Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

вариант ближневосточного развития На главную страницу учебника - На главную страницу курса 1

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Найти выделенное
История мировых цивилизаций: Учебник: Раздел III. Глава 1
29.11.2004 11:37 | Николай РУДН

В.П. Буданова

История мировых цивилизаций

Учебник

Раздел III. Глава 1. Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития

На главную страницу учебника | На главную страницу курса

1. Природа и население

Особый вариант цивилизационного развития, отличный от речных цивилизаций, возник в древности на земле Восточного Средиземноморья. К нему относятся городские цивилизации Финикии, Сирии и Древней Палестины.

В силу каких причин стало возможным появление в данном регионе подобных цивилизаций? Прежде всего, прослеживается прямая связь с особенностями ландшафта Восточного Средиземноморья, который представлен двумя климатическими зонами. Одна узкий пояс побережья с мягким средиземноморским климатом, плодородными почвами и удобными морскими стоянками. Другая зона обширное плоскогорье с резким континентальным климатом, с пустынями и оазисами в долинах небольших рек. Две сравнительно крупные реки региона Оронт и Иордан не были такими полноводными как Нил, Евфрат, Хуанхэ или Ганг. Поэтому здесь не могла сложиться обширная ирригационная система, требующая сильного государства и крепкой центральной власти.

Сравнительно небольшой мир Восточного Средиземноморья представлен постоянно соперничающими городами-государствами, само существование которых определялось простой формулой все против одного и один против всех. Кровопролитные столкновения за собственные интересы не позволяли этим городам-государствам сплотиться, чтобы дать отпор вторжениям извне. А они были неизбежны, что определялось еще одной особенностью этого региона. С момента появления здесь ранних очагов цивилизации Восточное Средиземноморье стало уникальным, первым в истории человечества центром коммуникаций, торговых и культурных контактов и взаимовлияний. Здесь пересекались людские потоки, представлявшие Месопотамскую, Египетскую, Хеттскую, Ассирийскую, Древнегреческую цивилизации. Восточное средиземноморье объединяло Переднюю Азию, Северную Африку, Юго-Восточную и Юго-Западную Европу.

Довольно значительную роль в политической, культурной и особенно экономической истории древнего Средиземноморья сыграла Финикийская цивилизация, которая сложилась на узкой полосе земли между Средиземным морем и горным хребтом Ливана. Природа определила образ жизни проживавших здесь людей. В Финикии не было значительных территорий, пригодных для земледелия, не было обширных пастбищ, зато были дубовые и кедровые леса, которые давали отличный кораблестроительный материал, строевой лес и целебные растения, пользующиеся спросом соседних стран. Горные склоны Ливана были засажены оливковыми деревьями и виноградниками. Конечно, среди финикийцев были и земледельцы, которым в долине Оронта и на Финикийском побережье на небольших участках плодородной и тщательно обрабатываемой земли, удавалось выращивать неплохие урожаи пшеницы, ячменя, проса и чечевицы. Ограниченные земельные ресурсы вынуждали финикийцев создавать на горных клонах Ливана террасную систему искусственного орошения для разбивки фруктовых садов и виноградников. Финикийское вино славилось во всем древнем мире. Будучи морским народом, финикийцы занимались также и рыболовством.

Таким образом, материальная культура Финикии в меньшей мере зависела от земледелия, но больше от ремесла, особенно благодаря запасам полезных ископаемых и ценных пород леса в Ливанских горах.

Население Финикии представляло собой сложный этнический конгломерат. Здесь проживали западносемитские племена ханаанеев. Финикийцами (красноватые, смуглые) жителей прибрежной полосы Восточного Средиземноморья назвали египтяне и древние греки. Сами финикийцы не знали единого самоназвания. Тем не менее, осознавая свою этно-культурную и языковую общность, они считали себя исключительно жителями того или иного города (сидонцы, тирцы, карфагеняне и др.), а не гражданами какой-либо страны.

2. Расцвет торговли и мореплавания

На рубеже III-II тыс. до н.э. Финикийская цивилизация образовала сеть небольших государств, которые ревностно отстаивали свою независимость. Небольшая страна, разделенная на несколько государств, никогда не имели ни экономического, ни политического единства. Каждое такое государство представляло собой город с окружающей его территорией, город-государство.Экономика Финикии была довольно разнообразна, но все же вследствие природных условий собственное земледелие далеко не всегда обеспечивало потребности общества. Это вело к резкому увеличению роли торговли.

