У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

43 Структура и методы научного познания Раскрытие структуры научного знания его форм и методов

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.2.2025

Впр. 43 Структура и методы научного познания

Раскрытие структуры научного знания, его форм и методов.

Структура научного познания состоит из главных элементов научного знания, уровней познания и оснований науки. Элементами научного познания выступают разнообразные формы организации научной информации. Таким образом, научное познание проявляется в исследовательской деятельности, которая включает в себя методы научного познания, позволяющие изучать объект (эмпирический и теоретический). Структура научного познания является сложно организованной системой, объединяющей формы научного познания, позволяющие организовывать и систематизировать научную информацию (гипотезы, принципы, проблемы, научные программы, концепции, научные понятия, законы и научные факты). Центральным звеном здесь является теория.

В зависимости от необходимости более тщательного изучения возникающих процессов и явлений выделяются два уровня – эмпирический уровень познания и теоретический уровень познания. Первый начинается с анализа информации, полученной в ходе проведения наблюдения и постановки эксперимента. Данный уровень позволяет составить представление об объекте (как предмете, так и действии). После обработки полученных сведений, информация получает статус научного факта. В этот момент на теоретическом уровне познания происходит исследование всего процесса, начиная с отдельных суждений и заканчивая построением теоретических гипотез (т.е. предположений). Теоретический и эмпирический уровни познания тесно взаимосвязаны между собой. Это объясняется тем, что теоретические знания опираются на исследуемый эмпирический материал, а эмпирические исследования определяются задачами и целями, поставленными на теоретическом уровне.

Основание науки является третьим немаловажным элементом структуры научного познания. В роли основания могут выступать:

  1.  Идеальные нормы или принципы исследования объекта или происходящего процесс – представляют собой требования, предъявляемые к научной рациональности, выраженной в научных положениях и объяснениях и организации знания. Важнейшей нормой данного основания принято считать организованность и систематичность, т.е. полученный результат обязательно опирается на предыдущий, уже доказанный. Основными принципами являются: принцип точности, принцип преемственности в организации и развитии единой системы научных знаний, принцип простоты и принцип проявления минимальных допущений при построении системы теории;
  2.  Научная картина всего мира является целостной системой представлений закономерностей и свойств природы и общества, которая возникает в результате объединения главных достижений и принципов науки. Данное основание науки позволяет выполнять прогностическую и эвристическую функции, что помогает более успешно решать проблемы между дисциплинами, выполняя роль исследовательской программы;
  3.  Философские идеи и принципы – имеют очень важное значение, поскольку философия всегда ставила перед наукой мировоззренческие ориентиры и осмысливала ее гносеологические и методологические проблемы, тем самым позволяя развиваться самой науке.

Основные методы научного познания.

Методы научного познания рассматриваются как упорядоченный способ организации научной деятельности, который направлен на достижение конкретной теоретической или практической цели. Сфера научного знания, позволяющая изучать возможность применения методов и их границы, а также является теорией научного метода – это методология.

Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:

  1.  По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;
  2.  По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;
  3.  По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;
  4.  По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;
  5.  По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;
  6.  Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества.

В XX веке стали распространяться методы структурно-функциональных и системных исследований. К ним относятся: Методы эмпирического исследования:

  1.  Наблюдение – целенаправленное исследование предметов или процессов, опирающихся на такие органы чувств как восприятие, ощущение и представление. Наблюдение осуществляет как-бы контроль за исследуемыми явлениями;
  2.  Эксперимент – активное вмешательство в процесс исследуемого процесса, его изменение или целенаправленное воспроизведение в контролируемых условиях. Он является одним из основных видов практики, поскольку наблюдается стремление изучить конкретный объект в изолированных условиях. С помощью эксперимента стало возможным связать предположения и полученный опыт (т.е. теорию и практику);
  3.  Объяснение – операция, которая осуществляет свою деятельность с целью раскрытия сущности конкретного объекта или явления, представляя собой сложную поисковую деятельность.

