У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Так уже первобытные люди владели основами экономических знаний имели определенные представления о ведени

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.2.2025

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.


В процессе становления и развития экономической науки можно выделить
несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. — V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже — Корана.

 

Считается, что в эпоху Античности древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430–355 гг. до н.э.) впервые предложил название «экономика» («домостроительство», «домострой»), то есть учение об искусном ведении домашнего хозяйства в своём трактате трактата «Ойкономия», где было описано ведение хозяйства в представлении древних греков. Этот трактат охватывает все стороны быта того времени (от религиозных ритуалов и распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства). Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, т. е. сами обеспечивали себя всем необходимым.


Дальнейшее 
развитие экономической мысли происходило в эпоху Cредневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе — с V в. до буржуазных революцией XVII–XVIII вв., в России — с IX в. до реформы 1861 г.; в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в.) В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность — повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, — равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии — 
меркантилизм(середина XV в. — середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI–XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства. 

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах — золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства — всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля. 

Меркантилизм возник в преддверии и во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний (первый — до середины XVI в., второй — середины XVII — начало XVIII в.). Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение количества золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Расцвет меркантилизма в России пришелся на времена Петра I, причем он имел свою специфику, отразившуюся во взглядах Ивана Посошкова, Юрия Крижанича, Афанасия Ордин-Нащокина. Они, в отличие от зарубежных представителей, особое внимание уделяли развитию промышленности, сельского хозяйства, т.е. не ограничивались рационализацией внешней торговли.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития. 

Политика протекционизма была выгодной для многих стран, где были развиты идеи меркантилизма (Англия, Франция и др.), но к концу XVII — началу XVIII в. привела к ограничениям в торговле, конфликтам, ухудшению дел в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Меркантилизм вступил в противоречие с потребностями экономического развития. Ему на смену пришла классическая буржуазная политическая экономия. 

Разложение меркантилизма и 
зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала.

Классическая политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер:

  1.  Во-первых, она сделала предметом своего анализа внутренние закономерности сферы производства материальных благ, открыв в нем реальный источник общественного богатства.
  2.  Во-вторых, она не ограничилась лишь описанием экономических явлений, процессов, а перешла к выявлению их глубинной сущности и законов развития, которые рассматривались как объективные, естественные. В систему экономического анализа был введен метод научной абстракции.
  3.  В-третьих, одним из главных достижений стало создание ее представителями трудовой теории стоимости.
  4.  В-четвертых, в трудах ее представителей представлена практически современная система экономических категорий (товар, деньги, заработная плата, рента, процент и др.), раскрыто их экономическое содержание.

В классической политэкономии образовались две школы: английская и французская. Первым представителем в Англии считают Уильяма Петти (1623–1774), главными фигурами — Адама Смита (1723–1790) и Давида Рикардо (1772–1823), а завершителем — Джона Ст. Милля (1806–1873). Двое первых жили в эпоху мануфактурного производства, а два последних — в эпоху промышленного переворота. В работах Смита и Рикардо особенно четко показана роль труда как созидателя богатства, его всесторонние характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.). Выработаны основные понятия экономической науки (особенно стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и как особая отрасль знаний.

Во Франции основателем классической школы является Пьер Буагильбер (1646–1714), после которого она была представлена 
школой физиократов (дословно — «власть природы»). Представители школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго) видели источник прироста богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта». Кроме того, физиократы в лице Ф. Кенэ (1694–1767) сделали гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Для этого они установили баланс пропорций между натуральными и стоимостными потоками и частями совокупного общественного продукта и субъектами производственных отношений — классами общества.

Жан–Батист Сей (1767-1832) – профессор промышленной экономии, создатель собственной концепции ценности, автор «Трактата», в котором изложил теорию производственных факторов и сформулировал закон рынка.

Теория производственных факторов основывается на положении об определяющей роли пользы в формировании ценности благ и увеличении богатства.

Все виды промышленного производства состоят из:

1) трех различных операций;

2) в процессе производства участвуют три фактора: труд, земля и капитал.Производственные факторы рассматриваются как равнозначные источники ценности. Каждый из собственников указанных факторов – рабочий, землевладелец, предприниматель – должен быть награжден по заслугам. Соответственно рабочий получает доход в форме заработной платы, земельный собственник – ренту, предприниматель – прибыль.

