Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Методологические проблемы современного дизайна на основе вопросов по курсу Теория и методология дизайна

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Вопросы по курсу «Методологические проблемы современного дизайна  на основе вопросов по курсу «Теория и методология дизайна», « история искусства» и «история специальности»

  1.  Примитивные культуры как историческая форма развития, становления и актуализации человека в природе.

Функциональная антропология и становления материально-духовной культуры первобытного общества. Мифологическая картина мира, особенности познания окружающей среды, отношение к вещи, времени, понимание пространства, синкретичный тип мышления. Защитные функции искусственных систем, адаптационные требования к предметному миру. Формирование устойчивых форм и принципов деятельности человека по преобразованию природных систем.

Литература:

  1.  Глазычев В.А. О дизайне: Очерки теории и критики дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.-192 с.
  2.  Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А. Ковешникова. –– 2-е изд. стереотипное. –– М.: Изд-во «Омега-Л», 2006. –– 224 с.
  3.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.

  1.  Роль Древнего Египта в формировании материально-художественной культуры человека.

Предметно-преобразующая деятельность человека в культурах организованного землепользования. Пространство, время и материал в архаичной культурной традиции. Рост сложности искусственных систем и их инструментальная функция. Формирование изобразительного канона, основных принципов функционального пространства и первых инструментов и механизмов.

Литература:

  1.  Глазычев В.А. О дизайне: Очерки теории и критики дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.-192 с.
  2.  Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А. Ковешникова. –– 2-е изд. стереотипное. –– М.: Изд-во «Омега-Л», 2006. –– 224 с.
  3.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.

  1.  Взаимодействие художественной формы и конструкции в предметном мире Древней Греции.

Диалектические формы понятийно-логического и художественно-эстетического понимания мира. Интегративное отношение к миру, вещи, времени. Особенности понимание категорий пространства и времени. Законы перспективы, ансамбль и скульптура, пропорции и тектоника. Мифотворчество и новые изобретения.

Литература:

  1.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  2.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.

  1.  Зарождение принципов функциональной организации предметной среды в материально-художественной культуре Античности.

Сравнительный анализ картин мира, особенностей познания окружающей среды, отношения к вещи, времени, понимание пространства в культурах Древней Греции и императорского Рима. Развитие коммуникаций. Влияние математических законов на принципы формообразования. Роль гуманитарных наук и технических достижений в культуре эллинского и латинского мира.

Литература:

  1.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  2.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.

  1.  Изменения в технологии и принципах формообразования предметного мира во времена Средневековья.

Религиозно-сакральный дискурс Средневековья. Тип культуры, картина мира, особенности материально-духовного производства и общественного потребления. Анонимность художественного творчества, расширение кустарного производства и специализаций в ремесленной деятельности. Исторические предпосылки становления цеховых форм производства. Развитие ремесленных технологий.

Литература:

  1.  Глазычев В.А. О дизайне: Очерки теории и критики дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.-192 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.

  1.  Средневековье: религиозная картина мира и ремесленный период в развитии производства предметных условий жизнедеятельности людей.

Отношение к вещи, формирование отношения к пространству. Трансформация мифологической картины мира в религиозную концепцию. Развитие функциональных аспектов в организации предметных условий средневекового общества. Роль мастеров и цехов в формировании «языка технологии».

Литература:

  1.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.

  1.  Возрождение – новый этап в развитии материально-художественной культуры человечества. 

Антропоцентризм и гуманитарный дискурс в материально-духовной культуре Италии, Франции, Англии. Формирование научной и картины мира. «Ренессансная избыточность» культурных явлений – деятельность титанов Возрождения. Новое отношение к пространству. Роль гуманитарного знания и новых систем записи информации в культуре ренессанса. Первые станки и механические автоматы.

Литература:

  1.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.
  4.  Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. –– М.: М3-Пресс, Изд-во «Социально-политическая мысль», 2005. –– 365 с.

