Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
![](images/emoji__ok.png)
Предоплата всего
![](images/emoji__signature.png)
Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
1.Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы.
Мировоззрение-это система устойчивых взглядов человека на мир и своё место в нём. Для мировоззрения характерны черты: 1) активная форма знания. 2) целостность3) всеобщность. Предмет мировоззрения- это вопрос о сущности и характере отношений в системе человек-мир. Роль мировоззрения управлять жизнедеятельностью людей в целом. Структура мировоззрения представлена следующими уровнями: 1) обыденно- практическим-здесь формируется повседневное мировоззрение в форме мироощущения , представляющего эмоционально- психическую сторону отношения человека к миру.2)рационально- теоретическим- создаётся обобщённая модель мировоззрения в форме миропонимания. Структурными элементами мировоззрения являются знания, ценности, идеалы, убеждения. Исторические типы мировоззрения: 1)мифологическое- неразрывное единство человека и природы; перенесение человеческих качеств на неживой и живой мир природы; вера во множество сверхъестественных существ. 2) религиозное связано с оформлением монотеистических Богооткровенных религий(иудаизм, христианство, ислам).3) философское мировоззрение , осмысление предельных оснований бытия и мышления; опора на разум и внутренний опыт человека.
2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
Определение предмета философии задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано:1) отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры.2) философия в начале своего развития охватывает практически все теоретические знания о мире.3) многообразные философские школы и направления.4) в историка- философском процессе наблюдается эволюция её предмета. Предметная направленность связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром- природой, обществом, культурой. Специфике анализируемых проблем в структуре философского знания выделяется основные раздела:1) онтология- философия бытия 2) гносеология- философия познания 3) социальная философия- философия общества 4) аксиология- философия ценностей.5) философская антропология- философия человека.
3. СПЕЦИФИКА И МЕТОДЫ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Философия оказывает влияние на людей как непосредственно, так и опосредованно через науку , религию, искусство. По предметной направленности философия сближается с религиозным знанием. В некотором смысле философию сближает с мифологией ориентация на целостное воспроизведение мира и человека. В то же время этот критерий чётко отделяет философию от науки:1) научное мышление предметно, формирует теоретический мир 2) научное знание фрагментарно 3) наука определяет профессиональную жизнь людей. По характеру знания, языковым средствам и специфике рефлексии философия ближе к науке т.к для них характерно построение знания в теоретической форме, использование отвлечённых понятий. По критерию природы текста и статуса автора философию можно сравнивать с искусством, т.к и для философского, и для художественного текста принципиальное значение имеет авторский стиль произведения и позиция самого автора.
4. ФИЛОСОФИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Исторически формирование научного сознания и выделение его из протонауки происходило в процессе оформления философии как определенной формы знания, содержащей в себе и научный опыт. Исходя из этого, можно указать на ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой. 1. Категориально-теоретический тип знания, при котором философия, как и наука, опирается на особые специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии. 2. В классических версиях и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный идеал познания. Именно они, в отличие от обыденного мышления, мифологии, религии, искусства, провозглашали истину высшей и самодостаточной познавательной ценностью. Видимо, этот смысл и составляет сущность известного изречения Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Философия и искусство. Широкий анализ исторической динамики философии и искусства подтверждает то, что во многом они едины и взаимосвязаны. 1. Как в философии, так и в искусстве одним из главных предметов изучения является человек, его духовный мир и образно-эмоциональная сфера сознания. Познавательный интерес и философа и художника всегда был направлен на ценностный пласт культуры, формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном, добром, безобразном и др. 2. Поскольку одной из важнейших задач философского познания является раскрытие не только сферы значений тех или иных явлений культуры, но и их личностных смыслов, то философия в этой своей цели взаимосвязана с искусством. Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. В. Гете, Ф. Ницше, Ф. Достоевский. Т. Манн, Г. Гессе, Ж.-П. Сартр, А. Камю и многие другие вошли в историю культуры и как великие писатели, и как глубокие оригинальные философы.
5. ОБРАЗЫ ФИЛОСОФИИ И СТИЛИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
Свою историческую и социокультурную конкретность она обретает в различных учениях, концепциях, доктринах, системах, школах и направлениях. Не претендуя на построение полной и репрезентативной классификации возможных стилей, жанров и форм философствования, а также различных образов философии, укажем лишь на наиболее типичные и распространенные из них: системно-концептуальный (Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза); спекулятивно-диалектический (Г. Гегель, Ф. Шеллинг, В. Соловьев); дискурсивно-аналитический (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап); мистико-диалектический (Прокл, Плотин, М. Экхарт); риторико-эссеистский (Б. Паскаль, М. Монтень, Ф. Ницше); императивно-этический (Конфуций, Сенека Среди наиболее типичных образов философии можно указать на следующие. Философия как любомудрие. Этот образ сложился еще в античности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения. Философия как вид «языковой игры». В этом образе философия воспринимается непрофессиональным сознанием как практически бесполезное и далекое от реальных жизненных проблем интеллектуальное занятие, направленное на продуцирование текстов абстрактно-эзетерического содержания, в которых нет внятных и конструктивных ответов на насущные вопросы жизни человека и общества. Философия как идеология
6. ФИЛОСОФИЯ И МИФ. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
Философия (от греч. phileo люблю, sophia мудрость) любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением. Мифология система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой. Миф образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.Становление философии в культуре древних цивилизаций: 1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев..2. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства 3. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами: прекрасного и безобразного; добра и зла; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества;и др 4. Закономерность развития философии Древнего Китая и Древней Индии это мировоззренческий характер философского знания. В философии Древнего Китая и Древней Индии используются традиционно философские категории: движение; противоположность; единство; материя;и др
7.СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Сущностной особенностью древнеиндийской философии является религиозный характер большинства школ. Религиозные основания определяли социальную и культурную специфику цивилизации Древней Индии в целом. Система религиозных верований формировалась здесь на основе ведийского канона. Завершают канонические тексты упанишады. Формирование индийской философии связано с возникновением сильных арийских государств, что, в свою очередь способствовало дестабилизации традиционной кастовой структуры индийского общества и выдвижению кшатриев на привилегированные политические позиции. Свои идеологическое отражение эти процессы нашли в неортодоксальных школах индийской мысли, специфика которых определялась отрицанием безусловного авторитета вед и апелляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения. Религиозный характер древнеиндийской философии обусловил особенности: 1) метафизическая 2) традиционализм 3) синтез философского знания
8.СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями светского знания и образования. Доминирующим регулятором становится не религия, а ритуал, выступающий гарантом социальной стабильности и порядка. Основное значение для эволюции Китая имело конфуцианство вопросы о нравственной природе человека, семье, управление государством.(Конфуций) Этическая и социально- политическая проблематика получили дальнейшее развитие в школах легизма., моизма. Натурфилософская проблематика связана со школами инь-ян и доасизма. В целом китайскую философию характеризует: 1) отсутствие метафизических систем и рационально- практическая направленность на регуляцию социального опыта.2) традиционализм как отражение идеала, как принцип организации философских школ и текстов 3) литературно- афористический стиль изложения .
