У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

накопление социальнопсихологических знаний в сфере философии и общей психологии;2 выделение описательной

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024

Вопрос 2.предмет и задания соц.психологии.

1 Предмет социальной психологии. 
В процессе уточнения предмета социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:
1) накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии;
2) выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания;
3) оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами.
Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились на свет работы В. Мак-Даугалла и Э. Росса, в названия которых был включен термин «социальная психология»2.
Процесс формулирования предмета социальной психологии можно рассматривать не только в хронологическом, но и в концептуальном, а точнее, в хронолого-концептуальном плане. Такой подход целесообразнее, так как позволяет рассмотреть процесс шлифовки предмета науки и во времени, и в рамках различных научных школ.
В отечественной социальной психологии можно выделить несколько этапов, которые связаны с дискуссией о ее предмете. Нaиболее остро эта дискуссия происходила в 20-е годы. В результате сформировалось псевдонаучное понимание социальной психологии. 
На судьбу отечественной социальной психологии повлияла точка зрения основателя и директора психологического института Г. И. Челпанова, предложившего разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. 
Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология обязана оставаться эмпирической. Не отрицая значения марксизма для социальной психологии, тем не менее, нельзя его фетишизировать. В эти годы свое понимание предмета социальной психологии высказали представители коллективной реактологии и рефлекcологии. 
В 50-60-е годы вновь была развернута дискуссия о предмете социальной психологии. 
Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни. Активное обратное воздействие на ход объективных процессов должно быть особенно детально исследовано в современных условиях, когда психологический, «человеческий» фактор приобретает столь значительную роль. Механизмы конкретного взаимодействия общества и личности в этих условиях должны быть исследованы не только на социологическом, но и на социально-психологическом уровне.
Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были оставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей, как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в oбщей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью» и позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве «буржуазной науки»3. Таким образом, были созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только необходимым, но и возможным.
По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Представители первого понимали под социальной психoлогией науку о «массовидных явлениях психики». 
Сторонники второго подхода видели в качестве основного ее предмета личность, а третьи пытались синтезировать два предыдущих, т. е. социальная психология рассматривалась ими как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе.
Затрудняло определение предмета социальной психологии и то обстоятельство, что она долгое время развивалась как описательная наука, в русле житейских представлений. Отсюда вместо четкого понятийного аппарата в социальной психологии сложился терминологический конгломерат на основе некритического заимствования из социологии, общей психологии и других наук. Все это затуманивает вопрос о предмете социальной психологии. 
Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей — предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в начале главы рабочее определение дaно в рамках данного подхода.
Но согласие в понимании круга задач, решаемых социальной психологией,
еще не означает согласия в понимании ее соотношения с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре пoзиции: 

1социальная психология есть часть социологии; 2социальная психология есть часть психологии;3социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: 
а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; 
б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии4.Однако главная трудность связана с неоднозначным пониманием парадигмы, единицы анализа.
В психологии под единицей анализа подразумевается универсальное понятие, общая составляющая различных психических процессов. 
В общей психологии за единицу анализа берутся ощущение, образ и т. д. В социальной психологии к единице анализа относят различные явления. Одни ученые считают, что это совместная деятельность, другие - общение, третьи - личность и т. п.
Однако, как отмечалось выше, универсальным понятием считается «взаимодействие», в результате которого и образуются социально-психологические явления. По существу, они есть эффекты взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.
По существу, это интеракционистский подход к объяснению социально-психологических явлений. С точки зрения социального психоанализа или когнитивной психологии природа последних выглядит несколько иначе. 
Социально – психологические явления нельзя представить без учета
«коллективного бессознательного» и т. д. Тем не менее роль взaимодействия в ихпроисхождении трудно переоценить.5Социально – психологические явления - это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и oбщностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Социально-психологические явления находят свое отражение в соответствующем понятийном аппарате, тезаурусе. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. По содержанию они делятся на нормальные и деформированные. 
Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей. Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии. В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные; групповые; межгрупповые; массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социально-психологические явления.По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные, динамико-статичные и статичные. Обычно в динамике и статике рассматривались только групповые явления. Эта традиция восходит к школе «групповой динамики» К. Левина. Между тем тaкие явления наблюдаются не только в рамках малых групп6.Социальная психология имеет право называться наукой в том случае, если она обладает возможностью освещения закономерностей вoзникновения, развития и проявления социально-психологических явлений.Один из недостатков социальной психологии в том,что она пытается определить закономерности социально-психологических явлений независимо от уровня, сферы и условий их возникновения и проявления. Так, долго не учитывалось, что формирование общественного мнения в нормальных условиях подчиняется одним закономерностям, а в экстремальных - совершенно другим.В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые, а также стихийно возникающие и распространяющиеся. К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:
1) подражание - следование какому-либо примеру, образу;
2) внушение - процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;
3) заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;
4) убеждение - метод воздействия на сознание личности;
5) идентификацию - процесс объединения или, точнее, отождествления (приложение А).
Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Таким образом, предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии - ее теoретической области. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.
Относительная граница же сoциальной психологии с общей психологией
затрагивает проблемы детерминации и проявления индивидуально-психологических качеств личности в условиях ее действия в реальных социальных группах.
Обозначение границ, исследуемых социальной психологией, проблем позволяет выделить отдельные стороны предмета данной науки. Ими являются:
1) социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности и общения людей, особенности обмена информацией, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях взаимодействия. Под общением понимается обмен информацией между людьми, их взаимодействие.
Для социально-психологического подхода, в отличие от общепсихологического, характерно отчетливое понимание обусловленности поведения человека, его личностных характеристик конкретной ситуацией взаимодействия: ролями, которые исполняют участники, нормами общения и деятельности, социокультурным, историческим фоном, и даже пространственно-временными параметрам. Важнейшими социально-психологическими механизмами возникновения социальности, то есть свойств общности, и взаимопонимания людей являются процессы подражания, внушения, заражения, убеждения;
2) закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой;Это – так называемые «массовидные» социально-психологические явления, то есть психические явления, возникающие в сфере общественной психологии как составной части общественного сознания, а также специфические характеристики каждой из больших социальных групп. К ним относятся, нaпример, классовые и этнопсихологические особенности, нравы, обычаи и привычки различных больших социальных. Особый интерес представляют особенности поведения толпы и неорганизованной массы людей. Соответственно, рaзличаются отдельные предметные области социальной психологии: этнопсихология, психология классов и социальных слоев, психология профессиональных групп, а также – психология политики, религии, искусства и других форм общественного сознания.Можно сказать, что социальную психологию интересует то, каким образом в межличностных отношениях людей проявляются отношения общественные и наоборот – как психология людей влияет на общественную жизнь: экономику, политику, межнациональные отношения, искусство и т. д;3) групповые социально-психологические явления. При этом интерес социально-психологического исследования малой группы составляют процессы группообразования, групповой динамики и структуры, образования целей, межличностных отношений, ролей, процессы лидерства и руководства в малой группе;4) социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения.Предметом социально-психологического анализа при этом становятся структура мотивации социального поведения, социальных установок и ценностных ориентаций личности, действие психологических защитных механизмов в процессе общения. Понимание личности в социальной психологии предполагает рассмотрение человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Это системное качество индивида, определяемое его включенностью в совместную деятельность и общение. Особый интерес представляют относительно устойчивые и ситуативные социально-психологические характеристики личности – ее социально-типичные и индивидуально-своеобразные особенности, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, – стили общения и различных фoрм социальной деятельности или ролевого поведения.Таким образом, предмет социальной психологии – этo структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, возникающих в процессе общественного взаимодействия, то есть в ситуациях общения и совместной деятельности людей, а также обоснованные способы управления этими явлениями. Эти явления, в форме социально-психологических процессов, состояний и свойств больших и малых групп, а также отдельной личности побуждают, регулируют и отражают социальное взаимодействие.
2 Задачи социальной психологии
Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность в социальную и политическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем сoциальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. 
Основными задачами социальной психологии являются:
- исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности (проблемы социальной установки, социализации и т.п.);
- выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития;
- разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями;
- непосредственное применение методов социально-психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем. 
Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии – участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции.
Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решаемых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешенные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства. Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого сoгласия вполне
достаточна, чтобы проводить исследования.Вместе с тем остается несомненным, что не все точки над «и» поставлены. Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные пcихологии: одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая – преимущественно с «психологической» проблематикой. В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран.Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложению известного социального психолога Т. Ньюкома7 в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-социологом, второй половине во втором семестре – лектором-психологом. После окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам. Изданный в США в 1985 г. учебник К. Стефан и В. Стефан так и называется «Две социальные психологии».Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью ее положения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и пoлитическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики бoльших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние конкретных социальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Отсюда возникают, по крайней мере, две задачи для исследователей.
Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой. Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и еcть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции. Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, oно диктует ей проблемы. Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем. «Академизм»8 и «профессионализм» в социальной психологии должны органически включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущности социальной «ангажированности» этой научной дисциплины.
