Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Муниципальное образовательное учреждение
лицей № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации
А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда
Рабочая программа по литературе (по программе Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева).
10 класс
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Немчинова Татьяна Владимировна
Волгоград 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе:
- Федерального компонента образовательного стандарта для среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень).
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень). М.: МОН, 2005г.
- Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: ООО «ГИД «Русское слово РС», 2005
- Учебного плана МОУ лицея № 9 на 2013-2014 учебный год.
Количество учебных часов: 136 (4 часа в неделю).
В том числе 1-е полугодие 2-е полугодие
- сочинений 2 3
- контрольных работ 2 2
Учебно-методический комплект:
- Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни). 10 класс. М: Русское слово, 2010 - 2013
Дополнительная литература:
- Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 10 класс. 1 и 2 полугодие. М.: «ВАКО», 2007 г.
- Беляева Н.В. и др. Литература: 10 класс : Метод.советы. М.: Просвещение, 2008
Форма промежуточной аттестации: тест
В результате изучения литературы на углубленном уровне ученик должен
Знать/ понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Календарно-Тематическое планирование
№ п/п |
Наименова-ние раздела программы |
Тема урока |
Кол-во ч. |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||||
1-2 |
Литература XIX века |
Введение |
2 |
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. |
Иметь представление о типологических особенностях литературы XIX века, основных темах и проблемах, художественных открытиях русских писателей-классиков. |
С. 3-8 конспект |
||
3-4 |
А.С.Пушкин основные этапы творческой эволюции. |
2 |
Стихотворения «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…»; «Поэт», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти». Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, её гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. |
Знать основные мотивы лирики Пушкина, уметь анализировать лирическое произведение. |
С.15-40, вопр. 4, 5. |
|||
5 |
Стихотворения «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» в контексте творчества художника. |
1 |
Тема поэта и поэзии. Стихотворения «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» в контексте творчества художника. |
Уметь анализировать лирическое произведение |
Прочитать поэму «Медный всадник» |
|||
6-7 |
Поэма «Медный всадник». |
2 |
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции поэмы. Развитие реализма в творчестве Пушкина. |
Знать содержание поэмы, уметь анализировать произведение, вести аргументированную полемику. |
С. 40-50, вопр. 6, 7 на с. 51. Письменная характеристика Евгения |
|||
8 |
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. |
1 |
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. |
Знать значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. |
Вопр. 9 на с. 51. Инд.: презентация о Лермонтове. |
|||
9-10 |
Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова |
2 |
Стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия ныне с молитвою…»), «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…»; «Мой демон», «К***», («Я не унижусь пред тобою…»), «Нет, я не Байрон, я другой…». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. |
Знать основные мотивы лирики Лермонтова, уметь анализировать лирическое произведение. |
Образ лир.героя в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (письменно) С. 53-78, вопр. 4, 6, 7 на с. 78. |
|||
11 |
Образ Поэта в лирике М.Ю.Лермонтова. |
2 |
Стихотворения «Поэт» и «Пророк». Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова и Пушкина. |
Сопоставить «Пророк» Лермонтова и Пушкина Прочитать поэму «Демон» |
||||
12-13 |
Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон» |
2 |
С.81-84, вопросы Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект», «Нос» |
|||||
14-15 |
Художник и «страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». |
2 |
Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». |
Иметь представление о творчестве Н.В. Гоголя, тематике его произведений, многообразии жанров. Знать особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры. |
Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Нос» Подобрать материал для сопоставления образа Петербурга у Гоголя и Пушкина |
|||
16 |
Тема Петербурга в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. |
1 |
Образ города в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. |
Уметь давать характеристику образа города, сопоставлять образы из произведений разных авторов. |
С. 84-106 |
|||
17 |
Вводный контроль. |
1 |
Не задано |
|||||
18-19 |
Литература 2-ой половины XIX века |
Обзор русской литературы 2-ой половины XIX века |
2 |
Россия во 2-ой половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и её мировое признание. |