Общенаучные методы научного познания:

  1.  Абстрагирование – это переход от реальных свойств исследуемого предмета к идеальным;
  2.  Формация;
  3.  Гипотетико-дедуктивный метод;
  4.  Системный метод теоретического исследования;
  5.  Структурно-функциональный.

Формы научного познания.

Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на:

  1.  Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки;
  2.  Проблемы;
  3.  Теория – это конкретное знание определенной области действительности, представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.

Теория не только характеризует, но и поясняет функциональность явлений и процессов.

Впр. 44 Общество как система. Деятельностный подход к изучению общества.

 

Понятие общества употребляется в двух основных смыслах. Собственно философское значение этого термина таково: общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В истории, социологии и культурологии чаще используется более узкое понятие общества: общество – это определённый этап человеческой истории (родовое общество, общество капитализма) или конкретный социальный организм (французское общество, общество США).

Первыми философами общественные отношения рассматривались по аналогии с кровно-родственными, семейными. Так древнекитайская мысль традиционно смотрела на общество сквозь призму патриархальности. В европейской философии, начиная с Платона и Аристотеля, возникновение общества объяснялось с помощью потребностного подхода. Согласно этому подходу во главу угла ставится неспособность индивида на должном уровне удовлетворить все свои потребности самостоятельно. Тем самым общество – это соглашение о взаимном разделении обязанностей, о взаимном удовлетворении потребностей. Эта концепция лежит в основе теории общественного договора, сложившейся в 16-18 веках.

Теория общественного договора дополняет представление о взаимном соглашении индивидов правовым анализом, а её принципиальная новизна заключается в чётком разделении и даже противопоставлении общества как такового и государства, до XVI века в философии не различавшихся (термин введён Н.Макиавелли). Она является классическим образцом индивидуализма в подходе к анализу социума. Современные индивидуалистические концепции оперируют категорией деятельности, носителем которой является по-прежнему атомарный индивид.

В 19-м веке возникли многообразные концепции социума, ставившие на первое место в его функционировании не индивида, а социальные общности. Максимально крупные общности (классы) выделяет марксистский анализ общества, современная социология большее внимание уделяет малым группам – семье, коллективу.

Так или иначе, нельзя считать эти позиции однозначно несовместимыми, т.к. очевидно, что социум детерминируется как на уровне социальных общностей разного масштаба, так и на уровне индивидов. Это позволяет рассматривать общество как сложную динамическую систему, в которой могут быть выделены подсистемы и элементы.

Элементом общества является личность, то есть социально развитый человек; наиболее крупные его подсистемы — сферы общественной жизни - экономическая (социально-производственная), социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя прежде всего отношения, складывающиеся между людьми в процессе общественного производства. Социальная сфера — отношения между классами, нациями, социальными группами и другими общностями. Политическая сфера включает в себя деятельность государства, политических партий, общественных организаций, социальных общностей, связанную с борьбой за завоевание, удержанием  и функционированием власти в обществе. Духовная сфера – все, связанное с общественным сознанием (наука, искусство, религия и т.д.). Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

Взаимосвязи сфер образуют основную структуру общества. Между тем в его составе имеются и более мелкие первичные звенья, такие как социальные общности, к которым можно отнести этнические общности (племя, народность, нация), классы, социальные группы, коллективы, семьи и т.д.

Взаимосвязи социальных общностей обычно называют общественными отношениями.

Социальная структура представляет собой совокупность социально значимых групп и устойчивых отношений между ними. Члены этих сообществ объединены некоторыми признаками: происхождением, родственными узами (семья, клан), этнонациональными признаками (род, племя, народ, этнос, нация), сходством мировоззренческих установок (религиозные сообщества), социальным статусом (профессиональные группы, трудовые коллективы, классы, сословия, касты), половыми, возрастными признаками. Ясно, что каждый человек по разным параметрам включен в различные социальные группы. Каждая из групп диктует человеку определенные нормы поведения, воспитывает уровень жизненных притязаний, прививает собственные ценностные ориентации. Любой человек входит в общество не как равный среди равных, а через те социальные группы, членом которых он является.

