Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
21.)Религия как социальный институт
Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.
О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.
Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм более 650 млн, буддизм более 300 млн, конфуцианство около 200 млн, сионизм 18 млн, остальные исповедуют другие религии.
Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:
1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;
2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;
3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;
4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.
Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.
Так, Э. Дюркгейм считал, что религия продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.
Бог отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:
1) сплочении людей собрании для выражения общих интересов;
2) ревитализации оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;
3) эйфории общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;
4) порядке и обучении самодисциплине и подготовке к жизни.
М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:
1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;
2) приумножение денег без расточительства;
3) личный успех как ключ к спасению.
Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.
Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.
Ядром религиозного института является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом.
Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущим справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.
В российском обществе большая часть населения исповедует православие (70 %), значительно число верующих мусульман (25 %), остальная часть представители других религиозных конфессий (5 %).
В России представлены практически все виды верований, а также существует множество сект.
Следует отметить, что в 1990-е годы религиозность взрослого населения имела положительную динамику вследствие социально-экономических преобразований в стране.
Однако в начале третьего тысячелетия выявилось снижение рейтинга доверия по отношению к религиозным организациям, в том числе к Русской Православной церкви, которая пользуется наибольшим доверием.
Это снижение стоит в ряду падения доверия и к другим общественным институтам как реакция на неоправдавшиеся надежды в отношении реформ.
Ежедневно молится, посещает храм (мечеть) не реже одного раза в месяц около пятой части, т. е. примерно треть из относящих себя к верующим.
В настоящее время не разрешена проблема с объединением всех христианских направлений, которая бурно обсуждалась в период празднования 2000-летия христианства.
Православная церковь считает, что это возможно лишь на основе веры древней, неразделимой церкви, преемником которой ощущает себя православие.
Другие ветви христианства, наоборот, полагают, что православие нуждается в реформировании.
Различные точки зрения свидетельствуют о невозможности объединения христианства в мировом масштабе, по крайней мере, в настоящее время.
Православная церковь лояльно относится к государству и поддерживает доброжелательные отношения с другими конфессиями для преодоления межэтнической напряженности.
Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.
22) Религия. Самое нехорошее (провальное) здесь, это обращение к традиционным религи-ям «как возвращение к национальным истокам». Но они уже разгаданы, против них сформи-ровались механизмы противодействия вплоть до уничтожения, они не несут признаков (начисто лишены признаков и свойств национальной идеи).
Особенно это относится к Православию. Оно настолько архаично что единственное, его использо-вание это просто «прикрыть» страну (покончить со страной). Собственно, многие православные церковники и не скрывают, что Православие провальная религия, и она потерпит историческое поражение. И что по-сути, её главное назначение- подготовка каждого отдельного человека, а сле-довательно и нации к смерти. То есть, «закрытие» нации.
Недруги нации и мечтать не смеют о такой удаче. Впрочем, именно они её и усиленно иниции-руют, «метят территорию», предназначенную для последующей зачистки. Государство, неспо-собное работать в сфере продуктивной эзотерики хватается за «традиционные религии», чем окончательно топит нацию.
23.) Современный религиозный ландшафт Республики Беларусь сформирован и развивается под воздействием двух групп факторов. Первый - внутренние характеристики "религиозного поля" Беларуси: уровень и степень религиозности, ее характер (конфессиональная структура, половозрастные и социальные характеристики групп верующих и др.), динамика религиозности и т.д. Основные характеристики "религиозного поля" формируют также: 1) отношение государства к религии (лояльно/нелояльно); 2) острота конкуренции между вероучениями; 3) состояние религиозной элиты (расколота/едина; настроена фундаменталистски/модернистски); 4) организационная структура религии; 5) качество формальных (договора и конкордаты) и неформальных практик церкви. Вторая группа факторов - внешние (фоновые) характеристики, которые позволяют соотнести отечественные показатели религиозности с общеевропейскими и общемировыми. Обращение к общему социокультурному фону расширяет возможность оценки и понимания некоторых особенностей религиозной ситуации в Беларуси. Представление о религиозной ситуации открывает перспективу более эффективного социального планирования и управления в этой сфере [2, с.128-129].
За последние два десятилетия религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. С религией люди стали связывать гарантии духовной стабильности, порядка, незыблемости нравственных устоев общества. О высоком уровне влияния религии на жизнь белорусского общества свидетельствует количество верующих. В 2006 году Белорусским государственным университетом проводилось социологическое исследование конфессиональной самоидентификации населения Беларуси. Согласно данным этого исследования, верующими называют себя 58,9 % населения страны, 4,9 % верят в сверхъестественные силы, однозначно не смогли ответить на вопрос «считаете ли Вы себя верующим человеком» 23,9 % опрошенных. Из всех респондентов только 12,3 % определили себя в качестве неверующих. Из всего населения 85,7 % отождествляют себя с определенными религиозными конфессиями, причем преимущественно с православием - 72,6 %. С католической конфессией идентифицируют себя 9,3 %.
