Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема общеобязательных норм и отношений закрепляемых государством

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Глава 9. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Глава 9 ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

§ 1. Право, правосознание и правовая культура

Необходимым условием существования человека в обществе является право. Действие права распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни. Традиционно право определяется как система общеобязательных норм и отношений, закрепляемых государством. Однако, чтобы разобраться в специфике права и правовой культуры, не достаточно ограничиться данным определением, для этого необходимо выявить особое место правовой культуры среди других форм человеческой деятельности. В свою очередь, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей и учений, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Ближе всего правосознание стоит к сознанию политическому и нравственному, поэтому только рассмотрение общих и специфических признаков каждой из этих общественных форм поможет прояснить особенности правовой культуры.

Политическое сознание ближе других форм общественного сознания находится к экономическим отношениям и классовым интересам. Оно же непосредственно отражает сферу политической власти. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение, прямо или косвенно, связано с проблемой власти. Неразрывная связь отношений права с политическим сознанием проистекает как раз из того факта, что они несут на себе сильнейший отпечаток влияния государственности (центрального инструмента политики). Государственный аппарат стремится упорядочить отношения права, чтобы приспособить их к собственным нуждам. Правотворческая деятельность является монополией

государства и в этом качестве получает выражение в правовой культуре.

Право тесно связано с развитием демократии, требующей четких принципов государственного управления и широкого участия граждан. Выступая как важное и необходимое орудие государственного управления, само право является важным показателем положения личности в обществе и государстве. Существуют и другие области, где право и политика органически сочетаются, однако отношения права принципиально отличаются от отношения власти, которое является сердцевиной политики. Правовое сознание предстает лишь в той мере политизи-рованным, в какой бытие права по необходимости опосре-дуется государственностью, но оно никогда не сводимо к последней.

С другой стороны, правовое сознание прочно связано с нравственным (моральным) сознанием. Нормы пра-. ва так же, как и принципы морали, имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и изначальное, что составляет культуру межличностных отношений. Право пересекается с моралью и в то же время существенно отличается от нее. Если в праве предписание формулируется и проводится в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности формируются в непосредственной практике человеческого общения. Диапазон моральных оценок гораздо шире, чем оценок правовых. Нравственное сознание, помимо внешней регуляции межличностных отношений, не в меньшей степени обращается в сторону внутренней мотивации деятельности людей, к субъективному миру человека. В морали нет характерного для права разделения субъекта и объекта регулирования. Адекватной формой моральной регуляции является саморегуляция. Мораль зиждется на личной свободе человека, единственным контролирующим ее средством выступает совесть. Мораль предполагает наличие доброй воли, право же не принимает в расчет побуждения; оно может осуществляться даже в обществе, состоящем из отъявленных негодяев. Право социально, мораль индивидуальна. Правовые отношения возникают лишь тогда, когда рядом с человеком появляется другой. Можно указать еще

//. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 9. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

на одно различие права и морали: моральный закон категорически обязывает, в то время как право лишь разрешает вести себя определенным образом. Иногда мораль противостоит праву, запрещает нам исполнить наше право. Мы вправе наказывать любого правонарушителя, но из моральных побуждений подчас воздерживаемся от этого.

Право проявляется всегда во внешнем чувственно воспринимаемом мире. Преступление, совершаемое в мыслях, не наказуемо. Мысль и чувство сфера морали. Коль скоро в праве проявляются реальные отношения чувственного мира, человек, уходя от него, исключается из сферы права. Моральные же обязательства существуют не только по отношению к живущим, но и по отношению к тем, кто покинул этот мир, и к тем, кто в него еще не пришел, нашим потомкам.

Отметим следующие признаки правовой культуры. Во-первых, равенство; в границах права люди, несмотря на свою неповторимость и особенность, взаимодействуют как равные друг другу. Общественные субъекты вступают в отношения права лишь какой-то одной своей (но присущей всем) социальной ипостастью. Поэтому правовая культура соизмеряется одной социальной мерой по отношению к различным общественным субъектам. Во-вторых, исконно правообразующим признаком, наряду с равенством, является свобода. Право распространяется только на свободных граждан, причем свобода означает нечто большее, чем только возможность для каждого участника отношений права выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Бытие свободы в области права исключает самоуправство и своеволие; скорее, право выступает как форма, норма и мера свободы. Если хочешь быть свободным, ты должен соотносить свою свободу с признанием свободы других. Именно так возникает правовое отношение. В-третьих, еще один специфический признак права справедливость как эквивалентность и сбалансированность прав и обязанностей, находящихся в правовых отношениях общественных субъектов. Причем справедливость как признак права может существенно отличаться от социальной и моральной справедливости.

