У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Новое время ~ эпоха становления современной промышленной цивилизации

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

Глава XII

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

§ 1. Новое время – эпоха становления современной промышленной цивилизации.

В XVII в. Европа вступает в новую фазу экономического, социального и культурного развития, которое принято называть Новым временем. В эту эпоху начинаются развертываться отношения, которые и поныне характеризуют западноевропейскую цивилизацию – буржуазные отношения.

Для социально-политической жизни Нового времени характерно большое количество войн, революций и гражданских войн. Кроме того, XVII в. – это эпоха национально-освободительных движений и эпоха ранних буржуазных революций. Среди предвестников революционных движений можно назвать Нидерландскую революцию 1502-1579 гг. и иконоборческое движение 60-х годов XVI в. В это же время в Голландии появляется капиталистическое мануфактурное производство, бурное развивается торговля и морской флот и связанные с этими процессами наука, техника и производство. В 1640 г. в результате национально-освободительной борьбы от Испании отделяется Португалия. Во Франции гражданская война завершается Нантским эдиктом – первым в Западной Европе законодательным актом о веротерпимости. В 1618-1648 годах Голландия, Франция, Англия и Швеция оказались втянутыми в 30-летнюю войну, уничтожившую до 50 % населения Западной Европы.

Английская буржуазная революция сделала необратимыми процессы становления капиталистических отношений. Краткие исторические вехи английской буржуазной революции: 1640-1642 – начало заседаний Долгого Парламента, 1642-1647 – первая гражданская война, 1648 – вторая гражданская война, 1649 – казнь Карла Стюарта, 1659 – реставрация монархии.

XVII-XVIII столетия самым радикальным образом меняют образ жизни и сознание людей Западной Европы. Предшествующая эпоха всемерно уповала на традицию в личной и в общественной жизни, в искусстве и в религии, боясь всяческого изменения, угрожающего разрушением равновесию и стабильности. Здесь не было места любознательности, представлявшейся опасным помешательством неспокойной души. Однако в рассматриваемый период времени на смену стационарной социальной, мировоззренческой и культурной системе приходит всеохватывающее стремление к динамизму. Человек обнаруживает новое пространство для своей активности, открывает незаполненное время, начинает осознавать себя субъектом исторического действия. Эпоха неуспокоенности и исканий завершает период Великих географических открытий. Достаточно быстро человек исследовал почти все географическое пространство Земли, убедился в ее обозримости и доступности и приступил к политическому, культурному и экономическому освоению новых пространств. В путешествиях и экспедициях, европейцы познакомились с огромным количеством новых для них народов и культур, обогатив свои представления о многообразии человеческой природы и укрепившись в идее своей уникальности, получившей название европоцентризма.

Динамика вторгается даже в сферу, традиционно полагавшуюся принципиально неизменной – в сферу религии. Все более широкие массы людей выступают против отдельных положений католицизма, отрицающего право человека на собственное мнение в области религии. Следует напомнить, что до XVII в. религия охватывала почти все проявления человеческой жизни. Теперь все более распространенной становится убежденность в праве личности на свободный выбор религиозных убеждений.

В качестве непосредственного предшественника Нового времени необходимо назвать Реформацию (лат. reformatio - преобразование) - широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., носившее антифеодальный характер, но принявшее форму борьбы против католической церкви. Реформация началась в Германии с выступления в 1517 году монаха-августинца и профессора Виттенбергского университета М. Лютера (1483-1546) против широко распространенной практики продажи индульгенций – письменных отпущений грехов от имени папы римского. Эти мысли были созвучны самым широким народным слоям, но абсолютно неприемлемы для церковного руководства. Папа Лев X призывает Лютера к ответу и настаивает на отречении от крамольных идей, бунтовщик отвечает мгновенно распространявшимися в народе памфлетами. Этот разгорающийся спор папа попытался прекратить путем отлучения Лютера от церкви в 1520 году, однако последний прибег к защите светской власти, тоже весьма недовольной чрезмерным авторитетом Рима и в 1521 г. на рейхстаге в г. Ворсме произнес свое историческое: "На том стою. Я не могу иначе, и да поможет мне Бог".

Основные идеи Лютера имели сугубо богословский характер: Человек грешен, однако только Бог может прощать грехи человеку искренне раскаявшемуся. Человек может спастись, лишь уверовав, и не просто в существование Бога, а приняв его волю через внутреннее доверие к нему. И с этой точки зрения, становятся абсолютно бессмысленными любые действия, в том числе – молитвы, паломничества, пожертвования и т.д., если у человека нет веры. В ходе развития, идеологи Реформации вообще выдвинули тезис, отрицавший необходимость католической церкви с ее иерархией во главе с папой и духовенства вообще (тезис об “оправдании одной верой” без посреднической роли духовенства в спасении верующего и др.). Единственным источником религиозной истины было провозглашено Священное Писание и одновременно было отвергнуто католическое Священное Предание. Каждый человек может понять, чего требует от него Бог, который не нуждается в посредниках для проведения своей воли и требований. Для этого каждый должен читать Библию, которую Лютер переводит с мертвого языка учености – латыни на живой язык немецких обывателей.

Основные требования - “дешевой церкви”, отрицание права церкви на земные богатства и т.д. нашли поддержку не только в среди обездоленных, но и среди многих германских князей и рыцарей, недовольных авторитетом римских первосвященников и их вмешательствами в дела светские. Они давали прибежище Лютеру и его сторонникам и поощряли пропаганду и распространение новой веры. Под нажимом папы, император попытался запретить новую веру, однако ряд городов и князей в 1529 г. подписали протест против этого решения, что дало новое название этому религиозно-мировоззренческому движению – протестантизм. Реформация быстро распространялась по Европе и приобретала новые черты и направления. Основными направлениями в Реформации были бюргерско-буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, соединяющее требование упразднения католической церкви с борьбой с существующими феодальными отношениями (Т. Мюнцер, анабаптисты), королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светских феодалов, стремившихся укрепить свою власть и захватить земельные богатства церкви. В Германии развернувшаяся борьба между сторонниками и противниками Реформации завершилась в 1555 г. Аугсбургским религиозным миром, провозгласившим принцип – "чья власть, того и вера".

Сходные реформационные процессы происходили по всей Европе - в Швейцарии, Англии и других странах. В странах, где победила реформация, церковь оказалась в фактической зависимости от государства, что облегчало развитие науки и светской культуры. Тем самым было положено начало прогрессу светской идеологии, приведшей к новой культурно-исторической ситуации.

В ответ на реформацию, возникла контрреформация - движение, развернувшееся в Западной Европе в XVI-XVII вв. Во главе контрреформации стояла католическая церковь, но в ней принимали участие различные социальные силы. Контрреформация представляла собой попытку остановить процесс разложения феодальных порядков и сохранить влияние католицизма. В самой католической церкви была проведена реформа папской курии, реорганизована инквизиция, создан орден иезуитов (1540 г.), принят ряд декретов с целью укрепления авторитета папы, введена строгая цензура и выпущен первый "Индекс запрещенных книг" (1559 г.) который вплоть до середины XX столетия определял круг чтения католиков. Одновременно в ходе Контрреформации активизировалась миссионерская деятельность католической церкви, стремившейся распространить свое влияние за пределы Западной Европы. В результате своей деятельности миссионеры совершили ряд важных географических открытий, внесли значительный вклад в изучение культур и языков многих народов Азии, Африки, Америки.