  1.  Декоративные и конструктивные принципы предметного формообразования классицизма.

Роль научных, географических и технических открытий в культуре Нового времени. Развитие мировой системы коммуникаций и торговли. Кризис целостной картины мира. Встреча Запада и Востока. Классицизм в архитектуре и технике. Первые промышленные строения, помещения и станки. Функциональность формы и ее идеологическая роль в общественной жизни. Всемирная выставка в Лондоне и «Хрустальный дворец» Дж. Паксона. Новые материалы и технологии.

Литература:

  1.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.

  1.  Влияние промышленной революции XVIIIXIX  веков на развитие материально-художественной культуры.

Массовые вещи и аксиологический кризис «высокого» искусства. Романтизм и разрушение целостной картины мира. Экономические теории и их влияние на развитие производства в эпоху возрастания роли государства. Рост роли социального фактора в формообразовании. Работы Г. Земпера и Ф. Релло в области практической эстетике и инженерного формообразования.  Архитектура и технические сооружения в деятельности Г. Эйфеля и И. Брюнеля.

Литература:

  1.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.

  1.   Значение движения за обновление искусств  и ремесел для развития материально-художественной культуры второй половины XIX  века.

Г. Коул и термин – промышленное искусство. Зарождение дизайна как вида творческой деятельности. Урбанистические традиции и второй этап промышленной революции. Причины формирования «Движение искусств и ремесел»  и содержание творчества У. Морисса и Дж. Рескина. Социализация материально-художественной деятельности.

Литература:

  1.  Глазычев В.А. О дизайне: Очерки теории и критики дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.-192 с.
  2.  Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А. Ковешникова. –– 2-е изд. стереотипное. –– М.: Изд-во «Омега-Л», 2006. –– 224 с.
  3.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.

  1.   Стиль модерн (ар нуво) – переходный этап от эстетики предметного мира XIX  века к эстетике новой техники ХХ ст.

Картина мира, отношение к вещи, пространству, времени. Изысканность культуры модерна. А. Гауди, Х. Ван де Вельде, Ф.Л.Райт, Г. Климт, П. Тиффани – художники, декораторы и архитекторы модерна. Русский модерн и его представители. Развитие прикладного искусства и художественного конструирования. Новые полиграфические технологии и рождение плаката: А. Тулуз-Лотрек, А.Муха и д.р.

Литература:

  1.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.
  4.  Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. –– М.: М3-Пресс, Изд-во «Социально-политическая мысль», 2005. –– 365 с.

  1.   Германский Веркбунд – первое объединение художников, промышленников и политэкономов.

Промышленная конкуренция и индивидуальные свободы в предметном мире. П.Бернс и ЛЕО. Попытки гуманизации производственной сферы и начало конвейерного производства. Комплексное проектирование. Первый массовый автомобиль. Г.Форд. Серийные вещи. П. Мутезиус и В.Гропиус – основатели первой высшей школы дизайна. Функционализм и конструктивизм, их роль в формировании предметного мира.

Литература:

  1.  Глазычев В.А. О дизайне: Очерки теории и критики дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.-192 с.
  2.  Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А. Ковешникова. –– 2-е изд. стереотипное. –– М.: Изд-во «Омега-Л», 2006. –– 224 с.
  3.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.

  1.   Новые принципы дизайнерского формообразования в 20-30 годы ХХ века и становление школы «Баухауз».

Сравнительный анализ картин мира, особенностей познания окружающей среды, отношения к вещи, времени, понимание пространства в эпоху интернационализации и типизации. Влияние утилитарно функционального подхода на принципы формирования предметной среды. Роль «Баухауза» в формировании современных школ дизайна. В. Гропиус и его деятельность по реализации  новых форм и методик подготовки художников и архитекторов.

Литература:

  1.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини,  2006. –– 303 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. –– М.: Галарт, 1995. –– 423 с.

