Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ это обусловленная нравственноинтеллектуальными мотивами общественно целесообра.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Выполнила студентка группы 108

Матвеева Александра

ВОПРОС № 15. Методы СКД и их характеристика.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры;  это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы.Ярошенко

Содержание СКД может оказать свое формирующее влияние только в том случае, если оно будет доведено до личности и усвоено ею. Важную роль здесь играют используемые методы. Говоря о методах, мы имеем в виду как, каким образом взаимодействуют люди в процессе передачи и усвоения культурных ценностей.

Метод - это совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности. В социально-культурной деятельности это понятие представляет собой органическое соединение способов педагогической и организационно-управленческой деятельности. Говоря о методах социально-культурной деятельности, надо помнить, что они всегда связаны с содержанием и определяются целями. Метод - путь, способ достижения целей

В основе подхода к определению методов СКД лежит фундаментальная педагогическая идея о том, что человек формируется, прежде всего, в процессе активной деятельности. Соответственно и используемые здесь методы должны представлять собой такие способы включения людей в деятельность, при применении которых могла бы максимально проявляться их собственная активность.

Таким образом:

Методы СКД – способы педагогического влияния на участников СКД в условиях свободного времени с целью удовлетворения и дальнейшего развития духовных потребностей и формирования общественно-ценностных качеств личности; система (совокупность) способов (приемов) целенаправленного проведения той или иной работы, осуществление какой либо задачи; способы передачи и усвоения знаний; система  информационного  и  идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач; прием, способ воздействия на участников СКД в условиях свободного времени с целью формирования общественно ценных качеств личности.

В современной теории встречаются различные подходы к классификации методов. Методы распределяются по таким признакам, как трансляция знания (словесно-наглядные, практические), характер культурной деятельности (репродуктивные, частично-поисковые, поисково-исследовательские); уровень самостоятельности человека в процессе деятельности (методы воздействия, взаимодействия, самостоятельного действия); характер регулирования развивающейся культурной активности (методы стимулирования, передачи инструктивной информации, контроля за самостоятельной деятельностью).

В последнее время предпринимаются попытки определить группы методов применительно к основным направлениям досуговых занятий. В этой связи выделяются методы досугово-образовательной деятельности (рассказ, показ, упражнения), воспитательной деятельности (убеждение, пример, поощрение, порицание, организация деятельности), культурно-творческой деятельности (методы постановки творческих задач, методы подводящих упражнений, методы организации творческого поиска), рекреационно-развлекательной деятельности (группы методов стимулирования культурного отдыха, методов повышения досуговой квалификации, методов непосредственной организации рекреационных занятий).

Наиболее ценная в операционном плане классификация методов социокультурной деятельности возникает при соотнесении их с используемыми средствами. Здесь мы имеем возможность представить следующую систему методов: словесные (сообщение, разъяснение, собеседование, обсуждение, консультирование); наглядные (экспонирование, демонстрирование, экранно-сценический показ); методы работы с произведениями печати (рекомендательно-информационный, презентативно-иллюстративный, критико-аналитический, организационно-консультативный); методы художественного воздействия на личность (методы организации непосредственного восприятия произведений искусства, иллюстративные методы, методы театрализации);

методы развития личности в процессе любительской деятельности (метод постановки перспектив, метод подводящих упражнений, метод коллективного поиска, метод организации соревнования, метод общественно-полезных заданий);

методы влияния на возникающие в сфере свободного времени межличностные контакты (метод обеспечения оптимального круга общения, метод целенаправленного обогащения, содержания взаимодействий, метод регулирования структуры общения).

Ученый Новаторов  предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности:

а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности – работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформатора; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просве-тительных учреждений или  самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала  произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования сознания личности – убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности – моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

Приведенная классификация методов  довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются  в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей. Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение. Методами социально-куль-турной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.

