Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Универсальные лексические категории омонимы придают речи экспрессию я

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Лексические и грамматические явления

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Универсальные лексические категории

  1.  омонимы

- придают речи экспрессию, яркую эмоциональность; являются средством занимательной словесной игры, обыгрывания слова. Омонимы могут придавать высказыванию комизм и двусмысленность. На многозначных словах и омонимах строятся шутки, каламбуры.

- придают языку живость, выразительность.

- придают комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура.

  1.  синонимы

- средство наиболее точного выражения мысли. Использование синонимов даёт возможность избегать однообразия речи, повторения одинаковых слов, делает нашу речь более точной и выразительной.

- помогают избежать однообразия изложения, 

- разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,

- позволяют всесторонне охарактеризовать образ, 

- помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, 

- позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,

- позволяют тонко и красочно описывать явления,

- способствуют точности и ясности высказывания,

- дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

  1.  антонимы

- быть средством выражения антитезы, усиливать эмоциональность речи.

- позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, 

- помогают высказать мысль с большей точностью, 

- делают речь яркой и убедительной.

  1.  паронимы

Лексика активного и пассивного запаса 

  1.  общеупотребительная лексика

- обозначают жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.

  1.  диалектизмы

- помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

  1.  профессионализмы

- помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,

- служат для обозначения различных производственных процессов, орудий - производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,

- служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,

- служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

- создания речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.

  1.  жаргонизмы

-речевая характеристики персонажей и создания нужного колорита.

  1.  арго
  2.  эмоционально окрашенные слова
  3.  архаизмы 

- служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,

- делают речь яркой и убедительной,

- служат для передачи торжественности момента,

- служат для воссоздания исторической обстановки,

- служат средством речевой характеристики персонажа,

- используются для создания комического эффекта, иронии;

- помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,

- подчёркивают достоверность сказанного,

- служат названиями реалий прошлых лет.

- служат для создания колорита древности при изображении старины.

- являются источником возвышенного звучания речи.

  1.  историзмы

- служат для создания колорита древности, минувшей эпохи,

- придают описанию прошлых времён историческую достоверность.

  1.  неологизмы

- являются своеобразным приёмом усиления выразительности.

  1.  заимствованные слова

- источник пополнения словаря.

  1.  старославянизмы
  2.  традиционно-поэтические слова
  3.  народно-поэтические слова
  4.  разговорная лексика

- речевая характеристики персонажей.

  1.  просторечные слова

- создаёт стилистическую окраску слова,

-  одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);

- используется для словесной характеристики героя.

  1.  книжная лексика

- позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,

- помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 

- служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,

- служат речевой характеристикой персонажей.

  1.  термины

- служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий.

- используются для характеристики изображаемой среды и языка.

  1.  фразеологизмы

- придают образность и выразительность речи. Фразеологизмы с ярко выраженной стилистической окраской используются как средство речевой характеристики персонажей; книжные фразеологизмы, обладающие окраской патетичности, используются для придания тексту торжественного тона; стилистически сниженные разговорные фразеологизмы способствуют созданию в тексте атмосферы непринуждённости, разговорности; фразеологизмы могут использоваться и для создания каламбурности речи.

- придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,

- характеризуют все стороны жизни человека.

  1.  крылатые слова
  2.  многозначные слова

- придают языку гибкость, живость, выразительность при описании предметов, явлений, свойств.

  1.  эмоционально-экспрессивная лексика
  2.  стилистически нейтральная лексика

- используется писателями как языковая основа произведения,

- употребляется в любых условиях общения,

- служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

23. слова с прямым значением

- служат для обозначения предметов, признаков, действий.
24 слова с переносным значением

- выступают как одно из средств выразительности речи.

Тропы

  1.  метафора

- занимает главное место, она позволяет создать емкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях.

- повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

  1.  метонимия

- это приём краткой выразительной речи

  1.  ирония

- помогает создать комический эффект.

  1.  гипербола

- гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

  1.  олицетворение

- повышает эмоциональную выразительность текста.

  1.  сравнение
  2.  синекдоха

- усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.

- усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

  1.  литота

- служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

  1.  эпитет 

- усиливают выразительность, образность языка произведения;

- придают художественную, поэтическую яркость речи;

- обогащают содержание высказывания;

- выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

- создают живое представление о предмете;

- оценивают предмет или явление;

- вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

- помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

- создаёт зримый образ предмета, явления,

- формирует эмоциональное впечатление,

- передаёт психологическую атмосферу, настроение.

- характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя.

- в описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека.

  1.  антономасия
  2.  аллегория

- выражает идеи глубокого философского содержания.

- используется в эзоповом языке - манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств.

- используется для того, чтобы обойти цензуру.

  1.  перифраза

- подчёркивает существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

  1.  художественный символ

Стилистические фигуры

  1.  градация

- предельно точно и выразительно передаёт мысль автора.

  1.  антитеза

- выражает экспрессию,

- отражает философские вопросы жизни и смерти.

3. оксюморон

- подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме,

- создаёт эмоциональное впечатление.

4.лексический повтор 

- помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,

- средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,

- средство передачи монотонности и однообразия действий,

- повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,

- средство выражения многократности или длительности действия.

- выделяет ключевое понятие.

  1.  анафора

- средство создания поэтического подтекста.

- усиливает выразительность речи, логическое выделение;

  1.  эпифора

- средство эмоционального воздействия на читателя,

- выделения ключевого понятия

- усиление интонаций, оттенков звучащей речи.
2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ГАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.

Морфема - это наименьшая значимая часть слова. 

В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): 

  1.  корень
  2.  приставка 
  3.  суффикс 
  4.  окончание
    Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
    Части речи:
    а)
    самостоятельные
  •  имя существительное
  •  имя прилагательное

- частотность прилагательных в тексте определяется частотностью имен существительных;

- прилагательные являются источником речевой экспрессии в художественной и публицистической речи;

- обладают широкими изобразительно-выразительными возможностями;

- выполняют эстетическую функцию;

- выполняют информативную функцию.

Употребление прилагательных в различных функциональных стилях отличается следующими особенностями:

- преобладание в научном и официально-деловом стилях относительных прилагательных;

- обилие качественных прилагательных в художественной речи;

- широкое использование кратких прилагательных со значением модальности в официально-деловом стиле;

- в художественной речи прилагательные являются источником речевой экспрессии;

- прилагательные позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа;

- прилагательные используются для создания психологического портрета персонажа;

- использование прилагательных-эпитетов при описании пейзажей;

- отказ от использования прилагательных в художественном тексте при описании природы является стилистическим приемом, показывающим ироническое отношение автора к метафорическому слогу.

По значению прилагательные делятся на три разряда:

качественные - указывают на качество предмета, явления (яркий, тусклый);

относительные - несут информацию (летний, утренний);

притяжательные - указывают на принадлежность (кошкин дом, пионерский костер).

Качественные прилагательные отличаются следующими признаками:

- обладают широкими экспрессивными возможностями, так как они имеют оценочное значение;

- придают речи выразительность и эмоциональность;

- в переносном значении придает описанию образность;

- выразительность прилагательных-эпитетов может быть усилена с помощью троп (олицетворения, метонимии, гиперболы, сравнения).

Относительные прилагательные выполняют в речи следующие функции:

- в прямом значении во всех стилях речи выполняют информативную функцию;

- в зависимости от контекста относительные прилагательные, имеющие образное значение, могут придавать речи выразительность;

- переход относительных прилагательных в качественные способствует пополнению стилистических ресурсов языка.

Притяжательные прилагательные имеют следующие особенности:

- в силу своих грамматических особенностей (отсутствие степеней сравнения, форм субъективной оценки; от них не образуются наречия) обладают ограниченными стилистическими возможностями;

- придают речи фольклорный оттенок;

- широко используются притяжательные прилагательные, изменившие косвенные падежи по типу полных прилагательных, образованных от имен собственных;

- притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ин, выступая в роли качественных, придают речи экспрессивную окраску.

  •  имя числительное
  •  местоимение
  •  глагол

- используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека;

- речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования;

- использование глагола в речи является ярким образным средством;

- использование целого ряда глаголов детализирует описание;

- некоторые группы глаголов, обозначающие конкретные действия (красться, метаться, кувыркаться) используются как средство образной конкретизации речи:

для характеристики персонажа выбираются наиболее выразительные глаголы;

при передаче диалога нередко вместо глаголов «говорения» используются слова, изображающие действия, которые сопровождают речь;

глаголы часто подвергаются образному переосмыслению за счет широких выразительных возможностей;

- некоторые глаголы часто используются в переносном значении:

глаголы, характеризующие поведение животных (выть, скулить, лаять);

глаголы движения (плыть, ползти, идти);

некоторые глаголы допускают субстантивную замену (любить — относиться с любовью);

преобладание глагольных конструкций над именными в художественной речи придает ей эмоциональность и динамичность.

