Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
42)Соотношение классической и современной философии
В системе классических философских концепций мир в целом воспринимается созерцательно с позиций «прямолинейного онтологизма», т. е. как безусловно объективная реальность, которая может быть познана такой, как она существует вне и независимо от деятельности субъекта. В современной философии возникают новые представления об активности человека как субъекта познания и преобразования мира: разрабатывается «расширенная онтология, включающая регион “психика сознание”».[7]Субъект познания начинает рассматриваться не как сторонний наблюдатель, а, напротив, как имманентный агент (лат. agens действующий) этого мира. Возникает понимание того, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной и преобразовательной деятельности. Мир в целом воспринимается как объективно-субъективная реальность, преобразуемая деятельностью человека.
Ключевая категория классической философии это категория бытия, разрабатываемая через диалектику материального и идеального. Ключевая категория современной философии это категория деятельности, разрабатываемая посредством диалектики субъективного и объективного факторов. Точкой отсчета классической философии является разум. Освоение возможностей человеческого разума, результатов и форм рационального познания и посредством этого выход к широкому рационалистическому взгляду на мир, вот что составляет содержание всей традиционной философии. Не случайно, даже в средневековой культуре, которая имела тотально религиозный характер, своеобразной вершиной философии являются пятьформально-логических доказательств бытия Бога.
Точкой отсчета современной философии становится изучение и высокая оценка роли нерациональных форм духовного опыта. Поэтому актуальным становится учение З. Фрейда (18561939), раскрывающее «хитрость разума», который умудряется обуздывать огромную стихию бессознательного, клубящегося под тонкой пленкой сознания. Философия все больше внимания начинает уделяет целостности, спонтанности человеческого духовного опыта, который включает, наряду с рациональными, и иррациональные процессы.
Предметом исследования философии, как и науки, выступает не только мир в целом, но и отдельные системы этого мира. Предметом исследования классической философии и науки выступают простые механические системы, функционирующие на основе динамических законов. Динамические законы это законы однозначной детерминации, т. е. когда причина приводит к одному определенному следствию. Законы механики Ньютона, закон сообщающихся сосудов и т. п. примеры динамических законов. Предметом исследования современной философии и науки выступают сложные динамические системы, функционирующие на основе статистических законов. Статистические законы это законы вероятностной детерминации, т. е. когда одна причина приводит к ряду альтернативных следствий: например, законы развития биологических популяций, законы функционирования и развития общества, это прежде всего экономические законы.
Принципиальное различие объекта и предмета исследования в классической и современной философии обусловило разные методологические стратегии: метафизику и диалектику. Метафизика исследует все в неизменном и изолированном состоянии, диалектика, напротив, в саморазвитии и всеобщей связи.
Метафизика и диалектика исторически взаимосвязаны как ступени в познании мира и овладении им. Так же как в любом относительно завершенном процессе познания, в истории культуры все начиналось с целостного нерасчлененного восприятия мира, когда на поверхности лежит его изменчивость. Этим характеризуется Античность, где у каждого мыслителя мы находим диалектику либо в онтологии, либо в гносеологии. Затем на смену стихийной диалектике приходит метафизическая стадия, когда появляется необходимость расчленять целое на составляющие его части и исследовать их изолированно в неизменном состоянии. Далее, в результате накопления богатого эмпирического материала об отдельных частях сложного целого можно приступить к теоретической диалектике, т. е. исследовать целое в его жизненной динамике, его внутренней взаимосвязи и саморазвитии. Когда мы хотим познать и практически овладеть чем-то по-настоящему, нам необходимо пройти все три стадии в их закономерной последовательности. Таким образом, метафизическая стадия присутствует в диалектическом исследовании на теоретическом уровне.
В современную эпоху особое звучание приобретает проблема свободы. В классической философии эта проблема была периферийной: свобода либо отрицалась в контексте метафизического детерминизма и фатализма, либо трактовалась упрощенно, на уровне внешнего ее проявления. Однако современное постижение диалектики внутренней и внешней свободы как основного ее противоречия своими корнями уходит в учение Спинозы, раскрывшего свободу через соотношение с внешней и внутренней необходимостью. Современная философия исследует диалектику позитивной и негативной свободы, ее абсолютности и относительности, а также ответственность как атрибут свободы.
37)Субъективный идеализм и агностицизм И.Канта.
И. Кант как родоначальник немецкой классики произвел переворот в философии, аналогичный сократовскому, но на качественно новом уровне (рис. 5). Сократ считал, что не пристало философии заниматься вопросами первоначала и структурой бытия космоса, что философия должна заниматься человеком. Кант также разворачивает философию от теории субстанции, чем особенно может гордиться философия эпохи Нового времени, к теории субъекта.