  1.   Роль Витебского художественно-практического института и группы УНОВИС в становлении отечественного дизайна.

Витебская школа – эпохальное художественное явление в отечественной и зарубежной культуре. Политические, экономические и  исторические предпосылки создания школы.  Деятельность М.Шагала, К. Малевича, Эль Лисицкого и их концепции художественного образования. Выставочная и просветительская деятельность группы. Её место в истории дизайна, значение для развития методики дизайн-образования и формирование архитектоничной  компоненты в проектировании объемно-пространственных структур.

Литература:

  1.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.

  1.   Русский конструктивизм и его влияние на культурную революцию.

Конец классического искусства. Манифесты футуризма. Классовая идеология как главный фактор формообразования советских конструктивистов Родченко, Татлина, Малевича и др. Картина революционного мира, отношение к общественной вещи, пространству, времени. Роль абстрактной формы и динамичных структур в дизайне. «Производственное движение».

Литература:

  1.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.
  4.  Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. –– М.: М3-Пресс, Изд-во «Социально-политическая мысль», 2005. –– 365 с.

     

  1.   Значение деятельности ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНа в формировании признаков современного дизайна.

Создание ВХУТЕМАСА. Методологическая модель подготовки специалистов нового типа. А. Ган и движение «производственников» – пионеров советского дизайна в контексте социально-политической и культурной обстановки советской страны в 1920-е годы. Мебель, текстиль, керамика – новые формы и смыслы. Трансформационные подход к проектированию жилой и производственной среды.

Литература:

  1.  Глазычев В.А. О дизайне: Очерки теории и критики дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.-192 с.
  2.  Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А. Ковешникова. –– 2-е изд. стереотипное. –– М.: Изд-во «Омега-Л», 2006. –– 224 с.
  3.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.

  1.   Роль всеобщего экономического кризиса в становлении западного дизайна в 1930-е годы.

Картина «индустриального» мира, отношение к вещи, пространству, времени. Первые дизайн-бюро. Американский путь в формировании дизайн-деятельности. Пионеры нового движения Г. Дрейфус и др. «Интернациональный» стиль. Архитектура и новые подходы в дизайне архитектора Ле Корбюзье. «Стримлайн» – трансформация стиля в промышленный «стайлинг».

Литература:

  1.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. –– М.: Галарт, 1995. –– 423 с.

  1.   Новые тенденции в зарубежном дизайне после окончания второй мировой войны.

Становление национальных школ в дизайне. Возрастание роли коммуникационных средств массой культуры в системе отношений «вещь—пространство—человек». Массовая культура – тип культуры, отношение к вещи. Дизайн – средство коммуникации в США и Европе.  

Литература:

  1.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.

  1.   Дизайн – средство коммуникации реального и виртуального мира в ХХI веке.

Возрастание роли особенностей художественно-образного мировоззрения дизайнера и его творческой индивидуальности в формообразовании. Филипп Старк. Торговая марка и брэнд. «Сценарное моделирование». Развитие в рамках дизайна взаимно трансформируемой системы «реклама—производ-ство—маркетинг». Причины разрушения культурной целостности советского пространства. Преемственность материально-вещественной культуры. Культурные, национальные, экономические основания дизайна в постсоветских регионах в условиях экспансии западной цивилизации.

Литература:

  1.  Глазычев В.А. О дизайне: Очерки теории и критики дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.-192 с.
  2.  Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А. Ковешникова. –– 2-е изд. стереотипное. –– М.: Изд-во «Омега-Л», 2006. –– 224 с.
  3.  Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. –– М.: Галарт, 1995. –– 423 с

  1.   Функционализм – основное направление в индустриальном дизайне ХХ века.

Объединение «Веркбунд» и школа «Баухауз». Русские конструктивисты и производственное движение. Единство формы и функции – основа интернационального стиля. Ле Корбюзье. Мисс Ван де Роэ. Ф. Л. Райт и его «органическая» архитектура. Достижения В. Гропиуса, М. Билла и Т. Мольдандо в становлении немецкой школы дизайн-образования в ХХ веке.