Знать основные закономерности историко-литературного процесса 2-ой половины XIX века, уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой. |
Конспект лекции с. 125-139, вопр. 1-3, на с. 139-140. |
||
20-21 |
А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Быт и нравы замоскворецкого купечества в комедии «Свои люди сочтемся!» |
2 |
Жизненный и творческий путь великого русского драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в комедии «Свои люди сочтемся!» Островский и традиции русской классической драматургии. Природа комического. Становление метода и стиля комедиографа. |
Знать традиции русской классической драматургии, жизненный и творческий путь Островского, особенности стиля драматурга. |
С. 141-157, прочитать, ответить на вопросы Определить этапы конфликта в драме «Гроза» |
|||
22-23 |
Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. |
2 |
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Образ города Калинова. |
Знать содержание пьесы, своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. |
С. 158-165. Соч.-миниатюра «В городе Калинове». |
|||
24-25 |
Катерина в системе образов. |
2 |
Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины. |
Знать трактовку образа Катерины критиками, уметь самостоятельно высказываться по данной проблеме. |
Конспект критич. Статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Роль образа Варвары в пьесе |
|||
26 |
Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. |
1 |
Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. |
Уметь определять проблематику произведения, идейное звучание. |
С. 165-171, вопр. 7 на с. 174. |
|||
27 |
Образная символика и смысл названия драмы «Гроза» |
1 |
Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. |
Уметь разбираться в своеобразии жанра, в символике названия. |
С.171-174 |
|||
28 |
Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза». |
1 |
Сочинение. |
Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному. |
Не задано |
|||
29 |
И.А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). |
1 |
Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. |
Знать основные факты жизни и творчества писателя. |
С. 176-184. |
|||
30 |
Роман «Обломов»: история создания. |
1 |
История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. |
Знать историю создания, сюжет и композицию романа, уметь анализировать эпизод. |
С. 184-190. Задание на с. 190. |
|||
31-32 |
Система образов в романе «Обломов». |
2 |
Приём антитезы в романе. Обломов и Штольц. |
Уметь давать сравнительную характеристику героев. |
С. 190-198, вопр. 2 на с. 208. Закончить сравнительную таблицу |
|||
33-34 |
Социальная и нравственная проблематика романа. |
2 |
Социальная и нравственная проблематика романа. |
Уметь давать характеристику героев, выявлять проблематику произведения. |
С. 198-202, вопр. 5 на с. 209. Образ Ольги, Агафьи Матвеевны (по вариантам) |
|||
35 |
Любовная тема в романе. |
1 |
Ольга Ильинская Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. |
Уметь давать характеристику героев. |
По группам: пейзаж, интерьер, худ.деталь в романе. |
|||
36 |
Своеобразие стиля Гончарова. |
1 |
Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы её выражения в романе. |
Уметь определять функции пейзажа, роль бытовой детали, особенности стиля писателя, находить их в художественном тексте. |
Подготовиться к сочинению. |
|||
37 |
Сочинение по роману Гончарова «Обломов». |
1 |
Сочинение по роману Гончарова «Обломов». |
Уметь создавать аргументированное письменное высказывание на литературную тему. |
Не задано |
|||
38 |
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (обзор). |
1 |
Особенности реализма писателя. Эстетические и этические позиции Тургенева, его участие в журнальной полемике. |
Знать основные факты жизни и творчества писателя. |
С. 211-234. |
|||
39 |
Роман Тургенева «Отцы и дети». |
1 |
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. |
Знать историю создания романа, разбираться в сюжете, композиции романа, определять тему, проблему, идею произведения. |
С. 234-249. |
|||
40 |
Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. |
1 |
Черты личности, мировоззрение Базарова. |
Уметь давать оценку конфликту романа, понимать суть нигилизма, его истоки, знать трактовки образа героя, уметь самостоятельно высказываться по поставленной проблеме. |
Выписать цитаты по образу Базарова. |
|||
41-42 |
«Отцы» в романе. Смысл названия. |
2 |
«Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. |
Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание романа, давать характеристику братьям Кирсановым, родителям Базарова, Аркадию. |
С. 249, вопросы и задания. |
|||
43 |
Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. |
1 |
Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. |
Уметь анализировать эпизод, объяснять связь с проблематикой произведения. |
С. 244 задания по теме «Базаров и народ». |
|||
44 |
«Вечные» темы в романе. |
1 |
«Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. |
Знать о любовном конфликте как идейном испытании героя, видеть противоречивость позиции Базарова. |
