Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 4 Язык и письменность 4 часа Письменность знаковая система предназначенная для формализации

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.5.2024

PAGE  10

Тема № 4

Язык и письменность

(4 часа)

Письменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.

Мельчайшие смыслоразличительные единицы письма — графемы.

Письмо прошло длинный путь развития, который охватывает период в несколько тысяч лет. Представляя собой дополнительно к звуковому языку средство общения людей, возникающее на базе языка и служащее для передачи речи на большое расстояние и закрепления ее во времени при помощи начертательных знаков или изображений, письмо появилось на сравнительно поздней ступени развития человечества. История письма тесно связана с развитием языка, историей народа и его культурой.

Основные аспекты темы

* Исторические предпосылки возникновения письменности.

* Этапы развития письменности.

* Основные категории письменности.

* Типы письменности.

Базовые термины

аллограф

графемы

алфавит

графема

идеография

иероглиф

латиница

кириллица

пиктограмма

Основные теоретические положения

1. Исторические предпосылки возникновения письменности

Письменность отличается от других существующих или возможных систем символической коммуникации тем, что всегда ассоциируется с некоторым языком и устной речью на этом языке. В противоположность письменности, разного рода визуально-графические представления информации такие, как рисунки, картины, невербальные картографические элементы и т. д. не соотнесены с каким-либо конкретным языком. Символы на информационных знаках (изображения мужчины и женщины, например) также не относятся к языку, хотя могут стать его частью в том случае, если активно используются в сочетании с другими языковыми элементами. Некоторые другие символические обозначения цифры, логограммы не имеют прямой связи с определённым языком, но часто используются на письме и таким образом могут считаться частью письменности.

Появление письма было вызвано практической потребностью расширения связей между людьми при их общении на больших расстояниях и необходимостью хранения и передачи знаний будущим поколениям.

Язык свойственен каждому человеческому сообществу, и этот факт может рассматриваться как неотъемлемая и определяющая характеристика всего человечества в целом. Однако развитие письменности и процесс постепенного вытеснения ею традиционных устных форм общения были спорадическими, неравномерными и медленными. Единожды установившись, письменность в общем случае претерпевает изменения менее охотно, нежели устная речь, сохраняя тем самым черты и конкретные выражения, не характерные более для актуального состояния живого языка. Одно из наиболее существенных преимуществ использования письменности состоит в возможности создания постоянных записей информации, выраженной средствами языка.

Для возникновения и существования письменности требуются:

 по крайней мере один набор определенных базовых элементов или символов, которые по отдельности называются знаками, а в совокупности системой письма;

 по крайней мере один набор правил и условий (то есть орфография), понятный сообществу и используемый всеми или большинством его участников, который определяет значение базовых элементов (графем), порядок их следования и взаимоотношения друг с другом;

 по крайней мере один язык, распространенный в сообществе, конструкции которого отражаются в этих элементах и правилах, а также могут быть из них восстановлены путем интерпретации написанного;

 какие-либо физические средства отчетливого представления символов на каком-либо постоянном или отчасти непостоянном носителе, так, чтобы их можно было считать оттуда тем или иным способом (визуально или на ощупь).

2. Этапы формирования письменности

В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих этапов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.

Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма:

 пиктографическое;

 идеографическое;

 слоговое;

 буквенно-звуковое.

Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в «чистом» виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа письма. Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. В свою очередь, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки - цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое деление даёт возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма, выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представить себе общую картину становления и развития начертательного письма.

Предметное письмо

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления.

Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

Пиктографическое письмо

Пиктограмма – изображение понятия с помощью определённого знака.

Древнейший, самый первоначальный тип письма - это пиктографическое письмо (от лат. pictus «картинный, нарисованный» и греч. grapho «пишу»). Основными средствами этого письма были более или менее сложные рисунки сюжетного, повествовательного характера или же серии рисунков. Оно представляет собой преднамеренное изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий и т.п. с целью общения. При помощи таких рисунков передавались на расстояние различные сообщения (например, военные, охотничьи) или же закреплялись во времени какие-либо памятные события, например, условие торгового обмена или сообщения о военных походах (на надгробных памятниках вождей).

Пиктографическое письмо посредством рисунка передаёт высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы. В соответствии с этим отдельные элементы пиктограммы выступают как части единого целого и могут быть правильно поняты только в связи друг с другом. Иногда в этом письме использовались и простейшие условные знаки, например черточки, указывавшие на количество предметов, о которых шла речь, условные знаки племенной собственности, календарные обозначения месяцев и т.п.

