Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Возникновение и развитие воспитания как общественного явления

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

19

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ «Педагогическое Образование»

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

По дисциплине: Общие основы педагогики

На тему: Возникновение и развитие воспитания как общественного явления.

Вопрос №6

Выполнил: Ислаева Алла

Студент 1 курса

 1      семестр

                                                                              2 февраля, 2014

Оглавление

  1.  Введение………………………………………………………………3
  2.  Возникновение воспитания как общественного явления…….4-9
  3.  Воспитание как общественное явления………………...……...10-15
  4.  Советская педагогика………..…………………………………..15-19
  5.  Использованная литература…………………………………….…………………….20

 

  1.  Введение.

Воспитание - это неотъемлемая часть нашей жизни. С первых минут жизни и до самой смерти мы учимся и познаем все новое и неведомое. Так же как все живые организмы на нашей планете, мы не можем без социума, ведь только находясь в нем мы познаем и учимся.

Маугли попав в стаю волков научился их навыками и поведением, чем это не пример воспитание в обществе? Стая волков общество? Допустим. Они научили Маугли азам (охотится, защищаться и т.д). Волки осуществляют роль педагога. Это небольшой пример того, что любое живое существо может научится и приспособится ко всему.

  1.  Возникновение воспитания как общественного явления

     Важнейшей стороной и условием прогресса общества и человечества является историческая преемственность поколений с древнейших времен до наших дней. В свою очередь развитие поколений немыслимо без воспитания, этого как социального, так и педагогического явления. Воспитание так же древне, как и само человечество и оно будет существовать до тех пор, пока есть люди. В этом смысле воспитание — вечная категория. Но кто и когда его «придумал», «изобрел»? Каким образом оно появилось?

      В истории педагогики особый интерес представляет изучение возникновения и развития воспитания. Это исследование представляет большую трудность, так как этот процесс продолжается тысячелетия, он сокрыт завесой бесконечно далеких времен и потому непосредственных его свидетелей нет. Кроме того, в одном, казалось бы, вопросе в тугой узел скручены, связаны, по сути, три вопроса:

  1.  появление человека на Земле: когда, где, при каких обстоятельствах, какие факты обусловили этот феномен? Ведь без человека не существует и предмета воспитания!
  2.  каковы причины и факторы, которые положили начало воспитанию отдельного человека как явлению? И в самом деле: группа, род, племя, община— все они состоят из отдельных людей;
  3.  каковы первоистоки, а также генезис воспитания как явления общественной жизни и каковы пути его дальнейшего развития (динамика)?

И, хотя все эти процессы невозможно отделить один от другого, подобное «расчленение» допускается в науке, чтобы более глубоко проникнуть в сущность этих явлений. Исследованием этих вопросов занимается целый ряд наук: история и археология, палеонтология и антропология, зоология и генетика, этнография и экономика, философия и социология, диалектология и история педагогики и другие науки.

      В данной теме в соответствии с ее замыслом мы лишь называем существование проблем и— не более того. Но и это нам необходимо для связи при изложении последующих вопросов, на которых нам предстоит остановиться подробнее.

      Итак, первая проблема— происхождение человека. Об этом есть ряд теорий и версий. Назовем некоторые из них.

      1. Теологическая теория, которая гласит, что Бог создал человека. В частности, по христианскому вероучению, согласно Библии, тело первого человека Адама он сотворил из «праха земного», потом он в него вдохнул бессмертную и разумную душу по образу и подобию своему. Затем из ребра Адама сотворил Еву и поместил их в Раю. За прегрешения изгнал их из Рая, сказав Адаму, что тот в поте лица будет добывать себе хлеб, а Еве— что она в муках будет рожать детей. Так началась земная жизнь Адама и Евы. Потом на Земле появились их дети: первыми — Каин и Авель, затем — Сиф. Тогда и началось воспитание детей, а род человеческий на Земле приумножается.

      Верующие христиане и сейчас придерживаются этого учения. Естественные науки и философия разрабатывают, конечно, и другие теории.

      2. Ф. Энгельс выдвинул в соответствии с материалистической философской концепцией развития общества трудовую теорию происхождения человека и его воспитания. Ее смысл состоит в следующем: прародич человека разумного (homo sapiens) — это обезьяна, которая научилась изготовлять и использовать орудия труда (сначала примитивные) для нужд охоты, возведения жилища, изготовления одежды и т.д. Благодаря труду, прямой походке, проявлению звуковой речи от обезьян отделяется новая ветвь; ее представители в своем развитии быстро прогрессируют, используют огонь и далеко опережают своих прародителей. Из этой ветви и образуется человек разумный и прямоходящий. По мысли Ф. Энгельса, труд создал самого человека, в процессе труда зародилось и воспитание: изготовление последующим поколением орудий, умение ими владеть, даже примитивными, было возможно только при помощи взрослых.

