Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Билет №2
1. Пространство и время человеческого бытия как антропологические понятия.
Филогенез и онтогенез. Их взаимосвязь и различие.
Филогенез человека (развитие его как вида) осуществляется как целостный эволюционный процесс, в результате которого произошло превращение антропоида в человека разумного. Современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида. Филогенез процесс продолжающийся. Он подчинен законам конвергенции: взаимодействия, взаимопроникновения природных и социокультурных процессов и возможен, только если человек совершает сознательную перестройку своего эволюционного процесса. По мнению Н. Н.Моисеева, человечество уже успешно совершило две такие перестройки. Первая произошла в эпоху палеолита древнейшего периода каменного века (формирование правил жизни в коллективе). Вторая в неолите (переход к оседлому образу жизни) (VIII тысячелетие до н. э.).
В настоящее время человечество стоит на пороге третьей перестройки своего эволюционного процесса. Действительно, проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическое состояние экологии планеты, истощение возможностей биосферы по удовлетворению все возрастающих потребностей человека всерьез ставят вопрос о выживании не только человека, но и всего живого на Земле.
Онтогенез (развитие отдельного человека) во многом повторяет историю вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве социокультурный путь человечества. Не являясь совершенно независимым от филогенеза, онтогенез в то же время несколько другой процесс (не филогенез в свернутом виде). Онтогенез процесс целостный и противоречивый, диалектический. В процессе индивидуального развития человек все время меняется и одновременно остается тождественным самому себе.
Специфические особенности развития рода Homo sapiens.
Современная же наука все больше склоняется к тому, что 1) развитие это диалектическое единство регрессивных и прогрессивных преобразований. 2) человек в процессе своего индивидуального развития (и в процессе филогенеза) не становится ни хуже, ни лучше, он делается принципиально другим. 3) результатом онтогенеза является все возрастающая индивидуализация каждого человека. 4) развитие происходит в течение всей жизни человека, с пренатального периода и до последнего дня. Онтогенез человека не линейный и не спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цикличности. Он скорее - волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс».
Различные объяснительные ориентации трактовки процесса развития чел-ка.
Биогенетическая ориентация - индивидуальное развитие реализация конкретной генетически заданной программы, определяющей особенности проявления и программу изменений внешнего вида, нервной системы, поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетически заданная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, и индивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разных представителей человечества примерно одинаковы и в то же время всегда имеют индивидуальные отличия. Общая компонента создалась в процессе эволюции и обусловлена тем, что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальная обусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависят врожденные особенности и телесной организации, и морфофункциональных (хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, и нейрофизиологических свойств нервной системы, и программ поведения (являющихся континуумом разных поведенческих форм). Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицают значимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Они признают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденных видовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людей стадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурных условий жизни индивида. Но с их точки зрения именно генотип детерминирует чувствительность конкретного человека к тем или иным воздействиям среды и культуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначе реагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ проявления его потребностей. Именно он выделяет те условия, объекты, с которыми человек взаимодействует наиболее активно.
Социогенетическая ориентация. Онтогенез это процесс адаптации ребенка к культуре, в ходе которого происходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваивает информацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущности социальных позиций и т. д. Движущей силой развития человека признаются противоречия, присущие культуре любого сообщества и существующие между культурой социума и культурой ее конкретного носителя. Не отрицая наличия и различия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительной ориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные, генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает к жизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культуры определяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку. Нельзя не заметить, что в представленных концепциях человек рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силах выбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.
Персоналистская ориентация. Для них развитие человека это процесс сознательной реализации каждым врожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческую активность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского -это «духовные стремления». Для П. Симонова - «идеальные потребности». Для Ж. П. Сартра -«внутреннее Я». Для С.Ваймана - «священный дар». В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (как существу социальному, разумному, духовному и креативному) специфических потребностях и способностях: достигать самопревышения; стремиться достичь такого состояния, которого еще нет; ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, на нравственные и эстетические ценности человечества. Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится личность, преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой. Сторонники персоналистского подхода к объяснению развития человека не считают его существом, полностью детерминированным биологическими и/или социокультурными обстоятельствами. И хотя они признают, что состояние мира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими на персональной ответственности каждого человека за ход и результаты своего онтогенеза, поскольку каждый человек сам определяет, встать ли над обстоятельствами или подчиниться им; сам определяет, каким он будет (В. Франк).
