Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

посвященный в тайны какоголибо учения секты

Работа добавлена на сайт samzan.net:


АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos - недоступный познанию) - философское  учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость  истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный  агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.

АДЕКВАТНОЕ (от лат. adaequatus - приравненный - равный), соответствующее,  верное, точное; в теории познания - верное воспроизведение в мышлении  связей и отношений объективного мира.

АДЕПТ (от лат. adeptus - букв. - достигший), 1) посвященный в тайны  какого-либо учения, секты. 2) Ревностный приверженец какого-либо учения,  идеи.

АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidentia - случай) - философский термин, означающий  случайное, преходящее, несущественное свойство.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo - оба и valentia - сила) - двойственность  переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно  противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и  неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается вытеснению и  маскируется другим. Термин введен Э. Блейлером.

АНТИНОМИЯ (греч. antinomia - противоречие в законе) - противоречие между  двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Различают антиномии,  являющиеся логическим отражением противоречий самой действительности, и  антиномичные суждения - парадоксы, обусловленные историческим уровнем  развития знания.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - в широком смысле - учение о природе (сущности)  человека; в узком - идеалистическое течение в западноевропейской философии  20 в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и Х.  Плеснером. Исходило в значительной мере из идей философии жизни (В.  Дильтей) и феноменологии Э. Гуссерля, в дальнейшем получили  распространение идеи прагматизма (А. Гелен), "культурантропологии" (Э.  Ротхаккер и др.), экзистенциализма, структурализма и др. Имеются также  попытки эклектичного сочетания антропологического подхода с принципами  марксизма (Ж. П. Сартр и др.).

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от антропо... и центр) - воззрение, согласно которому  человек есть центр и высшая цель мироздания.

АПЕЙРОН (греч. apeiron - бесконечное - беспредельное), термин  древнегреческой философии; у ранних философов - свойство первоэлементов, у  Платона и пифагорейцев - синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в  "Физике".

АПОЛОГЕТЫ (от греч. apologeomai - защищаю) -..1) собирательное название  раннехристианских писателей, главным образом 2-3 вв., защищавших принципы  христианства от критики нехристианских философов. Среди апологетов - Юстин  Мученик, Ориген, Тертуллиан...2) В переносном смысле - ярый приверженец  какой-либо идеи, направления, социального устройства.

АПОРИЯ (греч. aporia - букв. - безвыходность), трудная или неразрешимая  проблема, связанная с возникновением противоречия, с наличием аргумента  против очевидного, общепринятого. См. Зенон из Элеи.

АПРИОРИ (от лат. apriori - из предшествующего) - понятие логики и теории  познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от  него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори.  В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы  созерцания, категории) - условие опытного знания, придающее ему  оформленный, всеобщий и необходимый характер.

АТОМИЗМ (атомное учение - атомистика), учение о прерывистом, дискретном  строении материи. До кон. 19 в. атомизм утверждал, что материя состоит из  отдельных неделимых частиц - атомов. С точки зрения современного атомизма  электроны - "атомы" электричества, фотоны - "атомы" света и т. д. В более  широком смысле атомизм обозначает дискретность объекта, процесса, свойства  (социальный атомизм, логический атомизм и др.).

АТРИБУТ (от лат. attribuo - придаю - наделяю),..1) необходимое,  существенное, неотъемлемое свойство объекта (напр., атрибут материи в  философии - движение)...2) В языкознании - то же, что определение.

БЫТИЕ - философская категория, обозначающая реальность, существующую  объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает  различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера,  общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры,  общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883)  -...1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего  принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна  Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у  Шопенгауэра....2) Деятельность, не считающаяся с объективными условиями,  характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia - связь - стройность, соразмерность),  соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое  органическое целое. В древнегреческой философии - организованность  космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как  существенная характеристика прекрасного. См. также Гармония сфер,  Предустановленная гармония.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos - разъясняющий - истолковывающий),  искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.),  учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея  философских течениях кон. 19-20 вв. - учение о "понимании" (целостном  душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных  наук (в отличие от "объяснения" в естественных науках).

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis - познание и ...логия) - то же, что теория  познания.

ГНОСТИЦИЗМ (от греч. gnostikos - знающий) - религиозное дуалистическое  учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты  христианского вероучения (т. н. иудеохристианский гностицизм), популярной  греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен;  притязал на "истинное" знание о боге и конечных тайнах мироздания. С  гностицизмом связано возникновение манихейства (3 в.). Оказал влияние на  средневековые ереси и неортодоксальную мистику Нового времени.

ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - религиозно-философская доктрина, которая  признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину"  природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее  вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. "промысел божий", чудеса  и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума (см.  Естественная религия). Получил распространение среди мыслителей  Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.