Конфессиональная принадлежность участников опроса фиксировалась посредством их самоидентификации независимо от личной религиозности, так как не только верующие отождествляют себя с определенными конфессиями. В этой связи количество тех, кто относит себя к какой-либо конфессии, превышает число верующих. Республика Беларусь - многоконфессиональное государство. В нашей стране зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3062. В соответствии со своими уставами действуют 156 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения)
24.) Белорусский народ носитель и субъект формирования национально-государственной идеологии. Роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общественных и политических деятелей, граждан и их объединений в формировании национально-государственной идеологии. Значение Всебелорусских народных собраний в формировании государственной идеологии Республики Беларусь. Белорусское государство как выразитель национальных интересов и основной инструмент их реализации.
Роль Президента Республики Беларусь в выражении национальных интересов, формулировании идей и положений национально-государственной идеологии, ее правовом закреплении и обеспечении реализации целей и задач развития белорусского общества. Смысл избрания гражданина в качестве Президента Республики Беларусь - одобрение народом предложенной им программы развития общества. Формы и методы деятельности Президента по реализации положений национально-государственной идеологии: правовые, административные, моральные.
Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - важнейшее звено механизма формирования и реализации государственной идеологии. Функция Парламента как представительного органа выявление и агрегация существующих в обществе интересов и обеспечение приемлемого для общества баланса интересов различных категорий населения. Закон как форма выражения и юридического закрепления интересов и совокупной воли граждан. Законотворчество основная форма деятельности Парламента по формулированию и реализации положений государственной идеологии.
Правительство Совет Министров Республики Беларусь, органы государственного управления, институты судебной власти, органы местного управления и самоуправления как инструменты практической реализации положений государственной идеологии. Смысл права законодательной инициативы - участие в формулировании интересов общества и различных категорий граждан. Основные формы их деятельности по реализации государственной идеологии: нормотворчество; принятие решений и обеспечение их исполнения; информирование граждан в трудовых коллективах и по месту жительства; работа с личным составом органов и подразделений Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел, других силовых ведомств государства.
Специализированные научно-исследовательские и информационно-пропагандистские учреждения (институты и центры) как необходимое звено в механизме государственной идеологии. Основное их предназначение - теоретико-концептуальное обоснование и оформление идеологии государства в виде теорий, концепций и доктрин и доведение их содержания до сознания различных категорий населения страны. Основные формы их деятельности проведение исследований по проблемам идеологии и политики государства и подготовка соответствующих литературных произведений статей, монографий, диссертаций, справочников, аналитических документов, учебных программ, пособий и т. п. Сеть научно-исследовательских и информационно-пропагандистских учрежде¬ний социально-гуманитарного профиля в Республике Беларусь.
Роль средств массовой информации (печать, радио, телевидение) в формировании и распространении национально-государственной идеологии. Консолидация белорусского общества, защита национальных интересов, формирование положительного образа Беларуси, обеспечение благожелательного отношения к белорусскому народу в мировом сообществе основная задача СМИ. Информационная политика Республики Беларусь.
Учреждения национальной системы образования и профессиональной подготовки как составные звенья идеологического механизма белорусского государства; их роль в распространении содержания государственной идеологии, воспроизводстве национальных идеалов и ценностей, воспитании у обучаемых гражданских качеств, формировании чувства патриотизма, национальной гордости и достоинства. Право и обязанность органов государственного управления направлять и контролировать деятельность учреждений образования. Особое значение учебников по социально-гуманитарным дисциплинам в обеспечении усвоения учащимися идей, норм и ценностей национально-государственной идеологии.
Профессиональные союзы, общественные объединения патриотической направленности и их роль в усвоении гражданами содержания идеологии белорусского государства, формировании гражданственности. Общенациональный компонент в содержании идеологии и деятельности политических партий и других общественно-политических объединений. Роль конфессиональных организаций (церкви) в поддержании авторитета идеалов и ценностей белорусского народа, в формировании у верующих гражданских качеств, чувства патриотизма.
Идеологическая работа как деятельность различных звеньев идеологического механизма государства по формированию, систематизации и теоретической интерпретации, нормативно-правовому оформлению и распространению среди населения идеологии государства. Кадровое обеспечение идеологической работы. Критерии оценки идеологической работы.
25.) Социологическое исследование - это конкретная разновидность научного исследования вообще. Оно должно подчиняться общенаучным требованиям, главное из которых - вычленение истинных фактов из моря ложных заблуждений и критическая проверка полученных знаний на предмет их соответствия уже добытым и проверенным ранее научным знаниям. «Критика» по-гречески значит «суд» и «разделение»: суд над неправдой, разделение истины и лжи. В древней христианской аскетике критика считалась первейшей интеллектуальной добродетелью ученого.
