Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Введение 2 Что такое семья

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Cемья как социальный институт.          


Содержание

Введение.                                                                   2

  1.  Что такое семья.                                                        4
  2.  Жизненный цикл семьи.                                           6
  3.  Брак.                                                                            7
  4.  Исторические формы брака.                                   12
  5.  Семья: ее типы и функции.                                     13
  6.  Родство.                                                                     16
  7.  Современная семья: распределение ролей и   

проблемы.                                                                 17

  1.  Проблема лидерства в семье.                                  21
  2.  Развод.                                                                       24
  3.   Последствия развода.                                             29
  4.   Семья и социальный класс.                                   32

Заключение.                                                             34

Список литературы.                                                35

Введение.                                                                                                                             

Семья считается одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Сегодня мы слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных сожительств, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество не полных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны.

Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться.

Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семьи, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые эксперты утверждают, что семьи снова вошли в моду, а другие социологи убеждены в том, что семья является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким социальным институтом, она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта.

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнаружить «золотой век семьи». Например, сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж оставлял свою семью. Браки без любви, тирания мужей, высокие уровни смертности, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую историю. Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что семейный вопрос, несмотря на множество его постановок, далеко не нов.

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования – общественная жизнь, сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь.

  1.  Что такое семья.

«Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству.

Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать как бы образуют ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить – ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары. Но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они в дальнейшем или погибнут, и если расцветут, то как именно,- определяется в раннем детстве.

Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры».3 Отсюда следует.

Семья – главный институт человеческого общества. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др.

Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

Общепринятым является следующее определение семьи. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.4

Однако экономисты добавили в него свои аспекты и у них появилось такое определение. Семья – это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака и опекунства. Правда, ведение совместного хозяйства – это признак не семьи, а домохозяйства. Под домохозяйством в статистике понимается социально-экономическая ячейка, объединяющая людей отношениями, возникающими при организации их совместного быта, ведении общего домашнего хозяйства, совместном проживании и т.д. Из этого определения видно, что в отличие от семьи домохозяйство рассматривается преимущественно как экономическая ячейка общества. Принципиальное отличие понятия «домохозяйство» от понятия «семья» состоит в том, что первое шире по своему составу за счет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с членами семьи в отношениях родства. Чаще всего такими лицами являются домашняя прислуга, няни, воспитатели и домашние учителя, если они живут в семьях нанимателей. Среди них могут быть и те, кого семья приняла к себе, чтобы поддержать либо материально, либо из-за неспособности самим обслуживать себя. Еще одно отличие домохозяйства от семьи состоит в том, что один отдельно живущий человек, «одиночка», не считается семьей, но этот же человек и его деятельность по самостоятельному ведению домашнего хозяйства представляет собой домохозяйство. Последнее может также состоять из одной или нескольких семей.

Таким образом, если социологи делают акцент на родстве, то экономисты на хозяйстве. Между двумя подходами не обязательно существует противоречие.

Социологи и демографы подчеркивают и еще один важный момент, который упускают экономисты, - преемственность поколений. Под семьей, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении – очень важная характеристика семьи. Она описывает то, что ученые именуют жизненным циклом семьи.

  1.  Жизненный цикл семьи.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных социальных и демографических событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его прекращением. Многие семьи, имеющие заключение брака и не имеющие развода, называют стабильными и крепкими. Неразведенные супруги проходят все стадии жизненного цикла. Они-то и послужили ученым идеальным типом для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи. Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем.

Заключением брака начинается первая стадия семьи. Эта фаза продолжается до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок,  обзаведшийся собственной семьей.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвертая стадия – одиночества и старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов. Семья, из которой ушли все дети, называется «пустым гнездом».

В Европе и Америке пожилых пар, проживающих отдельно от детей, гораздо больше  по двум причинам: 1) молодым легче найти жилье; 2) в обществе преобладают индивидуалистические ценности. В России, особенно на селе, гораздо больше трехпоколенных семей: пожилая пара живет совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально. Под одной крышей могут проживать и три, и четыре поколения. А это значит, что стадии «пустого гнезда» в такой семье нет.

  1.  Брак.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов.

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Это очень важно. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».5 Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Обычно несчастные браки бывают по причине несоблюдения нравственно-религиозных условий заключения брака. Религиозное взаимообщение супругов есть самая твердая опора брака. Оно освящает радости семейной жизни, помогает переносить ее скорби и нужды и тяжелые  жизненные невзгоды, без которых никогда не обходится семейная жизнь. Христианский брак налагает на супругов настолько высокие  обязанности по отношению к ним самим и по отношению к потомству, что их брачные венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Во время чина венчания мы слышим слова: «Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».6

Браки неверующих, а также мужа верующего с женой неверующей или наоборот – это браки, как правило, невенчанные, безблагодатные, не имеющие над собой покрова и молитв Церкви. По поводу таких браков святой Амвросий Медиоланский писал: «Когда самое супружество должно быть освящаемо священническим покровом и благословением, то как можно назвать супружеством то, где нет согласия веры?»7 В русской Кормчей8 говорится, что такие невенчанные браки незаконны, более того, беззаконны и ничего не значат.9 Тертуллиан, излагая взгляд Древней Церкви на христианский и гражданский браки, пишет: «А где единоверные вступают в брак с одобрения и благословения Церкви, - там Божие благоволение, гармония душ и истинно счастливое супружество. Как благословен брак двух верующих, с одинаковою надеждою, одинаковым благочестием, одними и теми же обязанностями! Оба – братья. Оба – сорабы Христовы, никакого различия духа и плоти. Поистине – два в единой плоти. Где одна плоть, там и один дух. Вместе молятся, вместе желают, вместе проводят посты, один другого уча, один другого увещевая, один другого поддерживая. В Церкви Божией оба – равны, равны в сожитии по Богу, равны в тесноте, в гонениях, в утешениях, оба ничего не таят  друг от друга, не уклоняются друг от друга, каждый важен для другого; больной охотно (ими) посещается, нуждающийся поддерживается; милостыни – без пытки (допытывания), богослужения – без сомнения, ежедневные (благочестивые) упражнения – без препятствия, не безмолвное благословение (ничто друг от друга не скрывается); взаимно соперничают, кто лучше поет своему Богу. Видя и слыша то, Христос радуется, таковым посылает мир Свой; где два – там и Он, где Он – там и злого нет… Действительно, такой брак есть царица дружбы и рассадник неба».10

Брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов, заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

В обществе институт брака выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей, духовное, сексуальное и эмоциональное удовлетворение. Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.11

Брачные отношения регулируются юридическими и культурными нормами. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанные с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имущества после развода.

