Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лекция 4. ПОСЛЕПЕЧАТНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Послепечатные процессы включают весь комплекс операций по переработке отпечатанных листов в готовую полиграфическую продукцию.
В качестве послепечатных процессов рассматриваются: разрезание оттисков, брошюровочно-переплетные и отделочные процессы.
1. Обработка отпечатанных листов
Разрезание листов может производиться из рулона, если печать ведется на ролевой печатной машине. При листовой же печати осуществляется подрезка печатных листов или разрезание оттисков на экземпляры. В ряде случаев, например, при производстве упаковки или этикетки, применяется высечка из бумажного полотна.
1) Сталкивание листов это выравнивание их в стопе по длине и ширине. Выравнивание производится на верные стороны (по этим взаимно перпендикулярным сторонам лист выравнивается по передним и боковым упорам печатной машины). Необходимость сталкивания вызывается недостаточным выравниванием листов на приемке печатных машин. Сталкивание выполняется вручную или на машинах для сталкивания.
2.) Счет листов. Необходимость операции счета листов возникает при контроле выработки и некоторых беловых товаров. Счет важная операция на предприятиях, выпускающих продукцию строгой отчетности.
3) Разрезка листов в стопе.
Подрезка срезка кромок у листов для устранения косины, смятия кромок и получения нужного формата.
Разрезка разделение стопы бумаги на требуемое количество частей. Разрезке перед фальцовкой подвергаются отпечатанные листы текста, иллюстрации, форзацы.
Количество частей, на которые требуется разрезать отпечатанные бумажные листы перед фальцовкой, может быть определено следующей формулой:
где D доля листа;
d число долей в тетради;
Sл число страниц в бумажном листе;
SТ число страниц в тетради.
Точность разрезки отпечатанных листов влияет на точность фальцовки. Брак при разрезке неисправим. Допустимые отклонения от заданного размера по длине и ширине зависят от вида продукции и составляют для книжной продукции ±1мм, для этикеток может достигать ±0,01 мм, а по косине 0,1 % от длины реза. Современные бумагорезальные машины обеспечивают эти допуски. На точность резки влияют следующие факторы:
Геометрические параметры стопы (высота стопы). С увеличением высоты стопы точность разрезки ухудшается, растет ∆ отклонение в миллиметрах от точности разрезки в зависимости от высоты, как по показателю от заданного размера по ширине, так и по показателю косины
Рекомендуемое количество листов бумаги в стопе (привертке) в зависимости от массы колеблется от 500 до 1000. Максимальная высота стопы во всех бумагорезальных машинах 13 см.
Длина реза на точность разрезки влияния не оказывает.
Качество материала (прочность на раздавливание и разрыв, объемная масса, толщина, гладкость). Наиболее точно разрезаются бумаги гладкие, толстые, с большим объемным весом. Эти бумаги меньше деформируются под прижимом и не вытягиваются из-под балки прижима. Коэффициент трения этих бумаг низок и отрезаемая часть легко смещается фаской ножа.
Влажность бумаги. При повышении влажности снижается прочность бумаги на разрыв, повышается точность разрезки, но при большой влажности увеличивается коэффициент трения бумаги и затрудняется смещение отрезаемой части и точность разрезки снижается. Оптимальная влажность 78 %.
Давление прижима. С увеличением давления прижима вероятность вытягивания листов из-под прижима уменьшается и точность увеличивается. Однако разные по свойствам бумаги требуют различного давления. Так, бумаги с большим объемным весом и гладкостью режутся точно при удельной силе давления прижима 2025 кгс/см, а бумаги с малым объемной массой требуют большего давления, т.к. возможно их вытаскивание из-под прижима во время резки.
Острота ножа. Острота ножа связана с радиусом закругления режущей кромки, который изменяется от 4 до 40 мкм. С затуплением ножа увеличивается вероятность вытягивания листов из-под прижима, падает точность, возрастает косина.