Со времен Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Сократа искусство исследователя заключалось в том, чтобы с помощью тщательно построенного «опросника» и на основе «показательной выборки» (будь то опрос Ксенофонтом подчиненных ему солдат - участников похода Кира Младшего против Артаксеркса II при их отступлении к Черному морю или же афинских граждан о наилучшем социальном устройстве государства и душевных свойствах его членов) извлечь эпистему - истинное, подлинное знание из мнения (dоха - докса).
Позиция ученого в гуманитарной сфере науки несколько отличается от позиции ученого в области естественнонаучных и технических дисциплин. В социологии исследователь одновременно является и лицом знающим, и лицом оценивающим (события). Ведь критика - это не только рассудительность, но избирательность по отношению к окружающей реальности. Познанный материал должен быть тщательно взвешен, осмыслен, критически оценен социологом. Правда, надо заметить, что проблема вынесения критической оценки в социологии не так проста, как может показаться. На протяжении ста лет о проблеме ценностей и оценок в методологии идет среди ученых нешуточный спор. Для социологии первым его ясно озвучил в начале столетия Макс Вебер. Он предлагал различать два похожих явления:
• вынесение оценочных суждений;
• отнесение к ценностям.
Первое в науке категорически запрещается со стороны исследователя, второе не только приветствуется, но и рекомендуется в качестве важнейшего правила. Ученый должен быть свободным от оценок, но не от нравственных ценностей. Политические оценки и нравственные или религиозные ценности - вещи совершенно разные. Первые всегда пристрастны и выражают интересы конкретной социально-политической силы. Однако нравственные ценности и политические идеалы, которые на них базируются, имеют совершенно иную основу. Это сфера вечного и абсолютного знания. Идеалы свободы и гражданского общества строятся на нравственных принципах уважения личного достоинства, неприкосновенности прав человека. На них может и должен ориентироваться при интерпретации своих открытий социолог. Но он обязан избегать пристрастных социально-политических оценок.
М. Вебер, отстаивая ценностный нейтралитет в социологических исследованиях, по существу отстаивал идеалы академической свободы. Свобода от оценки - важнейший постулат современной профессиональной (академической) социологии. Социолог «должен забыть о своих политических пристрастиях, о национальности, возрасте, поле, религиозных убеждениях, вкусах и привычках, как только он переступает порог аудитории. Стоит ли говорить, что стать свободным от оценки - дело трудное, но именно такой свободы требует научное исследование. Отстранение от оценки не означает отстранение ученого от участия в общественной жизни. Наоборот, только независимое и отстраненное от оценки знание дает возможность аутентичной экспертизы социальных проблем».
Когда М. Вебер пишет о ценностном нейтралитете социологии, можно подумать, что слова «оценка» и «ценность» он употребляет в качестве синонимов. Так оно зачастую и происходит в немецком языке. Однако в русском языке эти понятия необходимо различать, и даже под ценностным нейтралитетом надо понимать не свободу от ценностей, а освобождение от предвзятых оценок. Но не заставляет ли стратегия ценностного нейтралитета быть социолога равнодушным к социальным проблемам общества? Можно ли отказаться от своей позиции, консультируя политических лидеров и партии?
Многие ведущие социологи мира, в том числе А. Гоулднер, С. Липсет, Д. Вронг, Б. Бергер, Р. Миллс, Л. Козер, Б. Розенберг, Д. Райсмен, А. Страус и другие, рассматривали себя в качестве интеллектуалов не в меньшей степени, нежели в качестве ученых. Они продолжали традицию социологии как критической теории общества. Традиционно социологи как интеллектуалы отказываются от свободы вынесения оценочных суждений, социологи как профессионалы придерживаются ценностной нейтральности. Первая более древняя традиция, вторая - более молодая. Социологическое знание двойственно по своей природе: оно впитывает в себя научную объективность, основанную на беспристрастной статистике, и в то же время оно должно соотноситься с ценностями. Принцип отнесения к ценностям должен занять место обычной практики анализа ученым оценочных суждений, распространенным в обществе.
Встать на позиции ценностного нейтралитета в общественных науках означает занимать глубоко нравственную и граждански активную позицию, уметь критически оценивать любое социальное суждение, в том числе свое собственное. Ученый, в отличие от публициста, не может ограничиться констатацией фактов и мнений, какими бы ошеломляющими они ни были. Ученый должен изучать образцы мыслей, которые есть и в публицистике, и в массовом сознании, и в научной литературе, превратив их в факты своей научной практики. Что для этого надо? Необходимо чаще задаваться вопросом «зачем?»; не принимать эмпирические следствия за аналитические причины; рассматривать изучаемую область с различных, в том числе, и с отстраненной, точек зрения - ретроспективной, перспективной, интроспективной.
Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационнотехнических процедур, связанных единой целью - получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.
Из определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.
В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование - наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого - выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам.
Описательное исследование - более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.
Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования - это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, столько проверкой выдвинутой гипотезы.
По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологическое исследование. Повторные исследования позволяют получить данные, отражающие изменение изучаемого социального объекта, его динамику. Существуют две разновидности повторных исследований - панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают неоднократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет.
Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.