Трехфакторная теория ценности Сэя основывается на принципе взаимосвязанности и взаимодополняемости производственных факторов. Цена каждого фактора определяется ценой на производимый товар, в конечном счете – соотношением спроса на этот товар и предложением производственного фактора.

Томас Роберт Мальтус (1766–1834) вошел в историю экономической науки благодаря разработке нескольких важных проблем: теории воспроизводства, теории стоимости, а также закона, которому подчиняется динамика заработной платы («железный закон заработной платы»). Однако наиболее широкую известность ему принесла книга – «Очерк о законе народонаселения» (1798), где им был сформулирован и обоснован указанный закон. Книга была выпущена анонимно и вызвала «неисчислимые нападки» научной общественности. Через пять лет он выпустил второе издание своей книги, которое, по словам А. Маршалла, было построено «на таком большом количестве фактов и на столь тщательном их подборе, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки».

Мальтус обосновал тезис о том, что бедность является не результатом плохого правления, неправильного распределения богатства и т. д., а следствием объективной причины – действия вечного естественного закона, согласно которому производство продуктов питания растет в арифметической пропорции, а население – в геометрической (удваиваясь каждые двадцать пять лет). Недостаточный рост производства продуктов питания Т. Мальтус связывал с действием «закона убывающего плодородия». В результате этого закона перманентно обнаруживается разрыв между потребностями общества в продуктах питания. Иными словами, все бедствия необеспеченного населения, нищета вытекают из естественных законов природы и не могут быть устранены на основе реализации тех или иных проектов переустройства общества. Т. Мальтус считал, что человечество стоит перед альтернативой: либо оно противопоставит инстинкту продолжения рода, естественному для всех животных, добровольное воздержание (добровольное самоограничение), либо рост численности населения будет сдерживаться губительными последствиями бедности – эпидемиями, болезнями, войнами, недоеданием, увеличением смертности. Выход из создавшегося положения Т. Мальтус видел в одном – сокращении роста численности населения. Идея Мальтуса подсказала Ч. Дарвину идею естественного отбора в животном мире. Однако применительно к человеческому обществу она, естественно, была оценена общественностью как антигуманная.

Разрешение противоречия между слишком быстрым увеличением численности населения и медленным ростом производства продуктов питания Т. Мальтус видел в сокращении рождаемости на основе либо соблюдения людьми нравственных принципов, добровольного самоограничения, либо ограничительных мер со стороны государства.

Оценивая теорию народонаселения Т. Мальтуса, следует обратить внимание на то, что, во-первых, как показывает исторический опыт, с повышением материального и культурного уровня народов рождаемость снижается без введения каких-либо ограничительных мер или нравственных запросов и, во-вторых, технический прогресс в производстве продуктов питания позволяет значительно повысить темпы их роста.

Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773–1842) – швейцарский экономист, историк, продолжатель классической школы политэкономии и родоначальник нового направления в экономической науке – экономического романтизма. С. Сисмонди осуждал развитие товарно-денежных отношений, конкуренцию и крупный промышленный капитал.

Основная экономическая работа С. Сисмонди «Новые принципы политической экономии» вышла в 1819 г. – через два года после издания книги Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Если в ранних работах Сисмонди стоял на позициях А. Смита, то в «Новых принципах» он отстаивает уже другую позицию. С. Сисмонди, в противовес А. Смиту и Д. Рикардо, настаивал на том, что хозяйственная жизнь не должна протекать только на основе полной самостоятельности субъектов рынка: для нормального развития этих процессов и обеспечения благосостояния населения необходимо вмешательство государства. Свободная торговля, свободная конкуренция не могут, согласно Сисмонди, обеспечить рост благосостояния. Политэкономию С. Сисмонди считал нравственной наукой и видел ее задачу в разработке рекомендаций правительству по проведению хозяйственной политики с помощью законодательных актов. Смысл этой политики он видел в развитии товарно-денежных отношений, поддержке мелкого производства.

Сисмонди был сторонником трудовой теории стоимости; он считал, что стоимость товара определяется затраченным на его производство трудом. Происхождение прибыли он объяснял вычетом из продукта труда рабочего, писал об ограблении наемного рабочего при капитализме.