На рубеже IVIII тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?

      Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.

Пиктограмма представляла собой схематический рисунок, художественное достоинство которого не имело существенного значения. Здесь важно было только, чтобы рисунок что-то сообщал, а нарисованное правильно опознавалось теми, кому оно адресовалось.

Пиктография передавала только содержание высказывания, не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения (звучания слов, их грамматических форм, последовательности слов и т.д.).

Важнейшим источником этого письма послужила первобытная живопись (первые следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего (позднего) палеолита (40-25 тысяч лет до н.э.). До нас дошло много рисунков, но не все они являются письмом. Многие из них служили для выражения и удовлетворения только эстетических потребностей первобытных людей или использовались в магически-культовых целях.

Появление пиктографического письма связывается с периодом, когда первобытные рисунки начинают применяться не только для эстетических и религиозно-культовых потребностей, но и как средство коммуникации, т.е. как средство передачи сообщений в дополнение к устному рассказу и закрепления сообщений в памяти рассказчика или слушателя. Как полагают, это относится к эпохе неолита, который начался для большинства народов с 8-6 тысячелетия до н.э.

Известны следующие разновидности пиктограмм:  различные записи условий обмена предметов охоты, рыбной ловли и т.д.; сообщения о боевых походах, стычках, охоте; разные письма, в том числе и любовные; племенные летописи-хроники; надгробные мемориальные надписи; записи магических и заклинательных формул, легенд, обычаев, заповедей.

Первый этап в истории пиктографии представлен простейшими рисунками, изображающими события, вещи, явления. Это первоначальное, зачаточное письмо обычно появлялось в период развития племенного строя. Формирование его было обусловлено превращением небольших и разрозненных родовых групп в более крупные племенные общины, а также развитием между ними постоянных торгово-обменных или иных связей. Пиктографическое письмо широко применялось еще в сравнительно недавнем прошлом племенами американских индейцев, многими народами Крайнего Севера и некоторыми африканскими племенами.

То, что пиктография обычно обладала наглядностью и была доступна для всех, являлось положительным фактором. Однако пиктографическому письму были свойственны и существенные недостатки. Будучи несовершенным и неупорядоченным письмом, пиктография допускала разные толкование сообщений и не давала возможность передавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. Пиктография была не приспособлена к передаче того, что не поддается рисуночному изображению, является абстрактным (бодрость, храбрость, зоркость и т.д.). Пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления.

По этой причине пиктографическое письмо на известной ступени развития человеческого общества перестало удовлетворять потребности письменного общения. И тогда на его почве возникает другой тип письма, более совершенный, - письмо идеографическое.

Идеографическое письмо

Появление идеографического письма связано исторически с дальнейшим развитием человеческого мышления и, следовательно, языка, с приобретенной ими способностью к большим абстракциям, с умением человека разлагать речь на элементы - слова. Древнейшие логографические системы письма - египетская, шумерская, критская, китайская и др. обычно возникали в связи с формированием первых рабовладельческих государств (ІV - начало II тысячелетия до н.э.). Возникновение этих систем письма было обусловлено потребностью первых государств в более упорядоченном и точном письме: потребность эту уже не могла удовлетворить примитивная пиктография. В свою очередь, потребность в упорядоченном и точном письме появлялась в связи с необходимостью сложного хозяйственного учёта, характерного для рабовладельческих государств, в связи с развивавшейся торговлей, для записи крупнейших исторических событий, религиозных обрядов, посвящений богам и т.п.

Самый термин «идеография» (от греч. idea «понятие» и grapho «пишу») указывает на способность этого письма передавать отвлечённые понятия, воплощённые в словах. В последнее время этот термин все чаще заменяется другим термином «логография» (от греч. logos «речь», grapho «пишу») на том основании, что графические знаки связываются непосредственно с языковой единицей - словом. Но дело в том, что эти знаки связываются не со словами, как таковыми, в их грамматическом и фонетическом оформлении, а с содержанием, значением слов, по-разному произносимых в разных языках. Не случайно идеографическое письмо может быть одинаково понято говорящими на разных диалектах одного и того же языка, или даже на разных языках.