Основные характеристики процесса развития ребенка.
1. Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повторяющие эволюцию человека как вида, и характеризующие индивидуальную историю именно этого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Дети многим отличаются друг от друга (задатками и способностями), в силу этого результаты развития конкретных детей всегда разные. 2. Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих на развитие всего живого (космические явления, активность Солнца, эволюционные закономерности), так и от специфически человеческих видовых особенностей (активности, разумности, духовности, социальности, противоречивости и др.). Он является процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.3. Для оптимального развития ребенку необходимо иметь возможность быть активным как в физическом, так и в духовном плане. Двигательная активность важна и для развития психических процессов, эмоционального здоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду и даже для формирования представлений о пространстве времени. 4. Каждый период жизни особая целостность и самостоятельная ценность имеет сильные и слабые стороны. Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие, «проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возраста. Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый оптимизм, максимальная широта и вместе с тем поверхностность интересов эти возрастные особенности младшего школьника в подростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит об инфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 710 лет для полноценного развития человека в дальнейшем, для формирования прочного «фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременность педагогических действий, на что постоянно указывал К. Д. Ушинский. 5. Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостным процессом. Результатом этого процесса становится изменение всего человека: его сознания, чувств и воли, его организма и духовной сферы. 6. Эффективное развитие ребенка невозможно без и нереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем сверстниками, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого - научиться сотрудничать с ребенком, вести с ним диалог.
Пространство и время человеческого бытия как антропологические понятия. Оптимизация взаимодействия ребенка с пространством и временем своего развития.
В материалистической науке пространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования и движения материи, так и основные всеобщие условия бытия и развития человека. Современная наука выделяет несколько аспектов пространственно-временного существования и развития человека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный). Персональное пространство и собственное время воспринимаются человеком как наиболее значимые. Формирование представлений о пространстве и времени трудный процесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует это ребенок, который без специального обучения, без определенных занятий, специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, дифференцировать пространственно-временные характеристики. Наполнение категорий «время», «пространство» изменялось в течение истории человечества. Оно развивалось от интуитивного к научно обоснованному. В неолите человек воспринимал пространство и время слитно. В палеолите - ощущение ограниченности пространства, необходимость активного освоения пространства своего бытия, осознание возможности взаимодействовать со временем. Сегодня все глубже осознаются следующие идеи:1)пространство и время жизни конкретного человека зависят от его возраста, уровня личностного развития, пола, социального слоя, к которому он принадлежит; 2)при этом всегда обнаруживаются единство реального и воображаемого аспектов бытия (В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельности воспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражается как очень длительное.);3)биографическое время любого человека бесконечно тянется из глубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.
2. Планирование. Система уроков иностранного языка.
Значение планирования; требования, предъявляемые к нему. Принципы планирования. Виды планов: тематический, поурочный. Тематическое планирование: задачи, принципы, структура и основное содержание. Взаимосвязь тематических и поурочных планов, их содержание и отличительные особенности. Типы уроков при работе над темой. Схема анализа урока иностранного языка. План-конспект урока иностранного языка.
Планирование - это обязательный компонент работы. Цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану. Каждый урок должен отвечать общедидактическим требованиям: 1)строиться с учетом единства обучения и развития; 2)быть научным по характеру содержания учебного материала, по способам его усвоения; 3) основываться на экспериментальных данных возрастной психологии; 4)учет особенностей языкового материала; 5) правильный выбор источников информации и приемов обучения для каждого этапа урока; 6)осуществление межпредметных связей. Урок иностранного языка - это законченный отрезок работы по обучению, на протяжении кот. осуществляется достижение определенных практических, общеобразовательных и воспитательных целей. Успех урока в большей степени зависит от организации урока.
