Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

песенной практики что обусловило возникновение самобытного киевского распева 17 в.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Основные этапы развития украинской музыки.

На ранних стадиях своего развития украинская музыка неотделима от развития музыкальной культуры Киевской Руси. С принятием христианства (10 в.) появилось церковное пение, которое основывалось на византийской и южнославянской певческой традициях. С течением времени в обиходное пение проникали стилевых элементы из местной народно-песенной практики, что обусловило возникновение самобытного киевского распева (17 в.) Мастера певческого искусства готовились в специальных школах при монатсырях. Напевы записывалисб крюками или знамёнами – знаками безлинейно нотации.

В народной музыке особой популярностью пользовалось творчество скоморохов, которые жестоко преследовались церковью. Среди народных инструментов большое распространение получили: кобза, бандура, лира, скрипка, басоля, цимбалы, дрымбы, сопилки, трембиты, волынки. До середины 19 века на Украине были широко распространены украинские народные инструментальные ансамбли, так называемые «Троїсті музики». В состав ансамбля входили скрипка, басоля (народная виолончель) и бубен, а в западнях областях Украины – скрипка, цимбалы и бубен.

Уже в 17 в. появляются народно-профессиональные исполнители эпоса – кобзари и лирники. Их творчество было тесно связано с национально-освободительным движением и существенно повлияло на развитие профессионального искусства. До нас дошли имена исполнителей украинского эпоса – Рихлиевский (17в.), О.Вересай, А.Скоба, И.Скубий.

На протяжении ряда веков обиходное пение было одноголосным. Многоголосие появлется в середине 17 века и получило название партесное пение. Многоголосие было одним из факторов, помогавших православной церкви в её борьбе против католичества. Начиная с 15 в.  хоровое искусство развивалось в школах при православных «братствах»  во Львове, Киеве, Остроге и др. Наиболее известные мастера партесной музыки – Бышовский, Гавалевич, И. Календа.

В 1632 в Киеве был основан Коллегиус – первое высшее учебное заведение. Ее воспитанниками были философ, поэт и композитор Г. Сковорода, композиторы А.Ведель,  М. Березовский, Д. Бортнянский, которые внесли большой вклад в развитие украиской музыкальной культуры. Воспитанники академии популяризировали по всей Украине кукольный театр, так называемый вертеп, распространенный в 18 веке.  Велико значение академии  в распространении духовных псалмов и кантов, авторами которых были Л.Баранович, П.Могила и др.

На основе народно-песенных и кантовых традиций зарождается и широко распространяется песня-романс, одним из первых авторов этого жанра был Сковорода

В конце 18-начале 19 в. появлябются симфонические и камерно-инструментальные сочинения Витковского, Галенковского, Данилевского и др. В 1810 году В Одессе организован первый на Украине театр, где выступала итальянская оперная труппа. В 60-х годах 19 в. зарождается украинская национальная опера. Её выдающимся образцом считается опера «Запорождец за Дунаем» С.Гулака-Артемовского. В это время  украинская музыкальная культура  представлена работой композиторов в области музыкального театра, хоровой и инструментальной музыки. Это творчество Вербицкого, Лавровского, Воробкевича, М.Кропивницкого, который был организатором первой украинской профессиональной труппы. Значительный вклад в развитие украинской музыки внёс композитор, фольклорист и музыкально-общественный деятель П.Сокальский – автор опер «Мазепа», «Майская ночь», кантат «Пир Петра Великого», хоров,  песен и романсов. На его творчество большое влияние оказали поэзия Шевченко и передовых деятелей русской музыкальной культуры.

Важным этапом в развитии украинской музыки явилось творчество Н.Лысенко, сформировавшееся под воздействием произведений Т.Шевченко и передовой русской общественной и эстетической мысли. Лысенко создал ряд опер («Черноморцы», Рождественская ночь», «Утопленница»,  «Наталка-Полтавка» и др.), кантат, хоров, песен и романсов, множество сольных и хоровых обработок народых песен, оркестровых и камерно-интсрументальных сочинений. Особое место в украинской музыке занимают его историко-героическая опера «Тарас Бульба» и «Музыка к «Кобзарю» Т.Г.Шевченко.

