Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Когда нефть входила на рынок был 1 нижний предел и 2 верхних. Сейчас, когда она находится на рынке достаточно давно, у нее 2 нижних предела и 3 верхних. Сейчас мы дошли до верхних пределов ее колебаний. Верхний предел №2 это цена платежеспособного спроса на нефть. Достаточно много расчетов, которые показывают более менее синхронное представление о том, каковы были эти верхние пределы. Если разбить на этапы, и взять верхние пределы в постоянных неизменных ценах (или в текущих), то картинки могут быть разными. Аналогичные расчеты проводят МЭА, Норинг (норвежский ученый), аналитическая служба Deutsche банка. Они показывают примерно одни и те же цифры. Есть верхний пик, который был достигнут во время 3-го этапа (если измерить его в стоимостном выражении). Тогда был достигнут исторический максимум цен (1981 год). 41$/барр на легкую алжирскую нефть. В тот момент цена нефтепотребления в ВВП достигла 7%. Доля энергопотребления в ВВП имеет свои пределы. В работе Башмакова этот предел до 15%, по нефти 7%. Если 1 пик был достигнут в 81 году, то когда цены взлетели в 2008 году до 147$/т, доля нефти в ВВП была уже меньше (5%). Это может объясняться повышением эффективности использования энергии. По мере повышения эффективности использования энергии, по мере изменения доли нефти в энергобалансе (утрачивает доминирующее значение, какое было в 70-х годах) мы не будем видеть доминирование 1 энергоресурса. Раньше это было доминирование 1 энергоресурса, потом на рынке появлялись другие, и доля 1 энергоресурса снижалась из-за расширения спектра энергоресурсов, но всегда был 1 какой то доминирующий. Нефть дала последний доминирующий пик на 3 этапе (доля нефти в энергобалансе была максимальной). Автор не видит возможности появления доминирующего энергоресурса. Но никакой из сегодняшних энергоресурсов не займет доминирующего положения, какое некоторые из них занимали в нефтяную и донефтяную эру. Повышается эффективность использования конкретного энергоресурса, становится более менее равновесной структура энергобаланса. Представлен спектр различных энергоресурсов с близкими друг другу по значению удельными весами. Это 2-й фактор, почему доля нефти ВВП не превысила исторический максимум в 7%, несмотря на взлет цен. 7% этот тот исторический максимум по нефти, который вряд ли может быть превышен. Потребление, умноженное на цену дает тот верхний предел, выше которого пройти покупательная способность мировой экономики по конкретному энергоресурсу, не может. И мы видим, что после достижения пика в 81 году произошла слишком большая нагрузка на экономику и шаг в сторону замещения жидкого топлива.
Эффект домино
1 шаг 73 год взлет цен на нефть - попытка уйти от нефти ОПЕК. Было связано не столько с реакцией на высокие цены на нефть, сколько понимание, что высокие цены на нефть были из-за эмбарго, из-за физической нехватки, поэтому рынок отреагировал на перерывы в энергоснабжении. Происходило осмысление, что зарождается новая экономика, где издержки начинают расти вверх.
Сначала попытка уйти от нефти для снижения зависимости от ОПЕК, накопить коммерческие запасы, развивать месторождения нефти и газа за пределами ОПЕК, предполагая, возможность вернуться к низким ценам (надеялись, что взлет цен носил ажиотажный характер). Когда же пришло понимание, что новые компании, разрабатывающие месторождения за пределами стран ОПЕК возвращаться к низким ценам на нефть не собираются, а пытаются реализовать ценовую ренту, наступил следующий этап, уход от нефти, замещение ее другими энергоресурсами. Которые в этот момент стали более дешевыми: газ, уголь. Газ менее технологичен чем нефть, поскольку требует дополнительных затрат, он не настолько концентрирован в единице пространства, его тяжело транспортировать (другая логистика). Это была 2-й шаг в эффекте домино.