§ 2. Структура правовой культуры

Правовая культура включает в себя несколько элементов: само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприме-нительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе*. Уровень правовой культуры в том или ином обществе определяется развитостью и согласованностью этих элементов, а также масштабом и глубиной юридического образования и правового воспитания, качественной профессиональной подготовкой юристов, степенью развития юридической науки и правового мышления. Правовая культура существует и развивается в тесном взаимодействии с экономическими, политическими, демографическими и другими социальными процессами.

Важнейшим элементом правовой культуры является правосознание. Правосознание представляет собой результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно воплощается в совокупности знаний и оценок как самого права, так и реальной практики правовых отношений, существующих в данном обществе.

Обычно выделяют несколько уровней правового сознания: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический.

Особенностью обыденного уровня правосознания является то, что оно ограничено повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Обыденное правовое сознание реализуется людьми, которые в своей деятельности руководствуются правовыми чувствами, правовыми навыками, правовыми привычками и несистематически приобретенными правовыми знаниями.

Правовые чувства содержат в себе субъективную установку по отношению к различным сторонам и признакам социальной действительности. Люди способны, например, испытывать чувство свободы и независимости,

* См.: Сальников В. П. Правовая культура сотрудников ОВД. Л. 1988; Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура. М., 1982.

//. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 9. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

чувство долга перед другой личностью или обществом, чувство справедливости и т. и.

В качестве правовых навыков выступают умения совершать требуемые правовым общением внешние действия (выбор надлежащего контрагента, заключение соглашения, возмещение ущерба и т. д.) как затверженные стереотипные приемы. Правовые навыки освобождают сознание индивидуума от необходимости всякий раз обдумывать способ регуляции таких действий. Они позволяют ему сосредоточиться преимущественно на осмыслении общих целей своих действий, условий и средств их выполнения, на контроле и оценке результатов.

Правовая привычка это устойчивая внутренняя потребность индивида в постоянном следовании относящимся к праву стандартам поведения. К разряду правовых можно отнести такие привычки, как исполнение обещанного, оказание услуг за предоставленные услуги и т. д. В привычках откладывается и «спрессовывается» определенное, опытом собственной жизни проверенное знание права. Многие правоведы склонны считать, что степень развитости и распространенности правовых навыков и привычек в обществе является зримым и веским показателем состояния правовой культуры общества.

Своеобразие правовым навыкам, чувствам и привычкам придают социокультурные традиции и национально-психологические особенности того или иного народа. Так, англичанами понятие общеобязательности социальных норм, правил и понятие своих собственных прав воспринимается как нерасторжимое целое. Национальное качество англичан обостренное осознание собственных прав. Они убеждены, что «законы существуют как для того, чтобы держать в узде недисциплинированную часть населения, так и для того, чтобы люди могли опираться на них в случае несправедливости властей»*. Что же касается традиционно мыслящих китайцев, то, по укоренившимся в них конфуцианским представлениям, право вовсе не является ни необходимой, ни даже нормальной основой разумно организованного общества. Скорее, право является признаком несовершенного, дурно устроенного общества.

Овчинников В. Корни дуба // Новый мир. 1979, № 4. С. 245.

Несистематически приобретенные правовые знания присутствуют в виде отрывочных сведений, мнений, оценок, установок, образов обыденного сознания. Обыденный уровень правовой культуры формируется средствами массовой информации, литературой, кино и т. д. Само по себе телевидение, печать, радио не имеют отношения к правовой культуре, но своими средствами они постоянно пополняют ее «фонды».

Следующим уровнем правового сознания является профессиональный. Он складывается у лиц, специально занимающихся правовой деятельностью, например, юристов. Этому уровню свойственна систематизированность знания и понимания правовых явлений и соответствующей области профессиональной деятельности (судьи, сотрудника ОВД, адвоката и т. д.).

Наконец, третий, самый высокий уровень правового сознания теоретический. Он предполагает научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений всей правовой жизни общества, целостного механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных проявлений (как это рассматривается на профессиональном уровне). Теоретическое правовое сознание своей ближайшей задачей видит не регулирование поступков, поведения людей в сфере права, а нацелено на преобразование, изменение правового сознания, с тем, чтобы оно (по содержанию, по строению и т. д.) соответствовало объективным параметрам права, правовым нормам на уровне современности. Этой деятельностью занимаются люди, имеющие высокую юридическую подготовку, теоретики, преподаватели. Они профессионально заняты в сфере духовной культуры, с помощью соответствующих средств и процедур развивают юридическую науку, разрабатывают правовые дисциплины, в нее входящие, вырабатывают научно-практические рекомендации законодательным и правоприменительным органам в обществе.

