Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Фантастический и сверхъестественный характер лирики С. Кольриджа.
Для поэзии Колриджа (1772 - 1834) характерен фантастический элемент, страшное и сверхъестественное. Отношение к жизни у Колриджа более пассивное, чем у Вордсворта. Вордсворт изображал перемены в жизни, движение к новому состоянию, хотя все его симпатии относились к прошлому; Колридж мог только оплакивать то горестное, что видел в прошлом и настоящем. В эстетических взглядах Колриджа важнейшую роль играет концепция воображения. В статьях о Шекспире он определяет воображение как способность поэта соединять, синтезировать различные элементы; уравновешивать или примирять противоположные и противоречащие друг другу качества. Воображение это «чувство наслаждения музыкальностью творения и способность производить такое наслаждение».
Пафосом обличения несправедливости общественных порядков и Британии проникнуто стихотворение «Монодия на смерть Чат- тертона» (Monody on the Death of Chatterton, 1790). Это стихотворение о трагической судьбе известного английского поэта Чаттертона, который, столкнувшись с бездушием общества, покончил жизнь самоубийством, когда ему было всего восемнадцать лет. Лирический герой ясно видит, как Нужда и Пренебрежение преследуют душу поэта и заставляют его принять яд. Колридж открыто высказывает свое отношение к судьбе Чаттертона; он испытывает чувство гнева, возмущения и печали. И Чаттертон не единственный поэт, страдавший от жестокости общества. Колридж вспоминает также Батлера и Отвея. В стихотворении изображены последние минуты жизни Чаттертона, когда его рука тянется к чаше с ядом. Колридж раскрывает психологическое состояние Чаттертона накануне гибели. Борение чувств представлено в духе поэзии XVIII в. В конце стихотворения Колридж задумывается и о своей судьбе; обращаясь к Духу, он просит даровать ему силы, чтобы суметь противостоять злу.
Колридж тяготел к фантастическому и сверхъестественному. В аллегорическом стихотворении «Ворон» (The Raven, 1797) воплощена идея возмездия за совершенное зло. Однако здесь выражено и сомнение в плодотворности каких-либо решительных действий, революционных изменений. Всякое действие чревато противодействием, насилие влечет за собой возмездие. Стихотворение стилизовано под рождественскую сказку, рассказанную школьником своим маленьким братьям и сестрам.
В 17981799 гг. Колридж побывал в Германии, где изучал философию Канта, Фихте, Шеллинга. Эстетические воззрения Колриджа идеалистичны. Он не видит красоты в объективном мире; красота возникает для него только как функция поэтического воображения, которое, в свою очередь, является проявлением божественного откровения.
Ведущая поэтическая мысль Кольриджа о постоянном присутствии в жизни неизъяснимого, таинственного, с трудом поддающегося умопостижению. Тайна врывается в нормальное течение жизни внезапно, как это происходит в «Поэме о старом моряке» (The Rime of the Ancient Mariner, 1798): повествование развертывается не с начала, излагается как бы второпях и к тому же необычным рассказчиком старым моряком, который остановил шедшего на свадебный пир юношу и «вонзил в него горящий взгляд». Читателю уготована роль этого юноши: поэма точно так же должна захватить его врасплох, и, судя по реакции современников, Кольриджу в самом деле это удавалось, под покровом обычного открывается фантастическое, которое, в свою очередь, неожиданно оборачивается обычным, а затем опять фантастическим. Это наиболее характерное произведение Колриджа. В нем раскрывается гуманистическая мысль о необходимости преодоления одиночества и установления человеческих отношений, основанных на любви и добре. Здесь же развивается и христианская идея о том, что страдание делает человека мудрым, а покаяние искупает грехи. Сюжет баллады содержит сверхъестественный элемент; общий колорит произведения отличается мрачной фантастикой, атмосферой ужаса и страха. Корабль, направляющийся к экватору, отнесло в сторону холодного южного полюса. Добрым знамением оказался альбатрос, появившийся над кораблем. Птица словно обладала особой силой: корабль вышел на правильный курс. Но старый моряк убил альбатроса. Убийство живого существа влечет за собой возмездие. Корабль остановился, застигнутый штилем; команда погибла; на корабль ползут отвратительные морские гады. Старый моряк, на шее которого вместо креста висит убитый альбатрос, мучится от одиночества. Он понимает теперь, что был причиной гибели своих товарищей. Духи прощают старого моряка за то, что в его душе проснулась любовь к живому, и совершают чудо: по их воле корабль при безветренной погоде устремляется к родным берегам. Но старый моряк вынужден в качестве наказания постоянно кочевать с места па место и рассказывать свою историю. Его рассказ звучит как урок, как предостережение. Баллада написана четырехстопным ямбом, который здесь доведен до виртуозной выразительности и проникновенной музыкальности. Смена эмоций и настроений подчеркнута отступлениями от четверостишия; в этом произведении есть строфы в пять, шесть и девять строк, которые рифмуются различным способом. В балладе «Старый моряк» много темных и туманных мест. Сознавая неясность фантастического рассказа старого моряка, Колридж при последующих изданиях баллады, по примеру писателей прошлого, дает комментарии на полях: «Старый Мореход, нарушая законы гостеприимства, убивает благотворящую птицу» и т. д. Сквозь условную декоративность прорывается психологизм, все средства от ярчайших словесных красок до автокомментария используются ради выразительного воспроизведения переживаний, будь то галлюцинации, возникающие после многодневной жажды, или же чисто физическое ощущение твердой земли под ногами. Каждое душевное состояние передается в динамике, Кольридж запечатлевает в своих стихах состояние полусна, грез, ощущение ускользающего времени, это явилось его творческим вкладом не только в поэзию, но и в развитие всей литературы.
Для романтического искусства Колриджа характерна незаконченная поэма «Кристабель» (Christabel, 17971800, опубл. 1816). Средневековый замок, лунная ночь, бой часов, происшествие, исполненное тайны, таков фон, на котором раскрываются противоречивые чувства и переживания героев старого барона Леолайна, его дочери Кристабель, Джеральдины. Сюжет поэмы обрывается на завязке действия, но уже в самой завязке раскрывается трагическое одиночество Кристабель, столкнувшейся с жестоким непостоянством окружающих ее людей. Стихотворная форма этого произведения очень выразительна. В строках поэмы «Кристабель» от семи до двенадцати слогов, но при этом всегда только четыре ударения. Изменение количества слогов соответствует переходам в движении образов и в развитии эмоций.
Потусторонние мистические видения переданы поэтом во фрагменте «Кубла Хан, или Видение во сне» (Kubla Khan: or A Vision in a Dream, 1798). Ода «Спокойствие» (Ode to Tranquillity, 1801) знаменует отход Колриджа от общественной борьбы и уход в свой внутренний мир. Поэт предпочитает спокойствие славе. Спокойствие чуждо интригам и яростному расколу, оно способствует работе мысли и развитию чувств. Деятельность современного человека представляется поэту диким, неестественным ремеслом кровопролития и обмана.
О кризисе в духовном развитии Колриджа свидетельствует ода «Уныние» (Dejection, 1802). В ней утверждается мысль о том, что окружающий мир холоден и мертв; только душа человека излучает свет, только в ней звучит прелестная музыка жизни. Колридж объявляет самоценной душу человека, противопоставляя ее внешнему миру. Поэт признается в том что творческая сила его воображения иссякает.