Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МГУ
Раздел I. Специфика обществознания и основные этапы его развития
РАЗДЕЛ I
Специфика обществознания и основные этапы его развития
ГЛАВА 1
Науки о природе и науки об обществе. Их сходство и различие
Знаменитый английский философ XVIXVII вв. Ф. Бэкон утверждал: «Знание сила». Действительно, знание - важнейшее оружие человека, позволяющее ему выжить в суровых условиях планеты Земля, адаптироваться (приспособиться) к ним. И оружие это тем более эффективно, чем более точно знания отражают окружающую действительность, ведь действия человека, основанные на достоверном знании, имеют гораздо больше шансов на успех, чем поведение, опирающееся на смутные представления или на простую веру в удачу.
Из всех видов знания, доступных человеку, наиболее точным, а следовательно, и наиболее ценным для успеха его деятельности является наука.
В чем же специфика науки, что отличает научное знание от других видов знания, например, тех, которые дают нам искусство, религия, простой житейский опыт и т. д.?
Во-первых, наука знание объективное. Она стремится отразить окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, а не таким, как он нам представляется или каким бы мы хотели его видеть. Ученый не имеет права позволять своим предпочтениям, симпатиям, антипатиям, эмоциям или чему бы то ни было вторгаться в исследование. Человек науки должен быть так же «равнодушен и не-
возмутим» по отношению к окружающему миру, как этот мир «равнодушен и невозмутим» по отношению к нам, людям.
Во-вторых, наука знание рациональное. Это значит, что любое научное положение должно быть обосновано. Всякое утверждение науки требует доказательства и проверки. Этой цели служит целый набор научных методов, к которым относятся: наблюдение, эксперимент, логические процедуры и т. д.
В-третьих, научное знание системно. Наука не набор отрывочных утверждений, а стройная система положений, принципов, утверждений, которые тесно связаны между собой и не должны противоречить друг другу.
Мир, окружающий человека, бесконечно многообразен. Отразить его путем простого описания невозможно. Но при всем многообразии явления окружающей действительности представляют собой не хаос, а реальность, подчиняющуюся определенным принципам, регулярностям. Этим регулярностям, которые можно назвать законами, подчиняются целые классы явлений. Закон это связь между предметами и явлениями, характеризующаяся устойчивостью, повторяемостью, необходимостью. Так, например, существует закон механики, согласно которому ускорение, обретаемое телом, к которому приложена определенная сила, зависит от величины этой силы, а также от массы тела (F = та). Этот закон соблюдается для всех явлений определенного класса. Задача науки выявить подобные законы реальности. Ибо, зная закон, мы можем предвидеть «поведение» тела (или совокупности тел) в соответствующей ситуации и использовать это знание в наших целях. Закон реальности отражается в законе науки. Система законов науки, объединенных в научные теории, с определенной (всегда неполной) степенью точности отражает природу объективной реальности. А знание реальности позволяет человеку компетентно строить наиболее удачные модели действий для достижения своих целей.
Реальность, в которой действует человек, состоит из различных областей, «царств». Так, все мы действуем в мире живой и неживой природы. Земля, на которой мы живем, Вселенная, в масштабе которой наша планета всего лишь ничтожная песчинка, воздух, которым мы дышим, растительный и животный мир, наконец, наши собственные тела, организмы все это составляет часть принудительно данной нам среды обитания, в которой род человеческий обречен существовать.
Глава 1. Науки о природе и науки об обществе. Их сходство и различие 5
Люди пристально изучали эту реальность, постепенно продвигаясь вперед, получая все более и более точную информацию о ней и одновременно убеждаясь в ее неисчерпаемости, с каждым найденным ответом приходя к неизмеримо большему количеству новых вопросов. И все же можно признать, что сегодня человечество обладает гораздо более точной информацией о неживой и живой природе, чем тысячу, сто или даже десять лет назад. Первоначально недифференцированное, основанное на мифологических и религиозных представлениях знание превратилось в разветвленную систему строгих наук (астрономия, физика, химия, биология и т. д.), позволяющую человечеству летать в космос, погружаться в недра морские или лечить болезни, обрекавшие на неминуемую смерть наших не столь уж далеких предков. В свете современных экологических и техногенных проблем можно по-разному оценивать роль естественных наук в человеческой истории, но приходится признать, что от представлений о Зевсе как «источнике» молний до теории атмосферного электричества или от заклинаний шамана до пенициллина «дистанции огромного размера». Люди вправе гордиться достижениями естествознания, ставшего синонимом научности.
Но реальность, в которой мы существуем, включает в себя еще одну важнейшую область, изучение которой весьма существенно для обеспечения выживания вида Homo sapiens. Эта область, созданная самим фактом существования человека и взаимодействием людей между собой, социум. Изучение человека и общества исторически началось не позже, чем изучение природы, но успехи, достигнутые социальным знанием, вряд ли можно считать сопоставимыми с теми, которых достигли естественные, науки.
Действительно, социальные науки и по сей день не отличаются свойственными естествознанию строгостью и практической эффективностью.
Дело явно заключается не в количестве проведенных исследований, не в недостатке интереса к общественным проблемам. Так почему же обществознание отстало от естествознания, в чем может заключаться причина неудач социальных наук?
Многие ученые, исследовавшие эту проблему, считали, что причина заключается в специфике предмета обществознания, т. е. в особенностях самих социальных процессов.
Что отличает человеческий мир от мира природного, чем характеризуется любой фрагмент «человеческой» реальности?
ПРОПУЩЕНО
10
Таким образом, люди, просто ради того, чтобы выжить, обречены удовлетворять определенные потребности в определенных обстоятельствах, что сообщает социальной реальности свойство объективности и делает поведение людей, а следовательно, и социальные процессы в целом объяснимыми и предсказуемыми.
В кажущемся хаосе человеческих поступков, отдельных событий, из которых соткана социальная реальность, представляется возможным вычленить инварианты, повторяющиеся модели, зависимости, неизменные принципы. Именно они и составляют социальные законы, соотносимые по своему статусу и функциям со статусом и функциями законов в естественных науках.
Нельзя отрицать, что в социальных процессах люди не только наблюдатели, но и участники, способные своим вмешательством менять ход событий. Но, во-первых, и в физике есть целый ряд ситуаций, где при анализе процессов приходится учитывать роль наблюдателя. Во-вторых, количество случаев, когда вмешательство исследователя может кардинально изменить течение социальных процессов, не столь уж велико. Учитывая, что общество среда объективная, т. е. обладающая собственными, независимыми от человеческого произвола принципами организации, приходится признать, что эти принципы (законы) ненарушимы и неизменны, каким бы ни было состояние человеческого знания о них. Возможности использования в социальных науках такого важнейшего для естествознания метода, как эксперимент, действительно ограниченны. Но, тем не менее, в целом ряде частных социальных наук (экономика, психология, социология и т. д.) эксперименты проводятся, и они выполняют функции, аналогичные функциям экспериментов в естественных науках.
