Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

лекция по теме- Предмет и значение эстетики

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 4.5.2024

PAGE  18

Санкт-Петергский университет

МВД России

Кафедра философии и социологии

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКА ОВД

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

ПО ТЕМЕ:

«Предмет и значение эстетики»

Санкт Петербург

2012

Назаренко А.М.

Эстетическая культура сотрудника ОВД: Фондовая лекция по теме: «Предмет и значение эстетики». - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012, 19 с.

Краткая аннотация: Фондовая лекция рассматривает место эстетики в системе гуманитарного знания; раскрывает структуру эстетического сознания; прослеживает эволюцию эстетических идей  в историческом развитии.     

Рассмотрена на заседании предметно-методической секции кафедры,  и одобрена на заседании кафедры философии, протокол № 6 от « 12 »  января  2012 г. Рекомендована для организации учебных занятий.

Рецензенты:

С.Г. Чукин, доктор философских наук, профессор

кафедры гуманитарных и социальных наук

(Санкт-Петербургский военный институт МВД России);

А.Г. Никулин, кандидат философских наук, доцент,

начальник кафедры социологии и политологии

(Санкт-Петербургский университет МВД университет МВД России)


                                               © Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2012

                                             "УТВЕРЖДАЮ"

                                  Начальник кафедры философии

    и социологии

              полковник полиции

 

                                                                                 В.В. Балахонский  

                                                          « 12 »   января   2012 г.

Тема:

Предмет и значение эстетики

План лекции:

1. Понятие духовной культуры. Эстетика в системе гуманитарного знания.

2. Особенности предмета эстетики. Эстетика в свете истории.

3. Эстетическая культура как неотъемлемый элемент профессионализма сотрудника ОВД.

1. Эстетика в системе гуманитарного знания. Эстетика - наука об эстетическом в действительности, о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, об общих законах развития искусства как специфической формы отражения и преобразования мира. Слово «эстетика» греческого происхождения, в переводе означающее «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика изучает всю совокупность эстетических переживаний и чувств, эстетических отношений человека к действительности, в том числе и искусство, как наиболее яркую форму проявления этих отношений. Эстетика изучает как эстетические чувства, вкусы, эстетические идеалы человека, так и эстетические стороны самой действительности и их отражение в искусстве.

Эстетика - философская дисциплина, так как изучает одну из форм общественного сознания - эстетическое, художественное освоение действительности. Эстетика зародилась в глубокой древности в результате потребности осмысления художественной практики, которая проявлялась и искусстве и других видах человеческой деятельности. Эстетика изучает различные проявления эстетического (прекрасное, возвышенное, героическое и т. д.) в действительности и искусстве, сферы проявления эстетического и особенности эстетической деятельности.

Эстетическое в действительности выступает как выразительная форма предметов и явлений. Конкретная, чувственно воспринимаемая вещь обладает для человека двоякой ценностью. С одной стороны, она необходима практически, удовлетворяет определенную материальную потребность человека как орудие труда, предмет потребления (например, инструмент, пища, одежда, жилье и т. п.). С другой стороны, в форме любого предмета (в его структуре, окраске, фактуре, размере, конфигурации, облике) отражены его качественные свойства - природные (организованность его частей, полпота выражения особенностей его вида и рода, степень и уровень его развития) и социальные (мастерство создавшего его человека, соответствие исполпенни замыслу мастера, гармоническое соотношение с другими, находящимися с ним в ансамбле предметами).

Под выразительностью формы, образующей! эстетическое свойство явления, мы понимаем способность формы наилучшим образом выявить и раскрыть его множественные стороны.

В самой действительности содержатся объективные основы для эстетического подхода к ее явлениям, т. е. для оценки этих явлений с точки зрения соответствия их форм и содержания, с точки зрения степени полноты воплощения в предметах, вещах, организмах их меры, в количестве - качества, во внешнем облике - организованности, целесообразности, закономерности. Каждый конкретный предмет, каждое индивидуальное явление, каждая вещь выступают как эстетический объект, которому присущи определенные реально существующие свойства, могущие быть воспринятыми как эстетические.

На основе эстетического отражения и познания действительности формируется и эстетическое отношение к ней. Красота вызывает эстетическое наслаждение, безобразие порождает чувство отвращения. Таким образом, эстетическое отношение к действительности имеет явно выраженный оценочный характер. Предмет эстетического отношения оказывает определенное оценочно окрашенное эмоциональное воздействие на человека («притяжение» или «отталкивание», удовольствие или неудовольствие).

