Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Филиал ГБОУ СПО РО
«Донской педагогический колледж» в г. Азове
Влияние современной игрушки
на психическое здоровье ребёнка
Шимкова Светлана
Студентка гр. Д3
2014
Введение
Одной из отличительных черт жизни современного ребёнка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребёнка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени её влияния на психику ребёнка, в то время как многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития детской психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения детей к жизни взрослых.
Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры (цивилизации), направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.
Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара - Солнца или Земли. Пирамидка - иерархическое мироустроение.
Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого.
Игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они используются как в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при обучении их на занятиях.
Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. При этом она должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной. Как средство гармонического воспитания детей игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей.
Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она - современная игрушка?
1.Значение игрушки в жизни ребенка.
1.1 История игрушки в России.
В интересном историческом документе «Екатерина II о воспитании и образовании внуков» даны правила, касающиеся воспитания посредством игры царевичей: трехлетнего Константина и пятилетнего Саши - будущего царя Александра I. Само существование такого документа свидетельствует об исключительно внимательном отношении к детским играм и игрушкам. Вот эти распоряжения русской царицы Екатерины Великой для приставников (наставников) ее внуков. «Веселость нрава Их Высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся. Малых неисправностей при игре не унимать. В игру их приставникам не мешаться, разве сами попросят, чтобы в оной участвовали. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были, и здоровье их от оных не претерпело вреда».
В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям.
Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве.
С давних пор существует обычай давать грудным детям погремушки. Этим игрушкам несколько тысяч лет. А более ста лет назад вокруг них возникли жаркие научные споры. Против погремушки «восстали» некоторые педагоги, имевшие непомерное стремление к научной подготовке детей с самых малых лет и серьезно уверявшие, что скрытый внутри погремушки предмет, производящий при движении шум, приучает ребенка к бездумности, так как причина шума ему не видна. Но другие возражали, что всякий шум сам по себе нравится ребенку, что уже очень важно. Шум, шелест, стук знакомят с понятиями «звук, тон, громкость», приучают регулировать качество и силу их воспроизведения. Безусловно, очень важно и то, что с определенного времени ребенок начинает соотносить собственные движения и появляющийся звук.
Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия.
Рассматривая образную символическую картину мира древних славян, применительно к игрушкам можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки буквально усыпаны изображениями птиц.
Птица - вестник небесного божественного мира - символизировала благодать Небесного Царства, радость ангельского пения, прославляющего Божий мир.
До сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготавливают мастера Сергиева Посада, можно увидеть контур Креста.
В противоположность этим традициям так называемые «современные игрушки ».
1.2 Игрушка как фактор развития ребенка.
Ребёнок не сразу научается отличать «игрушки» от «неигрушек». До 1-2 лет он пытается играть со всеми попадающими в его поле зрения предметами. Разнообразные неодушевлённые предметы входят в жизнь ребёнка в тот момент, когда он внезапно обнаруживает нечто в мире, отличное от его собственного тела и тела матери. Ребёнок открывает для себя, что его движения могут нечто изменять в окружающем мире, причём без помощи мамы. Хотя помощь мамы может и иметь место -- когда, например, она показывает, как гремит погремушка, и вкладывает её в руку ребёнка. Но открытие им того, что его движения могут производить звук, ребёнок делает сам.
Когда же возникает различение ребёнком игрушек и «неигрушек»? Оно возникает тогда, когда в жизнь ребёнка по ещё непонятным для него причинам входят первые правила поведения. До этого ребенку трудно, а точнее, и невозможно понять, какие предметы являются «серьёзными» вещами, а с какими он может играть сам, не спрашивая разрешения родителей. Поэтому проще назвать первые «неигрушки»: это ночной горшок, горячий чайник, электророзетка и др.
Играя с игрушками, ребёнок делает следующее открытие: оказывается, есть желания, которые он может удовлетворить без помощи матери, т. е. он не вполне безоружен перед лицом своей очевидной беспомощности. Многие труднопереносимые для ребёнка переживания игрушка делает преодолимыми. Например, ребёнку, отлучённому от тела матери, трудно заснуть одному, ведь родительское: «Иди спать» означает -- «Оставайся в одиночестве, я тебя покидаю», или, что то же самое, «ты мне больше не нужен, я не хочу быть с тобой».
