Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

На тему- Политическая жизнь В

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.11.2024

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский Педагогический Государственный Университет»

Исторический факультет

Курсовая работа по [название предмета]

На тему:

«Политическая жизнь В.И. Вернадского»

Выполнил:

Проверил:

Москва 2012


Содержание

[1]
Глава 1. В.И.Вернадский – краткая биография и научная деятельность

[2]
Глава 2. Общественно-политическая жизнь В.И. Вернадского до манифеста 17 октября 1905 г.

[2.1] 2.1. Народничество, либерализм, политические кружки

[2.2] 2.2. Земское движение

[2.3] 2.3. “Союз Освобождения”

[2.4] 2.4. Борьба за университетскую автономию

[3] Глава 3. Конституционно-демократическая партия

[4]
Глава 4. Первая мировая война, революция 1917 года и гражданская война

[5]
Заключение

[6]
Библиографический список


Введение

История науки знает немало великих имён, с которыми связаны фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако в подавляющем большинстве случаев это - учёные, работавшие в одном направлении развития знаний. Значительно реже появлялись ученые, которые охватывали всю совокупность знаний своей эпохи и на столетия определяли характер научного мировоззрения. Такими были Аристотель, влияние идей которого закончилось только в эпоху Возрождения, Абу Али Ибн Сина, известный на средневековом Западе под именем Авиценны. В эпоху возрождения к этой когорте ученых правильнее всего отнести Леонардо да Винчи. В XVIII в. в России выделилась фигура М.В. Ломоносова, который внёс крупный вклад в развитие астрономии, физики, химии, геологии, минералогии, был создателем нового русского языка, поэтом, мастером мозаики и своими трудами определил мировоззрение многих поколений.

В ХХ в. такой же по значению величиной в области естественных наук стал Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к своей сфере могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты, социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей картины мира и стать провидцем.

Общественно-политическая жизнь В.И. Вернадского обычно оттенена его научной деятельностью и зачастую является предметом спекуляций.

Так, советская историография приписывала Вернадскому весьма радикальные взгляды, поддержку им октябрьской революции, всячески умалчивая при этом о его членстве в кадетской “партии господ” и работе во Временном правительстве.

Современные “русские националисты” пытаются представить его национал-патриотом, разоблачающим разрушительные для России действия евреев-большевиков.

Либеральная общественность пытается представить его поборником демократических ценностей и равенства.

Все эти оценки и имеют право на жизнь, хоть и со значительными оговорками.

Целью данной работы является рассмотрение политических взглядов В.И. Вернадского и поиск в его биографии действий, которой служили практической реализации данных взглядов.

Целью данной работы не является рассмотрение научных концепций В.И. Вернадского или подробное освещение его жизненного пути. Кроме того, мы не углубляемся в его философские взгляды, которые хоть опосредованно и влияют на его политические взгляды и их эволюцию, но не имеют корреляции с практическим аспектом жизни Вернадского как социального индивида.

Основными источниками явилась справочная литература, различные биографические очерки, статьи по частным вопросам жизни В.И. Вернадского, а также частично опубликованные письма и дневники самого ученого.


Глава 1. В.И.Вернадский – краткая биография и научная деятельность

Владимир Иванович Вернадский происходит из дворянской семьи, сын Ивана Васильевича Вернадского  и Марии Николаевны Вернадской, урожденной Шигаевой. И отец и мать были известными экономистами и публицистами, в семье царила либеральная атмосфера идеалов шестидесятничества XIX в., никогда не забывали и об украинских корнях1. 

В 1873—1880 Вернадский учился в гимназиях Харькова и Петербурга, в 1881—1885 — на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета. Большое влияние на него оказали профессора А. Н. Бекетов, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов. Его научным руководителем был В. В. Докучаев. Именно под его влиянием Вернадский занялся динамической минералогией и кристаллографией. В 1888 по материалам экспедиций, проведенных под руководством Докучаева, была написана первая самостоятельная научная работа Вернадского «О фосфоритах Смоленской губернии».

В 1886 Вернадский женился на Наталье Егоровне, дочери члена Государственного совета Е. П. Старицкого.

В 1885—1888 Вернадский — хранитель Минералогического кабинета Петербургского университета; в 1888—1891 в лучших лабораториях Италии, Германии, Франции и Великобритании он готовит диссертацию «О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах». В 1890—1898 Вернадский — приват-доцент Московского университета; защищает докторскую диссертацию “Явление скольжения кристаллического вещества”.

Вернадский превратил разрозненные коллекции Минералогического кабинета Московского университета в ценнейшее музейное собрание, а сам кабинет — в подлинный научно-исследовательской институт, в котором возникает знаменитая школа Вернадского. Он совершает многочисленные геологические и почвоведческие экскурсии по России, Европе, в крупнейших музеях мира изучает геологические, палеонтологические, минералогические и метеоритные коллекции, участвует в Международных конгрессах.

В 1898—1911 — профессор Московского университета, помощник ректора в этом же университете, один из создателей и преподавателей Московского университета им. Шанявского.

В 1906 Вернадского избирают адъюнктом Императорской Академии наук и назначают заведующим минералогическим отделом Геологического музея им. Петра Великого, в 1908 он избран экстраординарным академиком, в 1912— ординарным академиком, в 1914 — директором Минералогического и Геологического музея АН, в 1915 — председателем Комиссии по изучению производительных сил России (КЕПС), созданной во многом по его инициативе. Из КЕПС впоследствии образовались институты: керамический, радиевый, оптический, физико-химический, платины и др.