В отличие от пиктографии идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передаёт, кроме словесного состава, также словопорядок. Оно имеет уже строго установленные и устойчивые начертания графических знаков. Здесь пишущий не изобретает знаки, как это было в пиктографии, а берёт их из готового набора. В идеографическом письме возникают даже идеограммы, обозначающие значимые части слова (морфемы).

Идеографическое письмо возникло на основе пиктографии. Эволюция пиктографического письма шла в том направлении, что каждый изобразительный знак пиктограммы, все более и более обособлялся, стал связываться с определённым словом, обозначая его. Постепенно этот процесс развился и расширился, что примитивные пиктограммы, утратив свою прежнюю наглядность, начали выступать как условные знаки при обозначении не только слов с отвлечённым значением, но и слов, называющих конкретные предметы, вещи, обладающие наглядностью. Процесс этот происходил не сразу, а занял, видимо, несколько тысячелетий. Поэтому трудно указать грань, где кончается пиктографическое письмо и начинается идеографическое.

На начальном этапе развития письма один и тот рисунок в одном и том же тексте мог выступать то в прямом, то в переносном значениях. Так было в ранней египетской и китайской письменности или в ранней письменности народов майя и ацтеков. Это создавало и создаёт большие трудности при расшифровке древних памятников подобного рода.

Зарождение государства, развитие общественного производства и торговли послужили стимулом для дальнейшего развития идеографического письма. Появилась потребность писать быстрее, передавать более сложные и длинные тексты. Это привело к большей схематизации рисунков, к превращению их в ещё более условные знаки - иероглифы. Так на основе идеографии возникло иероглифическое письмо - высший этап развития идеографии.

Иероглифическое письмо

Древнейшая иероглифическая (от греч. hieros – «жрец» и glyphe – «резьба») письменность египтян, подобно шумерийским, древнеиндийским, древнекитайским и другим древнейшим системам письма, самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Складывание этой системы письменности относится к IV - III тысячелетиям до н.э.

Иероглиф (др.-греч. ερογλύφος) название письменного знака в некоторых системах письма. Слово ερογλυφικά состоит из двух частей: ερός (иерос) — «священный» и γλύφω (глифо) «вырезаю», «высекаю». Таким образом, ερογλυφικ γράμματα переводится как «священновырезанные письмена».

Первоначально писец, чтобы написать какие-либо слово, изображал это слово наглядным рисунком, рисуя, например, воду в виде трех волнистых линий, гору в виде двух горных склонов, между которыми пролегает долина, представляя округ или область в форме прямоугольника пахотной земли, разделенной оросительными каналами на участки.

На глиняных сосудах архаической эпохи эти примитивные рисунки уже приближаются к значению картинных письменных знаков и облекаются в упрощённую схематическую форму линейного орнамента. Для начертания целых фраз отдельные картинные соединялись в сложный смысловой рисунок.

Иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности.

Эта сложная система картинной письменности была наглядной, но в то же время очень неудобной. По мере того, как язык усложнялся и обогащался, писец должен был обозначать особыми знаками отвлеченные понятия, собственные имена и грамматические формы, которые было трудно, а порой и невозможно передать картинными знаками. Естественно, что по мере усложнения языка письменность должна была упрощаться. Отдельные картинные знаки, обозначавшие целые слова, стали постепенно получать значение слогов. С течением времени картинные знаки, обозначавшие целые слова или двухбуквенные корни - слоги, превратились в алфавитные знаки. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства образуется алфавит, служивший для обозначения 24 основных звуков. Однако писцы не могли отрешиться от пережитков картинной письменности и перейти к системе письма, содержащей одни лишь алфавитные знаки; они долго еще пользовались одновременно знаками, обозначавшими слоги, отдельные слова и даже целые групп слов, а также картинными определителями данной смысловой группы. Писали египтяне горизонтальными строчками, которые часто читались сверху вниз. Материалом для письма служил камень, дерево, черепки, кожа, холст, папирус, который употреблялся в Древнем Египте чаще всего. Уже в эпоху Древнего Царства в связи с необходимостью составления деловых документов появляется скоропись, которую мы вслед за греками называем «иератикой». Самая усовершенствованная скоропись, так называемая демотика, напоминающая современную стенографию, появилась в VIII в. до н.э.

Медленное развитие и сложность египетской иероглифической письменности в некоторой степени объясняются тем, что она была привилегией жрецов, выступавших монополистами знаний и поэтому не заинтересованных в распространении этих знаний. Наоборот, писцы и жрецы окружали письменность ореолом религиозной таинственности, считая её даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов».