Значительным образом процессы Нового времени, важнейшим среди которых можно назвать социо-культурный динамизм, Реформацией. Не вдаваясь в подробности, отметим, что значительнейшим явлением эпохи Реформации стало открытие человеческой индивидуальности (личности) как важнейшего центра мироздания и масштаба всех его проявлений. Тема, прозвучавшая вначале в сфере религиозной и постепенно распространившаяся на все сферы жизнедеятельности человека - проблема свободы и проблема ответственности личности. Человек, открывший в себе равноправного собеседника с Богом, быстрее и легче осознавал свою экономическую, политическую, интеллектуальную и т.д. свободу. Лишенный внешних понуждений и поддержек, человек должен был научиться быть самостоятельным. Именно здесь истоки экономического и политического индивидуализма - краеугольных камней буржуазного образа жизни и капиталистических отношений.

Однако самым серьезным противником человека, освобождавшегося от средневекового прошлого, был он сам, раздираемый внезапной свободой. На протяжении всего бурного Нового времени энергия освобождающегося человека расшатывала и социум, и культуру. Но одновременно с этим в индивиде выкристаллизовывалась личность - "самоограничивающися индивид" (Гегель), человек, хозяин не только внешнего мира, но и себя самого.

§ 2. Основные ценностные доминанты культуры Нового времени.

Научная революция XVII в. Начало XVII века ознаменовалось двумя историческими событиями: одно стало символом борьбы старого с новым, мракобесия со знанием – 17 февраля 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен на костре инквизиции Джордано Бруно, философ и писатель, пропагандист учения Коперника; другое осталось незамеченным – 1 января 1600 г. неизвестный преподаватель математики в протестантском училище Иоганн Кеплер отправился в Прагу для встречи со знаменитым датским астрономом Тихо Браге. Первое событие демонстрировало опасность новой философии и новой науки для традиционного мировоззрения. Второе положило начало плодотворного сотрудничества, приведшего к созданию новой астрономии.

Это вехи мощного интеллектуального взлета, завершившегося в 1687 г. выходом в свет "Математических начал натуральной философии" Исаака Ньютона. Развернувшийся процесс формирования нового знания, явился беспрецедентным культурным преобразованием в истории цивилизации, во многом определившим ее дальнейшую судьбу. Это преобразование получило название научной революции и стало основой всего здания современной науки. Оно означало изменение принципов, методов и самого стиля европейского мышления.

Понятие научной революции можно метафорически определить как диалог с Природой. Сущность его состоит в том, что люди впервые в своей истории научились задавать Природе вопросы, на которые можно получить вполне определенные ответы. Ясно, что здесь весь секрет заключается в умении строить сам вопрос, а затем и цепь вопросов. Существенной частью такого умения является методика и техника эксперимента, но не менее важной частью было и теоретизирование, как предшествующее опыту, так и последующее. Важно отметить, что процедура диалога давала возможность каждый раз на одни и те же вопросы получать одни и те же ответы; т.е. именно то, что превратило экспериментирование в науку.

Предпосылки, сделавшие возможным содержательный диалог с природой:

- научные дискуссии Средневековья, отнюдь не тривиальные и бессмысленные (сохранившиеся латинские и арабские первоисточники по алхимии, медицине, механике, астрономии и оптике доказывают существование определенной преемственности).

- новые потребности, не только экономические и политические, но и интеллектуальные, актуализированные после английской революции 1648 г.

Новое общество не могло существовать в рамках прежнего мировоззрения, устаревшего стиля мышления, неадекватной системы знания. Поэтому процесс интеллектуального обновления общества шел параллельно с социальной революцией.

В XVII в. интеллектуальное лидерство диалога с природой принадлежало физико-математическим наукам, в первую очередь астрономии, механике, математике и физике. Но результат научной революции был всеобъемлющ и затронул все сферы человеческого знания, включая теологию и медицину: он выражал перестройку всего знания как системы.

Новая астрономия. До Коперника взгляды на мироздание основывались на представлениях Аристотеля и модели Птолемея. Система Птолемея позволяла с достаточной точностью предсказывать положение планет и моменты равноденствий и затмений. Великие географические открытия XV века убедительно подтвердили древнегреческую идею шарообразности Земли. Открывшиеся новые горизонты показывали практическую важность науки (выражавшуюся самым ясным образом – в деньгах: новое мореплавание организовало торговлю с Индией, дававшую огромные прибыли). С другой стороны сама теория приводилась в соответствие с  нуждами практики.

Коперникианский переворот был совершен в результате попыток нового объяснения старой задачи. Коперник сам осознавал революционность своего труда, обладавшего двумя критериями научной теории: внешним оправданием (соответствием эксперименту) и внутренним совершенством (простотой и логической стройностью) /В настоящее время эти критерии называются критериями А.Эйнштейна/.

Усовершенствование эксперимента в астрономии ознаменовал трактат Тихо Браге "О новой звезде" (1573 г.): научные выводы здесь следовали из неоспоримых тщательно зарегистрированных наблюдений. Немного позднее Иоганн Кеплер, создав "Новую астрономию" (1609 г.), научил людей "измерять небеса".

Новая механика – наука о движении (тесно связана с космогонией) началась в 1604 г. открытием Галилея закон падения и параболической траектории снаряда путем эксперимента как необходимого подтверждения теории.

Изобретение телескопа (первое десятилетие XVII в.; первенство оспаривают Англия, Италия, Голландия и Германия) расширило представления о Вселенной. В 1610 г. Галилей направил телескоп на небо. Надо было быть ученым нового толка, чтобы увидеть то, что он увидел, ученым, свободным от власти традиции и авторитета, с иным представлением о человеческом достоинстве, об индивидуальном праве на истину, добытую своими руками и своим умом. Он увидел в Млечном пути не огненные испарения, а скопление звезд, открыл спутники Юпитера, обосновал основы новой физики – принцип независимости движений, принцип относительности и закон инерции.

К началу XVII века лидерство в науке перешло к Франции, где была создана система натуральной философии, заменившая старое, серьезно дискредитированное новыми открытиями, аристотелевское представление о мироздании. Несмотря на государственные ограничения (с 1623 г. существовала цензура), получили распространение частные собрания французских интеллектуалов, где формировалась особая духовная атмосфера, пропитанная духом свободомыслия, свободы творчества, открытого обмена мнениями по всем вопросам религиозной, политической и научной жизни. /Например, кружок монаха-минорита Марен Мерсенна, где собирались Паскаль, Гассенди, Декарт/. Это способствовало повышению престижа занятиями наукой.

