Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Возникшая из политеизма древнеевр

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.5.2024

ИУДАИЗМ

религия, распространенная в основном среди евреев. Возникшая из политеизма древнеевр. племен, она с 7 в. до Р. X. становится монотеистической религией с верой в единого Бога и мессию (спасителя), с множеством ритуальных предписаний, охватывающих почти все стороны быта верующих. Основы вероучения иудаизма изложены в Ветхом завете (признаваемом и христианством) и Талмуде (системе комментариев к ветхозаветным книгам), а иудейской церковью является синагога. Иудаизм – государственная религия Израиля.

13 принципов веры

  1.  Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
  2.  Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.
  3.  Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».
  4.  Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.
  5.  Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.
  6.  При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
  7.  Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт.9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов[10]. В то же время, иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите — гиюр) и является национальной религией еврейского народа.
  8.  Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;
  9.  Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. מָשִׁיחַ‎, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа»  (Ис.2:4).

(Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элиягу), который был взят на небо живым)

  1.  Учение о воскресении из мёртвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

О воскресении из мёртвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит следующее: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»  (Дан.12:2).

Танах

Танах

Танах — ивр. תנ"ך‎, аббревиатура, составленная из трех слов: Тора́ ивр. תורה‎, Невии́м ивр. נביאים‎, Ктуви́м ивр. כתובים‎ — Закон, Учение; Пророки и Писания.

Тора иначе называетсяПятикнижие Моисеево, так как эти пять книг, согласно традиции, были получены Моисеем от Всевышнего на горе Синай.

Танах иногда называют «Еврейской Библией» (у христиан соответствует каноническим книгам Ветхого Завета). Он описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. Танах, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама[11].

Тора

Основная статья: Тора

То́рa (ивр. תּוֹרָה — тора́, букв. «учение, закон»; в ашкеназском произношении — То́йро).

  •  Как правило, Торой называют Пятикнижие Моисе́ево (греч. πεντάτευχος) или Кни́ги Моисе́евы.
  •  В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога (Исх.15:25), отдельные заповеди (Быт.26:5) или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения» (Лев.6:2), «закон (Тора) о жертве повинности» (Лев.7:1) и т. п.
  •  Слово «Тора» также встречается в смысле поучения или родительского наставления.
  •  Иногда Торой называют весь ТаНаХ.
  •  Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай.
  •  В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона.
  •  Термин Тора означает также учение — философскую, научную и т. п. систему (например, торат Кант — `теория, учение, философия Канта`; торат а-яхасут — `Теория Относительности`).

Комментарии к Торе

Так как текст Торы и её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), веками мудрецы пытались комментировать отдельные её положения. Некоторые комментаторы, например Раши, создали комментарии почти к каждому предложению Письменной Торы. По данным традиции, Моисей получил на горе Синай вместе с Письменной и устную Тору, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано». Хотя в Письменной Торе нет прямого подтверждения об устной Торе, в книге Шмот (Исход) сказано: «И написал Моисей все слова Господни…».

Из поколения в поколение Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.

В современных изданиях Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений: от гаонов (геоним) (раннее средневековье) до XVII века.

Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Существуют мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба).

Есть также Тосефта (пояснения и дополнения к Мишне). [12]