В 1903 выходит в свет монография Вернадского: “Основы кристаллографии”, а в 1908 начинается выход в свет отдельными выпусками
“Опыты описательной минералогии”.

В 1907 Вернадский начинает исследования радиоактивных минералов в России, в 1910 — создает и возглавляет Радиевую комиссию Академии наук. Работа в КЕПС стимулировала развертывание систематических исследований Вернадского по проблемам биогеохимии, учении о живом веществе и биосфере. В 1916 он приступает к разработке основных принципов биогеохимии, изучению химического состава организмов и их роли в миграции атомов в геологических оболочках Земли2.

В 1902 Вернадский начинает чтение курса лекций по истории российской науки. С тех пор историко-научная проблематика стала неотъемлемой частью его научного творчества. Опубликованный в 1902 историко-научный очерк “О научном мировоззрении” не раз переиздавался. Перу Вернадского принадлежат “Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии”, “Академия наук в первое столетие своей истории”, очерки истории кристаллографии и почвоведения, статьи о выдающихся русских и зарубежных ученых.

После Февральской революции Вернадский стал председателем Ученого комитета Министерства земледелия, председатель Комиссии по ученым учреждениям и научным предприятиям, товарищ министра народного просвещения. Он активно участвовал в организации Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук, в разработке планов создания университетов, научно-исследовательских институтов и академий. После Октябрьской революции Вернадский вошел в состав Малого совета министров, объявившего Советское правительство незаконным. Скрываясь от ареста, Вернадский уехал на юг России, где пережил все ужасы многократной смены властей.

В годы Гражданской войны Вернадский был президентом созданной им совместно с Н. П. Василенко Украинской АН (1919), ректором Таврического университета. Вернувшись в 1921 в Петроград, где он был арестован на короткое время, Вернадский занимается созданием Радиевого института и его руководством, Комиссией по истории знаний. Он вел интенсивные биогеохимические исследования и готовил большую рукопись «Живое вещество», изданную только в 1978, публиковал книги «Химический состав живого вещества» (1922) и «Начало и вечность жизни» (1922).

В 1920—30-е годы были написаны главные труды Вернадского в области биогеохимии и учения о биосфере, философии и истории науки. В 1922—1926 Вернадский находился за границей, где читал курс лекций в Сорбонне, работал в Минералогической лаборатории Музея естественной истории и Радиевом институте им. Пьера Кюри. Он старался найти средства для организации Международного института по изучению живого вещества и в 1924 опубликовал на французском языке «Очерки геохимии», в которых впервые изложил свои биогеохимические воззрения в виде монографии. В 1926 Вернадский возвращается в Советскую Россию, в том же году публикует знаменитую книгу «Биосфера», создает Биогеохимическую лабораторию (1928). В возглавляемом им Радиевом институте в 1938 начал работать первый в нашей стране циклотрон. Он был одним из инициаторов развертывания работ по интенсивному изучению атомного ядра с целью использования энергии радиоактивного распада.

Вернадский внес существенный вклад в минералогию и кристаллографию. В 1888—1897 он разработал концепцию структуры силикатов, выдвинул теорию каолинового ядра, уточнил классификацию кремнеземистых соединений и изучил скольжение кристаллического вещества, прежде всего явление сдвига в кристаллах каменной соли и кальцита.

В 1890—1911 разработал генетическую минералогию, установил связь между формой кристаллизации минерала, его химическим составом, генезисом и условиями образования.

В эти же годы Вернадский сформулировал основные идеи и проблемы геохимии, в рамках которой им были проведены первые систематические исследования закономерностей строения и состава атмосферы, гидросферы, литосферы. С 1907 Вернадский ведет геологические исследования радиоактивных элементов, положив начало радиогеологии.

В 1916—1940 сформулировал главные принципы и проблемы биогеохимии, создал учение о биосфере и ее эволюции.

Умер 6 января 1945 года.


Глава 2. Общественно-политическая жизнь В.И. Вернадского до манифеста 17 октября 1905 г.

2.1. Народничество, либерализм, политические кружки

Политические взгляды В.И. Вернадского начали формироваться еще в студенческие годы. Отчасти это связано с его личными качествами и увлечениями, отчасти – с влиянием среды и друзей. В университете Вернадский близко сошелся с будущими лидерами либеральной интеллигенции, такими как Ф.Ф. Ольденбург, С.Ф. Ольденбург, И.М. Гревс, А.А. Корнилов3.

Так, 10 ноября 1882 года состоялась стихийная общестуденческая сходка в большой аудитории университета. В ней участвовал и В.И. Вернадский. В университет прибыла полиция. Студенты, не покинувшие аудиторию по требованию пристава, были задержаны и доставлены в Манеж. После установления личностей студентов они были отпущены. Вернадский был взят на заметку, но без всяких видимых последствий.

До окончания университета вошел по приглашению Д.И. Шаховского в один из народнических кружков - студенческое научно-литературное общество, секретарем которого  был брат В.И.Ульянова (Ленина) - Александр Ильич Ульянов. В это общество вошли и все вышеуказанные друзья. Декламируемой целью общества было изучение народной литературы, издание книг для народа. Общество просуществовало до 1887 года, когда был арестован А.И. Ульянов, готовивший покушения на царя. Был связан с издательством “Посредник”.

В Приютино Тверской губернии круг всё те же друзей оформился в т.н. “Приютинское братство”.

Член братства князь Шаховской так сформулировал задачи кружка:

1) работай как можно больше;

2) потребляй на себя как можно меньше;

3) на чужие беды смотри как на свои.

