основоположник социологии французский философ Огюст Конт отождествлял социологию с обществоведением, то в марксистской мысли XIX века, в соответствии с достигнутым уровнем знания, социология понималась преимущественно как общественная наука в целом.
В XX веке в трудах В. И. Ленина и зарубежных марксистов использовалось другое, более узкое понимание социологии как особой науки, науки о социальных общностях, социальных процессах. В 60-х годах XX века распространяется мнение о том, что общесоциологической теорией является исторический материализм как наука об общих законах развития общества. В 80-е годы возникает понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах функционирования и развития социальных общностей. Например, Б. В. Князев объектом социологии определяет "СОЦИАЛЬНОЕ", его существенные характеристики, определяющие место и роль этой категории в системе общественных отношений. (1)
В данном случае в объект социологии включается одна сфера жизнедеятельности людей - социальная. Не общество, не общественные отношения в целом, а социальная его сфера, социальные отношения как один из видов общественных отношений. Рассмотрение "социального" в социологии связано с двумя причинами. Во-первых, в литературе часто "социальное" отождествляется с общественным, во-вторых, "социальное" в узком понимании связано с формированием различных предметных областей социологии: социологии труда, политики, образования и т. д.
В данных подходах к анализу объекта социологии мы наблюдаем выяснение структуры социологического знания. В нее входят общесоциологическая теория, специальные социологические теории. Общесоциологическая теория рассматривает основные, определяющие закономерности функционирования и развития общества в целом, социальных общностей, слоев и групп населения, личностей. Она является фундаментом, на котором основываются специальные социологические теории, отраслевые социологические знания, прикладные социологические исследования. Они представляют собой концепции, объясняющие механизм формирования и развития многообразных частных проблем, возникающих в обществе на определенной стадии его развития. Кроме того, социология является специфической наукой и в том плане, что она включает в себя и эмпирические (опытные) знания, содержащие методику, технику и организацию социологических исследований.
Исходя из структуры социологического знания, объект социологии можно определить как теоретическое и социологическое (эмпирическое) исследование закономерностей функционирования и развития общества как целостного социального организма. Это - общесоциологическая наука об обществе.
Объект социологии обуславливает предмет исследования этой науки. На разных этапах исторического развития и в различных социальных школах акцент делается на различных общностях и сторонах их деятельности. Поэтому имеется большое количество определений предмета социологии как в зарубежной, так и в советской литературе.
Анализ зарубежной литературы показывает, что чаще всего социологи определяют социологию как науку о различных социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. В США одни социологи определяют социологию как науку об обществе, группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в группах или социальных условиях. В советской литературе также имеются различные определения предмета социологии. Долгое время теоретическая социология отождествлялась с историческим материализмом, который, в свою очередь, трактовался как теория взаимодействия сфер общественной жизни. В последние годы появились новые подходы. Так, в монографии "Основы марксистско-ленинской социологии" дается следующее определение предмета социологии. Социология - "это социальная наука, исследующая структуру и развитие человеческого общества как систему социальных отношений, структуру и развитие общественно-экономических формаций и их элементов, а также источники социальной активности классов, групп, и индивидов в обществе" (2). Данное определение, на наш взгляд, также отождествляется с историческим материализмом. Но здесь общество рассматривается как система отношений, указывается на исследование источников социальной активности классов, групп и индивидов.
В книге "Социология" (М.,1990) социология определяется "как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных систем, наука о механизмах действия и форм проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов." (3) В этом определении предмет социологии сужается от общества в целом до социальных общностей, не подчеркивается взаимосвязь различных социальных систем, отношений между ними в процессе их жизнедеятельности.
Наиболее удачное, по нашему мнению, определение предмета социологии дает В.А. Ядов. "Социология, - пишет он,- есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессах как модусов их существования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между разнообразными социальными общностями, между личностью и обществом, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения." (4)
По существу в этом определении отражены все важнейшие элементы предмета социологии как теории социальной деятельности, отношений между субъектами и условиями этой деятельности.Однако в данном определении акцент делается на "социальное", на социальные отношения, а не на всю систему общественных отношений. Подобное определение предмета социологии дается в книге "Социология: наука об обществе" (Харьков, 1996). Там говорится: "социология есть наука о становлении и функционировании социальных общностей, социальных организаций, объединений и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействиях между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом." (5) При этом следует отметить, что социология не изучает становление социальных общностей. Это задача истории и философии.