В обществе исторически сложились определенные устойчивые способы удовлетворения социальных потребностей человека – социальные институты. Базовыми институтами являются наследование, власть, собственность и семья. Внутри этих институтов существует разветвленная институциональная подструктура.

Государство - один из необходимых социальных институтов. Слабость государственной власти порождает анархию, грабеж, произвол. Государство-монополист насаждает рабство, беззаконие, застой. Отношения гражданина и государства должны быть взаимно ответственными. Человек для государства - юридическое лицо и участник общественного производства. Его обязанности перед государством - соблюдение законов и уплата налогов. Государство для человека - гарант общественной законности и порядка, оно обеспечивает общественную безопасность, социальную защиту населения, охрану национального достояния, природных ресурсов. Нельзя уповать на государство как универсальное средство решения всех социально-экономических проблем. Кризис власти усугубляет общественную нестабильность, но не является единственной причиной общественных проблем. Жизнеспособность государства проявляется в обеспечении продуктивного диалога с различными социальными группами, установлении разумного баланса сил в пространстве гражданского общества.

Гражданское общество - это сфера самодеятельности граждан и добровольно сформированных общественных организаций, защищенных законом от вмешательства со стороны государства. В пространстве гражданского общества люди реализуют свои частные интересы. Гражданское общество - основа и противовес власти государства. Формирование идеи гражданского общества происходит в Новое время.

С историческими изменениями общества происходят изменения в его социальной структуре: некоторые типы социальных групп теряют свое значение, другие - появляются, третьи - внутренне переструктурируются. Все эти изменения служат в конечном счете стабильности, воспроизведению социальной целостности. С развитием капиталистических отношений в Европе центральное место в социальной структуре занимает классовое деление.

Впр. 45 Диалектика общественного развития        

 В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.

Понятие и принципы диалектики

Содержанием научной теории выступают ее принципы и законы.

Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или духовную активность человека, например в построении какой-либо системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:

  1.  принцип всеобщей связи;
  2.  принцип развития всех форм бытия.

Диалектическая концепция развития общества есть одно из теоретических содержаний только диалектической философии, на текущем этапе развития которой сформирована современная диалектическая концепция развития общества. 

Диалектическая концепция развития обществ достаточно полно изложена в трудах Гегеля, в первую очередь, в  труде «Феноменология духа».
    Во-первых, для существования общества прерогативными являются закономерности этого процесса, понимаемые через общественное сознание, но реализующиеся в материальной жизни.
    В частности, законы политико-экономического развития обозначены Гегелем в достаточной мере для понимания существа общественного развития на разных его этапах, другое дело, что их изложение надо было заметить в трудах великого мыслителя. Например, следует знать, что для капитализма Гегель раньше К. Маркса определил ряд важных характеристик капиталистических способа производства и развития, в первую очередь, следующие два