Языческие верования восточных славян

Языческие верования восточных славян.
В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Первый из них дохристианский, который приходится на время возникновения и становления Киевской Руси (9-10 века).
Язычество возникло у славян в глубокой древности, в первобытном обществе, задолго до появления древнерусского государства. Основная его черта - многобожие. Как и в других культурах, в славяно-русском язычестве большое значение имеют самые древние формы религии - магия, фетишизм и особенно тотеизм. Наиболее почитаемыми у славян тотемами среди птиц были сокол, орел, петух, а среди животных - конь, медведь.
Древние славяне были людьми ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильнее было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Это мирная религия высококультурного земледельческого народа, родственная другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции.
Основными памятниками культуры славянской древности являются священные песни, мифы, сказания, хотя большинство ученых считает, что тексты древнеславянских священных песен, мифов погибли после христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось - Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позже 9 века, считают подделкой.
История книги, посвященной богу богатства и мудрости древних славян Велесу, или Волосу загадочна и трагична. В 1919 году, во время Гражданской войны, она была найдена офицером белой гвардии Изенбеком недалеко от станции Великий Бурлук близ Харькова в имении князей Куракиных. В 1924 г. в Брюсселе книга попала в руки писателя Миролюбова. Пятнадцать лет он переписывал и расшифровывал древние записи, скопировав около 75 % текста. В 1943 г. в оккупированном немцами Брюсселе после смерти Изенбека пропал весь его архив, в том числе и подлинник Велесовой книги. Остались лишь записи Миролюбова и фотографии одной дощечки.
Велесова книга описывает судьбы различных племен, учавствовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие, представленное в ней, - исход индоевропейских племен из Семиречья, области близ озер Балхаш, и сегодня носящей также же название из-за семи рек, впадающих в него. По данным археологов, миграция индоевропейских племен из Средней Азии происходила в последней трети 2 тыс. до н. э. на обширнейшей территории от Балкан (эллины-дорийцы) до Енисея и Северного Китая(массагеты и саки).
По книге у древних славян существовала архаическая Троица - Триглав: Сварог (Сварожич) - небесный бог, Перун - громовержец, Велес (Волос) - бог разрушитель Вселенной.
С
 широким распространением материнских культов связано почитание женских предков. В эпоху патриархата материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов и приобретают некую единую функцию - становятся покровительницами дома, очага, огня, территории, страны, человека, семьи, любви в виде хозяек, бабушек, матерей. Однако женские культы олицетворяют мир любви либо небесной (славянская Лёле), либо земной (славянская Мать сыра земля).
Уровень духовной зрелости древних славян, их философские воззрения можно реконструировать по их космогоническим мифам. С изменением Сварога связан древний космогонический миф славян о сотворении Земли Прародителем нашим - Родом - Родником Вселенной. Сотворив Землю-матушку, Сварог учредил в ней три подземных царства.
Сын Сварога - Перун, второе лицо славянской Троицы (Триглава), бог войны и грозы, оживлял явленное, следил за миропорядком, вращая солнечное золотое кольцо. Третья ипостась - Велес (позже Свентовит) - первоначально был богом света у западных славян.
Мир описывался системой основных содержательных двоичных противовпоставлений, определяющих пространственные, временные, социальные и т. п. характеристики. Чернобог и Белобог - два славянских божества-антагониста, олицетворявших в своей борьбе силы света Яви и тьмы Нави. Дарует жизнь, плодородие, долголетие божество Род, воплощениями смерти была Марена, Навь. Символы жизни и смерти - живая и мертвая вода.
Важная черта образа жизни и мысли древних славян - представление о неразрывном единстве-родстве живущих с предками-праотцами и богами как условии гармонии миров: земного и небесного. Хрупкость такого равновесия ощущалась людьми и олицетворялась ими в битве Правды и Кривды.
В начале 1 тыс. н. э. божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги Солнца, Неба и Огня - Сварог, Даждьбог и Хорос, Ветра - Стрибог, домашних животных и богатства - Велес (Волос). Почитались также покровители предков, семьи и домашнего очага - Род и Рожаницы, бог плодородия Ярило, женское божество Мокошь. Славяно-русская мифология не была зафиксирована в литературных произведениях, и потому не известны четкое распределение ролей между божествами и строгая иерархия. Тем не менее более поздний бог Грозы Перун в 9 веке становится главой языческого пантеона, а также покровителем князя и его дружины.
Поклонения и жерствоприношения языческим культам проходили в специальных культовых святилищах - капищах, которые представляли собой округлые деревянные или земляные сооружения, возведенные на насыпях или холмах. В центре святилища находилось деревянное или каменное изваяние божества - идол, вокруг которого горели жертвенные костры.
Самым знаментым культовым памятником язычества стал Збручский идол (9 - 10 века) - четырехгранный каменный столб, установленный на холме над рекой Збруч. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. На верхнем изображены боги и богини с длинными волосами. Затем идут еще три яруса, раскрывающие представления наших предков о космосе, небе и подземном мире.
Из последних памятников язычества заслуживает выделения турий рог из княжеского курганного погребения "Черная могила" в Чернигове (9 -10 века). На серебряной оковке рога с помощью чеканки изображен полусказочный звериный мир, показана похожая на орла "вещая птица", а рядом с ней - две бегущие фигуры: длиннокосая девица с луком и колчаном - видимо, невеста Ивана Годиновича, и бородатый мужик - скорее всего, Кощей Бессмертный.
В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное искуство. Многие изделия - браслеты и височные кольца, амулеты и обереги, подвески и фибулы, предмета быта и игрушки - в руках искусных мастеров становились настоящими произведениями искусства. Успешно развивается также устное народное творчество. Создаются былины эпические песни, сказки, а также свадебные песни, колядки, ритуальные надгробные плачи и т. д.
Большое значение имело проникновение на Русь славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита, хотя на языческом этапе письменность еще не получила широкого распространения.

Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление»[1]) — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима. Православие исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов. Включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.

Кроме того, в современном русском просторечии слово «православие» употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной сРусской православной церковью.

Основные догматические и канонические положения

Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:

- Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).

- Единосущие Лиц Святой ТроицыБога ОтцаБога СынаДуха Святого.

- Испове́дание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2й член Символа).

- Боговоплощение (3й член Символа).

- Вера в телесное воскресениевознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12й члены Символа).

Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос (Еф.5:23).

Кроме того, основываясь на Священном Предании, православие признаёт молитвенное предстательство канонизированных святых[9].

Канонические устройство и нормы

Основные канонические нормы и институты:

Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископпресвитердиакон. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии).

Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления» (81-е[10] и 6-е Правила святых Апостолов[11], а также 11-е Правило Двукратного Собора и др.), в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнарха православных подданных султана).

Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века. Представители черного духовенства могут избираться на особоеепископское[12] служение в Церкви.

Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный[13]), ПетровУспенскийРождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.

История формулирования вероучения

Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого раскола как свою историю.

Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось о́росами (дословно — границами, вероучительными определениями)Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов.

Православие начало оформляться в IIIII веках н. э., возводя свою историю к апостольским временам. Противопоставлялось гностицизму (предлагавшему по-своему трактованный Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему единосущность Троицы).

Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими (Византийскими)императорами и обычно проходили под их административным председательством.

Православие исторически традиционно распространено на Балканах — среди грековболгарсербовчерногорцевмакедонцеврумын и частиалбанцев; в восточной Европе — среди восточнославянских народов, а также грузингагаузовабхазовосетинмолдаван и, наряду с русскими, среди ряда иных народов Российской Федерациичувашеймарийцевудмуртовкомикарелмордвыякутов и некоторых других (см. также в статье Православие в России).

Численность приверженцев точно установить невозможно, так как в ряде стран традиционного распространения православия государственные и церковные органы не ведут учёта членов Церкви; приблизительные оценки начала XXI века обычно называют цифры в диапазоне 225—300 миллионов человек[17][18][19][20], что делает православие второй по численности христианской конфессией после католицизма.[21]

В современном мире к странам с большинством православного населения, по данным переписей и опросов, можно отнести: Белоруссию,БолгариюГрециюГрузиюКипрМакедониюМолдавиюРоссиюРумыниюСербиюУкраинуЧерногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и ГерцеговинеФинляндииКазахстане, и на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, православие исповедует часть населения ЭстонииЛатвииЛитвыКиргизииАлбанииЧехииПольши и Японии.

С конца XX века одной из зон сравнительно быстрого распространения православия становятся Африка южнее Сахары (см. Православие в Африке), а также Юго-Восточная Азия[22] и Южная Корея.

В последнее время наблюдается резкое[источник не указан 89 дней] увеличение численности православных христиан в Казахстане[источник не указан 89 дней], а также в Таиланде[23].

По установившейся традиции православными также называются древневосточные православные церкви, исповедующие вероучительные догматы только первых трёх Вселенских Соборов.

Православная Церковь

Источник внутреннего права Церкви, наряду со Священным Писанием, — Священное Предание, которое включает в себя каноны — свод правил апостолов и Вселенских Соборов, авторизованные Церковью литургические тексты, богословские творения Отцов Церквижития святых, а также обычаи Церкви[24]. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви»[25]Священное Писание по отношению к Священному Преданию понимается как одна из его форм[24].

Православная Церковь составляется сообществом поместных Церквей — автокефальных и автономных[26]. Каждая автокефальная Церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) Церкви.

Поместные автокефальные и автономные Церкви

Существующий порядок старшинства чести (официальная очерёдность в диптихе) поместных Церквей возник после Великого церковного раскола: прежде признаваемое на Востоке за Римской кафедрой первое по чести место (primus inter pares) перешло престолу Патриархов Константинопольских. Во втором тысячелетии н. э. возник ряд новых автокефальных Церквей, идущих в диптихах после Иерусалимского Патриархата. С конца XX века существует 14 общепризнанных автокефальных Церквей и одна, признаваемая только некоторыми Церквами.