ДЕМИУРГ (греч. demiurgos - мастер - ремесленник), в античной философии (у  Платона) персонифицированное непосредственно-творческое начало мироздания,  создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии  отождествлялся с логосом, умом (нусом). Демиург играл важную роль в  космологических построениях гностицизма ("злой Демиург") и в герметической  традиции.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino - определяю) - философское учение  закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений;  противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из  признания равноправными двух начал - духа и материи. Противостоит монизму,  разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших  представителей - Р. Декарт.

ИДЕЯ (греч. idea) - 1) первоначально "то, что видно", "видимое" (как и  эйдос), затем "видимая сущность", прообраз. Платон называл идеей  умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По  Канту, идеи - понятия разума, которым нет соответствующего предмета в  чувственном опыте (свобода, бессмертие, бог)...2) Мысль,  представление...3) Намерение, план.

ИДЕЯ (греч. idea) - 1) первоначально "то, что видно", "видимое" (как и  эйдос), затем "видимая сущность", прообраз. Платон называл идеей  умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По  Канту, идеи - понятия разума, которым нет соответствующего предмета в  чувственном опыте (свобода, бессмертие, бог)...2) Мысль,  представление...3) Намерение, план.

ИММАНЕНТНЫЙ (от лат. immanens - пребывающий в чем-либо - свойственный  чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению,  процессу. Противоположность имманентному - трансцендентный.

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОЕ (лат. intelligibilis - умопостигаемый - познаваемый,  мыслимый), философский термин, означающий предмет или явление, постигаемое  только разумом или интеллектуальной интуицией; широко употребляется в  схоластике и философии И. Канта. Противоположность интеллигибельному -  сенсибельное, постигаемое с помощью чувств.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (от лат. irrationalis - неразумный) - находящееся за  пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с  рациональным мышлением или противоречащее ему. Противоположность  иррациональному - рациональное.

ИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1)  процесс развития природы и общества...2) Комплекс общественных наук  (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его  конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе  исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд  вспомогательных исторических дисциплин. История состоит из всемирной  (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная  история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю  историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Отрасли:  экономическая история, военная история, историческая география,  историография и др. Органические части истории как комплекса наук -  специальные исторические науки археология и этнография. История различных  сторон культуры, науки и техники изучается историческими разделами  соответствующих наук (история математики, история физики и т. д.) и видов  искусства (история музыки, история театра и т. д.). История входит в  группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика,  балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов  (славяноведение)

ИСТИНА - соответствие знания действительности; объективное содержание  эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина  понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и  неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как  соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с  самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В современной логике и  методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания  действительности дополняется понятием правдоподобности - степени  истинности и соответственно ложности гипотез и теорий.

КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria - высказывание; признак) - в философии -  наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные,  всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.  Категории образовались как результат обобщения исторического развития  познания и практики. Материя и сознание, пространство и время,  причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность,  и др.

КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio - от communico - делаю общим, связываю,  общаюсь),1) путь сообщения, связь одного места с другим.2) Общение,  передача информации от человека к человеку - специфическая форма  взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности,  осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др.  знаковых систем). Коммуникацией называются также сигнальные способы связи  у животных.

КОНСОЛИДАЦИЯ (позднелат. consolidatio - от consolido - укрепляю),  упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц,  групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio - понимание - система), определенный способ  понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения,  руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип  различных видов деятельности.

ЛИКЕЙ (лицей) (греч. Lykeion) - древнегреческая философская школа на  окраине Афин, где был расположен храм Аполлона Ликейского. Ликей основан в  335 до н. э. Аристотелем, который преподавал в нем до 323. Существовал ок.     8 веков.

ЛОГОС (греч. logos) - одно из основных понятий древнегреческой философии;  одновременно "слово" ("предложение", "высказывание", "речь") и "смысл"  ("понятие", "суждение", "основание"). Введено Гераклитом: логос как  универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная  первостихии огня. В стоицизме - эфирно-огненная душа космоса и  совокупность формообразующих потенций ("семенные логосы"), от которых в  инертной материи "зачинаются" вещи. В христианстве логос отождествлен со  2-м лицом Троицы.

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike - букв. - повивальное искусство), метод Сократа  извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАТЕРИЯ (лат. materia) - вещество; субстрат, субстанция; содержание. В  латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle.  Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в  греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя  понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция (см. Форма и  материя). Сформулированное Декартом понятие материи как телесной  субстанции (в противоположность "мыслящей" субстанции), обладающей  пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма  17-18 вв. Материя - центральная категория диалектического материализма.