Использование в речи различных видовых форм глагола характеризуется следующими особенностями:

- глаголы несовершенного вида, обозначающие обобщенно-фактическое действие, указывают на действие, характерное обычно для совершенного вида;

- нейтрализация видового противопоставления способствует образному восприятию глагола;

- нейтрализация видового противопоставления расширяет выразительные возможности несовершенного вида;

- стилистически окрашенными являются глаголы совершенного вида, обозначающие одноактный способ действия с суффиксом –ану-, имеющие просторечную окраску;

- разговорный характер свойственен глаголам несовершенного вида, образованным с помощью приставки по- и суффиксов –ва-, -ива- (повизгивать, позевывать);

- экспрессивной окраской обладают глаголы, обозначающие усилительный способ действия (разоткровенничаться);

- в повелительном наклонении возможна нейтрализация видового противопоставления глаголов (сядь — садись);

- для выражения совета с помощью сослагательного наклонения используется несовершенный вид.

Временные формы глагола обладают широкими экспрессивными возможностями. Использование временных форм в различных стилях характеризуется следующими особенностями:

в научном стиле:

- используются малоупотребительные значения настоящего времени: настоящее регистрирующее, настоящее предположения;

- не используется настоящее историческое время;

- формы прошедшего времени практически не встречаются;

- для научного стиля характерно использование форм прошедшего и будущего времени в отвлеченно-обобщенных значениях;

в публицистическом стиле: широко используется настоящее историческое, придающее речи разговорный оттенок и экспрессию;

в художественной речи:

- активно используются экспрессивные формы настоящего исторического. Также настоящее время нередко употребляется в значении будущего для указания намеченного действия;

- используются экспрессивные формы прошедшего времени: давнопрошедшее время, прошедшее время, передающее мгновенно-произвольное действие, глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия (прыг, стук);

- формы будущего времени в художественной речи, как правило, употребляются в переносном значении, то есть в значении настоящего исторического и абстрактного настоящего.

Использование форм наклонения глагола в различных стилях речи характеризуется следующими особенностями.

- изъявительное наклонение стилистически нейтрально и широко используется во всех стилях речи;

- повелительное наклонение в основном используется в разговорной речи;

- в публицистике повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога;

- в научно-популярных текстах повелительное наклонение способствует восприятию текста и усилению внимания;

- повелительные формы глагола используются в заголовках статей;

- сослагательное (условное) наклонение широко используется как в разговорной, так и в книжной речи;

- частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску;

- разговорные частицы (да, же), присоединяемые к формам повелительного наклонения совершенного вида, придают им оттенок настойчивости, нетерпения;

- экспрессивно окрашенным является глагол в повелительной форме 2-го лица единственного числа, обращенный ко многим лицам;

- повелительное наклонение может обозначать вынужденную необходимость действия.

  •  причастие
  •  деепричастие 
  •  наречие

б) служебные

  •  предлог
  •  союз
  •  частица 

в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Синтаксические понятия:

  •  способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
  •  повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
  •  восклицательные и невосклицательные предложения
  •  простые предложения
  •  двусоставные и односоставные предложения
  •  типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
  •  неполные предложения
  •  распространённые и нераспространённые предложения
  •  БСП

- помогают автору показать одновременно происходящие события:  Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше. 

- помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части:  Наконец мы дождались: позвонил папа. 

- помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части:  Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. 

- помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 

- помогают автору противопоставить два события:  Лето припасает - зима поедает. 

- помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части:  Кончил дело - гуляй смело. 

- помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части:  Посеешь ветер - пожнёшь бурю. 

- помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части:  Дети стали большими - им надо серьёзно учиться. 

- помогают автору передать быструю смену событийРаздался выстрел - зверь упал. 

- помогают автору сравнить события:   Скажет слово - соловей поёт. 

  •  ССП

- ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался. 

- ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море. 

- ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...

  •  СПП

- СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.  

- СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

- СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. 

- СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть.  

- СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос... 

- СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. 