В жизни финикийцев огромную роль играло море. В портовых городах Финикии заканчивались сухопутные торговые пути Восточного Средиземноморья, а дальше в любую точку можно было везти товары на кораблях. Финикийские мореходы и их корабли были широко известны в древности. Услуги этих морских извозчиков ценились очень высоко. Финикийские моряки встречаются на службе у египтян, вавилонян, ассирийцев, персов. В своих городах Угарите, Библе, Сидоне, Тире финикийцы строили великолепные по масштабам древнего мира корабли, на которых бороздили воды Средиземного моря, заплывали в Атлантический океан, совершали экспедиции вокруг Африки и, как предполагают, достигали даже берегов Америки. Для перевозки грузов они пользовались круглыми кораблями. Военные, длинные корабли имели соответствующую экипировку и служили в том числе и для дальних плаваний. Слово галера вошло во все существующие европейские языки и продолжает жить до настоящего времени.

Финикийцы торговали не только товарами местного производства, но и занимались транзитной торговлей перепродавали привозимое из других стран. На экспорт уходил высоко ценившийся ливанский кедр и приморская сосна, ювелирные изделия из золота и серебра, зерно, скот, ткани. Важную статью экспорта составляла высоко ценящаяся пурпурная (ярко-красная или темно-фиолетовая) краска, которую финикийцы научились добывать из приморского моллюска багрянки. Торговали и тем, что шло транзитом через финикийские города, что вывозилось из Малой Азии (серебро, свинец, железо), с островов Эгейского моря (медь, изделия художественного ремесла).

Высокое мастерство финикийцев, их умение продавать и покупать, торговать и торговаться имело и дурную славу. Современники отзывались весьма неодобрительно о моральных качествах финикийских купцов финикиец, обманщик лукавый, злобный хитрец, от которого много людей пострадало. Торговля зачастую шла рука об руку с пиратством. Хорошо зная морскую науку и обладая быстроходными судами, они появлялись неожиданно, лихо грабили и быстро исчезали. Доверчивые люди заманивались на корабли, становясь рабами-гребцами, грузчиками в портах или чернорабочими в мастерских. Бесстрашных мореходов боялись, но ждали с нетерпением, надеясь приобрести редкие заморские товары. Однако финикийский купец зачастую оказывался обманщиком.

Для финикийцев торговля стала не только способом существования и выживания, но и сформировала определенный стиль и образ жизни. В стремлении разбогатеть и найти новые источники получения прибыли финикийцы совершили уже в I тыс. до н.э. первый коммуникационный прорыв. Для своих торговых факторий они выбирали стратегически важные области, места пересечения торговых и военных путей, выгодные в географическом отношении и обладающие естественными богатствами. Финикийская колонизация бассейна Средиземного моря как бы провела тестирование его потенциальных возможностей, которыми воспользовалась впоследствии Античная цивилизация. Из числа финикийских колоний особенно выдвинулся Карфаген, город на берегу Северной Африки, ставший могущественным государством, впоследствии соперничавшим с самим Римом.

Финикийская колонизация удачно сочетала решение экономических и политических проблем. Города-государства Финикии стремились к устойчивости и стабильности, сокращали число бедного населения, давая ему возможность разбогатеть. Тысячами их направляли для создания новых колоний и некоторые, видимо, использовали свой шанс. Этот уникальный опыт Финикийской цивилизации впоследствии был взят на вооружение многими государствами мира.

3. Финикийские города-государства

Как управлялись города-государства Финикии? Почему порой, подчиняясь Египту, Вавилону, Ассирии и Персии, им удавалось вновь восстановить свое лидерство? Политическим строем финикийских городов-государств была монархия, где трон передавался по наследству. Власть царей не имела такой силы, как в Египте и Месопотамии из-за противодействия ей со стороны влиятельных кругов финикийской аристократическо-купеческой олигархии. Однако, внешнеполитические связи между государствами поддерживались царями. Они заключали между собой союзы, обменивались дарами, посылали поздравления по случаю восшествия на престол. Войн финикийцы обычно не вели, но если таковые случались, цари возглавляли армию и флот. Религиозно-строительная деятельность, сооружение храмов и алтарей также считалась важнейшей царской обязанностью, обеспечивавшей благосостояние государства. Царской прерогативой оставалась и чеканка монеты. Считалось, что царь особенным образом связан с божеством. И все же, несмотря на столь значительные функции, царская власть в торговых городах-государствах Финикии не имела характера деспотии.

