Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Оглавление
1. Введение
2.Теоретическая часть
2.1 Введение
2.2 Разработка распространяемого приложения
2.2.1 Разработка базы данных
2.2.2 Разработка концепции интерфейса пользователя
2.2.3 Документация
2.3 Специальные средства
2.3.1 Макросы
2.3.2 Модули
2.3.3 Основной язык разработки
2.3.4 Наследование интерфейсов
2.3.5 Шаблоны кода
2.3.6 Экземпляры форм
2.3.7 Временные таблицы и запросы
2.3.8 Обработка собственных событий
2.3.9 Условная компиляция
2.4 Надстройки
2.4.1 Сабклассинг
2.4.2 Стандарты для клиентских приложений
2.5 Создание программы установки для законченных приложений
2.5.1 Программа установки
2.5.2 Создание ярлыка для запуска приложения
2.6 Заключение
3.Практическая часть
3.1 Общая характеристика задачи
.2 Описание алгоритма решения задачи
4. Список использованной литературы
1. Введение
приложение access задача excel
В данное время MS Access является не просто мощной СУБД но и функциональной средой для разработки приложений. В MS Access можно разрабатывать не простые приложения но и весьма серьёзные программы направленные на целый ряд задач. В данной работе рассмотрим основные средства разработки приложений и пользовательского интерфейса.
В практической части работы рассмотрена строительная компания выполняющая ремонтные работы. Необходимо создать расчётную ведомость за выполненные работы и представить результаты в графическом виде. Для выполнения задания использовался ПК со следующими характеристиками:
Системный блок:
Процессор Intel 1500 MHz . ОЗУ 1Гб. Жесткий диск 300 Гб. Видео карта GeForce 4 6000 GS.
Монитор Acer e220.
Стандартные клавиатура и мышь.
Программное обеспечение:
Windows XP SP2.
MS Office (Word 2003, Excel 2007).
2. Теоретическая часть
.1 Введение
У многих разработчиков программного обеспечения (как начинающих, так и опытных) имеется стойкое предубеждение к Microsoft Access как к средству разработки профессиональных программных продуктов.
Попытаюсь описать стандартные причины возникновения этого, с позволения сказать, заблуждения.
. Access, как система управления базами данных, позиционируется в качестве средства управления данными конечным пользователем без привлечения программиста. Это безусловно является плюсом Access как программы, но ведет к активному неприятию его IT-профессионалами.
. В следствие вышеизложенного, программы на Access/VBA пытаются писать люди, не имеющие достаточного опыта и навыка программирования. Такие разработки даже распространяются на коммерческой основе, а также выкладываются для свободного доступа в интернете. Профессиональный программист приходит в ужас при ознакомлении с кодом таких «программ» и распространяет свое мнение на средство разработки.
. Так называемая «литература для чайников» только усиливает впечатление об Access как несерьезной системе. Преподавание разработки баз данных в ВУЗах зачастую также основано на подобных книгах и пособиях.
. Столкнувшись в первый раз с необходимостью написания собственной программы на Access, профессионал объектно-ориентированного программирования (C++, Delphi) часто не знает с какой стороны подойти к процессу разработки, так как Visual Basic for Application предлагает своеобразный набор средств работы с классами. Тут необходимо заметить, что программисту, который предварительно глубоко изучил COM-программирование Windows будет гораздо легче понять способы взаимодействия классов, ссылок и т.п.
. Access предлагает совершенно нестандартный по отношению к распространенным средствам разработки подход к программированию пользовательского интерфейса (формы, отчеты). Это может вызвать трудность для понимания даже для опытных программистов, и даже разработчиков на родственном языке Visual Basic. Основополагающий момент здесь - это то, что элементы управления (контролы) Access не являются Windows-контролами и не имеют контекста окна (hWnd). Хотя эти контролы и выглядят как стандартные, а также имеют наборы свойства и событий, по существу они являются просто картинки, прорисовываемые приложением на форме. Также нетрадиционный подход реализован для списков и форм с данными. Контролы, а также сама форма, всегда имеет источник данных, который может настраиваться динамически без создания дополнительных компонентов.