  •  обращения

- называет собеседника, того, к кому  (звательная функция): Лена, дай мне краску. 

- выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ... 

- раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост. 

- в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ... 

  •  однородные члены

- помогают перечислить действия героев;

- позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;

- конкретизируют признак предмета.

  •  обособленные согласованные определения,

- помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими. 

- помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;

- помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...) 

  •  обособленные несогласованные определения,

- помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев. 

- помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу. 

  •  обособленные приложения

- поясняют или уточняют нарицательное существительное;

- помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.

  •  обособленные обстоятельства

- выражают добавочное действие к основному;

- помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;

- помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы. 

- помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт. 

- помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.  

- помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть. 

- помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. 

- помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов. 

- помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле? 

- помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел. 

  •  обособленные дополнения

- несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;

- помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки. 

  •  обособленные уточняющие члены

- помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка... 

  •  обособленные поясняющие члены

- помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства... 

- помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. 

  •  вставные конструкции
  •  определенно-личные предложения:

- придают речи лаконизм, динамичность;

- газетным заголовкам – выразительность:

  •  неопределённо-личные предложения:

- используются в основном в разговорной речи;

- применяются для акцентирования внимание на действии;

- в публицистическом стиле придают речи динамизм;

- в научном стиле используются при описании опытов;

- в официально-деловом стиле употребляются наряду с безличными, инфинитивными;

  •  обобщенно-личные предложения:

- обладают наибольшей экспрессией;

- в поэтической речи приобретают народнопоэтический оттенок;

- в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях;

  •  безличные предложения:

- выражают различные оттенки долженствования, необходимости;

  •  инфинитивные предложения:

- придают речи эмоциональность и афористичность;

- используются преимущественно в разговорном стиле;

- в художественном стиле придают речи непринужденно-разговорную окраску;

- используются в диалогах и монологах, отличающихся эмоциональностью;

  •  номинативные предложения:

- обладают большими изобразительными возможностями;

- используются в различных описаниях;

- в зависимости от интонации могут выполнять экспрессивную функцию;

- придают речи динамизм;

  •  неполные предложения:

- являются характерной особенностью диалога;

- употребляются в книжных стилях, особенно - в научном;

  •  эллиптические предложения:

- являются средством придания речи эмоциональности;

- используются в основном в разговорной речи.

  •  вводные слова и предложения 

- выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно и др. 

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. 

- выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор. 

- указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой. 

- указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.   Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. 

- указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь. 

- указывают на источник сообщаемогопо словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам

и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.  

- используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. 

  •  прямая речь
  •  косвенная речь
  •  диалог 

Синтаксические средства художественной изобразительности

  •  риторические восклицания

- повышают эмоциональность высказывания,

- привлекают внимание читателя к определённым частям текста.

  •  риторический вопрос

- яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков

  •  риторическое обращение

- призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику,

- усиливает выразительность речи.

  •  параллелизм

- может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание.

  •  инверсия

- усиливает выразительность фразы, придаёт ей новый выразительный оттенок.

  •  эллипсис

- придаёт высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности.

  •  умолчание

- пробуждает глубокие мысли и чувства,

- придаёт речи экспрессивность и эмоциональность.

  •  смещение синтаксических конструкций

- передаёт прерывистость речи, волнение говорящего.

  •  присоединительные конструкции

- придаёт выразительность,

- отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими.

  •  парцелляция

- словоударная система, которая предполагает логическое ударение на каждое слово с целью его выразительности

  •  многосоюзие, бессоюзие

- многосоюзие способствует интонационному и логическому подчёркиванию выделяемых предметов;

- бессоюзие придаёт стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений.

  •  градация

- придаёт речи нарастающую интонацию и эмоциональную напряжённость.

Словообразование

Способы создания оценочных значений для различных частей речи

Способ образования

Имеет значение в тексте (можно использовать в качестве аргумента)

Примеры

Образование с помощью аффиксации существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение

в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску

братец, ручка

Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов

в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения, разговорную окраску или выражают негативную оценку

домина,

домище

Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью аффиксации

шутливая окраска

бумаженция, старушенция

собирательные существительные со значением пренебрежения

солдатня, пацаньё

отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением

суетня, кислятина

Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо

имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку

воображала, кривляка, бородач

Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки

в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску

вертлявый, высоченный

Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов

в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску, иногда придают речи фамильярную окраску или выражают сочувствие, иронию, пренебрежение

тысчонка,

миллиончик

Образование экспрессивных форм  местоимений с помощью суффиксов

всяческий, таковский

Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся

рядком, давненько

Образование наречий по типичным только для них словообразовательным моделям

впервой, опосля

Образование глаголов с оценочным значением от местоимений, существительных и прилагательных

якать, базарить, ловчить

Образование сниженных глаголов на -ничать

значение неодобрения, порицания

насмешничать

Образование сниженных глаголов на -ить, -уть

разговорно-просторечная окраска

температурить, тормознуть

Образование глаголов от нейтральных основ с помощью нейтральных аффиксов

сильная экспрессивная окраска

добегаться, подзаработать

Образование междометий и частиц с помощью суффиксов

сильная экспрессивная окраска

баюшки, агушки

  •  категория рода

- слова среднего рода наиболее употребительны в книжных стилях. Слова с продуктивными

суффиксами -ние-, -ство- указывают на состояния, действия, собирательность;

- в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окончаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу);

- существительные мужского рода отличаются отсутствием эмоционально-оценочных значений;

- личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке;

- широко используются продуктивные окказиональные словообразовательные модели. К ним относятся разговорные иронические названия (критикесса, директриса), а также окказионализмы с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка);

- существительные общего рода, имеющие значение лица, выражают эмоционально-оценочное значение;

- сочетание существительных разного грамматического рода, указывающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску;

- изменение формы рода существительного со значением лица придает речи комическую окраску.

  •  категория числа

- существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении;

- в определенных контекстах формы множественного числа существительных приобретают эмоциональную, экспрессивную окраску;

- образное переосмысление форм множественного числа имен собственных является источником речевой экспрессии;

- переосмысленные географические названия, употребленные во множественном числе, становятся стилистически окрашенными;

- множественное число отвлеченных существительных подчеркивает интенсивность действия, силу проявления признака;

- отвлеченные существительные во множественном числе могут указывать на конкретные проявления качеств, действий;

- широко используются в публицистическом стиле некоторые отвлеченные существительные во множественном числе (которые ранее использовались только в единственном числе).

  •  категория падежа

- для профессиональной речи характерно использование окончаний -а, -я именительного падежа множественного числа существительных (векселя, кителя, вензеля);

- разговорную окраску имеют некоторые существительные родительного падежа множественного числа (грамм — граммов, носок – носков);

- разговорную или просторечную окраску могут иметь варианты предложного падежа единственного числа существительных мужского рода (в цеху, в хору);

- устаревшие варианты падежных окончаний могут придавать речи необходимую по замыслу автора окраску.




1. Специальная педагогика в системе научных знаний
2. Загальна характеристика комунального підприємства Сумської обласної ради Підприємство виробничо-технологічної комплектації
3. сличение в одиночку или вподчитку ~ поиск орфографических и пунктуационных ошибок; сквозное смысловое ч
4. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
5. отличное дополнение в лабораторию любого диагноста или ремонтника радиоаппаратуры
6. Роль США и Китая в интеграционных процессах в рамках АСЕАН
7. Влияние аскорбатоксидазы на содержание витамина С
8. тематики Выполнила- Студентка 2 курса 5 группы Шкаруба Алина Витальевна
9. Тема- Договорные обязательства связанные с передачей имущества в пользование Подтема- Аренда Вопросы-
10. Критерии принятия инвестиционных решений и методы оценки инвестиционных проектов
11. Бухгалтерская обработка документа поступившего в бухгалтерию организации до записи данных в учетные регис
12. Я режиссерсценарист а ещё веду семинары по творчеству
13. Методические рекомендации для практических занятий Тема- Коллоквиум 3
14. тема 1. Поясните какой отдел головного мозга относится к заднему мозгу
15. альдекей 21 Организационнотехнологические особенности производства и основные показатели предприятия
16. 2008 В Берлине Германия был обнаружен полный комплект оригинальных проектов по строительству нацистс
17. Модели управления персоналом Модели управления персоналом- достижение целей Итак первая модель наиболе
18. Методичні рекомендації до виконання курсових робіт з дисципліни ldquo;Менеджментrdquo; для студентів III курсу сп
19. 1Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны [2
20. пособие по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы для студентов V курса по специальности стоматол