Резкую критику со стороны марксистов вызвала теория реализации Сисмонди. Поскольку стоимость общественного продукта он определял доходами – заработной платой и прибылью (исключая постоянный капитал), то, анализируя проблему реализации, он пришел к выводу, что объем производства должен полностью соответствовать доходам. В противном случае, по его мнению, продукт не может быть реализован. Поэтому для реализации произведенного продукта стране, в которой господствует капитализм, необходим внешний рынок. До повсеместного распространения капитализма в таком рынке не было жесткой необходимости, так как была масса потребителей – мелких производителей. Проблемы реализации, по мнению С. Сисмонди, стали возникать в связи с уничтожением мелкого производства. Поэтому благосостояние общества можно повысить, если промышленное и сельскохозяйственное производства будут разбиты «на большое число самостоятельных предприятий, а не сконцентрированы в руках отдельных предпринимателей, распоряжающихся сотнями и тысячами рабочих».

Сисмонди одним из первых вскрыл противоречия и пороки, свойственные капиталистическому накоплению: вытеснение живого труда машинами, в результате чего возникает безработица, растет нищета, применяется детский труд. Он сделал вывод о неизбежности экономических кризисов в условиях капитализма.

Экономические взгляды В. И. Ленина

Радикальное направление русского марксизма возглавлял В. И. Ленин (1870–1924).Многочисленные работы его пронизаны идеей неизбежности движения русского капитализма к пролетарской революции и возможности построения социализма в России, несмотря на ее экономическую отсталость от Запада.

Все вопросы преобразования общества Ленин решал с помощью революционного насилия, осуществляемого пролетариатом во главе с марксистской партией.

В. И. Ленин написал несколько работ на экономические темы, но наиболее крупной среди них была книга «Развитие капитализма в России» (1899 г.), в которой марксистская теория была применена к анализу экономического развития России. Ленин, используя официальную статистику, описал развитие национального рынка в результате усиления общественного разделения труда. Промышленность переходит на машинно-фабричную основу, в сельском хозяйстве осуществляется разложение крестьянства на зажиточных (кулаков) и бедных (пролетаризирующихся) производителей, помещичьи хозяйства приобретают все более торговый характер. Растут города и городское население. Все это характеризует превращение феодального строя России в капиталистический, а значит, страна не имеет какого-либо особого пути развития. Она двигается в общем русле мирового прогресса – к развитому капитализму, а затем – к социализму.

Важным произведением Ленина в анализе современного ему общества явилась работа«Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.).

В ней Ленин определяет характерные черты капитализма в конце XIX – начале XX вв. и формулирует основные тенденции капиталистической экономики. По его мнению,империализм есть загнивающий, паразитический и умирающий капитализм. Он вошел в эпоху глубокого обострения всех своих противоречий, которое означает не что иное, как общий кризис капитализма. На этой стадии происходит полная подготовка социалистической революции.

Этой концепции последователи Маркса и Ленина придерживались вплоть до 90-х гг. XX в., когда в общий кризис попал социализм и произошел его распад. Учение о социализме Ленин вначале разрабатывал в соответствии с принципами «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Он стоял на позициях:

  1.  полного устранения частной собственности и перехода к общественной собственности;
  2.  ликвидации рыночных отношений;
  3.  огосударствления всей экономики;
  4.  осуществления централизованного управления хозяйством.

Однако полный развал российского хозяйства и социальный протест против политики большевиков заставили Ленина разработать принципы новой экономической политики. Произошло возрождение частной собственности, рынка, денег, предпринимательства, но при сохранении диктатуры пролетариата. Ленин пытался найти путь постепенного преобразования капитализма в социализм с помощью хозяйственного расчета и кооперации. Однако эти идеи оказались утопическими. Все элементы рыночных отношений и экономической демократии были уничтожены в 1930-е гг. с помощью массового террора.

Кейнсианство - экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.

В ст. Западная экономическая теория рыночного развития выступала с неоклассическим направлением, которое продолжало определять специфику второго классического положения. Но со временем ситуация кардинально изменилась под влиянием двух определяющих тенденций развития.