Языческие верования восточных славян

Языческие верования восточных славян.
В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Первый из них дохристианский, который принходтся на время возникновения и становления Киевской Руси (9-10 века).
Язычество возникло у славян в глубокой древности, в первобытном обществе, задолго до появления древнерусского государства. Основная его черта - многобожие. Как и в других культурах, в славяно-русском язычестве большое значение имеют самые древние формы религии - магия, фетишизм и особенно тотеизм. Наиболее почитаемыми у славян тотемами среди птиц были сокол, орел, петух, а среди животных - конь, медведь.
Древние славяне были людьми ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильнее было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Это мирная религия высококультурного земледельческого народа, родственная другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции.
Основными памятниками культуры славянской древности являются священные песни, мифы, сказания, хотя большинство ученых считает, что тексты древнеславянских священных песен, мифов погибли после христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось - Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позже 9 века, считают подделкой.
История книги, посвященной богу богатства и мудрости древних славян Велесу, или Волосу загадочна и трагична. В 1919 году, во время Гражданской войны, она была найдена офицером белой гвардии Изенбеком недалеко от станции Великий Бурлук близ Харькова в имении князей Куракиных. В 1924 г. в Брюсселе книга попала в руки писателя Миролюбова. Пятнадцать лет он переписывал и расшировывал древние записи, скопировав около 75 % текста. В 1943 г. в оккупированном немцами Брюсселе после смерти Изенбека пропал весь его архив, в том числе и подлинник Веселесовой книги. Остались лишь записи Миролюбова и фотографии одной дощечки.
Веселесова книга описывает судьбы различных племен, учавствовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие, представленное в ней, - исход индоевропейских племен из Семиречья, области близ озер Балхаш, и сегодня носящей также же название из-за семи рек, впадающих в него. По данным археологов, миграция индоевропейских племен из Среденй Азии происходила в последней трети 2 тыс. до н. э. на обшернейшей территории от Блакан (эллины-дорийцы) до Енисея и Северного Китая(массагеты и саки).
По книге у древних славян существовала архаическая Троица - Триглав: Сварог (Сварожич) - небесный бог, Перун - громовержец, Велес (Волос) - бог разрушитель Вселенной.
С широким распространением материнских культов связано почитание женских предков. В эпоху патриархата материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов и приобретают некую единую функцию - становятся покровительницами дома, очага, огня, территории, страны, человека, семьи, любви в виде хозяек, бабушек, матерей. Однако женские культы олицетворяют мир любви либо небесной (славянская Лёле), либо земной (славянская Мать сыра земля).
Уровень духовной зрелости древних славян, их философские воззрения можно реконструировать по их космогоническим мифам. С изменением Сварога сквязан древний космогонический миф славян о сотворении Земли Прародителем нашим - Родом - Родником Вселенной. Сотворив Землю-матушку, Сварог учредил в ней три подземных царства.
Сын Сварога - Перун, второе лицо славянской Троицы (Триглава), бог войны и грозы, оживлял явленное, следил за миропорядком, вращая солнечное золотое кольцо. Третья ипостась - Велес (позже Свентовит) - первоначално был богом света у западных славян.
Миро описывался системой основных содержательных двоичных противовпоставлений, определяющих пространственные, временные, социальные и т. п. характеристики. Чернобог и Белобог - два славянских божества-антагониста, олицетворявших в своей борьбе силы света Яви и тьмы Нави. Дарует жизнь, плодородие, долголетие божество Род, воплощениями смерти была Марена, Навь. Символы жизни и смерти - живая и мертвая вода.
Важная черта образа жизни и мысли древних славян - представление о неразрывном единстве-родстве живущих с предками-праотцами и богами как условии гармонии миров: земного и небесного. Хрупкость такого равновесия ощущаласьлюдьми и олицетворялась ими в битве Правды и Кривды.
В начале 1 тыс. н. э. божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги Солнца, Неба и Огня - Сварог, Даждьбог и Хорос, Ветра - Стрибог, домашних животных и богатства - Велес (Волос). Почитались также покровители предков, семьи и домашнего очага - Род и Рожаницы, бог плодородия Ярило, женское божество Мокошь. Славяно-русская мифология не была зафиксирована в литературных произведениях, и потому не известны четкое распределение ролей между божествами и строгая иерархия. Тем не менее более поздний бог Грозы Перун в 9 веке становится главой языческого пантеона, а также покровителем князя и его дружины.
Поклонения и жерствоприношения языческим культам проходили в специальных культовых святилищах - капищах, которые представляли собой округлые деревянные или земляные сооружения, возведенные на насыпях или холмах. В центре святилища находилось деревянное или каменное изваяние божества - идол, вокруг которого горели жертвенные костры.
Самым знаментым культовым памятником язычества стал Збручский идол (9 - 10 века) - четырехгранный каменный столб, установленный на холме над рекой Збруч. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. На верхнем изображены боги и богини с длинными волосами. Затем идут еще три яруса, раскрывающие представления наших предков о космосе, небе и подземном мире.
Из последних памятников язычества заслуживает выделения турий рог из княжеского курганного погребения "Черная могила" в Чернигове (9 -10 века). На серебряной оковке рога с помощью чеканки изображен полусказочный звериный мир, показана похожая на орла "вещая птица", а рядом с ней - две бегущие фигуры: длиннокосая девица с луком и колчаном - видимо, невеста Ивана Годиновича, и бородатый мужик - скорее всего, Кощей Бессмертный.
В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное искуство. Многие изделия - браслеты и височные кольца, амулеты и обереги, подвески и фибулы, предмета быта и игрушки - в руках искусных мастеров становились настоящими произведениями искусства. Успешно развивается также устное народное творчество. Создаются былины эпические песни, сказки, а также свадебные песни, колядки, ритуальные надгробные плачи и т. д.
Большое значение имело проникновение на Русь славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита, хотя на языческом этапе письменность еще не получила широкого распространения.