Выражение «иероглифическое письмо» не имеет чётко определённого смысла. Древнеегипетское иероглифическое письмо было слоговым с элементами других систем. Древнекитайское иероглифическое письмо было логографическим, современное китайское морфемное.

Слоговое письмо

По мере дальнейшего развития общества, в частности по мере развития торговли, громоздкое и сложное логографическое письмо обычно преобразовывалось в более простое для обучения и более удобное для пользования слоговое или буквенно-звуковое. Впервые слоговые знаки получили широкое применение в III - II тысячелетиях до н.э. в переднеазиатской клинописи и затем в критском письме.

Слоговым, или силлабическим (от греч. syllabe «слог»), называется такое письмо, в котором каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог.

Такое более позднее формирование слогового письма объясняется рядом причин. Во-первых, относительно трудным разложением речи на фонетические единицы (слоги) по сравнению, например, с разделением её на смысловые единицы (слова), поскольку членение на слоги предполагает более развитую способность мышления к анализу. Во-вторых, отсутствием непосредственной наглядной связи между слогом и слоговым знаком, тогда как между словом и соответствующей ему идеограммой такая связь существовала, особенно на начальной ступени развития идеографического письма. В-третьих, консервативным влиянием жреческих каст, профессиональных писцов (Египет, Вавилон и др.) и учёной бюрократии (Китай), стремившихся к монополизации письма и препятствовавших его упрощению и общедоступности. В настоящее время слоговое письмо применяется в Индии, в Японии, в Эфиопии.

Развитию и длительному сохранению логографического письма очень способствовал так называемый корнеизолирующий строй языка, при котором слова грамматически не изменяются (не склоняются, не спрягаются и т.п.), а отношения между словами выражаются при помощи строго определенного порядка слов в предложении, при помощи строго определенного порядка слов в предложении, при помощи служебных слов (например, предлогов) и интонаций; эта особенность языка была, в частности, одной из причин длительного сохранения логографического письма в Китае. Наоборот, для языков, в которых слова грамматически изменяются, логографическое письмо оказывалось очень неудобным. Это обусловлено тем, что логограмма обычно обозначает целое слово. Поэтому без помощи дополнительных слоговых или буквенно-звуковых знаков логографическое письмо не в состоянии отразить грамматические изменения слов.

Аналогично этому слоговое письмо оказывалось удобным для тех языков (например, для японского), которые состоят из ограниченного количеств разных слогов необходимо было создавать или огромный ассортимент слоговых знаков, что очень усложняло бы письмо, или же примиряться с неточной передачей языка. Особенно неудобно слоговое письмо для языков, в которых часто встречаются смежные или конечные согласные. Это обусловлено тем, что слоговые знаки, как правило, обозначают или изолированные гласные звуки (например, а, о, э, у) или же сочетания согласного звука с гласным (например, та, то, тэ, ту, ка, ко, кэ, ку).

Исторически формирование слогового письма шло разными путями. Исходя из этого все слоговые системы принято подразделять на четыре группы.

К первой группе относят слоговые системы (шумерская, ассиро-вавилонская, урарту, минойская, критская, майя и др.), возникшие в результате внутреннего преобразования идеографических систем или образовавшихся на их основе, кипрское и библосское письмо. Правда, ни одна из этих систем не является чисто слоговой. Поэтому их часто называют слого-идеографическими.

Вторую группу составляют слоговые системы (эфиопская, индийская кхароштхи, брахми), появившееся на основе консонантно-звукового письма путем его вокализации. Возникновение слоговых систем данного типа относится к последним столетиям до нашей эры и первым векам нашей эры.

Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов (японская кана, корейская кунмун). Появление их относится к еще более позднему периоду (конец I - середина II тысячелетия н.э.).

К четвертой группе относятся новоизобретенные в XIX - начале XX в. слоговые системы, предназначавшиеся для небольших народностей Америки, Африки и Азии.

Формирование слоговой письменности стало значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и соответственно большинство современных письменностей.

12-13 вв. до н.э. на Ближнем Востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.

Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.

Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому в русской письменности не используется.

Алфавитное письмо

Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с лёгкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).