Создателем первой научной программы Нового времени явился Рене Декарт (1596-1650 гг.). Он стремился к глобальному объяснению мироздания от устройства Вселенной до конкретных физических явлений, тесно увязывая проблемы механики с философией. Именно он вводит рационализм как принцип изучения мира. Собственное мышление, по Декарту – единственное достоверное основание существования как человека так и мира в целом. Именно оно обеспечивает возможность достоверного знания, требующего безусловного подтверждения не зависимо от авторитета, как автора, так и времени. Сторонники и последователи Декарта – картезианцы (по латинизированной форме его имени) отстаивали суверенитет разума и универсальность рационального дедуктивного метода.

Декарт одним из первых оценил роль метода и значение математики в научном познании мира и на основе своеобразного синтеза математики и физики создал своего рода инженерно-практический подход, который определил и новый тип философствования. Новая наука должна создаваться по единому плану с помощью единого метода, который должен сделать людей "хозяевами и господами природы". Основанием этого незыблемого сооружения может быть человеческий разум в его внутреннем первоистоке т.е. самосознание. Оно должно быть очевидным, непосредственно достоверным и не зависимым от доверия к Преданию и Откровению. Традиционные формы трансляции знания – обычай и пример – не совместимы с принципом субъективной достоверности. На истину "скорее натолкнется отдельный человек, чем целый народ".

Самосознание как универсальный принцип философии и культуры Нового времени не обрело еще полной автономии. Истинность знания гарантирована существованием Бога как совершенного существа – "Бог не обманывает нас". Сознание открыто Богу, а тем самым бытию. Круг декартовой метафизики: существование Бога утверждается через самосознание, а объективная значимость данных сознания – через Бога. Разум, наше "Я" – конечная субстанция, несовершенная, неполная, противоположна Богу как субстанции бесконечной, вечной, неизменной и независимой. Несовершенство человека сказывается в способности к заблуждению, источник которого воля человека, ибо она побуждает высказывать суждения там, где разум еще не имеет ясных идей.

В учение о природе Декарт выделяет две противоположные субстанции: материальную (предмет физики) и духовную (предмет метафизики). Тем самым он устраняет душу, выносит духовное начало за пределы природы. Последняя превращается в механизм, объект для человеческого рассудка. Отождествление материи и пространства – центральное положение научной программы Декарта. Материя стала субстанцией являющейся основой единства мира, превратившись в главное определение природы. Наука должна устанавливать не просто математический закон, описывающий поведение объекта, но находить причины всех явлений природы. Две идеи сомкнулись в учении Декарта: христианская идея божественного всемогущества и идея мира как тончайшей системы машин. Он снимает различие между естественным и искусственным, его механика часть физики, тем самым чудесное, столь влекущее средневекового человека, изгоняется из природы. Одновременно Декарт изгоняет из науки тех, кто не утратил художественного отношения к природе.

Метод – инструмент конструирования новой науки, дающей практическое господство над природой. Метод как правила истинного познания опирается на интуицию и дедукцию, устанавливая простейшие начала и выводя новые. За образец здесь берется математика как царица измерения и порядка. Науке отводится роль постижение законов движения и изменения и в качестве идеала принимается универсальная механика.

Идея развития распространяется на спекулятивное и эмпирическое познание, в частности в космологических теориях. При этом гносеологический оптимизм, уверенность в силах собственного разума понять мир привел к фундаментальному для всей эпохи Нового времени тезису о том, что человек может и должен контролировать историю во всех ее формах, начиная со строительства городов, государственных учреждений, правовых норм и кончая наукой, которая часто выступает в образе города.

Творчество И. Ньютона – кульминация научной революции XVII в. В 1687 г. вышла в свет работа "Математические начала натуральной философии", определившая развитие естественнонаучной мысли на последующие двести лет. Свою научную программу Ньютон назвал "экспериментальной философией", подчеркивая при этом, что в исследовании природы он опирался на опыт, который потом обобщал при помощи метода индукции. Это было продиктовано как господством духа эмпиризма в Англии XVII-XVIII вв., так и психологическими особенностями самого Ньютона: он болезненно воспринимал критику, поэтому отдавал предпочтение принципам перед гипотезами, т.к. гипотезы более уязвимы для критики. Он в большей мере проводил границу между физической теорией и ее философским фундаментом - физика должна быть отделена от метафизики.

Общий идеал механистического естествознания Нового времени: все явления природы должны быть объяснены с помощью протяжения, фигуры и движения (картезианцы); атомисты добавили сюда еще непроницаемость или абсолютную твердость материальных первоэлементов (Гассенди, Гюйгенс, Бойль и др.); Лейбниц и Ньютон добавили еще и силу (которую каждый трактовал по-своему). У Ньютона – это сила тяготения, которая выражается в законе инерции. Английский мыслитель разрабатывает идеи абсолютного пространства, абсолютного времени и абсолютного движения, относительные только на уровне чувств и имеющие отношение к кажущейся реальности. Материя по своей природе – начало пассивное и должно существовать некоторое активное начало, которое служит "источником питания" Вселенной. Свойствами активности Ньютон наделяет абсолютное пространство, называя его "чувствилищем бога" (Sensorium Dei). Это нечто вроде "мировой души" неоплатоников, которая осуществляет связь всех вещей. Пространство рассматривается как присутствие Бога в сотворенном мире. Бог становится как бы "частью природы", превращаясь в мировую душу языческой философии. Он связывает существующие тела в один универсум, выступающий как некий аналог живого организма.

Основные ценностные детерминанты Нового времени:

понятия совершенства, смысла и цели вытеснены из естествознания, но остаются в качестве метафизического фундамента первых научных программ;

на место дуализм физики и метафизики приходит дуализм физики и этики, затем дуализм наук о природе и наук о культуре;

господствует идея неизменяемости природы как неорганической, так и органической. Природа не имеет истории во времени, но только протяженность в пространстве;

изменяется социальная роли науки, которая на несколько веков определила практическую ориентацию европейского естествознания;

утверждалось уважение к труду ученого, появляется уверенность в том, что наука содействует нравственному и религиозному обновлению общества

реформируется система образования в духе протестантского требования применять разум в делах земных;

и в науке и в педагогике господствует ориентация на опыт, повседневную жизнь и ее нужды, на чувственное восприятие и наглядность. Наука связывается с политикой и общественной деятельностью, становится средством преобразования природы и тем самым усовершенствования человека и улучшения гражданских дел;

получает распространение стремление к социальному проекту и прогнозу, наивысшего развития достигшего в утопическом социализме. В эту эпоху рациональность бытия гарантирует возможность "правильного" социума.

§ 3 Основные художественные стили.

В историю западноевропейского искусства XVII век вошел как новая, очень яркая фаза, имеющая самостоятельное значение, но, вместе с тем, чрезвычайно важная для его последующей эволюции. К этому времени относится расцвет национальных художественных школ Италии, Франции, Фландрии, Испании, Голландии. Каждая из них обнаруживает значительное своеобразие, яркую национальную самобытность, обусловленные особенностями исторического и культурного развития той или иной страны, характером общественной жизни, спецификой художественных традиций.