      Надо сказать, что советская педагогика на протяжении всей своей истории точку зрения Ф. Энгельса признавала единственно правильной и научной; исследователи теории и истории педагогики считали ее концептуальной философской основой своих разработок и изысканий. На этих же позициях стоит и исследователь белорусской народной педагогики А.П. Орлова.

      3. Великий натуралист Ч. Дарвин обосновал теорию естественного отбора в развитии растительного и животного мира. Говоря кратко, ее смысл таков.

      Весь растительный и животный мир на Земле своим развитием от простейших форм до высших уровней вплоть до человека обязан естественному отбору: сильнейший побеждает слабых в борьбе за существование; выживают те особи, которые быстрее других могут приспособиться к новым, иногда экстремальным условиям. Орудиями труда пользуются и некоторые животные, звери и даже птицы, между тем они не превращаются в разумных, как это произошло с человеком. Современная наука имеет доказательства того, что не человек стал двуногим, а он произошел от двуногого животного. Резко изменив энергетику благодаря использованию огня, предок homo sapiens круто стал продвигаться в своем развитии как существо разумное. Он начинает создавать выгодные симбиозы с растениями и животными, добывает животную пищу, сражается за территорию обитания, становится агрессивным, предприимчивым, изобретательным. Благодаря рассудку он утверждает свое господствующее положение среди тех, кто в этом отставал от своих соперников в борьбе за существование и выживание.

      Наконец, он овладевает звуковой речью (незвуковой сигнализацией он уже пользовался и до этого). А это позволяет накапливать и передавать следующим поколениям все больший объем знаний (причем и обобщенных) о мире, передавать более сложный практический опыт. Здесь зарождается и воспитание отдельного человека как социальное явление.

      По Дарвину естественный отбор, а не орудия труда стали первоосновой формирования «человека разумного»; эти орудия были уже у его предшественника— «человека умелого», т.е. за десятки тысяч лет до «homo sapiens». Иначе говоря, в сложной среде обитания мог выжить и продолжить род и вид лишь такой предчеловек, у которого умственных сил было больше, чем у его конкурентов. Затем и потомство продолжало развиваться то, которое уже от рождения было наделено более лучшими умственными задатками. Не случайно Ч. Дарвин одну из книг так и назвал: «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Следовательно, естественным образом отбирались для жизни и дальнейшего продолжения рода не только физически более здоровые и крепкие, но и умственно более совершенные. Таков путь естественного прогресса предчеловека и формирования его в человека разумного.

      Теория появления человека путем естественного отбора расходится с теорией Ф. Энгельса о происхождении человека в трех главных посылках:

  1.  в том, что орудия будто стали первоосновой интеллектуального прогресса первочеловека;
  2.  в том, что труд создал человека (как уже сказано, современное естествознание не подтверждает, а опровергает теорию Ф.Энгельса о решающей роли труда в процессе превращения; обезьяны в человека);
  3.  в том, что человек произошел от обезьяны: предчеловеком была не обезьяна, а другое двуногое животное.

4. В последнее время уфологи (от сокращен, англ. UFO — неопознанный летающий объект, НЛО) разрабатывают теорию, согласно которой цивилизация занесена на Землю инопланетянами. Эта теория существует как одна из версий происхождения человека разумного и его воспитания, но пока всеобщего признания не получила из-за того, что не располагает достаточно убедительными и неопровержимыми фактами, хотя во многом она «привлекательна, особенно в тех случаях, когда имеющимися фактами невозможно объяснить некоторые явления разумной жизни человека и человечества.

      Как видно из краткого обзора, удовлетворительного и однозначного происхождения человека разумного до сих пор в мире нет. Мы преднамеренно привели здесь разнонаправленные и даже противоположные взгляды на этот вопрос. В свою очередь нам импонирует теория, разрабатываемая современными естествоиспытателями (В. Дольник и др.) о происхождении человека от двуногого животного, где изначальным моментом становления труд не был.