Баумгартен Александр Готлиб

Баумгартен (Baumgarten) Александр Готлиб (17.6.1714, Берлин, ‒ 26.5.1762, Франкфурт-на-Одере), немецкий философ школы Х. Вольфа, родоначальник эстетики как особой философской дисциплины. Был профессором университета во Франкфурте-на-Одере. В гносеологии вслед за немецкими мыслителями Г. Лейбницем и Вольфом различал высшее (рассудочное) познание ‒ предмет логики, и низшее (чувственное) познание, теорию которого Б. впервые назвал «эстетикой». Последняя оказалась одновременно у Б. и теорией прекрасного, поскольку чувственное, неотчётливое восприятие совершенства связывалось им с наслаждением прекрасным. Совершенство или красоту явления Б. усматривал в согласии трёх основных элементов: содержания, порядка и выражения. Рассмотрение эстетических явлений с точки зрения теории познания, впервые осуществленное Б., имело исключительное значение для последующего развития немецкой классической эстетики. Б. внёс большой вклад в развитие философской терминологии; он широко употреблял термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение которых зачастую ошибочно приписывается Канту.

Иммануил Кант (1724 - 1804)

«Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Социальная природа эстетического отношения.

Эстетика не останавливается на констатации объективности эстетических сторон жизни как предмета эстетического познания и отношения, а показывает, что и познание и отношение возникают только в человеческом обществе и являются исторически обусловленными. В эстетическом отношении человека к действительности выражается природа самого человека, социальные условия его жизни, уровень его культурного развития. Совершенствование духовной жизни людей позволяет различать в вещах и явлениях качества, доставляющие эстетическое наслаждение: все то, что вызывает в человеке чувство гордости за свою способность к творчеству прекрасных предметов, ощущение полноты и радости жизни, яркости и ценности человеческой личности.

Эстетическое отношение человека к действительности зарождается в труде и развивается в связи с трудовой деятельностью. В процессе трудовой деятельности человек преобразует природу, а это преобразование невозможно без отражения, познания мира в единстве его сущности и его многообразных проявлении, пне познания меры, присущей предметам реальной действительности. Реализуя в создаваемых вещах свой замысел, свои цели и планы, человек применяет к сделанному им критерий совершенства или несовершенства и испытывает чувство удовольствия не только от того, что созданные им вещи удовлетворяют его материальные потребности, но и от того, что в этих вещах воплощены его мастерство, способность к творчеству, степень овладения им законами природы.

Развитие производства, социальной жизни, научно-технической и художественной практики человечества создает все расширяющиеся возможности для эстетической деятельности.

Для активного эстетического освоения мира всеми членами общества необходимы благоприятные социальные условия для каждого, и главным из таких условий является свобода от всех видов и форм социального (классового и национального) подавления личности, от ограничения ее интересов и стремлений узким кругом чисто потребительских, грубо утилитарных целей.


2. Особенности предмета эстетики.

Историческое развитие человека, развертывание его практической деятельности, а также социальные условия формирования эстетического отношения человека к действительности влияют на характер и содержание эстетического сознания общества, класса, личности. Общественное сознание, отражающее общественное бытие, складывается из идеологии и общественной психологии,оно выступает в виде обыденного и теоретического систематизированного сознания, состоит из системы определенных форм. В общественное сознание входят политические и правовые, нравственные и религиозные, научные и философские взгляды и теории. Одной из форм общественного сознания является и эстетическая форма сознания, включающая в себя эстетическое чувство, эстетические потребности, эстетические вкусы и взгляды, эстетические идеалы.

Эстетическое сознание специфично: в нем особенно большую роль играют эмоциональное отражение действительности, образное и конкретное мышление; оно отчетливо оценочно по своей природе. Психологические стороны эстетического сознания занимают большое место в его структуре. Это не значит, что эстетическое сознание отделено от идеологии. Напротив, оно является одной из ее форм, но эстетическое отражение мира всегда обязательно сопряжено с переживаниями, эмоциями. Сами эстетические идеи необходимо эмоционально окрашены.

Рассмотрим некоторые составные части эстетического сознания.

