Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТУВИНСКОЙ СЕМЬЕ
Самбый-оол Р.Д.
Кызылский педагогический колледж Тывинского государственного университета,
г. Кызыл
Выдающиеся умы прошлого предвидели последствия безумного покорения человеком природы. Они предупреждали, что род людской может погубить сам себя, истребляя растительный и животный мир, отравляя почву, воду, воздух. В частности, более 400 лет назад великий итальянец, художник Леонардо да Винчи говоря о последствиях вторжения человека в природу, отмечал, что придет время, когда ничего не останется уцелевшим и нетронутым ни над землей, ни под землей. Это время, как ни печально наступает. К началу XXI века на нашей планете возник острейший кризис в отношениях между человеком, обществом и природой, несмотря на то, что мой народ буддийской веры, что для буддизма характерен переход от жизненного измерения, охватывающего все живое, к более широкому измерению бытию, который распространяется как на живые, так неживые существа, меня тревожит судьба моей республики.
В буддизме человек рассматривается не изолировано от других существ или в противопоставлении с ними, в его рамках человек прежде всего, представитель одного из видов живых существ (животных, деревьев, камней и т.п.). Но в силу экономических причин, нерационального управления природой, наступающей экологической деградацией среды обитания, традиционные ремесла, составляющие основу занятости населения находятся под угрозой исчезновения в результате дефицита сырья, сокращаются объемы традиционного скотоводства из-за нехватки естественных кормов, низкий уровень экологического образования современной молодежи, ее низкой экологической культуры это одна из основных проблем сегодняшней жизни. Но, Тыва одна из последних, которая все-таки сумела сохранить для нынешнего поколения природу, чистоту воздуха, животный мир в силу своих обычаев и традиций. Считая, что человек, ушедший, в иной мир превращался в дерево, камень, животное, поэтому не разрешалось убивать, истреблять, ломать, разрушать все, что окружало человека, наоборот все это обожествлялось. Познание экологических традиций и обычаев человек получает с рождения, в семье. Именно в семье воспитывается экологическое понятие малой родины, устанавливается органическая связь с природой, воспитывается этика поведения в природе. На сегодняшний день встала проблема возрождения традиций, бережного отношения к природе, разработке экологического образования и просвещения.
Исследование этнопсихологических особенностей воспитания тувинских детей на основе традиций и обычаев является одной из основных проблем этнографической науки. Изучение этой проблемы дает возможность проследить процесс развития народа. С развитием социально-экономических отношений и сопутствующих им изменений в общественном сознании изменяется и семья, в свою очередь отношение к воспитанию и в настоящее время у всех слоев населения нашей страны, в том числе и у тувинцев пробудился интерес к вопросам исторических корней и путей развития нации, возросла тяга к познанию утраченных за последние десятилетия ценностей своей этнической культуры, традиций и обычаев.
Без официальной педагогики и школы тувинцы умели по своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, необходимые в жизни. И в этом воспитательном процессе большая роль принадлежала семье, так как семья является первоэлементом народной педагогики, важнейшей хранительницей традиций и обычаев народного воспитания. Опыт семейного воспитания, передаваясь из поколения в поколение, становился педагогическим наследием народа. Воспитание личности в семье во многом опирается на традиции и обычаи, которые отражают устойчивые, повторяющиеся требования и нормы поведения в отношениях с взрослыми и сверстниками, в труде и досуге, в отношении к природе. В передаче подрастающему поколению накопленных ценностей, в подготовке его и практической жизни решающую роль играли народные воспитательные традиции и обычаи. [4, c 32]
Кочевой образ жизни тувинцев наложил специфический отпечаток на характер воспитания подрастающего поколения. Свою главную задачу родители видели в том, чтобы их дети с раннего возраста усвоили обычаи своего народа и овладевали необходимыми для жизни среди своих соплеменников знаниями, умениями и навыками.
Жизнь кочевника тувинца проходила в постоянном общении с природой, неповторимой степной ковыльной красотой. Она давала ему жизнь, уверенность в благополучном будущем. Жизнь кочевника постоянно сопровождали смертельные опасности, он полностью зависел от стихий природы. У детей с малого возраста воспитывали бережное отношение к природе. Так, тувинский эпос весь пронизан чувством любви к природе, восхищению ею. Это самостоятельное действующее лицо повествования то помогает герою, то выступает как враждебная сила, подвергая его нелегким испытаниям. Это, прежде всего Земля, Вода, небесные светила, дерево с целебными листьями, Небо.
Экологическая мудрость является замечательной особенностью национального характера тувинцев. Существовала целая система правил запретов. «Закон на земле один: поступай по совести», - говорил старый чабан Мерген. «Не делай зла ни траве, ни дереву, ни человеку». Тяга к миру природы, стремление чувствовать себя свободно, как птица, брать не разрушая, - в крови бывших кочевников. Экологическое воспитание было сутью педагогики этого этноса. Оно органически вплетено в поэтическую ткань почти всех сказок, песен, исторических повествований, народных примет, наблюдений за сменой времен года, природных явлений; важное направление этого воспитания приручение и уход за животными, определение растений, используемых в народной медицине, посильная трудовая деятельность с раннего возраста.