      Мы до сих пор говорили о разных теориях происхождения человека и в том числе— возникновения воспитания — в соответствии с этими теориями (теологической, Ф. Энгельса, Ч. Дарвина, современного естествознания, уфологов). Между тем по вопросу происхождения воспитания существуют и другие теории. Коротко расскажем и о них.

      Известна биологическая теория, которую выдвинул и подробно развивал французский социолог Ш. Летурно (1832—1902). В книге «Эволюция воспитания у различных человеческих рас» (русск. перевод в 1900 г.) он полагает, что процесс воспитания и обучения есть и у животных, причем даже у беспозвоночных; у них есть учителя и ученики, а также — сознательное наставление и обучение. В мире животных можно наблюдать некоторые примитивные воспитательные приемы, используемые по отношению к детенышам и потомству: кошка «учит» котят ловить мышей, птица «учит» летать оперившихся птенцов и т.п.

      Ш. Летурно и его сторонники (Э. Леруа, А. Эспинас и другие) ошибочно сводят явления социальной жизни, какими является воспитание, к биологическим, инстинкты животных приравнивают к сознательным действиям человека. В этом состоит слабая сторона названной теории.

      Другая теория, которую предложил американский педагог П. Монро (1869—1947), объясняет происхождение воспитания бессознательным подражанием детей старшим членам общины. Эту теорию называют психологической, так как подражание— это явление психологическое. Конечно, подражание было и в те времена, оно значительно и сейчас, особенно у детей в младшем возрасте. А также, например, как подражание идеалу. Но выводить воспитание только из подражания — не полно и не точно.

      К этой же психологической теории происхождения воспитания правомерно отнести идею Г.Н. Волкова о чувственной основе происхождения воспитания. «Оно (воспитание. — И.Пр.) возникло на чувственной основе и первым чувством в сфере воспитания была любовь к детям.

      Эта любовь, как и воспитание, носит всеобщий и вечный характер. Возникнув из инстинкта сохранения и продолжения рода, она до сих пор является в известном смысле показателем уровня педагогической культуры как народа в целом, так и конкретного человека. Любовь к детям контролируется разумом. Конкретное проявление этого контроля — в повседневной заботе о воспитании».

      Как видим, автор четко и определенно заявляет, что истоки и начало воспитания — в любви к детям, которая и сейчас питает педагогическую культуру и всего народа, и отдельного человека.

      По вопросу о факторах и причинах, приведших к появлению воспитания, также есть разные суждения. В частности, распространена точка зрения, что старшее поколение передает свой опыт подрастающему через воспитание, потому что старшее проявляет заботу о детях, о продолжении своего рода сначала в соответствии с природным инстинктом, а потом уже сознательно. Но такое суждение верно лишь отчасти. Оно не учитывает активности со стороны младших. Дело в том, что не только старшие должны заботиться о детях (в соответствии с инстинктом продолжения рода), но и дети необходимо вынуждены усваивать и присваивать опыт старших, чтобы выжить. Значит, на ранних стадиях развития человечества молодое поколение имеет жесткую объективную потребность осваивать «науку выживания», иначе оно неминуемо погибнет и следствием этого может стать вымирание рода. Стало быть, возникновение воспитания как явления в жизни отдельного человека было процессом обоюдным: как движение от старших поколений к подрастающим, так и от детей к родителям и старшим вообще.

      Как известно, воспитание относится не только к отдельному человеку. Оно представляет собой также и явление общественной жизни. Антропологи считают, что первобытные люди предпочитали жить небольшими группами. И членам этой группы надо было взаимодействовать между собой: согласовывать свои решения и действия, делить общегрупповые обязанности и кооперировать разные действия, сообща добывать пищу, предпринимать общие действия по сооружению жилища и его охране и защите, совместно растить и опекать детей и т.д. Следовательно, в этом случае накапливался и передавался не только опыт личной жизни, но также и опыт жизни в группе, общине. Это обусловливает появление и развитие воспитания как общественного явления.

      Таким образом, генезис воспитания (возникновения и динамики развития) как явления жизни отдельного человека, а также явления общественной жизни представляется нам в следующей последовательности:

      В. Дольник, доказательно отвергая теорию Ф. Энгельса о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека, считает, что человека создал естественный отбор и первым это понял Ч. Дарвин. Следуя извилистому и во многом случайному пути, «естественный отбор интеллектуально возвысил одну из линий человекообразных, — пишет В. Дольник. — Громадным же отрывом от остальных животных человек больше всего обязан речи». А поскольку жизнь и деятельность человека связаны с приобретением опыта и его передачи детям, то именно здесь заключены истоки воспитания как социального явления.