Эстетические чувства и потребности. Эстетическое чувство - это способность человека переживать получаемые им эстетические впечатления и сами эти переживания; волнение, испытываемое человеком при восприятии возвышенного, радость наслаждения красотой, эмоции, вызываемые трагическим и комическим в жизни и искусстве. Эстетическое чувство выступает как своеобразное чувство качества вещей и явлений. Хотя красота воспринимается чувствами как выразительная форма, но предстает перед нами как форма содержательная. Поэтому эстетическое чувство, соотнося форму с сущностью, назначением и функцией самого предмета, играет важную роль. Оно действует в «сотрудничестве» с мышлением и раскрывает перед ними некоторые существенные стороны вещей.

Эстетическое чувство порождает и разнообразные эстетические потребности. В потребностях задатки, заложенные в эстетическом чувстве, получают свою конкретизацию. Как и всякие человеческие потребности, эстетические потребности имеют объективную основу. Они возникают на почве конкретной человеческой деятельности и в то же время стимулируют ее дальнейшее развитие, являются побудительными причинами. Но выступая как общественная необходимость и определяясь сущностью общества, эстетическая потребность каждого отдельного человека обуславливается уровнем его личного развития, в том числе и уровнем развития его эстетического чувства, характером его собственного участия в той или иной деятельности. Таким образом, потребность исходит и из того, что уже существует, и из того, чего еще не хватает для большей полноты и многосторонности этого существования. Без эстетического чувства нет эстетической потребности, но если эстетическое чувство выражает способность личности к эстетическому восприятию и изменению мира, то эстетическая потребность есть шаг к реализации этой способности, она понимается как потребность в определенном эстетическом наслаждении, как осознание необходимости определенных действий в той или иной конкретной сфере труда, общения с природой, взаимоотношения с другими людьми, художественного творчества с целью получения эстетической радости, эстетического удовлетворения.

Эстетическое чувство и эстетические потребности тесно связаны в эстетическом сознании с эстетическими вкусами, взглядами и идеалами, в которых находят дальнейшее отражение эстетические стороны действительности и под влиянием которых совершается эстетическая деятельность людей.

Эстетический вкус. Характеризуя эстетические вкусы как составную часть эстетического сознания и относя их к социально-психологической сфере последнего, следует сразу же сделать важную оговорку. И эстетические потребности человека, и эстетический вкус, н даже эстетическое чувство в развитом эстетическом сознании не просто испытывают на себе влияние идеологической стороны этого сознания, по буквально «пронизаны» идеями, вырабатываемыми в процессе творческой деятельности, и во многом даже обусловлены эстетическими взглядами и теориями, связаны с эстетическим идеалом. В этом смысле ни эстетические потребности, ни эстетические вкусы не принадлежат исключительно социально-психологическому уровню общественного сознания. Однако эстетическое чувство, эстетические потребности и эстетические вкусы можно рассматривать преимущественно как социально-психологические явления прежде всего потому, что они возникают и зарождаются именно на уровне социальной психологии и первоначально являются фактами повседневного, обыденного сознания.

Эстетический вкус по своей сущности выступает как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком. В нем воплощается эстетическое отношение общества и индивида к конкретным явлениям природы и общества, к продуктам эстетической деятельности в плане их положительной и отрицательной эстетической оценки. Правда, механизм вкуса является не единственным механизмом эстетической оценки, но это механизм весьма важный и существенный. Его функции в системе эстетического сознания неоднозначны. Вкус выступает и как своеобразное средство отражения эстетических достоинств самых различных предметов действительности, и как воплощение в непосредственно-эмоциональной форме эстетического отношения человека к этим предметам, и как критерий совершенства или несовершенства деятельности по преобразованию мира в соответствии с законами красоты.

Суждения о вкусе содержат оценку тех или иных предметов и явлений: красивых или некрасивых, гармоничных или дисгармоничных, совершенных или несовершенных. Опираясь на эти суждения, человек предпочитает окружать себя нравящимися ему вещами, стремится к созерцанию отобранных им для восприятия произведений искусства; эстетический вкус влияет на выбор той или иной среды для общения, ландшафтов для прогулок, новых стран и городов для путешествий.

Реализуя эстетическое отношение к действительности, эс-тетическнй вкус выступает также и в виде нормы: в нем программируются эстетические оценки новых, ранее неизвестных, только что возникающих явлений как в сфере жизни, так и в сфере искусства. Каждое новое поколение в начале своего духовного развития получает в качестве наследства систему определенных вкусов и руководствуется ими в эстетической оценке жизненных и художественных явлений. Вместе с тем, даже преодолевая старые эстетические вкусы и нормы, общество сохраняет то объективное начало, которое существовало в них, обеспечивая преемственность эстетического развития.