4 принципа планирования:
1) непрерывность развития речевых умений и навыков;
2) адекватное соотношение коммуникативных и подготовительных компонентов учебного процесса;
3) малокомпонентность урока;
4) единство планирования классной и домашней деятельности учащегося
Гурвич: «При планировании учебного процесса следует помнить, что урок существует для домашнего задания в такой же мере, в какой домашнее задание существует для урока».
Виды планов: а) тематический план, б) поурочный план.
Тематический план, составленный предметным объединением для нескольких классов одной параллели, не должен сковывать инициативу учителя. Обучение иностранному языку творческий процесс, поэтому любые дополнения или изменения, которые учитель сочтет нужным внести в свою работу, следует считать закономерными. Основной задачей тематического планирования является определение конечных целей в результате прохождения определенной темы (параграфа). Тематический план позволяет, кроме того, видеть четкую перспективу и преемственность в работе, правильно распределить различные виды речевой деятельности, проследить за последовательностью формирования навыков и умений, более тщательно продумать соотношение между классной, домашней и лабораторной работой. Схема тематического плана может иметь несколько вариантов. Количество уроков определяется практическими задачами и сложностью языкового материала. Если речь идет о повторении или систематизации изученного (иными словами, о совершенствовании навыков и умений), оно может быть невелико. Значительно больше уроков требуется для актуализации нового материала в речи. Для этого необходимы многочисленные и довольно разнообразные операции (выбор, дифференциация, трансформация, укрепление ассоциативных связей, перенос навыков, синтез и др.).В графе «Основное содержание» перечисляются подтемы и основные вопросы, которые затрагиваются в текстах и упражнениях темы. Это своего рода памятка для определения характера ситуаций, бесед, упражнений для межтемного обобщения. Во 2-й графе перечисляются практические задачи, которые должны решаться в тесной связи с воспитательными и образовательными. Эти задачи выделяются в поурочных разработках книг для учителя с учетом сложности языкового материала, характера и структуры темы. Учитывая специфические условия класса, учитель может вносить в поурочные планы, составленные авторами учебных комплексов, определенные дополнения и коррективы с точки зрения распределения материала по урокам, последовательности выполнения заданий и способов их проверки. Тематический план должен содержать перечень средств обучения, которые имеются в распоряжении учителя, а также дополнительный раздаточный материал (почтовые марки, открытки, рисунки, вырезки из газет и др.) для фронтальной тренировки в классе и для индивидуальных домашних заданий. В графе «Примечание» указываются примерные сроки проведения контрольных письменных работ, уроков-экскурсий или киноуроков, лабораторных работ, которые могут носить речевой и языковой характер.
Пример тематического плана
Основное содержание |
Конечные практические цели |
Языковой материал |
Материал из других пособий учебного комплекса |
Примечание |
навыки |
умения |
новый |
повторение |
Типы уроков: 1) навыковый ( некоммуникативные и условно-коммуник-е задания) ; 2) уменческий ( коммуникативные задания).
План-конспект урока ИЯ. Способ организации занятия, в к-м заложены план выполнения последовательных заданий и совокупность приемов формирования речевых способностей. Двунаправленностью (на преподавателя и учащегося), а также подробное изложение хода занятия. Конспект предельно конкретен, так как адаптирует учебник к сиюминутным условиям данной учебной группы. Поэтому он не универсален: работая в разных параллельных группах, преподаватель зачастую вынужден модифицировать конспект. Учебный конспект содержит: 1) дату проведения занятия и (или) порядковый номер занятия; 2) название ведущего «аспекта» занятия, если последнее не является сугубо комплексным; 3)тему занятия или материал, на котором оно проводится: 4) цель занятия, ориентированную на обучаемого; 5) последовательность заданий.
3. Задание: Проанализировав задания «In your culture» в рабочей тетради для 9 класса, мы сделали вывод о том, что на их базе формируются социокультурные знания о реалиях, традициях, обычаях и т. д. трех стран ( Британии, США и России).