С. 254, задание 7. |
|||
45-46 |
Авторская позиция и способы её выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. |
2 |
Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа, приём умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. |
Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства, художественная деталь), выявлять авторскую позицию. |
С.254, вопр. 9. Прочитать стихотворения в прозе : «Порог», «Два богача», «Памяти Ю.П.Вревской». |
|||
47 |
Поэтика и жанр тургеневских стихотворений в прозе. |
1 |
Стихотворения в прозе: «Порог», «Два богача», «Памяти Ю.П.Вревской». |
Уметь анализировать стихотворение в прозе. |
Подготовить сообщение с презентацией о Н.Г.Чернышевском |
|||
48 |
Личность Н.Г.Чернышевского и история создания романа «Что делать?» |
1 |
Личность Н.Г.Чернышевского и история создания романа «Что делать?» |
Знать биографию Чернышевского, историю создания романа «Что делать?» |
Сообщение о «новых людях». |
|||
49-50 |
Черты социальной утопии в романе. |
2 |
Черты социальной утопии в романе. «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. |
Анализ главы «Четвертый сон Веры Павловны» Подготовиться к дискуссии |
||||
51 |
«Что делать?» Н.Г.Чернышевского и роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»: диалог художников. |
1 |
«Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». |
Сообщение о жизни и творчестве Некрасова |
||||
52 |
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). |
1 |
Идейные позиции поэта, журналистика, личная жизнь. |
Знать основные факты жизни и творчества поэта, причины перехода на реалистические позиции. |
С. 283-295. |
|||
53 |
Народные характеры и типы в лирике Н.А.Некрасова. |
1 |
Стихотворения «В дороге», «Тройка», «Огородник». Прозаизация лирики. Социальная трагедия города и деревни. Настоящее и будущее народа. |
Знать стихотворения, входящие в циклы «Город», «Деревня», особенности поэтики автора, причины прозаизации, усиленного сюжетного начала, суть психологизма и бытовой реализации любовной лирики. |
С. 296-303. |
|||
54 |
«Муза мести и печали» в лирике Н.А.Некрасова. |
1 |
Стихотворения «Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «За великое дело любви…», «» |
Уметь анализировать стихотворения, давать характеристику образа разночинца |
С. 303-310 |
|||
55 |
Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова. |
1 |
Поэтическое творчество это служение народу. «Поэт и Гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» |
Уметь составлять связное высказывание по заданной теме, анализировать стихотворения. |
Образ Пророка в творчестве Некрасова, Пушкина и Лермонтова |
|||
56 |
Тема Родины и любви в лирике Некрасова. |
1 |
Своеобразие выражения любви к Родине в лирике Некрасова. |
Уметь составлять связное высказывание по заданной теме, анализировать стихотворения. |
С.311-329. |
|||
57 |
Поэма А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, проблематика поэмы. |
1 |
Замысел, проблематика поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». |
Знать содержание поэмы, уметь выделять необходимый материал |
Найти фольклорные элементы в тексте поэмы, составить таблицу |
|||
58 |
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». |
1 |
Образы крестьян и помещиков в поэме. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства |
Знать текст. |
Таблица «Счастливые » |
|||
59 |
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». |
1 |
Образы народных заступников. Изображение роста самосознания народа. |
Уметь прослеживать эволюцию образа народного заступника: Яким Нагой, Савелий-богатырь, Ермила Гирин, Григорий Добросклонов. |
Главы « Крестьянка», «Пир на весь мир» |
|||
60 |
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. |
1 |
Образ Матрены Тимофеевны. Фольклорные начала в поэме, язык поэмы. |
Уметь составить план характеристики героя, находить в тексте элементы фольклора. |
Домашнее сочинение по поэме Некрасова |
|||
61 |
Философские итоги некрасовского эпоса. |
1 |
«Последние песни» - поэтическое завещание Н.А.Некрасова. Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба…», «Сеятелям». |
Уметь анализировать лирическое произведение. |
Сообщение о личности Тютчева |
|||
62 |
Жизнь и поэзия Ф.И.Тютчева. |
1 |
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Художественное своеобразие поэзии Тютчева. |
Знать основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева, особенности стиля поэта, уметь анализировать стихотворения. |
Стихотворение наизусть (на выбор). |
|||
63 |
Мир природы в лирике Ф.И.Тютчева. |
1 |
Человек, природа и история в лирике Тютчева. «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились…» |
Знать основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева, особенности стиля поэта, уметь анализировать стихотворения. |
Анализ стихотворения. С. 3-28 (ч.2) |
|||
64 |
Личность и мироздание в лирике Ф.И.Тютчева. |
1 |
Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. «И ропщет мыслящий тростник…», «Selentium», «Певучесть есть в морских волнах…» |
Знать основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева, особенности стиля поэта, уметь анализировать стихотворения. |