Во-первых, в связи с победой Октябрьской революции 1917 г. в России, а после второй мировой войны подобных революций в ряде стран Восточной Европы, в Китае и других странах Азии и на Кубе марксизм тоталитарного направления стал единым безальтернативным течением в странах командно-административной системы, оставаясь одним из течений в других странах мира. Вместе с тем в рыночных странах приобрёл дальнейшее развитие марксизм социал-демократического направления. В странах командно-административной системы условия препятствовали развитию творческого марксизма. Однако практика первого периода существования командно-административной системы показала эффективность активного вмешательства государства в экономические процессы. Лишь со временем роль государства в экономической жизни была сведена к абсурду.

Во-вторых, уже в 30-е годы небывалую ранее остроту приобрели кризисные процессы в экономике и экономической рыночной теории Запада. Существовала потребность в новой рыночной теории, которая бы убедительно объяснила существование таких явлений, как массовая безработица, длительный спад производства, существование неиспользованных производственных мощностей и т.д., и указала возможные пути выхода из кризисного состояния без уничтожения рыночных основ хозяйствования.

В-третьих, определенные новые теоретико-методологические подходы к анализу рыночного хозяйства заложил - институционализм. Эти подходы заключались в рассмотрении влияния «институций», под которой понимается какое-либо стойкое объединение людей для достижения определённых целей.(семья, партия, государство и т.д.), на общество, в том числе и на экономику. При этом государственная власть рассматривалась как проявление скоординированной деятельности различных прослоек и групп общества. Взгляды институционалистов послужили критическому расшатыванию ортодоксии второй классической ситуации и заложили определённые возможности нового подхода к анализу рыночной экономики на новом этапе её развития. Указанные взгляды институционалистов были генетически и логически связаны с теорией бюрократии, авторитета и власти, разработанной выдающимся немецким ученым М. Вебером (1864-1920).

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в 1929-1933 гг. закончился период «скрытого» развития экономики, то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы. Иными словами, 1930 г. положил предел тому типу роста который был характерен для в. и тщетно пытался сочетать старые, традиционные приемы использования пространства и материи с инновационными механизмами.

Если «сила» неоклассической теории конца - начала в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ, к которому в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Джон Мейнрад Кейнс.

Существенная потребность в новой рыночной теории была удовлетворена выходом в свет работы Джона Мейнрада Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). После этого большинство молодых экономистов-рыночников стали последователями теории Кейнса.

Как следствие в экономической науке, по словам М. Блауга, «в 30-х годах маятник качнулся в обратном направлении: озабоченность проблемой совокупного эффективного спроса заставила многих экономистов согласиться с Кейсом в том, что «полное доминирование рикардинского подхода на протяжении 100 лет было катастрофой для прогресса экономической науки».

Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых проблем научных исследователей, которые не утрачивают своей актуальности и в наши дни, ибо основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берет свое начало нацеленное на решение этих проблем это теоретическое направление. Оно опирается на учение Дж. М. Кейнса, и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство).

Неокейнсианские доктрины

«Кейнсианская революция» означала, как известно, отказ от экономического либерализма и признание того факта, что рыночная экономика не обладает механизмом саморегуляции и нуждается в государственном регулирующем воздействии. Дж. Кейнс отвергал концепцию автоматического восстановления равновесия капиталистического хозяйства на основе стихийного, рыночного механизма и устранения таким путем пороков рыночной экономики. Он не только обосновал это положение, но и предложил определенные методы, рычаги воздействия государства на рыночную экономику («мультипликатор Кейнса» и др.), использование которых могло бы если не устранить эти пороки, то смягчить их негативные последствия. Однако в последующие десятилетия появилась необходимость в модернизации модели Дж. Кейнса.

После Второй мировой войны на первый план выдвинулась проблема экономической динамики – проблема устойчивого экономического роста, поскольку в этот период перед капиталистическим миром встала задача успешного противостояния быстро развивающейся экономики социалистических стран. Оказалось, что бурные подъемы (бумы) так же нежелательны, как и затяжные спады. Потребовалось создать специальную теорию циклических колебаний. В результате родилось новое направление в экономической науке, получившее название неокейнсианство. Ведущую роль в создании нового направления сыграли английский экономист Рой Харрод (1900–1978), американские – Элвин Хансен (1887-1976), Евсей Домар (род. в 1914), Стэнли Харрис (1897–1974).