МЕТАФИЗИКА (от греч. meta ta physika - после физики) -1) философское  учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин  восходит к названию, данному Андроником Родосским (1 в. до н. э.)  сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной  философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии.2)  Противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их  неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние  противоречия как источник развития.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание) - система обобщенных взглядов на мир и  место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности  и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы,  принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа  мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются  представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;  религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного  мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт  духовного и практического освоения мира. На основе рационального  осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие  ориентации. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа,  воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы  взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения,  жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

МОНАДА (от греч. monas - род. п. monados - единица, единое), понятие,  обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы  бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в  пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В.  Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир ("Монада -  зеркало Вселенной").

МОНИЗМ (от греч. monos - один - единственный), способ рассмотрения  многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего  существующего. Противоположность монизма - дуализм (признающий два  независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал).

НАТУРФИЛОСОФИЯ (нем. Naturphilosophie) - философия природы, умозрительное  истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя  древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и  др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще.  Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии  (Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, Дж. Кардано, Парацельс, Ф.  Патрици). В немецкой классической философии получила особенное развитие у  Ф. В. Шеллинга и его последователей (Л. Окен, Х. Стеффенс, Г. Карус, Г.  Шуберт, Д. М. Велланский и др.). Развитие экспериментального  естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями  природы, базирующимися на естественнонаучных данных.

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) - отрицание общепринятых ценностей:  идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает  особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического  развития. В России термин получил распространение после появления романа  И. С. Тургенева "Отцы и дети" (1862). В русской публицистике 19 в.: у  "охранителей" - бранная кличка; у революционных демократов - название  участников демократического и революционного движения 60-х - нач. 70-х  гг., отрицавших крепостнические традиции.

НОМИНАЛИЗМ - направление средневековой схоластической философии, которое,  в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих  понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis  - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко  множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И.  Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в  уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" -  концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в 11-12 вв., получил особое  развитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа).

НУС (греч. nus - ум - мысль, разум), одно из центральных понятий  древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как  мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором. В стоицизме нус  сближался с логосом. Учение Аристотеля о космическом "уме" - нусе,  созерцающем и мыслящем самого себя, т. е. являющемся "мышлением мышления",  послужило главным источником концепции нуса в неоплатонизме как одной из  основных субстанций бытия. Латинский перевод термина "нус" - интеллект.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. on - род. п. ontos - сущее и ...логия), раздел  философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании),  в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и  закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).

ПАТРИСТИКА (от греч. pater - лат. pater - отец), термин, обозначающий  совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин  христианских мыслителей 2-8 вв. - т. н. отцов церкви. Периоды: 2-3 вв. -  полемически фрагментарное философствование т. н. апологетов (Тертуллиан,  Климент Александрийский и особенно Ориген); 4-5 вв. - систематизация  церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий  Назианзин, Григорий Нисский; на Западе - Августин); 6 в. - начало  стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий  Византийский, Боэций), завершающихся в трудах Иоанна Дамаскина.

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (от греч. peripatos - крытая галерея) - или Ликей  (по названию гимнасия на окраине Афин), философская школа, основанная  Аристотелем. После Аристотеля ок. 34 лет возглавлялась Теофрастом.  Представители перипатетической школы занимались также конкретными науками  (теоретик музыки Аристоксен, историк и теоретик государства Дикеарх, физик  Стратон из Лампсака, географ и астроном Аристарх Самосский и др.).

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - 1) философское учение,  согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал  бытия или оснований знания. Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712).  2) Характеристика демократической политической системы общества, при  которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности  для выражения своих интересов через своих представителей (политические  партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme - от лат. positivus - положительный),  философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное)  знание - совокупный результат специальных наук; наука, согласно  позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан  в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). Различают "классический"  позитивизм - Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г.  Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия);  эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма - неопозитивизм  (см. Аналитическая философия). Оказал влияние на методологию естественных  и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).

ПРАГМАТИКА - раздел семиотики, в котором изучаются отношения субъектов,  воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему, к самой  знаковой системе. Основные идеи выдвинул Ч. Пирс, развиты Ч. Моррисом  (ввел самый термин). Идеи прагматики применяются для разработки  эвристического программирования, машинного перевода,  информационно-поисковых систем и др.

ПРОБЛЕМА (от греч. problema - задача) - в широком смысле - сложный  теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в  науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных  позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая  адекватной теории для ее разрешения.