Братство находилось в оппозиции к существующему строю, при этом оно стремилось «служить народу знаниями, способствовать просвещению его, а уж он сам найдёт способы улучшить своё экономическое и нравственное состояние»4.

Вскоре к этому кружку присоединились и девушки, среди которых была и Наталья Старицкая - дочь сенатора и члена Государственного Совета, одного из участников реформ 60-х годов. В сентябре 1886 года Вернадский женился на Старицкой.

Члены братства принимали активное участие в ликвидации неграмотности населения России. Фёдор Ольденбург и Дмитрий Шаховской выпустили книгу о всеобщем начальном образовании под земским управлением. Сергей Ольденбург и Иван Гревс вошли в состав Петербургского комитета грамотности и открыли две бесплатные народные читальни в Петербурге. Вернадский принимал участие в создании частного университета Шанявского, Краснов в Харькове открыл университет для рабочих.

По окончанию университета состоял председателем Центрального совета объединенных землячеств.

В московской оппозиции того времени наблюдалось два направления: земская деятельность, то есть местное самоуправление, и пропаганда конституционных идей в печати. Члены братства активно работали и в том, и в другом направлении.

Далее мы рассмотрим направления деятельности Вернадского, предшествовавшей легализации политических партий.

2.2. Земское движение

Важный этап развития В.И. Вернадского как общественно-политического деятеля – его участие в земском движении.

В. И. Вернадский работал в уездном земстве г. Моршанска (где располагается его родовое имение – Вернадовка), кроме того, он был уездным гласным от Моршанского уезда.

Летом 1891 года, готовясь к защите магистерской диссертации, Вернадский много ездил по полям Моршанского уезда, общался с крестьянами и наблюдал картину страшного, из-за небывалой засухи, неурожая. Надвигался голод. В ряде центральных губерний России сложилась очень тяжелая обстановка. Крестьяне вынуждены были продавать свой скот, царила общая растерянность, закрывались земские школы.

В октябре 1895 года Вернадский начал активную кампанию по сбору средств для крестьян, занявшись организацией Комитета помощи голодающим. В дальнейшем по предложению Льва Толстого Владимир Иванович организовал столовые для голодающих крестьян5.

Первая столовая была открыта в селе Каменка на 30 человек, вторая – в другом конце села. Всего было открыто 120 столовых в Моршанском и Кирсановском уездах, в которых кормили свыше 6000 человек ежедневно. Особое внимание уделялось земским школам, при которых также создавались столовые.

В течение семи месяцев, вместе со своими друзьями и единомышленниками из “Приютинского братства”, В. И. Вернадский, не покладая рук, спасал крестьян от голодной смерти. Картина бедствий произвела на Вернадского и членов «братства» тягостное впечатление: «То, что мы видели в Рязанской губернии, ничто в сравнении с этим: там виден грядущий голод, как призрак, отпечатанный на хозяйстве. Здесь он пришел, здесь он хозяин, здесь он на каждом лице. Там есть еще надежда отстоять, предупредить, здесь надо спасать от голодной смерти. Как это страшно – вы вдумайтесь в это положение: только не дать умереть с голоду»6.

По словам самого Вернадского, в начале 1900-х годов он «с головой ушел в земскую работу». Позже он написал о своем земском периоде так: «Много думал я в это время вот над чем: необходимо дальше работать в деревне, и ставил следующую цель – поставить людей, добиться в том районе того, чтобы через 10 лет не было в нем безграмотных». Вопросы народного просвещения для него на протяжении всего Тамбовского периода были наиболее важными (см. деятельность в Петербургском комитете грамотности).

В селе Подъем он построил школу и до 1917 года отпускал средства на ее содержание, снабжал пособиями, заботился о подготовке учителей. Свою мечту о том, чтобы в его уезде не было неграмотных, он воплощал в организации кружков грамотности, передвижных библиотек, проведении лекций. В 1892 году ученый успешно провел и выиграл в Сенате дело против обер-прокурора Победоносцева об открытии по линии земства в Моршанском уезде Воскресных школ.

Будучи членом ревизионной и сметной, бюджетной и сельскохозяйственной, докладной, экономической и других комиссий, В. И. Вернадский много размышлял над принципами ведения хозяйства. В.И. Вернадский был первым среди тех, кто заметил ухудшение экологического положения губернии, его пагубное влияние на экономику и жизненный уровень тамбовского крестьянства и искал объяснение этим процессам. 

Всматриваясь в окружавшую его деревенскую жизнь, Владимир Иванович отчетливее видел многие вопросы и явления общественной жизни. Наиболее остро Вернадский ощущал «необходимость серьезной, сильной мужественной работы для достижения коренной основной причины, без которой невозможны никакие реформы, никакие улучшения, более или менее прочные, освобождение человеческой личности.» В письмах своей жене он писал: Как-то сильно чувствуется это особенно здесь, в деревне, где на каждом шагу, на каждом сельскохозяйственном мероприятии сталкиваешься с неравноправными с тобой людьми, вся жизнь которых во всех ее мелочах и крупных проявлениях связана железным кольцом произвола. И произвола земского начальника, и местной полиции, попа, псаломщика, общины. Невозможна при таких условиях правильная и нормальная постановка хозяйства – такого, какого требуется обстоятельствами времени и общественной жизни всей России».

Вернадский также входит в состав Бюро земских съездов, где выступает за западный, правовой путь развития России. В Бюро было принято решение созвать общерусский съезд в ноябре 1904 года, который и состоялся в Петербурге. Общее мнение делегатов съезда выразил Н.Н.Львов: «Учредительное собрание должно быть созвано не вследствие полного падения авторитета власти, а для предотвращения разрушительного натиска революции...» Это была попытка предотвратить революцию созданием народного представительства для того, чтобы «вывести наше отечество на новый путь государственного развития в духе установления начал права и взаимодействия государственной власти и народа».