В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписанными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, после разводного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня воспитания и образования индивидов. Юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.

Брак – это единственно приемлемый, санкционированный обществом, социально одобренный и закрепленный законом сексуальный союз определенной продолжительности между мужчиной и женщиной.

Именно, между одним мужчиной и одной женщиной, а не более индивидами, так как такой брачный союз установлен самим Богом, чего очень не хватает в определении. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть».12 Все остальные варианты – изобретение человеческое в истории. Тем не менее, в следующем разделе мы упомянем о всех по причине изучения и учета их социологией.

Выделяют два главных типа брака – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из своей группы, а при экзогамии – только из чужой.

При экзогамии предполагается, что чужой группой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория. Для аристократа, например, крестьянин выступает представителем чужой группы. Поэтому мононациональный и внутриклассовый брак надо считать разновидностью эндогамии, и наоборот. Таким образом, эндогамия – это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация).

В экзогамии же хотя и подразумеваются различные социальные группы, но прежде всего ее нормы базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими родственниками,13 которые не просто запрещаются – они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов. Однако общеизвестно, что разные общества по-разному определяют степень родства, подпадающую под понятие инцеста. Например, в колониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой его покойной жены, а у древних евреев мужчина был обязан жениться на вдове своего покойного брата.

  1.  Исторические формы брака.

Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:

  1.  моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины);
  2.  полигамия (брачный союз более чем двух партнеров).

В полигамии выделяют:

  1.  полигиния (один мужчина и несколько женщин);
  2.  полиандрия (одна женщина и несколько мужчин – крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);
  3.  групповой брак (несколько мужчин и несколько женщин)

Антрополог У.Риверз, изучавший полиандрические отношения у народности тодас, проживающей в Индии, сделал следующие наблюдения: «Тодас имеют четко организованную и определенную систему полиандрии. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа. Если юноша женится на девушке, то обычно мужьями девушки считаются все братья ее мужа; даже младший брат мужа, родившийся уже после женитьбы, также получает права на жену своего старшего брата…  Братья живут вместе, и мои собеседники посчитали странным мое предложение о том, что при таком семейном укладе возможны какие-то распри или проявления ревности…  По мнению тодас, когда мужчина не хочет делиться своей женой с другими, это безнравственно».14

К настоящему времени полиандрия исчезла, групповой брак сохранился только у немногих племен, полигиния, хотя и сократилась, но осталась у миллионов мусульман. Социологи далеки от согласия во взглядах на то, существовал ли когда-либо групповой брак как культурная норма. Имеются некоторые свидетельства того, что такая форма брака действительно существовала у обитателей бразильских джунглей, у жителей Маркизских островов в южной части Тихого океана, у чукчей в Сибири и у народа тодас в Индии. Иногда, как, например, в случае с тодас, полиандрия смещалась в сторону группового брака, при котором несколько братьев имели более одной  общей жены.

Классификацию форм брака можно провести  и по другим самым разным критериям: по любви, по сговору, по расчету, по рекомендации, неравный брак (супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, интеллекту, вере, духовно-нравственному состоянию, возрасту), покупной брак, хищнический брак (умыкание невесты или жениха).

  1.  Семья: ее типы и функции.

По составу, в зависимости от представленности различных поколений, выделяют два главных типа семьи – традиционную, она же называется расширенной (многопоколенной), и нуклеарную (двухпоколенную – родители и дети).

По числу детей различают бездетную, однодетную, малодетную и многодетную семьи.

По критерию господства и лидерства в семье мужа или жены выделяют патриархальную, матриархальную и эквалитарную (равенство отношений) семьи.

Современная нуклеарная (от лат. nucleus – ядро) семья – первичная социальная  и экономическая ячейка. Она названа так потому, что демографическое ядро семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной.

Семья осуществляет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются:

  1.  Удовлетворение потребности в детях, в том числе воспроизводство численности родителей и продолжение рода;
  2.  Воспитание и социализация детей.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:

  1.  Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним.
  2.  Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.
  3.  Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентация прежде всего на получение непосредственной выгоды.

Не прав ли Макс Мюллер, кода он пишет: «Я думаю, что там, где речь идет о воспитании детей, к жизни надо подходить, как к чему-то в высшей степени серьезному, ответственному и высокому»; и не прав ли немецкий богослов Толук, утверждая: «Мир управляется из детской»15… Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели. И если мы подумаем, что следующее поколение все время вновь нарождается и воспитывается и что все его будущие подвиги и преступления, его духовная сила и его возможное духовное крушение – уже теперь, все время, слагаются и созревают вокруг нас и при нашем содействии или бездействии, то мы сможем отдать себе отчет в том, какая ответственность лежит на нас… Но благороднейшее и ответственейшее искусство на земле – искусство воспитания детей – почти всегда недооценивается и продешевляется.

Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания.

Посредством процесса социализации дети вовлекаются в жизнь своего общества, и именно семья обычно выполняет роль главного передатчика культурных норм (как уже отмечалось в первой главе). Семья выполняет посреднические функции в процессе социализации, связывая индивида с «большим» миром.

  1.  Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает ведение домашнего хозяйства, составление и использование домашнего бюджета, организацию семейного потребления, распределение домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д.
  2.  Социально-культурная – регулирование духовной жизни семьи.

Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Потому что именно семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности.