ПРОПЕДЕВТИКА (от греч. propaideuo - предварительно обучаю) - введение в  какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный  в сжатой и элементарной форме.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis - разумный - ratio - разум), философское  направление, признающее разум основой познания и поведения людей.  Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против  средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический  рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц)  исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи,  пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое)  знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума -  одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм -  один из философских источников идеологии Просвещения

РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio - возвращение - приведение обратно),1)  упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому,  более доступному для анализа или решения; уменьшение, ослабление  чего-либо.2) В биологии - уменьшение размеров органов, упрощение их  строения, а нередко и утрата свойственной им функции. Иногда редукцией  называют полное исчезновение органа или ткани в процессе эволюции.

РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus - относительный) - признание  относительности, условности и субъективности познания, отрицание  абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к  агностицизму.

РЕФЛЕКСИЯ (от позднелат. reflexio - обращение назад) -1) размышление,  самонаблюдение, самопознание.2) В философии - форма теоретической  деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных  действий и их законов.

РИТОРИКА (греч. rhetorike) -1) наука об ораторском искусстве и шире - о  художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала,  расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и  низком и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и  стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Риторика разработана  в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое  время (в России М. В. Ломоносов). В 19 в. учение о словесном выражении  влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием  стилистики. В сер. 20 в. возрождается широкое (общелитературное,  лингвистическое и даже философское) значение терэффективной речевой  коммуникации.2) Риторика музыкальная - музыкально-теоретическое учение  эпохи барокко, связанное со взглядом на музыку как прямую аналогию  ораторской и поэтической речи. Включала те же части, что и литературная  риторика; их содержание выражалось в системе специфических музыкальных  приемов (см. в ст. Фигура).

СИНЕРГЕТИКА (от греч. synergetikos - совместный - согласованно  действующий), научное направление, изучающее связи между элементами  структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах  (биологической, физико-химической и др.) благодаря интенсивному  (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в  неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное  поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее  упорядоченности, т. е. уменьшается энтропия (т. н. самоорганизация).  Основа синергетики - термодинамика неравновесных процессов, теория  случайных процессов, теория нелинейных колебаний и волн

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos - разглядывающий - расследующий),  философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании  какого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма -  агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний скептицизм  (Пиррон), скептицизм Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад), поздний  скептицизм (Энесидем, Секст-Эмпирик и др.). В новое время (16-18 вв.)  синоним свободомыслия, критики религиозных и философских догм (М. Монтень,  П. Бейль и др.).

СОЛИПСИЗМ (от лат. solus - единственный и ipse - сам) -1) крайняя форма  субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только  сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его  сознании (тенденция к солипсизму характерна для Дж. Беркли, имманентной  философии, эмпириокритицизма).2) В этическом смысле - крайний эгоизм,  эгоцентризм.

СОФИЗМ (от греч. sophisma - уловка - выдумка, головоломка), мнимое  доказательство, в котором обоснованность заключения кажущаяся, порождается  чисто субъективным впечатлением, вызванным недостаточностью логического  или семантического анализа.

СПЕКУЛЯТИВНОЕ (от лат. speculor - созерцаю) - тип теоретического знания,  которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии и направлено  на осмысление оснований науки и культуры; исторически определял способ  обоснования и построения философии.

СТОИЦИЗМ СТОИЧЕСКИЙ - мужественный, терпеливый, стойкий в жизненных  испытаниях.

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia - сущность; то - что лежит в основе),  объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто  относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от  чего другого.

СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos - школьный - ученый), тип религиозной  философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок  с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим  проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века.  Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского  платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях  схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм  (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (12-13 вв.)  - христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм  (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр Парижский университет,  основной жанр - "сумма", энциклопедический свод ответов на вопросы.  Поздняя схоластика (13-14 вв.) - Иоанн Дунс Скот, У. Оккам. Против  схоластики выступили гуманисты Возрождения. С Контрреформацией связано  новое оживление схоластики, особенно в Испании (т. н. вторая схоластика,  16-17 вв. - Ф. Суарес, М. Молина). Решительной критике подвергла  схоластику философия Просвещения. См. также Неосхоластика. В переносном  смысле - оторванное от жизни умствование.

СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia - наука) - абсолютизация роли науки в системе  культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся  естественные науки, математика.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendens - род. п. transcendentis -  выходящий за пределы),..1) в схоластике - предельно общие понятия (вещь,  сущее, истина, добро, нечто, единое)...2) В философии Канта - априорные  (см. Априори) формы познания, организующие опытные данные.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - запредельный по отношению к какой-либо определенной  сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных  понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего  всякое бытие (Единое в неоплатонизме); в теологических учениях - синоним  потусторонности Бога. В философии Канта - выходящее за пределы возможного  опыта ("мира явлений") и недоступное теоретическому познанию (напр., идея  Бога, души, бессмертия).

УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis - общий) - общие понятия. Онтологический  статус универсалии - одна из центральных проблем средневековой философии  (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии "до вещей", как  их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), "в вещах"  (аристотелизм, умеренный реализм), "после вещей" в человеческом мышлении  (номинализм, концептуализм).

УНИФИКАЦИЯ (от лат. unus - один и ...фикация) - приведение чего-либо к  единой системе, форме, единообразию. В технике под унификацией понимают  приведение различных видов продукции и средств ее производства к  наименьшему числу типоразмеров, марок, свойств и т. п. Один из методов  стандартизации.

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis - роковой - fatum - рок, судьба), представление  о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу  (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно  характерна для ислама) и т. п.

ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon - являющееся) -..1) необычный,  исключительный факт, явление...2) Философское понятие, означающее явление,  данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену,  постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).

ФИЛОСОФИЯ (от фил... и греч. sophia - мудрость) - форма общественного  сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем  человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное,  этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически  сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии),  гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении  различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу  направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм  (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм,  детерминизм и индетерминизм и др. Исторические формы философии:  философские учения Др. Индии, Китая, Египта; древнегреческая, античная  философия - классическая форма философии (Парменид, Гераклит, Сократ,  Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель); средневековая философия -  патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи Возрождения (Г.  Галилей, Б. Телезио, Н. Кузанский, Дж. Бруно); философия нового времени  (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм,  Г. Лейбниц); французский материализм 18 в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К.  Гельвецкий, П. Гольбах); немецкая классическая философия (И. Кант, И. Г.  Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель); философия марксизма (К. Маркс, Ф.  Энгельс, В. И. Ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (В. С.  Соловьев, С. Н. Булгаков, С. Л. Фрак, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Л.  Шестов, В. В. Розанов); философия русского космизма (Н. Ф. Федоров, К. Э.  Циолковский, В. И. Вернадский); основные направления философии 20 в. -  неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология,  неотомизм, аналитическая философия, философская антропология,  структурализм, философская герменевтика. Основные тенденции современной  философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и  место в нем человека, судьбы

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. exsistentia - существование) - или  философия существования, направление современной философии, возникшее в  нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й  мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки -  учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный  экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М.  Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное  понятие - экзистенция (человеческое существование); основные модусы  (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость,  совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в  пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как  экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя,  своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее  в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.

ЭКЗЕГЕТИКА (от греч. exegetikos - разъясняющий) - то же, что герменевтика.

ЭКЛЕКТИЗМ (эклектика) (от греч. eklektikos - выбирающий) - механическое  соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий,  художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном  искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор  стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих  качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в  архитектуре и художественной промышленности 19 в.).

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания,  признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.  Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта,  чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий,  теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в  17-18 вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббос, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы  эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

ЭПИКУРЕИЗМ - учения, исходившие из идей Эпикура. Школа в Афинах - "Сад"  Эпикура; крупнейший представитель эпикуреизма в Риме - Лукреций. В новое  время развивался в эпоху Возрождения, затем - в течениях 17-18 вв. (П.  Гассенди), Как этический принцип родствен эвдемонизму; впоследствии  вульгарно толковался в духе гедонизма.

ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos - последний - конечный и ...логия),  религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается  индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной  человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и  истории и их конце.




1. Задание Изучить теоретический материал Проанализировать риски для своей курсовой работы в том чи
2. Система обучения безопасности и пропаганда охраны труда
3. разумного конкретнодиалектического понимания
4. Тема- Школы менеджмента в теории управления Начало формы Конец формы Рассмотрение человека как од
5. прислушаемся к разговорам взглянем в книги и журнальные статьи заведем речь о ней мы тотчас же убедимся чт
6. А Основные конкурентные стратегии предприятия Конкурентная стратегия это стремление компании заня
7. Тема Науч
8. на тему Общее понятие демографии и проблемы динамики населения Выполнил студент гр
9. то важным Настоятельно необходимо избавляться от подобного ощущения
10. Кувейт около 1 млн.html
11. на тему- Сущность методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российс
12. га 1970 1975 1980 1985 1990 1995
13. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются например при переезде индивида из одного места
14. Лекция 38. Тонкий кишечник Тонкая кишка лат
15. Вариант 15 1 Камень свободно падает без начальной скорости
16. Контрольная работа Дисциплина- Управление качеством Вар
17. Реферат- Значение Канона врачебной науки для развития медицины
18. Ежовщина
19. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук Київ ~05 Дисертаціє.html
20. Лекция 10- Загрязнение гидросферы