Для большинства систем письма характерно такое упорядочение символических элементов, которое позволяет объединять их в более масштабные и крупноразмерные кластеры - слова, акронимы и другие лексемы, - за счёт чего создается возможность передачи существенно большего количества значений, нежели то, которое может быть обеспечено самими символами. С целью достижения максимально полной передачи языкового содержания в системах письма используется также конкатенация малых групп символов. Во многих системах письма используется особый набор знаков - пунктуация, - посредством которого обеспечивается дополнительное структурирование и организация письменной речи, а также передача особенностей сообщения, которые передаются в речи посредством пауз, тона, ударения, интонирования и т.д. Кроме того, письменность обычно располагает определённым методом форматирования записанных сообщений, который следует правилам устной речи (грамматике, синтаксису и др.), дабы читающий имел возможность воспринять значение записанного сообщения как можно более точно.

3. Основные категории письменности

Специфическая базовая единица письменности  графема: минимальные значимые единицы, чья совокупность охватывает весь набор конструктивных элементов, из которых в соответствии с правилами их соотнесения и использования могут быть составлены записанные в одной или нескольких системах письма тексты. Данная концепция схожа с представлениями о фонеме, которые существуют в области изучения устной речи. Основными графемами для русского языка, к примеру, являются прописные и строчные буквы алфавита, соответствующие определенным фонемам, пунктуационные знаки, соответствующие ритмико-интонационному рисунку речи, и некоторые другие символы наподобие цифр.

Та или иная графема может быть представлена различными способами, причём каждая конкретная её запись может визуально отличаться от другой, но, тем не менее, все они будут интерпретироваться одинаково. Аналогично тому, как конкретный звук называется аллофоном фонемы, конкретная запись определяется как аллограф графемы. Тремя разными аллографами можно, к примеру, считать одну и ту же букву, набранную жирным шрифтом, подчеркнутым и курсивом. Выбор конкретного аллографа диктуется используемым носителем информации, средством записи, авторской стилистикой пишущего, особенностями предыдущих и последующих графем, временными ограничениями, предполагаемой аудиторией, преимущественно не осознаваемыми чертами индивидуального почерка и т. п.

Иногда для обозначения графемы используются термины «глиф», «знак», «символ» и им подобные. Конкретные значения этих терминов варьируются в зависимости от той или иной области знания; можно заметить, к примеру, что глифы в большинстве систем письма состоят из линий или черт и в силу этого называются линейными, однако в определённых разновидностях письменности они могут состоять из других конструктивных элементов (допустим, точек в шрифте Брайля) и, тем не менее, также именоваться глифами.

Письменность условна, как и язык, с которым она соотнесена. Степень её полноты определяется тем, насколько успешно она способна представлять в той или иной форме всё то, что может быть выражено средствами устной речи.

4. Типы письменности

Пиктографический  письменный знак привязан к определённому объекту.

Идеографический  письменный знак привязан к определённому смыслу.

Фоноидеографический – письменный знак привязан и к смыслу, и к звучанию

  •  Логографический – письменный знак обозначает определённое слово.
  •  Морфемный – письменный знак обозначает определённую морфему (китайская письменность).

Фонетический — письменный знак привязан к определённому звучанню.

а) слоговый (силлабический) — каждый письменный знак обозначает определённый слог. Различают:

-  собственно слоговое письмо – слоги с одинаковой согласной, но с разными гласными обозначаются совершенно разными знаками (например, японская кана);

-  абугида – такие слоги обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо)

б) консонантный (квазиалфавитный) – на письме обозначаются только согласные. При своем развитии такие системы письма, как правило, обогащаются системами огласовок, в которых с помощью диакритических или дополнительных знаков можно обозначать гласные

в) консонантно-вокалическое письмо – буквы обозначают как гласные, так и согласные; на письме в целом соблюдается соответствие «одна графема (письменный знак) есть одна фонема».

Алфавит фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.

Латинский алфавит происходит от этрусского алфавита, основанного, в свою очередь, на одном из вариантов западного (южноиталийского) греческого алфавита. Латинский алфавит обособился примерно в VII веке до н.э.

Этрусский алфавит – набор символов, характерный для письменного этрусского языка. Создан на основе западногреческого алфавита. Относится к италийским алфавитам. Наиболее известные памятники этрусской письменности – надгробия и керамика. В настоящий момент известно около девяти тысяч надписей, выполненных с помощью этрусского алфавита – найдены на надгробных плитах, вазах, статуях, зеркалах и драгоценностях.