Помимо царя в городах-государствах Финикии, как и всюду на Ближнем Востоке, ведущую роль играла чиновничье-землевладельческая аристократия, отличавшаяся определенным своеобразием. Она втянулась в водоворот бурно развивающейся в Финикии частнопредпринимательской деятельности. Многие из чиновников и крупных землевладельцев приобщились к занятиям торговлей и ростовщичеством, держа под контролем не только неимущих горожан, но и царя. В конечном итоге, эта финикийская олигархия в обмен на право торговать на суше и на море, предавая интересы своих городов, в VI в. до н.э. фактически сдала страну могущественному Персидскому государству.

Рядовые финикийцы свою волю выражали через городскую общину, где наряду с народным собранием существовал совет старейшин, который занимался местными делами. Правители Финикии считались с общиной и не вмешивались в ее дела без согласия общинных органов. Среди общинников различались полноправные сыны города и неполноправные жители.

В силу всех этих обстоятельств фигура царя не выражала единства финикийской общности. Таким символом выступало божество, олицетворенное богатым жречеством и храмом. Царь же играл роль связующего звена между миром земным и небесным, ибо мог приносить жертвы богам и просить их о благополучии всего общества. Существенно, что Финикия не знала одного царствующего бога. Каждый город имел своего главного бога неба Ваала (владыка), Молоха (власть), Мелькарта (царь города) или Адона (мой господин). Своим богам финикийцы приносили в жертву скот и продукты земледелия. В исключительно важных случаях (закладка стен города, смертельная опасность и т.д.) верующие приносили в жертву своих малолетних детей. Финикийский бог Молох символ жертвоприношения. Богослужение совершалось в храмах, представлявших собой открытую площадку, в центре которой находился алтарь. Жрецы, привлекая внимание бога Ваала, кололи себя копьями или кинжалами и криками призывали его. Нередко праздники в честь Ваала принимали характер оргий. Финикийские боги, несмотря на свою необузданность, в целом воспринимались верующими как защитники людей. Финикийцам был свойственен оптимистический взгляд на мир. Они полагали, что между миром богов и земным миром поддерживается связь, важное звено которой умершие. Поэтому страха перед загробным миром финикийцы не испытывали.

Финикийская цивилизация достигла своего расцвета в правление царя Хирама (1001-967 гг. до н.э.). Затем могущество финикийцев стало клониться к упадку. Вопреки ожиданиям финикийских олигархов, жестокий удар их торговой деятельности был нанесен подчинением Персидскому государству. Возвышение греков на море стало еще более сильным ударом. Финикийская торговля была вытеснена со всех островов и берегов Эгейского моря. Теперь с греками мог соперничать только Карфаген, которому на протяжении еще четырех столетий удавалось поддерживать славу финикийских мореходов.

4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций

В древнем мире Финикийская цивилизация занимала особое место не только своими бесспорными достижениями в области транзитной торговли и дальнего мореплавания. Финикийцы выступали распространителями знаний и опыта высокоразвитых культур древнего Востока. Творчество и мысли многих народов нашли у них свое отражение. Деятельное и энергичное население финикийских городов, принимая импульсы со всех сторон, приспосабливало их для себя: пользуясь известным создавало новое. Предприимчивость и активность финикийцев способствовала появлению многих изобретений. Им принадлежит величайшее открытие в сфере коммуникационных отношений: финикийцы первыми в мире создали алфавитную письменность, качественно упростив запись и хранение любой информации, а заодно и усвоение знаний, начиная со школы.

На основе вавилонской клинописи и египетского иероглифического письма они создали свой алфавит из 22 знаков, обозначавших согласные звуки. Первыми увидели преимущества алфавита финикийские купцы, которым требовалось записывать много и быстро. Ни одна из существовавших в то время систем письма этому требованию не отвечала. Иероглифическое письмо требовало не одного года для изучения и запоминания. Образование могли получать только избранные, принадлежащие к жрецам или близким к ним кругам. Финикийцы разрушили эту монополию, сделали возможным массовую образованность, открыв тем самым дорогу человечеству к новой культуре. Впоследствии финикийский алфавит был усовершенствован греками, которые ввели знаки, обозначающие гласные звуки. Он стал основой почти всех алфавитов в мире, в том числе и русской азбуки.