- «Чем больше капитал, тем больше расширяются с его помощью предприятия, и тем меньшей прибылью может удовлетворяться владелец капитала»;
- «При росте бедности капиталист находит много людей, согласных работать за ничтожное вознаграждение; тем самым его прибыль растет, а это ведет к тому, что те, кто владеет меньшим капиталом, пополняют ряды бедняков.
    Во-вторых, базируясь на анализе общественного сознания, диалектическое понимание развития обществ включает при определении даже отдельного государства анализ экономических, природных, демографических, культурных, социальных, правовых, общественных и других аспектов. 
    Например, Т. Рокмор указал, что «Гегель жил и творил после Промышленной революции и прекрасно знал о ней. В «Философии права» он намечает в общих чертах историческую концепцию современного индустриального общества, включая его экономические основания в знаменитой «Системе потребностей». Однако «Система потребностей» существенна для анализа и иных категорий, например, абстрактного труда, а с учетом труда Гегеля «Феноменология духа» (например, в смысле соотношения единичного и всеобщего) возможна идентификация и конкретного труда. Иными словами, на основе гегелевской философии можно дать определение абстрактного труда, а в отношении к нему – конкретного труда, т.е. существенны философские методы определения категорий политической экономии и экономической науки. 
    В-третьих, диалектическое понимание развития обществ а) подразумевает существенность перемещения центра всемирно-исторического развития и б) отрицает строгое линейно-стадийное развитие, социально-эволюционное и простое аморфное существование общества, т.е. другие концепции всех известных подходов к рассмотрению развития обществ.
    Но, главное, Гегель явно говорил о негативности капитализма: изображению общества, основанного на своекорыстной деятельности, в котором «…вообще нет места ни для возвеличения, ни для жалобы, ни для раскаяния», посвящен п. «Духовное животное царство и обман или сама суть дела» труда «Феноменология духа»; в таком обществе труд создает мир как отчужденную от человека и властвующую над ним реальность.
    В-четвертых, главной особенностью глобального развития является то, что оно идет с востока на запад, но познание себя духом (в философии Гегеля) не следует соотносить с этим процессом в полной исторической ретроспективе. Ну никак нельзя согласиться с некоторой недалекой критикой, распространенной в СССР и постсоветских учебниках, заключающейся в том, что мировое развитие завершается в гегелевской Германии. Например, еще Б. Рассел обращал внимание на указание Гегеля на развитие Америки после Германии... 

В Новейшей философии современное диалектическое понимание развития обществ использует представления не только современной диалектической философии, но и комплекса социальной философии Новейшей философии и современной политической экономии, в частности, потому что анализу капитализма в диалектической философии придается большое значение.
    С учетом богатого исследовательского материала, но пропитанного идеологическими воззрениями, диалектический подход к пониманию развития общества предполагает комплексный анализ имеющихся концепций и их стратификацию в историко-диалектическом и политико-экономическом смыслах; в частности, диалектически подход к пониманию развития общества определяет рассмотрение развития обществ в областях современной диалектической философии (диалектика развития и противоречий, общественное сознание), социальной философии Новейшей философии (общество и его приоритеты, историко-общественные законы) и современной политической экономии (историко-производственные законы и экономические строи).
     На основе современного диалектического понимания развития были установлены, 
- во-первых, нелинейность развития обществ, подтвердившая положения гегелевской философии о  перемещении центра всемирно-исторического развития,
- во-вторых, не рассматриваемый ранее тип общества – индустриально-социальное общество, которое рассматривается в диалектическом 
позиционировании общественных формаций с позиций учета композиций производительных сил (индустрии), производственных отношений (собственность и распределение в обществе), общественно-социальных процессов и законов развития обществ,
- в-третьих, то, что разные общественные формации могут быть воплощены в разных социоисторических организмах (конкретных обществах).
    При этом одной из задач социальной философии в Новейшей философии стало создание нового предметного поля для формирования современных подходов и представлений о социально-экономическом развитии и для обсуждения его общих и конкретных программных вопросов, в том числе характеризующегося положением современной политической экономиио многополярном мире, включающим учет национальных интересов каждой страны при определении путей развития как мирового сообщества в целом, так и отдельных стран. 
    Однако главным выводом современной диалектической концепции развития общества является понимание перехождения центра исторического развития от США далее на запад, что определяет тезис о необходимости перехвата стратегической инициативы развития Россией, благо не только теоретические аспекты для этого проанализированы (см. «Диалектика НМП для России»), но и диалектические основания имеются; не упустить бы инициативу в погоне за экономическим развитием… 

Впр. 46 Детерминизм в развитии общества

Впр. 47 Материально-производственная сфера жизни общества

Современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему. 

Первые представления о системности общества зародились еще в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли мыслители XIX — XX в.: О.Конт,,К.Маркс,М.Вебер.

В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре большие подсистемы (сферы): материально-производственную, социальную, политическую и духовную. Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику. 

Материально-производственная сфера (экономическое бытие общества) связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания их жизни; социальная (социальное бытие) — сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера (политическое бытие) связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества; духовная сфера — это производство знаний, опыта, ценностей, т. е. производство информации. 