Большинство детей сами находят выход, укладываясь спать вместе с мягкой игрушкой, замещающей тем самым отсутствующую мать и создающей иллюзию присутствия «друга». Как правило, ребёнок очень привязывается к одной-единственной мягкой игрушке, сопровождающей его ритуал отхода ко сну. Он очень дорожит ею, и столь же дорожить ею должны научиться и родители. Им не стоит побуждать ребёнка к тому, чтобы он дал поиграть её другим детям, братьям и сестрам, обменять или подарить кому-нибудь. Следует помнить, что эта игрушка заменяет маму в вынужденные минуты одиночества и тревоги перед наступлением темноты и на неё переносится сложный комплекс чувств, изначально адресованных матери.
Непрагматическое значение игрушки позволяет использовать её в разных ситуациях игры, делая этот предмет волшебным, а говоря точнее, магическим. Мир таких предметов становится текучим, постоянно превращающимся в отличие от мира «серьёзных», взрослых вещей и мира соответствующих им игрушек с фиксированным прагматическим значением. Мир постоянно превращающихся предметов есть мир магический. В этот «третий» мир и уходит прямая реализация желаний ребёнка, выходящих за пределы простого стремления подражать взрослым. Ведь подражая, ребёнок остаётся маленьким, а большим он может стать только в магическом, волшебном мире. Кстати, именно обострённое переживание ребёнком этого возраста противоположности «большой -- маленький» обусловливает вечный интерес детей к сказкам про великанов и лилипутов. А само это переживание становится особенно актуальным потому, что в игре ребёнок уже может подражать действиям взрослых, но не может осуществить их «на самом деле».
1.3 Психолого-педагогическая ценность игр и игрушек.
Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие -- способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.
В настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика односторонней оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, на обеспечение его психологического благополучия и защиту от негативных воздействий.
В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений необходимо активизировать работу с родителями в следующих направлениях:
- пропагандировать игр и игрушек, являющиеся педагогически ценными;
- разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;
- консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
- полифункциональность (игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.);
- возможность применения игрушки в совместной деятельности (игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, и инициировать совместные действия: коллективные постройки, совместные игры и др.);
- дидактические свойства игрушки (такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой и пр, могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки);
- принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов (эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством).
Игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний -- инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы и области их применения,-- оказывают позитивное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении, в том числе в педагогическом процессе.
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
- провоцируют ребенка на агрессивные действия;
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Таким образом, при выборе игрушки необходимо выяснить, что несет в себе игра, игрушка, каков ее смысл. Какие чувства пробудит игрушка у ребенка -- нежность, доброту, заботу, или противоположные -- агрессию, злость, раздражение... Дает ли она возможность коллективного использования -- совместной деятельности группы детей, взрослого и ребенка (как, например, настольные или спортивные игры, конструктор и т.п.). Поскольку именно в игре как совместной деятельности, построенной по принципу "Один за всех и все за одного" складывается умение вашего ребенка сотрудничать - соотносить свои действия с действиями другого, договориться в спорной ситуации, сопереживать.
Необходимым являются также и эстетические требования к игрушке -- соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления -- китч. Созданные мастерами рукотворные народные игрушки, часто в противовес фабричным, являются носителями духовных ценностей, хранителями опыта прошлого в настоящем, воплощением гармонии природы и красоты.
2. Современная игрушка в жизни ребенка
2.1 Виды современных игрушек.
Представления о том, где, когда и для чего детям могут понадобиться игрушки, за последние десятилетия существенно изменились, и ключевым для концепции современной игрушки стало слово развитие. Врачи и педагоги еще в XIX веке заговорили о развитии ребенка посредством стимуляции его двигательной и умственной активности, и важнейшую роль в этом процессе отводили именно играм и игрушкам, но, пожалуй, лишь к концу ХХ века этими идеями прониклись и производители игрушек. И сейчас любой продавец в магазине обязательно просветит вас - расскажет, что игрушка для младенца должна быть развивающей и функциональной, и продемонстрирует, какие навыки должна формировать и развивать заинтересовавшая вас игрушка. Часто соответствующие надписи есть и на этикетках (вы можете, например, прочитать, что эта погремушка «способствует быстрому развитию рук и глаз, общей координации движений, повышению внимательности», а та «развивает мелкую моторику»). А способов развивать все эти умения современная наука знает немало, им соответствует и оригинальность и остроумие технических, конструктивных решений. Современные игрушки можно классифицировать по разным признакам, например:
- по возрастному назначению (для новорожденных от 0 до 3 месяцев; для младенцев 4-5 - 12 месяцев; для детей 1-2 лет и т. д.);
- по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.п.);
- по воспитательному назначению, которые педагоги делят на:
- сенсорные (до года в основном звуковые - погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные - калейдоскоп);
- двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);
- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);
- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведерко, оружие);
- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).