В то же время искусство XVII в., характеризуется рядом общих черт, связанных с новым миросозерцанием эпохи, проявившимся во всех сферах ее духовной жизни. Связь с реальной действительностью, с самыми разнообразными ее аспектами и явлениями становится по сравнению с предшествующим периодом неизмеримо глубже, многосторонней и активней. Успехи науки чрезвычайно расширяют и усложняют представления о мире, как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Возникает отчетливое ощущение нерасторжимой связи человека с миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. В свете этих представлений оказывается закономерным отказ от ренессансного антропоцентризма. Не только сам человек, но и все многообразие окружающей его действительности, сложные и многозначные связи ее с человеком становятся предметом творческого познания и осмысления в литературе и в изобразительном искусстве. Именно поэтому, развивая во многом традиции Возрождения, искусство XVII в. чрезвычайно расширяет сферу своих интересов. Соответственно обогащаются его тематика, сюжетный репертуар, разрабатываются новые самостоятельные жанры или углубляются те, которые уже существовали в предшествующую эпоху.

Изменившееся положение человека в мире потребовало существенной "переоценки ценностей". В частности, значительно видоизменяются и получают весьма разнообразную интерпретацию традиционные религиозные и мифологические сюжеты – от бурной патетики и декоративности в творчестве мастеров барокко до жизненной конкретности и даже бытовой характерности в работах художников-реалистов. Но сложность и многообразие жизненных представлений уже не вмещаются в формы традиционных жанров, они требуют более непосредственного, прямого взаимодействия художественного образа и реальности. Поэтому особое, в ряде случаев программное значение приобретают в этот период такие жанры, как портрет и пейзаж. Усиление интереса к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека приводят к необычайному расцвету портретного искусства, в частности, к развитию психологического портрета.

Иным, более многозначным и активным становится и восприятие природы. Новое представление о мире способствует стремлению глубже познать жизнь, ее многообразие, ее сложные взаимосвязи с человеком. Диапазон художественного толкования природы оказывается в этот период очень широким – от грандиозного по масштабам образа, вмещающего понятие о мироздании в целом (в работах Никола Пуссена, Питера Пауля Рубенса) до точного отображения характерных национальных мотивов (в искусстве голландских художников). Пристальное творческое исследование природы приводит к важнейшим открытиям в передаче пространства, освещения, общих закономерностей композиции. Именно поэтому завоевания пейзажного искусства XVII в. стали основой для его развития в последующий период.

Поскольку в искусстве XVII столетия важнейшее значение приобретает не только человек, но и среда его существования – природная, бытовая и социальная, - широкое распространение получают некоторые жанры, которые прежде не имели большого значения. К ним относится бытовой жанр, занимающий очень важное место в художественной культуре многих стран и обнаруживающий значительное разнообразие сюжетов и образных концепций – от непосредственного изображения современной, в том числе и народной жизни (братья Ленен, многие голландские жанристы) до их возвышенно-поэтической (Диего Родрегес Веласкес де Сильва, Ян Вермеер) или, напротив, гротескно-заостренной интерпретации (Браувер). В некоторых случаях бытовой жанр включает элемент иносказания, порой приобретает аллегорический смысл.

Не меньшее значение имеет в это время исторический жанр, в котором изображение действительных событий нередко сочетается с аллегорическими и мифологическими мотивами (Рубенс, Пьетро да Кортона). Особую роль в творчестве многих художников играют темы античной истории (Пуссен). Вместе с тем к XVII в. относится формирование новой концепции исторического жанра как жизненно убедительного изображения конкретного и даже современного события (Веласкес).

Наконец, именно в это время получают самостоятельное значение такие специфические жанры, как натюрморт или изображение животных. Осуществленная в искусстве XVII в. разработка разветвленной системы самостоятельных жанров всецело отвечала тому дифференцированному подходу к действительности, который был характерен как для научного метода эпохи, так и для ее художественной культуры.

Постановка и решение многих существенных идейно-художественных проблем определяет не только развитие изобразительного искусства, но и архитектуры. XVII век – время осуществления смелых градостроительных идей, период расцвета садово-паркового искусства, создания грандиозных дворцовых ансамблей, в которых в нерасторжимое художественное единство объединяются все виды пластических искусств. Само понимание синтеза изменяется, и это заметно активизирует развитие монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства.

Чрезвычайно обогащается творческий метод и художественный язык искусства. XVII век приносит совершенно новое понимание композиции и в архитектуре и в изобразительном искусстве. Она становится более напряженной, динамичной, в ее построении активно используется пространство. Трактовка последнего тоже существенно меняется. Вместо строгого деления на планы, характерного для композиций  эпохи Возрождения, искусство XVII в. разрабатывает значительно более целостное и гибкое понимание пространства. По-новому решаются и живописные проблемы. Высокие колористические достижения искусства этого времени основываются на богатой разработке цветовых отношений, на тонкой нюансировке цвета, на развитии тонального колорита, наконец, - на смелом и изобретательном использовании светотени. Сама техника становится значительно более разнообразной, богатой и выразительной.

Искусство XVII в. уже нельзя определить единым стилистическим понятием. Даже в рамках одной национальной школы можно нередко отметить существование различных, порой противоположных течений и тенденций. Одной из ведущих стилистических систем в искусстве XVII в. было барокко (итал. - причудливый), преимущественно связанное с католической и феодально-традиционной культурой, но отнюдь не ограниченное рамками придворной идеологии. Правда, прославление светской и церковной власти, зримое и максимально выразительное воплощение религиозных догматов и представлений были важнейшими задачами, которые решались искусством барокко. Именно эти задачи определили многие черты, но не исчерпали далеко не однозначную проблематику барокко. В искусстве барокко нашли яркое выражение новые представления о мире, о его безграничных масштабах, его изменчивости, драматической сложности, конфликтности. Барокко – стиль резких контрастов, неожиданных сопоставлений. Чрезвычайно показателен для всей его образной системы дуализм – сочетание идеального и конкретного, духовного порыва и земного чувственного начала, иррациональных мистических представлений и удивительно живого ощущения натуры и красоты реального мира. При всем разнообразии идейных концепций и художественных решений барокко характеризуется чрезвычайной активизацией всех изобразительных средств: напряженной динамикой, подчеркнутой эффектностью, декоративностью, театральностью, патетикой. Зародившись и достигнув наиболее яркого расцвета в Италии, барокко получает значительное распространение и в некоторых других странах, прежде всего там, где господствующими социальными силами были дворянство и католическая церковь, например, во Фландрии.

Понятие "барокко" иногда используют в более широком смысле для обозначения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах, либо вообще как поэтическая метафора: "человек Барокко", "мир Барокко". Новые знания разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, о замкнутом, ограниченном пространстве и времени, соразмерных человеку. В XVII столетии выдающийся мыслитель Блез Паскаль в оппозицию картезианскому гносеологическому оптимизму, писал, что человек всего лишь "мыслящий тростник" и удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн "бесконечности и небытия", он не способен своим разумом охватить ни то, ни другое, и оказывается чем-то "средним между всем и ничем... Он улавливает лишь видимость явлений, ибо не способен познать ни их начало, ни конец". Мир изменился необратимо. Все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое – скучным и унылым. "Жизнь есть сон" – эти слова стали девизом эпохи барокко.

