Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Институт Развития Бизнеса и Стратегий
Бизнес- Колледж
Кафедра «Массовые
коммуникации и
лингвистика»
Реферат
по дисциплине «Литература»
на тему «Античные баллады»
Выполнила:
Студентка 1 курса
специальности «Реклама»
Группа БК- 15
Агеева Ксения Дмитриевна
Проверил:
Преподаватель МСЛ
Базарбаева Ирина Александровна
Саратов, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………..……………………..3
Часть 1. Определение баллады как жанра.
1.1 Истоки жанра………………..........................................................4
1.2 Классификация баллад………………………...............................6
Часть 2. Античные баллады В.А. Жуковского… …………………..8
Заключение……………………………………………………...…….11
Список использованных источников и исследований……………..13
Введение
В своей контрольной работе я обращаюсь к такому жанру баллада, ставлю вопросы об ее развитии и историческом пути. История развития такого жанра как баллада по-своему интересна. Этим жанром увлекались люди из самых разных слоев общества на протяжении многих веков. К примеру, во французской литературе XIV-XV вв., баллада имела популярность у аристократического общества. Но уже в XVI в. этот жанр набрал популярность и у простого народа. Каждый человек, впервые сочиняя балладу, вносил в нее что-то свое, кусочек быта и жизни его окружения, юмор и страхи его близких.
Благодаря такой «всеядности» баллада стала настоящим сокровищем для историков. Ведь, что как не творчество может лучше рассказать о традициях и нравах изучаемого народа?
В моей работе я ставлю такие вопросы как: «Где появилась первая баллада?», «Как она видоизменялась?», «Какие авторы внесли особый вклад в развитие данного жанра?» и др.
Также будут рассматриваться различные классификации баллад разных авторов и ученых. Подробно будут рассмотрены классификации Н.И. Кравцова, это разделение по кругу лиц, между которыми происходит конфликт. И классификация В. А. Жуковского, который делит баллады на русские, рыцарские и античные. В своих переводах выявляя такой вид баллады как «античная», он связывает историю разных и далеких друг от друга эпох. На особенностях и характеристиках данной категории я остановлюсь в своей контрольной работе поподробнее.
Также будет рассматриваться связь мифов времен античности и баллад авторов средневековья и Нового времени. Значение их взаимодействия и польза нынешним поколениям.
1 Определение баллады как жанра. Истоки жанра
1.1 Истоки жанра
Баллада от народно-латинского «ballare» «плясать» общее обозначение нескольких, различных жанров лирической поэзии, представляющих определенные стадии исторического развития одной и той же художественной формы.
Баллада лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
В эпоху расцвета феодальной культуры «баллада» обозначала известную форму плясовой песни с определенной тематикой (восхваление весенней поры и любви, осмеяние «ревнивцев» мужей и т. п.). Близкая к народной песне тематика, плясовые выкрики свидетельствуют о том, что здесь один из характерных случаев форм хороводной плясовой песни, связанной с весенней обрядовостью.
Одной из стран, где баллада приобрела популярность, стала Италия. Освобождаясь от связи с народной песней, Италия приобрела иные формальные признаки (новое строение строфы, устранение рефрена); этой формой пользовались Данте и Петрарка, встречается она и у других поэтов XIII и XIV вв.
Существенно меняется форма баллады во французской литературе XIV-XV вв., в период разрушения культурных форм феодализма. Обязательными формальными признаками баллады на тот момент являлись: три строфы, сопровождаемые обращением к лицу, которому посвящена баллада; совпадение числа стихов в строфе с числом слогов в стихе; сохранение одних и тех же рифм на протяжении всего стихотворения.
Это характерное застывание формы баллады можно объяснить по следующим культурно-историческим причинам. Это канонизирование трудной, требующей большего мастерства, формы идет от аристократических кружков придворных поэтов носителей замкнутой, законченной и уже лишенной творческого импульса культуры. Формальное совершенство соединяется здесь с застыванием лирической эмоции.
Но наряду с поэтами-аристократами изящной формой баллады овладевают и носители идеологии низшего сословия, вкладывая в нее совершенно иную тематику осмеяние быта и отношений между полами, грубый и примитивный юмор, политическую и социальную сатиру. Такие настроения в балладе получают бешеную популярность в середине XVI в. но быстро угасают во второй половине XVI в.