Важнейшей чертой этого направления следует считать теорию экономического роста и циклического развития. Модель Кейнса имела статичный характер: она рассматривала все экономические процессы в рамках краткосрочного периода. Р. Харрод и Е. Домар разработали модели, устраняющие этот недостаток. В обеих моделях в качестве фактора роста учитывается только капитал. Согласно уравнению Харрода-Домара темп экономического роста равен отношению доли сбережений в национальном доходе к коэффициенту капиталоемкости (т. е. отношению капитала к выпуску продукции). Концепция мультипликатора была дополнена сторонниками Дж. Кейнса принципом акселератора: мультипликатор – коэффициент, выражающий отношение прироста дохода к приросту инвестиций; акселератор, или коэффициент ускорения, – отношение прироста инвестиций к приросту дохода.

В концепции американских неокейнсианцев главная роль отводится государственному бюджету – основному механизму регулирования (государственный бюджет – «встроенный стабилизатор»). К «встроенным стабилизаторам» американские экономисты относили также подоходный налог, выплаты по социальному страхованию, пособие по безработице и др.

Неокейнсианцы предложили методы прямого и косвенного регулирования экономики (методы косвенного регулирования – налоговая политика, бюджетное финансирование, кредитная политика, ускоренная амортизация).

Общая схема воздействия государства на экономику сводится к следующему: в периоды подъема экономики государственные расходы должны ограничиваться, а в периоды кризиса – увеличиваться, даже если это приводит к бюджетному дефициту.

Эрхард Людвиг (1897-1977), профессор экономики, отец «экономического чуда» в Германии. В 1928-1942 гг. работал научным сотрудником и директором Института конъюнктурных исследований в Нюрнберге, а после войны директором управления хозяйством англо-американской зоны оккупации (Бизонии). С 1949 по 1963 гг. он являлся министром народного хозяйства и три года — федеральным канцлером ФРГ. Модель «социального рыночного хозяйства» содержала актуальную и единовременно тривиальную мысль профессора Эрхарда: социальная направленность экономики реализуется не через совершенствование механизма распределения, а через подъем производства. Эта концепция вызвала бурю неприятия, как со стороны оккупационных властей, так и социал-демократической партии Германии, выступавшей за централизованное плановое хозяйство. Потребовались гражданское мужество, убежденность ученого и железная логика, чтобы отстоять свободу экономики против государственного вмешательства. Американская я военная администрация рассмотрела в социальном рыночном хозяйстве коммунистические идеи. Но помощь Эрхарду пришла неожиданно с Востока благодаря «сталинизации» новых стран народной демократии.

Большое значение для возрождения Германии имели немецкий менталитет и отечественная культура рыночных отношений, включая уважение к профессии предпринимателя и к интеллекту. Немцы в целом трудолюбивы и дисциплинированны, основательны и энергичны, добросовестны в любом деле, у них сильно развита любовь к порядку, чувство долга и привычка повиноваться властям, они нередко готовы на большие личные жертвы и проявляют мужество в случае физической опасности. И, пожалуй, самое главное, в послевоенной Германии никто не обещал народу скорого пришествия светлого идеального будущего.

В дальнейшем модель социальной рыночной экономики неоднократно корректировалась в поисках баланса между государственным регулированием и либерализацией предпринимательской деятельности. Так лозунг 70-х годов «Больше рынка, меньше государства» сменился на новый «Больше рынка при сильном государстве».

  1.  Экономические воззрения П.Б. Струве


Петр Бернгардович Струве (1870 – 1944) – русский философ, историк, экономист, общественный и политический деятель, публицист.

Первая книга П.Б. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», вышедшая в 1894 г., выдвинула его в авангард молодых экономистов России. В ней автор полемизировал с народниками, разоблачая их социологическое и экономическое мировоззрение как «идеализацию натурального хозяйства и примитивной экономической самостоятельности». По словам П. Б. Струве, из работ идеологов народничества следовало «только одно, что Россия – страна недостаточно культурная и что по рецептам радетелей «народного производства» ей надлежит всеми силами бороться за свою некультурность». В противоположность этому сам Б.П. Струве утверждал, что «Россия не может оставаться страной исключительно земледельческой» и что она должна развивать у себя промышленный капитализм. Чтобы выйти из «нашего экономического убожества», «Россия из бедной капиталистической страны должна стать богатой капиталистической же страной. Этот исторически необходимый процесс очень труден – в силу нашей культурной и экономической отсталости». 