Билет №3.
Социальное и персональное пространство, историческое и личное время бытия как взрослого человека, так и ребенка заполнено предметами, отношениями, ценностями, информацией и технологиями, имеющими прямое отношение к материальной и духовной культуре.
Почему важен анализ культуры для пед. антропол. Во-первых, овладение культурой одна из важных воспитательных задач и в то же время основное средство воспитания. Во-вторых, культурный опыт ребенка постоянный фон его жизнедеятельности. Этот опыт во многом предопределяет, с одной стороны, особенности общения и поведения, уровень духовных стремлений, критерии самооценки и другие характеристики ребенка; а с другой стороны задачи воспитания данного ребенка и способы их осуществления.
В-третьих, воспитание (его содержание, воспитательные традиции, аксеологические акценты, предпочитаемые технологии и пр.), а также формы проявления воспитанности людей важные составляющие, характерные особенности любой культуры.
Наконец, воспитание во многом определяет судьбу конкретных культур: оно способствует их сохранению или разрушению, консервации или модернизации, целостности или мозаичности, элитарности или массовости.
Культура как многозначное понятие
Понятие «культура» общенаучная категория, имеющая длинную историю и отражающая достаточно сложную реальность.
На определенном этапе развития науки возникло близкое культуре понятие «цивилизация».
Сложное явление как и человек материальна и духовна! Воплощает рациональн и иррац. стороны.
«Ядро» это хранилище наиболее характерного для данной культуры. Его функция сохранение и передача самоидентичности социума, этноса, поэтому ядро культуры, «как ДНК человека», обладает высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью. «Защитный пояс» это своеобразный фильтр, который пропускает информацию из ядра во все структуры социального организма и в то же время адаптирует, перерабатывает или поглощает, гасит, не допускает до «ядра» информацию из других культур. Он гораздо более изменчив и гораздо менее устойчив, чем «ядро». Это позволяет культуре конкретного сообщества, с одной стороны, сохранять свою сущность, а с другой дает ей возможность взаимодействовать с другими культурами, с иными этноисторическими субъектами. «Защитный пояс» обусловливает возникновение и существование так называемой «притворяющейся культуры», которая внешне выглядит как изменившаяся, хотя ядро ее остается прежним. Возможно, один из примеров «притворяющейся культуры» дает Петровская Россия, европеизировавшаяся внешне и оставшаяся практически неизменной внутри. Целостность культуры противоречива. При этом она немонолитна, а многосоставна, многослойна.
Нет единого толкования. Множество концепций культуры (более20).
Так, для аксеологической концепции К. это явление, отражающее духовную природу человека, это выражение духовных ценностей и нравственных норм чел-ва. Деятельностная концепция видит в культуре проявление активной, креативной и разумной природы человека, - сов-ть способов чел дея-ти. Личностная (Поведенческая) концепция актуализация социальной природы человека способ движения личности в соц пространстве и времени, - система её качеств и хар-к, важных для реализации отношений человека к природе, общ-ву, для процесса его социализации. Семиотическая как сов-ть знаков, как система, передающая и хранящая инфу. Каждая из концепций культуры по-своему интересна, каждая имеет право на существование. Но культура не исчерпывается од-ним, каким бы то ни было аспектом, она представляет собой сложное системное образование.
Разнообразные культуроведческие науки и концепции сходятся в следующем:
Культура человечества тоже имеет сложную структуру. Так, по мнению М. Мид, ей присущи три типа культуры: постфигуративный, кофигуративный и префигуративный. Префигуративный тип культуры М. Мид наблюдала в обществах, находящихся в первобытном состоянии (молодое поколение слепо следуют за старшими, цель-воспроизведение прошлого, отсутствие креативности); кофигуративный обнаружила в «пионерских» объединениях людей, осваивающих новые земли (сверстники задают друг другу модель поведения, к-ра менее разнообразна, более поверхностна, чем префигуративная, но более гибкая и открытая, цель и смысл их жизни прагматичны. Человек, живущий в такой культуре, ограничен в своих знаниях, умениях и ценностях, относится как к неизбежности к изменениям жизни вопределенных пределах. Общественное бытие для него важнее индивидуального существования) а постфигуративный смоделировала(игуративный тип культуры характеризуется ориентацией общества, старших поколений на более молодых как на образец,авторитет). Отличаются типы к-р прежде всего традициями взаимоотношений разных возрастных групп внутри социума.