Сообщение о Елене Денисьевой |
|||
65 |
Своеобразие любовной темы в лирике Ф.И.Тютчева. |
1 |
Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас и всё былое…»); «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» |
Знать основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева, особенности стиля поэта, уметь анализировать стихотворения. |
Выучить наизусть стихотворение о любви (по выбору) |
|||
66 |
Историко-философские мотивы лирики Ф.И.Тютчева. |
1 |
Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. «Цицерон», «Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять…» |
Знать основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева, особенности стиля поэта, уметь анализировать стихотворения. |
Сообщение о личности Фета |
|||
67 |
А.А. Фет. Жизнь и творчество. |
1 |
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики Фета. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. |
Знать биографию поэта, основные темы, мотивы лирики, особенности стиля Фета, уметь анализировать стихотворения. |
Стихотворение наизусть (на выбор). |
|||
68-69 |
Природа и человек в лирике А.А.Фета. |
2 |
«Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землёю…», «Ещё одно забывчивое слово…» |
Уметь анализировать лирическое произведение. |
Анализ стихотворения «Сияла ночь» С. 33-50. |
|||
70-71 |
Тема любви в лирике А.А.Фета. |
2 |
Стихотворения «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Ещё майская ночь…»; |
Уметь анализировать лирическое произведение |
Образ лир.героя в лирике Фета Отв.на вопросы |
|||
72 |
Фет и теория «чистого искусства». Психологизм лирики Фета. |
1 |
Фет и теория «чистого искусства». Психологизм лирики Фета. |
Знать теорию «чистого искусства». Уметь анализировать лирическое произведение |
Повторить план анализа стихотворения |
|||
73 |
Р/Р Анализ стихотворения А.А.Фета (по выбору) |
1 |
Анализ стихотворения. |
Уметь анализировать лирическое произведение. |
Прочитать повесть Лескова «Очарованный странник! |
|||
74 |
Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. |
1 |
Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. |
Знать основные факты жизни и творчества писателя |
Составить цитатный план повести |
|||
75 |
Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. |
1 |
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). |
Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение |
Анализ эпизода «Флягин в плену» |
|||
76 |
Проблема национального самосознания, веры и безверия в повести. |
1 |
Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. |
Уметь самостоятельно высказываться по поставленной проблеме, давать характеристику персонажам |
Связный рассказ - характеристика героя |
|||
77 |
Повесть «Очарованный странник». Сказовая форма повествования. |
1 |
Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. |
Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение |
Инд.задание: презентация «Жизнь и судьба Достоевского» |
|||
78 |
Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. |
1 |
Нравственная проблематика, философская глубина творчества. Полемическая направленность произведений Достоевского. |
Знать основные факты жизни и творчества писателя, основные мотивы произведений |
С.203-214 |
|||
79 |
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». История создания романа. |
1 |
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. |
Знать историю создания романа, разбираться в сюжете, композиции романа, определять тематику, проблематику произведения |
Задание на стр.227 |
|||
80 |
Проблематика, система образов романа. |
1 |
Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Образ Петербурга. |
Знать текст, уметь находить необходимый материал. |
С.230-235, с.241-вопр.2 |
|||
81 |
Теория Раскольникова и ее развенчание. |
1 |
Теория Раскольникова и ее развенчание |
Уметь анализировать эпизод, объяснять его связь с проблематикой произведения |
С.241-вопр.3 |
|||
82 |
Раскольников и его «двойники». |
1 |
Раскольников и его «двойники |
Уметь самостоятельно высказываться по поставленной проблеме. |
Связн.рассказ-хаарктеристика героя |
|||
83 |
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного выбора автора. |
1 |
Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. |
Уметь самостоятельно высказываться по поставленной проблеме. |
С.236-240 |
|||
84 |
«Преступление и наказание» как философский роман. |
1 |
Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. |
Уметь анализировать и интерпpeтировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-. выразительные средства языка, художественная деталь), выявлять авторскую позицию |
С.241-вопр.7 |
|||
85 |
Психологизм прозы Достоевского |
1 |
Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Пopтpeт, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. |
Знать роль внутренних монологов и снов героев в романе. Пopтpeт, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. |
Подобрать материал по теме «Символика чисел в романе» |
|||
86 |
Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. |
1 |
Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Раскольникова. |
Знать художественные открытия Достоевского и понимать, в чем заключается мировое значение творчества писателя. |
Инд.сообщение: тема «маленького человека» в творчестве Пушкина и Гоголя |
|||
87-88 |
Сквозные мотивы и образы русской классики в романе Достоевского |
2 |
Сквозные мотивы и образы русской классики в романе Достоевского |
Знать сквозные мотивы и образы русской классики, использованные в романе Достоевского: евангельские мотивы, тема «маленького человека», проблема индивидуализма. |
1 группа: отличия экранизации от текста романа; 2 группа: Раскольников в исполнении Г.Тараторкина |
|||
89 |
Роман «Преступление и наказание» в театре и кино. |
1 |
Роман «Преступление и наказание» в театре и кино. Сопоставление романа с постановкой Л.Кулиджанова. |
Уметь сопоставлять произведение словесного искусства и экранизацию. |
Определить тему сочинения |
|||
90 |
Подготовка к сочинению по роману Достоевского «Преступление и наказание» |
1 |
Определение темы, отбор материала, тезисный план сочинения. |
Уметь отбирать материал, соответствующий теме, составлять тезисный план сочинения. |
Черновик сочинения |
|||
91 |
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» |
1 |
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» |
Уметь создавать письменное аргументированное высказывание на заданную тему. |
Не задано |
|||
92-93 |
М.Е.Салтыков-Щедрин.Жизнь и творчество. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. |
2 |
Сатирическое изображение правительственных кругов и помещичьего класса. Нравственные проблемы в сказках. |
Знать содержание сказок «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь», понимать аллегорический смысл произведений. |
Анализ одной из сказок. С.78-108 |
|||
94 |
Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках. |
1 |
Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках: фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык) |
Уметь находить в тексте приемы сатирического воссоздания действительности. |
Прочитать «Историю одного города» |
|||
95-96 |
«История одного города». Сатира как выражение общественной позиции писателя. |
2 |
Сатирико-гротескная хроника, намек на русскую историю. Роль анахронизма в произведении. |
Знать понятия: фантастика, гротеск, эзопов язык, уметь находить эти приемы в тексте, иметь начальное представление о памфлете |
1.Найти в тексте приемы гротеска, эзопова языка 2. инд.задание: презентация о жизни и творчестве Толстого |
|||
97 |
Исповедальность и лиирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого |
1 |
Жанрово-тематическое богатство творчества Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. |
Знать жанрово-тематическое богатство творчества Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. |
Выучить стихотворение наизусть (по выбору) |
|||
98 |
Романтический колорит интимной лирики поэта. |
1 |
Лирика позднего романтизма, историческая песня. Стихотворения «Средь шумного бала случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» |
Уметь характеризовать образ лирического героя. |
Найти изобразительно-выразительные средства в стихотв. |
|||
99 |
Радость слияния человека с природой как основной мотив пейзажной лирики поэта. |
1 |
Стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…» |
Уметь характеризовать образ лирического героя |
Оформить обложку к сборнику стихотворений Толстого |
|||
100 |
Анализ стихотворения А.К.Толстого (по выбору) |
1 |
Анализ стихотворения А.К.Толстого (по выбору) |
Уметь анализировать лирическое произведение. |
Инд.задание: презентация по теме «Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого» |
|||
101 |
Л.Н.Толстой.Жизнь и творчество. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека |
1 |
Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах». |
Знать основные факты жизни и творчества писателя |
Конспект статьи учебника |
|||
102 |
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи. |
1 |
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный ком позиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личностиЖанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий. |
Знать жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий. |
Анализ эпизода «В салоне А.П.Шерер» |
|||
103-104 |
Критическое изображение высшего света в романе. |
2 |
.Критическое изображение высшего света в романе. |
Уметь анализировать эпизод, определять его роль в произведении. |
С.146-156 С.186-вопросы 1-2 |
|||
105 |
Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней» |
1 |
Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Бородинское сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. |
Знать отличия понятий «патриотизм», «псевдопатриотизм».Уметь сопоставлять эпизоды, персонажей. |
С.156-159 |
|||
106-108 |
Этапы духовного самосовершенствования князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. |
3 |
Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков.Этапы духовного самосовершенствования князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. |