.2 Разработка распространяемого приложения
.2.1 Разработка базы данных
Тут необходимо решить вопрос с выбором хранилища данных и способом доступа к этим данным. Access предлагает достаточный выбор: Jet/DAO, ODBC, ADO. К сожалению, нет возможности останавливаться подробно на этом важном вопросе в данной работе. Стоит разве что отметить, что стратегия развития Microsoft Access идет по пути вытеснения собственного хранилища (MDB) серверными источниками данных (SQL-сервер).
Главный вопрос, независимо от хранилища - это структура базы данных. Процессы нормализации структуры данных (как, кстати, и обратной денормолизации) безусловно могут проводиться и в процессе разработки программы, но желательно изначально иметь устойчивое ядро базы данных, к которому могут привязываться новые структуры и интерфейсы пользователя.
Структура данных коммерческого программного продукта в обязательном порядке должна иметь возможность распространения в открытом виде (либо только так и распространяться). Рано или поздно, но это обязательно понадобится для обмена данными с другими программами. Надо помнить об этом, чтобы не было стыдно за собственную работу, когда придется передавать документацию другим разработчикам.
.2.2 Разработка концепции интерфейса пользователя
При разработке пользовательского интерфейса настоятельно рекомендуется ограничиться использованием стандартных средств интерфейса Windows (меню, панели инструментов, мастера, сообщения). Собственные «красивости» могут выглядеть привлекательно с вашей точки зрения, но будут интуитивно непонятны конечному пользователю.
Структура форм и отчетов по возможности должна быть единой. Например, все формы для редактирования данных имеют «ленточный» тип и стандартную цветовую палитру, заголовок содержит набор фильтров, кнопки управления располагаются в левом нижнем углу.
.2.3 Документация
Пишется по возможности код, который не требует дополнительного пояснения. Это может показаться странным для многих, но одна из современных концепций программирования предполагает практически полное отсутствие комментариев в тексте процедур и функций. Программные идентификаторы должны сами себя описывать -используйте короткие процедуры, «говорящие» имена классов, функций, таблиц, полей, не надо экономить на длине идентификаторов.
Что может потребовать дополнительных комментариев и даже отдельной документации, так это структура базы данных. Существует множество систем для моделирования структур данных и бизнес-процессов (ErWin, Power Designer). Минимально необходимые действия по оформлению структуры данных можно проделать при помощи собственных диаграмм данных Access или SQL-сервера.
.3 Специальные средства
.3.1 Макросы
При работе с базой данных часто приходится снова и снова выполнять одни и те же задачи. Чтобы не повторять одни и те же действия, можно использовать макросы. База данных неуклонно разрастается по мере того, как туда вносятся новые записи в формы, создаются запросы и распечатываются новые отчеты. При этом разрабатываются и сохраняются для последующего использования новые объекты. Приходится регулярно выполнять некоторые задачи. Для выполнения таких регулярных задач удобно использовать макросы Access. После создания этих небольших программ можно запускать их автоматически при определенных действиях пользователя (например, при щелчке на кнопке или при открытии определенной формы). Для автоматического запуска макросов в Access используются так называемые события. Макросы Access позволяют автоматически повторять различные действия и тем самым избавляют от написания сложных программ и подпрограмм. Выполнение прикладной задачи можно представить как результат последовательного выполнения действий, каждое из которых может быть записано соответствующей командой на языках Visual Basic и VBA. Кроме того, с помощью макроса можно имитировать выбор команды меню или перемещение мыши. Макросы Access обычно не дублируют отдельных нажатий клавиш или перемещений мыши, выполняя особые, заданные пользователем задачи, например открытие формы или запуск отчета. Используя макросы для выполнения рутинных операций, в существенно экономит время и силы. Кроме того, по скольку всякий раз при запуске макроса будет осуществляться одна и та же последовательность действий, макрос сделает работу с базой данных более эффективной и аккуратной.
Назначать макросы, зависящие от событий, можно с помощью окна свойств форм и отчетов. Что касается таблиц и запросов, они свойствами событий не обладают. Кроме того, при работе с формами можно запускать макросы с помощью имеющихся в Access панелей инструментов, командных кнопок и меню. Использование этих особенностей позволяет очень легко и эффективно использовать макросы, связанные с событиями.
Макросы можно запускать и на уровне отдельных элементов управления, используя для этого соответствующие события. Например, можно проверить правильность ввода сложных данных непосредственно на уровне поля (а не после выхода этой записи), используя для этого свойство данного поля, а не свойства на уровне всей формы.