9.ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Античная философия складывалась в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установления демократического строя. Развитие философских идей демонстрирует направленность на объединение в едином универсуме природы, человека и богов. В целом античная философия в своём развитии прошла периоды становления, расцвета, упадка. На первом этапе философия выступала в форме натурфилософии, была космоцентричной поднимала проблему первооснов бытия. На втором произошел переход от преимущественного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его проявлениях. Наиболее яркими представителями классического этапа были Сократ, Платон, Аристотель. На третьем этапе интерес философии сосредоточился на познании личности, как приспособиться к сложной и противоречивой социальной жизни. В античной философии имелись все позднейшие типы мировоззрения, наметились все основные проблемы, решение которых стало задачей последующей истории мысли.
10.ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ. СТАТУС И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ.
Средневековая философия формировалась в условиях сословно- монархической структуры феодального общества и господства богословия. Специфика определяется теоцентризмом, креационизмом, провиденциализмом и откровением. Согласна принципу теоцентризма, исходной точкой философского анализа признавалось духовное, бесконечное, абсолютное и неизменное бытие Бога. Принцип криатизма требовал рассматривать все явления как сотворённые Богом из ничего. Согласно принципу провиденциализма, природные явления и человеческие судьбы определяются Богом. В средневековой европейской философии выделяются этапы патристики(интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, где элементы платонизма играли ведущую роль), схоластики(систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием наследия Аристотеля).В целом средневековая философия расширила проблемное поле, углубив понимание единства бытия и мышления, способствовало развитию искусства толкования текстов , сформулировала понятие внутреннего человека.
11.ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.
Промежуточное между феодализмом и капитализмом состояние общества, экономическая и социально-классовая незавершённость, неоднородность идеологических ориентаций определяли расплывчатость и смешанные духовные устремления теоретического сознания эпохи Возрождения. Своё название Ренессанс, Возрождение данная эпоха получила, потому что она характеризовалась возрождением античного способа мышления и чувствования. Эпоха Возрождения создала тип культурного индивидуализма, ориентированного не на практическую экономическую деятельность, что характерно для более позднего буржуазного индивидуализма, а на духовную культуру, духовные ценности. Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция, ей присущи антисхолостическая направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности. Этапы эпохи возрождения: 1)гуманистический, высшая ценность жизни человек, свободный и благородный. 2)философский неоплатонизм, возвращение идеи о человеке как микрокосме.3) натурфилософский, глубокий интерес к пр роде.
12.ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ.ДИЛЕММА ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА.
Для эпохи Нового времени характерен наукоцентризм- учение читать и понимать книгу природы рациональными средствами науки. Философия Нового времени возвела в высший принцип утилитаризм, оправдывающий человеческую активность. Утверждались демократизм, связанный с приобщением к знанию широких слоёв населения, и рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума. Отсюда- проблема научного метода. Этому способствовало: развитие капиталистической системы хозяйства, крупных производств; завершение создания экспериментально-математического естествознания; синтез науки и техники, теории и практики; дальнейшее изменение статуса Бога; изменение задач философии. Философско-методологическая программа эмпиризма: Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руководствуясь научным методом. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования
13. ФИЛОСОФИЯ И ИДЕОЛОГИЯ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Европе и Америке, связанной с преодолением феодальных сословных отношений и утверждением ценностей либерализма и демократии. В сфере духовной культуры эпохе присуще борьба с Церковью и религиозными предрассудками. В качестве основных социально-философских концепций Просвещения выступали теории естественного права, общественного договора и гражданского состояния. Теория естественного права: все люди ровны и имеют равные права на жизнь, свободу и т.п. Теория общественного договора: государство-это результат добровольного соглашения людей для защиты. Историческая миссия философии Просвещения заключается в разработке идеологической программы нового капиталистического общества.
14.НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ
Хронологически немецкая классическая философия занимает небольшой временной промежуток, её образуют всего 5 авторов: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. В истории философии она занимает особое место , НКФ стало: 1)Высшей формой развития классической рационалистической традиции, ориентированной на разум.2) преддверием неклассического типа философствования, стали основанием для развития новых философских стратегий. Критическая философия Канта пересматривает идеалы предшествующей гносеологии.* человеческое познание, начинающееся с определённого вопроса или предположения, всегда активно по отношению к природной действительности.* объективный мир , данный нам в чувственном восприятии, это мир существует сам по себе независимо от человека. И т.д
15КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ: ДВЕ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Переход к современному типу рациональности был обусловлен: 1)развитием индустриального общества и радикальной трансформацией всех социальных систем. 2) ускорением темпов исторического прогресса при одновременном осознании его катастрофичности для человека 3) возникновением альтернативных классике тенденций в духовной культуре. В развитии современной философии можно выделить три этапа: 1) неоклассический, характеризуется попытками трансформации классических систем или их отдельных положений в соответствии с новыми потребностями времени. 2) неклассический, 3) постнекласичесский. В отличии от классики, современная философия не имеет единого мировоззренческого центра, придающего философии типологически целостной образ. Объединяет их критическое отношение к идеалам классики.
16. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. К постклассической философии относят ряд философских учений XIX - начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций. Представителями этой "переходной" философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Общей характеристикой философских учений этого периода (пожалуй, за исключением марксизма) является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т. п. Постепенно происходит трансформация взглядов на природу человека, который более не рассматривается как существо, главной характеристикой которого является разумность, и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений. Постклассическая философия предлагает также новый взгляд на историю, отказываясь от квалификации ее как однозначно линейного процесса или переосмысливая исторический процесс на материалистических началах
17.МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:ЕЁ СУЩНОСТЬ,ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.
18.ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В БЕЛАРУСИ.
Этапы: -Предфилософский-период принятия христианства, имевшего для белорусских земель большое значение.- Второй этап. гуманистическое и реформационное движение, характерно формирование белорусской народности и языка. Третий этап-доминирование схоластической философии, связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой, и в области образования.- Четвёртый этап- господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли.- Пятый этап- национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли. Освобождение белорусского народа, статуса, национальной культуры, языка, национальное возрождение.- Шестой этап- доминирование марксистской традиции в белорусской философии
19КЛАССИКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ. РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ИХ НАСЛЕДИЯ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
В предфилософском этапе знаковыми фигурами являются Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая, они способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению , что далжно было обеспечить человеку душевную гармонию и помочь в достижении счастья. В гуманистическом и реформационном этапе представителями явл.Ф. Скорина, Н. Гусовский, С.Будный, А.Волан, В. Тяпинский, Л. Сапега.Возрождение и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Ф. Скорина трансформирует её в идею общего блага, которое достижимо в обществе с помощью закона и права. С.Будный критикавал не только учение о триединстве Бога, но и утверждения церкви о божественном происхождении Христа, существовании загробного мира. Основу схоластической философии составляли труды Аристотеля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике. Образование и воспитание- основной механизм формирования свободного человека и установления справедливого общества, эти темы рассматривались в трудах А. Нарушевича, А. Мицкевича и др.Деятели А.Пашкевич, Я.Купала, Я.Колас, К.Калиновский стали разработчиками идей таких как освобождения белорусского народа, статуса, культуры, языка.
20.ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
В русской философии можно выделить ряд периодов: 1) становление 2) обособление философии от религии и утверждение её как теоретической науки 3) фундаментальная разработка проблем методологии научного и социального преобразования России. Важнейшими особенностями русской философии явились: 1) длительное господство в ней религиозных форм сознания, постоянный поиск смысла и значения христианских идей для отдельного человека. 2) дуализм в понимании мира, человека и истории как следствие неопределённого до конца противостояния языческих и христианских истоков русской культуры.3) эмоционально-образный стиль, отдающий предпочтение художественным образам. 4) наклонности к умозрительным спекуляциям сочетались с некой социальной ориентированностью на соборность, общинный строй жизни.
21.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ОСНОВНЫЕ ТРАДИЦИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА 19-20 ВВ
Русская философия предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство. России - центр, где смешивается Западная и Восточная культуры. "Умопостигаемый образ" России, к которому стремился в своей историко-культурной рефлексии Бердяев, получил завершенное выражение в "Русской идее". Русский народ характеризуется в ней как "в высшей степени поляризованный народ", как совмещение противоположностей государственничества и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воинствующего безбожия. Противоречивость и сложность "русской души" Бердяев объясняет тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ не есть чисто европейский, но он и не азиатский народ. Русская культура соединяет два мира. В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно-исторический процесс обнаруживает момент прерывистости и даже катастрофичности.
22. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы. 1 Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия и др. 2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем, эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии. 3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. Разделы СТРУКТУРЫ или философские дисциплины: теоретическая философия, включающая в свой состав логику, онтологию, аксиологию, гносеологию и эпистемологию, философию науки; практическая философия, представленная с оциальной философией, философией культуры, философией права, философской антропологией, философией техники и др.
23. ПОНЯТИЕ «МЕТАФИЗИКИ». ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА МЕТАФИЗИКИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
Понятие «метафизика» имеет искусственное происхождение и в трудах античных философов не встречается, т.к. является результатом систематизации рукописей Аристотеля. Метафизика стала синонимом первой философии. У Аристотеля метафизика состоит из двух частей:1) общей метафизики, исследующей сущее как таковое, высшие принципы и начала бытия;2) специальной метафизики, изучающей высшую, неподвижную субстанцию мира, т.е. сверхчувственное бытие.
В результате метафизическим познанием считается познание, опирающееся на умозрение, созерцание. Со временем понятие метафизика стало применяться для обозначения метода философского исследования. Отличительными признаками метафизического метода стали абстрактность, односторонность, абсолютизация отдельных сторон в познавательном процессе. Метафизике присущи черты:1) спекулятивная природа и доминирование теоретического разума. 2) рассуждение с помощью категорий о предельных основаниях бытия как целостности 3) формально-априорный, посылки о реальности. МОДЕЛИ: 1) метафизика субстанции, исследующая сущностные основания мира как целого 2) метафизика субъекта, выявляющая начала познания 3) трансцендентальная метафизика, изучающая условия возможности доопытного знания об объекте.4) метафизика снований как утратившая статус и ставшая базисной дисциплиной.
24.ОНТОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ БЫТИЯ.
Онтология- изучение о сущем. Специфика онтологии, она исследует проблему существования (бытия)реальности, законов организации. В античности онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал, из которых всё возникает. В новое время приоритет приобретает гносеология и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания. Историческим и логическим началом служат категории: бытие, небытие, сущее, сущность, реальность, время. Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Её функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определённый вид. Философия бытия исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия поскольку из ничего не может возникнуть ничего. Виды бытия: материальное, обозначает всё то, что составляет объективную реальность; духовное-представляет явления духовной жизни человека и общества, их чувства, настроения, мысли. Формы бытия: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного, бытие социального.
25. ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО И НАУЧНОГО АНАЛИЗА.
В широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом. В современной культуре наряду с понятием природа используется категория образ природы. Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы, принципами которой являются:1) процветание любых форм жизни на земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека.2) люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей3) современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того и другого.4) изменение политики социума и формирование у людей экофильного отношения к природе- залог их совместной эволюции. Философия природы рассматривает проблему отношения человека к природе в социокультурной динамике. Модели взаимодействия: 1) мифологическая, фиксирующая архаичиский тип природопользования.2) научно-технологическая, отражающая индустриально-технологический тип природопользования, обусловленный развитием промышленности и техники.3) диалогическая, ориентированная на установление коэволюционного типа взаимодействия человека и природы.
26.БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ. ПОНЯТИЕ «НООСФЕРЫ».
Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие имеет несколько толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания Биосферу рассматривают в качестве одного из основных структурных компонентов строения нашей планеты и выделяют такие структурные уровни ее организации, как: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический. Между неживыми и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванным живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. Понятие ноосфера (греч. noоs разум, sphaira шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г. Данный термин встречается и в концепции французского естествоиспытателя П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е. «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных вне биосферы и над ней. В. Вернадский тоже исследовал понятие ноосфера это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом.
27. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.
28.ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.
Человек одна из основных проблем философской рефлексии. Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Потребность эта возникает и расширяется по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией развития различных конкретных наук: политэкономии и социологии, биологии и медицины, астрономии и географии, этнографии и антропологии, лингвистики и культурологи и т.д. В искусстве все большее место стала занимать идея преломления природных и социальных явлений сквозь призму видения их человеком. Повышение интереса к философскому анализу проблемы человека продиктовано сегодня новым этапом научно-технической революции (и её влияния на индивида), развитием мирового сообщества, экологической ситуацией и мн.др. проблемами. Человек как объект познания обладает бесконечным разнообразием проявлений, уникальной биопсихосоциальной природой. Человек существо биопсихосоциальное. На формирование личности оказывает влияние общество. Все, чем отличается человек от остального мира природы разум, воля, характер, сознание, потребности, способности формируются непосредственно в обществе. Культура человека оттеснила инстинкты, присущие животным. Человек не рождается умеющим говорить, ходить, думать, работать. Речь, интеллект, сознание, мировоззрение, потребности, способности, характер и др. все эти качества души, отличающие нас от остального мира живой природы, формируются в процессе воспитания.
29. НАУЧНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ МОДЕЛИ АНТРОПОГЕНЕЗА.
Антропогенез- процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. Антропогенез изучается целым комплексам наук , где исследования строятся преимущественно на анализе гоминидной триады, под которой понимаются генетически закреплённые признаки, составляющие специфику человечества как биологического вида. Тенденции интерпретации антропогенеза в философии могут быть разделены на две основные группы: креационистские и эволюционные. Креационизм- рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле. Эволюционизм- отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт общеприродной эволюции. Основные философские концепции эволюции: трудовая модель, утверждает что именно труд способствовал закреплению и развитию гоминидных признаков и определил возникновение у человека особой формы адаптации к внешней среде; игровая- связывает возникновение человека с развитием игры; психоаналитическая, становление культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу; семиотическая модель, рассматривает культуру как особую знаковосимволическую реальность, сердцевину которой составляет язык.
30.Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия.
«Индивидуальная универсальность личности» исследуется в философии в двух проекциях: «тело-видимое» (тело-объект), и «тело-видящее» (тело-субъект). 1) «Тело-видимое» обречено на встраивание себя в жесткую культурную матрицу приемлемых стандартов поведения, к примеру, даже взгляд на себя в зеркало это оценка себя глазами Другого. Такое сведение индивидуального к единому шаблону находит свое наиболее яркое воплощение в науке, объективирующей и унифицирующей все индивидуальное. 2) «Тело-видящее», осуществляется лишь в конкретной жизненной ситуации, окрашенной всегда уникальными чувствами и впечатлениями человека. Жизнедеятельность «тела-видящего», его возможные проявления, описываются современной философией через понятие телесности. Категорией «телесность» описывается все то, что не поддается жесткому контролю разума и воли. В современной философии «телесность» понимается как категория, акцентирующая такие фрагменты действительности как текст, смерть, опыт повседневности. Наиболее ярко проявления телесности заявляют о себе в состоянии аффекта, где исчезают механизмы самоконтроля и человека подчиняется своей стихии.. Рассмотрим следующие проявления телесности:
Страх это психическая реакция, связанная с предчувствием опасности. Внутренняя «логика» страха построена на определенном дисбалансе знания и незнания: мы знаем источник опасности, но не можем быть уверены в возможности благополучного исхода.. Человечество живет, преодолевая старые страхи и создавая новые.
31.ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ.
Экзистенциальные феномены акцентируют человека в его уникальных, индивидуально-личностных свойствах, где основными для самоопределения человека выступают вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии, свободе. Проблема смысла жизни в философии связана с более фундаментальной темой о природе и сущности человека. Решение вопроса о смысле жизни неизбежно предполагает необходимость определения соответствующего статуса смерти. Человек-это единственное существо, знающее о смерти. Для всей классической культуры смерть выступает как переход к какому-то иному состоянию жизни. Феномен свободы составляет наряду с проблемами жизни и смерти ещё одну сущностную экзистенциальную проекцию человеческого бытия. Историко- культурные образы свободы: фатализм, человек растварён в космосе; свобода воли, свобода как познанная необходимость, экзистенциальная свобода как свобода выбора.
32 Сознание человека как предмет философской рефлексии. Основные традиции анализа сознания в классической и современной философии.