      Таким образом, динамика становления воспитания из зародышевой формы, выглядела, вероятно, следующим образом.

      Первобытный человек, который обладал элементарными умениями и сложными переживаниями, прежде всего инстинктивно передавал сложные программы поведения, а также те немногие и по форме простые приемы и умения, унаследованные от предков и частично вновь приобретенные в процессе тяжелой борьбы за существование и выживание.

      Тысячелетия прошли в таком примитивном однообразном воспитании. Некоторые различия были в отдельных группах охотников, а также оседлых группах, начинающих переходить к земледелию. Здесь детей учили охотничьим или, соответственно, — примитивным земледельческим навыкам. Кроме того, можно предполагать, что детей приобщали к примитивному мировоззрению племени, т.е. к верованиям первобытного человека. С дальнейшим историческим развитием усложняется и воспитание.

      Со временем накапливается опыт, он отражается в фольклоре народа, племени, общины; закрепляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах; опредмечивается в предметах материально-бытовой культуры данного племени, народа; в закодированном виде фиксируется в предметах культа, тотемах, игрушках и т.д. Именно весь этот опыт и передается и в виде знаний, и в виде практики от старших к младшим, а младшими он усваивается. Так складывается народная педагогика.

  1.  Воспитание как общественное явление

Педагогика как наука имеет свой предмет, т. е. определенную область научного познания. Этой областью является воспитание - особая функция общества, заключающаяся в подготовке молодого поколения к жизни.

Основное назначение воспитания - передача подрастающим поколениям накопленных знаний и общественно-исторического опыта. В процессе воспитания новые поколения должны овладеть знаниями, определенными трудовыми умениями, усвоить нормы поведения в обществе, выработать определенную систему взглядов на жизнь. Поскольку перед каждым поколением возникают задачи, которые часто даже нельзя предвидеть, у молодых людей должны быть сформированы определенные качества, помогающие им ориентироваться в новых задачах, быть потенциально готовыми к их решению.

Какова роль педагогики в воспитании? В чем выражается связь между педагогикой как наукой и воспитанием как функцией общества?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо раскрыть общественную сущность воспитаний, рассмотреть особенности его осуществления на различных этапах развития человеческого общества, а также познакомиться с тем, как развивалась и формировалась педагогическая наука.

Основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс, дав материалистический анализ законов общественного развития, установили закономерную связь между воспитанием и развитием производительных сил. Они доказали, что «вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия...». Отсюда - характер воспитания всегда соответствует уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных данной общественно-исторической формации.

В. И. Ленин называл воспитание вечной категорией, неразрывно связанной с развитием человеческого общества. Воспитание обусловлено потребностями общества и меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, распределения продуктов труда и изменения отношений между его участниками. Поэтому воспитание имеет ярко выраженный исторический характер, отражая типичные черты определенной общественно-экономической формации.

Так, в первобытном обществе воспитание осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, трудовой деятельности. Мальчиков обучали приемам охоты, рыбной ловли, изготовлению и применению оружия и орудий труда; девочек - сбору съедобных плодов и растений, изготовлению одежды, выполнению домашней работы; всех детей учили с почтением относиться к старшим.

С развитием земледелия и животноводства по мере усложнения трудовой деятельности содержание и методы воспитания изменялись. Когда в родовой общине выделяется семья, дети получают начатки воспитания в семье, а подготовку к жизни - в общении с членами своего рода, племени, например учатся у особенно ловких и удачливых охотников приемам охоты и т. п.

В позднем периоде развития первобытной формации, когда усилилась власть вождей, старейшин, жрецов, воспитание видоизменяется и некоторых детей стали готовить к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением. В рабовладельческом обществе воспитание приобрело качественно иной характер. Это было первое общество, разделенное на антагонистические классы рабовладельцев и рабов, с резко отличными условиями жизни, общественным положением. Воспитание, продолжая оставаться функцией общества, стало направляться государством. Для осуществления воспитания создавались специальные учебно-воспитательные учреждения. Впервые они появились в странах Древнего Востока еще за несколько веков до нашей эры. Это были жреческие школы, где преподавали чтение и письмо, начала математики и основы религиозного культа, а также школы писцов, в которых учили грамоте и счету и подготавливали мальчиков к ведению дел, связанных с управлением государством, присмотром за рабами.