Литература:

  1.  Глазычев В.А. О дизайне: Очерки теории и критики дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.-192 с.
  2.  Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А. Ковешникова. –– 2-е изд. стереотипное. –– М.: Изд-во «Омега-Л», 2006. –– 224 с.
  3.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.

  1.   Становление и развитие немецкой линии в дизайне ХХ века.

От «Веркбунда» и «Баухауза» до Ульмской высшей школы – утилитарно-рациональный подход к формированию предметно-пространственной среды. «Хороший» дизайн и его принципы. Стиль «Браун». Фриц Айхлер и Дитер Рамс – «эконом-стиль» – особенности и традиции. Х.Гугнлот. «Фрогдизайн». Новая немецкая волна. Л.Колани – основоположник биоморфизма в индустриальном дизайне.

Литература:

  1.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. –– М.: Галарт, 1995. –– 423 с

  1.  Русский конструктивизм и производственное движение и их роль в формировании индустриального дизайна в СССР.

Значительные политические, экономические и художественные явления в России. Советские художники-конструкторы и их роль в формировании предметной среды для рабочего класса. О.Попова, Е.Лавинский, А.Родченко, В.Татлин, В.Мухина – плеяда новых художников и педагогов. Государственное регулирование художественной жизни в СССР. Московский метрополитен – новый этап в развитии художественного конструирования.

Литература:

  1.  Глазычев В.А. О дизайне: Очерки теории и критики дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.-192 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. –– М.: Галарт, 1995. –– 423 с.

 

  1.   Становление дизайна в США в 1940—50-е годы.

Экономические показатели США после второй мировой войны. Г. Дрей-фус и Общество промышленных дизайнеров Америки в 1944 году. Бел Гедессе и его футурологический дизайн. Коммерческий дизайн и дизайн инженерный. Р.Лоуи и его концепция развития дизайна. Ч.Б.Фуллер и его деятель-ность в сфере гуманизации дизайна. «Детройтское барокко» в автомобильной промышленности.

Литература:

  1.  Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А. Ковешникова. –– 2-е изд. стереотипное. –– М.: Изд-во «Омега-Л», 2006. –– 224 с.
  2.  Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. –– М.: Галарт, 1995. –– 423 с
  3.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.

  1.   Развитие дизайна в США в 1960—80-е годы.

Рэй и Чарльз Имсы, Дж.Нельсон, В.Папанек – новая плеяда американских дизайнеров. Государственная поддержка дизайна в США. Дизайн – качество жизни и символ американского образа жизни. Стиль «Новая калифорнийская волна» – конец классической типографики и формирования приемов компьютерной графики и виртуального моделирования.

Литература:

  1.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.

  1.   Становление и развитие английского дизайна в 1950—80-е годы.

Организация Национального совета по дизайну в 1944 г. Традиции и новации в английском дизайн-образовании – Британский Королевский колледж искусств. Миша Блэк – первый президент ИКСИДА. Автомобильный дизайн и новая концепция малолитражного автомобиля А. Иссигониса. Государственная поддержка дизайна. М.Тэтчер и ее роль в выходе английского дизайна из кризиса.

Литература:

  1.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. –– М.: Галарт, 1995. –– 423 с

  1.   Новые направления в итальянском дизайне 1960—1980-х годов.

Итальянская линия в дизайне – от стиля «Оливетти» до «Антидизайна». Работы М.Ниццоли и М.Беллини в индустриальном дизайне. Новые товары – новые формы. М.Понти и журнал «Домус». А.Бранци и деятельность группы «Архизум». Джо Коломбо и дом будущего. А.Мендини, Г.Пэше и выставка «Италия. Новый домашний ландшафт». ADI и премия «Золотой циркуль». Дж.Джуджаро и автомобильный дизайн. Деятельность Э.Соттсасса – гуру радикального дизайна.