Характер движения ножа. Наибольшую точность дает вертикальное движение ножа, но при сабельном движении обеспечивается плавное врезание, повышается чистота реза, поэтому в бумагорезальных машинах используется именно сабельное движение.
Скорость работы. Точность растет с увеличением скорости работы
до 40 цикл/мин.
2. Брошюровочно-переплетные процессы это технологические операции:
Качество брошюровочных и переплетных процессов определяется следующими критериями:
Листоподборкой (брошюровкой) в полиграфическом процессе называют подбор отпечатанных или сфальцованных листов/тетрадей в блоки для последующей их обработки (сшивки, склейки, и т.п.). Листоподборка выполняется на листоподборочных автоматах, которые по типу построения делятся на вертикальные (башенного типа) и горизонтальные (поточного типа).
Фальцовка и биговка
Под фальцовкой понимают сгибание листов печатной продукции. Фальцовка выполняется на специальных фальцевальных автоматах и применяется при изготовлении как листовой продукции (буклеты), так и многостраничной для образования так называемых тетрадей.
При изготовлении многостраничной продукции операция фальцовки часто выполняется одновременно с листоподборкой для ускорения процесса производства брошюр.
Вариант фальцовки должен быть выбран до печати, т.к. он определяет спуск полос при подготовке к печати. Вариант фальцовки зависит от объема тетрадей, геометрических размеров и доли листа, направления отлива бумаги в тетради по отношению к линии корешка книги и от экономичности процесса фальцовки и последующих операций. Варианты фальцовки классифицируются по следующим признакам:
Зависимость количества долей и страниц в тетради от количества сгибов показана в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Количество сгибов |
Количество долей в тетради |
Количество страниц |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
2 |
4 |
8 |
3 |
8 |
16 |
4 |
16 |
32 |
По количеству сгибов фальцовка бывает односгибная, двухсгибная, трехсгибная, четырехсгибная. В один сгиб фальцуются форзацы, обложки, накидки, вкладки, дробные части печатного листа.
По взаимному расположению последовательных сгибов фальцовка может быть параллельной, перпендикулярной и комбинированной.
Параллельная фальцовка требует специального спуска полос, при котором все страницы издания располагаются в одну линию. Такой спуск не удобен в работе и применяется для изготовления буклетов, детских книжек.
Комбинированная фальцовка применяется в основном при книжной
фальцовке на ролевых ротационных печатных машинах, что вызвано конструкцией машины. При этом варианте волокна бумаги располагаются поперек последнего сгиба, что снижает качество тетрадей.
При четырехсгибной фальцовке образуются две замкнутые полости, и воздух не может выйти из них, при фальцовке образуются складки и морщины, поэтому рекомендуется перфорация головочного сгиба.
По положению сгибов на листе фальцовка бывает симметричная и смещенная со шлейфом. При симметричной фальцовке сгиб располагается по оси симметрии бумажного листа. Шлейф нужен для раскрывания тетради посередине при шитье нитками или проволокой.
По наличию и месту разрезки фальцовка бывает с промежуточной разрезкой, с концевой разрезкой и без разрезки. Промежуточная разрезка дисковыми ножами использовалась ранее в многотетрадных фальцевальных машинах. Этот прием позволял получать из одного бумажного листа 2, 4, 8 разных или одинаковых тетрадей. Фальцовка с концевой разрезкой применяется в рулонных ротационных машинах для разделения тетрадей «двойников».
По количеству одновременно фальцуемых листов различают с подборкой и без подборки.
Золотое правило фальцовки сгибы вдоль волокон бумаги получаются чище и лучше. Дело в том, что в направлении волокон бумага более прочна и жестка, а в поперечном растягивается и набухает сильнее. Способов определения направления волокон много. Один из самых простых: положить два листа бумаги на край стола перпендикулярно друг другу. В листе, который изгибается быстрее и больше, волокна располагаются параллельно краю стола. Часто встречаются заломы бумаги при фальцовке по сплошным запечаткам. Одно из решений ослабить давление между валами фальцевального оборудования. Еще одна причина разрывов при фальцовке пересушенная мелованная бумага с влажностью менее 5%. Бумагу плотнее 170 г/м2 следует биговать, настраивая биговочные каналы так, чтобы материал не рвался.