3-й шаг был связан с выходом на предел платежеспособного спроса, когда мировая экономика не готова была принимать такую высокую цену, шла большая нагрузка на макроэкономику и пошла 3-я волна уход от энергии. В этот момент мы увидели, что у нас не только замедлились темпы роста нефтепотребления, но и в начале 80-х годов у нас было абсолютное снижение объема потребления. Был достигнут тот самый исторический пик и он обосновывается не как случайность, а как событие, которое имеет причинно-следственные связи, что это тот самый верхний предел, до которого может дойти нефтепотребление.
5% это скорее всего тот новый предел, выше которого мировая экономика не будет готова переваривать долю затрат на нефтепотребление в ВВП.
Диапазон изменения цен в 90-е годы: 10-25$/барр. Это была нижняя граница во время перехода на биржевое ценообразование и была достаточно неустойчивая динамика. 4-й этап фазовый переход от механизма ценообразования, построенного на cost+ к механизму net back. Неустойчивая динамика цен 90-х годов это тот уровень цен, к которому возврата уже не будет, потому что сегодня нижний уровень цен это цена Сауд Аравии. Исторический максимум 147$, а в промежутке между ними ложатся разные оценки.
Оценка по долгосрочным предельным издержкам производства жидкого топлива.
После 2009 года цена бездифицитного бюджета Сауд Аравии оказалась выше, чем фактический уровень цен, которые упали ниже цены бездиф бюджета. Пошла волна, что справедливые цены должны быть на уровне 60-80$. Затем случились события, связанные с волнами «Арабской весны», которые накладывали дополнительное бремя затрат на бюджеты нефтедобывающих стран. Первая новая справедливая цена после событий в Египте в январе 2011 года подняла диапазон до 100$.
Зона нижних значений долгосрочных предельных издержек производства (см. слайд) - это та зона, возврат к которой уже вряд ли можно ожидать. Зона между 35 и 90$ зона, которая устойчиво находится ниже доминирующих значений долгосрочных предельных издержек производства жидкого топлива и конкурентоспособных возобновляемы источников энергии. Это замещение сегодняшнего традиц жидкого топлива нетрадиц видами или замещения жидкого топлива другими нежидкими видами энергии. Есть пограничная зона (100-110$) по ДПИПЖТ (долгосрочным предельным издержкам производства жидкого топлива) и выше находится зона, где жидкое начинает конкурировать с новыми источниками энергии. Нетрадиционным источникам энергии достаточно сложно войти в энергобаланс и вытеснить традиционные.
2008 год был связан с тем, что начавшись с роста издержек на физичеком рынке нефти из-за недоинвестирования 90-х годов, подключились спекулянты, которые начали играть на повышение. Это привело к кризису, потом сброс цен. Сейчас цены находятся на более высоком уровне, чем они были раньше (100-110$). Сегодня более выгодно иметь цены более высокие. Если предельные издержки находятся на уровне сегодняшних цен или идут вверх (оценки МЭА), то это подводит аргументы под то, почему цены должны быть на таком высоком уровне. В этих оценках не учтены возможные технологические прорывы, которые могут привести к изменению издержек по добыче, производству, освоению нетрадиц видов топлива. Тот факт, что пред издержки будут близки к сегодняшнему уровню цен, подталкивает к тому, что мы не выйдем из фазы высоких цен.
МЭА считает, что пик цен 2008 года имел неспекулятивный характер, с чем автор не согласен. МЭА не учитывает тот факт, что издержки могут изменить в сторону снижения. Автор не считает, что мы вошли в эпоху абсолютно дорогой нефти. Издержки могут иметь и взлеты и падения. Когда природный фактор начинает доминировать, то имеет место эволюционный тех прогресс. Но когда это доходит до высокого уровня, толчок к запуску механизма снижения цен может идти из макроэкономики, с платежеспособного спроса. Если будем приближаться к новому пику, то должны запускаться новые механизмы. Для того, чтобы приостановить рост цен, нужно снижать предельные издержки.