Знать этапы духовного самосовершенствования князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Уметь давать персонажу характеристику. |
С.159-164 С.186-Вопр.5 |
|||
109-110 |
«Мысль семейная» и ее развитие в романе. |
2 |
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины). |
Понимать значение выражения «мысль семейная», уметь давать характеристику группе персонажей, сравнивать их. |
С.166-170 С.186-вопр.6 |
|||
111-112 |
Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. |
2 |
Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. |
Знать суть понятия «нравственный идеал». Уметь давать характеристику персонажам. |
С.171-176 С.186-вопр.7 |
|||
113-114 |
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. |
2 |
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. |
Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
С.176-183 С.187-вопр.10 |
|||
115-116 |
Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. |
2 |
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господства одной личности над другой, над «толпой». |
Уметь самостоятельно высказываться по поставленной проблеме, давать характеристику персонажам |
С.186-вопр.4 Письм.-сравн.характеристика персонажей |
|||
117 |
Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. |
1 |
Значение образа Тихона Щербатого и Платона Каратаева. |
Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение |
С.187-вопр.9 |
|||
118 |
Феномен «общей жизни» И образ «дубины народной войны» в романе. |
1 |
Феномен «общей жизни» И образ «дубины народной войны» в романе. |
Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
С.187-вопр.12 |
|||
119 |
Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы |
1 |
Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. |
Знать роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе, смысл названия и поэтику романа-эпопеи. |
Определить тему сочинения |
|||
120 |
Подготовка к сочинению по роману-эпопее Толстого. |
1 |
Отбор материала по выбранной теме, составление тезисного плана, работа над вступлением сочинения. |
Уметь работать с текстом, отбирать материал по теме. |
Работа над черновиком сочинения |
|||
121 |
Сочинение по роману-эпопее Толстого «Война и мир» |
1 |
Сочинение. |
Уметь давать развернутый аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос. |
Инд.задание: презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» |
|||
122 |
А.П.Чехов. жизнь и творчество. |
1 |
Жизнь и творчество А.П.Чехова. |
Знать основные факты жизни и творчества писателя. |
С.244-253 конспект |
|||
123-124 |
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова. |
2 |
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе..Рассказы «Ионыч», «Студент», «Дама с собачкой». |
Знать темы, сюжеты и проблематику чеховских рассказов. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение |
С.254-266 С.281-вопр.1,3 |
|||
125 |
Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. |
1 |
Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре». |
Знать значение понятия «футлярные» люди, уметь анализировать текст. |
С.281-вопр.2 |
|||
126 |
Лаконизм, выразительность художественной детали как отличительные черты чеховской прозы. |
1 |
Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования. чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. |
Знать роль художественной детали, лаконизм повествования. чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. |
С.272-280 |
|||
127 |
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в пьесе «Вишневый сад». |
1 |
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта |
Знать значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Понимать символический смысл образа вишневого сада. |
С.276-вопр.1-3 |
|||
128 |
Комедия «Вишневый сад». Фигуры героев-недотеп и символический образ сада. |
1 |
Образ Лопахина. Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». |
Уметь самостоятельно высказываться по поставленной проблеме, давать характеристику персонажам. |
С.276-вопр.4-6 |
|||
129 |
Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе. |
1 |
Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). |
Уметь самостоятельно высказываться по поставленной проблеме, давать характеристику персонажам. |
С.282-вопр.4,5 |
|||
130 |
Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». |
1 |
Роль авторских ремарок r пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова- драматурга. |
С.282-вопр. 6,7 |
||||
131 |
Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении |
1 |
Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении |
Уметь определять авторскую позицию в произведении. |
Нарисовать афишу к спектаклю «Вишневый сад» |
|||
132 |
Контрольная работа по теме «Русская литература второй половины 19 века» |
1 |
Контрольная работа. |
Не задано |
||||
133 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
Не задано |
|||||
134-136 |
Рекомендации к летнему чтению. |
3 |
Не задано |
Список использованной литературы:
1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень).- М.: МОН, 2005г.
2. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: ООО «ГИД «Русское слово РС», 2005
PAGE 22