Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Что обозначает |
Пример |
Для чего служит |
|
Анафора |
Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков |
Гляжу на будущность с боязнью. Гляжу на будущность с тоской. |
Для усиления, подчеркивания предшествующего слова |
Антитеза |
Противопоставление |
И ненавидим мы, и любим мы случайно. |
Для усиления выразительности |
Бессоюзие |
Намеренный пропуск союзов |
Спускаются длинные тени, горят за окном фонари |
Для создания впечатления быстрой смены событий |
Градация |
Каждое последующее слово содержит усиливающее значение |
…вошла в свои темные, душные, скучные комнаты |
Для усиления действий, явлений |
Инверсия |
Обратный порядок слов |
И брызнули камни, как слезы… |
Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков |
Многосоюзие |
Намеренное использование повторяющихся союзов |
Но между нами океан, и весь твой лондонский туман, и розы…, и … |
Для логического и интонационного подчеркивания членов предложения, для усиления выразительности |
Параллелизм |
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи |
В зале говорили свидетели торопливо, обесцвеченными голосами, судьи неохотно и безучастно |
Для создания фона при сопоставлении высказываний |
Фразеологизмы |
Устойчивые сочетания слов |
За тридевять земель, с гулькин нос, коломенская верста |
Для придания высказыванию выразительности |
Цитирование |
Дословная передача слов, принадлежащих кому-либо |
Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни…» |
В целях дословной передачи чужих слов, в качестве достоверности |
Термины |
Один из основных признаков научного стиля |
Катет, гипотенуза |
Несут в себе информацию значительно большую, чем другие лексические единицы |
Эпитет |
Художественное образное определение |
Ночевала тучка золотая на груди утеса великана |
С целью художественной выразительности |
Вопросительные предложения |
Предложение, в котором заключается вопрос |
Ты сегодня выучил уроки? |
Подчеркивают нужную мысль, выражают предложение |
Вставная конструкция |
Попутное замечание, поправка, оговорка |
Он, я думаю, не опоздает |
Дополнительное пояснение, уточнение |
Деепричастие, деепричастный оборот |
Обособленные обстоятельства |
Монета покатилась в угол, звеня и подпрыгивая |
Для выражения краткости и динамичности |
Диалектизмы |
Слова, употребляемые в определенной местности |
На мшарах много журавлей. Принеси бурак из города |
Для реалистического изображения быта, особенности речи жителей определенной местности |
Неологизмы |
Новые слова |
Для меня космонавт уже не новое слово |
Для создания оттенка необычности, новизны |
Неполные предложения |
Когда пропущен какой-то член предложения, но содержание понятно |
-Ты знаешь, кто опоздал? -Да. (Я знаю, кто опоздал) |
С целью экономии языковых средств |
Однородные члены |
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю |
Показ динамики событий, создание ритмического рисунка, общая картинка как целое |
|
Парцелляция |
Такое членение предложения, при котором содержание реализуется не в одной, а в двух или нескольких речевых единицах |
-С Егорушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. У Елены беда стряслась, большая |
Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений |
Лексический повтор |
Упорядоченное повторение слова, словосочетания, которые стоят в отдельной позиции |
За добро добром платят. Но идет, идет пехота мимо сосен, сосен без конца |
Повторение слов с целью достижения общей выразительности |
Плеоназм |
Излишество. Многословие, выражения, содержащие лишние слова |
В апреле месяце зацвели яблони. Белый альбинос парил в воздухе |
Служит главным образом средством эмоциональной выразительности |
Риторическое обращение |
Подчеркнутое обращение к кому-то |
Ах, ты, степь моя, степь привольная! |
Для выражения отношения к объекту, усиления выразительности речи |
Умолчание |
Сознательно выражают мысль не до конца, предоставляя читателю возможность самому догадаться |
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал |
Для предоставления читателю возможности самому догадаться, о чем идет речь |
Эллипсис |
Для усиления динамичности, пропускают какой-либо член предложения |
Здесь овраги, дальше степи, еще дальше пустыня, в другом конце леса, болота, мох |
Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи |
Эпифора |
Повторение слов или выражений в конце предложения |
Мне бы хотелось узнать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
Для усиления, для выделения значимого слова |
Гипербола |
Образное выражение, содержащее преувеличение |
Одни дома длиною до звезд, другие длиной до луны |
С целью преувеличения какого-либо явления |
Ирония |
Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки |
Отколе, умная, бредешь ты, голова? |
Отражает юмористические или сатирические явления |
Литота |
Преуменьшение |
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить |
С целью преуменьшения |
Метафора |
Потребление слова в переносном значении, онованное на сходстве, сравнении |
Зимы последние кусочки чуть всхлипывают |
Для создания образности, то есть о многом можно сказать одним словом |
Разговорная лексика |
Средство контакта с читателем, контраст с книжной речью |
Дочурка, бутуз, смешинка, мелюзга, хихикать |
Для создания атмосферы непринужденности, непосредственности |
Аллитерация |
Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний |
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой |
Является приемом выделения и объединения важных слов |
Стилистически окрашенные слова |
Слова с явно выраженной оценкой |
Разгильдяй, пустомеля, мазила, тряпка |
Для выражения отношения к предметам, для выражения различных чувств |
Каламбур (игра слов) |
Переосмысление разных значений одного и того же слова |
Дети цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться |
Выполняет функцию дополнения, обстоятельства, несогласованного определения |
Ассонанс |
Повторение гласных |
Пора, пора, рога трубят |
Является приемом выделения и объединения важных слов |
Метонимия |
Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи |
Они не виделись с Москвы. Партер и кресла все кипит |
Для предельно краткого изложения мысли, источник образности |
Олицетворение |
Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ |
Изрыдалась осенняя ночь |
Для создания образности, выразительности |
Перифраза |
Замена названия предмета или явления описанием их признаков или указанием на их черты |
Солнце русской поэзии (вместо Пушкин); царь зверей (вместо лев) |
Сделать текст или высказывание более выразительным |
Синекдоха |
Перенос значения с одного явления на другое по признаку комического отношения между ними |
И слышно было, … как ликовал француз. Пуще всего береги копейку |
Чтобы усилить экспрессию речи и придать ей глубокий обобщающий смысл |
Сравнение |
Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них с помощью другого |
Береги, как бомбу, береги, как ежа, как битву обоюдоострую |
Служит сопоставлению предмета и явлений с целью создания художественного образа |
Обобщенно личные предложения |
Сказуемое выражено глаголом в форме 2 лица единственного числа с обобщенным значением |
Цыплят по осени считают. Что посеешь, то и пожнешь |
С целью образного выражения общих суждений, чаще в пословицах и поговорках |
Присоединительные конструкции |
Это конструкции в форме членов предложения, добавляемые к основному высказыванию |
На самом деле это область исторической науки, и область очень интересная |
Для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность |
Оксюморон |
(остроумно-глупое) соединение 2 понятий, противоречащих друг другу |
Горькая радость, звонкая тишина, живой труп, сладкая скорбь |
Является средством контраста, выявляет внутренние противоречия предмета |
Омонимы Омофоны Омоформы Омографы |
Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению |
Брак (супружество) Брак (испорченная продукция) |
Используется в художественных целях для создания каламбуров |
Слова, одинаково звучащие, но имеющие различное написание |
Плод плот Род рот Труд трут |
||
Слова, совпадающие в своем звучании лишь в отдельных формах |
Три (число) Три (глагол) Стих (стихотворение) Стих (ветер) |
||
Слова, совпадающие при написании, но разные по значению |
Мука мука Замок замок Уже - уже |
||
Паронимы |
Однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению |
Банковский банковый Оплатить уплатить Лесной - лесистый |
Усилить выразительность, повысить действенность текста |
Риторический вопрос |
Вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание |
Степь широкая, отчего ты так смотришь пасмурно? |
Для привлечения внимания, вступления в диалог |