Высокого уровня в Финикии достигло развитие ремесел. Финикийцы первыми начали выдувать стекло, уйдя в производстве стекла значительно дальше Египта, Шумера и Вавилона. Славились они также своим искусством в горнозаводском и литейном деле, в шлифовке и обработке драгоценных камней, в резьбе по дереву и слоновой кости, в изготовлении изящных тканей и благовонных мазей. Финикийская цивилизация оставила свой след и в области строительства и архитектуры. Древние греки считали финикийцев своими учителями в астрономии и географии.

Достижения Финикийской цивилизации столь значительны, что привлекают внимание и будоражат воображение историков-исследователей до настоящего времени. Какой опыт цивилизационного развития дала человечеству Финикия?

Финикия стала первым в истории человечества межцивилизационным коммуникационным центром, который в течение почти полутора тысяч лет (рубеж III-II тыс. до н.э. VI в. до н.э.) поддерживал и укреплял экономические и культурные связи между отдельными цивилизациями, способствовал их взаимодействию и взаимовлиянию. Финикия первой дала действенный опыт создания системы колоний как цивилизационных центров, который столь успешно далее использовали греки. Именно история Финикии показала, что не только земледелие и скотоводство, но торговля и ремесло могут стать стержневым экономическим фактором становления цивилизации. Однако, она же продемонстрировала, что преобладание торговых интересов может стать началом конца цивилизации. Финикия дала миру алфавитное письмо, без которого цивилизационное развитие человечества, возможно, пошло бы несколько иным путем, однако великие творения человеческой мысли записали, используя его, древние греки.

Финикийская цивилизация сходна с персонажем классической драмы, который, исполнив свою роль, уходит уже в конце первого акта. Но его появление на сцене во многом определяет судьбу главных героев до самого финала. Словно тень отца Гамлета: Прощай, прощай и помни обо мне

ФИНИКИЙСКАЯ ЛИТЕРАТОРА — литература Древней Финикии и финикийских колоний в Средиземноморье. В прошлом богатая, Ф. л. дошла до нас в виде отрывков и частично в переводах на древнегреческий и древнеегипетский языки. Древнейшие памятники Ф. л.— тексты из Угарита (см. Уеарит-ская литература). Переводом с финикийского языка является египетский миф о богине Астарте. Финикийские мифы, запись к-рых приписывается древнему легендарному мудрецу Санхониатону Берит-скому, якобы жившему в 12 в. до н. э., дошли до нас в изложении финикийского автора Филона Библского (64—141), отрывки из сочинения к-рого сохранены у раннехристианского писателя Евсе-вия. Отрывки финикийских мифов известны также в передаче философа 3 в. н. э. Порфирия и других греч. писателей, однако их изложение во многом искажено под влиянием греч. философии. В Тире велись летописи, обработанные греч. писателями, жившими на рубеже нашей эры,— Менандром Эфесским и Днем; отрывки из этих произведений повествуют об истории Тира 10—6 вв. до н. э., сохранены в сочинениях Иосифа Флавия «Иудейские древности», «Против Апиона». На финикийские летописи, говорящие о морских походах и основании Утики и Карфагена, ссылается также и Аристотель. Обширной была и литература Карфагена (пуническая), но, кроме имён отдельных авторов, ссылок на их произведения и нек-рых отрывков в сочинениях греческих и римских авторов, от неё ничего не сохранилось. Особое место в Ф. л. занима-ют надписи, распространённые в древних финикийских и карфагенских городах с 13 в. до н. э. до 3 в. н. э.; в большинстве случаев это краткие стереотипные посвящения богам, а также строительные и надгробные надписи. Наиболее важны надписи, связанные с именами царей Ахирама и Иехимилка из Библа (13 в. до н. э.), Киламувы, царя Самаля (7 в. до н. э.), Азитавадда из Киликии, а также царя Эшмуназара Сидонского (5 в. до н. э.). Нек-рые надписи составлены в поэтич. форме и позволяют судить о мифологич. представлениях финикийцев. Под влиянием Ф. л. возник ряд мифов и легенд в древнегреч. литературе (представление о столбах Геракла, легенда о Кадме, Ио и др.). Знакомство с Ф. л. имеет значение для научной критики библии и изучения греч. мифологии.
Лит.: Т у р а е в Б., Остатки финикийской литературы, СПБ, 1903; его же, История Древнего Востока, т. 2, 2 изд., ГЛ.], 1936 (главы о Финикии и Сирии),- Б а ц и е-в а С. М., Борьба между Ассирией и Урарту за Сирию, «Вестник древней истории», 1953, №2;ВинниковИ. Н., Новые финикийские надписи из Киликии, там же, 1950, М 3; его же, Эпитафия Ахирама Библского в новом освещении, там же, 1952,№4; А I b г 1 g h t W. F., The Phoenician Inscriptions of the tenth century В. С. from Byblus, «Journal of the American Oriental Society», N. Y., 1947, J* 3; Clemen C., Die phimikische Religion nach Philo von Byblos, Lpz., 1939; Contenau G., La civilisation phenicienne, P., 1949; Dupont-Sommer A., Une inscription nouvelle du roi Kilamou et le dieu Rekoub-el, «Revue de I'histoire des religions», P., 1948, v. 133, [№ 1—3]; E i s s-! e 1 d t O., Ras Schamra und Sanchunjaton,Halle (Saale), 1939; G a s t е г Т. Н., The Egyptian story of Astarte and the Ugaritic poem of Baal, «Bibliotheca Orientalis», Leiden, 1952, № 3—4; R ii h 1 F., Die Tyrische KSnigsliste des Menan-der von Ephesos, «Rheinisches Museum Шг Philologie», Frankfurt am Main, 1893, Bd 48.