В России в начале XX века превалировала патриархальная семья (около 80%), в 1970-х гг. более половины российских семей придерживались принципов равенства и взаимоуважения (отметим, что первое не является причиной второго). Интересны прогнозы  Н. Смелзера и Э. Гидденса о постиндустриальном будущем семьи. Согласно Н. Смелзеру возврата к традиционной семье не будет. Современная семья будет меняться, частично утрачивая или меняя некоторые функции (в лучшую ли сторону), хотя монополия семьи на регулирование интимных отношений, деторождения и ухода за маленькими детьми сохранится в будущем. Вместе с тем, произойдет частичный распад даже сравнительно устойчивых функций. Так, функция воспроизводства будет осуществляться и незамужними женщинами. В социализации будут в большей мере участвовать центры по воспитанию детей. Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье. Э. Гидденс отмечает устойчивую тенденцию ослабления регулятивной функции семьи в отношении сексуальной жизни, но считает, что брак и семья останутся прочными институтами.

  1.  Родство.

Семья – только звено в широкой системе родства. Родство – совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

           Когда супруги соединяются узами брака, то в единую систему сливаются два родственных клана – родня жены и родня мужа. Для жены ее родственники являются кровными, а родня мужа – родственниками в законе. И наоборот. Родственниками в законе называются все родственники по браку.

Выделяют три степени родства: ближайшие, двоюродные и троюродные родственники. Вместе они составляют «фамильное дерево», на котором теоретически может быть до 200 веток (позиций). Отсчет родства ведется от отца (патрилинейный), матери (матрилинейный) или от того и другого одновременно (билинейный). Система родственных позиций образует то, что именуют структурой родства.

Структура родства сложна, она образуется в виде «фамильного дерева». Ближайших родственников может быть только семь, и не больше: мать, отец, брат, сестра, супруг, сын, дочь. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных может быть только 33. Они ранжируются по степени родства, начиная с тещи и кончая племянником. Если у вашего отца есть троюродные родственники, т.е. ближайшие родственники дальних родственников, то получится фамильное дерево, включающее до 191 человека.

Родство основано на социальном признании и принятии ролей, определенных не биологических, а в генеалогических терминах. Так, усыновление или удочерение ребенка родителями, которые не являются его кровными родственниками, например, матерью или отцом, также считаются родством. Родство распространяется и на незаконнорожденных детей.

В отличие от семьи, родство не является такой группой людей, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство. Родственники распылены по разным семьям, они не вступают или редко вступают между собой в постоянное взаимодействие. Таково положение дел в современном обществе, хотя в древности значение семьи и родства было прямо противоположным. В первобытном обществе родственники составляли постоянно взаимодействующий коллектив людей, т.е. являлись реальной группой, а парная семья представляла собой временный союз.

  1.  Современная семья: распределение ролей и проблемы.

Следует отметить, что семья является также носителем противоречий как с обществом, так и между ее членами. Жизнь семьи связана с решением противоречий между мужем, женой, детьми, родственниками, окружающими людьми по поводу выполнения функции, даже если она основана на любви и уважении. В семье, как и в обществе, есть не только единство, целостность и гармония, но и борьба интересов.

По мере того, как общество переходит к индустриальной и постиндустриальной стадиям развития, традиционная многопоколенная семья все больше вытесняется современной двухпоколенной нуклеарной.

Анализируя стадии социального развития общества можно заметить, что и нуклеарная семья также претерпевает определенную эволюцию. На ранней стадии ей была присуща однокарьерная модель. Это означает, что отец был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и содержал семью, а мать была занята только в домашнем хозяйстве, следила за порядком в доме, обстирывала семью и готовила пищу. На более поздней стадии для нуклеарной семьи характерна двухкарьерная модель, согласно которой отец и мать оба работают и поровну делят домашние заботы. Такие семьи называют еще двухдоходными или семьями с двумя кормильцами.

Работа не только экономически, но и социально необходима для многих женщин. Они не хотят быть оторванными от коллектива и общения с людьми. Быт засасывает, а работа позволяет ей всегда быть в «форме». Она дает самостоятельность женщине, помогает легче преодолевать напряжение в супружеских отношениях. Сравнивая кругозор и уровень интеллектуального развития работающих и неработающих женщин, психологи отдают предпочтение первым. Хотя, конечно же, необходимость дополнительного заработка для семьи остается основным мотивом трудоустройства для 80% работающих женщин в нашей стране.

Социальные льготы, предоставляемые женщинам, имеющим маленьких детей (отпуск по уходу за ребенком до 3-летнего возраста с сохранением рабочего места, оплачиваемый бюллетень в случае болезни ребенка и т.п.), по замыслу призваны помочь им справиться со своими ролями. Но чем больше льгот, тем выше финансовые расходы предприятия, а чем чаще женщина отпрашивалась с работы для ухода за ребенком, тем ниже была ее производительность. В итоге женщины становились невыгодными работниками.

Занятость в производстве не освобождает женщину от домашних дел. Посему у работающих женщин по сравнению с работающими мужчинами трудовая нагрузка возрастает в два раза. И не известно, где она устает больше. Снять двухкратную нагрузку с жены может только муж, вот почему ученые говорят, что равное распределение домашних обязанностей – справедливая плата за работу женщины вне дома.

Но когда женщина чрезмерно увлекается работой и забывает о доме, напряженность в семье растет. Общество традиционно закрепило за ней роль хозяйки и воспитателя, хотя профессионально большинство женщин не уступает мужчинам. В итоге, многие семьи предпочитают выбирать нечто среднее – ограничивать число детей, но не отказываться от работы. Существенным фактором в выборе решения здесь является доход мужа и культурный уровень супругов. Удовлетворенность браком для женщины значительно сильнее связана с помощью мужа в уходе за ребенком, нежели с его помощью по дому.

Понять природу конфликтов можно с позиции теории обмена, подразумевающей, что все члены семьи должны стремиться к равноценному обмену в своих отношениях. Напряженность и конфликты возникают из-за того, что кто-то не получает ожидаемой «награды». Источником конфликта может быть отсутствие любви, непорядочность, низкая заработная плата одного из членов семьи, пьянство, насилие, сексуальная неудовлетворенность и др. Сильная выраженность нарушения в обменных процессах ведет к распаду семьи.