Генетически полученная культура закодирована. Расшифровать ее, опереться на нее в своем развитии человек может только в обществе, в деятельности, так или иначе связывающей его с другими людьми.
Мера обладания культурой, ее влияние на конкретного человека зависят от многих факторов. Среди них тип господствующей культуры и образ жизни, субкультура ближайшего окружения. Но и собственная активность человека чрезвычайно важна.
Педагогика непосредственно связана с последним. Она традиционно вычленяет в культуре ребенка такие составляющие, как умственная, нравственная, правовая, физическая, экологическая, экономическая и другие, соответствующие различным видам деятельности человека. Сегодня можно вычленить и «горизонтальные слои» культуры конкретного человека и рассматривать ее как взаимноинтегрированный комплекс трех пластов: информационного, технологического, аксеологического.
Информационный пласт культуры возникает в процессе усвоения ребенком знаний, базовых для человечества, конкретного общества, этноса, группы людей и связан с этим процессом. Системообразующими информационного пласта культуры являются антропологические знания, представления о себе как личности, индивидуальности, субъекте деятельности.
Технологический пласт культуры возникает в процессе овладения ребенком совокупностью операциональных и интеллектуальных умений и навыков, которые обеспечивают высокое качество его деятельности, высокий уровень соответствия требованиям, предъявляемым обществом, окружающими людьми, самим человеком к результатам его деятельности, и связан с этим процессом.
Аксеологический пласт культуры возникает в процессе интериоризации ребенком традиционных и актуальных общечеловеческих и групповых ценностей и связан с этим процессом.Названные пласты культуры пронизывают друг друга.
Ушинский!модель по Ушинскому:
Не только психологический анализ... но и само непосредственное чувство, присущее каждому из нас, говорит нам ясно о существовании двух миров в человеке: душевного и материального. Но человек, начиная мыслить, упорно отвергает свидетельство собственного чувства и, переступая границы опыта, стремится вывести материальный мир из душевного, впадая в крайность идеализма, или душевный мир из материального, впадая в крайность материализма.
Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука.
Стремления К. Д. Ушинский подразделил на три основные группы: первые две выражают «стремление человека быть», существовать в пространстве и времени, поддерживать и продолжать род.-органические потребности, источником которых является телесная, растительная природа человека. Врожденными, органическими он считал эти стремления потому, что самосохранение живой системы, а тем более сохранение и продолжение рода, невозможно вне общественного существования. Следовательно, врожденное стремление к общественному существованию одновременно выступает и как важный фактор удовлетворения коренных потребностей живого организма в самосохранении, сохранении и продолжении рода.
Ко второй группе потребностей К. Д. Ушинский относил такие, которые выражают стремление «жить». Такие стремления характерны для человека и высших животных- «стремления душевные» (место между органическими и духовными потребностями, основа всех психических состояний личности), которые свойственны только человеку. Определяя группу «душевных потребностей», он исходил из понимания «души» как «невесомого вещества», которому изначально «присуща потребность в сознательной деятельности». Здесь интересна мысль о врожденной потребности в деятельности. Эта потребность основа всех душевных стремлений. Душевные стремления выражаются прежде всего в «чувствованиях».
Высшим выражением потребности в деятельности у человека X Д. Ушинский считал потребность в умственном движении и в умственном и физическом труде- группа духовных потребностей, присуща только человеку( в труде, в знаниях, в наслаждении красотой, в свободе и счастье, т. е. те потребности, развитие и удовлетворение которых возможно только в человеческом обществе).