Литература:

  1.  Глазычев В.А. О дизайне: Очерки теории и критики дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.-192 с.
  2.  Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А. Ковешникова. –– 2-е изд. стереотипное. –– М.: Изд-во «Омега-Л», 2006. –– 224 с.
  3.  Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. –– М.: Галарт, 1995. –– 423 с
  4.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.
  5.  Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. –– М.: М3-Пресс, Изд-во «Социально-политическая мысль», 2005. –– 365 с.

  1.   Создание единой государственной системы дизайна в СССР в 1960-е годы.

Политические, экономические, культурные и национальные основания для развития дизайна в СССР после второй мировой войны. Автомобильное производство и дизайн. Организация ВНИИТЭ и его филиалов. Цели и задачи института. Учебные заведения и их роль в формировании советского дизайна. Комплексные программы для производства в условиях государственного планирования. Кризис системы государственного дизайна в СССР и его причины.

Литература:

  1.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  2.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  3.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.
  4.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.

  1.   Становление и развитие скандинавской модели  дизайна в 1930—70-е годы.

Геополитические особенности формирования финского дизайна. А.Аал-то – ведущий архитектор и дизайнер мебели. Т.Виркала и Т. Сарпанева – индустриальный подход к народному декоративно-прикладному искусству. Вы-ставка архитектуры, ремесел и дизайна, организованная Шведским художественно-промышленным союзом в 1930 году в Стокгольме и роль Э.Асплун-да в ее организации. Шведский дизайн – дизайн для всех. Специфика формообразования объектов для медицинских учреждений и инвалидов.

Литература:

  1.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.
  2.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  3.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.

  1.   Успехи и трудности японского дизайна 1960—80-х годов.

Корпоративный дизайн – «Мицубиси», «Сони». Новые электронные товары – новая форма. Японская концепция автомобиля. Японский графический дизайн – новая образность традиционных мотивов. Авангардный дизайнер Ш.Курамото и его мебель.

Литература:

  1.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.
  2.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  3.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.

  1.   Основные тенденции развития зарубежного дизайна в 1980—90-е годы.

Состояние конфликта между двумя направлениями дизайна. Понятия «истэблишмент» и «постмодерн» в дизайне. «Тотальный» дизайн. Китч. «Studio Alchimia» и группа «Memphis». Биморфизм (бионика) как попытка создания нового пластического стиля. Расширение влияния экологического мировоззрения – «зеленый дизайн», «альтернативный дизайн» и др. Стиль высоких технологий – хайтэк и его лидер Н.Фостер. Р.Арад, Т.Диксон, К.Ра-шид, Ф.Старк – новые лидеры дизайна XXI века.

Литература:

  1.  Глазычев В.А. О дизайне: Очерки теории и критики дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.-192 с.
  2.  Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А. Ковешникова. –– 2-е изд. стереотипное. –– М.: Изд-во «Омега-Л», 2006. –– 224 с.
  3.  Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. –– М.: Гардарини, 2006. –– 303 с.
  4.  Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
  5.  Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. –– СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
  6.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Т. 1, 2. – М.: Архитектура-С, 2006-2007. – 219 с.
  7.  Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. –– М.: М3-Пресс, Изд-во «Социально-политическая мысль», 2005. –– 365 с.
  8.  Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. –– М.: Галарт, 1995. –– 423 с

  1.  Картина  мира как форма ее духовного и практического освоения.

Исторический процесс познания и преобразования мира человеком. Интеграция и дифференциация общечеловеческого опыта. Мифологическая, религиозная, естественнонаучная, философская и художественная модели мира как формы духовно-практического освоения действительности. Профессиональное мировоззрение дизайнера и его специфика.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  4.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.
  5.   Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. – М., 2000.

  1.  Становление человека как новой системообразующей силы в природе.