Из анализа литературы, в которой изучаются подходы к выяснению сущности объекта и предмета социологии, можно сделать два основных вывода. Первый - нет ориентации на исследование общественных отношений. "Общество, - отметил К. Маркс, - не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу." (6) На это обращают внимание некоторые западные социологи. Например, по мнению бельгийского автора Миха де Кастра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности." (7) То есть, социологические исследования должны быть направленны не только на то, чтобы выяснить, из каких классов, социальных групп состоит то или иное общество и давать им характеристику. Эта задача решается и другими общественными науками. Задача социологии состоит в исследовании отношений между классами, нациями, социальными группами и внутри них.
Второй вывод - в литературе часто, особенно в последнее время, есть ориентация на изучение социальных отношений. И это правильно. Но дело в том, что в данном случае нет конкретизации этих отношений. Социальные отношения, с одной стороны, самостоятельный вид общественных отношений. В настоящее время практически никто из обществоведов не отрицает существование этих отношений как самостоятельного вида общественных отношений, наряду с производственными, политическими, духовными и т.д. Это специфические отношения между историческими общностями людей и внутри них как особых групп общественных отношений. В данном случае социальные отношения рассматриваются в узком смысле, значении, то есть - наряду с производственными, политическими и другими. С другой стороны, социальные отношения можно отождествлять с общественными отношениями и это правомерно. Термин "Socialis" в переводе с латинского означает "общественный", "социальный". Кроме того, взаимоотношения людей имеют экономическую, политические, духовные основы. Социальные субъекты осуществляют деятельность в этих сферах. В данном случае речь идет о социальных отношениях в широком смысле слова. Это соответствует марксистскому взгляду на общество. К. Маркс писал, что "все вопросы, касающиеся взаимных отношений между людьми, являются также и социальными вопросами." (8)
Значение понятия "социальные отношения" в широком смысле слова, в смысле общественных отношений состоит в том, что оно дает возможность характеризовать социальную систему в целом как конкретное общество. Поэтому задача социологии - науки об обществе - состоит в изучении не только социальных отношений, но и всей системы общественных отношений.
Третий вывод - практически во всех определениях предмета социологии подчеркивается такой аспект, как деятельность социальных общностей, слоев и социальных групп, и это очень важно, поскольку деятельность субъектов общественного функционирования и развития выступает в конечном счете предметом исследования социологии.
Исходя из вышеизложенного предмет социологии можно сформулировать таким образом: предметом социологии является изучение закономерностей функционирования и развития общества, социальных общностей, различных слоев и групп, их отношений между собой в процессе жизнедеятельности.
Второй проблемой изучения курса социологии в вузах является выяснение сущности и системы общественны отношений. В этом плане (в плане общественных отношений) социология в вузах практически не изучается. Об этом свидетельствуют учебники, учебные пособия и программы курса. Достаточно проанализировать книгу "Социология: практикум" (М.,:1993).
II. Общественные отношения
Под общественными отношениями понимается система связей между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности на основе интересов. Разные виды общественных отношений занимают не одинаковое место во всей их системе и играют не одинаковую роль в функционировании общества. Вот почему первостепенное значение для научного понимания механизма социальной жизни, субординации и взаимодействия ее сфер имеет выявление различных видов общественных отношений, их классификация, исследование их природы, связи и взаимодействия.
В наиболее общем виде общественные отношения делятся на материальные и идеологические, где материальные (производственные) отношения выступают объективными, первичными, главными, определяющими в целостной системе связей и отношений между людьми, а идеологические - вторичными, производными, зависящими от производственных отношений. (9)
Общая классификация общественных отношений, деление их на материальные и идеологические является методологической основой для различения общественно-экономических формаций, исторически обусловленных способом производства материальных благ, характером производственных отношений. (10) Наиболее полная характеристика того или иного общества, определение путей совершенствования отношений между людьми, особенно в переходные периоды, необходима их всесторонняя классификация, анализ каждого вида общественных отношений.
Для решения этой задачи важнейшее методологическое значение имеет ленинское положение о том, что общественные отношения складываются из действий реальных личностей. (11) Общество в целом как сложная динамическая и развивающаяся система характеризуется многообразной деятельностью людей, которые, действуя совместно, преобразуют мир и самих себя.
В соответствии с деятельностью людей систему общественных отношений целесообразно рассматривать по следующим основаниям.
Во-первых, по субъектам деятельности (кто осуществляет деятельность?). Этому основанию соответствуют национальные, социально-групповые, семейные, межличностные отношения, отношения между людьми города и села, умственного и физического труда, между поколениями. В целом эта группа отношений определяется как социальные отношения - отношения по положению и роли в обществе.