Стройная система воспитания сложилась в Древней Греции - в Спарте и Афинах. В Спарте в воспитании детей рабовладельцев, которых готовили к ведению захватнических войн и защите своих завоеваний, большое место отводилось военному делу, физическим упражнениям, военно-спортивным играм. В Афинах много внимания уделялось умственному и эстетическому воспитанию. Детей рабовладельцев приобщали к наукам и искусству, готовили к роли умелых, волевых правителей и военачальников. У них воспитывали презрение к физическому труду.

Детей рабов приучали к покорности и смирению. Никаких специальных учебных заведений для них не было, воспитание и передача трудовых умений и навыков осуществлялась в процессе самого труда.

Таким образом, с разделением общества на классы воспитание становится классовым: появляются разные системы воспитания в соответствии с различными целями подготовки к жизни детей - представителей разных классов. Поскольку воспитание находится в ведении государства, оно направлено на укрепление позиций правящего класса и способствует углублению классового неравенства, усилению эксплуатации трудового народа.

В феодальном обществе основные антагонистические классы - феодалы и крепостные крестьяне. Внутри класса феодалов выделяются сословия - духовенство и дворяне. Воспитание носит также ярко выраженный классовый характер. В эпоху феодализма получили дальнейшее развитие учебно-воспитательные учреждения, которые обслуживали привилегированные слои общества, например давали духовное воспитание детям духовенства, рыцарское - детям дворян.

В России также были созданы привилегированные учебные заведения, предназначенные для детей определенного сословия. На первых этапах становления феодального общества, когда уровень развития производства не требовал от крепостных крестьян даже начатков образования, дети крестьян в подавляющем большинстве в школах не учились. Через семью передавались традиции поведения, отношений между старшими и младшими, выполнения ряда обязанностей. Некоторые традиции отражались в народных обрядах.

Характерной для эпохи феодализма, особенно его раннего периода, была ведущая и направляющая роль церкви и духовенства в воспитании. Отмечая это, Ф. Энгельс писал, что в эпоху средневековья «...монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и самообразование приняло тем самым преимущественно богословский характер». Поэтому наиболее развитой была система учебно-воспитательных учреждений, создаваемых церковью. Они предназначались как для подготовки духовенства, так и для религиозного воспитания других слоев общества.

В связи с ростом городов появилась и стала формироваться новая социальная прослойка эксплуатируемых - ремесленники, мелкие торговцы, которые формально были свободны. В процессе развития ремесленного производства возникла потребность в начатках практического образования - грамоты, счета, необходимых для ведения учета, обмена, торговли. Дети ремесленников и мелких торговцев стали обучаться в церковных, а позже в цеховых и гильдейских школах. В церковные школы стали попадать затем и дети крестьян.

Расширение торговли и торгово-экономических связей между государствами, рост городов, развитие ремесел и мануфактуры вызвали появление буржуазии, которая не могла мириться с сословным характером учебных заведений. Ее не устраивал и ограниченный запас знаний, которые давали различные типы церковноприходских, цеховых, гильдейских и других школ, открывавшихся городскими властями. Молодая и накапливающая силы буржуазия в тот период была прогрессивной в вопросах воспитания: она выступала с требованиями более широкого развития образования, доступа для своих детей в учебные заведения, предназначенные для детей дворян, усиления научных основ и практической направленности воспитания. Буржуазия стояла даже за расширение просвещения народных масс, так как развивающемуся промышленному производству нужны были грамотные рабочие.

Организованное обучение детей трудящихся стало общественно необходимым. В результате начало расширяться школьное образование, появились новые типы школ. К. Маркс, отмечая этот знаменательный этап в развитии воспитания, писал: «Для того чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование или воспитание...».

С укреплением позиций буржуазии на политической арене начался отход от демократических требований в области образования, выдвигавшихся в период борьбы против феодализма. Буржуазия стала осуществлять строгую классовую дифференциацию в образовании. Будучи господствующим классом, она стремится дать хорошее общее образование своим детям для подготовки их к управлению государством, его экономикой, вооруженными силами. Этим целям служат прежде всего дорогостоящие частные школы, существующие параллельно с системой государственных школ.

Далеко не всех своих привилегий при капитализме лишилась и феодальная знать, продолжая оставаться сильным эксплуататорским классом. Выдвигая целый ряд барьеров для продвижения детей трудящихся к более высоким ступеням образования, буржуазия создала ряд типов школ, доступных лишь для детей обеспеченных родителей. Содержание образования в массовых школах, предназначенных для детей бедноты, было резко ограничено: им давали лишь тот минимум знаний, который был необходим для работы в условиях производства, оснащённого машинами.