В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний.Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность – все это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства.Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям – все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Метoдологический принцип включения именно содержательного рассмотрения сoциально-психологических проблем продиктован, в том числе и общественными потребностями.Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов)9, психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога – уметь выявить эти проблемы.Кроме задач общетеоретического плана общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи. Прикладные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика.Логика предлагаемого курса должна охватить и эти проблемы прикладного знания.10 В целом же она преследует цель – дать систематическое изложение всех основных проблем социальной психологии, причем в строгой последовательности, так, чтобы порядок следования тем отражал некоторые фундаментальные методологические принципы анализа. Весь курс включает пять больших разделов:
- введение, где даются характеристика предмета социальной психологии, история развития основных идей, методологические принципы;
- закономерности общения и взаимодействия, где раскрывается связь между межличностными и общественными отношениями, а общение рассматривается как их реальное проявление, где исследуются cтруктура и функции общения, а такжеего механизмы;
- социальная психология групп, где дaется классификация групп (больших и
малых) и выявляются особенности общения в реальных социальных группах, а
также вопросы о внутренней динамике групп и их развитии;
- социальная психология личности, где рассматривается, каким образом общие механизмы общения и взаимодействия, специфически проявляющиеся в различных социальных группах, «задают» личность в определенном социальном контексте и, с другой стороны, каковы формы активности личности в дальнейшем развитии общественных отношений;
- практические приложения социальной психологии, где анализируются специфика прикладного исследования, реальные возможности социальной психологии в формулировании практических рекомендаций, кратко характеризуются те сферы, где прикладные исследования наиболее развиты, а также описываются основные формы и способы социально-психологического воздействия.
Вопрос3.история формирования социально-психологических идей кратко

История социально-психологической науки гораздо моложе истории социально-психологических идей, воплощение которых можно найти в способах и методах регулирования человеческого общения и взаимодействия в разные времена и у разных народов.Предыстория социальной психологии в Европе прослеживается еще со времен античности. В философском наследии создателя идеалистической философии Платона, социальное представлено сквозь призму человеческой физиологической природы: разделение людей на "философов", "воинов" и "ремесленников" было приведено им в соответствии с возможным преобладанием функционирования в организме человека мозга, сердца или желудка соответственно. Это разделение Платон считал актуальным как с точки зрения общественного предназначения человека, так и с точки зрения его благополучной индивидуальной судьбы. Государственное устройство было представлено Платоном как некий абсолют, установленный для всех людей и существующий неизменно при всех условиях (идеалом общественного устройства по Платону было государство аристократии).Ученик Платона Аристотель углубил социальное понимание человека, представив его как "социальное животное". В качестве обоснования своей позиции Аристотель привел такие аргументы: вне воздействия со стороны внешнего мира человек не может развиваться нормально и социальное окружение всецело определяет уровень развития каждого человека.Помимо Платона и Аристотеля многие античные философы высказывали социально-психологические идеи. Они касались, прежде всего, представлений об идеальной личности, идеальном образе жизни, особенностях взаимовлияний людей в обществе. Многие из этих идей послужили основой для разработки социально-психологических концепций в более поздние времена.История социально-психологических идей традиционно рассматривается с открытия философской полемики в европейском средневековье по вопросам: "Какова должна быть сущность человека?" и "Является ли человек по природе своей хорошим или плохим?". В этой полемике приняли участие многие знаменитые философы и влиятельные общественные деятели того времени. Особенно яркие представления о человеческой социальной природе были даны Н. Макиавелли (1469–1527, Италия), Т. Гоббсом (1588–1679, Англия), И. Бентамом (1748–1832, Англия), А. Смитом (1723–1790, Англия), О. Контом (1798–1857, Франция).Николо Макиавелли считал человека по природе не только порочным, но и не способным избавиться от врожденных склонностей к обману, воровству, убийству. Общество он считал аморальным по сути, при этом власть он рассматривал как абсолютную ценность, способную противостоять общественным порокам сообразно лозунгу: "Цель оправдывает средства". Добродетельным Макиавелли признавал только то поведение, которое направлено на обеспечение и увеличение индивидуальной власти. Трактат Макиавелли "Государь" содержит множество советов по управлению обществом (в большинстве своем это советы по манипулированию людьми).Томас Гоббс считал, что в силу своей природы люди имеют тенденцию к враждебности друг к другу, при этом естественным поведением можно назвать "борьбу всех против всех". Противодействием такому поведению Гоббс считал развитие супергосударства, которое могло бы предотвратить уничтожение людьми друг друга (метафорический образ Левиафана). Вне упорядоченного общества, считал Гоббс, человек обречен на жизнь "одинокую, жалкую, опасную, тупую и короткую". В вопросах морали Гоббс полностью поддерживал Макиавелли.