Приходится признать и то, что исследователям социальных процессов гораздо труднее избежать всякого рода предвзятости, чем бы, она ни объяснялась классовыми интересами или культурной при-j надлежностью. И все-таки при соблюдении специальных процедур,; в условиях свободной дискуссии, где критика позволяет выявить И| устранить предвзятость, объективность знания достижима.
Итак, несмотря на специфику предмета и методов обществознания, можно признать, что научное изучение общественных процессов вполне возможно. Это доказано и успешным развитием от-j дельных социальных наук, таких как экономика, социология, психология и т. д., вполне соответствующих критериям научности (объективность, рациональность, системность, проверяемость утверждений). В рамках данных наук путем применения как общенаучных, так и специфических методов устанавливаются факты, открываются законы, на основании этих законов делаются предсказания, формулируются практические рекомендации.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные признаки научного знания.
2. Что отличает социальные процессы и познание этих процессов от природных процессов и их познания?
3. В чем суть различия между позициями натуралистов и антинатуралистов в понимании соотношения социального и естественнонаучного познания?
4. Каково ваше мнение о возможности научного изучения социальных процессов?
ГЛАВА 2. Развитие обществознания
§ 1. Социальные идеи Древности
Культура Древнего мира богата социальными идеями. Как на Древнем Востоке, так и в Древней Греции, и в Древнем Риме интерес к социальным процессам, принципам организации и изменения как общества в целом, так и отдельных его сфер был чрезвычайно высок.
В Древнем Китае в середине второй половине I тысячелетия до н. э. существовал ряд философских школ, основным предметом интереса которых были вопросы совершенствования социальной организации.
К числу этих школ можно отнести конфуцианство, моизм, легизм и даосизм.
Основоположником конфуцианства был мудрец Конфуций (551479 гг. до н. э.) Взгляды Конфуция отличались традиционализмом и консерватизмом. Идеал социального устройства Конфуций видел в идеализированном прошлом, а неурядицы общественной жизни современного ему Китая объяснял отступлениями от принципов, по которым жили предки.
Конфуций считал, что государство должно быть построено по модели семьи, но семьи, где действует жесткая иерархия: «Государь должен быть государем, сановник сановником, отец отцом, сын сыном». Во главе государства должен стоять правитель, прислушивающийся к мнению мудрых и высоконравственных «благородных мужей» аристократов.
Аристократизм и традиционализм учения конфуцианцев вызывал возражения у философа Мо-цзы (ок. 479400 гг. до н. э.) и его последователей. Мо-цзы проповедовал принципы «всеобщей любви» и равенства людей независимо от их происхождения как основу благополучия общества. Любопытно, что вводить «всеобщую любовь» Мо-цзы предполагал как убеждением, так и принуждением. Последнее предполагало разработку такой системы наград и наказаний, при которой «любить» людей было бы выгодно, а «не любить» невыгодно.
Представители легизма, классиком которого считался Шан Ян (390338 гг. до н. э.), полагали, что в государстве должно действовать непререкаемое главенство законов. Закон должен был устанавливаться высшим правителем, власть которого была абсолютной. Изданный правителем закон нельзя было обсуждать, причем не только ругать, но и хвалить. За обсуждение, а тем более нарушение закона должно было следовать жестокое наказание. Легисты считали, что надежнее всего управлять государством, полагаясь на страх людей перед наказанием. Для предотвращения нарушения закона легисты поощряли доносительство, отдавая доносчику имущество и должности провинившегося. Легисты считали ненужными и даже опасными для государства ученость и искусство. Шан Ян предлагал сжечь все книги, а когда легисты пришли к власти, они казнили множество ученых. Основной принцип политической теории легистов Шан Ян выразил так: «Если народ обессилен государство могущественно, когда же народ могущественен государство бессильно».
Если конфуцианцы были традиционалистами-консерваторами, монеты своеобразными древнекитайскими «социалистами», легисты тоталитаристами, то представители еще одной философской школы даосизма представляли собой первых анархистов и критиков цивилизации. По мнению даосов, чем меньше правитель вмешивается в дела подданных, тем лучше и спокойнее они живут. Идеалом даосов было не служение сильному государству с могущественным правителем во главе, а «недеяние», пассивное созерцательное существование на лоне природы, без ненужной роскоши, без войн и конфликтов, сопровождающих развитие всякой цивилизации.
В китайской истории в полной мере «всерьез и надолго» не были воплощены принципы ни одной из этих школ, но, взаимодействуя и переплетаясь, они заложили фундамент китайской социальной мысли и политической идеологии, и по сей день оказывающей влияние на жизнь китайского общества и государства.
В Древней Греции социальные проблемы стали предметом интереса достаточно рано. Это неудивительно, ведь постоянная неудовлетворенность условиями своего социального бытия заставляет людей искать пути совершенствования общественных (экономических и политических) отношений, создавать проекты идеального государственного устройства.
Хотя первые попытки обсуждения социальных проблем были заметны в поэмах Гомера (VIII в. до н. э.) и у ранних античных философов, по-настоящему проблемы человека и общества стали предметом интереса древнегреческих мудрецов в V в. до н. э., начиная с софистов и Сократа (ок. 470399 гг. до н. э.).
Софисты наемные учителя красноречия и философии, которых современники критиковали за то, что они брали плату за свои услуги тогда это было не принято. В среде софистов активно развивались этика, политическое учение, риторика, рассматривались вопросы религии, эстетики и т. д. Одним из наиболее известных софистов был Протагор, в центр своего философского учения ставивший человека. Протагор говорил так: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют». Это означало, что истина, добро и зло относительны. Критерием их различения становится человек. Что признается конкретным человеком хорошим для него, то и является хорошим для данного конкретного человека. Это совсем не препятствует тому, что кто-то может признать для себя хорошим нечто совершенно противоположное. Если бы Протагора спросили: холодный или теплый ветер дует сейчас, он бы, вероятно, ответил: «Кому холодно, он холодный, кому нет теплый»1. (1 См.: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. СПб., 1997. С. 56.)
Из этого следует, что и общественные отношения должны оцениваться с точки зрения того, хорошо ли при них человеку, и оцениваться они должны самим человеком, а не кем-то за него. Иными словами, не кто-то один решает, что хорошо для всех остальных, а каждый имеет право сам решать, что для него хорошо, а что нет. Очевидно, что такая позиция соответствовала принципам демократического общества, формировавшегося тогда во многих греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах.
Иной была позиция Сократа. Он был убежден, что существует истина сама по себе, не зависящая от того, что тот или иной человек думает о ней. Эта истина доступна мудрецам. Добро и зло также объективны, и только мудрец способен познать, что такое добро само по себе, т. е. добро для всех, если даже с этим кто-то не согласен.