Необходимо помнить, что выделение различных слоев, уровней и форм правового сознания не означает того, что в реальной, живой правовой действительности они изолированы друг от друга, существуют в «чистом» виде и не контактируют между собой. Напротив, взаимодействуя, они разнообразно сочетаются, проникают друг в друга.

//. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 9. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

§ 3. Правовая культура личности

Правовая культура личности не есть прямая проекция или миниатюрный вариант правовой культуры общества. Правовая культура личности является относительно самостоятельным образованием, которое складывается в результате взаимодействия различных специфических социальных и психических регуляторов. Личные потребности и интересы, социальное положение, практикуемые индивидом стереотипы правовой деятельности, конкретные черты воспитания, образования, особенности мировосприятия, исповедуемая религия, самооценка, индивидуальные психофизиологические параметры таков неполный перечень тех моментов в целостной жизни индивида, под совокупным влиянием которых и складывается его правовая культура.

К слагаемым правовой культуры личности относятся: 1) уверенность в том, что только свобода всех людей в обществе есть одна из надежных гарантий свободы каждого; 2) уважение достоинства других лиц, выступающих в качестве равных участников правового общения; 3) чувство личной ответственности за свои поступки и внутреннее убеждение в важности исполнения человеком лежащих на нем обязанностей; 4) уважение к закону; 5) вера, что соблюдение принятых человеком обязательств есть элементарное условие нормального сосуществования людей в рамках общества.

В рамках единой правовой культуры общества уровень зрелости правовой культуры отдельной личности различен. Этот уровень зависит от многих факторов, например, от того, насколько точно осознает и усваивает индивид принципы действующего в обществе права; от степени информированности индивида о нормах, процедурах, институтах, опосредствующих реализацию (защиту, восстановление) права; от внутреннего (ценностного) отношения индивида (позитивного или негативного) к существующим правовым нормам, процедурам и институтам. Таким образом, правовая культура личности предполагает не пассивное, созерцательное отношение, а активное творческое отношение к духовным ценностям правового характера, направленное на реализацию интересов ин-

дивида в пределах правовых норм.

Возможно несколько вариантов взаимодействия правовой культуры личности с правовой культурой общества. Наиболее желательным будет тот, при котором правовая культура личности полностью совпадает с действующими принципами и нормами права, существующими в обществе, что можно рассматривать как идеал правового воспитания. В реальности же правовая культура личности может отставать от правовой культуры общества. (Так, например, в недавнем прошлом некоторые руководители производств, имея низкую юридическую подготовку, нередко совершали противоправные действия. Суды удовлетворяли более половины исков граждан по поводу различных нарушений трудового законодательства.)

Но правовая культура личности может оказаться и впереди норм, идеалов данного общества и его законодательства. (Хорошо известна правозащитная деятельность академика А. Д. Сахарова.) Она выступает в данном случае динамическим моментом развития новой юридической практики, может стимулировать совершенствование законодательства и способствовать формированию новой правовой культуры общества. В противном случае, правовая культура личности обречена на автономное существование наряду с действующими законами и правовыми нормами.

Становление правовой культуры нашего общества в современных условиях представляет собой достаточно пеструю картину. Действительность такова, что не проходит и дня, когда средства массовой информации не указали бы на правовой нигилизм, юридический беспредел и правовое бескультурье, процветающие в обществе. Вместе с тем, уже можно выделить некоторые особенности становления нового правосознания.

Остановимся подробней на основных причинах его проявления. Во-первых, произошел слом командно-административной системы управления, отход от принципов жесткого централизованного планирования. Сегодня общество вступило на сложный, противоречивый путь создания рыночной экономики. Этот процесс, начавшийся в 1988 году и продолжающийся до настоящего времени, постоянно требует полноценного правового регулирования и создания системы законов, отражающей происхо-

//. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 9. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

дящие изменения в политической и экономической жизни. Необходимо учитывать национальное своеобразие формирования рынка в нашей стране. Суть его в том, что современная рыночная экономика капиталистических стран складывалась на протяжении столетий, поэтому там никогда не решалась такая специальная задача создания рынка в короткие сроки, как у нас.

Коренные изменения в экономической жизни общества конца 80-х годов стимулировали бурный процесс законотворчества. Появились новые для отечественного правоведения отрасли права: предпринимательское, банковское, инвестиционное, налоговое и т. п. Началось формирование многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих не только условиям рыночного хозяйствования, но и критериям правового государства, международным стандартам защиты прав и свобод личности. На первое место в обществе выдвигаются общечеловеческие ценности, демократия и права человека.