Главный способ художественного обобщения в барокко – иносказание, аллегория. Превыше всего ценился замысел, композиция, аллегорический смысл и декоративное расположение изображаемых фигур. Более всего были распространены огромные картины, предназначенные для конкретного интерьера. На первое место в ходе развития баррочной культуры постепенно выходит категория величественного, достигаемого неимоверными контрастами и диспропорциями. Эта категория часто обозначается латинским "sublimis" – высокий, крупный, возвышенный. Искусственная экзальтация, героизация обыденного, чрезмерная патетика приводила к тому, что самыми распространенными терминами стали прилагательные: роскошный, величавый, божественный, сверхчеловеческий, блестящий, великолепный. Причем эти слова зачастую относили к обыденным, прозаичным вещам, мебели, одежде. Художники и заказчики называли друг друга не иначе, как: гениальный, чудесный, неподражаемый и, вероятно, вполне искренне и серьезно именовали себя новыми Плутархами, Цезарями, Августами...

Барокко свойственна театральность, напыщенность в сочетании с безразличием и даже небрежностью в отношении трактовки традиционных тем. Более всего ценились остроумный замысел", дерзкий намек или ирония, что вместе именовалось словом "кончетта" (итал. представление, выражение).

Наших современников барокко зачастую поражает странным, невероятным сочетанием возвышенной духовности, часто на пределе человеческих возможностей, и крайнего, иногда примитивного, натурализма; драматизма, грандиозности масштабов, широты пространственных решений с дробностью и излишеством мелких деталей; ощущения физической мощи и какой-то надломленности; полета воображения и почти беспомощного смакования прозаических деталей. Как и в эпоху поздней готики, чрезвычайная возбужденность, напряженность барокко выливается либо в преувеличенную экзальтацию, наигранную страстность, либо в сентиментальную размягченность. Отсюда чрезвычайная распространенность искусства живописного портрета как отражения “динамики души”. Жанр барочного портрета колебался между искусственным пафосом парадного официального идеализма и бытового натурализма, предвещающего сентиментализм последующего столетия. Появляется также совершенно новый жанр комического портрета.

В музыке XVII век время утверждения крупных форм, обращения к музыкальной драме, стремления к синтезу достижений предшествующих эпох. Стилевой перелом определил ряд направлений в немецкой музыке раннего барокко. Рождается новый музыкальный язык, драматичный, полный силы, энергии, напряженной динамики. Искусство отвечает своему времени небывалой взволнованностью, мощными музыкальными контрастами, скорбью, патетикой, героикой. Рождение нового мировосприятия барочной эпохи и нового стиля культуры выразил в своем творчестве Генрих Шютц, один из предшественников Баха и Генделя. Он синтезировал важнейшие линии развития предшествовавшей музыки и открыл новые направления развития полифонической музыки.

С возникновением стиля барокко музыка впервые продемонстрировала свои возможности углубленного и многостороннего воплощения внутреннего мира переживаний человека. На ведущее положение выдвинулись музыкально-театральные жанры (прежде всего – опера), что определялось стремлением к драматической экспрессии и синтезу различных видов искусства, проявлявшемуся и в сфере культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионы). Одновременно обнаружилась тенденция к обособлению музыки от слова – к интенсивному развитию многочисленных инструментальных жанров. Возникают крупномасштабные циклические формы (concerto grosso, ансамблевая и сольная сонаты). Наиболее ярко стиль барокко проявился в Италии, в органном творчестве Дж. Фрескобальди, оперных произведениях К. Монтеверди. Весьма характерным примером барочной музыки является творчество английского композитора Г. Перселла. В Испании получает развитие синтетический музыкально-драматический жанр – сарсуэла, сочетающая вокальные номера, танец, сценический диалог.

Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном мироустройстве, вызвали к жизни рождение второй стилевой системы – классицизма. Он стал своеобразной художественно-эстетической аналогией рационалистической философии и свое высшее выражение получил в искусстве Франции – родины Декарта. Стилистические принципы классицизма формировались на основе творческого истолкования традиций классического, прежде всего античного искусства, в котором его мастера видели непревзойденный образец возвышенной красоты и разумной гармонии.

Классицизм (лат. classicus - образцовый) - направление в европейской литературе и искусстве XVII - нач. XIX вв., художественный стиль и соответствующая ему теория. В целом для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, стремление к монументальности, ясности и благородной простоте, уравновешенности композиции. В основе эстетики классицизма заключены принципы рационализма Декарта, которые определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное и разумно организованное (принцип “подражание природе”). Согласно этому исходному эстетическому принципу, искусство призвано выявить идеальную закономерность мироздания. Объективно присущая миру красота: симметрия, пропорция, гармония, мера и т.д. должна быть воссоздана в искусстве в совершенном виде и по античным образцам; таков нормативный характер классицизма. Эстетика классицизма утверждает принципы, единые для всех видов искусств, и определяет стройную иерархию жанров. Последние делятся на “высокие” (трагедия, ода, историческая живопись, религиозные и мифологические темы) и “низкие” (комедия, басня, пейзаж, натюрморт, портрет).

Классицизм соответствует рационально - идеализирующему архетипу мышления. Здесь характерно стремление найти точку опоры в меняющемся мире, обрести уверенность в будущем, спокойствие, эмоциональную уравновешенность в системе рационального художественного мышления, ясных и завершенных в себе представлений о пространстве и времени, строгих, размеренных формах. В архитектуре классицизма существует определенный набор признаков: горизонталь преобладает над вертикалью, композиционно выделяется ось симметрии (обычно трехчастное деление фасада), все формы тяготеют к квадрату, окружности, полуциркульной арке. С формальной стороны этот стиль - ясное подразделение целого на части и соподчинение, создающее впечатление единства в многообразии. Стиль классицизма интеллектуален и воплощает историзм художественного мышления.

В живописи изображение строится по принципу рельефа, т.е. чередованием пространственных планов, параллельных плоскости картины (Н.Пуссен). Фронтальная перспектива создает ощущение покоя и ясности. Красочность уступает место светотеневой моделировке объемов (обнаженные фигуры – всего лишь возможность продемонстрировать конструктивное мышление)

Классицизм выработал эстетические требования к драматургии, получившие название правила трех единств. Это важнейшее из эстетических требований к классической драме, сформулированное французскими теоретиками Ж. Шапленом, Д’Обиньяком, Н. Буало, согласно которому в драме необходимо соблюдение единства действия (не может быть отклонений от основной событийной линии), места и времени (действие должно разворачиваться лишь в одном месте и на протяжении только одних суток). В разработке этих принципов создатели классической теории драмы исходили из учений античных мыслителей (Аристотеля, Горация) и тех дополнений, которые внесла эпоха Возрождения. Наиболее яркое поэтическое воплощение правило трех единств получило в творчестве французских драматургов XVII в. П. Корнеля, Ж. Расина и др.

