Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Проблемы уровня знания в социально-гуманитарных науках
1. Общая характеристика веры как определенного уровня знания
2. Диалектика веры и научного знания в исследовательской деятельности
Вера как социальный феномен возникла в социоисторических организмах на определенном этапе их развития. И это было обусловлено:
1) трудностями включения человека в освоение природы;
2) противоречиями между социальными общностями;
3) ограниченностью человеческого знания в плане обеспечения активности людей оптимальными и эффективными формами и средствами их жизнедеятельности.
В процессе своего развития, социализации каждый человек включает в свое бытие такую составляющую, как вера. Ее можно рассматривать с позиции психологии, гносеологии и религии.
С позиции психологии, вера это своеобразный, приобретаемый в процессе социализации человека атрибут его жизни, который является фактором, обеспечивающим его успех в преодолении тех противоречий, которые возникают в процессе его жизнедеятельности.
Более конкретно вера для человека это:
1) определенный характер протекания его психических процессов, обусловливающих его устойчивость к среде его бытия;
2) своеобразный способ, средство мобилизации потенциальных возможностей человека (вера - воля);
3) определенное чувство доверия как характеристика уровня отношений между людьми, когда исчезает чувство боязни за себя и своих близких.
Для партнерских отношений характерно определенное целеполагание в отношениях. Однако в партнерских отношениях нет веры;
4) своеобразное состояние эмоций человека, которое характеризует его как самодостаточную личность (активистская культура бытия).
Обобщая рассмотренное, мы можем утверждать, что вера, с позиции психологии, представляет собой совокупность методологически-методических знаний.
Вера, с позиции религии, также представляет собой особый вид знаний.
С позиции религии, вера некое ощущение сопричастности человека с высшей Сущностью, сопровождаемое с ожиданием помощи от Него в трудных для человека ситуациях, а также надеждой, что будет у человека все хорошо в другой жизни, неземной.
С позиции религии, вера проявляет себя в различных формах:
1) табу (запреты);
2) магия;
3) фетишизм;
4) анимизм и т.д.
В целом, вера, с позиции религии, обусловливает в каждом человеке:
1) определенную мировоззренческую позицию религиозное мировоззрение;
2) определенную систему методологической культуры последовательность методологических и методических приемов, правил и форм познавательно-преобразовательной деятельности;
3) конкретную психологическую установку в исследовательской и преобразовательной деятельности верующий человек руководствуется определенными канонами как данностью, не подвергая их переосмыслению.
С точки зрения гносеологии, вера принятие информации без ее проверки через личный опыт или общественную практику.
В данном случае вера выступает как источник получения новых знаний через различные формы предварительного обобщения.
Речь идет о таком типе знания, который не связан непосредственно с бытием конкретного человека. Данные знания являются интенциональными, существующими вне опыта конкретного человека.
По своему уровню эти знания могут быть:
1) истинными ложными;
2) достоверными недостоверными;
3) правдивыми неправдивыми.
Качество знаний, получаемых через веру, обусловливается уровнем социальной надежности субъекта, который осуществлял обобщение.
На данном этапе развития науки выделяют три вида связи между верой и знанием:
1. Рационалистическая связь веры и знания. Для данного вида связи веры и знаний определяющим является отрицание веры как формы знания. Это характерно для естественных, технических и математических наук.
2. Скептитизм. В данном направлении вера является определяющей составляющей познавательно-преобразовательной деятельности людей. В данном направлении научные знания отрицаются как не имеющие смысла своего существования в жизни общества.
3. Диалектическое единство веры и знания. Данное направление получило свое развитие в конце XX века начале XXI века и связано с деятельностью академика Ж. Алферова. В данном направлении подчеркивается тот факт, что вера базируется на проблеме границ человеческого познания и, одновременно, развитие научных знаний обусловливается верой в их возможности преобразования общества, обеспечения его безопасности и будущности.
Понимание, интерпретация и объяснение как компоненты познания и научного исследования
1. Общая характеристика процесса понимания и трактовки текстов (документов)
2. Интерпретация и объяснение в научном исследовании
Для того чтобы понимать, надо включить в понимание такой компонент, как смысл.
Понимание это идеальный интегральный акт сознания, сопровождающийся определенным ментальным состоянием и переживанием, в котором происходит единовременное постижение сущности, извлечение смысла, определение ценности какого-либо явления (образования, социального образования в том числе).