Древние письменности Ближнего Востока и Средиземноморья:

Египетское письмо                                                            Мероитское письмо

Клинопись                                                                          Шумерская

Аккадская                                                                           Эламская

Хурритская клинопись                                                     Урартская

Хеттская                                                                             Древнеперсидская

Эламская иероглифика                                                     Лувийская иероглифика

Семитское (звуковое) письмо и его производные        (кроме греческого)

Библейское письмо                                                            Протоханаанейская письм-сть

Греческий и возникшие на его основе алфавиты

Греческий алфавит                                                             Италийские алфавиты

Этрусский алфавит                                                             Латинский алфавит

Коптское письмо                                                                 Готское письмо

Кириллица

Письменности, возникшие под влиянием грекоидных

Руны (германские)                                                              Армянский алфавит

Грузинское письмо                                                             Агванское письмо

Задания

  1.  Верно ли положение: «Пиктограмма является языковым знаком»? Обоснуйте свой ответ.
  2.  Составьте словник (10 – 15 слов) к данной теме.
  3.  Составьте 4 тестовых задания к данной теме (с ответами).

Форма контроля

Устный опрос на ПЗ № 4.

Тесты на ПЗ № 4 (КТ № 3).

Тесты на ПЗ № 7 (КРЗМ № 2).

 

Вопросы для самоконтроля

  1.  Почему история письма складывалась так сложно?
  2.  Какой вид письма представляется субъективно-образным?
  3.  Нужны ли письменности правила?
  4.  Что отражают этапы формирования письменности?
  5.  Какой вид письменности стал впервые отражать слово?
  6.  Имело ли иероглифическое письмо связь с произношением слова?
  7.  Без каких звуков обходились первые алфавиты?

Литература

Основная

  1.  Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Сов. энциклопедия, 1990. – С. 29; 132; 266; 374; 375379; 518–519.
  2.  Реформатский А. А. Введение в языкознание : Учебник для вузов / А. А. Реформатский. – М. : Аспект Пресс, 2002. – С. 347–456.
  3.  Селіванова О. О. Лінгвістична енциклопедія / О. О. Селіванова. – Полтава : Довкілля-К, 2010. – С. 74–76; 741–744; 557.

Дополнительная

  1.  Вендина Т. И. Введение в языкознание : Учеб. пос. для пед. вузов / Т. И. Вендина. – М. : Высш. шк., 2002. – С. 100–106; 260–279.
  2.  Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс : Учеб. пос. для студ. филол. спец. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Алефиренко. – М. : Академия, 2004. – С. 86–93; 161–181.
  3.  Истрин В. А. Возникновение и развитие письма / В. А. Истрин.  М. : Наука, 1965. – 280 с.
  4.  Кацпржак Е. И. История письменности и книги // Е. И. Кацпржак. – М. : Искусство, 1955. – 354 с.
  5.  Павленко Н. А. История письма / Н. А. Павленко. Мн. : Вышэйшая школа, 1987. – 280 с.
  6.  Фридрих И. История письма / пер. с нем. И. М. Дьяконова. М. : Наука, 1979. – 310 с.




1. Бюджетный дефицит и государственный долг Проблемы финансирования бюджетного дефицита
2. Форма сделок2 1
3. 3 Класифікація національних систем бухгалтерського обліку Оскільки неможливим є розгляд НСБО
4. В загнанном углу Минск 20131126 Не тыся
5. Современные проблемы охраны окружающей среды
6. тема управління охороною праці в галузі СУОПГ сукупність органів управління галуззю які на підставі чинн
7. Русский язык Сборник внеаудиторной самостоятельной работы для студентов 1 курса специальностей
8. Экономика и управление торговотехнологическими процессами на примере деятельности ООО
9. правовой статус объединения юридических лиц государственной корпорации некоммерческого партнерства
10. Из прошлого русской нумизматики
11. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
12. Let's tlk bout friendship. Wht role do friends ply in your life s we live in society we meet lot of people during our lives
13. планирование деятельности фирмы имеет два смысла
14. Курсовая работа- Образ Я подростков в неблагополучных семьях
15. на тему- Конфлікти в сім~їЗміст Вступ
16. б2 Несла бабка на базар сто яиц одно а дно упало
17. Нормативно-правовое регулирование системы исполнительной власти
18. вуглеводнів та інших і не повинно бути інформації про сумарні викиди шкідливих речовин в атмосферу від г
19. тема сходящихся сил
20. Защита Н В Пожидаева