Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
УДК 37. 017. 4
С.И.Беленцов, д-р. пед. н., профессор кафедры педагогики и психологии ЮЗГУ (e-mail: si_bel@mail.ru)
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ ЮНОШЕСТВА КАК ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХIХ НАЧАЛО ХХ ВВ.)
В статье раскрывается феномен гражданской активности учащегося юношества во второй половине ХIХ начале ХХ вв. Одним из средств их развития авторы считают участие в волонтерской деятельности.
Ключевые слова: гражданская активность, гражданственность, гражданские качества.
Историко-педагогическое осмысление проблемы гражданской активности личности начинается с выявления ее сущностных характеристик. Необходимо прежде всего уточнить, какой смысл вкладывается в само понятие «активность». Начало широкого использования термина «активность» относится к 30-гг. ХIХ века времени, когда развивалась экономика, формировались рынки и торговля. Необходимость быстро реагировать на общественные изменения, стремление разбогатеть и накопить свой капитал, проявление инициативы, энергичности наполняло его конкретным содержанием. Активность приобретала коммерческий смысл.
Однако уже у Даля (1863) толкование этого слова дается со значением «деятельный», «живой» без какой-либо коммерческой спецификации.
В русский язык слово «активность» пришло из латинского «activus», в котором оно означает «действенный», «деятельный» (от ago, actum, agere) «привожу в движение», «действую», что также указывает на его происхождение, связанное с проявлением инициативы и энергичности. Применительно к человеку категория «активность» действительно связана с понятием деятельности.
Гражданская активность одна из форм общественной активности, основной целью которой является реализация социально значимых интересов; присуща индивиду, различным объединениям граждан. Зависит от духовных и политических ценностей и ориентаций, общей культуры субъекта деятельности и поведения [10, с. 24].
Под гражданской активностью юношества нами понимается одна из форм реализации совокупности их социально значимых свойств и интересов, которые обусловлены уровнем сформированности и направленностью духовных, культурных и политических интересов учащейся молодежи. Гражданская активность проявляется в сознании, деятельности и поведении школьников.
Во второй половине ХIХ начале ХХ вв. важнейшим элементом формирования гражданской активности учащегося юношества считалось развитие общественной солидарности. Такую точку зрения отстаивали практически все демократически настроенные педагоги. В.П. Вахтеров, известный русский педагог, методист начальной школы, в 1907 году говорил о том, что «школа должна готовить людей к жизни. Мне кажется, что на учеников в интересах воспитания необходимо возлагать известные обязанности с общественным, а не личным значением, с самого раннего возраста приучать их к заботам, хлопотам, трудам не для самих себя только, но и для других… Мы верим, что настанет время… когда воспитание общественных чувств и привычек к общественной деятельности станет во главу угла всех школьных порядков» [1, с. 128]. Примерно в то же время известные деятели теории и практики образования С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель утверждали, что «важнейшей задачей воспитания должна стать подготовка личности жить в условиях внешней свободы, владеть своей внутренней свободой, направлять свои мысли, чувства, волю на творчество, созидание, готовность к сотрудничеству с другими людьми, уважение их прав» [2, с. 233].
Одной из важнейших составляющих понятия гражданской активности в русской педагогике всегда был патриотизм.
В XIX в. педагогика призывала воспитывать юношество «в заветах самодержавия и православия как главнейших исторических устоев» [6, с. 39]. Гражданственность ассоциировалась с успешной государственной службой, с верным служением царю и Отечеству. Однако в изучаемый период патриотизм начинает трактоваться по-иному. Вслед за зарубежными педагогами русские теоретики образования считали, что сознательная любовь к отечеству есть мирная, культурная работа на благо родины.
Такое понимание патриотизма заметно усилилось к 1916 г., когда Россия участвовала в мировой войне, и в некоторых слоях общества стали актуальными мнения о слабости существующего строя, о необходимости его ниспровержения. В это время русская педагогическая мысль настоятельно рекомендовала «примирить стремления к улучшению государственного строя с уважением к существующим порядкам» [7, №8, с. 15].
Обращаясь к феномену гражданской активности подрастающего поколения, русская педагогическая мысль акцентировала внимание на формировании и развитии в школьниках правового чувства и сознательного, законопослушного поведения. Воспитание правового сознания рассматривалось, как и ранее, неотъемлемым элементом гражданской активности. В исследуемый период либеральными и демократическими представителями педагогики Н.Е. Чижовым, Е. Синицким, Г. Роковым признавалось, что для формирования истинного правового чувства необходимо изучать те юридические материалы, которые ценны, полезны и важны для развития правовых начал общественной жизни. По мнению Е. Синицкого, таковыми являлись знания об истории становления права, о положительном праве европейских государств [9, с. 157].