Классицизм в музыке связан с творчеством создателя оперного жанра лирической трагедии (во многом близкой трагедии во французском драматическом театре) Ж.Б.Люлли. Для его опер характерны античная и мифологическая сюжетика, высокая героика, приподнятость стиля, нормативность. Объединение черт классицизма и барокко свойственно сочинениям композиторов неаполитанской оперной школы (А.Скарлатти, Н.Порпора, Л.Лео), опере-сериа с ее внутренним единством, регламентацией музыкальных форм и вместе с тем чрезвычайной виртуозностью вокальных партий, эффектностью сценического оформления.

Однако обе стилевые системы – барокко и классицизм – отнюдь не исчерпывают многообразия и сложности творческих устремлений эпохи. Важное, во многих случаях первостепенное значение в художественной культуре XVII столетия приобретают тенденции, которые уже не укладываются в рамки определенного стиля. Связанные преимущественно со станковыми формами искусства, особенно живописи, они основаны на более непосредственном контакте с жизнью, с натурой. Художественное толкование действительности оказывается в этом случае менее обусловленным теми или иными стилистическими нормами, в нем более отчетливо проявляются индивидуальным творческие концепции. Эта линии художественного развития приобретает особое значение в искусстве тех стран, где предпосылки для формирования барокко или классицизма оказываются более слабыми или отсутствуют вовсе, как, например, в буржуазной республике Голландии в определенный период ее истории. Но и в других национальных школах тенденция, в большей или меньшей степени независимая от стилистических концепций барокко или классицизма, проявляет себя весьма последовательно, а в некоторых случаях и очень ярко. Чаще всего она становится выражением идеалов широких демократических социальных слоев, и ее проблематика отчетливо отражает передовые устремления духовной жизни эпохи. Именно в русле этой линии художественного развития осуществляются многие высшие реалистические достижения искусства XVII в., связанные с творчеством таких художников как Веласкес, Рембрандт, Вермер Дельфтский.

§ 4. Эпоха Просвещения и развитие европейских национальных культур.

Термин Просвещение (франц. Siècle de lumières) впервые употреблен Вольтером и Гердером и понимался ими с позиции самооценки эпохи. Ныне Просвещение понимается как политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Как культурологическое понятие, Просвещение отражает общность взглядов мыслителей и деятелей европейского искусства XVIII в. Основными идейно-культурного чертами движения являлись стремление человеческого разума проникнуть в тайны бытия, поиск гармонии индивидуальной и общественной жизни, вера в искусство как средство достижения такой гармонии. Просвещение остро ощущало свое особое место в историческом процессе, в определении человечеством своего отношения к прошлому и в ориентации на будущее. Большинство просветителей рассматривали искусство в его целостности, что впервые в европейской истории позволило поставить вопрос о развитии искусства, его прогрессивных и регрессивных тенденциях как социального явления.

“Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения” (И.Кант).

Процессы секуляризации культуры, культ разума, восходящий к рационализму Декарта, идеология свободы и самостоятельности человека, обоснованная Реформацией, экономический и политический либерализм, завоеванный в ходе буржуазных революций – вот фундамент Просвещения. Идея исторического развития мироздания, которая получит свое законченное теоретическое обоснование в немецкой классической философии, постепенно становится общепризнанной идеологемой, и определят как культуротворческие процессы, так образ жизни миллионов обывателей. Для Просвещения характерен исторический оптимизм, способный легко трансформироваться в своего рода историческое самодовольство, в поклонение “линейной” схеме исторического прогресса, причем на вершине этой восходящей линии обнаруживается “текущая действительность”. Законы этого наличного мира, признаваемого “лучшим из миров”, то и дело подводятся под умозрительно сконструированный канон если не достигнутого, то достигаемого сейчас путем последовательного осуществления неких “правильных” установлений просветителями же предложенных. Стремление "улучшить" историю способствовало появлению механизмов, позволяющих реализоваться этому стремлению, - и панегирики “философам на троне” практически оказываются формой активного действия, способом “подталкивания” истории, попыткой не только выявить механизмы, но и деятельно их сформировать, повлиять на целенаправленность и интенсивность их функционирования. В прямой связи с этой идеологией находится теория и практика “просвещенного абсолютизма”, когда наступление “золотого века” прямо соотносится с конкретной фигурой монарха (Фридриха II, Екатерины II, Иосифа II и др.).

Для Просвещения характерен достаточно высокий накал социально-политической и культурологической критики, вызванной неудовлетворенностью "неправильным", "неразумным" положением дел. Просвещение сформировало свой идеал (вернее формировало его непрестанно в противоборстве и компромиссах) со стремлением осуществить его как можно скорее, но и со способностью к критике, к сопоставлению идеала и реальности. Работа Канта “Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане” вводит в рассмотрение коренные идеи и принципы эпохи, уже осмысливавшейся критически во всем богатстве ее накоплений и нереализованных замыслов.

Следующей важной характеристикой Просвещения является демократичность эпохи, полагавшей разум универсальным свойством человека и установившая равенство людей на этом основании. В Европе стали складываться программы культивации разума, "воспитания чувств" и нравов. Впервые возникли действительно массовые общеобразовательные школы, получили распространение периодические средства массовой информации (газеты и журналы), давшие толчок развитию журналистики. Общедемократический, "разночинный" элемент активно внедрялся во все сферы культуры, политики, экономики. Искусство повернулось лицом к народу, и, с одной стороны, стремясь к его просвещению, одновременно искало внимания и понимания широкой публики.

Просветительное сознание, подойдя к необходимости создать целостную историософскую концепцию, не случайно увидело в истории хаос (вольтеровский вывод). Объективно историческое предстало как “алогичное”, лишенное системности, исполненное “детскости” - в противовес тому, что открывалось сегодня, в процессе интенсивного самопознания, в условиях научного переворота, совершающегося на глазах и открывающего в природе замечательную упорядоченность, стройность, подчиненность общим законам. Некий “комплекс” эпохи - “тоска по упорядоченности” во всех сферах бытия. Притом в ситуации, когда извечный источник упорядоченности, “божественный промысел”, оказывается одной из главных мишеней всепроникающего и во всем сомневающегося разума. Такая ситуация с неизбежностью придает эпохе героические черты, подвигает на “преодоление судьбы”. Раскрепощенный разум с такой же неизбежностью и представляется орудием такого преодоления.

Вопрос, который пришлось решать эпохе впервые в столь острых формах, - это давно известный вопрос о достоинстве человека перед лицом и природы и истории. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям. В искусстве, например, неслучайно именно эта эпоха столь неожиданно для себя, но столь результативно, вынуждена была откликнуться на проблему “искусство и революция”, на проблему художественного открытия, рожденного в недрах формирующегося нового типа сознания. Так, “Клятва Горациев” Давида оказалась первым в истории искусств произведением, в котором еще до революции современники увидели символ грядущего социального взрыва.

