Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Содержание:
Введение……………………….....…………………………………...………...3
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии ...........……4
2. Основные школы и направления древнекитайской философии ……………9
3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия …………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………….…………..14
Введение
Философия в собственном смысле возникла в VI в. до н.э. В это время в государствах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции происходит переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью. В нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой.
В отличие от мифа, философия основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Хотя на первых порах философия еще очень тесно связана с мифом, так как сама философия зарождается в лоне мифологии.
Переход от мифа к философии подготовили следующие факторы социального, экономического и духовного характера:
Эти, общие для всего Древнего мира предпосылки, дали импульс различным направлениям восточной философии.
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии
Брахманизм это учение брахманов (священников, жрецов), основанное на Ведах (священные книги или божественные откровения, наподобие Библии). Подлинными знатоками и толкователями Вед и считались брахманы.
Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника). Далее следуют:
Заключительная часть Вед упанишады2 содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.
В упанишадах развивается тематика Вед:
В упанишадах основное внимание уделяется внутренней стороне бытия и явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию.
В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает Брахман универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир. Брахман тождествен и вместе с тем противопоставляется Атману индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».
С этим связано и учение о Сансаре (круговороте жизни) и Карме (законе воздаяния) в упанишадах. В учении о Сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. Будущее человека результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. Только тот, кто вел благопристойный образ жизни, может рассчитывать на то, чтобы родиться в будущей жизни в качестве представителя высшей Варны (сословия).
Поэтому важнейшая задача человека освобождение (Мокша) его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование.
Философия эпического периода
В это время эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи Упанишад подвергаются большой критике. Интуиция уступает место исследованию, религия философии.
Неортодоксальные школы в Древней и Средневековой Индии
Чарвака это материалистическое учение, которое отрицает концепцию Брахмана, Атмана, Сансары и Кармы. Основа всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Согласно данному учению, материя может мыслить.
Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания, основа которой чувственное восприятие мира истинно лишь то, что воспринимается чувствами.
В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение гедонизм. Эта теория утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания, отрицая нравственные ценности.
Джайнизм. В центре джайнизма находится бытие личности. С точки зрения джайнизма, сущность личности дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива), связующее звено между которыми Карма. Карма понимается здесь как тонкая материя, которая соединяет грубую материю с душой и тем самым создает личность.
Джайнизм признает два вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на интуиции и постигающее истину путем прямого ее усмотрения.
Характерной особенностью джайнизма является разработка правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения.
Правильная жизнь человека связывается с аскетическим поведением, которое ведет к освобождению души от Сансары.
Буддизм. Основатель буддизма Гаутама (Будда), который после многих лет аскезы пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.
В основе буддизма «четыре благородные истины»:
Важнейшая концепция буддизма концепция терпимости (толерантности) и относительности, согласно которой дело заключается в непричинении вреда окружающим.
В буддизме устанавливается практика медитации углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Ее цель просветление, или состояние нирваны.
В системе буддизма определяющим является принцип абсолютной автономии личности, ее независимости от среды. Все связи человека с реальным миром, в том числе и социальным, буддизм рассматривает как отрицательные и вредные для человека.
Ортодоксальные школы в индийской философии
Философское учение «Бхагавадгиты». Оно опирается на авторитет Вед. «Бхагавадгита» в переводе означает песнь бога Кришны, она составляет часть шестой книги «Махабхараты» и часто называется просто «Гита».
Согласно «Гите», вечно изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью. Первичное, вечное и неизменное бытие это высший Брахман.
«Бхагавадгита» обращает внимание на нравственные проблемы и отличается эмоциональным характером. Для обретения внутренней нравственной свободы индивиду необходимо отрешиться от внешних, чувственных притязаний и соблазнов. В связи с этим в книге развивается учение о йоге комплексе приемов, благодаря которым достигается особое состояние духа, психического равновесия.
«Гита» положила начало новому направлению религиозной мысли индуизму.
Философские системы индуизма
Веданта (завершение Вед) признает Брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Выход из сансары заключается в познании той истины, что окружающий человека мир, это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является Брахман. Главный путь к достижению этого истинного знания соблюдение нравственных норм и медитация, (интенсивное размышление над проблемами Вед).
Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) тесно связывается с дхармой идеей долга, исполнение которого предполагает жертвоприношение, что ведет к прекращению перерождений.
Санкхья (число, перечисление) выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрити). Здесь признается и существование абсолютной души (пуруши), благодаря которой и существуют вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные, так и духовные.
Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) направлена на практическое психологическое обучение. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.
Вайшешика содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей мир состоим из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом Кармы.
Ньяя (логика, правило) это учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.
2. Основные школы и направления древнекитайской философии
Китайская философия зародилась в XVIIIXII вв. до н.э. Свое развитие древнекитайское философское мышление получило в учении о пяти стихиях. Оно изложено в «Книге истории», написанной в начале I тыс. до н.э. Согласно данному учению, весь материальный мир состоит из пяти стихий или первоэлементов: воды, огня, дерева, металла, земли.