В XVIII веке идеи Макиавелли и Гоббса получили широкое распространение, однако у них нашлись не только продолжатели, но и критики. Верой в естественную доброту человека были проникнуты идеи Ж.-Ж. Руссо (1712–1778, Франция), И. Канта (1724–1804, Кёнигсберг), Д. Дидро (1713–1784, Франция). Последователи Гоббса называли их романтиками, полагая свой собственный взгляд на социальную природу человека реалистическим. Но романтики в целом и не отрицали порочности людей, но при этом были уверены в том, что их "портит общество".Широко известный в свое время философ Иеремия Бентам не просто высказался в поддержку Гоббса, но представил свое понимание возможного "исправления" человека. Развитие им социально-психологических идей заключалось в том, что он ввел в качестве главного принципа оценки поведения человека принцип полезности. Это означало, что частные интересы могут стать средством достижения "наибольшего счастья для наибольшего числа людей". Общественные интересы должны были стать выражением частных интересов.Известный своими фундаментальными экономическими идеями современник Бентама Адам Смит принцип "личной выгоды" определил неизменной первопричиной социального поведения. Благосостояние и благополучие общества, полагал он, должно строиться на основе свободных действий граждан в рамках собственных интересов в некоторой экономической области. Так Смит, будучи теоретиком свободной экономики, стал продолжателем обоснования некоего "рационального" поведения человека в обществе, укорененного в социально-психологи-ческом мотиве, выражающегося в "стремлении к своей собственной экономической выгоде" любого гражданина. Смит считал основой благополучия государства только свободный рынок, основанный на конкуренции производителей; а крепкую связь "спроса и предложения" предложил считать благом общества, которое таким экономическим образом будет самоустраиваться и постепенно превращаться, ведомое интересами своих членов, в идеальное.Так постепенно, в полемических рассуждениях, складывались в Европе некие разрозненные представления об особенностях общественной природы человека. И только Огюст Конт дал первое систематическое изложение разнообразия представлений о социальной природе человека. Его работы стали истинной вехой в будущем становлении социологии и социальной психологии.В работе "Системы позитивной политики" Конт заявил о намерение построить "систему позитивной морали", которая по его замыслу должна иметь вид социально-психологической дисциплины. Он провозгласил следующие аксиомы: 1) психика человека может развиваться только в обществе и сам человек может рассматриваться только исходя из своего социального окружения; 2) одновременно, каждый человек имеет возможность влиять на общество; 3) оба процесса могут протекать параллельно, изучать же их лучше всего с помощью законов естественного мира (так возникло эмпирическое направление в социальных науках).Далее социально-психологическая проблематика развивалась до своего оформления в самостоятельную науку отдельными особыми путями в историко-эволюционной социологии и психологии в идеях Ч. Дарвина (1809–1882, Англия), Г. Спенсера (1820–1903, Англия), З. Фрейда (1856–1939, Австрия).Естествоиспытатель и создатель биологической теории естественного отбора Чарльз Дарвин считал, что в человеческой борьбе за существование действуют не только законы выживания наиболее приспособленного к внешней среде организма, но также нравственные и социальные закономерности человеческой природы. Однако многие социальные последователи Дарвина использовали его теорию эволюции органического мира в доктринах, которые делают акцент на принципе "борьбы за существование" в объяснении закономерного присутствия межличностных и межгрупповых конфликтов в обществе. Так оформился и продолжает свое развитие "социальный дарвинизм" как способ объяснения многих социально-психологических явлений.Идеи социального дарвинизма развивали многие авторы во Франции, Англии, США. Ярким и последовательным сторонником социального дарвинизма считается английский философ и социолог Герберт Спенсер. Он использовал идеи Ч.Дарвина для доказательства закономерности существования превосходства одних социальных групп над другими. Это оказало поддержку политике колониализма, привело к оправданию агрессии в отношении "эволюционно более низких" обществ, групп и слоев населения. Сквозь многие различия в разнообразных концепциях социального дарвинизма всегда просматривается одна и та же идея: "биологические различия доминируют над социальными различиями"; а рассовые, этнические, классовые различия людей обусловлены эволюционными процессами естественного отбора. Социально-психологические образы постепенно стали предметом рассмотрения не только в философии, обществоведении и политике. Они появились в психопатологической и неврологической профессиональных сферах. В знаменитой теории Зигмунда Фрейда они были представлены своеобразно. Вопреки тем, кто считал человеческие инстинкты основой социальности, он человеческие инстинкты и социальность противопоставил, акцентируя их конфликтное взаимодействие. В целом негативно оценивая человеческую природу как "раздираемую" противоречивыми инстинктами влечения к жизни (Эросом) и влечения к смерти (Танатосом), З.