Любой макрос может состоять из одной или нескольких макрокоманд. Можно ввести последовательность выполняемых макрокоманд в столбец Макрокоманда, а напротив каждой команды в столбце Примечание дать описание соответствующей команды. Примечания не оказывают влияния на выполнение макроса. В нижней части окна находится область Аргументы макрокоманды. В этой области можно задать необходимые аргументы (свойства, параметры) для соответствующих макрокоманд. Многие макрокоманды требуют введения дополнительной информации, например о том, над каким объектом следует выполнять указанное действие.
После создания макросов можно объединить несколько взаимосвязанных макросов в один.
.3.2 Модули
Модули, в отличие от макросов, являются более тонким и мощным средством создания программных расширений в среде Access, максимально приближающимся по своим функциональным возможностям к таким профессиональным инструментам, как Delphi, Visual Basic или Power Builder. Одновременно применение модулей требует от пользователя навыков и квалификации программиста, а также знания основных принципов объектно-ориентированного программирования.
Для программирования в Access используется процедурный язык Visual Basic для приложений (VBA- Visual Basic for Applications) с добавлением объектных расширений и элементов SQL. Сам процесс создания программных расширений в среде Access предполагает активное использование технологии объектно-ориентшрованного программирования (ООП). В основе ООП лежит идея "упакованной функциональности", в соответствии с которой программа строится из фундаментальных сущностей, называемых объектами. Каждый из объектов характеризуется набором свойств (англ, -property) и операций, которые он может выполнять (англ,- method). Реализация взаимодействий между объектами ложится на исполняющую cpеду того средства разработки, на котором пишется программа, и поэтому работа программиста в рамках технологии ООП сводится к созданию объектов, описанию их свойств и реакций на те иди иные внешние события.
Фундаментальным понятием ООП является класс. Класс - это шаблон, на основе которого может быть создан конкретный программный объект. Созданный объект в таком случае становится экземпляром класса. К основополагающим принципам ООП относятся:
инкапсуляция - объединение свойств и действий, присущих объекту, в едином пакете и сокрытие подробностей их реализации от окружающего мира. Это означает, что пользовательский доступ к объекту допускается только через его свойства и методы
наследование - предусматривает создание новых классов на базе существующих, что дает возможность классу-потомку иметь (наследовать) все свойства класса-родителя
полиморфизм - (от греч. "многоликость") означает, что порожденные объекты обладают информацией о том, какие методы они должны использовать в зависимости от того, где они находятся в цепочке наследования
модульность - объекты заключают в себе полное определение их характеристик, никакие определения методов и свойств объекта не должны располагаться вне его, что делает возможным свободное копирование и внедрение одного объекта в другие
Многие программные объекты в Access совпадают с физическими объектами базы данных, такими как таблицы, формы, отчеты. Для названия составных объектов, которые включают в себя совокупность более простых объектов, используется термин семейство. Например, объект отчет входит в семейство отчеты. Помимо "видимых" объектов существует и большое количество "скрытых" объектов, управлять которыми можно только из программных приложений.
В Access существуют два типа модулей: стандартные и модули класса. Стандартные модули содержат процедуры и функции, которые могут быть вызваны из любого окна базы данных. Как правило, такие модули содержат программный код универсального характера, предназначенный для применения в различных местах текущего приложения или даже в различных приложениях.
Модули класса используются, для создания новых классов объектов. При создании конкретного объекта, являющегося экземпляром такого класса, любые процедуры, определенные в модуле, становятся свойствами и методами этого объекта.
Модули форм и модули отчетов являются модулями класса, связанными с определенной формой или отчетом. Заметим, что в ранних версиях Access они являлись единственно возможным инструментом объектно-ориентированного программирования. Эти модули содержат процедуры обработки событий, запускаемых в ответ на их возникновение в форме или отчете. Процедуры обработки событий используются для управления поведением формы или отчета и их откликом на события, например такие, как нажатие кнопки.
Важнейшей областью применения объектно-ориентированного программирования в Access является программирование доступа к данным. Для решения данной задачи фирмой Microsoft был разработан специальный интерфейс - DАО (Data Access Objects).