Вместе с тем, в отличие от 60-х и 70-х гг. XIX столетия, теперь многие русские педагоги, разрабатывая правовую сторону понятия гражданской активности, обращали внимание на совокупное влияние школы, окружающих людей, государственного правопорядка в целом. Так, Е. Синицкий утверждал, что «высокоразвитое и стойкое правосознание может быть создано только совокупностью соответствующих воздействий, которые должны исходить и от школы, и от литературы, и от правового строя данной страны, и от окружающих людей, и для данного человека от него самого» [9, с. 158].
К 1916 г., когда в России активно обсуждалась реформа образования П.Н. Игнатьева, взгляды русских педагогов на проблему гражданского воспитания и гражданской активности сформировались концептуально. Они были закреплены на педагогическом съезде, состоявшемся в 1916 году в Самарской губернии. Официально признавалось, что социально-гражданское воспитание является одной из основных задач школы, приобретает особую важность в исследуемый период. Его высшей целью признавалось развитие в подрастающем поколении общечеловеческой солидарности. Задачами социально-гражданского воспитания и формирования гражданской активности считались пробуждение и укрепление деятельной любви к ближним, чувства товарищества, уважения к закону, профессиональной честности, верности призванию, воли и характера [8, c. 60].
В исследуемый период русскими педагогами активно разрабатываются принципы и основные средства развития гражданской активности школьников. Известные ученые, педагоги, методисты П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, В.Н. Сорока-Росинский и другие убедительно доказывали необходимость актуализации педагогической теорией и практикой принципа идеализма как опоры на внутреннюю природу и нравственные силы ребенка.
В теорию и практику русской школы постепенно входило понятие «идеализм» как «закон правды», «закон Божий», как требование учитывать и приводить в действие ту внутреннюю природу и состояние ребенка, те социальные и духовно-нравственные силы детей, которые воспитывает в них семья и с которыми они приходят в школу. Идеализм в воспитании гражданственности необходим для того, чтобы в будущей общественной жизни граждан их отношения строились на доверии и честности.Главным принципом формирования гражданской активности подрастающего поколения в рассматриваемый период становилась вера педагогов в природные, нравственные силы ребенка. Честность, правдивость, заложенные в это понятие, являются необходимыми качествами для воспитания настоящего гражданина своей родины.
В.П. Вахтеров уделял особое внимание проблеме веры педагога во внутренние силы ребенка, в возможность их саморазвития. Задача педагога найти в субъективной внутренней жизни ребенка то, что именно соответствует природным и духовным законам развития человека. Только при этом условии идея развития могла бы стать объединяющим и руководящим принципом в педагогике. В.П. Вахтеров считал, что «эта искомая параллель есть стремление самого ребенка к развитию. То, что для биолога есть объективно наблюдаемый со стороны факт роста и развития, то с субъективной точки зрения есть стремление к развитию самого ребенка, как думающей, чувствующей и хотящей личности» [1, с. 337].
Несмотря на некоторое различие взглядов русских педагогов на принцип «идеализма», их объединял общий подход к данной проблеме, а именно признание необходимости:
1) развития природных начал и духовно-нравственных способностей ребенка;
2) создания условий социального общежития, которые будут способствовать социальному и личностному развитию индивида.
Этот принцип, предполагавший внимание к природе и внутреннему миру ребенка, заботу о сохранении и полном раскрытии индивидуальности, максимальную осторожность в воздействии на него, требовал пересмотра традиционных методов и средств воспитания, изменения подхода к проблеме гражданского воспитания.
В изучаемый нами исторический период русские теоретики образования говорили о том, что воспитание должно быть построено на национальной основе: родной язык, родная литература, родная история, родиноведение и т.д. служат его фундаментом. Школа воспитывает, прежде всего, для родины, для отечества, для служения «ближним» в узком смысле слова.
В педагогических трудах исследуемого периода большое внимание уделялось средствам становления гражданской активности учащихся и прежде всего методам воспитания общественных навыков и чувств. В этом отношении представляется важной довольно распространенная мысль о том, что общественная школа в своей внутренней жизни «должна являться как бы некоторым сколком гражданского общежития, т.е. персонал учителей и воспитателей школы должен безусловно стоять на высоте своего педагогического долга, корректности, справедливости и беспристрастия».