В 1916г. П.Сорокин выявил тенденцию кризиса современной семьи, для которой характерны: рост числа разводов; уменьшение числа браков; рост внебрачного (блудного) сожительства; рост проституции; падение рождаемости детей; освобождение женщины из-под опеки мужа и изменение их взаимных отношений; уничтожение религиозной основы брака; ослабление охраны брака со стороны государства.

Проблемы современной российской семьи в целом совпадают с общемировыми. Среди них: рост числа разводов и увеличение семей-одиночек (преимущественно с «матерью-одиночкой»); снижение числа регистрируемых браков и увеличение числа внебрачного (блудного) сожительства; сокращение рождаемости; увеличение числа детей, родившихся вне брака; изменения в распределении семейных обязанностей, обусловленные растущим вовлечением женщин в трудовую деятельность, требующие совместного участия обоих родителей в воспитании детей и организации быта.

Наиболее острой проблемой являются неблагополучные семьи, возникающие по социально-экономическим, психолого-педагогическим или биологическим (например, инвалидность) причинам.

Выделяются следующие типы неблагополучных семей:

  1.  конфликтная – наиболее распространенная (около 60%);
  2.  аморальная – забвение моральных норм (в основном это пьянство, употребление наркотиков, драки, сквернословие);
  3.  педагогически несостоятельная – низкий уровень общей культуры и отсутствие психолого-педагогической культуры;
  4.  асоциальная семья – обстановка пренебрежения к общепринятым социальным нормам и требованиям.

Неблагополучные семьи деформируют личности детей, вызывая аномалии как в их психике, так и в поведении, например, ранняя алкоголизация, наркомания, проституция, бродяжничество и другие формы девиантного поведения.

Все это следствие того, что супруги не выполняют свои нравственные обязанности, так как основанием их брачного союза вряд ли является трезвая взаимная любовь. Взаимная любовь и заботливость супругов есть источник счастливой семейной жизни и успешного воспитания детей. Чтобы сберечь в семье счастье, надо стараться, «всякий день начинать так, как первый после свадьбы, - пишет Феофан Затворник, - берегите с женой взаимно свою любовь,  этот источник семейной жизни».16 Вот почему и апостол Павел в своих наставлениях не просто говорит: имейте мир в семьях, но: мужья и жены, любите друг друга, ибо любовь – источник мира и согласия. А что может быть лучше взаимной любви и согласия: они полезнее богатства, благородства, славы, власти и всего другого.

Еще премудрый Сирах в числе важнейших благ поставил любовь, согласие и единомыслие между мужем и женой (Сир.25.1-2,11).17 В самой природе человека заложено это взаимное стремление к единству супругов. И ни что так не укрепляет нашу жизнь, как любовь и единомыслие мужа и жены. Если они единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо, и сама жизнь благоустроена, и даже всем окружающим их – сродникам, друзьям, соседям – приятно бывает общение с ними. Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок и замешательство. Когда муж с женой в раздоре, друг с другом не в мире, ссорятся и враждуют, тогда ничто их не может радовать – ни благочадие, ни многочадие, ни власть и могущество, ни слава и честь, ни изобилие и роскошь.18

  1.  Проблема лидерства в семье.

По учению Священного Писания, муж есть глава жены и семейства, а жена находится в повиновении мужу. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5.22-25).19 Весьма мудро апостол полагает здесь религиозное основание семейной жизни супругов, исходя из богоустановленных слов: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2.18).20 Отсюда и проистекают  ответы на вопросы о власти, лидерстве и статусе членов семьи.

Предписываемое Писанием повиновение жены мужу не означает, что жена ниже мужа по нравственному или личному своему достоинству – в этом отношении они совершенно равны. Главенство мужа в семье – не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь. Главенство мужа именно таким образом есть естественное и прямое следствие заложенных Богом свойств мужчины и женщины. Да и не может быть две главы в доме. Где многоначалие – там безначалие. Не будет мира, если не будет одной главы в доме. Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет управление, или все будут повелевать, - необходимо, чтобы было одно начальство.21

Еще в древности, в IV веке до Р.Х., греческий философ Аристотель заметил, что каждый семейный дом должен иметь управление под одним главенством, а не двух лиц на равных началах.

В индустриальном обществе власть мужа держится в основном на общем социальном статусе, успехах в профессиональной деятельности и заработке. В принятии решений в семье во всех странах главную роль играет материальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Поскольку заработок тем выше, чем выше квалификация, а стало быть и уровень образования, то мужчина оказывается на вершине семейной пирамиды сразу по трем критериям: высокий образовательный и профессиональный статус, а также высокий доход.

У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придется содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «додавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу.

Но у женщины есть другой способ добиться главенства в семье. Она действует исподволь, добиваясь ласками и нежностью всего, что ей надо от мужчины. Пословица «мужчина – голова, а женщина – шея» достаточно точно отражает реальность. Жена выполняет функцию теневого кабинета в правительстве: хотя премьер-министр остается формальным лидером, руководят всем делом находящиеся за сценой «теневики».

Вообще говоря, супружеская власть – весьма сложное явление. Казалось бы, она зависит от материальных факторов, психологические и моральные как бы отходят на второй план. На самом деле это лишь видимость. Сила любви одного партнера к другому как и степень потребности одного в другом могут сыграть решающую роль. Ученые выяснили: тот из супругов, кто в меньшей мере заинтересован в другом, и будет доминировать в браке. Если женщина сильнее испытывает потребность в любви, а чаще всего так и происходит, то она займет подчиненную позицию. Зависимость жены от мужа во многом объясняется ее терпимостью к фактам насилия.