Но уже в конце 1900 года Вернадский записывает: «Политическая роль земства постепенно сглаживается, и сама идея самоуправления оказывается несовместимой с государственной бюрократической машиной»7.

2.3. “Союз Освобождения”

Известно участие В.И. Вернадского в работе тайного политического “Союза Освобождения”. Принимал участие в его учредительном съезде в Шаффхаузене, входит в состав редакции, планируемой к изданию газеты «Московская неделя»8.

На третьем съезде «Союза» (март 1905 года) была принята программа, позднее ставшая основой программы конституционно-демократической партии (кадетов). Основные положения программы: провозглашение прав человека, необходимость создания государства с ограниченной монархией, необходимость культурной автономии для наций и отмена смертной казни. Кроме того, предлагалось уничтожить косвенные налоги, установить восьмичасовой рабочий день.

2.4. Борьба за университетскую автономию

«Кроме земской деятельности, переросшей неожиданно в политическую борьбу, Вернадский вёл ещё одну упорную кампанию - за автономию университета»9.

Ещё в 1884 году правительство ввело в действие университетский устав, урезавший права университетов, отменялась всякая выборность, запрещалась студенческая самодеятельная жизнь, усиливалась власть попечителя учебного округа, где находился университет, вводилась инспекция, обязанная «оказывать нравственное и умственное влияние на студентов».

Особый протест в университетских кругах вызывал полицейский характер инспекции, что привело к студенческим волнениям в ряде университетов России. В результате в Петербурге студент П.Карпович смертельно ранил министра просвещения Н.П.Боголепова.

В этот Период Вернадский предлагает: а) ввести полную автономию университетской профессорской корпорации; б) строго определить границы власти попечителя учебного округа; в) разрешить студенческие организации; г) ликвидировать инспекцию.

Он публикует статью «О профессорском съезде», где предлагает провести этот съезд без всякого на то разрешения и создать свой профессиональный союз. В марте 1905 года собрался съезд, заложивший основы Академического союза, на котором от Московского университета выступил Вернадский.

По результатам съезда, после доклада царю, в сентябре месяце состоялись первые выборы ректора Московского университета. Им был избран князь С.Н.Трубецкой, вскоре скончавшийся.

Глава 3. Конституционно-демократическая партия

23 августа 1905 г. в Москве состоялся 4-ый съезд организации либеральной интеллигенции “Союз освобождения”, который принял решение о присоединении к Союзу земцев-конституционалистов и создании вместе с земскими деятелями единой партии. Избранные обоими Союзами комиссии сформировали Временный комитет, подготовивший объединительный съезд.

Учредительный съезд которой состоялся в Москве 12-18 октября, то есть в дни Всероссийской стачки и царского манифеста 17 октября.

В Центральный и Московский комитеты партии конституционных демократов (кадетов) был избран Вернадский, председателем партии избран Петрункевич, заместителем - Милюков, секретарём - Корнилов.

В доме Вернадского действовал секретариат кадетской партии как московского отделения, так и Центрального комитета, решались и университетские дела, так как Вернадский в это время становится помощником ректора университета. В этом качестве он пребывал полгода.

События сделали Вернадского и его друзей знаменитыми. В дополнение к книжке о 2-м земском съезде с их портретами выходит книга «Деятели освобождения», где Вернадскому посвящена, пожалуй, самая крупная статья среди других. Вероятно, не только из-за политического веса, но ещё и благодаря богатству его жизни. Не посвятив себя целиком политике и не занимая в партии самых первых рядов, он становится известен ещё и как учёный, деятель просвещения, как один из «виновников» автономии университетов»10.

В начале 1906 года в стране проходили выборы в Государственную Думу, все лидеры партии конституционных демократов были выдвинуты кандидатами в депутаты. По признаку партийной принадлежности большинство мест заняли конституционные демократы — 176 человек. Избрано также 102 представителя «Трудового союза», 23 социалиста-революционера, 2 члена Партии свободомыслящих, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 18 социал-демократов (меньшевиков), 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 членов партии демократических реформ, 100 беспартийных.

Власть сделала несколько попыток сближения с кадетами, предложив им сформировать коалиционный кабинет с участием других либеральных групп, но руководство партии кадетов на это не пошло в ожидании полного политического краха действующего правительства.

В.И.Вернадский в выборах в Думу не участвовал, так как должен был от университета (некоторые источники утверждают, что от имени партии, но это неверно) войти в Государственный Совет, который должен был утверждать законопроекты, принятые Государственной Думой. Государственный Совет должен был на две трети назначаться из высших сановников, а на одну треть — выбираться из представителей общественных слоев и профессий. О составе Совета Вернадский позднее писал, что «были люди с именами и большим внутренним содержанием... Но не они задавали тон». Более того, в одной из дневниковых записей 20-х годов Вернадский сообщает: «ничтожная и серая, жадная и мелко хищная толпа среди красивого декорума…И это отсутствие содержания сказалось в грозный час».11

В 1906 году, находясь в составе Государственного совета, предложил амнистию заключенных по “политическим, аграрным и религиозным делам”, но безуспешно. Резко выступал против смертной казни.

Вернадский недолго проработал в составе Государственного Совета (с апреля по июль 1906 года).