Фрейд также негативно определял и общественную функцию по отношению к отдельному человеку. Он считал, что общество мешает проявлению естественных инстинктивных импульсов человека и тем самым выступает по отношению к человеку как враждебная сила. Ограничение агрессивных и сексуальных проявлений у людей, по мнению Фрейда, вызывает патологическую характерологию. Групповые процессы в обществе Фрейд связывал с идентификацией и сублимацией; групповая стабильность и социально приемлемая активность членов группы возможна, по Фрейду, только в рамках инвертированного "Эдипова комплекса", когда лидер группы воспринимается как отец, а враждебные чувства обращаются в необходимость и возможность подчинения руководству. Несмотря на столь сложную трактовку общественных связей, Фрейд считал необходимым для общества современной цивилизации сдерживать и регулировать человеческую агрессивность. До сих пор социально-психологические идеи З. Фрейда находят свое применение в объяснении многих социально-психологических феноменов. В западной социальной психологии фрейдизм считается одной из главных философских основ современного обществознания.Период выделения социальной психологии в самостоятельную науку начинается с середины XIXвека. К этому времени относятся три важных момента: 1) оформление запросов на социально-психологические исследования от смежных наук, например, от языкознания, антропологии, этнографии, археологии; 2) выделение предметных областей социологии и психологии, качественное исследование которых невозможно было вне совместного социально-психологического рассмотрения (появление психологического направления исследований в социологии и социологического направления – в психологии); 3) появление первых самостоятельных работ по социально-психологической тематике.К осознанию особой социально-психологической предметности ближе всех в то время подошли психолог И. Гербард (1776–1841, Германия), социолог Г. Тард (1843–1904, Франция), социологи Д. Уорд (1843–1925, Англия) и Ф. Гиддингс. Их усилия были направлены на рассмотрение социальных фактов сквозь призму индивидуального сознания, что было связано с тенденциями углубленного трактования общественной жизни и попытками сведения некоторых законов социальности к законам "коллективной психики". В то же время появляются теоретические работы (выстроенные в духе классического философского размышления), которые представили  социально-психологические исследовательские интересы в рамках германской школы "Психология народов" (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), итало-французской школы "Психология масс" (Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон), англо-американского исследовательского направления "Теория инстинктов социального поведения" (В. Макдугалл).Идейным основанием "психологии народов" считается идея Гегеля о "мировом духе", который по его представлениям направляет развитие цивилизации и общества в соответствии с диалектической логикой. В рамках этого представления оформилась концепция философа М. Лацаруса (1824–1903) и языковеда Г. Штейнталя (1823–1899); под их руководством в Берлине втечение 30 лет выходил "Журнал психологии народов и языкознания"; ученые исследовали нечто, что назвали "духом народа", который они противопоставляли "духу" отдельного человека. Они предполагали найти законы, которые проявляются всюду, где "массы живут и действуют как единое целое".Духовная деятельность народа, нации интересовала и "отца" психологии В. Вундта (1832–1920). Он уделил этому вопросу много времени: после периода сильного увлечения психофизиологией, в период с 1900 по 1920 год он написал 10 томов с общим названием "Психология народов", где рассматривал "те психические продукты, которые создаются вследствие общественного характера человеческой жизни и поэтому объяснимы только исходя из индивидуального сознания"; такими продуктами Вундт считал языки, мифы, обычаи, именно их он предлагал в качестве объектов исследования для понимания социальности конкретного общества.Французский вариант в первых работах по социальной психологии – "психология масс" – принял в качестве опоры концепцию подражания Г. Тарда, который считал, что в социальных феноменах преобладает аффективный элемент, относящийся к психологической иррациональности. Итальянский юрист С. Сигеле (1868–1913) и французский социолог Г. Лебон (1841–1931) занялись с этих позиций изучением социальных страт, используя каждый свой материал: первого интересовали уголовные дела, второй исследовал элитарные общественные слои. Вместе они пришли к сходным выводам: 1) скопления людей (массы) всегда сокращают или даже устраняют способность отдельного человека к наблюдению и самонаблюдению, что приводит к обезличиванию и господству импульсивных, инстинктивных реакций при неизбежном торможении интеллектуальных процессов; 2) "неупорядоченные и хаотичные" массы нуждаются в "вожде", который мог бы ими управлять, для чего и предназначена общественная элита.Еще одна самостоятельная социально-психологическая концепция, известная под названием "теория инстинктов социального поведения", сформулирована в 1908 году английским психологом В. Макдугаллом (1871–1938). Согласно этой теории причиной социального поведения считаются врожденные человеческие инстинкты, которые предопределены принципом "стремления к цели" (так называемый "гормический" принцип, от греч. "горме" – стремление, желание, порыв). По мнению автора теории, у взрослого человека возникает "репертуар инстинктов", развивающийся в результате определенной психофизиологической предрасположенности и напрямую связывающий сознательную часть психики с бессознательной.Каждая теоретическая разработка внесла свой существенный вклад в оформление будущей науки тем, что создала проблемные ориентиры, которые затем осмысливались несколькими поколениями исследователей, принимались или отбрасывались, а некоторые из них до сих пор теоретически и практически актуальны. Множество появившихся в то время социально-психологических теорий и концепций выделили и помогли осознать научному сообществу главную проблему – проблему "движущих сил социального поведения".