ФИНИКИЙСКИЙ АЛФАВИТ — древнейшая алфавитная система, существовавшая со 2-го тысячелетия до н. э. и лёгшая в основу почти всех известных алфавитов. Была распространена в Финикии, Сирии и Палестине. Ф. а. обозначал только 22 согласных знака, причём уже были установлены алфавитный порядок и названия букв, сохранившиеся и в позднейших алфавитах. О происхождении Ф. а. существует несколько теорий (см. Письмо). Вероятно, он возник в результате использования египетских иероглифич. знаков для обозначения согласных (по акрофоническому принципу знак обозначал звук, с к-рого начиналось слово, обозначавшее изображаемый предмет). Ф. а. занимает промежуточное положение между слоговыми и буквенно-звуковыми системами. Каждый знак может обозначать согласный с любым гласным и один согласный без гласного. Возможность подобного обозначения объясняется тем, что в семитич. языках значение слова связывается с согласными корня, а гласные выражают гл. обр. грамматич. категории и формы. Ф. а. получил широкое распространение лишь после того, как в нём утвердилось обозначение гласных (для вост. систем — только долгих) и исторически сложились графич. усовершенствования. См. Финикийское письмо.
ФИНИКИЙСКИЙ ЯЗЫК —язык финикийских надписей. Относится к ханаанской группе севвро-западных семитских языков и разделяется на 2 ветви: 1) угаритскую, распространённую в Угарите до 12 в. до н. э.; 2) финикийскую, "распространённую в прочих городах Финикии, на Кипре, в Киликии (1-е тысячелетие до н. э.), в финикийских колониях на Сардинии, в Сицилии и в Западном Средиземноморье, в т. ч. и в Карфагене. Памятники Ф. я. засвидетельствованы с 13 в. до н. э. до 3 в. н. э. В Сев. Африке Ф. я., впитавший элементы ливийских диалектов, существовал до 5 в. под названием новопунического языка. В финикийском письме обозначались только согласные, а состав финикийскихгласных стал известен из передачи финикийских имён собственных на греческом, древнееврейском и аккадском языках, а также из передачи лат. буквами пунической речи у Плавта («Poenulus»). Кроме того, в угаритском языке имеются 3 огласо-ванных алефа ('a, 'i, 'u) и в новопуническом языке — ряд согласных, переходящих в гласные (айн —'<о, алеф —'<а, о). Угаритский язык, отличный от других диалектов Ф. я., испытал сильное влияние хуррий-ского языка как в лексике, так и в фонетике (звуки s2, z). Внутри собственно Ф. я. можно отличить ряд диалектов, из которых наиболее характерен библский. Во всех диалектах Ф. я. нек-рые согласные имеют тенденцию к ассимиляции ('dt вместо 'dnt — «госпожа»; 5t вместо Snt — «год»; ytn вместо ntn —«давать», и др.). Ф. я. имеет наибольшее сходство с древнееврейско-моавитским, хотя и существенно от него отличается по словарному составу.