Русская православная церковь

Русская Православная Церковь (РПЦ; также Моско́вский Патриарха́т — другое официальное наименование) — автокефальная поместная православная Церковь, занимающая пятое место в диптихе автокефальных поместных Церквей. Православные верующие Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) составляют одну из самых больших групп русскоговорящих граждан Украины.

 

С 1920-х годов находится в состоянии затяжного юрисдикционно-канонического конфликта с первой по чести Константинопольской Церковью. С 1990-х годов притязания на исключительную юрисдикцию оспариваются иными поместными Церквами в Эстонии и Молдавии.

Правовым основанием своего бытия, устройства и деятельности полагает Божественные заповеди, содержащиеся в Священном Писании, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью богослужебные тексты, творения святых отцов, Жития Святых, а также обычаи Церкви.

История русской церкви

История русской церкви связывает своё возникновение с Крещением Руси, когда была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата. Статус автокефалии имеет де-факто с 1448 года, когда Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем.

В 1589 году патриарх Константинопольский Иеремия II своей Уложенной грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил первого патриарха Московского и всея Руси Иова. После смерти в 1700 году патриарха Адриана новый предстоятель церкви не избирался. В 1721 году император Пётр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод, который стал постоянно действующим церковно-государственным органом управления — под верховной властью императора. 

Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский. До февраля 1918 года Русская церковь имела статус государственного института в Российской империи и выполняла ряд связанных с ним функций.

После революции 1917 года Церковь была отделена от государства, и, в числе некоторых других религиозных организаций, пережила период гонений. После смерти Патриарха Тихона в 1925 году патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр (Полянский), вскоре репрессированный. Следующим местоблюстителем стал митрополит Сергий (Страгородский) (в период декабрь 1925 — 27 декабря 1936 года именовался Заместителем Патриаршего Местоблюстителя). Его признание летом 1927 года политического режима в СССР и требования полной политической лояльности от духовенства (в том числе и зарубежного) привели к протестам и отказу подчинения ему со стороны ряда групп внутри Патриаршей Церкви и к образованию иных «староцерковных» организаций, не признающих законность церковной власти Заместителя Местоблюстителя (см. статьи Иосифляне (XX век), катакомбная церковь), а также к «прекращению сношений» с Патриархией большинства русских епископов в эмиграции.