Идея упорядочения действительности допускала и свободное оперирование “моделями”, и навязывание действительности некоего диктата, и конструирование устойчивых структур, и восторг перед непредсказуемым, неожиданным.

Отсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим знанием, обострявшегося по мере того, как эпоха определяла свои исторические предпочтения и особую роль в текущем и грядущем развитии человечества.

В предыдущем параграфе уже отмечалось становление национальных культур в эпоху размывания феодальных отношений. Теперь все значительнее проявлялась неравномерность экономического, политического, культурного развития, национальные особенности социальной динамики. Высокую роль стало играть массовое, внесословное осознание народами своей национальной самобытности. Одним из первых факторов национальной дифференциации культур следует считать религиозно-конфессиональное деление Европы на католиков и протестантов. Католические страны преимущественно культивировали барокко, а в протестантских государствах наибольшее распространение получил классицизм. Однако ярче всего национальные особенности культур проявились в эпоху Просвещения.

Первым программным произведением французского Просвещения считаются “Персидские письма” Ш. Монтескье (1721), стоявшего у истоков сложного многопланового и во многом противоречивого явления. Основными теоретическими источниками французского Просвещения были картезианство и английская философия XVII в. Однако, своеобразие ему придавали напряженность политической обстановки в стране на протяжении всего XVIII века и противостояние абсолютистскому политическому режиму. Основным полем борьбы в этот период была область идеологии, предавшая большую пестроту политическим и философским позициям, которые, при всем многообразии предлагаемых путей развития просветительских идей, как правило, сходились в своем радикализме. Значительное влияние на облик французского Просвещения оказал конфликт с католической церковью. Именно во Франции возникают салоны как арена политической, литературно-художественной и другой интеллектуальной деятельности. Все активнее становится роль женщины в общественной жизни.

Существенно менялось положение искусства в системе философских размышлений. Впервые вопросы жизни искусства, его воспитательных возможностей были подняты на теоретическую высоту, ибо здесь, по мнению просветителей, открывался прямой путь к "естественному" человеку, к его чувствам и положению в обществе. Между тем искусство Франции мало отвечало надеждам просветителей. Оно не соответствовало новым представлениям о мире, новым идеалам человека. Поэтому просветители выступали как против "неестественности" классицизма, так и против порочности и формалистичности рококо. Однако влияние аристократической культуры выразилось в изысканности и утонченности многих произведений просветителей.

Значительную роль во французском Просвещении сыграли Энциклопедисты - составители и авторы “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел” (1751 - 1780), давшей систематический свод научных достижений своего времени. До 1772 г. во главе авторского коллектива “Энциклопедии” стояли Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбер. В число энциклопедистов входили Ш. Л. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, Вольтер, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах и другие выдающиеся мыслители эпохи. Они вели активную борьбу против феодальной идеологии, сословного неравенства, католической церкви, деспотизма, выступая сторонниками общественного прогресса. По своему содержанию “Энциклопедия” выходит далеко за рамки обычного справочного издания. Она сыграла большую роль в распространении новой бужуазно-демократической идеологии и культуры.

Не смотря на преимущественную склонность к отвлеченному теоретизированию, деятели французского Просвещения предпринимали попытки и практического внедрения новаций. Так, например, группа экономистов, получивших название физиократов даже участвовала в государственном управлении. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ, выделял сословия в зависимости от отношения к земле: требовал поощрения производительного класса. Прославился попыткой осуществления программы физиократов Тюрго, когда, получив в 1774 г. должность генерального контролера финансов попытался провести коренную реформу налоговой системы, ввести свободную торговлю зерном, упразднить ремесленные цеха и гильдии.

Перед революцией произошла дифференциация внутри движения. Часть обратилась к проблемам экономического и социального развития (Тюрго, Неккер, Лавуазье, Кондорсе). Другие пошли по пути неприятия действительности и, разочаровавшись в рационалистическом методе познания человека и общества, целиком обратились к чувству.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) уже в диссертации, увенчанной премией Дижонской академии, доказывал, что развитие наук и искусств со времени Возрождения не усовершенствовало, а ухудшило нравы общества. Разделение труда есть не только одно из условий прогресса, но и причина разрушения естественной целостности и гармоничности человеческой жизни. Специализация порождает расцвет ремесел и искусств, потребность в обмене. Но та же специализация усиливает зависимость человека от труда других людей, превращает человека в частицу большого целого, порождает крайнюю односторонность. “Сделайте человека вновь единым, и вы сделаете его таким счастливым, каким он только может быть”, утверждал французский мыслитель.

Противопоставление природы культуре часть современников поняли как наивный призыв к возвращению вспять, в докультурное, “естественное” состояние. Вольтер, издеваясь над Руссо, говорил, что Руссо приглашает человечество вновь стать на четвереньки и ползти в первобытный лес. В действительности Руссо хорошо понимал необратимость уже пройденного пути развития. Он искал спасения в замедлении темпов исторического развития и в борьбе за устранение препятствий к гармоническому человеку. Однако борьба у Руссо понималась как этическая борьбы личности против своих собственных слабостей и недостатков, победа над своими страстями и господство над своими чувствами.

Выход из противоречий цивилизации Руссо видел в изменении системы и методов воспитания. Следуя за Локком, он набросал в своем знаменитом трактате “Эмиль” план развития личности, свободной от насилия над природой и над естественными способностями человека. В системе воспитания на первый план выдвигается чувство. Рационализму, сухой и черствой рассудочности Руссо противопоставляет благотворную силу искреннего, естественного чувство.

Руссо, автор десятков ядовитых страниц против искусственности классического театра, включился в поддержку нового жанра в сценической музыке. Он написал первую французскую комическую оперу "Деревенский колдун", успех которой подтвердил правоту его демократической эстетики, основанной на сентиментализме. Почти одновременно Дидро выступил с обоснованием новой буржуазной драмы ("слезливой комедии"), а позже, с изменением идейной обстановки – в защиту революционной гражданственной трагедии.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778), автор “Писем об Англии”, “Основ философии Ньютона”, “Кандида”, “Философского словаря”, вере, основанной на откровении, противопоставил деистическую религию разума. Он отверг так называемое онтологическое доказательство бытия бога, но признал значение аргумента, заключающего от целесообразности устройства мира и от разумности человека к существованию разумного творца или причины этой целесообразности. Бытие бога вытекает также из необходимости существования высшего начала для человеческой воли и деятельности. Несмотря на то, что Вольтер отвергал атеизм, как учение, опасное для общественного порядка, он отрицал наличие души, полагая, что умнее и скромнее признать, что люди - разумные автоматы, или животные, с лучшим, чем у животных, интеллектом, но с более слабыми инстинктами. В вопросе об оправдании царящего в мире зла и об ответственности Бога за это зло, признал неразрешимость для нашего ума проблемы мирового зла. Вольтер, критикуя эпигонов классицизма начала века, защищал от них высокие традиции классицизма и пытался создать новый, просветительский тип трагедии.