Те цены на нефть, которые мы имеем сегодня и 5% уровень платежеспособного спроса, будет ли это продолжение нефтяной эры или начало ее конца? Не потому что нет ресурсов, а потому что при данном уровне цен могут стать более экономичными и эффективными другие виды энергоресурсов.
7%, которые были в 81 году экономика не пережила и начала уходить от нефтепотребления, более интенсивно началось замещение нефти другими ресурсами, энергии капиталом, был мощный толчок для развития энергосберегающих технологий. Если брать цены на нефть бездиф бюджета России, то получается, чтобы бюджет России был бездифицитным, то цены на нефть сейчас должны быть на уровне 7% от ВВП. То есть выйти на уровень, который мировая экономика не принимает.
Цена на нефть определяется на бирже сегодня. Произошла эволюция в механизмах ценообразования от издержки+ (нижняя инвест цена на конкур рынке, цена финансирования) к механизму стоимость замещения. Есть минусы: если нет конкуренции, плановая экономика, работают факторы сдерживания конкуренции отсутствуют стимулы снижения издержек. Потому что издержки+ это издержки + приемлемая норма прибыли.
*В СССР был нормативный коэф эффективности, который определялся голосованием, а не экономическими механизмами (12%).
Если есть жестко заданная норма эффективности, то она дестимулирует к снижению издержек, к внедрению революционных достижений прогресса, которые могут понизить издержки. Издержки+ всегда присутствует для определения нижней границы цен, при котором проект может стать нерентабельным. Используется для определения порогового уровня рентабельности. Стоимость замещения это цена конкурентоспособного присутствия на рынке. Мы можем на короткое время выйти вверх. Но если мы находимся долго вверху, либо как производитель держим верхнюю цену исходя из макроэкономических соображений (снижения разрыва в ожиданиях и фактом) на уровне, выше цен конкурентов.
*Кризис сжимается производственная база страны и экспорт.
*Когда мы разрабатываем газовые месторождения, помимо плюсов (эффект масштаба), у них есть отличие от газа на мировом конкурентом рынке. Норвежский газ большая концентрация попутного газа. Есть возможность маневра. Чтобы завоевать конкур нишу можно снизить цены на газ и монетизировать ресурсную ренту за счет высоких цен на рынке нефти. У нас такого нет, газ монопродукт. С монопродуктом маневра по цене нет (сбросить цену нельзя и компенсировать это за счет жидких фракций). Верхняя инвестиционная цена газа оказалась выше цен конкурентов, поэтому мы теряли нашу рыночную долю до тех пор пока поставки Катарского газа не стали переориентироваться на рынок Японии (возрос спрос на СПГ, цены выше, чем в Европе). Создались благопр возможности для Газпрома, уход Катара расширил нишу.
Верхняя инвест цена на конкур рынке, удержание этой цены может быть вызвано экономикой данного энергоресурса или данного проекта, а может быть вызвана макроэк соображениями (долгосрочный или краткосрочный характер). Конкур цена может определяться по альтернативным энергоносителям или по альтернативным поставщикам. Здесь есть стимулы для снижения издержек для получения конкурентного преимущества. Когда есть пара 2-х энергоресурсов можно маневрировать, снизив цену в одном и увеличить в другом (краткосрочное преимущество). Но для тех, у кого нет возможности маневра, нет возможности для сохранения конкурентоспособности кроме как снижение издержек.
*Экспортная стратегия по газу должна быть направлена не на поддержание высокой цены, а на снижение издержек, чтобы сохранить зону рентабельности.
Стоимость замещения через механизмы конкуренции заставляет издержки идти вниз. Является подтверждением того, что не ожидается высокого уровня издержек. Расширение предложения заставит компании искать технологические решения, чтобы снизить издержки и удержать конкурентную зону.
Биржевая цена, которая определяется на рынке нефти, оторвана от издержек. Определяется на финансовых сегментах рынка нефти. Какие альтернативные механизмы могут применяться, чтобы снизить риски биржевой торговли?