Вместе с тем женщины агрессивнее в выражении своих эмоций: где криком, где плачем они добиваются того, что мужчина уступает просто для того, чтобы не связываться с ними. В исследованиях неоднократно выяснялось, что женщины нередко критикуют мужа (и наоборот) в присутствии посторонних, знакомых, друзей или родственников, чего допускать совершенно нельзя. Поэтому жены, имея реальную власть в семье и пытаясь эгоистично ее показать, используют ее в ущерб супружеским взаимоотношениям.

Роль женщины в принятии решений сегодня явно возрастает, практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, нежели муж, принимает решения. Для женщин функция лидера – фактически дополнительная нагрузка, которая добавляется к домашней работе и воспитанию детей. Но вот парадокс: женщина одновременно устает от своего лидерства и постоянно его добивается. Она стремится к верховенству и в то же время проявляется четкая зависимость: в семьях, где женщина – лидер, она меньше удовлетворена браком.

Для супруга, у которого меньше власти, важнее правильно понимать того, у которого ее больше, нежели наоборот. Поэтому муж, как правило, следит за тем, правильно ли понимает его поведение жена. Наделенный большей властью супруг позволяет себе больше свободы действий, чем другой. В то же время он жестко контролирует поведение подчиненного супруга, чем свое собственное. У молодых супругов жены чаще понимают своих мужей, чем те их. Женщины, в силу своей эмоциональной природы, в большей мере самораскрываются в браке, чем мужья.

Структура власти в семье, сложившаяся на первом этапе его жизненного цикла, возможно позже претерпевает незначительные изменения. Но, как правило, одни привыкают командовать, другие – подчиняться.

Данную главу хотелось бы закончить замечательным наставлением святого Иоанна Златоуста: «Итак, любить есть дело мужей, а уступать – дело жен. Поэтому, если каждый будет исполнять свой долг, то все будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток. Смотри, как устроено это в природе, чтобы муж любил, а жена была послушна; ибо когда начальствующий любит подначального, тогда все ладно. Любовь не столько требуется от подначального, сколько от начальствующего к подначальному, ибо от подначального требуется послушание… Поэтому, когда подчиняется жена, не величайся; а ты, жена, когда тебя любит муж, не надмевайся; ни любление мужево да не возбуждает превозношение в жене, ни подчинение жены да не надмевает мужа. Бог подчинил ее тебе для того, чтобы она была более любима; а любить тебя, жена, внушил Он мужу для того, чтобы лучше было тебе подчиняться. Не бойся подчинения: ибо подчиняться любящему нисколько не трудно. Не охладевай в любви ты, муж, ибо жена твоя уступчива пред тобою. Союз не иначе возможен. Ты имеешь нужную власть по природе, имей же и союз по любви. Этот союз позволяет терпеть слабейшую».22 

  1.  Развод.

Совсем недавно, в начале XX-го века, расторжение брака было явлением редким, сегодня оно стало массовым. Рост коэффициента разводимости наблюдается практически во всех странах – бедных и богатых, западных и восточных, северных и южных.

И снова посмотрим в сердцевину – духовно-нравственный аспект этого вопроса. Семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее, спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, а именно – чувства взаимной духовной сопринадлежности. Половая потребность, инстинктивные влечения создают не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядомжительство рождающих и рожденных (родителей и детей). Но «похоть плоти» есть нечто неустойчивое и самовольное; она тянет к безответственным изменам, к капризным новшествам и приключениям; у нее, так сказать, «короткое дыхание», едва достаточное для простого  деторождения и совершенно не соответствующего задаче воспитания.23 

В настоящее время многие не считают важным соблюдать супружескую верность. У людей, лишенных веры в Бога и нравственных устоев, эгоизм и чувственная сторона взяли верх. Нет и понятия, что человек должен жить не только для земли и плотских удовольствий, но и для неба – вечных духовных ценностей, что придется каждому дать строгий ответ на суде Божием и горькая участь ожидает в будущем всех развратников и прелюбодеев.

Богозабвение и отсутствие страха Божия – одна из главных причин распада семейств. Интересны и поучительны данные, найденные  в журнале «Христианин» за 1911г.: «По наблюдениям одного французского врача над семействами его пациентов в течение двадцати лет врачебной практики, из 342 распавшихся семейств 320 совсем не посещали храма, из 417 юношей и девушек, обесчестивших родителей своим безнравственным поведением, только 12 не чуждались церковной молитвы, из 25 сыновей, бессердечно относившихся к своим родителям, 24 с детского возраста ни разу не готовились встретить дни Пасхи по-христиански».24 И это тогда. В наше время положение не лучше, но почему-то социологов практически не интересует важнейшая религиозная причинно-следственная сторона бракоразводного вопроса, а жаль. Где нет веры в Бога и жизни по заповедям Божиим, там люди лишены (точнее, сами себя лишают) благодатного охранения и помощи Божией, предоставлены только своим силам и действию собственных страстей, подвержены влиянию темных духов злобы и злокозненных людей.

Кроме этой основной причины распада семейств существует много других. Среди них: добрачное развращение юношества, начиная со школьной  скамьи (это уже вопрос и внутренней политики государства); нравственная неспособность серьезно и глубоко смотреть на обязанности, налагаемые браком; опустошенность души и какое-то страшное легкомыслие вступающих в брак супругов, одинаково ветреных и склонных видеть в браке только то, что видят в нем некоторые ветреные живые существа, например бабочки, мухи, кузнечики и т.п., комбинирующиеся в брачные пары  на весьма кратковременные сроки.

Все это порождает супружескую неверность, которая есть главное зло, производящее расстройство и разрушение семьи и семейного счастья. Прелюбодеяние разрушает святость супружеского союза, уничтожает взаимное благорасположение и супружескую любовь. Оно приносит множество бедствий и преступлений.25 

Вся культура последнего времени направлена к обслуживанию «культа плоти», в погоне за сильными ощущениями и длительными наслаждениями. Естественно, это отражается и на отношении людей к браку и отношениях их в браке. Страсть к телу, извращенное представление об отношениях между мужчиной и женщиной, создаваемые СМИ, рекламой, художественной литературой и современным киноискусством, совсем затемнили христианское целомудренное отношение к святыне брака.