Как отмечал Ф. Энгельс, буржуазия дает знания рабочим «лишь в той мере, в какой это отвечает ее интересам».

Даже в условиях начавшегося развития капиталистического производства технический уровень сельского хозяйства оставался низким, поэтому от крестьян не требовалось ни общих, ни специальных знаний. Начальное образование им продолжали давать церковноприходские школы разного типа, открываемые сельскими властями. Однако охват крестьянских детей обучением был весьма незначительным. Положение стало меняться лишь с началом технического переоснащения сельского хозяйства, потребовавшего более грамотных работников.

Появление нового эксплуатируемого класса - пролетариата, боровшегося за свои права, в том числе и за право на образование для своих детей, привело к резкому обострению всех противоречий в области воспитания. Эти противоречия становятся более острыми в современном буржуазном обществе.

Великая Октябрьская социалистическая революция, свершившаяся в нашей стране в 1917 году, вызвала к жизни новую общественную формацию - социалистическое общество и впервые открыла широкие возможности для получения подрастающими поколениями разностороннего образования и развития всех способностей. Появились политические, экономические и социальные условия для решения всех демократических задач в области воспитания. Воспитание как особая функция государства получило новую направленность. Впервые в истории классового общества школа из орудия господства эксплуататоров превратилась в государстве с неантагонистическими классами в средство коммунистического преобразования общества.

Новый характер развития производства и производственных отношений при социализме вызвал потребность в новом типе разносторонне образованных работников, для подготовки которых потребовалась иная система учебно-воспитательных учреждений, разработка нового содержания и методов воспитания. Стала складываться система народного образования, которая обеспечивала всем членам общества возможность получения общего, а затем профессионального или специального образования.

На первом этапе развития социалистического общества - этапе создания фундамента социализма - в области просвещения трудящихся были решены задачи ликвидации неграмотности, введения всеобщего обязательного начального образования и обеспечения общего подъема образовательного и культурного уровня населения.

Большое внимание было уделено развитию просвещения у ранее отсталых народов, населяющих территорию СССР.

В период построения основ социализма были успешно решены задачи введения всеобщего семилетнего образования, обеспечена достаточная общеобразовательная подготовка поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения, что помогло создать большую армию специалистов с высшим и средним специальным образованием. Значительно вырос образовательный и культурный уровень всего населения.

Когда наше общество вступило в стадию развитого социализма, была выдвинута задача введения всеобщего среднего образования, более эффективного осуществления всестороннего развития человека и формирования его коммунистического мировоззрения.

Научно-техническая революция, способствующая построению материально-технической базы коммунизма, создает одновременно предпосылки для более успешного решения всех задач воспитания нового человека, который должен иметь широкую общеобразовательную и специальную подготовку. Высокий уровень науки и техники обеспечивает лучшие условия для роста творческих сил и всестороннего развития человека: у общества появляется возможность неуклонно повышать благосостояние трудящихся, увеличивать средства для развития народного образования, укрепления его материальной базы, расширения системы разнообразных культурно-просветительных учреждений. Всесторонне развитые люди не только удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к работнику в разных сферах высокоразвитого производства, но и активно способствуют дальнейшему развитию науки и техники, создают новые материальные и духовные ценности. Эти задачи и условия развития воспитания строителей коммунизма отражены в новой Конституции СССР, принятой в октябре 1977 г.

Советская педагогика.

Советская педагогика - это наука о коммунистическом воспитании. Ее возникновение связано с развитием новой общественно-экономической формации - социалистического общества. Она исследует особенности воспитания подрастающих поколений на всех этапах строительства коммунистического общества и является качественно новой, высшей ступенью в развитии педагогической науки. В процессе своего развития она впитала все прогрессивные педагогические идеи прошлого, критически использовала все рациональное из опыта отечественной и зарубежной педагогики.

Советская педагогика - подлинно демократическая педагогика: она впервые стала решать задачи воспитания в интересах народа. Основы теории коммунистического воспитания, разработанные К. Марксом и Ф. Энгельсом, получили дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина, который решал вопросы воспитания уже в условиях свершившейся революции.