После роспуска в июле 1906 Государственной думы в знак протеста вышел из состава Государственного совета, уехал вместе с левой группой членов Думы в Выборг, где подписал т.н. “Выборгское воззвание”, призывавшее не вступать в армию, не платить налоги, не исполнять законы, которые приняты без одобрения Думы:

«Граждане! Стойте крепко за попранные права народного представительства, стойте за Государственную Думу. Ни одного дня Россия не должна оставаться без народного представительства. У вас есть способ добиться этого: Правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. А потому теперь, когда Правительство распустило Государственную Думу, вы вправе не давать ему ни солдат, ни денег».

В начале 1907 года Вернадский входит в редакцию московской кадетской газеты «Новь», где публикует, в частности, такие статьи, как «Академия Наук в 1906 году», «Смертная казнь», противником которой он неизменно выступал, «О новых выборах в Думу», «Наука и проект университетского устава А.Н.Шварца». Последняя была вызвана тем, что этот проект устава предусматривал прекращение научных исследований в университетах.

В течение 13 лет работы в ЦК он принимал участие в 15% его заседаний. Наиболее активно участвовал в заседаниях ЦК партии кадетов в 1912, 1914, 1915, 1916 гг. Причем в 1912 и 1914 гг. он присутствовал на 50% заседаний ЦК и выступал на них, а в 1915 и 1916 гг., несмотря на посещение примерно лишь одной трети заседаний, интенсивность его работы на заседаниях не сократилась. Лишь 1913 г. стоит особняком из-за снижения политической активности ученого по причине поездки в Америку и Европу.

За время работы в ЦК В.И. Вернадский не раз избирался в различные комиссии и комитеты. Это происходило в начале и в конце его партийной деятельности: с 1905 по 1907 гг. и с 1915 по 1917 гг12.

В конце 1915 года Вернадский по настоянию и представлению своей партии конституционных демократов снова избирается в Государственный Совет, где заседает вместе со своим другом Ольденбургом. В государственном Совете этого периода Вернадского поразило полное непонимание государственными сановниками происходящего. Через десять лет после этого Вернадский писал: «Было ясно, что вокруг царя пустое место... Но никто не ожидал произошедшего. Впрочем, помню свой разговор с А.И. Гучковым, вернувшимся из армии в 1915 году и нарисовавшим мне ужасающую картину катастрофы, близкой к свершившейся. Возможной в момент возвращения солдат домой...»

На основании изучения протоколов заседаний ЦК можно сделать следующие выводы. На заседаниях ЦК он выступал редко и по наиболее близким ему вопросам. С 1905 по 1911 гг. он не принимал активного участия в работе заседаний ЦК. Основная масса его выступлений приходилась на период мировой войны. Выступал он по следующим темам: организационно-тактическим вопросам партийного строительства, образовательным, национальным, положения страны в военное время.

Собственная организованность и самодисциплина ученого привлекала его внимание к вопросам, связанным с организацией деятельности партии и ее тактикой.

Будучи в течение долгого периода преподавателем, он интересовался и проблемами образования.

На наш взгляд, он был неравнодушен в основном к интересам славянских народов. Во время войны он был солидарен с основной линией партии кадетов во внешней политике – поддерживал войну с Германией до победного конца.

В партийные комиссии и комитеты товарищи по партии выдвигали его в самые сложные моменты жизни России: во время первой русской революции и мировой войны. Деятельность ученого в них была связана с близкими ему видами занятий, он избирался в редакционный комитет и комиссию по сношениям с иностранными органами печати, культурную комиссию и комиссии по международным отношениям и университетскому вопросу. Во время войны ученый выдвигался в комиссии по национальным вопросам (украинскому, литовскому).


Глава 4. Первая мировая война, революция 1917 года и гражданская война

В феврале 1917 года произошла революция, 26 числа Государственный Совет заседал в последний раз, его последним действием стала телеграмма царю в Ставку. Члены Совета предлагали Николаю отречься от престола, сместить правительство и передать власть Временному комитету Государственной Думы. Под телеграммой стоят подписи четырёх выборных членов, в том числе Вернадского и Ольденбурга.

Вернадский в этот период, оставаясь членом ЦК партии кадетов, ведёт большую научно-организационную работу, расширяется КЕПС, он становится председателем комитета Министерства земледелия, восстанавливается как профессор Московского университета, является членом комиссии по реформе высших учебных заведений.

В августе 1917 года Вернадский назначается товарищем (заместителем) министра просвещения; программа деятельности самого министерства была изложена им ещё в июньской статье «Задачи науки в связи с государственной политикой России», где он говорит, что революция не должна привести к распаду России как единого государства. Следует отметить, что Временное правительство состояло главным образом из кадетов и их сторонников (в его состав входил один социалист-революционер - Керенский).

До октября 1917 г. в дневниковых записях усиленно подчеркивает антибольшевистские, реставраторские настроения в Петрограде: «Всюду рост “корниловщины”»13.

Будучи в центре политических событий, Вернадский записывает 20 октября 1917 года: «В большевизме есть идейная сторона, но она так чужда сознательно действующим силам, что в конце концов чувствуется ими как дикая разрушительная сила»14.

Саму же октябрьскую революцию Вернадский воспринял негативно, социализм как идею воспринимал также негативно. В дневнике писал: «Всегда боялся, что социализм даст дисциплину казармы» и «Уважения к человеческой личности нет и не может быть в социализме».

Как известно, 25 октября Временное правительство было арестовано, но 1 ноября возобновилась теперь уже подпольная деятельность правительства (шесть министров и шесть заместителей, в том числе и Вернадский). Но смысла в их деятельности не было.

Здесь необходимо осветить эволюцию взглядов Вернадского, ранее выступавшего за либеральные демократические свободы. Можно констатировать презрение к собственному народу (в дневнике прямо записано – «Тяжело переживать презрение к своему народу»).  