Противоречие внутреннего и внешнего в становлении человека как природы, осознавшей самое себя. Роль различных форм предметно-преобразую-щей деятельности в развитии человека и природы.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  3.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  4.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  5.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  6.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.
  7.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.

  1.  Всеобщая структура человеческой деятельности.

Понятия «объект», «предмет» и «вещь». Логические связи в системе: потребность—цель—метод—средство—процесс—результат. Множественность продуктов деятельности.

Литература:

  1.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  2.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  3.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  4.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  5.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.
  6.  Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. – М., 2000.

  1.  Искусственные системы и их роль в преобразовании человека и природы.

Понятие «искусственная система». Специфика формирования и функционирования искусственных систем в структуре человеческой жизнедеятельности и в развитии материального мира.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  4.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  5.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.
  6.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.
  7.  Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. – М., 2000.

  1.  Понятия «опредмечивание» и «распредмечивание» в жизнедеятельности человека.

Продукты предметно-практической деятельности человека как форма передачи индивидуального и исторического опыта. Духовная и материальная культура. Специфика связей и отношений в системе «человек—предметная среда—общество».

Литература:

  1.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  2.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  3.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  4.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  5.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.
  6.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.

  1.  Предпосылки становления промышленного производства.

Исторические закономерности освоения природы человеком. Роль преобразования вещества, энергии и информации в развитии «технологии» общественной жизни. Особенности промышленного производства.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  3.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  4.  Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М., 2001.
  5.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  6.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.

  1.  Формирование проектирования как профессиональной деятельности.

Принцип опережающего отражения действительности. Проект как взгляд, брошенный вперед. Единство процессов прогнозирования, моделирования, планирования, организации, управления и проектирования.

Литература:

  1.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  2.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  3.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  4.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.
  5.  Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. – М., 2000.

  1.  Исторические предпосылки становления дизайна.

Противоречие между красотой и пользой, техническим и эстетическим в массовом промышленном производстве. Идейные лидеры дизайна. Деятельность Веркбунда, Баухауза, ВХУТЕМАСа.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  4.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  5.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  6.  Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. – М., 2004.
  7.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  8.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.

  1.  Концептуальный дизайн и его особенности.

Разнообразие форм современного дизайна. Отличия понятий «концепту-альный дизайн» и «концептуальное искусство» в системе профессиональной деятельности и в образовании.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  3.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  4.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  5.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.

  1.   Структура процесса предпроектных дизайн-исследований.

Основные уровни предпроектных дизайн-исследований; их логические      связи и проектные функции. Формы реализации принципов анализа и синтеза на различных этапах предпроектных исследований. Репродуктивные, эвристические и креативные методы в проектировании. Опыт проектирования без прототипов как основа «безаналогового» метода в дизайне.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  4.  Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. – М., 2004.
  5.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.

  1.   Ориентация в проблемной ситуации: методика, проектные функции.

Понятие проблемной и проектной ситуации. Структурная схема и функциональная направленность процесса ориентации, особенности его информационного обеспечения.

Литература:

  1.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  2.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  3.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  4.  Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М., 2001.
  5.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.

  1.   Типы проектирования и их особенности.

Специфика проблемных ситуаций и их влияние на организацию процесса дизайн-проектирования. Цели, методы и средства оперативного, многолетнего и перспективного проектирования.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. – М., 2004.
  4.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.
  5.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.
  6.  Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. – М., 2000.

  1.   Формирование профессиональной задачи.

Структура и функции определения профессиональной задачи. Особенности формулирования профессиональной задачи в учебном и реальном процессе дизайн-проектирования.

Литература:

  1.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  2.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  3.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  4.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.

  1.   Насыщение определения предметным содержанием.

Структурно-графическая модель взаимодействия как основа определения профессиональный темы проектной разработки. Определение и принципы классификации искусственных систем, потребительских и рабочих функций, сфер и продуктов взаимодействия. Поиско-информационные задачи содержательной интерпретации структурных составляющих определения. Преодоление стереотипов «смыслообразования» и «формообразования» на этапе определения профессиональной темы.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  4.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  5.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  6.  Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. – М., 2000.

