Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

беллетристический В

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.11.2024

Вопрос о правомерности выделения художественного стиля среди других функциональных стилей. 3

Обычно среди функциональных стилей называют и художественный или художественно-беллетристический * (В. В. Виноградов, Р. А. Будагов, А. И. Ефимов, И. Р. Гальперин, Б. Н. Головин, А. К. Долинин, Э. Г. Ризель и многие другие советские ученые, а также зарубежные Б. Гавранек, К. Гаузенблас, М. Елинек и др.). Имеется и иная точка зрения, согласно которой нет основания в числе функциональных стилей выделять особый художественный стиль (В. Д. Бондалетов, Л. Ю. Максимов, Н. А. Мещерский, А. К. Панфилов, Д. Н. Шмелев и др.). В качестве аргументов этого последнего положения обычно отмечают: 1) что язык художественной литературы не включается в понятие литературного языка; 2) что язык художественной литературы многостилен, незамкнут; вбирая в себя прочие функциональные стили, он в то же время не имеет специфических языковых примет; 3) что у языка художественной литературы особая, эстетическая функция.

Конечно, язык художественной литературы, точнее, художественный функциональный стиль, занимает особое место среди других стилей хотя бы потому, что реализуемая в нем эстетическая функция выражается в весьма специфичном использовании языковых средств. В связи с этим в известном смысле справедливо разделение всех стилей на художественный и нехудожественные.

Общепризнано различие понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы». Здесь .особенно важно то, что нормы литературного языка и языка художественной литературы не вполне совпадают; язык художественной литературы использует, помимо нормативного, и фонд внелитературных языковых средств.

Заключим изложение рассматриваемого вопроса двумя справедливыми, на наш взгляд, высказываниями, появление которых сим-

^ Ср. справедливое замечание: «Закрепляясь в сознании исследователей... абстрактная система языка заменяет ... представление о действительной природе языка, оттесняя саму мысль о необходимости ее изучения. В современном языкознании атому способствует неправильная интерпретация положения о самостоятельности науки о языке, о необходимости ее размежевания с другими науками, «частности спсихологиеш (курсив наш.М. К-} (Мельничук А. С. Указ. соч., с. 6). * Термин принадлежит В. В. Виноградову. Однако в том же аначении в научной литературе, как и у нас далее, используется термин «художественный стиль» (отчасти ради краткости выражения).

птоматично: «...долго спорили о том, существует ли в современных европейских языках функциональный стиль художественной литературы... Ясно, что если толковать функциональные стили как нормы речевого построения текстов различных жанров, то нет никаких препятствий для того, чтобы рассматривать в ряду функциональных   стилей 'и   стиль   художественной литературы в целом, несмотря на его стилистическую неоднородность,— ведь... стиль любого текста состоит из различных стилистических значений. И если мы решаем, что функциональный стиль выделяется на основе сферы деятельности, которую он обслуживает, и основной функции... (а все функциональные стили выделяются именно так), то сложность и неоднородность   его   состава  не должны нас останавливать^ (разрядка наша. М. К.). «...Нет никаких видимых оснований выводить «язык художественной литературы» за пределы ряда функциональных стилей и признавать как бы языком в языке; что касается термина «язык художественной литературы», то его лучше было бы заменить термином «художественный стиль» ".

Нельзя смешивать понятия «язык художественной литературы» и «литературный язык», однако не следует их и разрывать. Взаимоотношения между этими понятиями весьма сложны. Русский национальный литературный язык и его нормы формируются под влиянием языка художественной литературы. Собственно, литературным общенародный язык становится в большей степени в результате именно «обработки» его писателями. Художественная литературамастерская, в которой шлифуются нормы литературного языка. Язык художественной литературы это образец литературного языка, на который равняются в отборе языковых средств и в рече-употреблении, это критерий правильности речи, своего рода идеальная норма (имеется в виду авторская речь). Кроме того, при всей специфичности использования языка писателями, язык их произведений не становится качественно иным явлением (это не какой-то особый язык), иначе он не был бы понятен народу.

Выведение художественной речи за пределы функциональных стилей обедняет наше представление о функциях языка. Если вывести художественную речь из числа функциональных стилей, но считать, что литературный язык существует во множестве функций,а этого отрицать нельзя? то получается, что эстетическая функция не является одной из функций языка. Использование языка в эстетической сфере одно из высших достижений литературного язы-

^ Долинин А. К- Стилистика французского языка. М., 1978, с. 66—67. 2 Головин Б. И. Язык художественной литературы в системе языковых стилей современного русского литературного языка. В кн.: Вопросы стилистики. Саратов, 1978, вып. 14, с. 120—121.

Из новых работ, отмечающих среди прочих функциональный художественный стиль и подчеркивающих стилистическое единство художественной речи, назовем: БрагинаА.А. Лексика языка и культура страны. М., 1981, гл. VII, с. 148—152.

к», и от этого ни литературный язык не перестает быть таковым, попадая в художественное произведение, ни язык художественной литературы не перестает быть проявлением литературного языка.

Учитывая особенности взаимоотношения литературного языка, языка художественной литературы и других функциональных стилей, мы не имеем оснований выводить художественную речь за пределы функциональных стилей в аспекте принятого нами определения функционального стиля, опирающегося на определение стиля Виноградовым (1955), и понимание функционального стиля в чехословацкой лингвистике, а также основания классификации функциональных стилей (по соотношению с формой сознания мышления и деятельности).

Несмотря на кажущуюся многостильность художественной речи, последняя использует лишь отдельные черты и элементы других стилей, а не выражает их сти-листико-речевую  системность (причем большая часть специфичных для других стилей элементов остается не отраженной в художественной речи). Кроме того,и это особенно важно элементы других стилей используются в художественной речи вэстетической функции, а не в той, которую они выполняют в тех стилях, откуда взяты. Заметим также, что художественная речь, несмотря на яркое проявление в ней авторской индивидуальности, отличается достаточным единством речевой стилистической системности и специфики, которые четко отделяют художественную речь в целом от всякого другого функционального стиля.

Более детальная аргументация по рассматриваемой проблеме дана автором в первом издании «Стилистики» i (с. 59—70).




1. Профессиональная подготовка инженеров-механиков
2. либо внешних сил верховенство[3]
3. Журавлик Руководители К
4. тема Мышечная система Нервная система Дыхательная система Выделительная система 2
5. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандид.
6. обрабатывать возделывать почву
7. Цветная лирика С. Есенина.html
8. НА ТЕМУ- Интернетзависимость Группа- УК31Д Студент-
9. Визначити діючі значення струмів в усіх вітках символічним методом
10. При участии Питера Капальди Богобоязненный человек боится настигающей его старости
11. тематики економіки та механіки Кафедра світового господарства і міжнародних економічних відносин
12. Сучасні форми і системи розселенн
13. химические основы взаимодействия низкоэнергетического лазерного излучения с биообъектом Механизм терап
14. Музыкальное искусство специализация Оркестровые народные инструменты
15. Саясаттану ~ылымыны~ зерттейтіні
16. за того что молоко ферментируется находящимися в них микроорганизмами становится доступнее для переварива
17. либо причинам. Не включаются в списочный состав- совместители работающие по договорам привлеченные для вып
18. ТЕМА 1 Введение 1 Метрологическая служба в Республике Беларусь.html
19. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕ
20. Тема- Простейшие программы Выполнил студент гр