Современниками и последователями Лысенко были М. Калачевский («Украинская симфония»), В.Сокальский, П.Нищинский и мн. Др.

Продолжателями традиций Лысенко были К.Стеценко (Детские оперы, хоры, романсы), Я.Степовой (камерно-инструментальные и вокальные произведения), Д.Сичинкий (опера «Роколана», имфоничекие и вокальные произведения), С.Людкевич и В.Барвинский (симфонические, камерно-инструментальные и хоровые произведения).

Революционный период был ознаменован появлением в украинской музыке созданием произведений новой тематики – (хор-гимн «Вечный революционер», опера «Энеида» Лысенко, хоры «Прометей», «он» и кантата Шевченко теценко, кантата-имфония «Кавказ» Людкевича, обрабокт революционных песен Н. Леонтовича. Значителен вклад Н.Леонтовича в развитии хоровой музыки a capella.

Творчество Леонтовича, Степового, Стеценко стало своего рода переходным звеном между дооктябрьской и советкой украинской музыкой.

Первые образцы украинской советской симфонической и вокально-симфонической музыки связаны с именами Ревуцкого (1 симфония, кантата «Платок»), Лятошинского (1 симфония), Вериковского (сюита «Веснянки»). В камерной музыке можно выделить творчество Косенко (романсы, цикл на стихи Тычины), Лятошинского, Ревуцкого и Козицкого.

Большое распространения получила массовая песня, откликавшаяся на все важные события советского народа и оказавшая влияние на все жанры украинской музыки этого периода.

Заметным явлением советской украинской музыки стали оперы «Щорс» Лятошинского, «Перекоп» Мейтуса.

В годы ВОВ основными темами музыкального творчества становятся защита Родины от вражеского нашествия, подвиг советского народа. Одно из ведущих мест в этот период занимает песенный жанр в творечестве Верёвки, Вериковского, Данькевича, Козицкого, Штогаренко. К лучшим произведениям этого периода принадлежат кантат-симфония  «Украина моя» Штогаренко и монументальный фортепианный «Украинский квинтет» Лятошинкого.

Начиная  50-х годов на первый план в украинской музыке выдвинулся жанр симфонии, что свидетельствовало уже о зрелости украинской профессиональной музыки. Наивысшие достижения в этом жанре связаны с творчеством Лятошинского, оказавшим влияние на дальнейшее развитие этого жанра в украинской музыке.

В оперном творчестве видное место заняли произведения, в основу которых положены историко-революционные темы и социальные сюжеты. Наряду с традиционными формами композиторы используют в них приёмы ораториального и симфонического письма. Ряд опер получили признание за пределами Украины. Среди них: «Гибель эскадры», «Мамаи», «Сквозь пламя» Губаренко, «Десять дней, которые потрясли мир» Карминского, «Коммунист» Клебанова, «Рихард Зорге» Мейтуса, «Ярослав Мудрый» Майбороды.

Появились первые украинские монооперы: «Баллада войны» Билаша, «Письма любви» Губаренко.

Темы общественно значимого содержания преобладают и в балетном творчестве: «Оксана» Гомоляки, «Предрассветные огни» Дычко, «Ведьма» Кирейко




1. по теме- Что такое инклюзивное образование и кому оно нужно
2. Задание 1 Рассчитать объемы земляных работ при вертикальной планировке площадки
3. . Задачи учета затрат на производство
4. Курсовая работа- Формирование логистической цепи
5. Музыка народов мира 06
6. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Миколаїв ~ Ди
7. Тема 26 Зарубежный опыт реализации региональной политики Содержание Введение Глава 1
8. природаобщество Современное понятие экологии человека
9. Статья- Банковский счет- безналичные расчеты
10. тематики Дистанционное обучение Физ
11. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних нау
12. Типология городских поселений и районов Воронежской области по характеру естественного воспроизводства населения
13. рефератов по курсу История зарубежной литературы Х1ХХХ вв.html
14. Расчёты с поставщиками и подрядчиками; 3
15. тема принципов и норм регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами ме.html
16. ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КИМ К
17. 2012г. Вопросы к зачету по курсу Основы управления интеллектуальной собственностью для с
18. Анализ и прогнозирование фонда труда и заработной платы
19. Сварка и резание металлов
20. Загальні закономірості метаболізм