Важной вехой выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину было появление первых учебников: "Введение в социальную психологию" В. Макдугалла и "Социальная психология" Э. Росса. Еще одним крупным событием в жизни новой дисциплины стало появление работы известных социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке", посвященной проблемам психологической адаптации. Она изучалась с точки зрения изменения социальных установок, а также влияния группы на индивидуальное поведение.Современная социальная психология базируется на двух исследовательских традициях: американской и европейской. Американское направление предпочтительно разрабатывает прикладную сферу, опираясь в большей степени на теорию "установок" (шкала социальной дистанции Э. Богардуса, шкала "равных интервалов" Л. Терстоуна, шкала для измерения динамики межличностных отношений в группе Я. Морено) и теорию "поля" К. Левина. Сильно продвинулись американские социально-психологи-ческие исследования в годы Второй мировой войны, изучая армейскую тематику (лидерство в войсках, моральное состояние войск, природу паники, отношения в военных объединениях и т.п.). В 1936 г. было организовано американское "Общество психологического исследования социальных проблем", которое успешно работает и в настоящее время. Оно насчитывает в своих рядах более 3 тыс. известных социальных психологов. Они занимаются приоритетными экспериментальными исследованиями практически во всех общественных отраслях. Социально-психологическая исследовательская проблематика в европейской психологической науке не получила столь мощной общественной поддержки и развивалась преимущественно в теоретическом направлении (Ф. Барлет, Ж. Пиаже) до 60-х гг. XX века. Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии была основана в 1966 г.; направленность работ ее членов традиционно рассматривается в теоретической и методологической сферах, которые призваны к осмысливанию накопленного в больших количествах эмпирических данных на двух континентахРоссийская социально-психологическая проблематика тоже практически сразу получила свое развитие; основоположником этого направления в отечественной научной среде считают социолога и представителя идеологического движения "народничества" Н.К. Михайловского (1842–1904). В попытке осмысления психологических особенностей народных масс в связи с революционными настроениями в России, он впервые обощил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопленный в русской социологии, а также в художественной литературе и публицистике. Созданная в результате этой работы концепция "героев и толпы" имела широкий общественный резонанс. Определение "общественной психологии" как конкретно-исторического и классового явления было дано известным революционером, теоретиком социал-демократического движения Г.В. Плехановым (1856–1918). Он показал место и роль общественной психологии в социальной структуре общества; в своем обосновании он исходил из материалистического принципа "социальной обусловленности общественного сознания".После установления советской власти в 1917 г. марксизм становится единственным методологическим основанием отечественной психологической науки. Несмотря на это, отечественные ученые работают в русле создания целостной системы социально-психологических взглядов. Особое значение для этой работы имеют труды В.М. Бехтерева (1857–1927) (работа "Коллективная рефлексология"), который совместно с Н.Н. Ланге (1858–1921) первым в отечественной социальной психологии обратился к эксперименту в исследованиях влияния группы на индивида в условиях групповой работы. Ученые получили интересные и неоднозначные выводы, которые выявили половые, возрастные и образовательные различия. Эта работа стала важной вехой в развитии социальной психологии как самостоятельной науки. Особое значение для становления отечественной социальной психологии имела, созданная в 30-х гг. XXвека и широко известная в настоящее время концепция "Культурно-исторического развития психики" Л.С. Выготского (1896–1934), который предположил, что именно с культурными моделями связаны формы поведения, и именно культура видоизменяет "деятельность высших психических функций".Очевидные успехи русской науки не смогли оказать влияние на закономерный ход исторических процессов в резко изменившемся в начале XX века русского общества. Практически сразу после революции открывается полемика о предмете социальной психологии; речь идет прежде всего о том, останется ли социально-психологическая проблематика в ведомстве психологии или она естественным образом перейдет в ресурс марксистско-ленинского обществоведения. Полемика привела к тому, что вплоть до конца 50-х гг. XX века социальная проблематика как отдельное явление не рассматривалась. Исследования в ее предметной сфере проводились чаще всего в рамках педагогической науки (исследования детских коллективов) и в рамках обществоведческой сферы по проблемам психологии труда, организации и управления.Возрождение отечественной социально-психологической мысли начинается с вновь открытой полемики о предмете социальной психологии; известные ученые-психологи Б.Г. Ананьев (1907–1972), А.Г. Ковалев, Б.Д. Парыгин выступили с критикой общественного нигилизма по отношению к социальной психологии. С конца 60-х – начала 70-х гг. XX века социально-психологическая проблематика начинает утвержаться в ряду приоритетных исследовательских областей психологической науки; в 1968 г. открывается кафедра социальной психологии в Ленинградском государственном университете, в 1972 г. такое же событие произошло и в Московском государственном университете.