Указывая на теснейшую связь просвещения с политикой, В. И. Ленин разоблачал лицемерие буржуазной педагогики, утверждающей, что школа может якобы стоять вне политики: «Во всех буржуазных государствах связь политического аппарата с просвещением является чрезвычайно крепкой, хотя признать этого прямо буржуазное общество не может».

В. И. Ленин подчеркивал, что после победы революции школа должна превратиться в орудие борьбы за построение нового общества, стать проводником коммунистической идеологии.

Особое значение для строительства новой школы имели положения К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина о политехнической направленности обучения в школе, о соединении обучения с производительным трудом. Большое значение В. И. Ленин придавал воспитанию молодежи в духе коммунистической нравственности, овладению всем богатством человеческих знаний.

Принципы обучения и воспитания, разработанные К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, легли в основу построения системы народного образования в нашей стране и послужили научным фундаментом дальнейшего развития марксистской педагогики в новых условиях - условиях победы социалистической революции.

Выдающаяся роль в развитии марксистской педагогики принадлежит Н. К. Крупской (1869-1939). Верный друг и соратник В. И. Ленина, Н. К. Крупская еще до революции проявляла большой интерес к проблемам воспитания, сама занималась педагогической деятельностью, изучала опыт обучения и воспитания детей за рубежом. Педагогические взгляды Н. К. Крупской и мысли об организации народного образования и воспитания молодежи были изложены в работе «Народное образование и демократия», являющейся первым марксистским педагогическим трудом. Наиболее полное развитие эти идеи получили в теоретической и практической работе Н. К. Крупской после Октябрьской революции, когда она непосредственно стала заниматься созданием новой школы, общественного дошкольного воспитания. Н. К. Крупская внесла большой вклад в разработку теории коммунистического воспитания, научных основ детского и молодежного коммунистического движения.

Значительную роль в развитии советской педагогики и решении практических задач воспитания сыграл крупнейший советский педагог А. С. Макаренко (1888-1939). Он выдвинул и доказал осуществимость на практике принципов создания детского коллектива, методики трудового воспитания, воспитания в духе сознательной дисциплины.

Педагогические идеи А. С. Макаренко и основные принципы воспитания, реализованные в руководимых им воспитательных учреждениях, получили яркое отражение в его книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», в большом числе теоретических и публицистических работ. В последние годы жизни он много занимался вопросами семейного воспитания, написал «Книгу для родителей» и «Лекция о воспитании детей», часто выступал перед родителями и педагогической общественностью.

Широко известно имя выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинского, педагогическая деятельность которого пронизана идеями гуманизма, веры в большие возможности каждого ребенка в условиях правильно организованного воспитания, сочетающего коллективные формы и индивидуальный подход к каждому.

Советская педагогическая наука развивается под непосредственным руководством Коммунистической партии Советского Союза, которая ставит перед педагогикой задачи, отражающие объективные потребности общества, и помогает наметить пути для их эффективного решения. Повседневная забота о нуждах школы, советского учителя и работников просвещения находит отражение в материалах партийных съездов, в специальных постановлениях и других директивных документах партии и правительства по вопросам народного образования.

Особенно большую роль в развитии советской педагогики сыграла принятая на XXII съезде КПСС (1961) Программа Коммунистической партии, где в разделе «Задачи партии в области идеологии, воспитания, образования, науки и культуры» были определены перспективы развития народного образования и коммунистического воспитания трудящихся: «Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе - воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры». В Программе КПСС записано, что особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения. В связи с этим предусмотрено обеспечить новый подъем образовательного и культурного уровня трудящихся путем введения всеобщего среднего образования, достижения еще больших успехов в области нравственного воспитания человека в соответствии с требованиями морального кодекса строителя коммунизма. На XXIV съезде КПСС (1971) была подчеркнута необходимость усилить работу по всестороннему развитию человека. «Великое дело - строительство коммунизма,- указывалось в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, - невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы».

Большое значение для развития школы и педагогики имеют «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (июль 1973 г.), направленные на дальнейшее укрепление законности в этой области общественных отношений и помогающие практически претворять в жизнь решения Коммунистической партии и Советского правительства о дошкольном воспитании, о средней и высшей школе. В этом документе были зафиксированы научные основы и общие принципы развития народного образования в нашей стране, разработанные советской педагогической наукой.

Новые задачи были поставлены перед педагогической наукой и всей системой народного образования на XXV съезде КПСС (1976). В решениях XXV съезда была намечена широкая программа комплексного развития и совершенствования всех звеньев системы народного образования, содержания и методов обучения и воспитания, подготовки педагогических кадров.