Эстетические взгляды и теории.

Как и всякая форма общественного сознания, эстетическое сознание включает в себя как социально-психологический, так и идеологический уровень. Если к социальной психологии относятся чувства, настроения, переживания людей, то к идеологии относятся систематизированные, теоретически оформленные идеи, взгляды и концепции. Эстетическое сознание на идеологическом уровне проявляется в формах эстетических взглядов, теорий и концепций, в виде эстетического идеала.

Эстетические идеи, взгляды, теории входят как составная часть в мировоззрение той или иной социальной группы, определенных классов, зачастую являются компонентами различных философских систем. Систематизированное выражение эстетические идеи находят в эстетической теории, в эстетике как науке. Эстетические взгляды отражают в теоретико-логической форме эстетические потребности общества, обобщают практику эстетической деятельности и формируют представление о сущности прекрасного, об эстетическом отношении человека к действительности и природе эстетического чувства, об основных типах и формах эстетического познания и преобразования мира.

Эстетический идеал.

Высшим проявлением эстетического сознания является эстетический идеал, который характеризует представление о совершенстве предметов и явлений действительности, о прекрасном образе жизни людей, о гармоническом человеке. В эстетическом идеале содержатся как обобщение уже реально существующих эстетических свойств природной и социальной действительности, так и предвидение той цели, к достижению которой должна привести эстетическая действительность общества. В словах  Чернышевского «прекрасна жизнь, какой она должна быть по нашим понятиям», по сути дела, дается определение эстетического идеала.

Эстетический идеал является высшим продуктом эстетического сознания, его реализации посвящены все типы эстетической деятельности. Особенно важную роль в воплощении эстетического идеала играет искусство, поскольку оно создает художественно-образные модели совершенной действительности и совершенного человека. Отсюда вытекает синтезирующий характер эстетического идеала. Выражая на каждом этапе исторического развития общества различное содержание, обусловленное различием интересов и целей этого общества, эстетический идеал в то же время сохраняет объективно-прогрессивные стороны, заключенные в содержании эстетического сознания в прошлом. Этим достигается преемственность в развитии эстетических идеалов человечества.

2. Эстетика в свете истории.

Понятие «эстетика» появилось сравнительно недавно, но уже в суждениях, мыслях людей искусства, философов, ученых глубокой древности были высказывания и даже специальные  трактаты, которые затем вошли в эстетическую науку.

Уже в 1 тысячелетии до н. э. в Древнем Китае, Индии, Греции философы обратили внимание на то, что в процессе чувственного восприятия многих явлений действительности у людей возникает непосредственно-эмоциональное отношение к ним. Оно выражается в определенных переживаниях (восхищение, отвращение, сочувствие, сострадание, гнев, юмор и т. д.) и существенно отличается от научного познания, которое предполагает теоретическое осмысление. Ведь, восторгаясь, например, переливами красок на небосклоне в минуты северного сияния или заката солнца, мы не размышляем о том, почему именно такая окраска у неба, от чего она зависит, а ученого интересуют именно причины возникновения того или иного явления.

Заметили древние мыслители и то, что эстетические переживания очень отличаются от переживаний, вызванных повседневными житейскими заботами. Они несут в себе иное, более светлое наст роение, как бы «очищенное» от этих забот [4, с. 20].

Наконец, отметим что, что самые сильные эмоциональные переживания вызывают у человека произведения искусства.

Какую же роль играет в жизни человека чувственно-эмоциональное, эстетическое отношение к действительности? Все, что пережил человек (который жил раньше, живет сейчас или будет жить йотом), оставляет на нем свой отпечаток: он убеждается в том. что его представления о жизни правильны, либо, напротив, понимает, что ошибался, либо чувствует' желание изменить что-то в лучшую сторону. Преемственность эгоистических учений в любое время, когда бы они не вырабатывались, выражается в стремлении понять, объяснить, что же такое красота, каковы ее законы и почему человек стремиться к ней.

Античная эстетика.