Во-вторых, сложность становления правовой культуры в нашей стране связана с тем, что эти процессы проходят в чрезвычайно трудной обстановке экономического, финансового и политического кризисов, в условиях социальной напряженности в обществе. Наконец, распад некогда единого СССР привел к созданию новой государственности в России. Все эти факторы привели к коренному изменению существовавшего ранее правосознания, новым теоретическим подходам, бурному законотворчеству.

Начавшийся переход к рынку привел не только к разрушению старых экономических структур, но и к потере привычных обыденному сознанию духовных ориентиров («ценности социализма»). В этих условиях особенно важно для общественного сознания знать, какую позицию займет государство по отношению к своим гражданам. Возьмет ли оно в новых условиях на себя функцию социальной защиты человека или оставит его один на один с рыночной стихией; будет (и должно ли) государство регулировать распределительные отношения в обществе; правомерно ли перераспределение доходов между различными слоями общества через налогообложение, государственный бюджет или через целевое финансирование социальных программ; должно ли вообще государство за-

ниматься «выравниванием» социальных различии и т.д./ Прежде эти вопросы не стояли перед обществом и правом, ибо вся социально-экономическая деятельность общества осуществлялась посредством государственного регулирования, а роль самодеятельности личности практически была сведена к нулю.

Еще на одну проблему, связанную со становлением новой правовой культуры, необходимо обратить особое внимание. Это правовой нигилизм, который принял масштабы национального бедствия, ибо его влияние распространилось «от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших законодательных органов государства, от центрального управленческого аппарата до местных властей»*. Во многом правовой нигилизм явился результатом особенностей отечественного исторического пути развития общества. Долгие годы правового произвола привели к распространению в общественном сознании неверия в реальность таких основополагающих демократических принципов, как неприкосновенность личности, равенство людей перед законом, справедливость судебного разбирательства и т. д. Но было бы слишком просто возлагать ответственность за это неверие лишь на беззакония, творившиеся в периоды революции, сталинских репрессий или «застоя». В современный, переходный период юридический нигилизм в обществе возрастает еще больше. В период перестройки этому способствовала «война законов» между ведомствами, между республиками некогда единого государства, существовавшее противостояние исполнительной и представительной властей. И теперь даже при очевидной необходимости и прогрессивной направленности того или иного принятого закона его эффективность сказывается ниже ожидаемой, часто законы так и остаются лишь на бумаге. Не способствует уменьшению юридического нигилизма в общественном сознании и значительный элемент стихийности, нестабильности государственной политики, йро-тиворечивость и отставание правового регулирования, которые кроме всего прочего привели к резкому увеличению криминогенного фактора как в экономике, так и в

* Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993, № 8.

180____________________II. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

других сферах жизни нашего общества.

На пути к правовому государству, видимо, предстоит пересмотреть и бытовавший ранее взгляд на роль права в общественной жизни. В отношении государства и права лидирующая роль должна оставаться за правом, все государственные органы должны безусловно подчиняться Закону, действующим юридическим нормам. В постсоциалистический период развития нашего общества не устраняется угроза возврата к тоталитарному режиму, поэтому именно право должно стать мощным антитоталитарным фактором, охватывающим все сферы общественной жизни. Новые правовые механизмы должны гарантировать каждой личности реальное осуществление ее неотъемлемых человеческих прав. Именно высокий правовой статус личности может стать своего рода точкой отсчета в созидании новой правовой культуры.




1. що воно таке і наслідування моди
2.  2010 г ООО ОтдыхСочи реестровый номер в едином федеральном реестре туроператоров по международ
3. Родина и природа в лирике СА Есенина
4. ромашками. Там шла партия на троих ~ играли два молодых человека и девушка
5. Помогите убрать постель Мэм простите мэм можно спросить Спускайтесь вниз Эй парень Это сумасшед
6. Арктика строение и тектоника
7. тематическим уравнением где xвходной сигнал yотфильтрованный сигнал Тпостоянная времени
8. О проблемах тяжелой атлетики как науки
9. . Виды проверки судебных решений
10. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
11. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ Принятие законов и.
12. реферату- Українські землі у ХІХ століттіРозділ- Історія України Українські землі у ХІХ столітті План Вс
13. Лагерквист Пер.html
14. глобалізація ввів- в Т
15. ТЕМА 7 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ- ИНФЛЯЦИЯ 1
16. тема позволяющая мне создать несколько персонажей и играть ими также играя их роли
17. рынке и создающих необходимые условия для обеспечения его функционирования и выполнения роли посредника ме
18.  Вид суда- Районный суд апелляция 2
19. ЕКОНОМІКА денна форма навчання Економічна теорія- предмет метод і функції Виникнення й основ
20. Тема 1 Научнотехнологич развитие торговли