Материалы, из которых делались древние, самые первые, игрушки, - кость (и другие ткани животных), глина, солома - теперь не в чести. Что-то на современный взгляд оказалось не таким уж прочным, что-то - не таким уж безопасным, чего-то (как птичьего горла и бычьего пузыря) и днем с огнем не сыщешь. Исключение составляет лишь дерево, оно по-прежнему активно используется для изготовления игрушек, однако из самого дешевого и доступного материала дерево в наше время превратилось в дорогой и чуть ли не экзотический. Большинство современных игрушек сделано из различных видов пластмассы, резины, синтетических тканей, иногда в состав игрушки входят металлические детали.
Фаворитами производителей игрушек стали синтетические (а не природные) материалы, прежде всего пластмассы, и тут нечему удивляться - появившись в ХХ веке, эти удобные, дешевые и доступные материалы изменили жизнь всего человечества, не только грудных детей.
Самая первая игрушка - это погремушка. Причем не та, которую берут в руки (малыш этого еще и не может), а погремушка-подвеска. Наряду с традиционными подвесками-гирляндами, которые вешали в кроватки еще наши мамы, теперь появилась подвеска-карусель (ее еще называют и «мобилем», и «подвеской над кроватной», и «игрушкой музыкальной подвесной вращающейся»), крепящаяся на одной из боковин кроватки и приводимая в действие рукой, потоком воздуха либо электрической батарейкой. К «коромыслам» таких каруселей подвешено, а на нитку гирлянды нанизано несколько разных или одинаковых (иногда разноцветных) небольших ярких игрушек - при прикосновении они звенят, а в некоторых каруселях еще и зажигаются лампочки, звучит негромкая мелодия. Существуют и подвесные одиночные погремушки, которые крепятся (часто на стилизованном ремешке) к боковине кровати, и вращающиеся погремушки на подставке, которые можно поставить на пеленальный столик, где малыш переодевается или принимает воздушные ванны. Все эти яркие игрушки будут привлекать внимание ребенка, сначала он научится концентрировать на них взгляд, потом станет следить за их движением, понемногу начнет тянуться к ним, и тогда придет пора новых погремушек - тех, которые можно взять в руку. А как они вообще устроены и насколько изменились погремушки за последние годы?
Принцип действия всех погремушек одинаков - это сосуд, наполненный небольшими предметами, способными при сотрясении производить некоторый шум. Однако эта общая конструктивная основа стала базой для бесчисленных модификаций. Познакомимся с некоторыми из них. Мы привыкли к ярким погремушкам со скрытым источником звука, но современная погремушка бывает и прозрачной, у которой все наоборот - корпус игрушки бесцветный, а внутри - цветные пластмассовые шарики. Такая игрушка приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.
Достаточно распространены сейчас и мягкие погремушки - игрушки с бубенчиком внутри, сшитые из синтетических тканей, гладких или с коротким ворсом, прочных и безопасных для ребенка. Они могут быть набиты мягким однородным материалом, маленькими гранулами, внутри них может прощупываться какой-либо предмет правильной геометрической формы (цилиндр, шарик и т. п.). Разнообразие фактуры поверхности и набивки обогащает опыт ребенка различными тактильными ощущениями и способствует развитию подвижности пальцев.
Среди мягких погремушек можно выделить ножную погремушку - сшитый в виде игрушки яркий браслет или носочки с бубенчиком внутри. Надетая на ножку ребенка погремушка привлекает его внимание к познанию своего тела, учит управлять им.
Популярны сейчас и погремушки, в основе которых лежит обычная связка ключей. Собранные на одном пластмассовом кольце три плоские однотипные игрушки разного цвета и разной формы дают ребенку представление о сходстве и различии, заранее знакомят его с предметами «взрослой» жизни, не говоря, опять-таки, о развитии мелкой моторики. Есть у них и еще одна функция: малыши с удовольствием «чешут» о них свои прорезывающиеся зубки.