DAO- это набор объектных классов, которые моделируют структуру реляционной базы данных. Они обеспечивают свойства и методы, которые позволяют выполнять такие операции, как создание базы данных, определение таблиц и индексов, задание связей между таблицами, формирование запросов и отчетов и т. п. Существенным достоинством объектной модели DAO является ее универсальный характер: она доступна для большинства средств разработки программного обеспечения, поддерживаемых Microsoft, в частности, для Visual Basic. Классы объектов доступа к данным организованы по иерархической схеме. На ее вершине находится объект DbEngine, представляющий собой ядро базы данных. Далее следуют объекты, отвечающие за управление сеансами доступа пользователя к данным, -Workspace (от англ, "рабочая область"). Каждая рабочая область включает один или несколько объектов класса база данных - Database, а они, в свою очередь, содержат семейства объектов таблиц (TableDef), запросов (QueryDef), наборов записей (RecordSet) и т. д.
2.3.3 Основной язык разработкиBasic for Application.
В Access пользователь может управлять выполнением приложении, например, изменить информацию в таблице или щелкнуть на командной кнопке. Используя в приложении макросы и процедуры, можно реализовать реакцию пользователя на эти действия. Для этого в Access предусмотрены характеристики событий для каждого элемента управления, который помещается в форму. Подключая макрос или процедуру к определенному событию элемента управления, можно не заботиться о последовательности действий, выполняемых пользователем в форме. Обработка событий представляет собой программный код, выполняемый при возникновении этого события. Код непосредственно присоединяется к форме или отчету, содержащему обрабатываемое событие.
В предыдущих версиях Access имела собственный язык Basic, называемый Access Basic. В последних версиях Access он заменен языком Visual Basic for Applications (VBA) компании Microsoft. Несмотря на некоторую схожесть, между этими языками есть существенные различия. VBA становится общим языком для всех приложений Microsoft Office. VBA является современным языком структурного программирования. Находясь в окне модулей, можно создавать и редактировать код VBA и процедуры.Basic для приложений играет важную роль при разработке баз данных Access. С помощью VBA можно настроить формы и отчеты, запустить макросы, а также отобразить объект Access в других приложениях или извлечь данные. Используя Visual Basic для приложений, можно вывести формы и отчеты, выполнить методы объектов, а также создать и изменить элементы. Кроме того, имеется возможность работать с информацией непосредственно: можно создать наборы данных, задать их параметры и изменить информацию в них.
.3.4 Наследование интерфейсов
О невозможности «нормального» наследования в классах Visual Basic может поведать любой программист, воспитанный на классических объектно-ориентированных языках программирования. Судя по направлению развития средств разработки от Microsoft, в следующих версиях Access этот пробел все-таки будет устранен. Тем не менее, даже в текущей версии можно (и нужно) использовать возможности ООП VBA по максимуму. Надо постараться понять возможности наследования интерфейсов. Эта особенность языка возможно и не добавит ожидаемой функциональности наследования, но сделает код программы более наглядным, понятным, простым для развития и переноса на другую платформу
.3.5 Шаблоны кодане поддерживает специальной функциональности шаблонов классов или что-либо подобного. Под шаблоном кода, подразумевается, стандартный набор описаний, процедур и функций, требующихся в нескольких модулях программы. Это может быть набор стандартных обработчиков событий для рабочих форм, либо, например, код по организации форм-мастеров. Такие шаблоны могут быть разработаны как предварительно, так и в процессе разработки. Не надо бояться повторять такой одинаковый код в нескольких местах программы - такой код выглядит нагляднее, понятнее и проще для тестирования и внесения специальных изменений, чем вызовы глобальные функций и процедур. Обновление шаблона также не является трудоемкой операцией. Во многих случаях шаблоны кода имеет смысл сочетать с наследованием интерфейсов.
.3.6 Экземпляры формпозволяет работать с несколькими экземплярами одной и той же формы или отчета. По некоторым причинам в документации и примерах Microsoft рекомендует использовать традиционный способ открытия форм (через команду DoCmd.OpenForm). По опыту работы не нашлось каких-либо скрытых ошибок при использовании экземпляров форм, при том что это добавляет значительно больше возможностей по программированию интерфейса и делает его более современным и удобным конечному пользователю.
2.3.7 Временные таблицы и запросы
Этот пункт включен в перечень только для того, чтобы обратить внимание на особенности работы с временными таблицами и запросами при использовании экземпляров форм и отчетов. Если какие-либо форма основана на временной таблицы, то потребуется создавать отдельную копию такой таблицы для использования в экземплярах формы. В этом случае имеет смысл разработать генератор временных таблиц и запросов.