Позиция Сократа была развита в работах его учеников, наиболее известным из которых был великий древнегреческий философ Платон (ок. 428347 гг. до н. э.).
В учении Платона наш мир (мир, который окружает нас) подобие некоторого «занебесного» мира идей совершенных образцов вещей, по которым Демиург (Творец) создал его. Высшая идея в иерархии образцов идея блага. Соответствием этой идеи, ее воплощением на земле, высшей справедливостью должно стать идеальное государство, разработке концепции которого Платон посвятил одно из важнейших своих произведений диалог «Государство».
По мнению Платона, в душе человека есть три начала: вожделеющее, страстное и разумное. Преобладание в конкретном человеке соответствующей части души предопределяет ту общественно необходимую функцию, которую он обязан выполнять. В совершенном государстве Платона есть три класса людей, которые образуются в соответствии с выполняемыми функциями и пополняются людьми, по характеристикам души предназначенными к выполнению конкретной функции.
Первый (низший) класс образуется людьми, в которых преобладает вожделеющее начало души. Они предназначены для обеспечения материальных потребностей общества. Это класс крестьян, ремесленников, купцов. Представители низшего класса могут создавать семьи и владеть собственностью. Но они обязаны подчиняться высшим классам. Основная добродетель людей низшего класса умеренность.
Второй класс составляют люди, в душах которых преобладает страстное начало. Это стражи, воины. Они выполняют функции защиты государства. Стражами могут быть как мужчины, так и женщины. Но стражи не могут иметь семьи или обладать собственностью. Дети и имущество у них общие. Основная добродетель стражей мужество.
Высший класс в платоновском государстве образуют правители философы. У философов преобладает разумная часть души. Философ тот, кто знает идеи, и прежде всего идею блага. А значит, он предназначен для того, чтобы повелевать, ибо ему известно, что есть добро, а что зло. Все граждане государства должны беспрекословно выполнять указания философов. Как и стражи, философы лишены семьи и собственности, вся жизнь их посвящена служению истине и государству. Основная добродетель философов мудрость.
Итак, каждый класс выполняет определенную функцию, вся жизнь людей посвящена государству. Государство, возглавляемое философами, полностью контролирует и регламентирует жизнь людей. Недаром платоновское идеальное государство часто называют первой тоталитарной утопией.
Платон не ограничился описанием совершенного государства, он критически разобрал различные современные ему формы государственного устройства, рассматривая их как большее или меньшее удаление от своего идеала.
Среди «дурных» форм государства «лучшей» Платон считает так называемую тимократию общественный строй, основанный на честолюбии. На смену тимократии приходит олигархия власть богачей. Олигархия вырождается в демократию, к которой Платон относился весьма негативно. Демократия дурна потому, что означает разгул свободы, каждый действует по собственному усмотрению, не заботясь о благе государства, к власти отнюдь не всегда приходят достойные. Демократия плоха еще и потому, что легко вырождается в тиранию. Как утверждал Платон, «из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство»1. (Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998. С. 320). Ведь власть в обществе, где забывают о государственном благе и где правят недостойные, легко может сделаться добычей удачливого и дерзкого тирана, умеющего управляться с толпой.
«Государство» не единственное сочинение Платона, посвященное проблемам человека и общества. В различных диалогах, в частности в «Законах» и «Политике», содержится множество этических, политических, эстетических идей.
Учение Платона подверглось критике и переосмыслению в трудах его ученика Аристотеля (ок. 384322 гг. до н. э.).
Аристотель считается систематизатором классического периода греческой философии, и это действительно так. В его системе были представлены все разделы и направления древнегреческой философской мысли. Значительное место в трудах Аристотеля занимает социальная проблематика. У него есть отдельные произведения, посвященные этике (учению о морали), политике (учению о государственном устройстве), эстетике (учению о прекрасном). В трудах Аристотеля можно найти интересные для того времени экономические идеи.
В этике Аристотеля развивается учение о достойной жизни. Достойная жизнь это жизнь в соответствии с добродетелями. Только если человек добродетелен он счастлив, осуществляется как человек.
Аристотелю принадлежит и развитое учение о государстве, которому посвящена его знаменитая «Политика». Аристотель считает, что подлинно человеческое состояние это состояние политическое: «Государство принадлежит к тому, что существует по природе, и человек по природе своей есть существо политическое»2. Однако не каждый человек может быть полноправным гражданином государства. Таковым не может быть раб, или человек, не имеющий достаточного достатка (а значит, и досуга) для исполнения гражданских обязанностей. Аристотель оправдывает рабство и частную собственность.
Предлагается философом и классификация форм государственного устройства на базе двух основных критериев:
1. Кто правит.
2. Во имя чего правит: во имя общего блага или собственных интересов.
В результате получилось три хороших формы и три дурных. Хорошие: монархия (правит один, но во имя всеобщего интереса); аристократия (правят немногие, но во имя всеобщего интереса); полития (правит большинство во имя общего интереса). Дурные: тирания (правит один во имя собственного интереса); олигархия (правят немногие во имя собственных интересов); демократия (правит большинство во имя собственных интересов). В наибольшей степени Аристотель симпатизировал политии, но как наилучшей из реально возможного. Предлагал Аристотель и свой проект идеального государства. Платон выстраивал формы государственного устройства в единую линию от лучшего к худшим, показывая, как одна перетекает в другую. Аристотель критикует эту схему, показывая, что в реальности дело обстоит сложнее. Так, если Платон считал, что демократия переходит в тиранию, то Аристотель полагал, что она чаще переходит в олигархию.
В целом, в отличие от теоретической и идеалистической теории Платона, социальное учение Аристотеля было более реалистичным, теснее связанным с реальными обстоятельствами и потребностями общественной жизни Древней Греции.
Начиная с IV в. до н. э. греческая мысль больше интересуется проблемами этики, чем политики. Эти проблемы разрабатываются в учениях стоиков, скептиков, эпикурейцев.
Если Платон и Аристотель в области социальных проблем придерживались линии, основоположником которой был Сократ, то Эпикур (341270 гг. до н. э.) отстаивал ряд принципов, близких социальным идеям софистов.
Эпикур считал, что высшее благо для человека удовольствие. А удовольствие достигается не в служении государству, не в активной политической деятельности, а в спокойной созерцательной жизни, посвященной общению с друзьями и познанию истины. Любой закон, считал Эпикур, может быть справедлив, только если он приносит людям пользу. Само возникновение общества и государства Эпикур связывал с потребностями людей, считал его искусственным, основанным на «договоре» между людьми.
Следовательно, по мнению Эпикура, не человек существует для блага государства, а государство для человека.
Древний Рим был более практичен, чем Древняя Греция. Создав грандиозное государство, правовую систему, развивая некоторые экономические идеи, составляя исторические трактаты, в области социальной теории римляне сделали не так уж много.