Вопрос 1

Структура социальной психологии может быть представлена по-разному. Советский социальный психолог ^ А.Г. Ковалев предлагает такую систему:
— группа психических свойств, которые представляют мотивы массового поведения: социальные потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы;
— группа психических явлений — процессов: социальное восприятие, память, мышление, эмоции, воля;
— группа социальных состояний, отражающих относительно устойчивую активность социально-психологических явлений — позитивных и негативных;
— группа социальных традиций, нравов, обычаев, знаний и навыков, обусловливающих определенную деятельность.
Точка зрения другого отечественного психолога ^ В.В. Ермолина на структуру социальной психологии:
— группа социально-психологических свойств, мобилизующих людей: потребности, интересы, цели, воля;
— группа социально-психологических состояний, проявляющихся в эмоциональных отношениях: чувства, эмоции, страсти, настроения, мнения, предрассудки, иллюзии;
— группа устойчивых социально-психологических форм и продуктов человеческой деятельности, закрепленных в человеческом поведении;
— группа социально-психологических процессов, происходящих в непосредственном общении людей: внушение, убеждение, подражание.

Функции социальной психологии.
1) Аксиологическая функция. Способствует формированию социальных ценностей и приоритетов в жизнедеятельности людей.
2) Методологическая функция. Связана с определением объекта и предмета социальной психологии.
3) Мировоззренческая функция. Синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей.
4) Прогностическая функция. Раскрывает динамику развития социальной психологии на ближайшую и отдаленную перспективу.
5) Регулятивная функция. Показывает, как и какое воздействие социально-психологические явления оказывают на развитие и функционирование других экономических феноменов.
6) Теоретико-познавательная функция. Состоит в изучении общественно-психологических закономерностей социальных процессов.
 Другие функции:
1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;
2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;
3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;
4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;
6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций. 
5. Взаимоотношение социальной психологии с другими наукамиВзаимосвязь социальной психологии с другими научными дисциплинами обусловлена двумя обстоятельствами. Первое – это логика развития науки вообще через дифференциацию отдельных ее отраслей. При этом каждая из отраслей научного знания отражала специфику “своего” видения и объяснения окружающего мира. Второе – это все возрастающая потребность общества в необходимости использования интегрированного знания многих отраслей науки. Таким образом, теснота связи социальной психологии с другими науками может быть прослежена с учетом таких аспектов, как: 
1) наличие общего объекта исследования;
2) использование общих методов в решении теоретических и практических задач;
3) взаимное использование некоторых объяснительных принципов в понимании природы социально-психологических явлений;
4) привлечение фактов, “добытых” другими научными дисциплинами, которые помогают глубже понять факторы и специфику развития и проявлений социальной психологии человека.
Социальная психология связана со многими науками: с общей психологией, с возрастной и педагогической психологией. Наиболее близкими являются социология и общая психология. Социальная психология изучает такие психологические образования, как социальные потребности и интересы, самосознание и сознание, общественное мнение, умонастроения, внушение, подражание и т.д. Эти образования находятся на границе социологии и общей психологии. Социологов интересует природа и характер общественных, групповых и индивидуальных интересов, норм и ценностей. А социальных психологов - конкретные механизмы формирования таких норм и ценностей с учетом микро- и макросреды, в которой живет человек.