  1.  Методика исторического анализа.

Методические возможности временных стадий исторического анализа. Структурная схема, проектные функции и динамика основных факторов, предопределяющих закономерности и тенденции разрешения противоречий между потребностями, целями и средствами.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  3.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  4.  Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М., 2001.
  5.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.

  1.   Уровни функционального и структурного анализа.

Понятие функции в дизайне. Многоуровневость «функционального пространства» бытия искусственных систем. Динамическая модель взаимодействий в системе «человек—предмет—среда». Методы моделирования и прогнозирования в функциональном и структурном анализе.

Литература:

  1.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  2.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  3.  Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. – М., 2004.
  4.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  5.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.
  6.  Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. – М., 2000.

  1.   Систематизация материалов предпроектного исследования на базе схемы-матрицы.

Синтез понятийно-логических и художественно-образных форм мышления в предпроектном исследовании. Структура схемы-матрицы и ее системообразующие функции. Проектное содержание рубрик «образ действия» и «образ визуальный». Аналоги по свойствам: принципы отбора и формы предъявления.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  4.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  5.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.

  1.   Проектный образ: цели и способы художественно-композиционной визуализации.

Понятия «формальный» и «предметный» образ; методы и средства их построения. Функции предметного образа как идеальной модели концептуального разрешения проблемной ситуации.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.
  4.   Структура и функции проектного анализа.

Задачи исследования проектной ситуации и уровни его информационного обеспечения. Роль прототипов, технологических и операционных циклов в анализе условий практической реализации проектной дизайн-концепции.

Литература:

  1.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  2.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  3.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  4.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  5.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.

  1.   Объективный процесс становления системы «человек—природа».

Противоречие внутреннего и внешнего. Границы и условия адаптации к изменениям внешней среды. Процесс и продукты преобразования внутреннего и внешнего на всех уровнях взаимодействия. Функциональная направленность преобразования предметных форм. Развитие потенциальных возможностей человека и природы.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  4.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  5.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.

  1.   Структура отношений «человек —предмет» с точки зрения специфики.

Содержание понятий «субъект», «объект», «предмет», «вещь». Понятие активности элементов в процессе взаимодействия. Относительность понятий «объекта» и «субъекта». Роль потребностей и интересов в преобразовании объекта. Многозначность содержания понятия «предмет». Многоуровневость содержания «вещи», ее инструментально-орудийные и социально-культурные функции.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  4.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  5.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  6.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.

  1.   Особенности связей и отношений в системе «общество—предметная среда».

Цели и средства организации и управления в общественной системе. Структура понятия «предметная среда». Исторические условия трансформации функций «предметной среды». Формообразующие факторы системы «предметная среда».

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  4.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.

  1.   Роль и соотношение понятийно-логических и художественно-образных методов и средств в дизайн-деятельности.

Противоречие и формы его отражения в деятельности человека. Связь теории и практики в преобразовании действительности. Особенности функционирования научных, технических и художественных принципов в процессе проектирования. Единство анализа и синтеза, интеграции и дифференциации, идеализации и конкретизации, моделирования и планирования в дизайн-деятельности.

Литература:

  1.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  2.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.
  3.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.
  4.  Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. – М., 2000.

  1.   Концепция взаимодействия как теоретико-методологическая основа дизайн-деятельности.

Сущность и содержание объективного взаимодействия. Эволюция методов проектирования в дизайне. Особенности  перспективного безаналогового проектирования. Влияние качественной сложности, масштаба, динамики и социальной значимости проблемы на теоретико-методологическое обеспече-ние ее проектного решения. Научно-теоретическая универсальность и эврис-тическая эффективность концепции взаимодействия в дизайне.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  4.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.
  5.  Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. – М., 2000.