Итак, в Древнем мире интерес к социальным проблемам был достаточно велик. Что отличало социальную мысль Древнего мира?
Во-первых, обособление социальной проблематики в качестве особой сферы интереса в рамках философии.
Во-вторых, единство практических и теоретических интересов. Древние мыслители стремились не только создать теоретические модели или открыть чистую истину, но и решить реальные проблемы. Это относится даже к наиболее утопичным из проектов «идеальных государств». Социальные теории призваны были сориентировать людей в общественной жизни: человеку указать способ достойного существования, а обществу предписать наилучшее устройство.
В-третьих, постепенно формируются структура социального знания и его проблематика. К концу античной эпохи уже существуют в качестве отдельных дисциплин этика, политика, эстетика, риторика и т. д. Самостоятельность обретают экономические и правовые учения.
В рамках каждой из этих дисциплин формируются определенные группы проблем. Так, в рамках политики это проблемы происхождения государства, классификации государств, поиск наилучшей формы государственного устройства, определение человеческих качеств, необходимых для успешной политической деятельности в условиях соответствующего государства, и т. д.
В-четвертых, складываются определенные традиции в решении этих проблем. Мыслители не просто высказывают свои идеи, но учатся у своих предшественников, критически разбирают их учения, стремятся показать ошибки и противоречия, рационально обосновывают собственные утверждения, сопоставляя их с реальными фактами.
Контрольные вопросы:
1. Какие основные социально-политические школы Древнего Китая вы помните и в чем состояла суть их учений?
2. Какова разница между социальным учением софистов и Сократа?
3. Какие основные классы и по какому критерию выделял Платон в своем идеальном государстве?
4. Справедливо ли называть Платона предтечей фашизма и тоталитаризма?
5. Вспомните схему смены форм государственного устройства, предлагаемую Платоном.
6. Какие типы государств и по каким признакам выделял Аристотель?
7. В чем было основное отличие этики Эпикура от социальных учений Платона и Аристотеля?
8. Каковы особенности развития социальной мысли в Древнем мире?
§ 2. Развитие обществознания в Средние века
Средневековье не лучшее время для развития науки вообще и социальных наук в особенности. Весь мир рассматривался тогда как творение Бога и сфера проявления его воли.
Общество не было исключением, напротив, ему повезло удостоиться особого внимания и контроля со стороны Творца.
Мировоззрение средневековых европейцев определяла христианская религия. Следовательно, знание об обществе носило религиозный характер. Это был христианский взгляд на человека и историю.
Задачи перед средневековыми религиозными мыслителями стояли как теоретические, так и практические. Теоретически важно было создать христианскую концепцию социальных процессов, практически обосновать верховенство духовной власти над светской.
Обществознание Средних веков характеризовалось теоцентризмом и провиденциализмом.
Теоцентризм предполагал переплетение потустороннего и посюстороннего, небесного и земного при безусловном приоритете небесного, божественного. Провиденциализм означал особое восприятие земной жизни, истории человечества, когда все происходящее в ней рассматривалось как предвиденное и предустановленное Богом.
Одно из первых развернутых христианских учений об обществе и человеке принадлежит Аврелию Августину (354430).
Человека Августин рассматривал как существо, сотворенное Богом по своему образу и подобию, но отпавшее от Бога в силу греха. Грех вверг человека в рабство и зло. Человек может спастись (обрести блаженное бессмертие) не благими делами, а благодатью Божьей.
Исторический процесс в концепции Августина предстает как история человека, возвращающегося к Богу. Путь его лежит через бедствия. Это и есть история, по сути, расплата человека за грех Адама.
История воспринимается линейно и ограниченно, как имеющая начало и конец. Началом истории Августин считает сотворение человека. Концом Страшный суд, когда праведники будут отделены т грешников, первые станут блаженствовать в раю, а вторые страдать в аду. Саму историю, лежащую между началом и концом, Августин разделил на шесть эпох. Пять первых периодов связываются
Ветхим Заветом, а шестой, последний, который и должен закончиться Страшным судом, начинается с пришествия Христа.
В социальной реальности Августин разделял Град Земной и Град Божий. Град Земной это мир, созданный любовью людей к себе, - е. мир, построенный на эгоизме, наш обычный мир. Град Божий,
существующий с Градом Земным, основан на любви к Богу. Этот Рад составляют люди, которых Бог установил спасти. Праведник, предназначен-ный к спасению, совсем не обязательно должен быть богат и процветать в этом мире, напротив, он может быть странником, пилигримом, но именно ему уготована жизнь вечная.
Из приоритета Града Божьего, выраженного в церкви, перед Градом Земным, представленным мирскими правителями, вытекает верховенство власти церковной по отношению к светской.
Взгляды Августина оказали большое влияние на развитие религиозной философии.
Фома Аквинский (1225 или 12261274) по праву считается систематизатором средневековой религиозной философии. В егб разностороннем учении проблемы человека и общества также не обойдены вниманием.
Фома выступал сторонником незыблемости социальной иерархии. Наилучшей формой социального устройства он считал монархию, но не тиранию. Власть добродетельного монарха в государстве должна быть отражением власти Бога в мире. Государь должен заботиться о благе подданных, но высшее их благо достижеш^ небесного блаженства. А это уже задача церкви. Вот почему власть церковную Фома ставил выше светской.
Фома Аквинский разработал своеобразное правовое учение. И^ было выделено четыре типа законов: вечный закон (план Бога, Провидение), естественный закон и человеческий закон. Выше их всех он ставил Божественный закон. При этом естественный закон раЫ сматривался как вытекающий из рациональной (разумной) природы человека. Он занимал промежуточное положение между волей Бога, выраженной в вечном законе, и человеческими законами (обычньн ми правовыми системами). Суть естественного закона «делай добн ро и избегай зла». В частности, этот закон предписывал жить в со-] обществе, в мире и сотрудничестве с другими людьми, ибо это бла-1 го для человека.
Человеческий закон не мог противоречить Божественному. Ее ли он нарушал Божественный закон, то такому человеческому закону можно было не подчиняться.
Итак, в Средневековье складывается система религиозных взглядов на человека, общество и историю. Социальная реальность рас сматривается как сотворенная и управляемая Богом, исто-] рия сфера действия Божественного Провидения. Практически^ вопросы решались с точки зрения приоритета церкви и духовной власти перед светской властью, а закона религиозного, Божественн ного - - перед светским законом.
Контрольные вопросы:
1. Какова основная черта средневекового обществознания?
2. В чем суть взглядов Аврелия Августина на общество и историю?
3. Каковы основные положения социального учения Фомы Аквин-ского?