Материально-производственная сфера общества . Материально производственная сфера имеет сложную структуру, включая материальное производство как ядро этой сферы, а также производственно-региональный комплекс и материальную инфраструктуру (материальную базу науки, быта, образования, здравоохранения и т.д.). Иначе говоря, материально-производственная сфера — это сложное, многокачественное образование. 

Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками). 

Главным элементом производительных сил являются люди, осуществляющие процесс производства, так как руками человека создаются, приводятся в движение и совершенствуются орудия труда, и только зна-ния человека, его инициатива, талант являются основой технических усовершенствований. Именно человек выступает как активное инициативное начало, и этим качеством не обладает ни один другой элемент производительных сил. 

Производственные отношения — это система отношений между людьми, складывающихся в процессе про-изводства материальных благ. Их следует отличать от технологических отношений, без которых невозможен процесс производства и которые основаны на технологическом разделении труда в процессе производства (от-ношения между рабочими и инженерами, участками и цехами

Производительные силы — более изменчивая сторона способа производства. Они не могут оставаться неизменными, так как люди, средства производства, даже если никто не ставит себе целью изменять и развивать их, постоянно совершенствуются в процессе разрешения противоречия между личностными и вещественными элементами производительных сил.

Впр.48 Социальная сфера жизни общества

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. К социальной сфере принято относить эк. объекты и процессы, виды эк. деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом. Сущность социальной сферы. Философское понятие социальной сферы фиксирует ту область деятельности и взаимоотношений в обществе, которая связана с существованием больших групп людей, их интересами и, взаимоотношениями, ролью в общественной жизни. Каждому конкретно-историческому типу общества соответствует своя, специфическая социальная жизнь. Социальная сфера жизни - это мир классов и слоев, наций и народностей, профессиональных, возрастных, половых и иных групп людей, связанных системой прямых и опосредованных отношений и взаимодействий. Это сфера потребностей и интересов, мотивов поведения и активности этих групп. Она предполагает определенный социальный строй в обществе, который можно определить как социальное пространство общественной жизни.  Данная сфера имеет собственную структуру, т.е. совокупность элементов, каждый из которых имеет собственные характеристики и занимает определенное место в социальном пространстве. Большое теоретическое значение имеет и марксистский подход к исследованию социальной сферы общественной жизни. В его рамках принято исходить из тезиса о том, что объективным основанием социальной сферы является материальная (экономическая) жизнь общества. С точки зрения марксизма, в социальной сфере зарождаются самые разнообразные интересы людей, которые затем находят свое проявление в политической, культурной, духовной жизни общества. Общество, как и природа, представляет собой противоречивое единство стабильности и нестабильности, устойчивости и изменчивости. Поэтому социальный анализ предполагает рассмотрение общества не только в статике, с точки зрения его структуры, но и в динамике, с точки зрения его изменения и развития.Чтобы понять общество как целое, нужно изучить свойства: самодеятельность; самоорганизация; саморазвитие; самодостаточность (способность социальной системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни).Социальная общность и ее характеристики. В отечественной философии большое внимание идее социальной неоднородности было уделено П. Сорокиным. По его мнению, существует три формы социальной стратификации. Первая - профессиональная, Вторая - это экономическое расслоение людей. И третья форма расслоения - политическая стратификация, что означает неизбежное деление населения общества на правителей (элита) и управляемых (масса).Социальная стратификация - это естественная дифференциация населения общества на слои (страты), которые образуют определенную систему интересов и отношений. Между стратами неравномерно распределяются права и привилегии, обязанности и ответственность, власть и влияние в обществе. Так же изучение социальной мобильности (возможность смены социального слоя) было начато П. Сорокиным. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Элементы социальной структуры общества. Принято считать основными элементами социальной структуры: индивидов с их статусом и социальными ролями, объединения этих индивидов в социальные группы, социально-территориальные, этнические и другие общности. Человечество — это вся совокупность людей, объединенных общими чертами, имеющими общественную социальную природу. Интересы человечества:  выживание и сохранение совместной жизни на Земле; совокупная деятельность по развитию цивилизации, мировой культуры; активное способствование прогрессу во всех областях — развитии природы, материального производства, духовной культуры; интимно-личностный интерес. Целостность и взаимосвязь социальной жизни общества. Суть марксистско-ленинской концепции классов: классы и классовые отношения являются социальной основой всей жизни общества; выступают основой всех других социальных общностей, а в развитии классов усматривается ключ решения всех социальных проблем; отношения классов рассматриваются преимущественно в духе противостояния, борьбы, при этом в центр ставится борьба трудящихся и господствующих классов; из признания классовой борьбы как социальной основы общества выводилась характеристика социального устройства, базируясь на идее господства определенного класса, или его диктатуры. Следует отметить, что переход от экономической к социальной сфере углубляет, конкретизирует сущность человека как общественного субъекта. Так, если в материальной сфере раскрывается облик человека как главной производительной силы общества, человека-работника, то в социальной сфере человек раскрывается в своих социальных связях как социальный субъект. Здесь он не просто творец материально-вещного и духовного богатства, но и выступает как творец своих социальных отношений и связей с другими людьми.

