У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Экономическая мысль древнего мира1

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Экономическая мысль древнего мира

 

Становление экономической мысли  совпадает со становлением человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем судить об эк. мысли древности только после возникновения первых цивилизаций.

Особенностью эк. мысли др. мира была ее недифференцированость от политико-правовой, религиозной идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно.

Экономическая мысль античного общества.

Под античным обществом мы понимаем следующие страны : Др. Грецию и Др. Рим .

Древняя Греция

Для данного общества характерно развитие рыночной экономики и частной собственности. Отсюда интерес философов к проблемам микроэкономики, но не теоретическим, а прикладным. Одним из таких философов был Ксенофонт, написавший работу «Экономика» ,т.е. «Закон домашнего хозяйства», а также Платон( «Государство», «Законы») и Аристотель(Никомахова этика»),поднимавшие в своих трудах экономические проблемы.

 Проблемы поднимаемые ими в своих трудах были следующими:

1)Проблема разделения труда

- У Ксенофонта

     1.Зависимость степени разделения труда от размеров спроса

     2.Зависимость качества продукта от степени разделения труда

- У Платона

     1.Разделение труда лежит в основе человеческого общества. Он писал, что у каждого человека множество потребностей, но одна способность и, следовательно, человек должен жить в обществе для удовлетворения своих потребностей и в обществе должно быть разделение труда.

- У Аристотеля

    1.Он, как и Платон, подчеркивает естественность разделения труда.

2)Товар

- Ксенофонт : различал товар и продукт (товар - продукт, способный к обмену)

- Платон и Аристотель : поднимали теоретические проблемы. Например проблему соразмерности товаров, из которой они сделали вывод, что, хотя существует равенство пропорций, людей ,занимающихся обменом, т.е. обмен справедлив, но в самом товаре это равенство не заложено. Равенство обеспечивается деньгами, т.е искусственным инструментом, созданном людьми.

3)Деньги

Все три философа сходились на том, что деньги - это результат созидательных действий людей. И выделяли три ф-ции денег :ср-во обращения, измерения товаров и накопления.

Метод, которым пользовались эти философы сочетал в себе нормативный(подразумевал естественный порядок явлений, т.е. такой общественный порядок, который, по мнению автора, заложен в естестве человека) и позитивный( включал в себя элементы анализа и первые попытки систематизации) подходы:

Теперь рассмотрим подробнее учение Аристотеля о хрематистике.

Этот трактат важен тем, что он является первой попыткой систематизации экономических явлений. Аристотель делил все явления на 2-е части, и  критерием являлась цель деятельности:

1. Если целью являлось удовлетворение потребностей, то он относил данное явление к экономике, т.к. данная цель является конечной и, следовательно, естественной. К таким явлениям он относил земледелие, ремесло и непрофессиональную торговлю.

2. Если целью  являлась нажива, то Аристотель относил данное явление к разряду хрематистики, т.к. данная цель является бесконечной и, следовательно, неестественной. К данному разряду Аристотель относил профессиональную торговлю и  ростовщичество.

Но не смотря на такой подход(естественное/ неестественное), у Аристотеля существует положение о развитии экономических отношений (меновая торговля, появление денег, профессиональная торговля)

Древний Рим.

В этом государстве рабство было более развито, чем в Греции и имело иную точку приложения (сельское хозяйство).

Наиболее известными работами являются работы Катона Старшего  и Варрона.

В  своем трактате «О земледелии»  Катон  обосновывает преимущества сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. Хотя Катон допускал использование нерабского труда ,но его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на рабском труде. При этом Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и предлагал ряд советов по увеличению доходности. Особое внимание он уделял проблемам организации рабского труда : он предлагал применять метод «кнута и пряника».

Проблемы организации рабского труда рассматривает в своей  работе «О сельском хозяйстве» и Варрона. Он обосновывал преимущества сельского хозяйства и порицал переселение римлян в городские стены. Он также был сторонником самообеспечения вилл, а развитию рынка не придавал особого значения.

Экономическая мысль Др. Востока

Экономическая  жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу, а экономическое знание носит догматический, априорный характер, носит форму закона.

Первым дошедшим до нас  памятником экономической мысли является

«Поучение гераклеопольского царя своему сыну» Древний Египет, где особое внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в гос. аппарат «по их делам». Далее такое уже недопустимо.

В отличие от Др. Египта для первых государств Месопотамии характерно быстрое развитие частнособственнических начал и денежных отношений. Но у условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к  разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Основная тема этих законов, создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого».Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

В Др. Индии крупнейшим памятником общественной мысли является  «Артхашастра» - трактат об искусстве политики управления государством. Этот трактат показывает, какую большую роль играло государство в хозяйственной жизни страны. Государство контролировало все области хозяйства, вело четкую финансовую политику.

В Др. Китае  было несколько  направлений течения общественной мысли, но основным было конфуцианство, которое при Конфуции  защищало позиции родовой знати. Следующий идеолог Мэн-цзы выступал за четкое деление общества на «управляемых и управляющих», а сюнь-цзы  выступал уже за четкое разделение труда. По его мнению  государство должно было строиться на трех главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу  и необходимости сохранять излишки.

В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент - легисты,которые отражали новые тенденции в развитии Др. Китая (усиление роли государства и формированием гос.-бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся  Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т.к. считал,что государство добивается процветания с помощью двух средств : земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки.

Особое место в древнекитайской идеологии занимает даосизм. Его основоположник Лао-цзы  призывал вернуться к первобытным временам.

Особое место в истории экономической мысли Китая занимает трактат «Гуань-цзы», в котором достаточно глубоко разработаны принципы управления хозяйством. Они ратовали за защиту народного хозяйства от рыночной стихии, считая, что рынок привносит беспорядок в сельское хозяйство. Так же они были за «усиление земледелия»,создание государством постоянных зернохранилищ, увеличение гибкости податной системы, выдвинули принцип «уравновешивания хозяйства». Этот трактат сыграл огромную роль в становлении  экономической мысли Китая. Были выдвинуты идеи  о возможности количественного анализа экономических явлений.

Пономарева Е.В.

группа № 206




1. записка к курсовому проекту.
2. тема государства и включенный в нее государственный бюджет
3. Збираючись у довготермінове відрядження Іванов домовився з Петровим про те що він передасть Петрову у ко
4. видимому отнести к тем далеким временам когда человек впервые осознал что он человек существенно отличае
5. Реферат- Честь и достоинство
6. Тема 6. Облік операцій банку з цінними паперами Облік фінансових інвестицій Фінансові інвестиції це ак
7. расчетные сопротивления бетона осевому сжатию соответственно для предельных состояний первой и второй гру
8. тема не терпят поверхностного подхода и суетности
9. Тема доклада Докладчик Научный руководитель 1 Коноплёв Н
10. техника рассечения и соединения тканей.html
11. Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм получения высшего образования Частного.html
12. Аналіз господарської діяльності підприємства Суть особливості та завдання аналізу господарської
13. Общ положения 2 Кардиналистская теория 3 Ординалистская теория 1 Полезность ~ способность экго бла
14. 2013ж
15. Военноучётные специальности женщин
16. Экология 1 Предмет и задачи экологии
17. то мецената на деньги которого была выстроена очередная церковь то российское правительство особо подчерк
18. липиды объединяет вещества обладающие общим физическим свойством гидрофобностью т
19. круглого стола 24
20. і Внутрішні надходження включають в себе- виручку від реалізації продукції товарів робіт і послуг