§ 3. Развитие обществознания в эпоху Возрождения
и в Новое время
Начиная с XIIIXIV вв. в средневековом религиозном мировоззрении намечаются новые тенденции. Связаны они прежде всего с разложением прежней христианской мудрости, развитием научного знания религиозное мировоззрение Средних веков постепенно превращалось в научное мировоззрение Нового времени. Затрагивало это, разумеется, и представления об обществе, человеке и истории.
Эпоха Возрождения, следовавшая непосредственно за Средневековьем, известна не только взлетом искусства, зарождением экспериментального метода исследования, постепенным усилением позиций буржуазии и развитием политической централизации. Параллельно этим процессам и в тесной связи с ними менялись: этика, учения о праве, государстве, обществе, истории, человеке. Изменения переживала и христианская религия, охваченная движением Реформации.
Средневековье рассматривало человека как творение Божие, но творение особое, наиболее близкое к Богу. Близость эта заключалась, по мнению средневековых теологов, в человеческом духе, тело же рассматривалось как земное начало, склоняющее к греху. Возрождение, не зря называемое еще эпохой «гуманизма», ценило в человеке все и дух, и тело. Чувственное, телесное начало в человеке было реабилитировано и эстетически (в искусстве), и этически. Этика эпохи Возрождения строилась на переосмыслении ряда античных этических учений. Так, популярными стали Платон и Эпикур, к которому в Средневековье относились крайне негативно.
В этических учениях Эразма Роттердамского (14671536) и Мишеля Монтеня (15331592) высказывалась критика в адрес католического духовенства, проповедуемых официальной церковью этических норм, во имя более «простой», человечной морали. Они не отрицали Христа, а иначе интерпретировали его учение, создавая образ не жестокого судьи, а любящего людей Спасителя.
Возрождение было богато различными проектами идеального социального устройства, в которых наравне с критикой существующих социальных порядков высказывались мечты о воплощении в общественном бытии братства между людьми, равенства и справедливости. Особенно показательны в этом плане «Утопия» Томаса Мора (14781535) и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1568 1639).
Недовольство католической церковью, изменение отношений между светской и духовной властью, а также сдвиги в социальных (экономических) отношениях привели к широкому движению обновления внутри церкви Реформации. Реформация означала обновление не только церковной организации, но и христианской доктрины, в том числе ее социальных элементов. Во-первых, отвергался приоритет власти папы по отношению к власти светских монархов. Во-вторых, менялись многие этические нормы христианства, отношение к мирским делам и профессиям. В-третьих, пересмотру подвергался ряд вопросов, касающихся человека, например, проблем свободы воли, спасения и т. д.
Возрождение привело к возникновению новой реалистической теории политической деятельности, свободной от религиозных догм. Наиболее важны в этом плане труды Никколо Макиавелли (1469 1527), в частности, его знаменитый «Государь». Жесткий реализм этого произведения, написанного в форме рекомендаций государю, желающему завоевать и удержать власть, граничит порою с цинизмом, что привело к появлению понятия «макиавеллизм», означающего абсолютную безнравственность в политике.
Теория права развивалась, в частности, голландским мыслителем Гуго Гроцием (15831645). Им разрабатывалась концепция «естественного права». Если в Средневековье «естественное право» всецело подчинялось Божьему, или вечному, закону, то Гроций, не отрицая Бога, стремится связать «естественное право» с природой человека. Высказывал Гроций идеи и о международном праве, считая, что оно основывается на идентичной природе всех людей, независимо от религиозных конфессий, к которым они принадлежат.
Новое время продолжило линии развития социальных идей, намеченные эпохой Возрождения.
Специфику социальной мысли этой эпохи определяли, с одной стороны, бурные общественные потрясения, сопровождавшие переход от феодализма к буржуазному строю, а с другой развитие'
научного знания, распространявшегося и на сферу социальных явлений.
Актуальными становятся вопросы о сущности и происхождении государства, о формах государства, о способах организации власти и общественного управления. Пересматривается роль религии в жизни общества, меняются экономические взгляды.
Английский философ Томас Гоббс (15881679) пишет труд «Левиафан», где объясняет происхождение государства не Божественным вмешательством, а необходимостью взаимного ограничения человеческого произвола, который в «естественном» (догосударственном) состоянии приводит к «войне всех против всех». Желая остановить взаимное уничтожение, люди заключают так называемый общественный договор, согласно которому они ограничивают свою свободу и передают правительству (суверену) власть над собой, а тот обеспечивает им порядок и безопасность. Власть суверена абсолютна. Рассуждая о формах государства, наилучшей из них Гоббс считал монархию.
Теория «общественного договора» служила попыткой дать светское объяснение существования государства и обоснование его власти.
Джон Локк (16321704) также был сторонником монархии, но, в отличие от Гоббса, выступал за ограниченную, конституционную ее форму. Правитель не должен нарушать естественных прав человека, выраженных в «естественном законе». Суть его в том, что «поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого»1. Для наилучшей организации власти и защиты прав граждан Локк считал необходимым установить разделение властей. Он выделял законодательную, исполнительную и федеративную ветви власти. Отличие исполнительной власти от федеративной, по Локку, в следующем: исполнительная власть «включает в себя исполнение муниципальных законов общества внутри его самого», федеративная «руководство внешними безопасностью и интересами общества»2.(1,2 Локк Д. Соч. в 3-х т. Т. 3. М., 1988. С. 265. Там же. С. 348). Локк полагал, что, если суверен нарушает принципы договора, граждане вправе расторгнуть этот договор, т. е. не подчиняться власти.
Бенедикт Спиноза (16321677), в отличие от Гоббса и Локка не считал монархическое правление наилучшим, полагая, что граждане должны принимать участие в управлении государством. Вые шей задачей государства Спиноза считал защиту неотъемлемых прав человека, и прежде всего свободы.
Становление буржуазной экономики привело к появлению бога той литературы, исследующей действия рынка, функции денег, источники общественного богатства и другие экономические проблемы.
В трудах Адама Смита (17231790) предпринималась попытки раскрыть секрет рынка. Как множество людей, каждый из которые действует сам по себе, исходя из собственных эгоистических пред почтении, в сумме создают упорядоченную экономическую систему, поражающую своей эффективностью? Смит рассматривал рыночные законы, действие спроса и предложения как «невидимую руку», которая обеспечивает гармонию, превращая индивидуальны эгоизм (стремление к прибыли) в источник благосостояния всех. Задача государства, по Смиту, гарантировать гражданам безопасность, не мешая обогащаться.
Особое место в обществознании XVIIXVIII вв. занимают труды французских просветителей Ш. Л. Монтескье, Вольтер Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха.
Недаром творчество просветителей считают идейной подготовкой французской революции. Что отличало их взгляды?