Существующие органы власти и структуры управления сложились в современном виде в середине 1940-х годов на основе признанной в сентябре 1943 года государственными органами СССР лояльной государственному режиму «староцерковной» (в противоположность «обновленческому» крылу Российской Церкви) группы иерархов во главе с митрополитом Сергием (Страгородским): в сентябре 1943 года, в ходе встречи митрополита Сергия (Страгородского) и других, с Председателем Совета Народных Комиссаров И.В. Сталиным была достигнута договорённость о избрании Патриарха; созванный Собор епископов избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского).

 

История русской церкви гласит, что в 1946 году полностью исчезло обновленчество, поддерживавшееся до 1943 года властями СССР; Московская Патриархия была признана как единственная законная православная Церковь в СССР (без Грузии) всеми прочими поместными православными Церквами.

 

Наименование Русская православная церковь было принято в истории русской церкви как официальное и признано государством осенью 1943 года, но без наделения статусом юридического лица. Последний был получен в полном объёме 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях» при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской Православной Церкви.

Современное устройство русской церкви и управление

Современная структура Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 года с поправками, принятыми 27 июня 2008 года на Архиерейском Соборе. Устав Русской Православной Церкви — строго внутренний документ, не регистрировавшийся в Минюсте РФ, а посему ничтожный с точки зрения действующего законодательства. По мнению протоиерея Павла Адельгейма (РПЦ), Устав РПЦ 2000 года в ряде своих положений противоречит как действующему российскому законодательству, так и церковному праву.

Ныне действующий, зарегистрированный в минюсте при перерегистрации религиозных объединений в соответствии с новым Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» , Гражданский Устав РПЦ нигде не публиковался (Гражданский Устав РПЦ (1991), зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991 года, был опубликован «Журнале Московской Патриархии»).

Устав определяет Русскую Православную Церковь как «многонациональную Поместную Автокефальную Церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами».

C 17 мая 2007, вследствие подписания Патриархом Московским Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, «Русская Православная Церковь Заграницей пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви». Смысл термина (названия) Поместная Русская Православная Церковь нигде не разъясняется.

Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, представительства и подворья канонически составляют Московский Патриархат.

В канонической зависимости от РПЦ находятся автономные Японская Православная Церковь и Китайская Православная Церковь; последняя фактически прекратила своё существование в конце 1960-х годов.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.

 

Поместный Собор созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или в исключительных случаях Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви и избирает Патриарха. Созван в январе 2009.

 

Архиерейский Собор составляют все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные Академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года; является церковным судом высшей инстанции: в частности, первой и последней инстанцией по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх — Предстоятель Церкви имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской Православной Церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви.

Являясь прямо и непосредственно правящим епископом города Москвы (Московская область находится в непосредственном управлении Патриаршего Наместника — митрополита Крутицкого и Коломенского), Патриарх обладает определёнными общецерковными административными полномочиями: «вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них; заседания Священного Синода; несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом; награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями; награждает клириков и мирян церковными наградами; утверждает присуждение учёных степеней и званий. Патриарх — Священноархимандрит (Настоятель) Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также ряда других монастырей, имеющих статус Патриарших ставропигий.

В части внешних сношений Патриарх «сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления»

Структура русской православной церкви

Основная территориальная единица русской церкви — епархия, возглавляемая епархиальным архиереем (епископом) и объединяющая находящиеся на данной территории приходы (приходские общины), объединённые в благочиния и монастыри. Границы епархий определяются Священным Синодом с учётом административно-территориального деления областей, краёв, республик. Органами епархиального управления являются Епархиальное собрание и Епархиальный совет, при содействии которых архиерей управляет епархией.

Основная структурная единица церковного устройства РПЦ — приход — община православных христиан, состоящая из клира и мирян (прихожан), объединённых при храме. Во главе прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. Органами приходского управления являются возглавляемое настоятелем Приходское собрание, Приходской совет (исполнительный орган, подотчетный Приходскому собранию, состоящий из председателя — церковного старосты, его помощника и казначея) и Ревизионная комиссия.

Украи́нская Правосла́вная Це́рковь (УПЦ; укр. Українська Православна Церква; в литературе обычно — Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата), укр. Українська Православна Церква (Московського патріархату), УПЦ (МП)) — единственная признанная прочими поместными православными церквями православная церковная структура на территории Украинысамоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата «с правами широкой автономии»[3].

Крупнейшее религиозное объединение Украины по численности приходов и священнослужителей, второе — по количеству членов, согласно самоидентификации при социологических опросах[4][5].