Все культурные процессы проистекают из одного продуктивного источника из человека и существуют только потому, что значимы для него.
Культура выделяет человека из мира живой природы. Она дает ему, с одной стороны, большие преимущества по сравнению даже с самыми высокоорганизованными животными, а с другой стороны, ограничивает его свободу.
Каждый человек вступает во взаимодействие с культурой и значим для нее. Культура влияет на человека в процессе фило- и онтогенеза целостно. Мера обладания культурой, ее влияние на конкретного человека зависят от многих факторов. Среди них тип господствующей культуры и образ жизни, субкультура ближайшего окружения, собственная активность человека.
Взаимоотношения культуры и человека динамичный процесс. В разные периоды жизни у человека превалирует та или иная его позиция по отношению к культуре. Человек объективно оказывается не только творцом культуры, но и одновременно ее творением, а иногда жертвой. Культура интегрирует природу и общество, наследие человечества и жизнь отдельного человека. человек (и как вид, и как индивид) объективно оказывается не только творцом культуры, но и одновременно ее творением, а иногда жертвой. Это справедливо и по отношению к ребенку. Он тоже и значимый субъект культуры, и ее объект, и «продукт». От его собственных усилий зависят глубина и широта его «культурного слоя». Он занимает в культуре разные позиции. Он включен не только в господствующую, традиционную культуру, но и в молодежную, групповую и другую субкультуры.
2. Контроль в обучении иностранным языкам.
1. Контроль - это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль - это часть урока, во время которой преподаватель оценивает как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях. К позволяет:1)преподавателю получить информацию о результатах работы группы учащихся в целом и каждого учащегося в отдельности; своей работы (узнать, насколько эффективны приемы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения). Объектами контроля на занятиях являются: а) знания и сформированные на их основе речевые навыки (языковая компетенция); б) умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция); в) знание страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция).О достигнутом уровне владения языком свидетельствует: а) умение адекватно выражать мысли в заданной речевой ситуации; б) относительная правильность пользования средствами языка при построении высказывания. В качестве планируемого результата ОИЯ в средней школе на базовом уровне (5-9 классы) выступают элементарная коммуникативная компетенция в аудировании, говорении, письме и продвинутая коммуникативная компетенция в чтении. Функции контроля. На занятиях по языку принято выделять следующие функции контроля:1.диагностическую- определяет уровень владения языком в соответствии с программными требованиями; 2.обучающую- способствует повторению и закреплению пройденного на занятиях материала;3.управляющую- обеспечивает управление процессом овладения языком; 4.корректирующую- проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку; 5.стимулирующую- создает положительные мотивы учения;6.оценочную - позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего, эффективности самого процесса обучения. Виды контроля. Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Цель предварительного К. (или контроля готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества. Текущий позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Промежуточный- по завершении изучения темы. Итоговый контроль (контроль результатов учебной деятельности) направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года). Итоговый (контроль результатов учебной деятельности) установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года). Формы контроля. Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Каждая из перечисленных форм может осуществляться устно или письменно. Индивидуальный контроль считается наиболее объективным видом контроля, так как свидетельствует о достижениях каждого ученика. Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися.Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы. Контроль м. б. одно-/двуязычные(перевод), с/без технич. средств.Тесты как средство контроля. Тест (от англ. test - испытание, исследование) - система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов. Виды тестовых заданий: стандартизированные (для всех) и нестрандартные ( для конкретной группы уч-ся);Типы тестов: закрытый( правда/ неправда; множественный выбор), открытый( дописать вариант ответа), установление соответствий (matching), установление порядка следования суждений (rearrangement). Требования в тестам: 1) регулярность проведения; 2) валидность( проверяет опр. Компетенцию); 3)адекватность. Требования к формам контроля: надежность, адекватность контролируемому ВРД, репрезентативность, регулярность проведения, всесторонняя проверка всех ВРД.
3. Умение писать различные виды писем (письмо знакомства, деловое письмо, письмо-запрос, письмо-благодарность, личное письмо (о себе, своем городе, праздниках).