В дневниках в период февральской революции отрицал возможность масс к самостоятельной роли в историческом процессе, но уже в конце октября – начале ноября 1917 года В.И. Вернадский вынужден признать, что массы солдат, крестьян и рабочих влияют на политику тех, кто случайно оказался у власти в этот период времени.

Например, лидеры эсеров и меньшевиков готовы были объединиться на почве «обороны Отечества», но «ничего не могут сделать с массами», которые жаждали мира любой ценой.

12 ноября он записал: «Большевистское движение, несомненно, имеет корни в населении, в черни, в толпе. Она не верит интеллигенции».

Осмысление революционных событий позже привели ученого к признанию самому себе в том, что «в вопросе о демократии мои мысли изменились. Обеспечение и создание elite – огромная цель».

И позже, в одном из своих писем середины 20-х годов В.И. Вернадский развил высказанную в 1917 году мысль: «Я уверен, что всё решает человеческая личность, а не коллектив, elite страны, а не её демос»15.

Кроме того, в этот период Вернадский начинает интересоваться ролью евреев в революции. Евреи и их роль стабильно упоминаются в дневниках Вернадского в период с 1917 по 1920 гг. Чаще всего он пересказывает чужую точку зрения, услышанную от друзей, сослуживцев, окружения. Говорить о стабильном антисемитизме, который ему приписывают современные "национал-патриоты”, пытающиеся выставить его апологетом “истинно русской державности” нет никакого смысла, ибо разговоры эти антинаучны.  Приведем пару цитат от октября 1917 года:

«Раса евреев — антигосударственная и сильная. Неужели то же самое и русь в народной массе? Ведь сейчас во многом проходят в жизнь настроения толстовства, сдобренные мировым интернационализмом евреев…среди лидеров большевиков много евреев».

17 ноября было опубликовано воззвание «От Временного правительства», в котором, в частности, говорилось: «Измученные трёхлетней войной, солдатские и рабочие массы, соблазнённые заманчивыми лозунгами: «немедленного мира, хлеба и земли», справедливыми по существу, но неосуществимыми немедленно и путём гражданской войны, взяли в руки оружие, арестовали Временное правительство, стали захватывать важнейшие государственные учреждения, уничтожать гражданские свободы и угрожать жизни и безопасности мирных граждан, беззащитных перед лицом начавшейся анархии».

И далее: «Для Временного правительства остаётся один путь ограждения интересов народа и государства: не покидать до последней возможности своих постов и охранять от захвата и разрушения те отрасли народного хозяйства, которые особенно важны для армии и страны...»

Одновременно было опубликовано постановление об открытии Учредительного Собрания 28 ноября 1917 года.

Реакция последовала немедленно: 17 ноября были закрыты все газеты, опубликовавшие эти документы, а 19 ноября появилось постановление Военно-революционного комитета, в котором говорилось: «Подписавших упомянутое заявление бывших министров и товарищей министров С.Прокоповича, П.Малянтовича, А.Никитина, К.Гвоздева, А.Ливеровского, С.Маслова, В.Вернадского, А.Нератова, М.Фридмана, Н.Саввина, К.Голубкова, Г.Краснова отправить под надёжным караулом в Кронштадт под надзор исполнительного комитета Кронштадтского Совета рабочих и солдатских депутатов».

Вернадский уезжает в Украину 22 ноября в соответствии с решением Отделения физико-математических наук Академии о его командировке «в южные районы страны по состоянию здоровья и для продолжения работ по живому веществу».

Через несколько дней, 28 ноября, была запрещена партия кадетов и началась охота на её руководителей. На этом кадетский этап деятельности академика закончился. Будучи в Париже уже в конце 1921 года, Вернадский получает приглашение принять участие в заседании кадетской партии в эмиграции, но он не видит смысла возвращаться в политику и от приглашения отказывается.

Более того, он критически относится к белоэмигрантам. В записи летом 1924 г. В.И. Вернадский говорит о белоэмигрантской молодежи, идеализирующей царский режим: «Им кажется, что во главе власти стояли люди морально и умственно головой выше окружающего»16.

В Украине после прихода к власти гетмана Скоропадского возник вопрос об организации Украинской Академии наук, что и было предложено сделать Вернадскому, который при этом исходил из следующих соображений: «Лучше всего взять за образец Российскую Академию, приблизить её к запросам жизни. Академия лучше должна способствовать быстрому развитию производительных сил, материальной и духовной культуры украинского народа». При этом Вернадский поставил условие: он не будет принимать украинское гражданство.

Кадетским периодом завершается активная фаза деятельности Вернадского как политического деятеля. В следующей главе мы рассмотрим взаимоотношения советского государства и Владимира Ивановича Вернадского.


Глава 5. Советский ученый

В Советской России В.И.Вернадский прекращает всякую политическую деятельность.

Он выражает лояльность существующему строю действиями. Так, 12 июля 1940 года трое советских учёных - Вернадский и двое его учеников Хлопин и Ферсман отправляют записки на имя Председателя Совнаркома СССР Н.А.Булганина и в Президиум Академии наук. Они писали: «Мы считаем, что уже сейчас назрело время, чтобы Правительство, учитывая важность решения вопроса о техническом использовании внутриатомной энергии, приняло ряд мер, которые обеспечили бы Советскому Союзу возможность разрешения важнейшего вопроса современной науки».