Рис. 5. Изменение предмета философии в результате кантовского переворота
Теория субстанции разрабатывается в координатах основного вопроса философии как соотношения материальной и духовной реальности. Кант начал профессионально философствовать с вопроса о том, как возможна наука и процесс познания вообще. Задавшись этим вопросом, Кант вскрывает основное противоречие, лежащее в фундаменте процесса познания: это противоречие между объектом познания и образом этого объекта в сознании человека. Окружающий человека мир, выступающий объектом познания, Кант называет «вещью в себе», или миром ноуменов сущностей, а мир психических образов, с помощью которого человек воспринимает окружающий мир, он называет «вещь для нас», это мир феноменов явлений. Таким образом, выстраивается иная, нежели в рамках основного вопроса философии, система координат: объективная, вне и независимо от субъекта существующая и поэтому в принципе непознаваемая реальность, с одной стороны, и субъективная, составляющая внутренний мир самого человека реальность, с другой. Объективная реальность включает как материальный мир, так и духовный. Координаты «субъективное объективное» обозначают осознание того, что зависит от человека, а что от него не зависит. Кант первым выводит философию за рамки основного вопроса философии: прокладывая рельсы от классической науки к современной, он начинает разработку деятельностного типа мировоззрения, приходящего на смену созерцательному. Принципиальное отличие деятельностного типа мировоззрения от созерцательного заключается в том, что возросшая в процессе промышленного переворота мощность деятельности социального субъекта вынуждает его брать на себя всю меру ответственности за результаты собственной деятельности.
Категории «вещь в себе» и «вещь для нас» выражают исходную дуалистическую позицию Канта и одновременно его агностицизм. Исходная дуалистическая позиция Канта отличается как от классического, до конца последовательного дуализма Декарта, так и от исходного дуализма Аристотеля. В рамках традиционной философии дуализм предполагает параллельность существования материальной и духовной реальности. В концепции Канта имеется в виду принципиальная независимость субъективной и объективной реальности именно в силу непознаваемости последней. Подобно Сократу, Кант не занимается специально разработкой онтологии, но, как и подобает классику философии, занимаясь волнующими его гносеологическими проблемами, он определяется со своей онтологической позицией. От исходного дуализма Кант вполне логично переходит на позицию субъективного идеализма, составляющего основное содержание его философии: объективная реальность непознаваема, так как существует независимо от человека, поэтому фундамент бытия человека составляет субъективная реальность, являясь подлинной стихией его бытия. Таким образом, разработав классическую позицию агностицизма, Кант обозначил свою онтологическую позицию, и она противоположна аристотелевской, который от исходного дуализма логично переходит на позицию объективного идеализма.
Определившись с концептуальными основами своей философии, Кант приступает к разработке того теоретического ключа. Этим ключом у Канта является антиномичность. Антиномия (греч. antinomia противоречие в законе) это два противоположных тезиса об одном и том же предмете, каждый из которых доказывается как в равной степени истинный или как в равной мере ложный.
Кант разрабатывает четыре основные антиномии своей философии, хотя, в принципе, вся философия Канта антиномична начиная с исходного дуализма. Суть этих антиномий в следующем:
1) мир конечен и бесконечен;
2) все в мире просто, т. е. состоит из простых неделимых элементов, и все в мире сложно, т. е. все имеет структуру (помним, что кантовский агностицизм это переход от классической науки, основанной на атомизме, к современной науке, которая спустя столетие будет осваивать принцип структурной неисчерпаемости материи);
3) человек свободен и не свободен;
4) все, что происходит в этом мире, происходит по необходимости и по случайности.
Раскрыв внутреннюю противоречивость бытия человека в мире, Кант соответственно разрабатывает два алгоритма деятельности: условный и безусловный или, по-другому, гипотетический и категорический императивы. Императив (лат. imperatives повелительный) это суждение долженствования. Условный императив раскрывает оптимальную стратегию деятельности в мире несвободы, т. е. в мире объективной реальности: если хочешь достичь какой-либо цели, поступай соответствующим этой цели образом. Например: если хочешь попить чайку, ставь чайник на источник тепла.
Безусловный, или категорический, императив Канта, раскрывающий оптимальный алгоритм деятельности субъекта в мире свободы, гласит: поступай так, чтобы максима (лат. maXIma логический или этический принцип, выраженный в краткой формуле; правило, норма поведения) твоей воли была равна воли окружающих. Другая распространенная краткая формулировка того же категорического императива: поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства.
Опираясь на гносеологию «основоположника всей новоевропейской диалектики» Н. Кузанского, Кант раскрывает априорные формы чувственности, рассудка и разума. Априорные формы чувственности это пространство и время. Подобно тому как в природе и обществе процессы локализованы во времени и пространстве, так же упорядочены ощущения, восприятия и представления человека. Открытие априорных форм чувственности Кантом получило название «коперниканского переворота в философии», поскольку, по Канту, получилось, что не мы в пространстве и времени, а оно в нас.
Априорными формами рассудка выступает причинность: подобно тому как в природных и социальных процессах наблюдаются причинно-следственные связи, упорядочивается содержание индивидуального сознания. Объективная реальность, в которую мы включены своей телесностью и социальностью, впечатывает в нас клише причинности: например, наблюдается спад в экономике жди социальных потрясений. Главной своей заслугой Кант считает идею активности познания. Он разделяет рассудок и разум. Если рассудок является прерогативой науки, то разум выступает органом философского познания и призван давать целостное представление о мире, человеке и Боге с учетом единства противоположностей. Кант утверждает, что истинная философия, призванная отыскать всеобщие законы, еще не написана. Рассудок с помощью научных понятий и суждений нацелен на опыт, разум имеет дело с идеями и вырабатывает общие принципы, которые рассудок применяет к частным случаям. Разум выполняет управляющую функцию, направляя рассудок до предельных возможностей категориального синтеза, что позволяет самому разуму создавать максимально широкие обобщения, выходящие за границы опыта. Разум систематизирует и очищает знание, благодаря чему теория переходит в практику.