Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
На общем фоне кризисных явлений в странах социалистического лагеря общая картина экономического и социального развития 70-х нач. 80-х гг. внутри самого Советского Союза продолжала ухудшаться.
Кризис советской системы социализма продолжал углубляться, а брежневское руководство не замечало причин этого процесса:
1. Неэффективность централизованного планирования.
Госплан перестал справляться с усложнившимися межотраслевыми связями и возросшим количеством товаров.
Постоянный контроль Центра тормозил хозяйственные процессы, а просчеты в планировании вели к постоянной нехватке отдельных товаров на рынке.
Командно-административная система управления ограничивала инициативу, а регламентация из Центра всех этапов производства и распределения уничтожала конкуренцию, отсутствие которой лишало производителей заинтересованности в повышении качества и внедрении новых изобретений.
Промышленность отвергала до 80 % изобретений, что вело к быстрому старению технического парка, и отставанию не только от США, но и от молодых промышленных государств, какТайвань, Южная Корея и т.п.
2. Экстенсивность в развитии.
Вместо модернизации уже существующих предприятий и совершенствования приемов обработки земли в сельском хозяйстве, увеличение производства шло в основном за счёт строительства новых заводов и расширение посевных площадей.
Это сохраняло низкий технический уровень и высокий процент ручного труда, ведущий, с одной стороны к решению проблемы безработицы, а с другой к нерациональному использованию сырья и энергии, и низкому качеству товаров.
Только в ВПК использовалось новейшие технологии, закрытые для других отраслей экономики грифом «секретно».
3. Непомерная тяжесть военных затрат и «строек века».
В 70-е гг. экономика страны работала в основном на ВПК.
Доля военных расходов достигала 23 %, а объём военной техники более 60 % всей продукции тяжёлой промышленности.
Миллиарды рублей тратились на гигантские проекты, отдача от которых была непропорциональна затратам.
4. Вязкость бюрократического аппарата.
Строительство развитого социализма сопровождалось ростом бюрократического аппарата, который приводил к волоките, безответственности и коррупции.
Результатом сращивания партии и государства явилась практика формирования чиновничьего аппарата по анкетно-партийному признаку, что вело к некомпетентности руководящих работников.
Ярким примером может служить назначение на пост заведующего отделом науки и учебных заведений С.П.Трапезникова, отличившегося феноменальной безграмотностью.
Во время его выступлений слушатели составляли списки грубых ошибок и оговорок, издававшиеся затем в саимиздате.
Его книги изобиловали таким количеством фактических и стилистических ошибок, что только больше компрометировали его самого и всю власть.
И несмотря на свою элементарную безграмотность, Трапезников при поддержке Кремля пытался стать членом-корреспондентом Академии наук, но дважды не смог набрать необходимого количества голосов академиков.
Даже члены ЦК выступали за смещение Трапезникова, но Брежнев активно защищал преданного члена своей «команды».
5. Однопартийная система.
Политическая система, основанная на монополии на власть, без оппозиции и критики, без избирательной свободы всё это ведёт к независимости власти от общества и, как следствие, к отрыву от общества.
Только зависимая от общества власть заинтересована в постоянном повышении жизненного уровня своих граждан, без голосов которых эту власть она потеряет.
В противном случае, власть деградирует, больше заботясь об упрочении и расширении своих привилегий, что и произошло в СССР.
Увеличение материальных благ, отрыв от народа, и т.п. привело к складыванию узкого круга партийных и государственных чиновников, со своими ценностями жизни, моралью и психологией.
Такие понятия, как «кремлёвцы», «кремлёвские жены» и «кремлёвские дети» означали особый статус и вседозволенность.
Потребности народа, по их мнению, ограничивались древнеримским лозунгом «хлеба и зрелищ», для удовлетворения которых сохранялись доступные цены на основные продукты, и устраивались грандиозные праздники с парадами и гуляниями.
Деградация чиновничьего аппарата вела к деформации КПСС, которую народ не мог не заметить.
В результате народ перестал верить властям и, соответственно, тем идеалам, которые эта власть пропагандировала.
6. Конец брежневской эпохи
К нач. 80-х гг. продовольственный кризис принял хронические формы.
Видимость благополучия удавалось создавать только за счёт «нефтяного допинга» и экспорта товаров.
В 1982 г. дряхлеющая власть приняла новую продовольственную программу, обещавшую решить проблему к 1990 г.
Разработана она была молодым секретарем ЦК Михаилом Сергеевичем Горбачёвым, переведённым в Москву из Ставрополя по совету председателя КГБ Юрия Владимировича Андропова.