В марте 1943 года в Академии Наук СССР и в Украинской Академии Наук отмечался восьмидесятилетний юбилей В.И.Вернадского, а в газетах появилось сообщение о награждении его орденом и Сталинской премией I степени в размере двухсот тысяч рублей.

Половину премии Вернадский перечислил в фонд обороны Родины, а почти вся вторая половина премии была истрачена на помощь друзьям и на покупку геологических коллекций для Академии Наук.

В благодарственной телеграмме на имя И.В.Сталина Вернадский писал: «Прошу из полученной мною премии Вашего имени направить 100 000 рублей на нужды обороны, куда Вы найдёте нужным. Наше дело правое, и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы - основы исторического процесса, когда ум человека становится огромной геологической, планетной силой»17.

Истинное отношение к Советской власти Вернадский выражал в дневниковых записях. Например, дневниковая запись от мая 1944 года: «Вчера чувствовал унижение жить в такой стране, где возможно отрицание свободы мысли».

Тем не менее, делал и подписывал официальные заявления и обращения.

Искренне  давал положительные оценки индустриального развития СССР, восхищался подвигом советского народа, армии и полководцев.

Известно, что Вернадский пытался помочь репрессируемым коллегам, десятки раз обращался с письмами в Президиум Верховного Совета СССР, в СНК, в Прокуратуру СССР, в НКВД.


Заключение

На основании всего вышеизложенного можно проследить формирование и изменение политических взглядов В.И. Вернадского

Формирование политического идеала В.И. Вернадского произошло в основном к концу 90-х гг. XIX в., что четко прослеживается на основании анализа его дневниковых записей и переписки.

Вначале это были взгляды типичного российского либерала, негативно относящегося к самодержавному строю России, принимающему основные либеральные ценности и идеалы, готового к политической борьбе за них, а пока не настало время для легализации этой борьбы, ведущего общественную деятельность. Легальная политическая деятельность была разрешена в 1905 г., и В.И. Вернадский включился в нее, имея за плечами достаточно богатый опыт участия в работе на благо общества и багаж либеральных политических ценностей.

Он получил возможность работать в законосовещательном органе страны – Государственном Совете, и кроме этого заниматься политической деятельностью в качестве члена ЦК созданной при его участии партии конституционных демократов.

Либеральные взгляды Вернадского фактически не претерпели изменений вплоть до Октябрьской революции. Среди них:

1. Отношение к государственному строю России и самодержавной власти на протяжении всего исследуемого периода было негативным. Для него было характерно неприятие практически всех действий современного ему правительства. Он отрицательно относился к самодержавию, считая его ответственным за реакционную внутреннюю политику и, в особенности, за подавление свободы личности в стране.

2. Сформировавшийся политический идеал Вернадского позволил ему разделить взгляды и ценности, отстаиваемые партией конституционных демократов. При размышлении над политическим устройством страны он критиковал теорию марксизма. Политическим идеалом для ученого была демократия.

3. Отношение к политической деятельности оформилось у Вернадского в 90-х гг. XIX в. Следует отметить, что он выступал за необходимость создания четкой либеральной партийной программы, политическую борьбу с самодержавием, основные права человека.

4. Отношение к общественной деятельности у него было двойственным. Но оно пронизано чувством долга – нравственной обязанностью личного участия в общественной жизни страны. На протяжении всей своей жизни он воспринимал общественную деятельность как свой гражданский долг. Лишь признание необходимости в этой деятельности давало ему положительный эмоциональный заряд.

В высказываниях В.И. Вернадского, относящихся к русскому обществу в целом и его отношению к общественной жизни, в упрек обществу ставится апатия, холопство, а также отсутствие не только условий для достойной общественной деятельности в стране, но и нежелание вести эту деятельность.

Октябрьские события 1917 г. поколебали его уверенность в демократическом политическом идеале.

Ученый вынужден был признать, что в современной ему России демократия в чистом виде неприемлема из-за низкого уровня развития гражданского общества.

В процессе столкновения с социальной действительностью произошло переосмысление ценности демократии. Вернадский начинает говорить о формировании элиты.  В 1920 году Владимир Иванович Вернадский записал в своём дневнике: «Для меня исчезает основа демократии. Ведь русская демократия - это царство сытых свиней...»

Размышляя о возможных путях развития политической системы России и всего человечества, Вернадский анализировал различные политические теории прежде всего с позиций соблюдения прав личности.

Именно с этой точки зрения он критиковал социалистические доктрины в целом, хотя и приветствовал многие положения о ближайших социальных реформах.

В Советской России Вернадский в политической деятельности не участвовал.

 