Стремление к гармонии внутреннего и внешнего мира человека (калокагатия)

Античная эстетика - эго эстетическая мысль, развивавшаяся в Древней Греции и Риме с VII-VI вв. до н. э. по V -VII кв. н. э. Античная эстетика, имея своим истоком мифологические представления, зарождается, переживает время расцвета и приходит в упадок в рамках рабовладельческой формации. Для эстетических представлений, как и для всего мироощущения античности, характерен подчеркнутый космологизм. Космос, с точки зрения древних, хотя и пространственно ограниченный, не) отличающийся гармоничностью, соразмерностью и правильностью в нем движения, выступал как воплощение красоты. Подобные представления о чувственно-материальном, видимом, слышимом, осязаемом космосе присущи раннему периоду античной мысли, пытавшейся сконструировать его из таких физических элементов, как огонь, земля, вода, воздух. Искусство в этот период еще не отделилось от ремесла и не выступало в качестве самоцельного эстетического объекта. Для древних греков искусство - это производственно-техническая деятельность. Отсюда - нерасторжимое единство практического и чисто эстетического отношения к предметам и явлениям. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика ставились весьма высоко, но не просто как виды искусства, а как виды деятельности, самым непосредственным образом связанные с жизнью человека, выражающие жизненно важное для него отношение к окружающей действительности.

В V в. до н. э. на смену чувственно-наглядному представлению о космосе (этим понятием обозначали древние Вселенную и красоту) приходит интерес к самому познающему его человеку (софисты, Сократ). У Сократа это приняло форму учения о необходимости устанавливать общие понятия (прекрасное, мера, гармония), не ограничиваясь лишь отдельными, внешне наблюдательными фактами, а составляя и индуктивно возводя их в общее. Он стал рассматривать прекрасное как общее понятие, отличая его от отдельных прекрасных вещей. Прекрасное, по мнению Сократа, всегда полезно, но для этою оно должно быть именно прекрасным. Другими словами, должен существовать гот прекрасный предмет, о полезности которого мы говорим.

Особое место в своей теории Сократ отводил прекрасному духом и телом человеку. Поэзия и скульптура должны выражать ею чувства и его переживания, ибо состояние души зримо отражается на лице, в жестах и действиях. В учении о гармонии Сократ рассматривает единство внешней формы с прекрасными свойствами духа.

После Сократа мы можем выделить Платона и Аристотеля, которые тоже обращали внимание на вопросы эстетики. Если у Сократа идея красоты рассматривается как непосредственно присущая сознанию человека, то у Платона она безразличная, существующая реально и вечно, выступающая как образец, модель, порождающая прекрасные вещи. В диалоге «Федр» Платон утверждает, что каждый, кто видит здешнюю красоту, вспоминает и пламенно стремится вверх в божественном восторге. Эти воспоминания достигают особой живости и яркости, когда человек пребывает в состоянии вдохновения, облегчающего созерцание вечных идей. Вдохновение же, - отмечает он в диалоге «Ион», - род одержимости, исступления, от которого умолкает рассудок. Л пока действует', поэт бессилен в истинном творчестве. В диалогах <• Георгий», «Филеб», «Тимей», говоря об удовольствии, доставляемом произведениями искусства, Платон приходит к выводу, что оно не регулируется мудростью н благом, а пробуждает, питает и усиливает низменные импульсы человека, подрывает и  губит возвышенное. А смотря трагические пьесы, люди получают удовольствие даже от самого плача.

Одним из самых крупных философов древности был Аристотель. В своих произведениях он  касался всех научных  проблем современного ему мира: физики, астрономии, математики, философии, эстетики. Эстетике он посвящает целое сочинение «Поэтику».

Аристотель высоко ценил искусство, так как считал, что оно облагораживает человека и дает ему знания. Он определил принципы, на которых должен строиться анализ художественных произведений, и говорил, в каком случае произведение искусства заслуживает порицания. Произведение искусства должно быть осуждено, если его содержание логически невозможно, непонятно, вредно для нравственности, имеет внутренние противоречия и идет вразрез с правилами искусства

Аристотель впервые выдвинул критерии, определяющие художественные качества, которые не устарели и поныне. Он четко определил эстетические качества предметов, доказывая, что прекрасное - свойство самих предметов, вещей, явлений. Он считал обязательным для произведений искусства - целостность, ясность, соответствие формы содержанию.

Из римских теоретиков искусства назовем поэта Горация. Его эстетические взгляды изложены в «Послании к Пизонам», названном еще в древности «Наукой поэзии». «Послание к Пизонам», написанное в стихотворной форме, осуждает бессодержательную поэзию, подчеркивает значение содержания, необходимость производить тщательную отделку произведения, которое должно быть целостным, простым и гармоничным, «...нужны во всем простота и единство».