В 1902 г. в Петербурге П. Б. Струве опубликовал сборник статей «На разные темы», выступив в нем против нетерпимости марксизма, который, по его словам, «мнит себя обладающим безошибочным знанием единственно действительных, а потому правильных средств для достижения данной практической цели – общественной справедливости».

В 1915 г. в сборнике статей по общественным и военным вопросам «Великая Россия» была опубликована статья П.Б. Струве «Экономическая проблема «Великой России»: Заметки экономиста о «воине и народном хозяйстве». Указывая на необходимость решения экономической проблемы «Великой России», П. Б. Струве пишет: «Способы ее разрешения многообразны; самое разрешение этой проблемы может быть лишь результатом параллельного и дружного действия частной инициативы и государственной политики. Но тот дух, которым нация должна проникнуться для того, чтобы в области хозяйственной создать «Великую Россию», ясен. Это – дух национального европеизма, дух творческого, уверенного в себе национального строительства на общечеловеческих началах. Такое строительство будет созидать здание «Великой России, освобождая Россию от черных пятен зараженного прошлого и дисциплинируя свободных людей. Старое русское Imperium создавалось «крепостными» средствами; новое может быть построено только свободными людьми на освобожденной почве, в здоровом состязании всех живых сил, переросших опеку вне общества и народа стоящей власти».

Экономические взгляды П.Б. Струве в наиболее полном виде изложены в его книге «Хозяйство и цена: Критические исследования по теории и истории хозяйственной жизни» (1913). В этой работе анализ теоретических понятий и категорий сопровождается экскурсом в историю хозяйства различных стран, конкретными примерами и рекомендациями. В ряде последующих работ («Историческое введение в политическую экономию» (1916), «Проблема капитала в системе политической экономии, построенной на понятии цены» (1917) и др.) развиваются или популярно излагаются положения из книги «Хозяйство и цена». 

Исходя из того, что политэкономия должна изучать и описывать факты, П.Б. Струве считал главной категорией экономической науки категорию цены, данной как факт, как видимое явление. «Цена и абстрактно есть основная (междухозяйственная) категория, и конкретно она есть основное данное, из которого строится вся экономическая действительность».

Он отрицал наличие проблемы распределения на том основании, что любой «дележ предполагает наличность делимого и делителя», тогда как в реальной действительности делимое отсутствует. «Процесс сложения доходов не есть распределение, а есть процесс образования цен, и доходы суть не доли заранее данного целого, а суть образующиеся из цен денежные величины, суммирование которых составляет то, что называется общественным продуктом или общественным доходом».

Трудовая теория стоимости (ТТС) — экономическая теория, в соответствии с которой товары обмениваются между собой в таких количествах, чтобы обеспечить равенство затрат труда (количества рабочего времени), общественно необходимого для их производства в данных социально-экономических условиях. Эти пропорции обмена обуславливают стоимость товаров.

Логичным следствием трудовой теории стоимости является признание труда единственным источником богатства.

Различные варианты трудовой теории стоимости выдвигались основателями классической политической экономии, такими как Уильям ПеттиАдам Смит иДавид Рикардо. Наибольшее развитие эта теория получила в трудах Карла Маркса. Сейчас она обычно ассоциируется именно с марксизмом.




1. за спиной по команде руководителя прыгнуть в воду и проплыть дистанцию любым способом
2. Тема- Искусство и мировые религии Вопросы- 1
3. 2009 Список скорочень АЛТаланинамінотрансферази АСТаспартатамінотрансферази АЧТЧ
4. АЛЛЕРГОЛОГИЯ МОДУЛІ ЕМТИХАН БИЛЕТТЕРІ
5. Прошлое и будущее- экспозиционная деятельность в музеях (современное состояние в Украине)
6. Дипломная работа- Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования
7. возделывание уход имеет древнее происхождение и первоначально обозначало занятие земледелием
8. прежнему прилагать немалые усилия для того чтобы обеспечить себе и своим близким маломальски сносные усло
9. приложений созданных с помощью Microsoft
10. Российский государственный педагогический университет им