Однако резко исправить положение без кардинальных реформ в сфере управления и экономики было невозможно.
В Кремле тоже готовились к переменам.
Болезнь Брежнева прогрессировала, что сказывалось на его умственных способностях и приводило к массе курьёзных случаев.
Ему приходилось специально писать тексты без длинных и труднопроизносимых слов, а с 1976 г., когда генсек впервые оказался в состоянии клинической смерти, с ним постоянно начали дежурить врачи-реаниматоры.
Американский журналист Симон Хэд писал:
«Каждый раз, когда эта тучная фигура отваживается выйти за кремлёвские стены, внешний мир внимательно ищет симптомы разрушающегося здоровья…
Во время встреч с Гельмутом Шмидтом в ноябре 1981 года Брежнев едва не падал при ходьбе и временами выглядел так, как будто не сможет протянуть и дня».
На повестку дня встал вопрос о преемнике.
Сам Брежнев двигал наверх старого партаппаратчика Константина Устиновича Черненко, полностью устраивавшего консерваторов.
В противовес ему министр обороны Дмитрий Фёдорович Устинов и министр ин. дел Андрей Андреевич Громыко выдвигали кандидатуру председателя КГБ Андропова.
Силовики видели, что СССР быстро теряет своё влияние в странах социализма, и связывали этот процесс с внутренними проблемами.
В итоге, после смерти Брежнева 10 ноября 1982 г. пост генерального секретаря занял Андропов.
Внутренняя политика нового лидера характеризовалась кампаниями борьбы с коррупцией и борьбой за дисциплину на производстве.
Начались громкие аресты директоров баз и крупных гастрономов, связи от которых потянулись к партийным работникам.
Страну потрясли громкие отставки партаппаратчиков в регионах и известие о самоубийстве 1-го секретаря ЦК Узбекистана Рашидова.
Усиленные отряды милиции и дружинников отлавливали прогульщиков в магазинах, парикмахерских, кинотеатрах и т.п.
В популистских целях была снижена цена на водку, названную у благодарного народа «андроповкой».
Одновременно были возрождены планы реабилитации Сталина.
Готовилось восстановление памятников, Волгограду планировалось вернуть его прежнее название Сталинград.
Во внешней политике начало правления Андропова ознаменовалось подготовкой к переговорному процессу по ракетам средней дальности.
США готовы были отказаться от размещения в Западной Европе ракет Першинг-II, если СССР демонтирует ракеты СС-20 в Чехословакии и ГДР.
Конечной целью переговоров могло стать соглашение о полном уничтожении ракет средней дальности, но в ночь на 1 сентября 1983 г. советский истребитель сбил над Сахалином южнокорейский пассажирский лайнер, в результате которого погибло более 250 человек.
Этот акт вызвал взрыв возмущения всего мирового сообщества.
В выступлении президента США Р.Рейгана, назвавшего СССР «империей зла», весь советский строй был заклеймён как преступный:
«Советский Союз выступил против всего мира и моральных заповедей, которые повсеместно устанавливают отношения гуманизма между людьми. Это был акт варварства со стороны общества, которое открыто пренебрегает правами личности, не считается с ценностью человеческой жизни и постоянно пытается захватывать другие государства и управлять ими… Мы не должны удивляться такой бесчеловечной жестокости. Вспомним Чехословакию, Венгрию, Польшу, отравленные газами деревни Афганистана. Если эта бессмысленная бойня и все поведение Советов имеют целью запугать нас, то у них ничего не вышло».
В этом потоке обвинений мало кто обратил внимание на тот факт, что за последние несколько месяцев это был не первый инцидент со сбившимися с курса и залетевшими в советское воздушное пространство южнокорейским лайнером.
У советской стороны были веские основания считать, что подобные полёты используются США в разведывательных целях.
Отсюда и ответная реакция СССР, обвинявшим США в явной провокации.
В итоге ракетная игра лишь усилилась.
Андропов знал, что смертельно болен и за 15 месяцев своего правления он не только не успел осуществить, но и выработать свои планы.
Смерть Андропова 9 февраля 1984 г. вызвала облегчение партийных и государственных функционеров, шокированных борьбой с коррупцией и чистками.
Поэтому на пост Генерального секретаря СССР был выдвинут К.У.Черненко, который оказался слабой тенью ушедшего Брежнева.
Прекратились чистки и борьба с прогульщиками, реанимировались брежневские порядки.
Больной Черненко не успел, да и не был способен на какие-либо радикальные изменения во внутренней и внешней политике СССР.
10 марта 1985 г. он умер, а к власти в Кремле приходит молодой и энергичный М.С.Горбачёв, который и принёс стране ожидаемое обновление.