Важная роль отводится изучению классиков: «...всем нам Гомер показал, какою описывать мерою [розные битвы, деяния царей и вождей знаменитых» .

Рассмотрев интерес античных философов к эстетике, нельзя не отметить, что одним из центральных понятий античной эстетики, важность которого отмечали Геродот, Сократ. Платон, Ксенофонт, Аристотель, является калокагатия.

Калокагатия (от греч. саlоs - прекрасный и аqathos - хороший, нравственно совершенный) - понятие, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека. Как идеал физического и нравственного совершенства калокагатия получила отражение в скульптуре (творчество Фидия и Поликлета, V в. до н. э.), в поэзии и трагедии (например, у Софокла, около 496 - 406 гг. до н. э.).

Эстетическая культура как учебная дисциплина имеет немаловажное значение в системе образования и практической деятельности сотрудников ОВД. Приобщение курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД к вопросам теории и истории эстетики способствует расширению их кругозора, формированию профессиональной правовой культуры, усвоению общечеловеческих ценностей мировой и отечественной культуры.

Выпускники университета должны усвоить и уметь использовать полученные знания по вопросам теории и истории культуры в их будущей работе с подчинёнными и гражданами.

Таким образом, то или иное понимание права определяет организацию, содержание и направленность всей правоохранительной деятельности. Вот почему изучение эстетической культуры юристами, сотрудниками правоохранительных органов – необходимое условие овладения навыками сознательного труда по обеспечению законности и правопорядка в условиях современной России.

Нормы прежнего Закона «О милиции», принятого  в 1991 году, когда были другое  время, государство и условия жизни, откровенно устарели. В них отсутствовала главная норма: полиция – для каждого гражданина. В новом  Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" в первой  же статье изменена  профессиональная идеология органов внутренних дел - она становится действительно правоохранительной.

Полиция станет не столько институтом государственного принуждения, сколько институтом, защищающим права и свободы человека и гражданина, противодействующим преступности, охраняющим общественный порядок, собственность и обеспечивающим общественную безопасность.

Литература

Основная:

1. Федеральный закон «О полиции». М., 2011.

2. Золкин А.Л. Эстетика: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Гришин А.А., Пылев С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников ОВД России: Учебное пособие. – М.: МосУМВД России. Изд. «Щит - М», 2008.

4. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2005.

5. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие для студентов вузов / Е.Г.Яковлев – М.: Гардарики, 2006.

Дополнительная:

1. Бычков В.В. Византийская эстетика. – М.: Искусство, 2002.

2. Гегель. Эстетика. Т.1 -2  - СПб.: Наука, 2004.

3. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. – СПб, 2004.

4. История эстетической мысли. Т.1-5. -  М.: 1985-1990.




1. Дослідження режиму опадів у південно-західній частині Одеської області
2. Тема- ВСТРЕЧА ПТИЦ
3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Оценка неопределенности результатов измерения физических величин Часть I
4. Тема 1. Философия как феномен культуры Мировозрение ~ система представлений понятий взглядов об окружающе
5. 389 Российская академия наук Институт психологии
6. История исследования океанов
7. Разработка и программная реализация электронной цифровой подписи асимметричным методом шифрования данных
8. Природная ценность крупных таежных территорий
9. Экономика и бухгалтерский учет по отраслям ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухг
10. Статистика страховой и кредитной деятельности
11. Союзкультура в Российской государственной библиотеке первый президент СанктПетербургского библиотечног
12. Скидельский Гродненского района
13. Методическое объединение учителей химии биологии и экологии МОУ СОШ 1 с
14. Складові ланки та грошові потоки міжнародних фінансів Міжнародні фінансові відносини являють собою доси
15. Ермий Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский
16. Право собственности в сфере недропользования на территории Российской Федерации
17. Fiction und k~nnte doch Relit~t werden- Der umtriebige USUnternehmer Elon Musk ht mit Hyperloop eine lterntive f~r die geplnte SchnellzugTrsse von Sn Frncisco nch Los ngeles vorgestellt
18. ЛЕКЦИЯ 5 Рисунок 4
19. Иоганн Иоахим Винкельман
20. Контрольная работа- Ринок акцій