В случае работы с плотными бумагами или картонами (обычно более 170 г/кв.м), перед выполнением фальцовки производят операцию биговки. Это продавливание канавки в листе бумаги, облегчающее последующее ее сгибание. Защищает место сгиба от растрескивания, как самой бумаги, так и красочного слоя. Рекомендуется для бумаг повышенной плотности и картонов. Обеспечивает формирование аккуратного корешка Она заключается в создании микро-желобка в том месте, где пройдёт сгиб. Желобок-биг существенно увеличивает точность расположения сгиба; кроме того, без него на плотной бумаге при сгибе могут возникнуть изломы.
Биговка обычно выполняется на отдельном биговальном или фальцевальном оборудовании при установке на него специального ножа. Существуют машины, способные биговать и фальцевать изделие за один прогон.
Задача скрепления книжных блоков соединить скомплектованные тетради или листы в блок.
Существующие способы можно подразделить на две группы: швейные и бесшвейные. На схеме (рис.18) представлена классификация способов скрепления.
Рис. 8.1. Классификация способов скрепления
Выбор способа обусловлен видом продукции, назначением, объемом издания, сроком службы и интенсивностью пользования.
В полиграфии чаще всего применяется два типа скрепления: шитьё проволокой (или скрепками) и клеевое (так называемое бесшвейное).
При скреплении проволокой брошюра подбирается полистно (т.е. один разворот вкладывается в другой), затем весь блок фальцуется и скрепляется металлическими скрепками. Вся операция по скреплению обычно выполняется за один приём. Такой тип скрепления достаточно экономичен и применяется для брошюр с небольшим количеством полос (как правило, до 6080, в зависимости от плотности бумаги). Для более толстых брошюр этот вид скрепления неприменим, так как полученная брошюра не будет закрываться.
При клеевом скреплении отпечатанные листы сперва фальцуются (для получения тетрадей), а уже затем подбираются и склеиваются. Скреплять таким образом в принципе можно брошюры любой полосности, но наилучшие результаты (с явно оформленным корешком) получаются при полосности не менее 60 полос. Клеевое скрепление, как правило, дороже проволокошвейного; кроме того, оно имеет свои ограничения добиться прочного скрепления блока, напечатанного на плотной мелованной бумаге, как правило, не удаётся.
3. Отделочные процессы применяются для придания печатной продукции новых эксплуатационных свойств и лучшего вида. К ним относятся:
Припрессовка пленки термический процесс нанесения на одну или обе стороны оттиска, бумаги или картона прозрачной полимерной пленки со слоем клея или без него. Как правило, определяется нужная толщина и степень глянцевитости материала.
Скругление углов отделочная операция, наиболее известная по карманным календарикам. Не менее эффективно используется при изготовлении визиток и в любой другой карточной и малоформатной листовой продукции. Помимо чисто декоративного эффекта «защищает» наиболее частоповреждаемые уголки от замятия.
Вырубка (высечка штампом)
Вырубку (высечку штампом) можно отнести к одному из важнейших методов обработки печатной продукции, так как достаточно большое количество изделий обрабатывается этим методом. Это процесс, при котором продукция разрезается по определенному шаблону. Вырубка производиться с помощью высекального инструмента (штампа).
Перфорация также относиться к операции высечки.
Вырубка (высечка штампом), при котором сохраняется внешняя форма изделия используется для подготовки сервисных зон продукции, таких как линии отрыва, боковые отверстия, смотровые окна и т.д. При вырубке заданного образца из основы, изделие приобретает новую геометрическую форму.
Лакирование это процесс нанесения слоя лака на печатную продукцию. В настоящее время лакирование является достаточно эффективным и популярным процессом послепечатной обработки, выполняя различные защитные функции, а также улучшая внешний вид продукции.