Во-первых, критика пережитков феодализма. Критикуя социальное неравенство, привилегии наследственной аристократии, деспотизм феодальных монархов, большинство просветителей считал однако, наилучшей формой правления «просвещенный абсолютизм): при котором у власти находится монарх, придерживающийся идее просветителей и заботящийся о благе своих подданных. В наиболее радикальных теориях, например у Руссо, критика распространялась не только на феодальные пережитки, но и на неравенство вообще признавалось «закономерным» восстание подданных против деспота. Руссо предложил собственную версию концепции «общественного договора», отличающуюся демократизмом и служившую не столько способом объяснения возникновения государства, сколько орудием критики социальной несправедливости, являющейся следствием нарушения принципов «общественного договора».
Во-вторых, последовательный антиклерикализм, доходивший у ряда просветителей до атеизма. Просветители критиковали католическую церковь за приверженность предрассудкам, защиту институтов феодального общества, порождение нетерпимости и мракобесия, однако многие из них считали религию необходимой для обеспечения общественного порядка. Некоторые просветители выступали с позиций радикального атеизма, показывая негативное влияние религии на нравственность и социальное бытие людей, призывали ограничить власть религии в обществе, влияние церкви на политику.
В-третьих, особое восприятие истории. Просветители отрицали христианское восприятие истории как процесса, возвращающего человека к Богу и управляемого Божественным Провидением. Историю они рассматривали как прогресс разума, не только как формы мышления, но и как принципа организации социальной жизни. Движущими силами истории у просветителей выступали люди, народ. Предпринимались попытки найти светские объяснения происходящих социальных процессов. Так, весьма популярным был географический детерминизм, связывавший особенности политического строя народов с климатическими и географическими условиями их обитания.
Таким образом, в Новое время активно развивались все отрасли социального знания. Этот процесс определялся как сменой феодальных социальных отношений буржуазными, так и изменением мировоззрения, которое базировалось теперь в большей степени на научных, а не на религиозных основаниях.
Возникают экономические, политические, социально-философские теории, которые стремятся найти объяснение социальных процессов на земле, а не на небесах. Ставится задача не только объяснить эти процессы, но и предсказать их дальнейшее развитие, определить наиболее приемлемые формы организации общества и государства.
Приоритетами становятся обеспечение прав человека, его свобода и безопасность, что соответствует особенностям буржуазной эпохи.
Контрольные вопросы:
1. Какие изменения во взглядах на человека, общество и историю привела эпоха Возрождения?
2. Что нового появилось в эпоху Возрождения в политических и правовых взглядах? Что такое «макиавеллизм» в политике?
3. В чем суть теории «общественного договора»?
4. На какие основные ветви разделял власть Д. Локк? В чем разница между исполнительной и федеративной властью?
5. Назовите основных представителей эпохи Просвещения и перечислите их важнейшие социальные идеи.
§ 4. Социальные идеи в немецкой классической философии
Немецкой классической философией обычно называют периодом развития немецкой философии в последней трети XVIII первой половине XIX столетия, когда Германия стала законодательницей философской, да и вообще интеллектуальной моды в Европе. Наиболее значимые фигуры в немецкой классической философии И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и Л. Фейербах.
Остановимся кратко на некоторых принципах социальных учений И. Канта (17241804) и Г. В. Ф. Гегеля (17701831).
Значительную часть в грандиозной философии Канта занимал! этика, учения о праве и человеческой истории. Основу этики Кант! составлял знаменитый категорический императив безусловны! закон, принцип достойного человеческого поведения.
Согласно одной из формулировок категорический императив звучит так: «Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом». Иначе говоря, поступай так, чтобы все могли следовать твоему примеру. Еще одна формулировка: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, в лице всякого другого как к цели и никогда бы не относился к нему только как к средству». Можно понять этот тезис как утверждение самоценности каждого человека, невозможность пренебрегать чьими-либо интересами. Такой принцип совместим с природой современной демократии.
И. Кант весьма высоко ценил роль государственных и правовых институтов в жизни общества, полагал, что смысл исторического развития заключается в возникновении правового государства, где были бы гарантированы права каждого гражданина. Перу Канта при надлежит трактат «О вечном мире», где он выступал за неотделимость политики от моральных принципов, считал необходимый создание федерации свободных государств, связанных договором исключающим войну между ними.
Не менее важную роль в развитии социальной мысли сыграло философское учение Гегеля. История для Гегеля реализация духа, сущностью которого является свобода. Соответственно строится им и периодизация истории: Древний Восток, где свободен один, Античный мир, где свободны некоторые, и Германский мир, где свободны все. История движется действиями великих личностей и народов. Свобода, которая реализуется в истории, возможна только в государстве. Государственно-правовое состояние людей оценивается Гегелем как воплощенная свобода. Однако, превознося государство, идеал которого философ видел в прусской монархии, Гегель отдает ему приоритет перед отдельным гражданином, человеком. Не государство существует для человека, по Гегелю, а человек для государства. В этом отличие Гегеля от Локка и даже Канта. В отличие от последнего, критиковавшего войну и мечтавшего о вечном мире, Гегель до определенной степени оправдывает войну как средство осуществления истории. Несвойственно ему также распространять требования морали на политику, как это делал Кант.
Контрольные вопросы:
1. Каков смысл категорического императива И. Канта?
2. Каковы основные социальные идеи Гегеля и в чем их отличие от идей Канта?
§ 5. Развитие обществознания в середине XIX начале XX в.
Немецкая классическая философия завершила эпоху, когда представлялось возможным охватить всю совокупность знаний о мире в некой целостной системе, на основании определенного принципа. Знание специализировалось. На смену всеобъемлющим философским построениям приходили частные науки, относительно независимые Друг от друга, отличающиеся строгостью методов и определенностью предметов, а на смену всезнающим энциклопедистам ученые-профессионалы, гордящиеся своей компетентностью в собственных узких областях и воздерживающиеся от слишком общих «метафизических» суждений. Образцами знания стали физика, химия, позже биология, а к философии, как к знанию нестрогому, стали относиться весьма скептически.
Интеллектуалы середины XIX начала XX в. унаследовали эпохи Просвещения веру в прогресс, основанный на развитии Разума, только теперь Разум все больше связывался с конкретными науками, наука становилась синонимом Разума. Прогресс приобрел значение прогресса науки и основанного на ней переустройства общественной жизни.
В области социального знания это означало, во-первых, дифференциацию отдельных его отраслей, многие из которых оформлялись как конкретные строгие науки (экономическая теория, теории права и т. д.). Во-вторых, предпринимались попытки создать «строгую» интегративную науку об обществе вообще.
Одним из первых и наиболее классических выражений этих можно считать позитивизм, основоположником которого был упомянутый в первой главе Огюст Конт. Согласно Конту, человечески! разум проходит в своем развитии три стадии: теологическую (религиозную), метафизическую (философскую) и позитивную (научную! Конт считал, что в XIX в. человечество переходило к научной стадии развития. Этой стадии развития Разума соответствовало промышленное (индустриальное) общество, основанное на широком прима нении науки и техники, открывающих безграничный простор прогрессу. Конт ввел понятие «социология» для обозначения строго свободной от метафизики науки об обществе.