Сосредоточием всех воспитательных начал и родительского счастья у тувинцев была семья с ее укладом, традициями, обычаями, своими праздниками и обрядами. Созидательница и хранительница семьи женщина; сравнивалась с образом Матери Земли. Культ матери был безграничен, ее почитали как священную сокровищницу приносящую благополучие. Женщина мать должна обладать девятью добродетелями:
«быть светла и чиста душой и телом», в делах мастерицей, в супружестве опорой мужу, уважительной к его родне, почтительной к старшим. У тувинцев говорят: «Хорош ли ребенок, узнают по матери», «Люди приходят в дом, почитая мужа, а уходят, славя жену».
В особый культ возводилось отношение к родителям, старшим. Считалось, что залог настоящего и будущего счастья входящего в жизнь человека в его крепкой связи с матерью и отцом, способности воспринимать и принимать их наставления и заботы, разделять их тревоги. Характерны в этой связи такие увековеченные тувинские пословицы: «Человек в беде спешит к родителям, как птица к гнезду», «По матери выбирай невесту, по чистоте чашки суди о пище». Доброта и милосердие как высокие нравственные ценности и нормы поведения вырастают на благородной почве любви и привязанности к родным и близким. [1, c 102]
У тувинцев издавна культивировалась благоговейное отношение к своим предкам. Родоплеменная связь при кочевом образе жизни, полном опасностей, способствовало сплоченности. Исстари повелось, что каждый должен знать своих предков до седьмого, а то и до девятого колена, историю семьи, рода и племени, осознавать свою роль и ответственность как звена в этой цепи, стараться, чтобы она не порвалась, стремиться прославить свой род добрыми делами. Ребенка с малых лет сначала учат знать имена предков, по меньшей мере, до седьмого колена. На следующей ступени обучения он должен запомнить, где родились его предки, как жили, сколько имели близких родственников и чем они занимались. Постепенно в сознании ребенка формируется образ древа своего рода, он приобщается к истории родного края, народа создается представление о том, что он частица общности, которая дает ему силы для борьбы с ее недругами и ощущение собственной защищенности от них. Так семейно родственные отношения, домашний очаг, родной дом становились нравственными высшими ценностями, где фундаментальное место занимает этноэкологическое воспитание молодого поколения. [2, c 53]
Дети в тувинской семье должны были знать систему запретов и предписаний, что являлось стержнем их воспитания и мировоззрения в целом. Запреты и предписания играли значительную роль в деле формирования из них воспитанных, заботливых, послушных людей.
Менталитет тувинского воспитания в том, чтобы дети следовали запретам и предписаниям старших, в противном случае можно было говорить об упущении в их воспитании, что указывало бы на недостаточное внимание системе запретов и предписаний. В качестве примера: существовали особые предписания и запреты в отношении огня. «Огонь считался духом, который может принести вред, если его рассердить. Поэтому его нельзя ругать, в него нельзя плевать. Детям запрещалось прыгать через огонь, зажигать головню в огне очага и выносить из жилища. Нельзя было «играть» с огнем. Огонь был священен и древних времен». В наши дни все эти запреты, связанные с очагом, не выполняются точно, как предписано обычаем, но сегодня огонь очень почитается. [3, c 51]
Особые предписания были и в отношении воды. Нельзя было черпать воду грязным и черным котлом. Нужно избегать употребления проточной воды зимой, когда есть снег, чтобы не беспокоить водяного духа. «Запрет осквернить воду, считавшуюся священной, является одним из древнейших в верованиях народов Центральной Азии». Культ природы понятие чрезвычайно широкое и сложное оно охватывает такие культы, которые связаны с освещением деревьев, источников, тайги, почитание гор. К культу гор следует отнести обычай, распространенный у народов Центральной Азии «обряд освещение оваа оваа дагыыры».
Священные родовые горы почитались тувинцами как старшие родственники, также как у алтайцев и хакасов. Многочисленные этнографические материалы свидетельствуют, что представление о плодородии почвы и богатом урожае тувинцев связаны с культом животворящего источника. Воспитательное значение этого обряда заключалось в том, чтобы малые дети не играли у источников, не загрязняли их, не кидали в источник, предметы быта. Почетными старейшинами аала запрещалось вокруг источника без надобности создавать шум, игры, заходить в источник босиком и т.д. Говорили, что источник может «уйти» иссякнуть. В этом воспитательное значение обряда. По сравнению с нынешними школьниками в то время дети очень соблюдали эти правила. Современные младшие школьники особенно городские не знают назначения этих обрядов. О традициях и обычаях своих предков они узнают только от своих учителей в школе, от старшего поколения, к сожалению очень мало т.к. в школах не отведены специальные уроки, по традициям и обычаям, а современные бабушки и дедушки работают и мало общаются с детьми.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, что этноэкологические традиции, обычаи, обряды в то время имели большое влияние на воспитание детей. Их учили почитать природу, бережно относится к ней и любить. По сравнению с настоящим временем популярность и значимость их утрачивает былое влияние, теряет власть над воспитанием в связи с изменением мышления общества его развития и исторических событий.
Литература:
Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л, 1988. с.152
Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. К., 2001
Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1989. 362 с.
Салчак К.Б., Салчак Л.П. Развитие тувинской народной педагогики. Кызыл: Тув.кн.изд., 1984.-170с.