Все это направлено на вытравливание требования Церкви, указывающей на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от языческих отношений в браке.

И в этой проблеме для социологов есть широкое поле деятельности.

Расторжение брака (развод), прекращение брака при жизни супругов, в России осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах ЗАГСа.

Разводимость, в демографии – частота расторжения браков, измеряется числом разводов на 1000 жителей в год или на 1000 существующих супружеских пар.

Одним из первых декретов советской власти, принятых еще в декабре 1917г., был Декрет о разводе, направленный на разрушение семьи и прежнего уклада государства. Тем более, что первый советский кодекс законов о браке, семье и опеке 1926г. предполагал простую процедуру развода. Затем она усложняется. В послевоенные года принято двухступенчатая процедура расторжения брака с обязательным рассмотрением дела в суде и публикацией о факте развода в печати. Прочная семья удерживалась административно-принудительными средствами. В ходе либерализации общественной жизни 60-х гг. изменяется в 1965г. брачно-семейное законодательство, существенно упростившее процедуру развода. Принцип судебного признания вины был заменен более либеральной процедурой.

В России закон постулирует равенство прав родителей на ребенка, хотя по сложившейся традиции дети после развода чаще достаются матери.

В то время как юристы способствуют увеличению числа разводов, делая их доступным и легким мероприятием, экономисты «помогают» укреплять семью. Конечно, не они устраивают опустошительные кризисы и депрессии, но научно установлено, что в трудные времена люди крепче жмутся друг к другу, ищут психологическую опору в семье и реже разводятся. Чуть только полегчает, появились лишние деньги на ресторан или любовниц, как тут же начинаются проблемы с браком.

Благополучная Америка еще недавно переживала волну сексуальной революции – молодежь распустилась донельзя. Приструнил их СПИД, а точнее риск получить неизлечимую болезнь от случайной связи на стороне. Сегодня американцы переживают пуританскую революцию – все они поголовно стали блюстителями строгих семейных нравов.

Иногда складывается впечатление, что супруги, заключив брак, всю жизнь ждут развода. Подобное происходит, когда совместное существование им невмоготу. Но чаще развод является благом для одного и несчастьем для другого. Дело в том, что мужчина или женщина проходят разные циклы удовлетворенности и разочарование браком. Колебания этих циклов не совпадают.

После 5-6 лет совместной жизни муж несколько отстраняется от семьи, жена важна ему в качестве хозяйки и друга. У женщин же все наоборот: по мере взросления детей возникает потребность в эмоциональной привязанности. Разногласия на этом этапе и приводят к возникновению неудовлетворенности браком. Но после 15-18 лет совместной жизни удовлетворенность у них возрастает за счет взаимной потребности в духовном общении.

Мотивы развода – это субъективные причины, названные самими разводящимися или экспертами. Мотивы отражают только те чувства, которые переживали супруги на период развода, а не реальные проблемы, которые привели к нему. Об этом хорошо знают социологи, которые основывают свои исследования на материалах бракоразводных дел. Известно, что в суде супруги нередко называют не реальную причину распада брака, а мотив, облегчающий бракоразводную процедуру. Среди них наиболее популярными являются следующие:

- отсутствие общих взглядов и интересов;

- несходство характеров;

- любовь к другому человеку;

- алкоголизм и связанные с ним грубости, побои;

- отсутствие нормальных жилищных и материальных условий;

- вмешательство родителей в семейные дела супругов.

Причины развода и мотивы развода – вещи, как оказывается, разные. Первые объективны, вторые субъективны. Первые действуют как бы помимо воли и сознания людей. Они подчиняют их волю себе. Например, недостаточная жилплощадь, отсутствие денег, проживание с тещей, жена-грязнуля и т.д., вполне могут стать причиной развода. Но во многих из них люди не признаются. Они расскажут социологу совсем о другом. Каждый стремится выглядеть лучше. Даже наедине с собой мы не всегда признаемся правде и стараемся рационализировать свои поступки.

Надо учитывать еще и третьего героя драмы – повод к разводу. Это какой-либо пустяк, который переполнил чашу терпения и послужил сигналом к активным действиям. Супруги повздорили из-за неглаженной рубашки мужа, из-за того, что некому отвести ребенка в садик, из-за очередного «наезда» тещи и т.п. поссорились и бросились в загс писать заявление о разводе. Многие, конечно, одумываются, но кое-кто стоит на «принципе» и не хочет сдаваться. В результате – трагедия на всю жизнь.

  1.   Последствия развода.

Среди специалистов нет однозначного мнения о том, как сказывается развод на родителях и детях. Для кого-то развод превращается в серьезный жизненный кризис, вызывает тяжелый стресс, для других это освобождение, начало изменений к лучшему.

Последствия развода для взрослых. Как бы то ни было, развод не проходит бесследно. Он сказывается и на эмоциональном благополучии человека, и на состоянии его здоровья; порождает серьезные юридические проблемы; осложняет экономическое положение разведенных; изменяет взаимоотношения с ближайшим социальным окружением; ставит острые проблемы, связанные с выполнением родительских ролей. Разведенным приходится одновременно адаптироваться к распаду брака и формировать новый стиль жизни.

Известно, что заболеваемость и смертность разведенных выше, чем состоящих в браке. Имеются данные, подтверждающие прямую связь между частотой разводов и самоубийств. Среди тех, кто страдает психическими расстройствами всех типов, доля разведенных значительно превышает доля состоящих в браке.

Финансовый статус разведенных хуже, чем состоящих в браке. Как правило развод сильнее сказывается на женщинах. Их экономическое благосостояние зависит от брачного статуса. Оно ухудшается в результате развода и улучшается, если женщина удачно вступает в повторный брак.

Негативные последствия развода особенно болезненны для молодых матерей и пожилых женщин. У одиноких матерей выше уровень стресса, они чаще выражают беспокойство по поводу недостатка времени, денег и сил для ухода за детьми. Пожилых женщин порой называют уволенными домохозяйками из-за их неспособности найти на рынке труда работу, обеспечивающую им необходимый прожиточный минимум. Разведенные женщины вынуждены менять лучшую квартиру на худшую, ужиматься в потребностях, продавать нажитое, устраиваться на непристижную работу, отказываться от привычного образа жизни.