Одним из важнейших свойств материи является сознание. Некоторые философы полагают, что сознание может выступать даже как атрибут материи, подобно Спинозе, считавшему мышление наряду с "протяжением" атрибутом субстанции. Такой подход возможен. Но многие философы уточняют такое место сознания в общей картине бытия. Указывается при этом, что сознание есть одна из форм такого более общего свойства материи, как отражение. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах. Сознание тоже есть взаимодействие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответствующим содержанием. . Сознание - высшая форма человеческой психики. Сознание - триединство разума, чувства и воли. Разум называется интеллектом (абстрактным мышлением). Сознание - высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высокоорганизованной материей. Сознание, так как оно вторично, является одной из форм материи и порождается материей, и существует материально. Так как мир как целое материален, и следовательно, всё что в нём находится, включая сознание, материально. Так как мысль осуществляется материальным мозгом, то она является материальной, ибо материя не может действовать иначе как материально. Сознание - материально (материально - существующее до, вне и независимо от сознания). Абсурдное утверждение. Следовательно, сознание идеально. Идеальное - это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые сознанием. Функция этой формы заключается в том, чтобы замещать любые материальные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества вещей. Сознание - продукт бесконечного развития материи. Сознание - свойство высокоразвитой материи (человека). Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом отражении действительности, в предварительном построении действий (мысленно) и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения.Сознание - итог длительного развития материальной действительности. Развитие такого св-ва материи как отражение. Отражение - всеобщее св- во материи, способность матер. явлений, процессов воспроизводить в своих св-вах особенности др. явл. в процессе взаимодействии с ними. Отражение в своем развити проходит ряд этапов:1) Отражение в неживой природе2) В живой3) На соц. уровне.
33. ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
Сознание можно охарактеризовать как сложную многоуровневую систему, включающую в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции. Соответственно проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в контексте общеприродной эволюции, в связи со становлением культуры и общества и в аспекте онтогенеза. Природным основанием появления сознания стало свойство отражения как способность объекта воспроизводить характеристики взаимодействующего с ним объекта. Выступая как информационное отражение, сознание укоренено в этом общеприродном свойстве, представленном на уровнях неживой, живой и социальной материи. Раазвитие форм отражения в живой природе: раздражимость, чувствительность, психика.
34.ТВОРЧИСКАЯ ПРИРОДА И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РАЗМЕРНОСТЬ СОЗНАНИЯ. СОЗНАНИЕ И МОЗГ.
Социокультурная размерность сознания. В разработке проблемы социокультурной размерности сознания в философии сложилось несколько подходов к ее рассмотрению. Генетическая схема анализа проблемы представлена трудовой теорией происхождения сознания, сформированной философией марксизма. Согласно этой концепции, восходящей к Ф. Энгельсу, становление трудовой деятельности в коллективе (т.е. такого взаимодействия человека с природой, которое позволяло ему приспосабливаться к природе, преобразуя ее) вызвало необходимость в новом уровне психического отражения реальности, в установлении нового качества общения между индивидами с помощью речи. В первую очередь благодаря трудовой деятельности, у человека сформировались высшие психические функции, способность к выработке понятий, к рациональному постижению мира с помощью абстрактно-логического мышления. Эволюция семейно-брачных отношений и появление первых форм нравственного регулирования (табу) создали предпосылки дальнейшего развития труда, формирования социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества. Функциональная схема, восходящая к философии марксизма, трактует сознание как осознанное бытие, под которым понимаются реальные условия жизни людей в обществе, способ их жизнедеятельности. Согласно этому подходу, содержание сознания в итоге определяется социально-экономическими факторами, а структура и характер духовного производства задаются структурой общественно-исторической практики.
35.ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.
Познание - приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе; творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире; общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.Социальные формы познания. Наука и научное познание. Научное познание представляет собой специфическую сферу деятельности человека, где целью и результатом является система объективных и достоверных знаний об окружающем мире и путях его практического освоения, о самом человеке. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Религиозное познание представляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное. Сущность религии: вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых условиях установить контакт, получить спасение, защиту, а также наказание за грехи и другие негативные действия
36.ОСНОВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Познание - приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе; творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире; общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека. 1 Субъект познания это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания; тот, кто осуществляет познавательную деятельность. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.2 Объект познания это то, что противостоит субъекту, то, на что направлена практическая познавательная деятельность субъекта познания.
Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность).
40. НАУКА, ЕЕ КОГНИТИВНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС Понятие науки. Наука как деятельность по продуцированию нового знания и социальный институт. Социокультурные предпосылки генезиса науки. Особенности развития науки на Востоке и Западе. Основные этапы исторической динамики науки. Научное познание и его специфика. Структура научного познания. Содержательные особенности эмпирического и теоретического уровней научного познания. Понятие эмпирического факта и научной теории. Научное знание как развивающаяся система. Проблема механизмов возникновения и динамики научного знания. Аксиологический статус науки в системе культуры. Границы науки и ее возможности. Знание за пределами науки. Вненаучное знание в контексте культуры, его сущность и статус. Критерии разграничения научного и вненаучного знания.
41.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ЕЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Функционирование науки, ее статус в культуре во многом сопряжен с реализацией технико-технологической и мировоззренческой проекций. Западноевропейская цивилизация, базирующаяся на науке (как одной из ценностей), имела свои достижения: она обеспечила рост производства, улучшение качества жизни, в ней утвердилась идея прогресса, личной инициативы, свободы, демократии. Наука в полемике с религией отстояла свое право на участие в формировании мировоззрения, становлении критически-рефлексивного способа мышления. Кризис техногенной цивилизации стимулировал обсуждение перспектив развития науки. Эти перспективы могут быть связаны с дальнейшей реализацией названных выше проекций. Без науки невозможно развитие высоких технологий, разрешение глобальных проблем современности, разработка моделей будущего развития цивилизации и т. д. Наука обязана сохранить свою роль в формировании мировоззрения, в противном случае может возникнуть ситуация взрыва мистики, доминирования «околонаучного» сознания, которые станут основанием «нового» типа миро- видения. В процессе реализации основных проекций современная наука демонстрирует изменение своего образа. В современной науке (биологии, космологии, синергетике, гуманитарных науках) разрабатываются идеи и принципы, меняющие традиционные представления об объектах.
