Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема категорий связанных с Бытием

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.5.2024

1. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

Бытие – это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.  Отрасль философского знания, рассматривающая вопросы бытия называ-ется онтологией. В структуре данной дисциплины изучаются различные виды бытия, система категорий, связанных с Бытием.

Бытие - это существование во всех его многообразных формах. Категория «бытие» связано с целым рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1.мир есть, существует как беспредельная целостность; 2. природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах; 3. их различное по форме существования предпосылка единство мира;

4. мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.  Традиционно бытие мыслится в двух значениях: 1. Это все когда-либо существовав-шее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;  2. Это исходное начало и основание мира, его сущность.

Бытие выступает как отрицание («ничто»), некий потенциал («нечто»), о к-ром можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие»). Попытки осмыслить проблему бытия появляются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. («Брахма» - изначальная священная сила; Дао - «мать всех вещей»).

В Древней Греции также ставится вопрос о начале начал, в качестве которых предлагаются «вода», «земля», «огонь», «апейрон» и т.д.

В Новое время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, к-рое человек осваивает посредством деятельности. В бытии выделяется субстанция - нечто неизменное, неуничтожимое, существующее благодаря самому себе и в самом себе. Философские учения, к-рые исходят из признания какой-то одной субстанции, называются «философским монизмом». Если берутся две субстанции - это «дуализм», если более двух - «плюрализм». Наиболее распространенными являются два подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический. Первый - «материалистический монизм» - полагает, что мир материален, един и неделим. «Идеалистический монизм» признает первоосновой бытия нечто идеальное («идея» - у Платона, «Бог» - в средние века, «абсолютная идея» - у Гегеля и т.д.).

Бытие может проявляться в бесконечном количестве форм, единичных предметов и явлений. Последнее выражается отдельной категорией – единичное Бытие. Эти формы Бытия не существуют раздельно, а находятся в сложной взаимосвязи. Единичные предметы, объединяются в множество классов и групп, по общим характеристикам. Характеристики, соста-вляющие неотъемлемое свойство предметов и явлений в философии называют атрибутами.

Глубинная сущность, к-рая проявляется в атрибутах, называется субстанцией. На филосо-фском языке можно сказать, что единство мира определяется единством лежащей в его основании субстанции. Но субстанция проявляет себя в множестве атрибутов, содержащихся в единичных предметах. Проблема форм бытия важна как для повседневной практики, так и для познавательной практики, так и для познавательной деятельности людей. Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:

1. Бытие вещей (тел) и процессов

1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы»)

1.2 Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы»)

2. Бытие человека

2.1 Бытие человека в мире вещей

2.2 Специфически человеческое бытие

3. Бытие духовного (идеального)

3.1 Индивидуализированное духовное бытие

3.2 Объективированное духовное бытие (внеиндивидуальное)

4. Бытие социального

4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории

4.2 Бытие общества

Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек - это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не зна-чит быть воспринимаемой человеком. Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», к-рая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность - комплексная, культурно-цивилиза-ционная. Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека - это бытие его тела как одного из множеств др природных тел, подчиняющи-хся законам природы. Человеческое бытие - это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями. Индивидуализированное духовное бытие - это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить). Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью. Бытие социального, или обще-ственное бытие - это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без к-рых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений. Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также - это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Все формы бытия тесно взаимосвязаны между собой и взаимопредполагают друг друга. Бытие же мира в целом есть не что иное как материя, взятая в динамике сложных взаимодействий, взаимополаганий и взаимоотрицаний, т. е. в развитии. Таким образом, проблема бытия - одна из самых главных в философии.

 

2. Проблема единства мира, ее решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм.

Философия, обобщая наблюдение и изучение ми-ра, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, пе-рвопричин, исходных принципов) самого мира - один, два или больше. При решении этой проб-лемы возникают такие типы философии, как: монизм, дуализм, плюрализм. Монизм (от греч. «монос» -один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или иде-алистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее по-следовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, современного неотомизма, теизма. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм - учение о всеединстве. Наивный монизм, - первовещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм). Монизм подвергается обвинениям в тоталитаризме, в отсутствии свободы, к-рая трактуется в нем как "осознанная необходимость". Монизм - это диктатура целого, порядок, согласованность. Единая субстанция выступает в качестве своеобразного цемента, связывающего все проявления бытия.

Дуализм (от лат.«duo» -два) - это мировоззрение, к-рое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между к-рыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и так далее. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих других философов. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях -протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций -духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами - мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание - модусы мышления, а фигура, положение - модусы протяженности. Духовная су-бстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Примером дуалистической религии является манихейство, настаивающее на равной значимости добра и зла, света и тьмы. Главной проблемой дуализма является объяснение единства мира: если каждая из двух сущностей обладает самодостаточностью, то каким образом они взаимодействуют друг с другом?