Впр. 49 Политическая сфера жизни общества

Что касается политической сферы общества, то это понятие давно разрабатывалось еще в трудах таких философов, как Аристотель, Макиавелли, Локк, Гоббс, Монтескье, Руссо, Кант, Маркс и др.

На сегодняшний день под ним подразумевается наличие собственности в распоряжении людей, индивидуальной или коллективной, присутствие многообразной структуры, которая отображает разнообразие интересов отдельных групп и слоев.

В политической сфере общества важен высокий интеллектуальный и психологический уровень развития, где каждая личность имеет способность к самостоятельности и свободе выбора при включении в какой-либо социальный институт.

Политическая сфера жизни общества подразумевает различные по своей природе объединения граждан государства, будь то партии, союзы, профсоюзы, группы и т.д. С помощью них осуществляется взаимосвязь между государством и человеком, государство не может полностью узурпировать личность.

В таком случае правительство является лишь элементом, которое сосуществует вместе с разнообразными институтами, созданными обществом. Такое разнообразие имеет свое название - плюразизм. Предполагается, что организации абсолютно не зависят от действующего правительства. В таком случае государство - это лишь выразитель компромисса между разными силами в обществе.В то же время, политическая сфера жизни общества существует в противоречивых отношениях с государством. В случае демократии – это взаимодействие с государством, в случае тоталитарной системы - это пассивная или активная оппозиция правящей верхушке.

Существует несколько элементов, которые характеризуют политическую сферу жизни общества. Первым делом, это наличие собственности, коллективной или индивидуальной. Далее важно присутствие развитой и многообразной структуры, которая отражает многообразие интересов разнообразных групп и слоев общества.

Политическая сфера жизни общества – это выражение политической позиции граждан государства, которые хотят принимать активное участие в развитии государства и быть в центре всех политических событий.

Прежде всего, это люди, которые имеют политическое сознание и свою индивидуальную позицию относительно государственных вопросов. Эта позиция выражается, прежде всего, в участии в референдумах, выборах, митингах. В случае обострения политической ситуации, политическая сфера жизни общества может принимать революционный характер.




1. Задание- выбрать верныеАббревиатура RGB обозначающая цветовую модель расшифровывается как
2. Брестский государственный колледж связи
3. ~о~ам ж~не ~леумет ~~ымдарыны~ м~ні
4. КСОШ ’4 им. Б.Б. Городовикова В настоящее время главной задачей образовательных учреждений России являе
5. Савинков Н.А.html
6. О гражданской обороне 28ФЗ в редакции Федеральных законов от 09
7. Диагностика и лечение синдрома «сухого глаза» у больных, получающих b-адреноблокаторы
8. Інтереси СРСР та США на Близькому Сході в 80-ті роки ХХ ст
9. тематике и физике Дипломная работа Элементы системы работы учителя физик
10. Состояние современного российского рынка труда.html