Взаимосвязь социальной психологии и истории имеет место тогда, когда каждая из них обращается к другой для решения собственных проблем с целью использования ее данных. Анализ истории для человека есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии его поведения и отношений с другими людьми. Эти отношения складывались веками. Религиозные верования, обычаи, ритуалы, философские учения есть продукт их длительного развития. Историка, например, может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт. Историк может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа, воспользовавшись методами социальной психологии для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события. Психолог может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.В работах выдающихся психологов и историков мы находим интереснейшие примеры взаимовлияния общественной психологии на действия и поступки отдельных людей и наоборот. В них показано, что историческая психология людей тесным образом связана с культурными и социально-экономическими достижениями того общества, в котором они живут. Установлена, например, определенная зависимость между диктаторскими режимами, существовавшими в различные времена, и психологическими особенностями людей, живших в условиях этих режимов, между социально-экономическими достижениями страны и силой мотивации достижения у людей, представляющих данную страну. В реальном межгосударственном сосуществовании народов в ходе исторического развития формировались, так называемые этнические стереотипы, выступающие сегодня в качестве относительно устойчивых представлений о моральных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.
Социальная психология и философия. К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы социальной психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественно-научных методов. Во многом они решаются философско-умозрительно. Да и сам человек не есть полностью биологическое существо; он обитает между природой и обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальностям. По этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только методами какой-либо одной науки.Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для социальной психологии, и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые, тем не менее, приходится решать.К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, влияние общества на личность и личности на общество, методологические проблемы cоциальной психологии и ряд других.Социальная психология и социология. Социология и социальная психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных – анкетированием и опросом. Например, социометрия, возникшая первоначально как психологическая теория общества (Дж. Морено) применяется одновременно и как социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. Разработанная преимущественно социологами теория социального научения принята в социальной психологии. Данная теория утверждает, что поведение человека есть результат его общения, взаимодействия и совместной деятельности с разными людьми в различных социальных ситуациях, есть результат подражания, наблюдения за другими людьми, обучения и воспитания на их примерах. Любые формы общественного поведения человека, даже если в их основе лежат известные генетические факторы, преобразуются в результате применения к человеку системы разнообразных социально-культурных поощрений и наказаний. Напротив, предложенные психологами теории личности и малой группы находят применение в социологических исследованиях. И если социологи пользуются психологическими данными преимущественно при решении проблем, касающихся общества в целом; то психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе. При этом одним из наиболее важных объектов изучения, своеобразной “сферой интересов” социальных психологов является не общество в целом, а малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.Есть немало проблем, которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это – проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всем этим в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследования существует и в социологии.Социальная психология и педагогика. Практически любой из вопросов обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов и без их скоординированной работы не может быть успешно решен. Социально ориентированная педагогика неизменно пользуется данными социальной психологии, помогающей правильно решать вопросы организации эффективного учебного взаимодействия обучаемых и преподавателей, учитывать социально-психологические явления и процессы, происходящие в педагогических и учебных коллективах.Социальная психология тесно взаимодействует с биологией, которая изучает природу человека, животных, растений. Так, как человек тесно связан с животным миром и, как утверждают эволюционные психологи, произошел из него, социальная психология имеет общие точки соприкосновения с биологией, физиологией, анатомией.




1. Тема- Особенности психических функций человека Специальность ~ 051301 Общая медицина Дисциплина- Физ
2. Я езжу на ней почти каждый день и уже проехал сотни километров
3. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ з курсу ldquo;ЕКОЛОГІЯ ЗА ПРОФЕСІЙНИМ СПРЯМУВАННЯМldquo; для студентів напряму підг.
4. Учет влияния инфляции неопределенности и риска при оценке эффективности инвестиций Инфляция повышени
5. Буддизм ~ это религиознофилософское учение возникшее около IV в
6. Тюменский государственный Проректор по УР
7. Воображение Воображение ~ психический процесс создания образа предмета ситуации путем перестройки име
8. Уральский Государственный Экономический Университет УТВЕРЖДАЮ- Проректор по учебной работе
9. Стивен Гейлс
10. остеосинтез Существуют различные классификации остеосинтеза
11. Гражданское право общая часть Составил - доцент С
12. Безопасность жизнедеятельности (Безпека життєдіяльності)
13. греч. Лицей или перипатетическую школу.
14. Общие черты географ
15. WORLDTEM на летний сезон 2014 года
16. демократического движения в Украине Формирование национальных общественных организаций и объединени
17. Гражданскому праву для дневного отделения 2012 ~ 2013 гг
18. исследовательской общественной культурнотворческой и спортивной деятельности выплачивается повышенная
19. перстной кишки Определение- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки ЯБ хроническое заболева
20. Мескаль - общая информация