Лакирование бывает полным и селективым, а в зависимости от типа используемого лака этот процесс можно разделить на три основных вида:
лакирование масляными лаками;
лакирование дисперсионными лаками на водной основе;
лакирование ультрафиолетовыми лаками (УФ).
Лакирование масляными (защитными) лаками осуществляется непосредственно в печатной машине. В основном они используются для защиты красочного слоя печатной продукции. Так, обложки, папки, буклеты и др. полиграфическая продукция, в которой использован фон однородного цвета, рекомендовано покрывать защитным лаком. Это защитит ее от стирания верхнего слоя краски, а также от эффекта «жирных пальцев». Стоимость этого вида лакирования является одним из самых низких. К недостаткам можно отнести легкий желтоватый оттенок, который появляется на пробельных (незапечатанных) участках бумаги.
Лакирование дисперсионными лаками на водной основе отличается экологической чистотой, практически бесцветностью и высокой прозрачностью. Они решают те же задачи, что и масляные лаки.
Лакирование ультрафиолетовыми лаками более дорогой и технологически более сложный процесс. В нем используются специальные УФ-сушки с мощными УФ-лампами и системой обдува. В результате получается достаточно плотный слой лака с высокой степенью глянцевости. Печатная продукция, кроме защиты, получает презентабельный внешний вид. При лакировании УФ-лаком может возникнуть ряд проблем. Так, если отлакировать не высохший тираж, возможна деформация слоя лака. Поэтому получить качественную продукцию можно лишь строго соблюдая технологию производства.
Основной целью УФ-лакирования в полиграфии является улучшение внешнего вида печатного изделия путем придания ему глянца. Глянец изделию придает специальный ультрафиолетовый лак, который наносится на изделие. Сушка лака происходит под воздействием УФ-лучей, после чего изделие приобретает роскошный глянцевый вид.
Достоинства УФ-лакирования состоят в ярко выраженном декоративном эффекте, приданию изделию повышенной стойкости к истиранию, моментальное высыхание лака, возможность добавления в лак различных перламутровых или металлизированных вкраплений, что дает возможность дополнительных интересных визуальных эффектов.
УФ-лакирование может быть сплошным и выборочным. Можно отлакировать отдельные элементы изделия, к которым по замыслу дизайнера необходимо привлечь особое внимание.
Внешний эффект УФ-лакирования практически соответствует ламинированию, а стоимость печатной продукции, покрытой УФ-лаком, значительно ниже ламинированной.
Применяют УФ-лакирование при печати различных видов полиграфической продукции: упаковки, этикеток, журналов и каталогов, календарей, открыток, POS-материалов и т.д.
Металлизирующие эффекты печати
К таким отделочным процессам можно отнести тиснение фольгой, плоское(блинтовое) тиснение, рельефное (конгревное) тиснение фольгой и без нее, печать на металлизированной бумаге и применение металлических красок.
Использование металлизированных эффектов придает полиграфической продукции два разных эффекта, в зависимости от используемой технологии:
1. Зеркальный эффект( тиснение фольгой);
2. Металлический цвет и блеск (использование металлизированных красок (золотой или серебряной), а также использование металлизированной бумаги.
Тиснение фольгой заключается в получении зеркального оттиска на материале для достижения блестящего отражающего изображения. В комбинации с печатью или блинтовым тиснением, тиснение фольгой получается очень эффектным и передает ощущение богатства и презентабельности.
Отражающий металл является элегантным элементом дизайна. Как правило, его активно используют в производстве этикеток и упаковки, где задачей печатной рекламы является привлечение покупателей к месту продажи. Упаковка для продуктов питания, винные этикетки, этикетки для табачных изделий, этикетки и упаковка для напитков - все эти продукты используют в своей рекламе отражательную способность фольги для достижения " металлического" внешнего блеска.