44.СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ, СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОСТИ. Считается, что предметом социальной философии является общество. Однако это верное в определенном смысле утверждение нуждается в существенном уточнении, поскольку общество изучается в разных аспектах и на разных уровнях многими науками, не являющимися социальной философией. Нельзя же, к примеру, политэкономию лишить ее предмета, неотрывного от общества; в то же время ошибочным будет полагать, что она есть тоже социальная философия. В чем же специфика социально-философского подхода к обществу? Вкратце можно сказать - в философском подходе к обществу. Что это значит?Социальная философия является разделом, частью философии, а потому все характерные черты философского знания должны быть присущи и социальной философии. Между ними - отношение целого и части, где часть, помимо своеобразных, особенных свойств (в отличие от других частей и целостности как таковой), обладает, прежде всего, свойствами целого. В социально-философском знании такими общими с "целым" понятиями являются понятия бытия, сознания, системы, развития, истины и др.; в ней имеются и те же основные функции, что и в философии (мировоззренческие и методологические).
45. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, И СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
Предмет, структура и социокультурные функции философии.Ф-ции:
Мировозренческая (фил. вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир)
Методологическая (фил. участвует в разработке общей научной картины мира)
Социально-критическая(фил. осуществляет теоретический анализ причин возникающих социальных проблем) Предметом фил являются наиболее общие законы природной, социальной и духовной реальности. Структура фил:Социальная философия (исследует взаимоотношение личности и общества, поиска идеальной модели общественного устройства) Этика (изучает проблемы норм и идеалов поведения человека) Гносеология (исследует проблемы познавательной деятельности человека, форм познания)
Логика (исследует законы и формы правильного мышления)
46. общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике
Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества. Общество как развивающаяся система представляет собой сложный и противоречивый исторический процесс. Общество развивается по собственным законам. В своих действиях люди исходят из потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно. Действия индивидов в историческом процессе сливаются в поток действий масс, классов, партий, общественных движений.
Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующих независимо от воли и сознания человека, т.е. объективный, и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и процессов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.
47. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Проблема взаимосвязи человеческого общества и общественного человека конкретизируется в проблеме соотношения субъективного фактора и объективных условий функционирования и развития обществ (исторического процесса). Общественное сознание и субъективный фактор, общественное бытие и объективный фактор взаимосвязаны, но не тождественны один другому. Функционирование и развитие любого человеческого общества - это процесс, в котором практически действуют, с одной стороны, субъективный фактор (люди, общности), а с другой - объективные
48.ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИИ Проблема источника исторического развития связана с решением вопроса о том что движет историю т.е о тех глубинных причинах которые определяют качественное измерение общества и его переход к новому состоянию. Для решения этой проблемы выделяют три модели: теории социального противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта. Теории социального противоречия исходят из общедиалектических установок, в соответствии с которыми именно единство и борьба противоположностей являются источниками развития как в природе так и в обществе.Проблема движущих сил и субъекта истории это вопрос о том кто ее движет.в этом плане под субъектом исторического развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической активности. Движущие силы истории- это слои населения посредством которых осуществляется воля субъекта. В качестве субъекта выделяют: личность,народные массы, элиту. Под движущими силами истории понимали: народ,народные массы, массы.
50. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
Чаще всего Термин «цивилизация» понимается следующим образом: - как ступень исторического развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс); - как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (в выражении «античная цивилизация»); - как определенная стадия упадка и деградации культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев); - как характеристика технико-технологической стороны жизни общества (Д.Белл, А.Тоффлер). В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных критериев оценки жизни общества также выделяют различные типы цивилизаций. Однако, все они характеризуют развитие общества как единый исторический процесс на всем его протяжении. Чаще всего в историко-стадиальных исследованиях используется технико-технологический критерий, на основе которого выделяют: аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, А Тоффлер).
51.СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ: ПОНЯТИЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ.
Под «техникой» понимается система созданных средств и орудий производства, а так же приемы и операции, умения и искусство осуществления трудового процесса. Цель и функции техники преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний. Философия техники настаивает: что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек императиву техническому.Человек должен относится с уважением к хрупкому равновесию в природе и давать разрешение лишь на то, что укрепляет это равновесие, а не разрушает его. Человек должен делать и производить не все, что он может. Знание человека не должно быть направлено против остального мира, знание не должно быть силой, не должно использоваться с целью манипулирования природой и человеком. Человеческое понятие прогресса должно означать не вымирание других творений природы и в тоже время не омертвление душевных и чувственных возможностей человека, а скорее наоборот.
53.СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВАЭтническая структура общества. В основе этнической структуры общества лежит понятие «этноса» как исторически сложившейся на определенной территории общности людей, объединенных общей территорией, языком, культурой, бытом, традициями. Первобытное общество выработало свои, обусловленные потребностями жизни, общности людей. Таким образом, это уже не только этническая, а социально-этническая общность, имеющая свой язык, культуру, территорию, зачатки экономических связей. Высшая форма развития этноса нация появилась в эпоху развития индустриального общества и формирования национальной экономики (общность экономической жизни того или иного народа, возникающая на основе хозяйственной специализации различных районов страны и упрочения торгово-обменных связей между ними).Социальную структуру также определяют как совокупность социально-классовых, социально-демографических, профессионально-квалификационных, территориальных, этнических, конфессиональных общностей, связанных относительно устойчивыми взаимоотношениями
58.ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
Традиции социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.Инновации механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения, которые создают предпосылки для социаокультурных изменений. Способность общества к адаптации, которая делает возможным разрешение непосредственно стоящих и насущных для общества и человека проблем, исторически вырабатывается в ходе осуществления ритуалов, в играх и др. видах деятельности, не составляющих насущной потребности, но, тем не менее, требующих формирования в человеческой культуре сложностей отражать действительность, трансформировать действия и вносить элемент новизны. Инновация зависит от человеческой способности к творчеству и возможностей сообщества принимать или адаптировать результаты этого творчества.
60. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.В XIX столетии высокое признание и широкое распространение получили философские учения, которые были продолжением, а в известной мере и завершением духовного поворота, начавшегося в эпоху Возрождения. Наиболее ярким воплощением этого идейного движения была немецкая философия XVIII-XIX вв., не случайно названная классической. Она отстояла и развила принципы, вокруг которых можно объединить основные концепции европейской философии нового времени несмотря на все разнообразие и противоборство ее идей. Главные философские идеи относительно природы, истории, человека не были достоянием одной только философии, а выражали господствующие принципы, идеалы, ценности культуры той эпохи, обнимающей несколько столетий. Чтобы подытожить сделанное немецкой философией и понять суть дальнейшего столкновения "неклассического" мышления с принципами философской классики, возьмем проблему разума. Этот выбор не случаен: проблема разума сердцевина философии нового времени.