.3.8 Обработка собственных событий
Ориентация на события является большим шагом вперед в развитии программных систем. Программы Access также можно заставить обрабатывать ваши собственные события, причем без привлечения функциональности сабклассинга и Windows API. События в этом случае представляют собой объект класса и обрабатываются специальными скрытыми формами (процессорами), загружаемыми при старте программы. Через события можно передавать результаты из модальных окон, контекстно обновлять списки на всех открытых рабочих формах, запускать серверные процедуры в асинхронном режиме и т.п. Таким образом, можно практически избавиться от использование глобальных переменных.
Кроме того, VBA предоставляет специальную функциональность для взаимодействия классов через события (см. справку по WithEvents и RaiseEvent).
.3.9 Условная компиляция
Это мощное средство, позволяющее тиражировать программные модули в различные проекты при незначительном изменении функциональности Хотелось бы только обратить внимание, что условная компиляция имеет смысл только при добавлении условия непосредственно в свойства проекта VBA (меню Tools\<projectname> Properties). При использовании ключевого слова #Const большинство полезных свойств условной компиляции теряется, так как такая константа имеет область видимости только на уровне модуля.
.4 Надстройки
Может оказаться полезным вынести некоторую функциональность приложения в отдельный файл надстройки. Access поддерживает три типа надстроек: отдельный файл, инсталлируемые надстройки (требующие USysRegTable) и COM-надстройки.
Надстройка в виде отдельного файла должна быть установлена в тот же каталог, что и файл msaccess.exe. В этом случае не потребуется устанавливать связь с эти файлом на уровне коллекции References.
Очень полезно при программировании надстроек использовать описание Friendдля свойств и методов классов - в обычном проекте Access это описание не отличается от Public.
Инсталлируемые и COM-надстройки в основном предназначаются для облегчения процесса разработки и могут быть бесполезны конечному пользователю программы (пользователь может вообще не иметь стандартной версии Access).
.4.1 Сабклассинг
Желательно обойтись без использования сабклассинга (переопределения главной функции окна). Особенно это касается главного окна приложения. При возникновении любой необработанной ошибки приложение закроется с системным сообщением Access (возможно после этого будет произведена попытка восстановления базы данных), что выглядит для пользователя пугающе. Вообще хорошим стилем является возможность восстановления значений глобальных переменных и перезагрузка скрытых форм при возникновении любой критической ошибки в программе.
2.4.2 Стандарты для клиентских приложений
Заставка
Приложение должно иметь заставку с названием программы, авторский копирайт и год (дату) выпуска, номер версии. Если программа имеет систему регистрации, то должна быть выведена информация о зарегистрированном пользователе и типе лицензии. Информация об авторах должна быть также доступна через меню и справочную систему.
Иконка для окон
Чтобы максимально скрыть происхождение программы и средство ее разработки, имеет смысл заменить иконки для форм и отчетов приложения. Для этого можно воспользоваться свойствами запуска в меню Access, либо настраивать иконку через вызов API-функций при открытии окна.
Меню, панели инструментов
Используйте все возможности (не очень, кстати, богатые) для разработки дружественного интерфейса пользователя. Замените стандартное меню на собственное, разработайте панели инструментов и контекстные меню.
Справочная система
Разработка справочной системы и комплекта пользовательской документации дело безусловно непростое, но обязательное. Контекстный вызов справки можно настроить через вызовы функций библиотеки "hhctrl.ocx" (HTMLHelpStdCall). Компилятор help-файлов входит в состав ODE.
.5 Создание программы установки для законченных приложений
.5.1 Программа установки
Программа создания установочных пакетов Package Wizard, входящая в состав ODE, способна сделать setup-файл для вашего приложения. Но по всем отзывам возможности и результат работы этой программы совершенно не те, что хотелось бы увидеть. Эта программа (версии ODE2002) не поддерживает русских настроек Windows, не позволяет настроить алгоритм установки, и даже отказывается создавать архив на диске с файловой системой NTFS!
Таким образом, настоятельно не рекомендуется использовать эту программу для распространения собственных приложений. Главное что можно взять после работы Package Wizard, это msi-файлы для Access Run-time и Microsoft Desktop Engine.