Обществознание ориентировалось не только на теоретическое изучение устройства общества, но и на решение социальных проблем. Это выражалось как в исследовании институтов буржуазно общества (рынка, демократии и т. д.), так и в острой критике это общества, обосновании необходимости его переустройства.
Однако необходимость общественных преобразований не просто постулировалась или основывалась на абстрактных моральных соображениях, но обосновывалась научно. Показателен в этом плане «научный социализм» Карла Маркса (18181883) и Фридрих Энгельса (18201895). К. Маркс на основании научной философии общих представлений о природе, обществе и истории стремился доказать необходимость преодоления буржуазного (капиталистического) строя и становления коммунизма общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком. В теории Марк предлагалось видение истории как процесса, в основании которого лежит смена общественно-экономических формаций, каждая из которых представляет собой определенный тип общественной организации, соответствующий определенному типу социально-экономических отношений (формационный подход к истории). Изменение общества основывалось на закономерном развитии экономики. Необходимость коммунистической революции, возникновения коммунизма Маркс стремился доказать как экономическую необходимость. Этому посвящен, в частности, его знаменитый труд «Капитал», представляющий собой не только теоретическое обоснование коммунизма (которое вряд ли можно считать приемлемым), но и серьезнейшее исследование буржуазных экономических отношений.
Безоговорочную веру в науку и прогресс разделяли, однако, не все мыслители этой эпохи. Так, в конце XIX начале XX в. большую популярность приобретает философия жизни, виднейшим представителем которой был немецкий философ Фридрих Ницше (1844 1900). Ницше иррационалист, свои убеждения он не доказывает, а провозглашает. Ницше выступал с критикой существующей буржуазной морали, призывая к «переоценке всех ценностей». Критика Ницше велась не с социалистических позиций, предполагающих призыв к равенству, а с позиции интеллектуального и морального аристократизма. Ницше считал, что «человек есть нечто, что должно превзойти» и провозглашал пришествие некоего «сверхчеловека», носителя новой, сильной, волевой морали. Ницше выступал и с опровержением христианства как религии, защищающей слабость.
Другой представитель «философии жизни» Освальд Шпенглер (18801936) предложил своеобразное видение истории, которую он рассматривал не как единое целое, а как совокупность замкнутых циклов, каждый из которых представляет собой историю отдельного народа или группы народов. Такой цикл Шпенглер называл культурой. Специфика каждой культуры определяется «душой», которая не может быть исследована научными средствами и непроницаема для человека иной культуры. Вопреки распространенной тогда вере в прогресс Шпенглер считал, что Европа начала XX в. уже вступила в стадию заката, т. е. ее исторический цикл подходит к концу. Пессимизм Шпенглера был в значительной мере связан с драматическими событиями начала века, Первой мировой войной, принесшей огромные человеческие жертвы и ввергнувшей Европу в разруху.
На рубеже веков многие мыслители обосновывали невозможность постижения социальных явлений методами естественных наук. Так считали, в частности, Вильгельм Дильтей (18331911) и представители баденской школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд (18481915) и Генрих Риккерт (18631936).
Итак, в середине XIX начале XX в. заметно продвинулось вперед научное обществознание. Это время веры в прогресс, основанный на развитии научного знания и его применении во всех сферах общества. Однако появлялись мыслители, которые под влиянием реальных исторических событий, а также исходя из трудностей, сопровождавших попытки научного исследования общества, высказывал сомнения и в прогрессе, и в универсальности научных (естественнонаучных) методов познания и преобразования реальности.
Контрольные вопросы:
1. Что отличало мировоззрение интеллектуалов середины XIX начала XX в.?
2. В чем заключалась суть взглядов О. Конта?
3. Как К. Маркс обосновывал необходимость становления коммунизма?
4. Чем отличались взгляды Ф. Ницше и О. Шпенглера на человека и историю?
5. Какие мыслители сомневались в возможности исследования социальных явлений научными методами?
§ 6. Основные направления развития обществознания в XX в.
XX в. ознаменован бурными событиями, которые нашли отражение в развитии социальной теории. С одной стороны, существенно продвинулись вперед частные социальные науки экономически теория, правоведение, политология, социология, психология и т. С другой стороны, на философском уровне продолжалось переосмысление принципов XIX в., свято верившего в прогресс и во всесилие науки.
Недостатки цивилизации, созданной наукой и техникой, неспособность науки решить многие чисто человеческие проблемы привели к появлению в социальной философии теорий, содержащих себе сильный антинаучный элемент.
Во-первых, подвергалась сомнению универсальность научных методов и их исследовательская эффективность. Такие направления в философии, как герменевтика, экзистенциализм, прямо указывал на ограниченность естественнонаучных методов познания, их неспособность исследовать человеческий мир. Подобные убеждения основывались на констатации своеобразия области истории и культуры,
где действуют человеческое сознание и свободная воля. Отрицалось наличие в области социальных явлений законов, соотносимых с законами природы. Подобные установки реализовывались и в частных социальных науках. Например, в истории приобрела популярность школа Анналов, теоретики которой развивали принципы неокантианской теории познания.
А вот крупнейший социолог XX в. Макс Вебер (18641920), хотя и был близок к той же неокантианской традиции, стремился сохранить строгость, научность социологии во всех проблемах, которыми занимался: теории социального действия, теории политики, религии, генезиса капиталистического «духа предпринимательства».
Во-вторых, подчеркивалась неоднозначность последствий технического прогресса, «репрессивность» созданной наукой и техникой цивилизации по отношению к человеку. Такие мотивы слышны в неофрейдизме и экзистенциализме. Весьма распространенная сегодня на Западе философия постмодернизма основана на критике ограниченности научного взгляда на мир, стремлении «уравнять в правах» различные формы духовной культуры, включая религию, миф и т. д. Современные экологические проблемы дают пищу для дополнительных обвинений в адрес науки и техники, ухудшающих среду обитания человека. Подчеркивается также разрушительное влияние, оказываемое техницизмом на человеческую духовность.
Значительное количество социальных исследований связано с анализом современных политических и экономических процессов, поиском наилучших форм общественной организации в современных условиях. Причем зачастую дискуссии по этим проблемам идут не только на частнонаучном, но и на философском уровне.
Критика капиталистического общества, начатая в XIX в., нашла множество как теоретических, так и «практических» последователей. Попытки радикально изменить буржуазный строй привели к возникновению кровавых тоталитарных режимов фашизма и коммунизма. Их крушение заставило по-новому осмыслить ценности свободы, демократии, частной собственности.