Во французском Просвещении впервые искусство стало рассматриваться не как замкнутая система, а как элемент более широкой системы: человек – окружающий мир.

Английское просвещение определено ранним развитием современного парламентаризма с присущими ему правовыми способами политической борьбы и разрешения общественных противоречий. Для Англии XVII-XVIII вв. был характерен высокий уровень культуры и политической практики. Большое развитие получила публицистика (первая ежедневная лондонская газета выходила с 1702 г), в которой особенно ценилась газетно-журнальная полемика и жанр памфлета. К началу века большинство политических целей Просвещения, наиболее адекватно сформулированные в программе Дж. Локка, были уже достигнуты в Англии. Эти обстоятельства обусловили преимущественную нацеленность английского Просвещения на практические дела. Локк заложил основы этики личного преуспеяния: учения о добродетелях джентльмена, думающего лишь о своей выгоде, но избегающего при этом крайностей и не желающего рисковать. Адекватными средствами достижения этой цели считали развитие творческих способностей человека. В значительной степени идеология Просвещения определила контуры идеального национального характера - предприимчивость, изобретательность, практицизм. В XVIII в. исходя из примата частного интереса Бернар Мандевиль (“Басня о пчелах”) и Иеремия Бентам развили этику себялюбия и разумного эгоизма, в которых видели источник развития и прогресса общества.

Одновременно возникла проблема, как уберечь человека эгоизма от саморазрушения, как обеспечить порядок в индивидуалистическом обществе? Главный способ социализации эгоизма видели в приобщении людей к ценностям просвещения. Апеллируя к разуму, признавали не существенность всех остальных различий между людьми. Активно использовали силу печатного слова и благотворительность как средство влияния на общественные низы. Общие ценности оказались надежным средством консолидации общества.

Усилиями просветителей была разработана модель рационального типа жизненно-практических отношений между людьми, вполне соответствующая роли гражданского общества в жизни англичан. Одно из важнейших этических качеств - способность к общению, взаимодействию с другими людьми, участию в коллективной созидательной деятельности (например, участие в масонской ложе или клубе означало непременное условие принадлежности к элите). Английская литература и публицистика содержит детально разработанный свод правил общения, позволяющих поддерживать добрые и полезные отношения с людьми во всех случаях жизни. Внимание к межличностным отношениям оставляло мало места для размышлений просветителей об отношениях личности и государства.

Идеал совмещения социальной гармонии с индивидуализмом пошатнулся под влиянием развернувшейся промышленной революции и французской революции. В итоге Просвещение как социокультурное движение распалось на отдельные группировки.

Просвещение в Германии характеризовалось утилитаризмом и политической робостью. Культурная, социальная и политическая жизнь Германии отличалась сильной зависимостью от государства. Развивая традиции протестантизма, просветители выступили с лозунгом “образование делает свободным”. Сама мыслительная деятельность стала радикально отличаться от предшествующих эпох и по форме и по содержанию. На место бесконечного ученичества как пассивного “впитывания” истин из авторитарных источников пришло стремление к максимально широкому обнародованию, овнешнению результатов своих размышлений и путей их достижения. Здесь прояснение рефлексии есть способ организации не только самосознания, но и всего универсума, форма выявления имманентного разума бытия. В этой связи не только складом характера объясняется фантастическое по объему эпистолярное наследие Лейбница, насчитывающее около 15 тысяч писем, и многочисленные учебники Хр.Вольфа, касающиеся практически всех отраслей знания. Объектом рассмотрения стал теоретический материал всех времен и народов, который теперь понимался не как собрание ошибок и недоразумений, а как равноправный с самой природой источник истинного знания.

Характерное для эпохи Просвещения убеждение в том, что разум не только источник, но и цель философии, привело к обоснованию культуртрегерства - сознательной деятельности по культивированию разума и расширению "субъекта мышления". Симптоматичны названия появившихся в это время учебников - “Практическая логика для молодых людей, не имеющих возможности учиться” (1787), и даже “Основы мировой мудрости для женщин ” (1751). Реформы в области образовании, ориентированные на просветительский идеал, в частности ставили своей целью развитие “камеральных наук” – образовательной системы подготовка чиновников.

Получившие всеевропейскую известность теории естественного права и общественного договора, разработанные Самуэлем Пуфендорфом, Христианом Томазием, Христианом Вольфом уживались с апологетикой абсолютизма и ставшим характернейшей чертой немецкого Просвещения обоснованием необходимости всестороннего вмешательства государства в жизнь общества.

Немецкое просвещение явилось самобытной смесью новаторства и традиций, стремлением к утилитаристским реформам в рамках традиционного социально-политического порядка.

Таким образом, культура Просвещения явилась кульминацией Нового времени и определила основные направления развития культуры последующих эпох.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каково социально-культурное значение Реформации?

2. Какие исторические события определили социальный динамизм культуры Нового времени?

3. Дайте общую характеристику "научной революции" XVII века.

4. Какие общие черты характерны для искусства XVII века?

5. Назовите ведущие художественные стили XVII-XVIII веков.

6. Каковы особенности культуры Просвещения в различных странах Европы?

7. Какие политические идеи инициировало Просвещение?

ЛИТЕРАТУРА

1. XVII век в мировом литературном развитии. М.: Наука, 1969.

2. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII вв. Т.3 М., 1992.

3. Бродель Ф. Игры обмена. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII вв. Т.2. М., 1986.

4. Бродель Ф. Структура повседневностей: возможное и невозможное. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII вв. Т.1. М., 1986.

5. Век Просвещения. Москва-Париж, 1970.

6. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения. М.: Просвещение, 1992.

7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. М., 1987.

8. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

9. Классическое искусство Запада. М., 1973.

10. Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.

11. Коломиец Т.А. Концепция человека во французском материализме XVIII века. Киев, 1978.

12. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.

13. Культура эпохи Просвещения. М., 1993

14. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1983.

15. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.




1. Планирование увеличения объема выпуска продукции за счет улучшения использования трудовых ресурсов
2. воспитательном отношении то особенное что характеризует его воспитательную деятельность в государстве об
3. за острого застоя в малом круге кровообращения
4. Побіжу думаю в малину та рачки попід тютюном
5. Winery US красное вино
6. Воспитать личность
7. Ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности России
8. Правила оформлення сторінки
9. Удивительные приключения братьев Дзено, или Острова, которых не было
10. статья о подходах к слабоумию
11. Учет износа и амортизации основных средств
12. Тема тренінгової програми- ldquo;ПОДОЛАННЯ СОРОМ'ЯЗЛИВОСТІ МАЙБУТНІХ ПСИХОЛОГІВrdquo;
13. Організація, нормування та оплата праці на виробництві продукції садівництва
14. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ДОД СДЮШОР Старт
15. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора технічних наук Кривий Ріг ~
16. Формирование философии Нового времени Джордж Бе~ркли англ
17. В организации Б считают что конфликты подлежат обсуждению и анализу
18. Понятие и задачи уголовного права
19. приказываю- Форма бланка строгой отчетности
20. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Харк