На съезде подчеркивалась связь этих задач с развертыванием научно-технической революции. В Отчетном докладе съезду Л. И. Брежнев сказал: «Коммунистическое воспитание предполагает постоянное совершенствование системы народного образования и профессиональной подготовки. Это особенно важно сейчас, в условиях научно-технической революции. Она придает иной, чем прежде, характер труду, а стало быть, и подготовке человека к труду».

Важнейшим событием в жизни нашей страны явилось принятие в октябре 1977 г. новой Конституции, в которой отражен современный этап развития нашего общества, достигшего стадии зрелого, развитого социализма.

В этом законодательном документе зафиксированы также успехи, достигнутые в коммунистическом воспитании подрастающих поколений, раскрыт подлинно народный, высокогуманный характер образования, даваемого советскими учебно-воспитательными учреждениями. В Конституции, в частности в статье 25, указывается: «В СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности».

В декабре 1977 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». В нем отмечаются крупные успехи в области просвещения, достигнутые в нашей стране. Выдающимся достижением Коммунистической партии и советского народа, социалистического общественного строя является завершение перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию. Это создает новые возможности для дальнейшего роста производительности труда, формирования всесторонне развитого человека коммунистического общества. В постановлении намечен широкий круг конкретных мер, способствующих коренному улучшению трудового воспитания, подготовке учащихся к общественно полезному производительному труду, совершенствованию всех сторон деятельности общеобразовательной школы, обеспечению единства усилий в воспитании детей и молодежи со стороны школы, семьи и общественности.

Новая Конституция СССР в статье 45 гарантирует гражданам СССР право на образование. Это право обеспечивается бесплатным образованием всех видов, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи и др., а также бесплатной выдачей школьных учебников. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ» (ноябрь 1977 г.) предусматривает осуществить этот переход в течение 1978-1983 гг. Бесплатное пользование школьными учебниками, отмечается в постановлении, будет способствовать улучшению условий осуществления всеобщего обязательного среднего образования, дальнейшему совершенствованию организации учебно-воспитательного процесса.

Генеральной задачей, стоящей перед педагогической наукой на современном этапе, является разработка научных основ развития народного образования и воспитания в условиях перехода от социализма к коммунизму и перерастания социалистической школы в школу коммунистического общества.

Педагогика должна не только изучать исторический опыт, исследовать и обобщать практику работы современной школы и передового учительства, но и разрабатывать прогнозы развития народного образования на основе изучения особенностей и тенденций различных общественных явлений.

Советская педагогика развивается в тесном содружестве с педагогической наукой в социалистических странах, которая, в свою очередь, опирается на марксистско-ленинскую теорию, изучает практический опыт развития школы и педагогики в СССР, применяя его с учетом национальных и исторических условий каждой страны.

Велико значение советской педагогики и опыта школьного строительства в СССР для развивающихся стран, сбросивших иго колониального рабства.

Использованная литература:

  1.  http://paidagogos.com/?p=34
  2.  http://www.i-gnom.ru/books/doshkolnaya_pedagogika/dshped1.html



1. Лекция 1 Экономическая теория- генезис предмет и методы исследования
2. Наверняка я опоздал на службу ~ подумал Барни выскользнул изпод одеяла и неуверенно принял вертикальное
3. Лекарственные растения и растительное сырье, содержащие полисахариды
4. культура нація національна культура
5. Задачі (радіація, випромінювання)
6. і. За підручником О
7. темами Венгрия Югославия и Польша это своего рода разочарование полученными там результатами
8. Культура древней Индии
9. темах радиосвязи
10. Симулякры и симуляция ПРЕЦЕССИЯ СИМУЛЯКРОВ Симулякр это вовсе не то что скрывает собой истину это
11. а по адресусобаку породы такса с кровоточащими крупными ранами в области головы и шеи
12. Тема ’ 16- Географія країн релігійного туризму.html
13. Литература - Хирургия (Панкреатит)
14. Стилистические фигуры речи
15. ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Колледж экономики управления и права Учебная д
16. Конституционноправовые аспекты разграничения властных полномочий
17. Тема. Додавання і віднімання числа 3 з переходом через розряд
18. Къадисии Другая история о аль~Аля ибн альХадрами когда он был послан в Бахрейн как он прошел по морю со сво
19. Эволюционное значение кистепёрых рыб
20. Иванов ГВ