В практической деятельности хорошее знание методов и соответствующих им приемов должно подкрепляться исключительно важным умением отбирать для решения каждой из поставленных задач наиболее подходящие методы. Здесь приходится учитывать специфику конкретной социально-культурной ситуации, характер аудитории, с которой предстоит работать, ресурсную обеспеченность намеченной программы и ряд других факторов.

ВОПРОС № 45. Культурна-асветніцкая, палітыка-асветніцкая и

сацыяльная работа ў перыяд 1917-1941гг.

Второе и третье десятилетие 12 века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили её содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоёв общества и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства. Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необходимые ассигнования.

Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности. При клубах создавались полит кружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театральные кружки ориентировались в основном на классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободневные темы.

В связи с экономической разрухой, явившейся следствием гражданской войны и начавшегося после неурожая 1921 года голодом,  государство вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности.

Однако уже в 1922 году губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые учреждения. В конце 20-х годов в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х годов - Дворцы культуры, в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 года стали появляться первые районные библиотеки и районные Дома культуры. С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы

массовых праздников "первой борозды", "урожая" и др.

Русская эстрада, сформировавшаяся в самостоятельный вид искусства на рубеже XX века, к 1917 году являло собой довольно пёструю картину. В отличие от цирка, который имеет значительно более давнюю историю, эстрада - искусство

молодое, но развившееся необыкновенно стремительно. Этот процесс был связан с распространением так называемой "массовой" культуры, с ростом населения

городов, которое требовало развлечения и зрелищ. Одновременно с эстрадой в начале века не менее стремительно развивалось и другое молодое искусство - кино. В городах один за другим открывались кинотеатры, или, как они тогда назывались, синематографы. На этом этапе, т.е. в предреволюционное десятилетие, два молодых искусства - кино и эстрада шли рядом, рука об руку, завоёвывая зрителей,   принадлежащих к самым разным общественным и социальным группам.

Большевистские лидеры (В. И. Ленин, А. В. Луначарский) отлично понимали значение клубных учреждений для упрочения советской власти. В январе 1918 года при Наркомпросе был создан внешкольный отдел во главе с Н. К. Крупской. В конце 1920 года он был преобразован в Главный политико-просветительный комитет республики, просуществовавший до 1930 года. С 1945 года все виды политико-просветительной работы стали называться культурно-просветительной работой (КПР) и перешли в ведение Министерства культуры, Министерства просвещения и ВЦСПС. Термины «культурно-массовая работа», «культурно-воспитательная работа» употреблялись как синонимы КПР.

«Культурно-просветительная работа есть педагогически организованная свободная деятельность населения с целью воспитания всесторонне гармонически развитой личности». Ясно, что такое понимание позволяет квалифицировать клубные учреждения как «педагогическое явление досуговой жизни» (В. Е. Триодин). Надо сказать, что «воспитание гармонически развитой личности», заимствованное из древнегреческой педагогики, было программной целью КПСС, наряду с построением «материально-технической базы коммунизма». Это программное положение использовалось в качестве конечного ориентира всеми советскими педагогическими институтами, занятыми коммунистическим воспитанием народа. Лукавство (точнее — лицемерие) этого лозунга заключалось в том, что все советские учреждения народного образования ориентировались на социализацию. учащихся в соответствии с моделью, директивно заданной партией и правительством, а воспитание всесторонне развитой личности требует свободной самореализации и самовыражения, которые не допускались. Коммунистическое воспитание провозглашалось главной функцией советских клубных учреждений (как и библиотек). Эта главная прикладная функция конкретизировалась в виде следующих функций, не считая «функции отдыха».

1). Просветительская функция, обусловленная тем, что клуб стал элементом системы непрерывного образования, где упор делается на самообразование; просвещению служат лекции, вечера вопросов и ответов.

2). Коммуникативная функция: клуб — центр общения, встреч с интересными людьми, диспутов, дискуссий (клубные посиделки, клубные гостиные и т.п.).

3). Преобразовательная (культурно-творческая) функция: клуб — место, где создаются культурные ценности, чему служат любительские клубные объединения, кружки технического творчества, коллективы художественной самодеятельности.