Состояние психологической опустошенности, эмоционального стресса и панического страха, наступивших после развода, ученые называют «травмой развода». Сюда включаются и те нарушения в психике, поведении, ценностном мире родителей или детей, которые произошли после развода и были им спровоцированы. «Травма развода» усиливается с увеличением возраста разводящихся и стажа брака. Согласно данным, женщины сильнее переживают распад брака, чем мужчины. Но зато они и приходят в себя быстрее, лучше переносят одиночество.

Восстановление психического равновесия и приспособление к новым социальным условиям называют адаптацией к послеразводной ситуации. У мужчин и женщин разных культур она происходит неодинаково. По данным социологов немалая доля бывших мужей и жен сожалеют о разводе и желали бы вернуться в прежнюю семью.

Последствия развода для детей. Некоторые ученые полагают, что развод не привлекал бы к себе столь пристального внимания, если бы не затрагивал благополучия детей.  Мало кто из детей хочет, чтобы их родители развелись. По данным психологов одно из самых заветных желаний опрошенных ими детей младшего возраста – чтобы у всех были папы и мамы. У многих детей чувство обиды, вызванное разводом проявляется особенно остро, если кто-то из родителей вступает в повторный брак. Дети страдают от развода родителей, но его воздействие на них ослабевает с течением времени и многие возвращаются к привычному образу жизни.

В эгоизме и ожесточении разводящиеся супруги забывают о собственных детях, совершают тяжкое преступление против них. «В каждой семье детская колыбель есть связь, сдерживающая семью, соединяющая так или иначе мужа и жену… Разрываются семейные узы – рвется пополам их скрепа – колыбель. Разводы губительно отражаются на детях. Разводы – это, может быть, самое преступное из детоубийств – избиение младенцев и в душе их, и в теле их».26

Известно, что личность человека формируется с ранних лет. И если в детстве ребенок был лишен тепла родительской любви, он может вырасти моральным уродом. Нередко эти люди бывают упорными и трудолюбивыми, но при этом холодными и жесткими. Или просто несчастными. Незаконнорожденные и нелюбимые дети, к сожалению, частое явление в истории.

Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнения с предприятия. Но следует более осмысленно подходить к выбору партнера и, когда он произошел максимальные усилия к воспитанию друг друга в браке. Брак крепок лишь тогда, когда каждый день люди работают над его укреплением. Здесь, как и во многих других сферах жизнедеятельности, огромную роль играет «труд души».

  1.   Семья и социальный класс.

Сравнивая разные народы можно заметить, что между ними в отношении к семье и браку больше сходства, чем различия.

Социологи, изучающие институт семьи, не только в разных странах, но и в разных классах, подметили вот какую особенность: в отношении к семье гораздо больше различаются между собой социальные классы, нежели страны, принадлежащие к однотипной культуре.

В Европе, России и США семьи из среднего класса больше занимаются осмысленным планированием внутрисемейных отношений, нежели рабочие семьи, а также семьи из самых низов общества. Дети в среднем классе, следуя примеру родителей, целенаправленно строят свою карьеру, продвигаясь все выше и выше. Они – дисциплинированны и квалифицированные работники, законопослушные граждане, заботливые родители. Гораздо меньше эти качества проявляются в низшем классе.

Семьи рабочих среднего класса различаются степенью и проявлением родительского авторитета, личным участием в воспитании детей, ориентации на карьеру, взглядами на брак и семью.

В рабочих семьях свободнее выражают агрессивность по отношению к детям. Наказания чаще физические. Они подавляют ответную реакцию и волю к неповиновению. Родители не стремятся понять мотивы поведения детей, не копаются в их внутреннем мире. У них меньше времени для воспитания, поэтому детям предоставлена большая независимость. Взрослые не планируют своего будущего, не воспитывают этих качеств они и у своих детей.

Если проводить межстрановую аналогию дальше, то вот какое отличие обнаружится. Целенаправленное планирование семейных отношений в европейских и североамериканских странах присуще не только среднему, но и высшему классу. Высший класс еще в большей степени заботится о незапятнанности имиджа семьи и клана, репутации рода. Это и понятно: на протяжении многих столетий там складывалась аристократия, ориентированная на статус и честь.

В России такая модель присуща главным образом среднему классу, поскольку именно он – социальная основа русской интеллигенции, высокие нравственные принципы которой известны всему миру. Она очень мало свойственна рабочему классу и высшим слоям общества. О высшем российском классе надо сказать особенно. Во-первых, он крайне не однороден, наряду с истинной интеллигенцией в нем присутствуют многочисленные добавки из групп и слоев населения, которые не отличаются высокой культурой взаимоотношений. Сатирический образ «новых русских», разговаривающих по мобильному телефону в партере театра, путающих имена литературных классиков (либо их вовсе не знающих) – наглядное доказательство неприобщенности части высшего класса к гуманистической модели семьи, построенной на высоких нравственных принципах. Во-вторых, богатые нувориши, ослепленные блеском золота, нередко сходят с ума от неожиданно отрывшихся возможностей. «Новые русские», попавшие на престижные западные курорты, встречающиеся с западными дипломатами и представителями высшего света, поражают их дикостью нравов.

Видимо, на становление достойной модели семьи высшему классу в России потребуются еще многие десятилетия. По мере того, как в стране начнет формироваться настоящая аристократия – и духа, и крови, - мы можем ожидать серьезных сдвигов в типе семейных отношений на самом верху социальной пирамиды.

Заключение.

Брак и семья, с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты, это самое гениальное явление на земле. Настоящая любовь начинается только в браке, где индивид полностью раскрепощен, не задавлен безнравственностью и доверился другому. Семья есть школа взаимного доверия и совместного  действования на почве любви и для процветания любви.