Конфуцианство (школа служилых людей) одно из наиболее важных направлений развития китайской философии. Основателем является Конфуций (551479 до н.э.). Главный источник его учения книга «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Она содержит высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями.
Небо для Конфуция высшая духовная определяющая власть и сила. Недаром Конфуций изрек следующую фразу: «Кто провинился перед Небом, тому будет некому молиться»3.
Конфуций рассматривает Небо прежде всего в связи с человеком. В центре его учения человек, его умственное и нравственное развитие и поведение, поэтому главное внимание Конфуций уделяет вопросам воспитания идеального человека (цзюнь-цзы). Сам человек рассматривается им в качестве человека-функции, подчиненного обществу.
В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал.
Даосизм важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй половине I тыс. до н.э. Его основателем считается Лао-цзы, хотя важнейшим представителем был Чжуан-цзы.
В центре внимания даосизма находится Дао (путь, дорога) невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао управляет материальным миром и неотделим от него.
Дао характеризуется следующим образом:
В даосизме небо, как и все остальное, зависит от воли Дао «человек зависит от земли, земля от неба, небо от Дао, а Дао от самого себя».
Одна из главных категорий даосизма бездействие. Соблюдая закон Дао, человек может бездействовать. Главный принцип поведения личности это сохранение «меры вещей». Тот, кто стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель.
Школа моистов получила свое название по имени ее основателя Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395 до н.э.). Эта школа была похожа на строгую военизированную организацию, ее члены неукоснительно соблюдали приказы главы.
Названия глав трактата «Мо-цзы» отражают основные положения концепции философа: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «об экономии в расходах», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба» и т.д. Основные идеи философии моизма это всеобщая любовь, долг, преуспеваемость и взаимная польза (выгода). Мо-цзы утверждает единство человеколюбия и долга с приносимой ими выгодой. Главное внимание Мо-цзы уделял социальной этике, которая посредством строгой организации связывается у него с деспотической властью главы государства.
Взгляды Мо-цзы связаны с утверждением человеческой активности, стремлением изменить существующий общественный порядок, который в то время характеризовался в Китае смутами и волнениями.
Легизм это учение школы законников, в котором раскрывается этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом и государством. Легизм представлен такими философами, как Шан Ян, Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Хань Фэй.
Легисты утверждали, что политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания, которому принадлежит главная роль. Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспотического государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого правителя, который является единственным творцом законов.
Сторонники учения об Инь и Ян (натурфилософы) развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, темное и светлое, восход и заход), представление о которых получило развитие в «И-цзине» «Книге перемен».
Ян это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (Дао), который проходят все вещи. Найти гармонию, согласие между этими началами одна из основных задач сторонников данного направления.
3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия. др
В Индии философия развивалась в противоречиях между неортодоксальными и ортодоксальными школами. Неортодоксальные школы это приверженцы новых взглядов, восставших против Вед (чарвака, джайнизм, буддизм). Ортодоксальные школы, наоборот, опираются на авторитет Вед.
В Китае философия развивалась между конфуцианством и даосизмом. Даосизм формировался в значительной стеᴨени как оппозиция конфуцианству. Противостояние даосизма и конфуцианства находит продолжение в трактовке понятия Дао, которое играет ведущую роль, как в философии конфуцианства, так и в философии даосизма. Конфуций рассматривал Дао как следование принципам морали, соблюдение требования человеколюбия (жэнь) и совершенствование личности путем упражнения в искусствах: знании ритуала, стрельбе из лука, игре на музыкальных инструментах, каллиграфии и математике. Другими словами, Дао рассматривается в конфуцианстве главным образом как социальное явление. Даосизм акцентирует внимание главным образом на природном асᴨекте Дао, и это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного».
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности философии древнего Востока.
Восточной философии свойственна мудрость, гуманное отношение к социальному и природному миру, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом. Он связан с трансцендентальным бытием и миром.
Если Индия царство религиозных философий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения.
Список использованной литературы
1. Философия: Учебник / Островский Э.В. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. 313 с.
2.Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-4 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2007. 415 с.
3. Восточная философия. - М.: Харвест, 2006. 310 с.
4. История мировой философии. - М.: ACT. 2007. 227 с.
5. Конфуций. Суждения и беседы. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 516 с.
6. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М.: Высшая школа, 2003. 360 с.
7. Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО «Издательский Дом «ИНФРА-М» (доступ через интернет-репозиторий образовательных ресурсов ЗФЭИ). URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю. (Дата обращения 09.10.13)
8. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ЗФЭИ.
URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю. (Дата обращения 09.10.13)
2 От санскр. upa рядом и sad сидеть с учителем.
3 Конфуций. Изречения. М.: МГУ, 1994. С. 27.