Вторым основанием классификации общественных отношений являются объекты, сферы деятельности (на что направленна человеческая деятельность, каков вид деятельности?). Здесь выделяются следующие сферы деятельности и соответствующие виды общественных отношений. Производственная деятельность. Ей соответствуют производственные отношения - отношения по поводу средств производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Политическая деятельность. Она обуславливает политические отношения - отношения по поводу государственного устройства, содержания, форм и методов деятельности государства - отношения по поводу власти. Духовная сфера деятельности. Ей соответствуют духовные отношения - идейные и эмоциональные связи между людьми, зависящие от чувств, взглядов, сознания. Бытовая деятельность. На этой основе выделяются бытовые отношения - отношения по поводу удовлетворения материальных, духовных и физиологических потребностей, обеспечивающих воспроизводство и развитие человека. Управленческая сфера деятельности. Ей соответствуют управленческие отношения - отношения по поводу упарвленческих функций.
Третьим основанием классификации общественных отношений являются социальные нормы, регулирующие жизнедеятельность общества, общественное поведение людей. Такими социальными нормами выступают правовые, нравственные, религиозные и эстетические. Им соответствуют правовые отношения - отношения, складывающиеся на основе государственно-правовых и общественно-правовых норм. нравственные отношения - это отношения, формирующиеся на основе норм морали, норм, сложившихся в обществе в соответствии с представлениями классов, наций, социальных групп, о добре и зле, долге, справедливости, чести и т. д. и обеспечиваемые в своем действии внутренним убеждением, силой общественного мнения. Эстетические отношения - это отношения и поведение людей по законам красоты. Религиозные отношения - отношения между людьми, складывающиеся на основе религиозных норм и обрядов. В целом эти отношения образуют группу нормативных отношений, которые находятся во взаимосвязи, во взаимовлиянии и обеспечивают функционирование общества.
Знание системы общественных отношений позволяет подойти к анализу общества как целостного организма и раскрыть закономерные тенденции его развития. Эти задачи решает социология путем теоретического анализа и социологических исследований.
Сущность и система общественных отношений предпологает рассмотрение третьей проблемы - проблемы интересов, поскольку отношения между людьми складываются на основе интересов. Однако на эту проблему также не ориентируют учебные программы и пособия по социологии.
III. Интересы - основа связей и отношений между людьми
Изучение общественных отношений со стороны интересов представляет собой не только важное методологическое требование, но и имеет большое практическое значение. Оно дает возможность выявить внутренние источники движущих сил развития общества в целом. Поэтому всякий раз, когда требуется раскрыть не только сущность и характер общественных связей, но и логику поведения конкретных социальных субъектов, определить движущие силы исторического процесса, необходим анализ производственных и других видов общественных отношений с точки зрения интересов классов, наций, других социальных групп.
Учет анализа интересов имеет исключительно важное значение в современных условиях, в обществе, где во весь рост встает проблема научного управления социальными процессами, реформирования, обновления всех сфер жизни, всего комплекса общественных отношений.
Возникновение интересов связанно с формированием человеческого общества. Они проявляются в отношениях между людьми в процессе познания и освоения природной и социальной среды. Носителями интересов выступают личности, социальные группы, семья, трудовой коллектив, класс, нация, общество в целом. "...Все то, за что человек борется, писал К. Маркс, - связанно с его интересами." (12)
Интерес способствует объединению людей друг с другом, объединяет их в коллективы, в общество. В. И. Ленин Рассматривал интерес как важнейшую двигательную силу общественной деятельности. (13) Вот почему интересы занимают особое место при анализе общества, общественных отношений в социологической теории и практике.
Социальный интерес представляет собой причину, фактор, побудитель к действию. Он тем самым непосредственно соприкасается с потребностями. Однако категории "интерес" и "потребности" не тождественны. Потребность - неотъемлемое свойство живого, момент самой жизнедеятельности организма, внутренний стимул всякого живого существа. Интерес присущ только человеку. Все другие существа (животные) имеют потребности, но не имеют интересов. Человеку присущи и потребности, и интересы. Интересы формируются на основе потребностей. Причину этого факта следует искать не в том, что человек обладает сознанием, а прежде всего в том, что он живет в обществе, и удовлетворение его потребностей опосредованно общественными отношениями, трудовой, производственной деятельностью. Потребность - это выражение отношения субъекта к условиям своего существования. Интерес же есть выражение отношения между субъектами по поводу поддержания, воспроизводства условий, необходимых для удовлетворения потребностей.