Как можно скомбинировать что-то, чтобы издержки+ были как нижний предел, стоимость замещения как верхний предел, а механизм формирования цены между этими двумя кривыми, который дает возможность для государства-производителя получать ресурсную ренту для сохранения конкурентоспособности продукта?
В разрезе этапов Советский Союз появился на мировом нефтяном рынке на 2-м этапе. Так совпало, что СССР существовал на 2-3 этапе развития рынка нефти, на 4 этапе СССР прекратил свое существование. СССР присутствовал на рынке физической нефти. Если мы зависим от конъюнктуры мирового рынка, если мы не влияем на мировую цену, то называться энергетической супер державой мы не можем.
*Почему мы price-takers? Нам досталось много ресурсов, они расположены на больших расстояниях от центров потребления жидкого топлива. Северная Америка, Западная Европа, АТ регион все они расположены по отношению к нашим центрам добычи на большом расстоянии. И гораздо ближе к ним ОПЕК (Индонезия, Венесуэла, Северная Африка, Ближний и Средний Восток). Если бы мы выходили на мировой рынок, то конкурентных преимуществ у нас бы не было:
Сегодняшний уровень издержек не дает нас быть прайс-мэйкерами, но он заставляет развиваться отрасли экономики, делать технологический прорыв, развивать инновации, модернизацию, чтобы снизить уровень издержек и иметь конкурентные преимущества.
Нет резерва мощностей, которые давали бы нам возможность сезонного влияния на спрос. Основной рынок жидкого топлива для России Западная Европа. Зима-сезонный рост спроса на топливо (мазут, печное топливо). Цены подрастают при наличии сезонного спроса. Россия уходом с рынка во время сезонности подталкивали цены вверх и ренту получали другие. Не было возможности в плановой экономике создавать резервы и сезонные колебания конъюнктуры на рынке жидкого топлива реализовывать. Если бы такие возможности были, вряд ли была бы возможность делать конъюнктурный маневр. Это дорогое удовольствие, у Сауд Аравии есть более дешевые резервные мощности. Не было возможности влиять на конъюнктуру мирового рынка.
Развитие рынка нефти постсоветской России идет на рынке бумажной нефти (этапы 4 и 5). Все факторы, свойственные СССР на рынке физич нефти они сохранились и для России и добавились факторы с рынка бумажной нефти, которые усугубили наше положение в качестве прайс-тейкера. Остались 3 центра + Китай. Если брать соотношение между нами и основными конкурентами в поставке жидкого топлива, то конкурентные преимущества и недостатки сохранились и по положению и по издержкам. Добавился мощный фактор, что развитие сферы финансовых услуг у нас происходит с лагом запаздывания. Относительная неразвитость финансового рынка по сравнению с развитыми странами (США доминирует). Россия практически не представлена на рынке нефтяных финансовых деривативов. 4 инвестиционных банка США контролируют 85-95% рынка деривативов. Наше присутствие там очень незначительно. Если мы не представлены на этом рынке, то повлиять на цену мы не можем. Цена определяется степенью представленности на бумажном рынке. Формирование рынка бумажной нефти происходило за счет импорта финансовых технологий, финансовых специалистов, ноу-хау. Сначала строился финансовый рынок, а потом рынок бумажной нефти. Чтобы сегодняшние финансовые услуги работали должна быть устойчивая связь. Качество связи не дает возможности проведения устойчивых финансовых операций.
*Главное в биржевой торговле клиринг.
Пока не будет устойчивого финансового рынка в России, говорить о функционировании биржевой торговли сложно. Банк качества-дает возможность компаниям не терять часть ренты, если нефть лучше чем Юралс и не получать необоснованной ренты. Для его создания должна эффективно работать система учета по всем месторождениям, чтобы обеспечивать информационные потоки. Нельзя говорить о биржевой торговле не имея банка качества.