Для придания металлического эффекта полиграфической продукции можно использовать металлизированные краски. Металлизированный эффект ассоциируется с прогрессом, современностью, перспективностью. Блеск, получаемый при печати металлизированными красками, достаточно слабый и его отражательная способность далека от отражательной способности, получающейся при теснении фольгой
Достоинством применения металлических красок является то, что их применяют во время печатного процесса, поэтому дополнительных расходов на послепечатную обработку не требуется. Обходится печать металлизированными красками дешевле тиснения фольгой.
Для создания отражающего эффекта можно использовать печать непосредственно на металлической бумаге. Такую бумагу изготавливают на фабрике путем нанесения на обычную бумагу или картон тончайшего слоя алюминиевой фольги. Правда, печать на подобной бумаге имеет определенную специфику, поэтому должна проходить под контролем опытного технолога. Однако, несмотря на некоторые особенности технологического процесса, в результате печати на металлизированной бумаге, продукция получает общий привлекательный блестящий внешний вид. Причем могут достигаться хоть и достаточно неожиданные, но очень красивые, переливающиеся изображения. Если Вы не боитесь экспериментировать и не должны обязательно попасть в какой-то определенный цвет, то этот способ для Вас подходит.
Нельзя не упомянуть и о способе бронзирования. Хотя этот способ используется очень давно, он еще не утратил своей актуальности. Суть технологии бронзирования состоит в том, что на свежую еще краску только что отпечатанного изделия, насыпают порошок бронзы или алюминия. Недостаток этого способа в том, что слой офсетной краски очень тонок и не в состоянии удержать достаточное количество порошка, в результате чего металлизированный эффект выражен неярко. Чтобы усилить эффект металлизации, на краску наносят толстый слой специального клея, который помогает удерживать гораздо большее количество порошка, и вследствие этого, получать более выраженный эффект металлизации.
Выбор способа металлизации зависит от многих составляющих: от получения желаемого эффекта, от вида изделия, от имеющегося бюджета. Конечное решение должно приниматься обязательно вместе с технологом.
Холодное тиснение фольгой
Тиснение фольгой - один из самых любимых и популярных методов отделки этикеточной и упаковочной продукции. Горячее тиснение фольгой является достаточно дорогим методом обработка полиграфической продукции, в то время как заказчику хочется снизить затраты, это тем более важно, если этикетки требуется напечатать небольшими тиражами. В подобном случае изготовление этикеток обходится очень дорого, поэтому была разработана новая технология для устранения или уменьшения этих расходов, называемая холодным тиснением фольгой.
Для холодного тиснения фольгой используются узкорулонные ротационные печатные машины. В холодном тиснении фольгой используют традиционную печатную форму способа высокой печати с использованием клея для закрепления фольги на материале после тиснения. Метод холодного тиснения дает возможность обрабатывать материалы, чувствительные к воздействию температуры. Правда, имеются определенные требования к поверхности обрабатываемого материала - достаточно высокая гладкость, что дает возможность обрабатывать подобным методом только глянцевую мелованную бумагу и пленочные материалы.
При проведении процесса холодного тиснения, могут использоваться клеевые вещества двух типов. Наиболее популярен метод, использующий клеевое вещество, затвердевающее под воздействием ультрафиолетового излучения после закрепления фольги к материалу. Лампа UV осуществляет процесс сушки клеевого вещества через фольгу, в результате чего после высыхания ненужная фольга снимается с поверхности материала. Остается только неповрежденное изображение. Окончательное закрепление фольги происходит через 1-2 дня. Нанесенная таким образом фольга иногда покрывают лаком или применяют кэширование пленкой.
Конгревное тиснение это процесс получения рельефного изображения без краски и фольги при локальном сжатии материала между нагретым штампом и контрматрицей, предоставляющую собой зеркальную копию штампа. Оно может использоваться как в качестве самостоятельного элемента дизайна, так и в комбинации с тиснением фольгой.
Конгревное тиснение применяют для отделки обложек, открыток, картонной упаковки, этикеток и др.
Проблемы послепечатной обработки и пути решения
Допечатные и печатные процессы часто требуют гораздо меньших затрат труда и времени, чем брошюровочно-переплетные и отделочные. Дефекты же, допустимые в послепечатной обработке, в значительной степени определяют качество печатного изделия и могут свести на нет все усилия печатников.