Отдельные попытки воскресить балладу этого типа, возможно, связаны с реакцией против форм «высокой» поэзии.
В русской литературе появление баллады связано с традициями сентиментализма и романтизма конца XVIII начала XIX в.
Особую популярность она приобретает благодаря В. А. Жуковскому «балладнику», сделавшему достоянием русского читателя лучшие баллады Гёте, Шиллера, Вальтер-Скотта, Бюргера и др.
1.2 Классификация баллад
Н. И. Кравцов, внимательно исследовавший особенности славянской народной баллады, посчитал особо важным сам подход к жанру. Дело в том, что все формы и типы баллад, известные ныне образовались не сразу. Они это плоды беспрерывного развития жанра, которое обогащалось вместе с ходом жизни народа. Баллада постоянно взаимодействовала с другими жанрами. Это и дало ей такую богатую разновидность.
Древнейшие европейские баллады во многом перекликаются с эпизодами различных мифов и легенд. Таким образом, баллада донесла до нашего времени наследие более древних предков.
Вплоть до настоящего времени наиболее распространенным принципом классификации баллад продолжает оставаться классификация по сюжетам, по тематическому принципу. Так, Н. И. Кравцов подразделял славянские баллады на мифические, исторические, социальные и семейно-бытовые, все зависит от характера того или иного конфликта в тексте. Примерно также дело обстоит и с классификацией западноевропейских баллад. Известный исследователь англоязычной народной баллады Г. М. Лоуз, делит все баллады на восемь классов, по тематическому принципу: баллады о сверхъестественном, о трагических ситуациях, о любви, о преступлениях, о шотландской границе, о войне и приключениях, баллады смешанного характера, юмористические баллады и пародии.
Баллада очень разнообразный жанр, поэтому его можно делить на большее количество классов и тематических групп.
Кроме сюжетного сходства нужно искать и другие признаки, характеризующие балладу как жанр. Это исторический принцип. Зная характерные особенности для определенного отрезка времени, можно установить происхождение текста. К примеру, наличие «многообразие кровнородственных и семейных отношений и отношений между молодцем и девушкой» являются характерными признаками для древнего слоя баллад.
Каждое фольклорное произведение это множество вариантов и версий истолкования. Поэтому лишь детальный анализ текста, его формы, содержания, художественного вымысла может давать ученым возможность «давать возраст» произведению.
Иная классификация была выдвинута В. А. Жуковским. Он разделил баллады по времени их создания, это: русские, средневековье, античные. Об античных речь пойдет более подробно.
2 Античные баллады В.А. Жуковского
Баллады Жуковского поддаются систематизации по трем признакам: хронологическому, стилистическому и тематическому, причем эти принципы не всегда совпадают между собой. С хронологической точки зрения можно наметить 3 периода:
Первый период: 1808 1814;
Второй период: 1816 1822;
Третий период: 1828 1832.
Между ними интервалы, перерывы творчества, а также отличия в самом типе переводов. Лишь в первом и втором периодах встречаем оригинальные баллады, в первом наибольшее количество свободных переводов, которые в дальнейшем все больше вытесняются точными. В 1828 1832 годах точные преобладают.
Античные сюжеты фигурируют только в начале и в конце балладного творчества Жуковского. Он погружает читателя глубоко в переживания героев мифов.
Ранние «античные» баллады «Кассандра», «Ивиковы журавли» и «Ахилл», поздние «Торжество победителей», «Поликратов перстень», «Элевзинский праздник».
В поле зрения поэта в таких балладах, как “Ахилл”, “Ивиковы журавли”, и особенно в позднейших “Торжество победителей”, “Жалобы Цереры”, “Элевсинский праздник” лежит глубокое мировоззрение античного человека.
В балладах поэта герой вовсе не слепо покоряется року, он сознательно живет по законам божества. Воссоздавая дух античности, Жуковский превращает античных богов и героев в романтических персонажей. Так, например, в романтическом духе он, вслед за Шиллером, истолковал миф о богине плодородия Церере. На первый план выступают чувства богини, ее переживания.