Блаженный Августин сказал однажды, что «человеческая душа – христианка от природы». Это слово особенно верно в применении к семье. Ибо в браке и в семье человек учится «от природы» - любить, из любви и от любви страдать, терпеть и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего и милее всего. Все это есть ничто иное, как христианская любовь. Поэтому семья оказывается как бы естественной школой христианской любви, школой творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей. В здоровой семейной жизни душа человека с раннего детства обуздывается, смягчается, приучается относиться к ближним с почтительным и любовным вниманием. В этом умягченном, любовном настроении она предварительно прикрепляется к тесному, домашнему кругу с тем, чтобы дальнейшая жизнь вывела ее в этой самой внутренней «установке» к широким  общества и народа.27

Семья – спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, противоречия и страсти, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете.


Список литературы

  1.  Библия. М.: Российское Библейское Общество, 2000.
  2.  Заозерский Н. На чем основывается церковная юрисдикция в брачных делах. Сергиев Посад, 1902.
  3.  Иван Ильин. Основы христианской культуры. СПб.: Шпиль, 2004. / Книга «Путь духовного обновления».
  4.  Иоанн Златоуст. Творения в 12 т. СПб., 1898-1906.
  5.  Кормчая книга. М., 1912.
  6.  Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2008.
  7.  Покровский А.И. Гражданский и церковный браки древних христиан: канонически-литургический очерк. Сергиев Посад, 1915.
  8.  Социология: учебник./ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М.: Гардарики, 2007.
  9.  Требник
  10.   Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Церкви. М.: Даниловский благовестник, 1997.


















3 Ильин И. Путь духовного обновления. Глава пятая. О семье.// Цит. по изд. Иван Ильин. Основы христианской культуры. СПб.: Шпиль, 2004. С.183.

4 Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2008. С.240.

5 Библия. М.: Российское Библейское Общество, 2000. Новый Завет. Евангелие от Матфея 19.6 .

6 Из чина Таинства Венчания Русской Православной Церкви.

7 Амвросий Медиоланский, свт. Письмо 70, к Виталию // Покровский А.И. Гражданский и церковный браки древних христиан: канонически-литургический очерк. Сергиев Посад, 1915. С.21-22.

8 Кормчая – книга, в которой собраны правила апостольские и святых Отцов, а также греческих государей, касающиеся Церкви, с толкованиями.

9 «Вся прочая супружества, яже не с благоговением церковным… сиесть, от епископа или тоя епархии священника, венчанием при двух или триех поне (хотя бы) свидетелях, (совершаемая) по соборному установлению и святых Отец учению, - незаконна, паче же беззаконна и ничтоже суть» (Кормчая книга. М., 1912. Л.522; см. также Л.336) // Цит. по изд.: Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви. М.: Даниловский благовестник, 1997. С.116.

10 Тертуллиан. Послание к жене, 2,9. Творения. Т.2. СПб,  1847. С.223-224.// Цит. по изд.: Заозерский Н. На чем  основывается церковная юрисдикция в брачных делах. Сергиев Посад, 1902. С.27-28.

11 Кравченко А.И. Указ. соч . С.252.

12 Библия. М.: Российское Библейское Общество, 2000. Ветхий Завет. Книга Бытие 2.22-24.

13 Социология: учебник / Под ред. проф . Ю.Г. Волкова. М.: Гардарики, 2007. С.297.

14 Указ. соч. под ред. Ю.Г.Волкова. С.299-300.

15 Ильин И. Путь духового обновления.// Цит. по изд. Иван Ильин. Указ. соч. С.184.

16 Феофан (Говоров), еп. Из писем к разным лицам. / «Христианин». 1908, декабрь. С.846.// Цит. по изд. Шиманский Г.И. Указ. соч. С.148.

17 Библия. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова.

18 Шиманский Г.И. Указ. соч. С.149.

19 Библия. Новый Завет. Послание к Ефесянам святого апостола Павла.

20 Там же. Ветхий Завет. Книга Бытие.

21 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Беседа 20-я на послание к Ефесянам. Т.11. С.167. // Творения в 12 т. СПб., 1898-1906.

22 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Беседа 10-я на послание к Колоссянам. Т.11. С.437-438.// Указ. соч.

23 Ильин И. Путь духовного обновления.//  По изд. Иван Ильин. Указ. соч. С.187.

24 Слово жизни. Что говорят цифры о нарушениях закона Божия? / «Христианин». 1911, январь. С.6. // Цит. по изд. Шиманский Г. И. Указ соч. С.135.

25 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т.3. С.211-213, 220; Т.4. С.596; Т.7. С.502. // Указ. соч.

26 Михаил (Семенов), иером. В поисках лика Христова./ «Православное русское слово». 1903, №2. С.132-133.// Цит. по изд. Шиманский Г.И. Указ. соч. С.137.

27 Ильин И. Путь духовного обновления.// По изд. Иван Ильин. Указ. соч. С.194.




1. Блажен муж 1й антифон
2. Выставка шагаем сами
3. Способи і заходи захисту від шуму в поліграфії
4. территориальное устройство Форма правления Уровень экого развития S
5. Лондонские Конвенции 1840-1841 годов
6. s well s dt on college ttendnce nd income of grdutes ged 28 yers
7. Становление налоговых систем в государствах Евразийского экономического сообщества
8. на тему- Визначення передавальних характеристик знімальних систем Виконав- Ст
9. 97 Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь желая заключить Соглашение об
10. Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине Автоматизация конструирования и технологическ
11. Комплекс моделей енергоспоживання регіонами Україн
12. Розвиток комунікативних здібностей дітей дошкільного віку Проблема ДНЗ ВЕСЕЛКА
13. административной реформы в Удмуртии 9 апреля 1996 года открылась пятая сессия Государственного Совета Удмур
14. отчет по работе 4
15. О налоге на добавленную стоимость
16. тематически элегантный метод работающий в объектном пространстве
17. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Финуниверситет Пермский финансово.
18. Реконструкция электротехнической части фермы КРС на 200 голов
19. Насекомые у Фета
20. Китай. Не враги и не союзники