Библиографический список

  1.  Аксенов Г.П. Сила братства // Природа. 1988. №2.
  2.  Вернадский В.И. Дневники 1917-1921. Киев, Наукова думка, 1994
  3.  Вернадский В.И. Письма Н.Е.Вернадской / Сост. Н.В.Филиппова. Т. 1-3. М., 1988-1994.
  4.  Вернадский В.И. Предисловие к книге “Очерки и речи” //Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Мочалова, В.С. Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 1989.
  5.  Вернадский В.И. Публицистические статьи / Сост. В.П.Волков. М., 1995.
  6.  Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./Сост. Г.П. Аксенов. - М.: Современник, 1993.
  7.  Волков В.А., Куликова М.В. Российская профессура “под колпаком” у власти// Вопр. истории естествознания и техники. 1998. №2.
  8.  Гришунин С., Рогова Э. Беседы за “круглым столом”. //Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./Сост. Г.П. Аксенов. - М.: Современник, 1993.
  9.  Гумилевский Л.И., “Вернадский”. М., “Молодая Гвардия”, 1988, с. 18
  10.  Каганович Б.С. Люди и судьбы: Д.И.Шаховской, С.Ф.Ольденбург, В.И.Вернадский, И.М.Гревс по их переписке 1920-1930-х гг. // Звезда. 1992. №5/6.
  11.  Н. И. Пономарев, В.И. Вернадский – социокультурное достояние Тамбовского края, "Тамбовская жизнь" 7 мая 2002 г
  12.  Н.В. Невзорова, И.В. Вернадский и Тамбовщина, Издательство ТамбГТУ, г. Тамбов, 2008
  13.  Научное и социальное значение деятельности В. И. Вернадского — : Сб. науч. тр. / [АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники, Ленингр. отд., Комис. по разраб. науч. наследия акад. В. И. Вернадского]; Под общ. ред. А. Л. Яншина. — Л.: Наука : Ленингр. отд-ние, 1989 г.
  14.  Никитенко Сергей Митрофанович. Научная и общественно-политическая деятельность В.И. Вернадского в период революционной эпохи 1905-1917 гг. : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02 / Никитенко Сергей Митрофанович; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2009.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/625
  15.  Соколов Б.С. Вернадский и ХХ век. // Природа. 1988, №2.
  16.  Соловьев К.А. Кружок "Беседа". В поисках новой политической реальности. 1899–1905 / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН (Наука), 2009.
  17.  Сорокина М.Ю. Георгий Вернадский в поисках “русской идеи” // Рос. науч. эмиграция: двадцать портретов. М., 2001
  18.  Шаховской Д.И. Письма о братстве / Публ. Ф.Ф.Перченка, А.Б.Рогинского, М.Ю.Сорокиной // Звенья: Историч. альманах. М.; СПб., 1992.

1 Гумилевский Л.И., “Вернадский”. М., “Молодая Гвардия”, 1988, с. 18

2 Научное и социальное значение деятельности В. И. Вернадского — : Сб. науч. тр. / [АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники, Ленингр. отд., Комис. по разраб. науч. наследия акад. В. И. Вернадского]; Под общ. ред. А. Л. Яншина. — Л.: Наука : Ленингр. отд-ние, 1989., с.98

3 Гумилевский Л.И., “Вернадский”. М., “Молодая Гвардия”, 1988, с. 26

4 Аксенов Г.П. Сила братства // Природа. 1988. №2. , с.31

5 Н.В. Невзорова, И.В. Вернадский и Тамбовщина, Издательство ТамбГТУ, г. Тамбов, 2008, с.4

6 Н. И. Пономарев, В.И. Вернадский – социокультурное достояние Тамбовского края, "Тамбовская жизнь" 7 мая 2002 г, с.13

7 Соловьев К.А. Кружок "Беседа". В поисках новой политической реальности. 1899–1905 / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН (Наука), 2009. с.96

8 Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./Сост. Г.П. Аксенов. - М.: Современник, 1993., с.173

9 Гумилевский Л.И., “Вернадский”. М., “Молодая Гвардия”, 1988, с.76

10 Соколов Б.С. Вернадский и ХХ век. // Природа. 1988, №2, с.32

11 Вернадский В.И. Дневники 1917-1921. Киев, Наукова думка, 1994, с.57

12 Никитенко Сергей Митрофанович. Научная и общественно-политическая деятельность В.И. Вернадского в период революционной эпохи 1905-1917 гг. : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02 / Никитенко Сергей Митрофанович; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2009.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/625

13 Вернадский В.И. Дневники 1917-1921. Киев, Наукова думка, 1994

14 Вернадский В.И. Дневники 1917-1921. Киев, Наукова думка, 1994

15 Вернадский В.И. Письма Н.Е.Вернадской / Сост. Н.В.Филиппова. Т. 1-3. М., 1988-1994, с.186

16 Вернадский В.И. Дневники 1917-1921. Киев, Наукова думка, 1994

17 Научное и социальное значение деятельности В. И. Вернадского — : Сб. науч. тр. / [АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники, Ленингр. отд., Комис. по разраб. науч. наследия акад. В. И. Вернадского]; Под общ. ред. А. Л. Яншина. — Л.: Наука : Ленингр. отд-ние, 1989., с.98




1. это по сути определение стоимости бизнеса точнее той его доли которая приходится на оцениваемый пакет ак
2. Статус державних символів
3. СЛУЖБА ПОРЯДКА В ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ
4. Женский образ в рассказе АИ Куприна «Олеся»
5. задание 8 С 3 В НГДУ Х
6. Трутень Пустомеля Живописец Кошелёк
7. Лабораторная работа 2 Установка виртуального сервера и создание базы данных
8. Троллейбусный парк 2 2
9. Основные типы знаковых систем культуры Каждому человеку более или менее понятна семиотика его родной кул
10. модуль векторного произведения ; в работу совершаемую силой на пути ; г проекцию вектора на век
11. О мерах государственной поддержки общественных объединений ведущих работу по военнопатриотическому воспи
12. і. Хімічні реакції можуть бути гомогенними та гетерогенними
13. Тема 4 Основы трудового права РФ ~ 2 ч Особенности труда лиц работающих в районах Крайнего Севера и прир
14. 042002 N 36ФЗ от 09
15. Это также ответная реакция потребителя на комплекс условий формирующих его мотивацию к объекту и целям пок
16.  2012 р
17. Лекция 4 Классическая древнегреческая философия- Платон и Аристотель
18. У першому рядку число та місяць кодуються відповідно до їх порядкових номерів а рік двома остан
19. Изложение- Система образования в Канаде
20. Модуль Виробнича практика Основні обов~язки та професійні дії медичної сестри педіатри