Финикийское искусство; 1. Святилище в Амрите. 2-е тысячелетие до н.э. 2. Золо-
СЯ ПО своей фонетике (ОСООвННО уга- тая чаша с изображением охоты на туров и козла. 16—14 вв. до н. э. Лувр. Париж. 3. Саркофаг Ахирама. 13 в. до н.э. Музей в Бейруте. 4. Плакетка из
И Употреблению служебных слов и Арслан-Таша о изображением коровы стеленном. Резная кость. 9—8 вв. до н. в.
Финикийские надписи впервые прочитаны в начале 19 в. Доступное науке количество памятников весьма ограниченно и однообразно. Благодаря общению финикийцев с греками ряд слов Ф. я. перешёл в греческий, а оттуда в новые языки.
Лит
.: Cantineau J., La langue de Ras-Shamra, «Semitica», P., 1950, [cahier] 3; Fried rich J., Zur Elnleitungsformel der a'ltesten phBnlzischen Inschriften aus Byblos, в кн.: Melanges syriens olferts и monsieur Rene Dus-saud, t. 1, P., 1939; его же, Phbnizisch-punische Gram-matlk, Roma, 1951; Gordon С. Н., Ugaritic handbook, Roma, 1947; Н а г r 1 s Z. S., A grammar of the Phoenician language, New-Haven, 1936; его ш с, Expression ot the Causative in Ugaritic, «Journal of the American Oriental Society», New -Haven, 1938, v. 58, № 1; e г о же, Development of the canaanite dialects, New-Haven, 1939.

ФИНИКИЙСКОЕ ИСКУССТВО — искусство Древней Финикии и её колоний. Специфический склад жизни страны, жившей торговым посредничеством, нашёл своё отражение и в Ф. и., от к-рого сохранились памятники 2—1-го тысячелетий до н. э. Финикийские мастера черпали мотивы из искусств Египта, Крита, стран Передней Азии, истолковывая их по-своему, создавая новые композиции.
Изделия финикийцев высоко ценились в Палестине (для храма Соломона в Иерусалиме, 10 в. до н. э., мастер Хирам исполнил две бронзовые колонны с лотосовидными капителями), в Египте и Ассирии. Поэтому памятники искусства Финикии археологи открывают не только в финикийских городах, но и в ряде поселений Передней Азии до Ассирии включительно (Самария, Мегиддо, Арслан-Таш, Нимруд). Связи с Египтом отразились в архитектуре Финикии в формах храма 2-го тысячелетия до н. э. в Библе. В более позднее время создавались своеобразные святилища в виде открытого высеченного в скалах двора с алтарём посредине. В скалах часто высекались и гробницы. Выдающимся памятником Ф. и. является каменный саркофаг царя Библа Ахирама (13 в. до н. э.), покоящийся на фигурах львов и украшенный рельефами с изображением Ахирама, сидящего на троне, его приближённых и плакальщиц.
Высокое искусство финикийских мастеров обнаруживают изделия из металла: бронзовые секира и кинжал с золотыми вкладками (20—18 вв. до н. э.), серебряный сосуд в форме чайника и золотая чеканная чаша с изображением охоты на диких туров и на каменного козла. В Угарите был найден уникальный памятник стеклодельного мастерства финикийцев — изображение колесницы с двумя воинами. Большое распространение имели в Финикии поделки из слоновой кости, к-рыми украшалась мебель,, парадная утварь, стены зал: плакетка из Угарита с изображением богини плодородия, плакетка из Мегиддо, на к-рой изображено возвращение победоносного князя в свой город и пиршество по этому поводу. Финикийские плакетки были найдены также в Нимруде и в Арслан-Таше, откуда происходят замечательные своим реализмом изображения коровы с телёнком и оленя (9—8 вв. до н. э.).
Лит
.: С on ten an G., Manuel d'archeologie orienta-le, t. 1—4, [P.], 1927—47; его же, La civilisation pheni-clenne, [P.], 1949; Barnett R. D., The Nimrud ivories and the art of the Phoenicians «Iraq», 1935, October, v. 2, p. 2.