Современное состояние и устройство

Архиереи Украинской православной церкви, слева направо: Никодим (Горенко)Антоний (Паканич),Августин (Маркевич)Нифонт (Солодуха)Митрофан (Юрчук)Симеон (Шостацкий)Феодор (Мамасуев)

УПЦ считает себя правопреемницей древней Киевской митрополии (в пределах Украины) и бывшего Украинского экзархата Русской Православной Церкви.

УПЦ обладает правами, приближающими её к статусу автономной Церкви в православии. Тем не менее, вопрос о формальном статусе автономии для УПЦ неоднократно поднимался, но ввиду неурегулированности вопроса о предоставлении автономии в православном мире, а также в связи с необходимостью наличия единодушия в этом вопросе священства и паствы УПЦ, отклонялся священноначалием как РПЦ[25], так и УПЦ[26][27].

Архиерейский Собор РПЦ 2000 признал необходимым «содействовать достижению общеправославного согласия по вопросу провозглашения и признания автономии Украинской Православной Церкви, каковое должно иметь место в связи с реальными достижениями в деле преодоления раскола»[28].

Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.

Предстоятель УПЦ с 1992 года — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан); резиденция — Киево-Печерская Лавра. Примечательное отличие Устава УПЦ в редакции от 21 декабря 2007 года — удаление слов «из числа украинских архиереев» прежней его версии из пункта о порядке избрания предстоятеля УПЦ — «Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается пожизненно украинским епископатом из числа украинских архиереев» (Глава V, п. 2 Устава УПЦ)[29][30]; также была снята оговорка, что титул «Блаженнейший» Митрополит Киевский и всея Украины имеет в пределах Украины (Гл. V, п. 3 Устава УПЦ).

Во время богослужения Предстоятель Украинской православной церкви поминается как «Господин и Отец наш»[31].

Согласно Уставу УПЦ, высшие органы церковной власти и управления УПЦ суть: Собор УПЦ, Собор епископов УПЦ (Архиерейский собор) и Священный Синод УПЦ под председательством Митрополита Киевского и всея Украины.

По данным, приведённым 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополитом Владимиром[32][33], «Украинская Церковь состоит из 43 епархий, которые управляются 54 архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10.900 реальных общин. В Украинской Православной Церкви несет послушание 8 962 священнослужителя (из них 8.517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. 4.650 монашествующих подвизается в 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женских».

Крупнейшие монастыри: Киево-Печерская ЛавраПочаевская ЛавраСвятогорская Лавра (Горловская епархия), Успенский Патриарший Одесский монастырь (Одесская епархия).

За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны.

По данным на июль 2007 года, в ведении УПЦ было: 36 епархий, в которых действуют 10972 общества верующих (9327 священников); УПЦ насчитывает 167 монастырей (4399 монахов и черниц), 17 духовных учебных заведений (3527 слушателей), 105 периодических изданий, 4133 воскресных школы и 37 братств[34]. В начале февраля 2008 года было официально заявлено, что УПЦ «насчитывает 42 епархии и 57 архиереев, 13 из которых были рукоположены́ только за последний год»[35][36].

PAGE  14




1. Институционализм вебленовской традиции в политэкономии
2. Сыктывкарский государственный университет РЕШЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА 26 июня 2013 г.html
3. Предпосылки и основные направления Великих географических открытий.html
4. РЕФЕРАТ Решение глобальных проблем современности Выполнила- Карнаухова Е
5. Барвинок малый
6. Философы и их идеи Философия Нового времени- эмпиризм и рационализм
7. Лабораторная работа 1 по дисциплине- Эмпирические методы программной инженерии.
8. билет от рубли Дополнительно 1719 января Берлин Уикендтур
9. Вильям Гершель
10. Реферат- Стратегия развития корпоративных структур в России
11. ТЕМАХ Спеціальність 08
12.  супруги имеют общих несовершеннолетних детей; отсутствует согласие на развод одного из супругов; один
13. Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности
14. белый танец и то не всегда
15. лекция это наука о методах создания сортов и гибридов растений пород животных и штаммов микроорганизмов с н
16. задание А19 знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
17. Основные принципы и методы применения технических регламентов.html
18. ИСКУССТВО НАВЕВАТЬ ПРОХЛАДУ 100 вееров из собрания Государственного музея А
19. Добрый дом Ресурсный центр по сопровождению семей нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциали
20. вступившие в законную силу судебные решения.html