37.СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ДИЛЕММА ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА.
Познание есть деятельность, направленная на получение нового знания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания). разных путей решения задачи получения достоверного знания обусловил появление двух основных гносеологических направлений эмпиризма и рационализма. Основоположником эмпирического метода познания явился Ф. Бэкон, который придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности он видел в опыте. Ф. Бэконом заявлял, что нужно освободить человеческий разум от всякого рода предвзятых идей, ложных представлений: «Идолы рода», т.е. ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума; «Идолы пещеры» искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам; «Идолы рынка» ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях; «Идолы театра» искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем. . Первичным актом познания Гоббс считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Лейбниц все истины делит на истины необходимые (истины разума-понятия субстанции, бытия, причины, действия, принципы логики, математики, морали.) и истины случайные (истины факта).. Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления.
38.ПОЗНАНИЕ КАК ТВОРЧЕСТВО
Ф.Бэкон, положивший начало систематическому изучению индукции, весьма скептически относился к популярной индукции, опирающейся на простое перечисление подтверждающих примеров. Он писал: “Индукция, которая совершается путем простого перечисления, есть детская вещь, она дает шаткие заключения и подвергнута опасности со стороны противоречащих частностей, вынося решение большей частью на основании меньшего, чем следует, количества фактов, и притом только тех, которые имеются налицо”. Этой “детской вещи” Бэкон противопоставлял описанные им особые индуктивные принципы установления причинных связей. Он даже полагал, что предлагаемый им индуктивный путь открытия знаний, являющийся очень простой, чуть ли не механической процедурой, “почти уравнивает дарования и мало что оставляет их превосходству...”. Продолжая его мысль, можно сказать, что он надеялся едва ли не на создание особой “индуктивной машины”. Вводя в такого рода вычислительную машину все предложения, относящиеся к наблюдениям, мы получали бы на выходе точную систему законов, объясняющих эти наблюдения. ). Неявные знания часто включают навыки (умения) и культуру, присущие нам, но не осознаваемые нами.Неявные знания могут быть переданы только через обучение или получены через личный опыт. Так, умение плавать, ездить на велосипеде, управлять автомобилем может быть приобретено в результате наблюдений, личных тренировок под руководством инструктора, попыток. Любые, сколь угодно ясно сформулированные правила сами по себе не помогут этому научиться.Другой пример неявного знания знание языков. Человек, будучи погруженным в языковую среду, осваивает язык постепенно, не изучая правила грамматики.
39ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ. КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ И ЕЁ АЛЬТЕРНАТИВЫ.
Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека. Теории истины: -классическая, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности; - прагматическая, полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс); - конвенциональная, рассматривающая истину как результат условного соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун); - когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель). Наиболее широко распространенной и авторитетной среди них остается восходящая к Аристотелю классическая теория, в которой истина истолковывается как соответствие знания вещам. Движение к истине как цели познания можно также понять как движение к объективному знанию. В знании можно выделить две стороны. Одна из них зависит от человека, от особенностей его органов восприятия, мышления, языка, используемых им средств наблюдения и эксперимента. Другая сторона зависит от объективной реальности, от самих объектов, которые познает человек. В поисках истины человек от субъективного взгляда на реальность переходит к объективным представлениям о ней. Основным критерием истины в познании выступает практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей. ». Смысл его в том, что из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятно самое простое. В качестве дополнительных критериев истинности служат: 1 согласованность или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории; 2 простота хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов; 3 внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предлагаемых гипотез и др.
42.СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ: : ПОЗНАНИЕ - приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе; творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире; общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека. Субъект познания это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания; тот, кто осуществляет познавательную деятельность. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе. Объект познания это то, что противостоит субъекту, то, на что направлена практическая познавательная деятельность субъекта познания. Социальные формы познания. Наука и научное познание. Научное познание представляет собой специфическую сферу деятельности человека, где целью и результатом является система объективных и достоверных знаний об окружающем мире и путях его практического освоения, о самом человеке. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Религиозное познание представляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное. Сущность религии: вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых условиях установить контакт, получить спасение, защиту, а также наказание за грехи и другие негативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное, объект религиозного познания - это Бог как творец мира, который проявляет себя как Субъект, Личность, его великие созидательные деяния. Цель религиозного познания - спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания
43. основные философско-теоритические модели общества
условия (географические, средства производства, институты), которые становятся рамками целей, планов, деятельности людей и ее результатов, часто противоположных поставленным целям. Субъективный и объективный факторы переносят основной вопрос социальной философии из гносеологической сферы в практическую. Субъективный фактор - это социальная деятельность элит, партий, классов, народов, включающая их интересы - цели, программы, организованность, волю и энергию в достижении поставленных целей. Это не общественное сознание, характеризующее общество в целом, вне его реализации в общественной практике, а часть общественного сознания, проявляющаяся в социальной (практической и духовной) деятельности элит, партий, классов и т.п. Таким образом, субъективный фактор - это единство сознания и деятельности каких-то социальных субъектов. К объективным факторам развития (например, России) относятся размер территории, климат, уровень средств производства, состояние институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.).
49.НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ЛИНЕЙНЫЕ И НЕЛИНЕЙНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ.