  1.   Отношение, связь и снятие как формы объективного процесса взаимодействия.

Процессуальная природа взаимодействия в объективном мире. Формы процесса взаимодействия и особенности их содержания. Понятия абстрактной, формальной и реальной возможности. Связь как процесс. Роль снятия в эволюции материальных систем и дизайн-деятельности.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  4.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  5.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.

  1.   Структурно-графическая модель взаимодействия.

Элементы, связи и их функции с точки зрения целостности процесса познания реальности. Принципы построения и развития структурно-графичес-кой модели взаимодействия в процессе проектирования. Системообразующая роль модели взаимодействия в информационном обеспечении предпроект-ных исследований. Правила оперирования моделью взаимодействия.

Литература:

  1.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  2.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  3.  Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. – М., 2004.
  4.  Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М., 2001.
  5.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  6.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.

  1.   Понятия проблемной и проектной ситуации.

Особенности проблемно-методологического подхода в дизайн-проекти-ровании. Понятие проблемы и его связь с целями и задачами современного дизайна. Цели и уровни анализа проблемной ситуации. Содержательная сущность проектной ситуации и ее роль в реализации идеального проектного решения.

Литература:

  1.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  2.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.
  3.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.
  4.  Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. – М., 2000.

  1.   Методика профессионального определения темы дизайн-разработки.

Цели и задачи профессионального определения темы. Структурные уровни процесса определения темы, их функциональные связи и проектные значения. Зависимость построения процесса определения от особенностей проблемной ситуации и типов проектирования.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  4.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.

  1.   Аналоги по свойствам и их роль в формировании проектного образа.

Функции прототипов и аналогов в различных типах проектирования. Отличие аналогов по функции от аналогов по свойствам. Области поиска аналогов по свойствам и основные требования к ним. Роль аналогов по  свойствам в трансформации логической информации в наглядно-образные структуры формального и предметного образа проектируемой системы.

Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М., 2001.
  3.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  4.  Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. – М., 2000.

  1.   Идеальное проектное решение как форма воплощения дизайн-концепции.

Понятие идеального проектного решения. Цели, задачи и методы разработки идеального проектного решения в дизайне. Роль категорий информационности и информативности в формировании дизайн-концепции. Специфика форм и средств воплощения проектных решений в современном дизайне в зависимости от его предметной специализации.  

     Литература:

  1.  Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. – М., 2001.
  2.  Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. – М., 2001.
  3.  Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. – М., 2003.
  4.  Кантор К. Правда о дизайне. – М., 1996.
  5.  Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
  6.  Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. – М., 2004.
  7.  Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М., 2001.
  8.  Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М., 2004.
  9.  Чернышев О.В. Трансформация парадигмы отечественного дизайна. – Мн., “PRO-дизайн», 2001.
  10.  Чернышев О.В. Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь. – Мн., 2004.
  11.  Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. – М., 2000.




1. Экономическая мысль древнего мира
2. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Экономика организации студента ОЗО 3 года 2 курса
3. Техническим рисунком называют наглядное изображение имеющегося или проектируемого предмета выполненное б
4. Одержання зображень за допомогою лінзи
5. НА ТЕМУ- Преступность несовершеннолетних в Новгородской области
6. Место и роль института законодательства в Российской Федерации
7. Основные понятия современного естествознания
8. финансы существуют разные точки зрения
9. Классификация состава преступления
10. ТЕМА ВОЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А
11. тема разработки и постановки продукции на производство
12. Антисоциальные личности могут получать психотерапевтическую помощь в разных условиях в зависимости от с
13. История русской азбуки- с древности до наших дне
14. Облік власного капіталу
15. Физкультура в квартире или как пробудить интерес к занятиям физкультурой в семье Потребность в общен
16. РЕФЕРАТ Государственный бюджет и его функции в обществе
17. Дагестанский государственный университет К
18. ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
19. тема 2 Сдавать зачет Беспалова Оксана
20. Рязанский государственный университет имени С.html