ФИНИКИЙСКОЕ ПИСЬМО —древнейшая в истории алфавитная система письменности. Существовала в своей развитой форме с 13 в. до н. э. до 3 в. н. э. Ф. п. было распространено в Финикии, Сирии 1-го тысячелетия до н. э., Палестине, отчасти Египте, на о-ве Кипре и в Киликии, в городах Карфагенской державы и в финикийско-пунических колониях Западного Средиземноморья. Ф. п. состоит из 22 букв, служащих для обозначения согласных. Вероятно, Ф. п. первоначально возникло путём приспособления древнеегипетской письменности для нужд семитского языка при владычестве гиксосов в Египте (18—16 вв. до н. э.) (надписи Синайского п-ова и архаичные Лахишские письмена в Палестине). Древнейшим памятником Ф. п. является надпись царя Ахирама из Библа (13 в. до н. э.). В Угарите существовала ещё особая алфавитная система письма, состоявшая из 30 клинописных знаков, возникшая, вероятно, в 15 в. до н. э., сохранявшая некоторые элементы влияния вавилонской клинописи. В Библе существовала во 2-мтысячелетии особая система линейного псевдоиероглифического письма. Ф. п. путём заимствования и последующей переработки послужило основой арамейского письма (9 в. до и. э.), греческой (10—8 вв. до н. э.) и южноарабской письменности (8—6 вв.), давших, в свою очередь, начало алфавитным системам целого ряда других народов.
Лит.; В и н н и к о в И. Н., Эпитафия Ахирама Библ-ского в новом освещении, «Вестнин древней истории», 1952, № 4; е г о же. Новые финикийские надписи из Киликии, там же, 1950, № 3; К р а ч к о в с к а н В. А., Памятники арабского письма в Средней Азии и Закавказье до IX в., «Эпиграфика Востока», 1952, [т.] В; С т р у в е В. В., История древнего Востока, [М.], 1941; Albright W. F., Some important recent discoveries.
Alphabetic origins and the Idrimi statue, «Bulletin ol the American Schools of Oriental Research», Jerusalem — Baghdad, 1950, № Ц8; Dnor me E., Deehifirement des inscriptions pseudo-hieroglyphiques de Byblos, «Syria», P., 1946—48, t. 25, fasc. 1/2; Driver G. R., Semitic writing Irora pictograph to alphabet, L., 1948; D u n a n d M., Byblia grammata, Beyruth, 1945; Eissfeldt O., Bin Beleg liir die Buchstabenlolge unseres Alphabets aus dem 14. Jahrhundert v. Cur., «Forschungen und Fortschrftte», В., 1950, Jahrgang 26, H. 17/18; Fried-rich J., Schrirtgeschichtlictie Betrachtungen, «Zeltschrift der Deutschen Morgenliindischen Gesellschait», Lpz., 1937, Bd 91 (Neue Folge, Bd 16), H. 2; G r 1 m m e H., Die neuen Sinaischrift-DenkmHler und ihr wissenschaftlicher Ertrag, «Zeitschritt der Deutschen Morgenlandischen Gesellschait», Lpz., 1934, Bd 12, H. 3/4; J e a n С h. P., Les hyksos sont-ils lesinventenrs de 1'alphabet?, «Syria», P., 1928, t. 9, Jasc. 3.
ФИНИКИЯ — древняя страна на Ближнем Востоке. Была расположена в северной и центральной части вост. побережья Средиземного м. (береговая полоса современных Сирии и Ливана). Древнее население Ф. относилось к ханаанской ветви западносеми-тич. племён. Археологич. раскопки в Ф. обнаружили следы палеолита, к-рый в 6—5-м тысячелетии до н. э. сменился неолитом, а с 4-го тысячелетия до н. э. — энеолитом. В начале 2-го тысячелетия до н. э. в Ф. начало складываться классовое общество: возникли рабовладельческие города-государства, важнейшими из к-рых являлись Угарит (Рас-Шам-ра), Арвад (Арад), Берута (Бейрут), Гебал (Библ), Сидон (Сайда), Тир (Сур). Эти города-государства, к-рые вели постоянную борьбу за гегемонию в Ф., находились под верховенством египетских фараонов. Царская власть в этих городах была ограничена советом знати, в нек-рые периоды истории — народным собранием. Иногда представители знати избирались правителями-судьями — суфетами (см.). В 17—16 вв. до н. э. города Ф. на короткое время стали самостоятельными, но вскоре были вновь подчинены Египтом. В 14 в. до н. э. за обладание Ф. боролись египтяне и хетты. Эта борьба закончилась в начале 13 в. до н. э. разделом страны на 2 сферы влияния. В начале 12 в. до н. э. города Ф. подверглись опустошению со стороны племён сев. части Вост. Средиземноморья, однако быстро оправились и благодаря ослаблению Египта и уничтожению хеттской державы приобрели независимость. Финикийцы основали колонии на Кипре, Сицилии, Сардинии, на юге Франции, в Испании и Сев. Африке (Утика, Карфаген) (см. карту к статье Колонии античные в т. 22, стр. 41). Ремесло, торговля и мореплавание Ф. достигли расцвета и получили мировое значение. В Ф. были созданы первые системы алфавитного письма. В 8—7 вв. до н. э. Ф. была подчинена (с перерывами) Ассирии, в 6 в. до н. э. находилась под властью халдейской Вавилонии. Античные источники (Юстин, Флавий) говорят о восстаниях в Ф., в т. ч. и о восстаниях рабов. С конца 6 в. до н. э. Ф. была подчинена персидской державе Ахеменидов и поставляла корабли для персидского флота. В 342 до н. э. города Ф. объединились и восстали против персов, однако из-за предательства Тенна — царя Сидона, восстание было подавлено.