Линейный подход рассматривает историю как единый процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. К линейному подходу к истории можно отнести различные варианты прогрессизма (Г. Гегель. К. Маркс) или регрессизма (философия Древнего Востока, экологический пессимизм). Для этого подхода характерно акцентирование внимания на стадильно общие для всего человечества этапы. Среди современных вариаций линейного подхода к периодизации социальной истории можно выделить концепции постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и т.д.). В основе данных концепций лежит выделение в истории развития человечества трех этапов:1) доиндустриалыюго (традиционного) общества;2) индустриального общества;3) постиндустриального общества. Сущность нелинейного подхода к истории состоит в том, что история человечества подразделяется на некоторое число совершенно самостоятельных образований - локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самобытную историю, отличается уникальностью культурно-исторических событий. Необходимо отметить, что термин «цивилизация» употребляется в нескольких смыслах: 1) как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, О. Тоффлер); 2) как синоним культуры (А. Тойнби); 3) как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер).
52.ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА. ЕЁ КЛАССИФИКАЦИЯ. КЛАССОВАЯ И СТРАФИКАЦИОННАЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Общество, социальная структура (институты и взаимодействующие группы), характер регулирования отношений между людьми определяются культурой. Таким образом, социальная культура это только значения, которые люди приписывают разнообразным знакам: предметам, действиям или явлениям. Палка-копалка или картина С. Дали, корабль или храм, икона или лозунг всегда являются произведениями (артефактами, элементами культуры), но они обретают социокультурный смысл только тогда, когда значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло. Социальная культура это регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействия между людьми Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип социальной сферы общества: наличие определенных классов и социальных групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы (классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда).
54.ФЕНОМЕН ВЛАСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЛАСТИ. Принцип власти коренится в межличностных отношениях, и интуитивно каждый человек стремится подчинить себе окружающих. Поскольку власть - это возможность реализовать свою волю то обладание властью сопровождается борьбой. В новое время рационалистический анализ истоков власти, её функции, создание теории власти ощущается исключительно в целях подчинения природы обществу, а общества власти, хотя были попытки опоры на мораль. Дополнить содержание власти этическими идеалами пытались русские мыслители. Пушкин считал, что власть должна уважать человека. Соловьёв указывает, что власти должна быть присуща жестокость. В Западной Европе - концепции насилия. Гегель учил, что власть должна быть ответственной перед народом. Источник власти (авторитет, сила, закон). Субъект власти. Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть личность, opган, организация, социальная общность, государство и др. Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение, как подведение частной воли под всеобщую волю власти; наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. Функции власти: интегрирующая (направлена на объединение, сплочение народа в целом); регулятивная (направляет энергию масс на создание механизмов, регулирующих жизнедеятельность общества); мотивирующая (формулируется приоритетными мотивами политической деятельности); репрессивная (предназначена для поддержания порядка и законности); стабилизирующая функция способствует устойчивому развитию общества.
55.ВЛАСЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ТИПЫ И ФУНКЦИИ
Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.Политическая власть это способность и возможность кого-либо осуществлять свою волю в политике, решающим образом воздействовать на поведение людей, групп, общества в целом при помощи разнообразных ресурсов: принуждения, убеждения, поощрения, сдерживания, права, традиций и т. д.Политическая система общества это совокупность политических субъектов, их взаимодействий на базе политических норм, сознания и политической деятельности. функционирование институтов власти.политическая система выполняет следующиефункции: 1. Управление обществом. Оно заключается в определении целей развития, в выработке и реализации политического курса, в контроле за деятельностью всех элементов системы, в ее идеологическом и информационном обеспечении. 2. Интеграция различных элементов политической системы в единое целое. Этим обеспечивается консолидация общества, урегулирование конфликтов. 3. Регулирование политического поведения и политических отношений, нормотворчество, выработка эталонов общественно приемлемого поведения. 4. Политическая коммуникация, обеспечивающая связь между элементами политической системы, а также между системой и средой.
56.ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Государство и власть существовали не всегда. Так в первобытном обществе мы видим господство обычаев, уважения, авторитета старейшины рода или женщины, но не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия, каковыми являются вооружённые отряды войск, полиция, суды, тюрьмы и прочие средства подчинения чужой воли насилию, - то, что и составляет сущность государства. Государство это орган коллективного управления, насилия одного класса над другим. Тогда же появляются узаконенные этим органом порядки в обществе, направленные на упрочение положения рабовладельцев. Так появился в обществе аппарат государство, через который правящий класс реализует свою власть. Истории известны следующие типы государств: 1. рабовладельческий (в двух основных вариантах: а) азиатском, б) античном); 2. феодальный; 3. буржуазный, 4. социалистический. Признается такта наличие государств переходного типа.
57.КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ Культура выполняет универсальную функцию - совершенствует человеческое бытие, реализуя созидательный потенциал и свободу творчества всех народов и каждой отдельной личности. Само понятие культуры несет в себе удивительное многообразие смыслов. Говорят об общественной, духовной, исследовательской, политической, морально-этической культуре, а также о культуре чувств, мышления, поведения и т. д. Культура - явление многогранное и противоречивое. Бесспорно одно: она всегда связана с передовыми идеями и идеалами, высокими смыслами и целями людей, характером и содержанием, по сути, всей человеческой жизнедеятельности и особыми способами творческой самореализации личности. История культуры берет свое начало в глубокой древности. Так, уже в Древней Элладе основным содержанием широко распространенного понятия «пайдейя» (воспитание, образование) являлись гражданская доблесть и стремление людей к свободе как культурной ценности. В соответствии с этой нравственной установкой все достижения граждан свидетельствуют не об их победах над природой, а об искусстве привлекать природу на свою сторону в борьбе за свободу.
Следует различать прежде всего знание о культуре, даваемое ее научным изучением, и осознание своей личной принадлежности к определенной культуре, то, что можно назвать культурным самосознанием личности. Знать культуру и быть в культуре - совсем не одно и то же.
59. КУЛЬРУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. МОРАЛЬ, ИСКУССТВО, РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ.Религия представляет собой систему эталонных духовных ценностей, требований, освящённых именем создателя, дабы предотвратить покушение человека на эти незыблемые константы. Искусство сфера бытия, форма общественного отражения мира в художественном образе. Искусство - это художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино и др. Разновидности человеческой деятельности объединяемы в качестве художественных форм отражения действительности. Мораль - это нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Один из основных способов регулирования действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде разделения наших поступков на основе твёрдого различия добра и зла. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.