Поскольку интересы отражают отношения людей по поводу удовлетворения потребностей, постольку они выражают сущность общественных отношений. Поэтому невозможно понять характер общественных отношений, отношений между людьми без анализа заключенных в них интересов.
При рассмотрении проблемы интересов важное значение имеет их классификация. При этом выделяются различные основания.
Первое - природа (источник) интереса. По этому основанию выделяются объективные и субъективные интересы. Дело в том, что объективные интересы как форма проявления общественных отношений, осознаются людьми.
Они могут быть осознанны полностью или частично, правильно или искаженно. Поэтому равным образом есть объективные интересы и есть их отражение в сознании людей, вступающих в качестве субъективных интересов.
Всестороннее изучение взаимосвязи между объективными и субъективными интересами дает возможность проследить развитие субъективных интересов, поведение классов, других социальных групп при реализации тех или иных видов общественных отношений.
Вторым основанием классификации интересов выступают их субъекты, носители, выразители своих интересов. К этой группе интересов относятся интересы общества, классовые, национальные интересы, интересы тех или иных социальных групп, коллективов, семейные, индивидуальные интересы. То есть речь идет о социальных интересах. Рассматривая эту группу интересов следует учитывать их взаимосвязь, взаимовлияние. Это проявляется в следующем. В классовом обществе доминирующими являются классовые интересы, которые определяют содержание интересов всех социальных общностей, интересов отдельных личностей. Во взаимоотношении классового и общественного интересов приоритет имеет интерес общественного развития. Отношение к общественным интересам служит для каждого класса мерилом оценки его прогрессивности или реакционности.
При рассмотрении национальных интересов следует иметь в виду два подхода. Один из них - использование понятия "национально-классовый интерес", который заключается в наличии различных классов в каждой нации, которые самоутверждаются как представители данной нации. Эти интересы существуют объективно, в связи с чем возникает проблема осознания каждым классом своих подлинных национально-классовых интересов.
Другим подходом к рассмотрению национальных интересов является рассмотрение общенационального интереса. Это вытекает из того, что нация выступает как определенная социально-структурная целосность, которая обеспечивает ее развитие по пути прогресса. Именно этот факт и выражается в общенациональных интересах. Развитие нации по пути прогресса обеспечивается интересами прогрессивных сил различных классов и слоев общества. Они выражают объективную направленность национального самоутверждения. По своему существу общенациональный интерес предстает как объективное отношение нации к условиям ее существования, заключающее в себе возможности нации для своего прогрессивного развития во всех сферах жизни как отношение национального самоутверждения прогрессивных сил данной нации.
Рассматривая соотношение классовых, национальных, социально-групповых и личностных интересов следует учитывать, что интересы любой социальной общности не существуют в отрыве от жизни, деятельности людей, личностей, то есть интерес класса, нации, социальной группы не абстрактное явление, а побудитель к действию человека, личности. Каковы особенности личных интересов? Отдельная личность является носителем самых разнообразных интересов. Интересы классов, нации, различных социальных групп объективно выступают для индивидов как его собственные интересы, поскольку он пренадлежит к этим историческим общностям.
При этом следует иметь в виду, что интересы личности и личностные интересы не тождественны. Интересы личности - отражение интересов класса, нации, социальной группы. Личные интересы - интересы индивида, конкретно человека. Они могут в определенной степени не совпадать с интересами личности как представителя той или иной общности.
Третьим основанием классификации интересов являются сферы деятельности людей. Сюда относятся экономические (производственные), политические, бытовые, духовные интересы. Специфика этих видов интересов проявляется в следующем.
Производственные интересы выступают первичными, базисными интересами, определяющими характер всех других видов интересов. Производственные интересы действуют, хотя и в важной, но все же ограниченной сфере. Это - интересы производства, распределения и потребления материальных ресурсов общества, которые обеспечивают самоутверждение субъекта, носителя данных интересов. Носителями производственных интересов выступают отрасли производства, сферы распределения труда, социальные общности, предприятия, кооперативы, представители предпринимателей, индивидуальной трудовой деятельности. Общенародные производственные интересы представляют собой обобщенное выражение всех экономических интересов, в результате чего эти интересы превращаются в политические. Более того, общенародный экономический интерес представляет собой решающее звено политических интересов.
Политические интересы проявляются в укреплении положения классов, социальных слоев в системе существующих политических отношений, в конечном счете в завоевании или сохранении их политического господства. Они выполняют роль особых стимулов действия во всех компонентах политической системы - государственных органах, политических партиях, общественных организациях, объединяющих либо всех граждан, либо определенную их часть. Политические интересы воздействуют на формирование программы и тактики социальных общностей, объединенных в партии, общественные организации.