Плюрализм (множественный, много) - признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политич взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже - противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное. Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существую-щих вне друг друга, а время - как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний. Плюралистической позиции придерживается персонализм, учение о "слоях бытия", к-рое разрабатывали Н.Гартман и Э.Ротхаккер. Самым радикальным из философских направлений, отстаивающих онтологический плюрализм, является постмодернизм, популярный в конце ХХ столетия.

3. Материя как философская категория. Современная наука об организации материи.

М (от лат. вещество) - философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противопложное жизни, душе и духу. В области мировозз-рения она оформилась как материализм, а в сфере науки - как естесствознание. Это объективная реальность, к-рая существует независимо от сознания и отражается в нем. М есть философ категоpия для обозначения объектив-ной pеальности, к-pая дана человеку в ощущениях его, к-pая копиpуется, фотогpафиpуется, отобpажается нашими ощущениями, существуя независимо от них» М -это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем,субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения. М существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом более общей системы.Сущность М раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание к-рых и означает познание самой М. Чем более сложной является М, тем более разнооб-разны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства. На высшем уровне сложности, в связи с появлением разумных существ некоторые из свойств М, такие как сознание, кажутся необычными, непохожими на неё и на первый взгляд представляются не связанными с ней. Утверждение безусловности такого представления,неспособность раскрыть связь сознания с М постоянно приводили к возникновению различных монистических и дуалистических учений. Всеобщими атpибутами и основными способами существования М являются движение, пpостpанство и вpемя. М внутpенне акти-вна,она способна к качественным изменениям, и это говоpит о том, что она находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство М, и «обнимает собой все пpоис-ходящие во вселенной изменения и пpоцессы» Всеобщими атpибутами движущейся М являются пpостpанство и вpемя. вопpос об отношении вpемени и пpостpанства к М (т.е. является ли вpемя и пpостpанство pеальными, или это абстpакции, существующие только в сознании), пpежде всего интеpесует философию. Существуют pазличные взгляды на вопpос зависимости вpемени и пpостpанства от М. Так, философы-идеалисты pассматpивают вpемя и пpостpанство как фоpмы чувственного созиp-цания (Кант), то как фоpмы индивидуального сознания (Беpкли), то как категоpию абсолютного духа ( Гегель). Данные совpеменного естествознания подтвеpждают единство М, движения,пpостpанства и вpемени.Пpстpанство - есть фоpма бытия М, хаpактеpизующая ее пpо-тяженность, сосуществование и взаимодействие матеpиальных тел во всех системах. Вpемя - фоpма бытия М, выpажающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех матеpиальных систем.

По современным научным данным в структуре М можно выделить два крупных основных уровня (блока): неорганическая материя (неживая природа) и органическая материя (живая природа). Неорг/природа включает:

1.  Элементарные частицы - мельчайшие частицы физической материи (фотоны, протоны, нейтрино и др.), каждая из к-рых имеет свою античастицу. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц (включая античастицы), в том числе и так называемые «виртуальные частицы», существующие в промежуточных состояниях очень короткое время. Характерная особенность элементарных частиц - способность к взаимным превращениям.

2.  Атом - мельчайшая частица химич элемента, сохраняющая его свойства. Он состоит из ядра и электронной оболочки. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. 3.  Химич  элемент - совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 107 химич элементов (19 получены искусственно), из к-рых состоят все вещества неживой и живой природы.

4.  Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями,  5.  Планеты -наиболее массивные тела Солнечной системы, движущиеся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца.

6.  Планетные системы. 7.  Звезды - светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Сол-нцу; в них заключена большая часть вещества Вселенной. Образуются из газопылевой среды (главным образом из водорода и гелия).

8.  Галактики - гигантские звездные системы, в частности, наша Галактика (Млечный путь), к-рая содержит более 100 млрд. звезд. 9.  Системы галактик.

Органическая природа (биосфера, жизнь) 

1.  Доклеточный уровень - дезонуклеиновые кислоты, рибонуклеиновые кислоты, белки. Последние - высокомолекулярные органические вещества, построенные из 20 аминокислот, составляют (наряду с нуклеиновыми кислотами) основу жизнедеятельности всех организмов. 2.  Клетка - живая элементарная си-стема, основа строения и жизнедеятельности всех растений и животных. 3. Многоклеточные организмы растительного и животного мира - отдельные особи или их совокупность.  4.  Популяция - совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное простра-нство и воспроизводящая себя в течение боль-шого числа поколений.  5.  Биоценоз – совоку-пность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема.  6.  Биогеоценоз (экосистема) - однородный участок земной поверхности, единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания.