Как показывает опыт, при резке проблемы намного чаще возникают не из-за плохого качества бумаги, а из-за недостаточной или неправильной заточки ножей. Еще одна сложность в процессе резки отмарывание, когда перед резкой не удается до конца высушить отпечатанные листы. При небольшом тираже отмарывание в процессе резки можно устранить, прокладывая между запечатанными чистые листы дешевой бумаги. Нельзя забывать, что чистоцеллюлозный картон всегда режется хуже, чем макулатурный или с содержанием древмассы.
При вырубке также важна заточка ножей, но не их острота, а профиль. Общее правило таково: для вырубки сложных по форме изделий предпочтительнее нож с одним скосом (в отличие от двухстороннего), что позволяет избежать сколов в месте вырубки мелких деталей. При этом, на внутренней части резина должна быть жесткой, а на наружной мягкой. Нельзя забывать и о равномерности установки давления на штампах, чтобы избежать непрорубов. При планировании операций для тиражей, которые должны печататься на невпитывающих материалах (металлизированная бумага, синтетика) с последующей вырубкой, нельзя применять крупнодисперсный противоотмарывающий порошок в процессе вырубки листы начинают скользить относительно друг друга.
Обычные рекомендации для нормального тиснения тщательный подбор температуры, давления и типа фольги. Не рекомендуется тиснение бумаги с массой 1 м2 менее 80 г слишком высока вероятность обрывов.
При сшивке на скрепку отрицательное влияние оказывает статическое электричество, накапливаемое бумагой. В некоторых типографиях применяют очень простой метод снятия статики: рядом с запечатанной стопой ставят ведро воды.
Иногда делаются попытки лакировать чистоцеллюлозную бумагу без покрытия это лишено смысла, поскольку бумага без покрытия хорошо впитывает лак, и никакого эффекта не достигается.
При тиснении и конгреве внешне очень похожие виды могут вести себя совершенно по-разному. Например, бумага и картон «Дали» и «Неттуно». «Дали» более эластична, и на ней получается существенно более глубокое тиснение. Однако палитра цветов богаче у «Неттуно».
Очень похожи картоны «Хромолюкс», «Спледролюкс» и «Веницелюкс». Но опыт показывает, что для тиснения (особенно больших площадей) лучше подходит «Сплендролюкс» или «Веницилюкс», а более качественного конгрева удается добиться на «Хромолюксе» возникает меньше заломов и трещин.
Одна иг лучших марок бумаги для конгрева с высоким подъемом «Кашемир». Она отличается высоким содержанием натуральных волокон, поэтому очень мягка и эластична. Характеристики материалов важно учитывать при выборе толщины клише. Противоположный пример: «Пергамента» и синтетическая бумага «Полилит», тиснение по которым выполнять сложно. Такие марки как бумага «Стардрим» и картон «Кейколор» хорошо ведут себя не только при тиснении, но и в большинстве других послепечатных процессов.
Качество ламинирования и припрессовки напрямую зависит от структуры поверхности бумаги или картона. Максимальное качество достигается на материалах высокой гладкости. Бумагу же с неровной поверхностью (например, «Неттуно», «Ривз», «Эфалин») ламинировать крайне сложно.
Качество ламинирования и припрессовки на запечатанной офсетной металлической краской поверхности зависит от того, насколько хорошо краска высохла. Серебро сохнет от трех дней до двух недель. Достаточно долго (до одной недели) сохнет краска на матовой бумаге. Поэтому при использовании «долгосохнущих» материалов следует отводить на выполнение заказа больше времени. Само ламинирование следует делать только после полного высыхания краски. В противном случае сцепление пленки с бумагой окажется недостаточным, и при дальнейших операциях по конгреву, вырубке или биговке может произойти отслаивание пленки.