Разработать программу установки можно в любой инсталляционной системе, например, InstallShield, Wise. В этом случае потребуется настроить эти программы для вызова msi-архивов из командной строки. Иностранные разработчики очень рекомендуют программу SageKey, специально настроенную для работы с приложениями Access.
.5.2 Создание ярлыка для запуска приложения
Используя любую программу установки не забывайте указывать полный путь запуска в ярлыке приложения, например: 'C:\Program Files\Microsoft Office\Office\msaccess.exe' 'C:\MyProgram\MyProgram.mde' /wrkgrp 'C:\MyProgram\MySystem.mdw'.
.6 Заключение
предоставляет инструментальную среду для проектирования, разработки и тестирования приложений, интерфейса пользователя и для эффективного применения хорошего уровня знаний по перечисленным выше темам. Стоит отметить, великолепно проработанное Microsoft начальное использование продукта поражающее простатой создания полноценных приложений. Нельзя не отметить возможность создавать приложения работающие на основе архитектуры клиент-сервер засчёт возможности интеграции серверной части в SGL.
На сегодняшний день MS access является не только надёжной и хорошо построенной СУБД ну и средством для создания приложений, которое обширно используют небольшие фирмы и организации.
3. Практическая часть
.1 Общая характеристика задачи
.Используя ППП на ПК построить таблицу по приведённой форме
.Расчитать сумму возврата кредита по условию
.Ввести текущее значение даты между таблицей и её названием
.По данным таблицы построить гистограмму с заголовком, названием осей координат и легендой
.2 Описание алгоритма решения задачи
1. Запустить табличный процессор MS Excel
2. Создать книгу с именем «Кредит»
. Лист 1 переименовать в лист с названием Кредиты
4. На рабочем листе Кредиты MS Excel создать таблицу для расчёта возвратных сумм кредита
Рис 1. Расположение таблицы «Возвратные суммы кредитов» на рабочем листе Кредиты MS Excel
5. Заполнить таблицу исходными данными
6. Лист 2 переименовать в лист с названием Штраф
. На рабочем листе Штраф создать таблицу, в которой будет содержаться список заёмщиков просрочивших выплату кредитов.
. Заполнить таблицу со списком заемщиков исходными данными
Рис 2. Таблица содержащая список заёмщиков просрочивших выплату кредитов
9. Заполнить графу Кол-во просроченных дней, находящейся на листе Штраф следующим образом:
Занести в ячейку D2 формулу:
=ДНЕЙ360(B2;C2)
Размножить введённую в ячейку D2 формулу для остальных ячеек (сD3 по D5)меня значения В2 и С2 на соответствующие.
10. Заполнить графу 1,5% от всей суммы, следующим образом:
Занести в ячейку F2 формулу:
=(Кредиты!C3*Кредиты!B10)/100
Размножить введённую в ячейку F2 формулу для остальных ячеек (сF3 по F5)меня значения В2 и С2 на соответствующие.
11. Заполнить графу Сумма процента (для должников) следующим образом:
Занести в ячейку E2 формулу:
=D2*F2
Размножить введённую в ячейку Е2 формулу для остальных ячеек (сЕ3 по Е5)меня значения D2 и F2 на соответствующие
. Рассчитать сумму процентной ставки в таблице «Возвратные суммы кредитов» на рабочем листе Кредиты MS Excel следующим образом:
Занести в ячейку G3 формулу:
=(C3*B9)/100
Размножить введённую в ячейку G3 формулу для остальных ячеек (с G4 по G8)меня значения C3 на соответствующие, ячейка B9 остается постоянной.
. Завершающим этапом решения задачи является расчёт суммы возврата кредита. Для этого следует заполнить графу сумма возврата на рабочем листе Кредиты MS Excel следующим образом:
Занести в ячейку F3 формулу:
=C3+G3+Штраф!E2
Размножить введённую в ячейку F3 формулу для остальных ячеек (сF4 по F8)меня значения C3,E2 иG3 на соответствующие.
14. По данным таблицы «Возвратные суммы кредитов» строим гистограмму следующим образом:
· Выделяем графы 1,3 и 6,таблицы «Возвратные суммы кредитов» и с помощью «Мастера диаграмм» строим гистограмму.
· Определяем параметры гистограммы: наименование осей