Современная наука не только выделяет типы материальных систем, но и раскрывает их связь и взаимодействие. По этому критерию выделяют три уровня строения материи:

1.  Макромир - совокупность объектов, размерность к-рых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, километрах, а время - в секундах, минутах, часах, годах. 2.  Микромир - мир предельно малых, непосредственно ненаблюдаемых микрообъектов, пространственная размерность которых исчисляется до 16 |6 см, а время жизни от бесконечности до 1024 сек. 3.Мегамир -мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в к-ром измеряется световыми годами (а скорость света 300 000 км/с), а время существования космических объектов — миллионами и миллиардами лет.

4. Понятие движения. Основные формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь.

Материя - это объективная реальность, к-рая многообразна в качественном отношении. Важнейшим атрибутом материи является движение. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Таким образом, структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Движение многообразно. В разные периоды философы разрабатывали учение о движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного («в одну и ту же реку не-льзя войти дважды»). Философы 17-18 вв. единственной формой движения считали механическое движение, т.е. в философии и в естествозна-нии господствовал метафизический взгляд на движение. Суть его заключается в том, что материя понимается как механическая инертная масса, а движение - это активная сила, приходящая извне.Диалектический взгляд свидетельствует об обратном: движение есть способ существования материи. Это подтверждает естествознание. Современная физика раскрывает неразрывность материи и движения в строгой количественной форме. Одним из следствий специальной теории относительности является закон взаимосвязи массы и энергии: Е = mc2 , который показывает, что любой физический объект обладает массой и энергией одновременно. Для материи существовать - значит находиться в движении. Одна из главных философских проблем движения - это проблема неучтожимости движения. Движение не может исчезнуть, точно так же, как не может быть создано из ничего. Оно переходит из одной формы в другую. Например, механическое движение переходит в тепловое, а оно - в химическое, электрическое и т.д. Именно поэтому движение абсолютно - вне движения (его форм) материя существовать не может.Вместе с тем, движение как никогда не прекращающееся изменение материи не исключает моментов покоя, временной стабильности, равновесия. Покой - относителен. Движение как всеобщее свойство материи проявляется в качественно многообразных формах. Богатство и многообразие форм движения обусловлено многообразием видов материи. По данным современного естествознания все

формы движения можно разделить на три класса: в живой природе, в неживой природе и в обществе.

1. Движение в неживой природе

1.1 Движение элементарных частиц и полей (гравитация)

1.2 Движение атомов и молекул, лежащее в основе химических процессов

1.3 Движение микроскопических тел (теплота, звук, кристализация)

1.4 Движение в космических системах (планеты, звезды, галактики)

2. Движение в живой природе

2.1 Обмен веществ

2.2 Функциональные связи в организмах

2.3 Процессы отражения внешних условий

2.4 Внутривидовые и межвидовые отношения

3. Движение в обществе

3.1 Способы производства

3.2 Человеческое сознание

3.3 Многообразные формы деятельности людей Исходя из этого можно заключить, что основные формы движения следующие:

- механическая (массы, объекты); - физическая (молекулы); - химическая (атомы);- биологическая (белки);- социальная (деятельность людей).

Все формы движения связаны между собой. Исторически низшие формы порождают высшие, в то же время высшие формы преобразуют низшие формы движения, поэтому анализ высших форм не может быть произведен без знания низших. Например, физическое движение - это механика молекул; химическая - это физика атомов; биологическая - это химия белков.Особого внимания требует социальная форма движения, поскольку она не может быть понята как биология человека, так как законы общественной жизни не объясняются законами природы. Это принципиально иная форма движения, связанная с осознанными формами деятельности людей.Таким образом, движение - главный атрибут материи. Формы движения весьма разнообразны и способны к взаимным превращениям при строгом выполнении законов сохранения материи и ее основных свойств.




1. Старый король раздал богатство дочерям и остался ни с чем
2. летию родной школы посвящается Детство отрочество юность счастливые годы нашей жизни в воспоминани
3. Химия белка
4. Pov TomВ моем доме всегда царит порядок
5. Сибирская государственная автомобильнодорожная академия СибАДИ Факультет
6. альдекей 21 Организационнотехнологические особенности производства и основные показатели предприятия
7. English traditions
8. тема ХПП ХППкак самост отрасль права предст собой систему норм регулирих деятть хоз судаи иных заинтересо
9. составная часть экономической теории изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая
10. УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Среди внутренних угроз национальной безопасности РФ организованн
11. тематической модели изучаемых объектов и анализе с помощью вычислительной техники этих математических моде
12. ТЕМА 9. ДИАЛЕКТИКА ЕЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ 1
13. Південь під командуванням генералфельдмаршала Рунштедта
14. СИБНАЦ
15. Статья 172 Основания освобождения от отбывания наказания Основаниями освобождения от отбывания наказан
16. а- Вопросы к водителю- Всегда ли вы снижаете скорость перед пешеходным переходом Были ли у вас к
17. Тема 14 Конституційне регулювання виборів та референдумів Поняття та види виборів
18. процесс формирования спроса потребителей осуществляющих самостоятельный выбор товаров с учетом цен и личн
19. тема Российского предпринимательского права
20.  Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности