Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лекция № 4. 29.03.2006.
Философия Нового Времени.
Философия Нового Времени охватывает собой 3 века: с XVII по XIX в. Она связана с установлением и развитием капиталистических производственных отношений.
XVII век. Спецификой развития философии 17-го века явл. ее ориентация на науку, поэтому на первый план выдвигаются гносеологические проблемы. И одной из важнейших проблем становится проблема метода научных исследований. Эта проблема решалась с позиции эмпиризма и рационализма двух ведущих направлений философии 17-го века.
Эмпиризм.
Френсис Бэкон на основе эмпиризма разработал метод научного познания метод эмпирической индукции. Суть: любое научное исследование должно исходить из опыта или эксперимента, а дальше должно осуществляться обобщение опытных данных посредством разума.
Индукция это движение мысли от частного к общему. Методом индукции пользовался еще Сократ, но Бэкон вносит новации в понимание индукции. Суть новой индукции состоит в требовании отыскивать факты, которые не подтверждают, а напротив, опровергают доказываемое положение. Но чтобы делать правильное обобщение, нужно освободить разум от ошибок или идолов.
Всего Ф.Бэкон насчитывает 4 вида идолов:
Только очищенный от этих идолов человеческий разум, по мнению Бэкона, способен делать правильные выводы и получать знания. «Знания сила».
Линии эмпиризма продолжают Джон Локк, Джордж Беркли и Давид Юм. Но если у Бэкона философия носила материалистический характер, то у Локка мы встречаем элементы идеализма, который становится определяющей тенденцией для Беркли и Юма. Возможность идеализма философии Локка вытекает из понимания им опыта. Если Бэкон под опытом понимает эксперимент, то Беркли говорит, что помимо экспериментальной деятельности, ощущений человека (внешнего опыта) сущ-ет внутренний опыт наблюдение человеческого разума за своей собственной деятельностью. В этом заключается возможность идеализма. Локк утверждает, что человеческая душа или разум это чистая доска, и только опыт на нее наносит все новые и новые письмена.
В начале 18-го века Дж.Беркли сводит теорию к внутреннему опыту человека. Его философия принимает характер субъективно-идеалистической. Он говорит о том, что вещи, которые, как мы думаем, сущ-ют независимо от нас, на самом деле комплекс наших ощущений. Суть субъективно-идеалистической философии: существовать значит быть воспринимаемым. Со временем Беркли приходит к объективно-идеалистической философии. Ее суть заключается в том, что в то время, когда субъект не воспринимает мир, сущ-ет Бог, который явл. основой начала всего сущего и который гарантирует существование вещей в отсутствии восприятия субъекта.
Юм не выходит из рамок субъективного идеализма, он придерживается агностицизма учение, которое говорит о том, что человек не может познать мир, который находится вне его сознания. Юм занимается только вопросами гносеологии.
Эмпиризм.
Рене Декарт утверждает, что человеческому разуму от рождения даны некие идеи (математические понятия, логические законы, идея Бога). Единственный источник разум. Посредством метода дедукции можно получить все знания.
Дедукция это движение мысли от общего к частному. Основные требования исходить в процессе познания из ясных, самых очевидных истин. Но для того, чтобы получить такую истину, необходимо все подвергнуть сомнению, даже такие очевидные истины, как 2∙2=4 и то, что у квадрата 4 стороны.
Декарт говорит, что последовательно произведенное сомнение относительно всего позволяет утвердить единственное, что не подлежит сомнению факт самого мышления. «Нельзя помыслить, что я не мыслю». Если нечто обладает свойством, значит оно сущ-ет. Из этого он делает вывод: «Я мыслю, значит я существую». Это утверждение явл. самоочевидной истиной, на основе которой можно выстроить логическое метафизическое знание.
Проблема единства мира учение о субстанции.
Декарт, отталкиваясь от утверждения «Я мыслю, значит я существую», выстраивает свою метафизику, существенной характеристикой которой явл. дуализм. Он говорит, что единственной субстанцией явл. Бог, но Бог творит 2 субстанции: материальную и духовную, которые сущ-ют независимо друг от друга и не сводятся одна к другой. Такое учение и называется дуализмом.
Проблему единства мира Декарт решает именно с позиции дуализма. Но т.к. эти 2 субстанции не сводятся друг к другу, они обладают 2-мя свойствами: материальная субстанция протяженностью, а духовная мышлением. Вещь, которая мыслит, не может быть материальной. Но дуализм Декарта непоследователен, потому что обращаясь к человеку как к психофизическому существу, в котором объединено и телесное, и духовное начало, он вынужден отступить от этой позиции. Таким образом, он поставил психофизическую проблему. Декарт говорит о том, что в головном мозге человека есть некая шишковидная железа место взаимодействия духовного и телесного начала.
Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц проблему единства мира решают иначе, чем Декарт.
Учение Спинозы о субстанции можно определить как пантеистический монизм. Он говорил, что основой всего сущего явл. 1 субстанция - природа и Бог они тождественны и представляют собой одну субстанцию. Отсюда название: «пантеистический монизм». Эта одна единственная субстанция обладает двумя атрибутами: протяженностью и мышлением, следовательно, любое материальное образование обладает мышлением.
Лейбниц дает еще одно решение проблемы с позиции плюрализма. Он говорит о том, что основу мира составляют множества духовных сущностей монады. Они не могут взаимодействовать друг с другом. Лейбниц говорит: «Мы видим в мире гармонию», значит она (гармония) заранее предустановленна Богом.
XVIII век. Век просвещения. Основное внимание уделяется распространению, а не развитию научного знания. Этот век утверждает веру в силу человеческого разума. Считается, что посредством разума можно изменить социальные условия жизни людей. Поэтому характерной особенностью явл. то, что на первый план выходят проблемы социальной философии.
Вольтер идея просвещенной монархии вера в то, что просвещенный монарх может осуществить правление в интересах всего народа.
В эпоху просвещения выделяют 4-х философов - великих французских материалистов 18-го века: Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций. Все они были воинствующими атеистами. Признавали, что социальные условия жизни людей оказывают одно из важнейших влияний на их развитие.
Жан Жак Руссо, труды которого стали идеологической основой для Великой французской революции, говорил о том, что необходимо вернуться к естественному состоянию человека, который не испорчен цивилизацией, для того, чтобы быть счастливым и нравственным. Цивилизация привела к неравенству и, как следствие, к регулярным социальным бедам.
Следующий этап связан с периодом немецкой классической философии. Этим понятием обозначают учения пяти немецких философов: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Этот этап захватывает период со 2-ой половины XVIII века по 1-ую половину XIX века. Основная заслуга немецкой классической философии состоит в том, что философами была поставлена по-новому проблема отношения между субъектом и объектом познания, раскрыта активная роль субъекта познания, разработана диалектика и как теория развития, и как метод научного исследования (как антиметафизика).
Родоначальником немецкой классической философии явл. Кант. В созданной им философии выделил 2 части: гносеология и этика. Впервые в истории философии мысли Кант предметом философского анализа сделал не природу и не человека, а специфику познающего субъекта. Это был переворот. Познание осуществляется посредством априорных форм: чувственности, рассудка, разума. Априорные неврожденные знания, чел-к их приобретает в процессе жизни. К априорным формам чувственности относятся пространство и время.
Особенность философии Канта заключается в том, что всю сущность он разделил на вещь в себе (мир существует сам в себе, независимо от человека) и мир явления человеческого сознания. Мир в себе воздействует на чел-ка и вызывает его ощущения. Это не то же самое, что воздействие на чел-ка вещи. Мы ничего не можем сказать о мире. Мы вкладываем познания в пространственно-временные рамки. Этика Канта основывается на категорическом императиве, который утверждает «поступай так, чтобы максима твоей воли в то же время могла иметь силу всеобщего законодательства», т.е. нравственным является чел-к, поступки которого являются образцом для других людей. Это может произойти только тогда, когда чел-к поступает из чувства долга. При этом Кант говорит, что такое поведение должно осуществляться свободно, а не по принуждению.
Философия Гегеля он создал философскую систему, которая положила начало абсолютного идеализма, поскольку основой всего сущего явл. абсолютная идея.
Все сущее обязано своим существованием развитию абсолютной идеи. А развитие абсолютной идеи представляет собой процесс познания абсолютной идеей самой себя.
Природа, с точки зрения Гегеля, это инобытие. Но это инобытие принципиально важно для абсолютной идеи, т.к. из него выходит чел-к, наделенный сознанием.
Сознание чел-ка Гегель определяет как субъективный дух. Но чел-к сущ-ет в сообществе, поэтому развитие субъективного духа переходит в развитие объективного, под которым понимается общественное чел-кое познание, которое представляется в морали, праве и государственности.
Философия находит в себе адекватное положение. Под философией Гегель имеет в виду свою философию, которая представляет собой истину. Такая философская система Гегеля входит в противоречия диалектики. Она утверждает, что нет пределу развития, т.к. оно бесконечно.
Завершает развитие немецкой классической философии Фейербах, который считал Гегеля своим вторым отцом. Но тем не менее, Фейербах выступил с критикой против философии Гегеля. Фейербах создал свое философское учение материалистической философии в особой форме. Создает философию антропологического материализма предметом философии является чел-к и природа как базис человека. Следовательно, чел-к рассматривается как существо природное, а не социальное. На антропологическом принципе выстраивается религия, этика.
Человек природное, родовое существо, которому свойственно переживание. Главное любовь человека к человеку. Любовь выступает критерием истины и бытия. Любовь связь, вытекающая из самой природы в виде мужского и женского стремления. Это не эгоистическое чувство, чел-к не может получить его в одиночку, и религия мешает любви человека к человеку. Поэтому Фейербах считает, что традиционную христианскую религию необходимо заменить земной.
Учения Гегеля и Фейербаха положили начало к развитию марксистской философии.
XIX век. В середине 19-го века Маркс и Энгельс создали марксистскую философию (одна из трех частей марксизма). Марксизм включает в себя: марксистскую экономию, марксистскую философию и теорию марксистского коммунизма. Марксистская философия состоит из 2-х частей: исторического и материального идеализма.
Основное положение: не сознание определяет бытие людей, а общественное бытие определяет их сознание. Основой общественного бытия является экономическая сфера, способ производства, кот. составляет единство производительных сил общества и его производительных отношений.
Основной закон: материально-производственная среда определяет политическую, социальную и духовную сферу общественной жизни. Именно конфликт между производительными силами общества и производительными отношениями приводит к смене общественной экономической формации посредством революции.
Выделяются следующие виды формаций:
Коммунизм такая ассоциация людей, в которой всестороннее развитие каждого является условием всестороннего развития всех.
PAGE 24