ФИНИКИЯ во11-1тыс.до н.э.

Территория Финикии Города и территории, временно принадлежавшие финикиянам
—--------Граница Израильского царства в IX-VllleB. до н.э.(Сайда) Современные названия городов Примечание: Дор и Иоппия в VB. до н.э. были присоединены к Сидону, Акко-к Тиру
В 332 до н. э. Ф. подчинил Александр Македонский. Несмотря на это, в эллинистическое и римское время финикийские города сохраняли самоуправление, чеканку монет, а также своё торговое и экономическое значение (вплоть до ранневизантийского времени).
Лит.: Авдиев В. И., История Древнего Востока, 2 изд., М., 1953 (гл. 12); Винников И. Н., Эпитафия Ахирама Библского в новом освещении, «Вестник древней истории», 1952, № 4; Г е л ь ц е р М. Л., Материалы к изучению социальной структуры Угарита, там же; его же,' Новые данные о социальной структуре Угарита, там же, 1954, № 4; е г о же, Классовая и политическая борьба в Библе Амарнского времени, там же, №1;СтрувеВ. В., История древнего Востока, [М.], 1941; С т р у в е В. В. иТюменевА. И., Обсуждение книги Н. М. Никольского «Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов», Минск, 1948, «Вестник древней истории», 1949, № 2; Т у р а е в Б. А., История Древнего Востока, т. 1—2, 2 изд., М., 1936 (см. главы о Финикии); С о n t е-n a u G., La civilisation phenicienne, P., 1949; W e i 1 1 R., La Phenicie et 1'Asie occidentale (des origines & la conqu6te macedonienne), P., 1939; Eissfeldt O., Phoiniker und Phoinikia, в кн.: Pauly — Wissowa, Real-enzyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, Bd 39, Stuttgart, 1941 (стр. 350—80).




1. Идея школы Амонашвили
2. Конденсированное состояние Что характерно для спектра рентгеновского излучения Исследование сп
3. тематики и практический психолог
4. Реферат- лицензирование природопользования, деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
5. Шкала цветового охвата для полиграфии
6. ХVIII вв после революции и гражданских войн сгладились вопиющие противоречия
7. Лекція 15 тверде тіло Тверді тіла
8. Субъективный мир человека как объективная реальность.html
9. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
10. Topics or words from the rticle re most interesting nd which re most boring
11. РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
12. .1116.11.2013р. Дата дисципліна Виклада
13. Организация и проведение спасательных работ в чрезвычайных ситуациях
14. Источники конституционного права России как отрасли и науки Понятие сущность юридическая.html
15. тематических. Современный уровень организации учета и статистического наблюдения за наличием и использован
16. Воспитание девушек
17. Он не одарен такими способностями он даже менее храбр чем Шамиль
18. Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине Схемотехника аналоговых электронных устройств
19. Пробуджена та невольнича муза І
20. Підготовка до проекту- Придумати назву логотип та девіз організації