4). Ценностно-ориентационная: объединение любителей кино, театра, музыки, где главной задачей является «отличие подлинных ценностей от мнимых», в том числе борьба с буржуазной «массовой культурой».

Русская эстрада, сформировавшаяся в самостоятельный вид искусства на рубеже XX века, к 1917 году являло собой довольно пёструю картину. В отличие от цирка, который имеет значительно более давнюю историю, эстрада - искусство

молодое, но развившееся необыкновенно стремительно. Этот процесс был связан с распространением так называемой "массовой" культуры, с ростом населения

городов, которое требовало развлечения и зрелищ. Одновременно с эстрадой в начале века не менее стремительно развивалось и другое молодое искусство - кино. В городах один за другим открывались кинотеатры, или, как они тогда назывались, синематографы. На этом этапе, т.е. в предреволюционное десятилетие, два молодых искусства - кино и эстрада шли рядом, рука об руку, завоёвывая зрителей,   принадлежащих к самым разным общественным и социальным группам.

Однако уже на дореволюционной эстраде выступали крупнейшие актёры с высоко художественным репертуаром. В театрах миниатюр и кинодиверсментах можно было услышать и смелый сатирический куплет, и острую злободневную репризу конферансье. В творчестве лучших артистов давали себя знать демократические корни эстрадного искусства, которые, как и его ближайшие родственники, театр и цирк, рождалось на площади в выступлениях гистрионов, фокусников, жонглеров, скоморошьих играх, в нехитрых представлениях ярмарочных балаганов. Так на общем фоне серости и штампованности дореволюционной эстрады, серийности её продукции, что эстетики считают типичными признаками "массовой" культуры, загорались огоньки, которые освещали дальнейший пуль эстрадного искусства, свидетельствовали о его потенциальных возможностях. Бурно развивающаяся советская действительность ставила перед всем искусством, и в том числе перед эстрадой, интереснейшие творческие задачи. Руководствуясь указанием партии, советская эстрада стремилась решать эти задачи, активно участвовать в воспитании советских людей, в обогащении их духовной культуры. На ряду с этим стало заметно тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церковь и отмечающих религиозные праздники.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  М.А. Ариарский «Прикладная культурология» изд. Второе, исправленное и дополненное., Санкт-Петербург 2001г.

  1.  Е.Н. Клюско «Культурно-досуговая деятельность населения Росии»:

http://www.dissercat.com/content/deyatelnost-selskikh-kulturno-prosvetitelnykh-uchrezhdenii-bashkortostana-v-1917-1941-gg

  1.  А.В. Соколов «Феномен социально-культурной деятельности»: СПбГУТ 2003г.

  1.  А.Ф. Ефремеев «Происхождение искусства». / М.: 1970г.

  1.  Т.А. Ремизова «Культурно-просветительная работа в СССР» - М.: 1974г.




1. Отчет по практике- Дневник педагогической практики
2. Скрининг биологически активных веществ из почвенных микроорганизмов
3. разумное мыслящее существо имеющее и могущее рассматривать себя как таковое
4. О валютном регулировании и валютном контроле
5.  Коэффициент запаса для электродвигателя вентилятора Кз13
6. ТЕМА 2 ВЕЛИКОБРИТАНІЯ План 1
7. Творчество
8. Тематическое планирование 3 класс 136 ч из них 3 ч резервные 34 учебные недели
9. Марко Вовчок
10. Источники права
11. Вищі спеціалізовані суди
12. по теме 7 Личные окончания Presens indictivi pssivi.html
13. Модульная координация размеров в строительстве
14. тематический который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязе
15. Питер Джеймс Убийственно просто Предисловие Несмотря на то что как правило писатель работает в оди
16. ПО ТЕМЕ- ПОНЯТИЕ МЕР ОБЕСЕЧЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ВИДЫ Меры обеспечения уголовного производс
17. Курсовая работа- Женщина, как руководитель, особенности стиля управления персоналом
18. Бихевиористская редукция сознания
19. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Рабочая программа
20. Пирамида потребностей по Маслоу