Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Пока (!) никакой законченной Теории Многополярного Мира в области МО не существует. Поэтому для ее корректной институционализации требуется привлекать обширный материал, относящийся к иным теориям, ставшим к настоящему времени классическими.
Реалистская парадигма, оперирующая с нормативами Вестфальской системы и выделяющая в качестве акторов национальные государства, напрямую совершенно не применима для ТММ.
Неореализм, с его тяготением к построению структурной системы, основанной на балансе сил, вполне может быть применен к многополярному миропорядку, В определенном смысле цивилизации как полюса многополярного мира будут региональными гегемониями.
Отдельные аспекты ТММ может заимствовать и в либеральной парадигме. Культура политической демократии создает условия для преодоления национального эгоизма. Если отбросим типичное для западного универсализма, по сути «этноцентрическое» обращение к «демократии», то получим тезис: общества со сходными культурами склонны к интеграции и созданию наднациональных структур. Либеральная парадигма, и особенно неолиберализм и транснационализм, большое внимание уделяют процессам глобализации.
Методы Английской школы будут приемлемы в ТММ, если мы вместо «общества государств» будем исследовать «общество цивилизаций» и социологические процессы, в этом обществе протекающие.
Марксизм и неомарксизм. Запад становится не образом для подражания, вожделения и обетованной землей, где получены ответы на все вопросы, но цитаделью эксплуатации, лжи, насилия и несправедливости. Капитализм есть материальная экономическая сторона западного универсализма и западного колониализма. Главное отличие ТММ от неомарксизма и теории мир-системы (а также проектов А. Негри, М. Хардта и других альтерглобалистов) - ТММ категорически не признает исторического фатализма марксистских теорий, настаивающих на том, что капитализм является общеобязательной и универсальной фазой исторического развития, за которой столь же фатально и неотменимо должна последовать пролетарская революция. Для ТММ капитализм - эмпирически фиксируемая форма развития западно-европейской цивилизации. Многополярный мир, особенно на первом анти-гегемонистском этапе своего становления, должен строится на солидарности всех цивилизаций в их противостоянии колониальной и глобалистской практике «богатого Севера». Постпозитивистские теории МО.
Критическая теория в МО может быть задействована практически полностью для денонсации западной гегемонии. Критика западоцентричных претензий, глобального капитализма, либеральной глобализации и однополярного мира в этой теории соответствует основным установкам ТММ и является необходимой ее частью. ТММ в своих истоках представляет собой радикальную альтернативу именно существующей гегемонии. Вытекающая из критики гегемонии концепция контр-гегемонистского блока также может быть взята на вооружение ТММ. Контр-гегемонистский блок в ТММ представляет собой совокупность тех сил во всех существующих на сегодняшний день цивилизациях, которые осознают условия нынешней гегемонии как неприемлемые и не удовлетворяющие интересам народов и обществ.
Постмодернизм в МО чрезвычайно полезен для ТММ еще и для того, чтобы избавиться от предрассудков «эмпиризма», «верификации», «статической достоверности», «материальной наглядности» и т.д., которые характерны для остатков преодоленной веры эпохи модерна в самостоятельную онтологию объекта. ТММ полностью признает арсенал постмодернистской критики и заимствует из него базовые методы деконструкции. Деконструкция гегемонии полностью принимается
Феминизм в МО обладает большой методологической ценностью для ТММ в силу того, что демонстрирует как социологическая позиция (в данном случае гендерная) аффектирует теоретические конструкции. Особую ценность представляет собой stand point feminism, «ситуационный феминизм», наглядно демонстрирующий возможность радикального пересмотра социально-политических теорий, стоит только начать их построение с иной социологической отправной точки в данном случае, из «ситуации» женщины, а не мужчины
Метод исторической социологии в МО позволяет рассмотреть современную эволюцию всей системы международных отношений в исторической перспективе, а значит, расчищает горизонты будущего и делает возможным новое углубленное осмысление истории.
Нормативизм в МО чрезвычайно удобен для «густого» анализа цивилизаций и структуры соотношений и связей между ними. Этот подход ставит в центре внимания исследование норм, ценностей, идей и идеалов конкретных обществ, с помощью чего достигается углубленное понимание того, как осмысляются основные темы международных отношений в разных странах и социальных контекстах. Такой нормативистский подход предполагает, что образы мировой политики осмысляются и интерпретируются каждым обществом в соответствии с его культурными установками (нормами).
Конструктивизм. мы живем в том мире, который создаем мы сами. Они хотят сделать мир «более гуманным». Западный мир, претендующий сегодня на то, чтобы быть единственной и универсальной моделью мира, создан людьми Запада. Они же научились его деконструировать и конструировать заново. Эта практика является критически важной для ТММ.
Ни одна из существующих теорий МО, строго говоря, не релевантна для построения Теории Многополярного Мира. Но многие из них содержат в себе элементы, которые, напротив, вполне можно при определенных условиях в ТММ интегрировать.
Парадигма |
Сходства |
Различия |
Реализм |
Суверенитет акторов Анархия международных отношений |
Актор не национальное Государство, но цивилизация/политейя |
Неореализм |
Баланс могущества/гегемоний |
Отрицание глобальной гегемонии Запада Отрицание двухполярности |
Либерализм |
Интеграция и наднациональная институционализация на основе общих ценностей |
Отказ от приоритета либеральной демократии и непризнание универсальности западных ценностей |
Неолиберализм |
- |
Отказ от глобализации/транснационализма |
Марксизм/неомарксизм |
Критика глобального капитализма |
Непризнание универсальности фаз развития Отказ от исторической необходимости глобальной мир-системы |
Критическая теория |
Критика (западной/капиталистической) гегемонии Контргегемония |
Индивидуализм Маргинализм/Анархизм В качестве ценностей (контробщество) |
Постмодернизм |
Деконструкция глобальной воли к власти |
Девалоризация власти как таковой |
Феминизм |
Деконструкция гендерного маскулинизма и эксклюзивизма в МО Учет женского гендера в культуре и цивилизации |
Отказ от либерального феминизма/прямолинейного эгалитаризма/легализации однополых браков/релятивизации и дезонтологизации пола |
Историческая социология |
Антирасизм Антиевроцентризм Историчность обществ и интернациональных систем Критика темпоцентризма и хронофетишизма Построение незападной теории МО |
- |
Нормативизм |
Приоритет норм и ценностей при определении цивилизации Коммунитаристская этика |
Космополитическая этика |
Конструктивизм |
Конструктивистский характер объекта МО Деконструкция Конструирование |
Сублиминальный евроцентризм |