Понимание связано с тем, что объект исследования включается субъектом в контекст своей деятельности и предназначается для того, чтобы раскрыть его сущность (природу), а также смысл и ценность.
Когда речь идет о сущности, речь идет о качественности объекта, о том, что такое есть объект на самом деле.
Смысл объекта исследования всегда определяется конкретным субъектом и имеет субъективный характер. Кроме человека, никто больше смысл объекта не определяет.
Смысл определяется через совокупность связей и взаимодействия субъекта с объектом.
Вместе с тем, на современном этапе развития науки содержание смысла можно трактовать в двух аспектах:
1) в отношениях непосредственно к субъекту познания;
2) в рамках функционирования данного объекта по отношению к другим объектам.
В первом случае смысл объекта это его значение для субъекта познания, но в контексте бытия его самого. Другими словами, смысл объекта для познающего субъекта состоит в том, что данный объект удовлетворяет интересы и потребности человека или не удовлетворяет их.
Во втором значении смысл объекта это целевое предназначение существования данного объекта в его связи с существованием других объектов. Данный смысл в большей степени определяется исследователем в рамках выполнения его научно-исследовательской программы. При определении данного смысла субъект познания обязательно соотносит его определение со своим мировоззрением. Другими словами, смысл объекта предопределяется интерпретацией данного объекта в мировоззрении познающего субъекта.
Трактовок понимания очень много.
Впервые понимание было поставлено в научную плоскость в XII веке в Болоньи.
Понимание предполагает и раскрытие ценности объекта. В общем смысле, ценность объекта состоит в величине его значимости для познавательно-преобразовательной деятельности человека.
Ценность всегда соотносится с показателем меры соответствия данного объекта тем целям, потребностям и интересам, которые преследуют познающий и преобразующий природу и общество человек.
Понимание связано с интерпретацией.
Интерпретация (от лат.) личностный процесс «преобразования» осмысленной субъектом исследования предметной области познания на эффективный, с его точки зрения, язык общения и придающий пониманию им конкретного предмета своего смыслового наполнения.
В социальных и гуманитарных науках интерпретация проявляет себя в следующих рамках:
1) речевая интерпретация;
2) знаковая интерпретация (соотносим с символами, образами, индексами);
3) музыкальная интерпретация;
4) техническая интерпретация;
5) социальная интерпретация;
6) физическая интерпретация и др.
Объяснение это логико-речевая и логико-языковая процедура представления исследователем слушателям в доступной для их понимания форме знаний о природе и сущности изученного им объекта посредством подведения их под общий закон или путем раскрытия основных черт и свойств данного объекта.
В современной науке выделяют следующие модели объяснения:
1. Дедуктивно-помологическая модель научного объяснения. В данной модели используется прием раскрытия конечного результата исследования путем дедуктивного подведения его под общие законы конкретной науки. Эта модель используется больше для естественных наук, а не социально-гуманитарных, так как в социально-гуманитарных науках не всегда можно выделить объективные закономерности возникновения, функционирования, развития объекта исследования.
Недостатком данной модели является то, что при объяснении результата сам процесс исследования практически не раскрывается.
2. Рациональное объяснение. Оно используется в гуманитарных и социальных науках. При данной модели объяснения раскрываются причинно-следственные связи между условиями, обусловившими возникновение конкретного объекта исследования, его функционированием и развитием и результатом этого функционирования и развития. Другими словами, данная модель объяснения предполагает исключение несущественных признаков и свойств процесса функционирования и развития объекта исследования.
В этом содержится ее недостаток, так как в социальных и гуманитарных сферах бытия человека всегда содержится элемент случайности.
3. Модель теологического объяснения. В рамках данной модели функционирование изучаемого объекта всегда трактуется как обусловленное Высшим Промыслом. Для социально-гуманитарных наук использовать данную модель мы не можем.
4. Иррациональная модель. В соответствии с данной моделью природа и сущность изучаемого объекта объясняется с позиции совокупности случайностей. В рамках данных случайностей создаются определенные математические модели, позволяющие прогнозировать и предвидеть результат развития объекта исследования.
5. Диалектико-материалистическая модель объяснения. Она основывается на раскрытии внутренних противоречий бытия объекта исследования. В зависимости от выявления тех или иных несовпадающих сторон выявляется и результат бытия объекта.
Причина и источник развития это противоречие.