Бытовые интересы связанны с удовлетворением материальных, духовных и физиологических потребностей людей: материальных - в пище, одежде, жилище и т. п., духовных - в образовании, в организации досуга, освоении духовных ценностей, в воспитании детей и др., физиологических - в воспроизводстве человеческого рода, жизненных сил человека, его тела и способности трудиться. Бытовые интересы связаны с индивидуальным потреблением, семейно-брачными отношениями.
Духовные интересы - это интересы, возникающие в сознании субъектов и касающиеся непосредственно духовной жизни, то есть направленные на производство, усвоение и распространение духовных ценностей. Специфика духовных интересов проявляется в следующем.
Они особым образом, на основе законов духовного производства и функционирования духовной жизни интегрируют все другие виды интересов и завершают собой цепь превращения материальных интересов в социальные, политические, бытовые и другие. Духовные интересы проявляются как сознательная изобретательная направленность субъекта на тот или иной вид духовного творчества, предмет природы или духовной кльтуры и одновременно как его побуждение к усвоению и использованию объекта интереса для своего духовного самоутверждения. Духовные интересы личности (индивида) многообразны, уникальны, неповторимы. Они формируются на основе состояния общественного сознания, отражают интересы общества, класса, нации, социальной группы, связанны с постоянным осмыслением, переживанием своего собственного жизненного опыта и характеризуют уровень развития культуры индивида.
Таким образом, интересы как форма проявления общественных отношений имеют сложную структуру, проявляются во всех сферах общественной жизни. Их теоретический анализ и эмпирическое исследование - важнейшая задача социологии.
Четвертой проблемой изучения курса социологии является последовательность изучения разделов и тем социологических знаний.
IV. Структура курса социологии как учебной дисциплины
В большинстве случаев программа курса состоит из четырех разделов:
- общие вопросы истории и теории социологии;
- методология и методы социологического исследования;
- общесоциологическая теория (фундаментальная социология), изучающая социальные явления и процессы, проявляющиеся в обществе;
- специальные, частные социологические теории (теория среднего уровня).
С точки зрения логики целесообразно раздел "Методология и методы социологического исследования" изучать в конце курса, по принципу "что изучать - как исследовать".
В разделе "Общесоциологическая теория" также наблюдается разный подход. В одних случаях - от личности к обществу (от частного к общему), в других - от общества к личности (от общего к частному). Взаимоотношения между различными сферами и отношениями общественной жизни, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, удается изобразить только после того, как изображена их тотальность, их внутреннее членение, их система, процесс их возникновения. (14) На это указывал и В.И. Ленин. "...кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы." (15)
Не менее важное значение имеет последовательность изучения двух курсов - политологии и социологии. В некоторых вузах изучается сначала политология, а затем социология. На наш взгляд, это не правомерно, не логично. Социология выступает общетеоретической наукой об обществе. На ее законы, категории, данные имперических исследований опираются, исходят все другие общественные науки, в том числе и политология. Сама политика, политическая система, политические отношения отражают интересы всего общества, социальных общностей, социальных слоев и групп, их отношения в процессе жизнедеятельности.
Изучение курса политологии без предварительного познания проблем социологии нежелательно, так как нарушается логика, последовательность в изучении этих сложных дисциплин, затрудняется процесс усвоения знаний, рассмотрения политических проблем, изучаемых в политологии.
Таковы некоторые проблемы изучения курса "Социология" в вузах. Их решение будет способствовать более полному и глубокому пониманию и усвоению социологических знаний студентами и на этой основе более эффективно, результативно проводить на практике социологические исследования.
Ссылка на литературу
1. Марксистско-ленинская социология. М., 1989, с.5
2. Основы марксистско-ленинской социологии. М., 1980, с.19
3. Социология. М., 1990, с.25
4. Ядов В.А. Размышления о предмете и перспективах социологии. //социологические исследования. 1990, N2, с.14
5. Социология: наука об обществе. Харьков, 1996, с. 216
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. т. 46, ч. 1, с. 214
7. Социология: наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996, с.11
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. т. 4, с. 301
9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. т. 46, ч. 1, с. 43
10. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. т. 1, с. 182
11. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. т. 1, с. 424
12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. т.1, с. 72
13. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. т.29, с. 82
14. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. т. 3, с. 36, 37
15. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. т.15, с.368