Анализу возможных типов социальной организации, противостоянию тоталитаризма и демократии в современном мире, ответственности человека за выбор общества, в котором ему предстоит жить, посвящен ряд работ Карла Поппера (19021994). Он противопоставляет друг другу два типа обществ: «открытые» и «закрытые». В современном мире «закрытая» социальная модель реализуется в тоталитарных обществах (коммунистическом и фашистском) «открытая» в странах западной демократии. Будучи безусловны, сторонником «открытого» общества, но не идеализируя его, Поппер, считает, что создание, сохранение и укрепление «открытого» общества обеспечивается не исторической необходимостью, а действия ми людей, сознающих свою ответственность.
Анализ отдельных институтов и ценностей капиталистического общества проведен в работах известных экономистов Джона Гэлбрейта, Джона М. Кейнса, Фридриха Хайека, Милтона Фридмена (неоконсерватизм).
Хайек и Фридмен не только считают рыночную экономику, существующую в современных капиталистических обществах, значительно эффективнее плановой экономики социалистического типа но и выступают за минимальное участие государства в экономической жизни, максимальную свободу рынка, частного предпринимательства.
Гэлбрейт и Кейнс, напротив, настаивают на большем контроле государства над рынком, более активном регулировании рыночных; отношений.
Особое значение в последние годы приобрели так называемые глобальные проблемы. Данный комплекс проблем затрагивает человечество в целом, каждое существующее на земле общество. К ним относятся экологические проблемы, проблемы войны и мира, здравоохранения, продовольствия, распределения ресурсов и т. д. Общественные науки призваны искать пути решения этих проблем. Сего дня мир целостен. В нем живут разные народы, но они вынужден жить вместе и взаимодействовать друг с другом. Поиск взаимоприемлемых моделей сосуществования, примирения различных социальных систем и культур также входит в задачи обществознания.
Особый комплекс вопросов связан с проблемами модернизации, превращения отсталых обществ в современные, «подтягивания» и до уровня мировых лидеров.
Проблемы будущего человечества, изменение облика мирового сообщества под воздействием новых информационных технологи изучаются в различных вариантах теорий постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер,
3. Бжезинский, А. Турен).
Итак, обществознание XX в. стремится находить решения многообразного комплекса проблем, которые ставит перед ним жизнь. Сегодня социальное знание важнейшее условие благополучного развития человечества.
Контрольные вопросы:
1. Как в XX в. относились к идее прогресса и оценивали роль науки в обществе?
2. Кому принадлежала теория противопоставления «открытых» и «закрытых» обществ и в чем ее смысл?
3. В чем отличие взглядов Хайека и Фридмена, с одной стороны, от взглядов Гэлбрейта и Кейнса, с другой?
4. Что такое глобальные проблемы?
5. Кого из авторов теорий постиндустриального общества вы можете назвать?
§ 7. Обществознание в России XIXXX вв.
Своеобразие русской философской мысли заключается в том, что социальные вопросы всегда занимали в ней важнейшее место. В особенности это касалось проблем своеобразия отечественной истории, анализа специфики исторического развития России. Впервые вопрос о том, что такое Россия и для чего существует она в мире, поставил П. Я. Чаадаев (17941856). Попытками найти на него ответ можно считать славянофильство и западничество.
Славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, К. С. Аксаков) считали, что русский исторический путь принципиально отличен от западного и по своим началам он даже выше последнего. Славянофилы крайне негативно относились к неправоте современной им российской жизни, выступали за отмену крепостного права. Но, несмотря на это, их отличала недооценка важности и полезности многих социальных институтов, таких, как право или демократия. Предпочитая «родное» (российское) западному, некоторые славянофилы оправдывали самодержавие. Западники (В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин), напротив, полагали, что русский и западный пути развития не содержат в себе диаметральных противоположностей, а наблюдаемые отличия не столь уж существенны. В будущем России предстоит теснее взаимодействовать с Европой, войти в европейскую жизнь в качестве ее полноправного участника. Западникам, особенно умеренным их представителям, было свойственно высочайшее уважение к «либеральным» ценностям права, законности, свободы личности. Они выступали за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостного права.
Своеобразным синтезом славянофильских и западнических идей с преобладанием, пожалуй, славянофильских элементов, стала русская религиозная философия, в рамках которой развивались различные социальные идеи. Так, в русле религиозной философии возникла теория русской идеи учение о предназначении России, которой, якобы, Бог уготовил роль объединителя человечества. Русская! идея соответствовала общей христианской концепции истории, развивавшейся русскими религиозными философами.
Обилие зла в социальной жизни России привело к острокритической направленности ума большинства русских интеллектуалов, многие из которых искали путь радикального преобразования русской действительности. При этом многие из них опирались на западные революционные идеи. В России были весьма популярны анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин), отрицавший не только частную собственность, но и государственность, и марксизм. Наиболее яркими представителями русского марксизма были Г. В. Плеханов (18561918) и В.И. Ленин (18701924).
В XIX начале XX в. в России активно развивалась правовая мысль. Многие ранние западники (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин» были не столько философами, сколько юристами. И. А. Ильин (1883-1954) разработал учение о праве, рассматривая его как элемент coциокультурной реальности. Русские юристы немало сделали не только в разработке правовой теории и истории права, но и для развития правосознания в русском обществе, даже наиболее образованная! часть которого страдала правовым нигилизмом, на что справедливо) указывал
Б. А. Кистяковский (18681920).
Контрольные вопросы:
1. В чем суть славянофильских и западнических представлений о русской; истории?
2. Каков смысл «русской идеи»?
3. Назовите имена основных представителей русского марксизма.
4. Кого из русских правоведов вы знаете?
РАЗДЕЛ II Человек, общество, история
ГЛАВА 1 Общество и природа
§ 1. Что называют обществом?
Стремясь познать общественную жизнь людей, мы сталкиваемся со многими трудностями, первая из которых многозначность самого термина «общество».
Заглянув в толковые словари, мы обнаружим, что в повседневной речи обществом именуют коллектив («собрание», «круг») людей, связанных между собой различными узами происхождением, положением, занятием, склонностями и т. д. Так, аристократия именовала «обществом» людей «родовитых», элиту дворянского сословия; крестьяне именовали «обществом» сельскую общину или сельский сход; обществом называли и называют «собрания по интересам» будь-то «общество филателистов» или спортивное общество «Динамо»; наконец, обществом нередко именуют «компании» людей, связанных личной дружбой (отсюда словосочетание «попал в дурное общество»), и т. д.
Научное понимание общества отличается от его повседневных трактовок. Начнем с того, что далеко не каждый человеческий коллектив ученые именуют обществом. Семья, к примеру, будучи важнейшим объединением людей, представляет собой всего лишь «ячейку» общества. Точно так же и «опчество» крестьян, и аристократический «бомонд», и футбольный клуб представляют собой лишь части «полноценного» общества, разделенного на множество раз-