Отпечатки, предназначенные для ламинирования, не нужно покрывать офсетным лаком на поверхности остаются следы мелких чешуек. Дело в том, что лак является своего рода прослойкой между бумагой и пленкой, а достаточного сцепления между ними нет. Желательно свести к минимуму использование противоотмарывающего порошка, поскольку любая мелкодисперсная смесь оставляет под пленкой пузырьки воздуха, которые портят внешний вид продукции.
Относительно простая, на первый взгляд, операция биговки также требует творческого подхода. Раньше она делалась на стационарном станке с биговальными каналами двух видов 1 и 2 мм шириной. Но сейчас эти работы выполняются на тигельном прессе, причем для каждой марки бумаги подбираются индивидуальные и различные по ширине контрбиговки (от 0,8 до 6 мм) чем толще материал, тем больше расстояние между контрбиговками. Биг может наноситься как с лицевой, так и с оборотной стороны.
Сложности с фальцовкой очень часто возникают при выборе дешевых материалов они начинают лопаться на сгибах. Зная эту особенность определенной марки картона или бумаги, грамотный менеджер, принимающий заказ, должен заложить в стоимость работы затраты на биговку. Точно так же следует поступать и в случаях сплошных запечаток, когда перед фальцовкой приходится биговать даже тонкую бумагу. Это особенно характерно для запечаток серебряными красками. Иногда биг лучше наносить на сторону, противоположную той, куда должна выполняться фальцовка.
Часто расположение большинства линий фальцовки изделия противоречит экономному спуску полос для заказа. Можно сэкономить на операциях (например, избежать лишнего бига, необходимого при фальцовке поперек волокон бумаги), а можно на расходуемом материале. Эта непростая задача ложится на плечи менеджера по приему заказа, и от того, как он ее решит, зависит себестоимость и срок выполнения.
Сложности могут возникать и при попытке повторить удачный продукт с использованием других материалов. Пример конверт из картона в два сгиба для авиабилетов, который по конструкции повторял ранее выполненную работу. После первого сгиба внутри наносятся два поперечных бига, а края подклеиваются. Для нового заказа был выбран достаточно дорогой, но слишком плотный (255 г/м2) картон двухстороннего мелования GraphiArt Duo. В результате оказалось, что он для подобного варианта не годится: конверт не складывался и практически не склеивался.
Удобство приклеивания следует учитывать и при дизайне папок и коробок, особенно если предусматривается лакирование. Лакированные поверхности склеиваются плохо, поэтому лучше применять выборочное лакирование, оставляя чистыми клапаны. В особо «тяжелых» случаях приходится смывать лак с клапанов ацетоном.
Опыт показывает, что даже изготовление типовых заказов, таких как квартальные календари, требует тщательного планирования и учета особенностей материалов.
Отделочные процессы придания лучшего внешнего вида готовым изделиям, а также повышения их износоустойчивости (припрессовка пленки, ламинирование, лакирование) предъявляют основные требования к однородности обрабатываемого материала. Если шероховатая бумага имеет неравномерный просвет, выражающийся в колебании ее плотности по площади, это приводит к колебаниям шероховатости и пористости. Значит, условия сцепления с наносимыми при ламинировании и припрессовке (кашировании) пленками будут изменяться, что может привести к пятнистому внешнему виду изделия, а возможно, и к отделению пленки от его поверхности.
При лакировании колебания плотности бумаги по площади приведут к различию в восприятии лака поверхностью (более уплотненные участки впитывают меньше) и возникновению пятнистости по глянцу. Чем более гладкая и равномерная по шероховатости покрываемая поверхность, тем лучше результат.
При лакировании бумаги, имеющей пухлую структуру, жидкий лак «проваливается» и улучшения внешнего вида не происходит. Для получения однородного глянцевого покрытия поверхность бумаги должна быть сомкнутой и однородной как по рельефу, так и по плотности.
,
швейные
бесшвейные
проволокой
спиралями;
пластмассовыми или проволочными гребнями
клеевые
механические
с силовым
замыканием
нитками
Способы скрепления