Важнейшими составляющими этой категории в лирике поэта являются понятия вечности, покоя, смерти, в понимании античного наследия,
Античное восприятие смерти глубоко повлияло на мировосприятие Жуковского. В статье «О меланхолии в жизни и в поэзии» поэт писал: «Меланхолия грустное чувство, объемлющее душу при виде изменяемости благ житейских». Таким чувством была проникнута жизнь языческой древности.
Эти настроения и восприятие времени как рока, приближения смерти как неизбежности и радостного ее восприятия, отразились в одной из ярчайших баллад античного цикла «Ахилл». Тема баллады судьба Ахилла, одного из героев троянской войны. Его трагическая судьба и яркие индивидуальные качества позволили поэтам увидеть в нем романтического персонажа. В "Ахилле" продолжается тема трагической обреченности романтического героя, в психологическом плане, в раздумьях о своей судьбе.
Этот сюжет привлек Жуковского самой темой выбор жизненного пути. Ахилл стоял перед выбором. Прожить не долго, но умереть ярко, как герой или, же прожить долгую тихую жизнь. Герой выбирает первое.
Этот миф стал для Жуковского основой для романтических представлений. Герой, добровольно избравший смерть, сильная личность, которая необходима для романтического произведения.
В. А. Жуковский описывал свою деятельность переводчика так: «Переводчика можно сравнить с должником, который обязывается заплатить если не тою же монетою, то, по крайней мере, ту же сумму». Поэт отдает свой «долг» с процентами. Его переводы иностранных текстов нельзя рассматривать, только как итог переводческой деятельности. Ведь открывая впервые произведение нас, интересует эффект, который произведет текст, а В. А. Жуковскому это удавалось и в переводах. И совершенно неважно, что позволило автору этот прорыв осуществить: жизненное наблюдение по поводу изменений в природе, опыт любовной неудачи или же глубинное понимание чужого текста как “своего».
Заключение
Подводя итоги работы и анализа информации, можно ответить на ряд вопросов, заданных ранее.
Баллада прошла длинный исторический путь, который еще не окончен. Этот жанр всегда взаимодействовал с культурой своего автора, жил проблемами народа. Она вобрала в себя историю многих народов, их традиции, особенности быта и мировоззрения. Баллада является «зеркалом», которое запомнило все, что было в прошлом, как оно есть. Как это видели люди.
К этому жанру обращались представители разных слоев общества. От бедных крестьян, до привилегированной знати. Благодаря этому, историки нашего времени могут судить об условиях жизни в тот или иной отрезок времени абсолютно разных людей.
Автор (или авторы) вкладывали в свои баллады души, и теперь мы можем читать их и понимать, что чувствовал и о чем думал средневековый человек. Фольклорной творчество дает наибольший объем информации об устройстве быта на определенной территории.
Многие ученые и авторы по-своему классифицировали баллады. По тематики, по отношениям персонажей, историческим фактам и другим признакам. Н. И. Кравцов ввел классификацию славянских баллад таким образом: мифические, исторические, социальные и семейно-бытовые. Но эта классификация не оказалась столь удобной, как этого требовалось. Дело в том, что в одной балладе нередко присутствуют два-три класса.
Жуковский поступил проще. Он подразделил баллады на более обширные группы: античные, средневековые (рыцарские), русские (народные).
Сочиненные и переведенные баллады В. А. Жуковским полюбились публике, поэт даже получил прозвище «балладник». Он увидел в античных мифах романтических персонажей, а в отношениях человека и божества сильную духовную связь.
Античная баллада впитала в себя мифы и легенды предков, тем самым сохранив это знание до наших лет. Это уникальный синтез литературы прошлого и настоящего.
Необычность баллады заключает в том, что на первом плане выступают чувства персонажа, его духовные связи. Детального описания внешности в таких текстах нет.
Список использованной литературы
5) «Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2008.
6) Литературная энциклопедия терминов и понятий/Под ред. Нилюкина Н.А. М., 2007
7) «Мифологическая символика слов и образов» А. Рогалев - Москва «Литература в школе №8», 2009
8) Тьеро Ж. История народной песни во Франции. М., 2007
9) Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб 2010
Интернет источники
1) Текст Жуковского В. А. «Ахилл» http://feb-web.ru/