Известные педагоги Г. Роков, А. Ф. Гартвиг, Н.Е. Румянцев заявляли о необходимости создания «правового строя» и «духа» школы, как важнейшего условия воспитания гражданственности у школьников. Гуманизация и демократизация внутришкольных отношений становились одной из форм протеста против государственной и школьной авторитарности. Гуманизм по отношению к ребенку, вера в его творческие возможности, критическое отношение к практике автократического воспитания, убеждение в том, что в воспитании ребенка надо опираться на его социальные инстинкты, на дух товарищества в детской среде, - все это роднило практически всех передовых педагогов. В педагогических трудах того времени мы встречаем ряд попыток вникнуть в характер «внутренней жизни детей», понять принятые «детской душой» ценности, идеалы, защитить «корпоративный» дух учащихся, противопоставить системе доносов форму «светского суда» над виновниками нарушения правил поведения (А.Ф. Лазурский); разобраться в «не известном науке педагогике», но составляющем сущность обучения и воспитания «духе школы» (Л.Н. Толстой); проанализировать роль товарищеской среды в накоплении социального опыта детей (Б. Ленской); показать роль товарищеского общения в формировании мировоззрения учащейся молодежи (П.Н. Васильков); охарактеризовать значение детских собраний для «свободного и вдумчивого обсуждения вопросов жизни», дня формирования «чувства хозяина своей общины» (К.Н. Вентцель); выявить, опираясь на специально полученные данные, роль детских игровых объединений, их структуры, содержания, деятельности в формировании гражданских качеств воспитанников (В.П. Вахтеров); показать необходимость воспитания «чувствования» детей (К.Е. Ельницкий) [5, с. 27-28].
О необходимости введения в школы «правового» строя педагоги заявляли уже в 90-е гг. XIX в. Для учащихся должны быть выработаны определенные нормы и правила поведения в школе, отношения к педагогам, к товарищам, ко всему школьному строю. Исходным пунктом нового правового режима должны были стать права учащихся, из которых сами собой вытекали бы их обязанности. Идеалу «хорошего ученика» противопоставлялся идеал «хорошего товарища». Быть хорошим товарищем значит помогать другу, стоять за друга, во всех делах действовать дружно, в личных сообразовываться с интересами всего класса.
Эти важные для феномена гражданской активности идеи развивались в начале XX в., когда в изучении педагогических явлений стал широко использоваться эксперимент и начала формироваться в качестве самостоятельной области знания педагогическая психология. Г. Роков, П.Ф. Каптерев рассматривали класс как социально-психологическую целостность, обладающую определенной индивидуальностью, рождающуюся за счет ее составляющих индивидуальностей. «Только исключительно сильные натуры способны удерживать неприкосновенной свою самостоятельность. Большинство же мало-помалу приспосабливается к целому и стремится слиться с ним», отмечал Г. Роков [4, с. 70]. Постепенно в классе формируется единое общественное мнение о порядочном и непорядочном, дурном и хорошем, честном и нечестном. Возникающий «дух» класса подчиняет себе и возвышает до себя самых слабых, которые вне влияния класса не способны к стойкости в самых простых вещах.
Большое значение в развитии гражданской активности учащихся придавалось организациям, возникавшим среди учащихся по их собственной инициативе и преследующим какие-либо общетоварищеские цели. П.Ф. Каптерев говорил о том, что «…поскольку классные устройства не могут удовлетворять всех потребностей учащихся, необходимо создать множество отдельных обществ и союзов по стремлениям (спорт, ремесло, книги, дебаты), чем в большем количестве и разнообразнее они будут, тем лучше». И далее: «Все школьные организации должны удовлетворять стремлению учащихся к самостоятельности, свободно избирать своих уполномоченных, сочинять для себя уставы, наблюдать за их исполнением» [4, с. 20].
В этом же ключе Г. Роков проводил педагогический анализ деятельности товарищеских кружков старшеклассников, исследовал характер общения детей в таких кружках и приходил к выводу, что они имеют огромное значение для социального и гражданского развития школьников именно в тот период, когда влияние родителей на них перестает быть значительным.
К идее создания в школах детских организаций обращался Я. Карась. «...Ученические организации могут служить прекрасным средством для воспитательных целей в школе... Цель этих организаций должна быть направлена, главным образом, на смягчение нравов детей, на развитие чувства законности и сознания своих прав и обязанностей по отношению к ближнему, на развитие инициативы, чувства общественности и стремления к знанию» [3, с. 17].
Таким образом, в отечественной педагогике активно разрабатывались слагающие феномена гражданская активность учащегося юношества. В качестве одной из важнейших задач гражданская активность большинством педагогов понималась как формирование гражданственности интегративного личностного качества, основными элементами которого рассматривались чувство общественной солидарности, патриотизм, приверженность правовым нормам и нравственным ценностям, готовность к труду на благо Отечеству.
Список литературы
Belentsov S.I., Doctor of scienes, Professor of the Department of pedagogics and psychology SWSU (e-mail: si_bel@mail.ru)
The Civil Activity of Studying Youth as a Historical and Pedagogical
Phenomenon
The article reveals the phenomenon of the civil activity of studying
youth during the second half of the XIX century the beginning of the
XX century.
Keywords: civil activity, civilisation, civil qualities, voluntariness.