Ребенок растет, и, постепенно вытесняя погремушки, в его жизнь начинают входить все новые игрушки. Перечислим лишь некоторые типы. Звуковые игрушки - «пищалки» (в отличие от погремушек, они упругие, и звук - более резкий и громкий - извлекается из них другим способом - сжатием корпуса игрушки) и разнообразные музыкальные игрушки (часто работающие на батарейках) - от мишки, способного рычать на разные голоса, до такой экзотики, как «мобильный телефон» (раньше таких «игрушек» не было и у взрослых).
Двигательные игрушки начинают особенно интересовать ребенка, когда он принимается осваивать окружающее пространство - сначала ползать, а потом ходить. Зачастую такие игрушки для самых маленьких обладают способностью производить и звуковые эффекты, как, например, неваляшка (целлулоидную неваляшку грудным детям давать не рекомендуется, но в продаже есть неваляшки из твердой пластмассы, предназначенные для детей от 6 месяцев). Всеми любимый мячик для детей этого возраста тоже нередко оснащается звуковыми эффектами: вы можете встретить как мячик-пищалку, так и некий «музыкальный шар» из пластмассы - если его толкнуть, он покатится, наигрывая разные мелодии. Малышам, делающим первые шаги, понравится каталка - игрушка на колесиках, повсюду следующая за хозяином, часто ее движение может сопровождаться различными эффектами (бабочка-каталка будет махать крыльями, у каталки-слоника колеса окажутся прозрачными погремушками с цветными шариками внутри, собачка превратится в пирамидку и т.
Конструктивные игрушки, такие как пирамидки, кубики, различные конструкторы, обычно рассчитаны на детей постарше, однако в специализированных магазинах можно найти и варианты, адаптированные к детям до года. Скажем, вы можете разыскать кубики для самых маленьких, они небольшого размера (чтобы ребенок мог удержать их в руке), сделаны из мягкой резины, снабжены пищалками, на каждой грани имеются рельефные изображения, которые ребенку будет интересно ощупывать, а некоторые из этих картинок еще и раскрашены.
Из вышесказанного видно, как нередко возникают затруднения при попытке отнести игрушку к тому или иному классу - зачастую игрушки объединяют в себе признаки и качества разных типов, становятся не просто функциональными, а многофункциональными: реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать одновременно на все его чувства.
Существуют также такие современные игрушки для самых маленьких как развивающий центр, он же игровой центр, он же детский комплекс. Вот примерное описание одного из таких комплексов: белая пластмассовая поверхность, к которой прикреплены разноцветные погремушки, игрушки-пищалки, зеркальце, что-то похожее на счеты, а в углу отверстия разной формы (ребенок должен подбирать игрушки, подходящие к этим отверстиям). Пока малыш лежит, комплекс располагается вертикально (крепится к боковине кроватки), когда ребенок садится, комплекс устанавливается наклонно (к одной из его сторон прикрепляются две ножки), а когда карапуз пойдет, комплекс превратится в стол на четырех ножках. Вариант развивающего комплекса для самых маленьких - турничок. Он ставится в кроватку над лежащим ребенком, на его перекладине подвешены различные погремушки, подросший ребенок может ухватиться за них и попытаться сесть - турничок не прогнется и не опрокинется. Еще одна популярная разновидность такого комплекса - так называемые «развивающие коврики», которые вешают на боковину кроватки или кладут на пеленальный столик: на яркой ткани будут разнообразные аппликации, погремушки, игрушки на «липучках», «пищалки», «шуршалки» и т. П
В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно, «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.
Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Например, ребенку постарше, может быть, будет очень приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-нибудь мебель. Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, - самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его (ее) друга или подруги.
2.4 Классификация современных игрушек
Все многообразие современных игрушек отражено в их классификациях, разработанных отечественными и зарубежными учеными.
Одна из первых классификаций принадлежит Е.А.Аркину, еще в первой половине прошлого столетия поставившему вопрос о необходимости организации исторического исследования, цель которого создание теории игры и игрушки. Он писал: «Только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика» [48, С38]. Идеи, высказанные этим исследователем, не потерли актуальность и сегодня.
Е.А.Аркин выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:
1) звуковые игрушки трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;
2) двигательные игрушки лук, стрелы, бумеранги и т.д.;
3) образные игрушки изображения животных и куклы;
4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.
Однако эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для психологов, педагогов, родителей по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка.
В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А.Флериной [45]. В ее основе лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка.
Классификация игрушки по Е.А. Флериной
Таблица 1.
№ |
Вид игрушки |
Примеры |
Развивающие возможности игрушки |
1 |
моторно-спортивные |
мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. |
способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера |
2 |
сюжетная |
люди, животные, транспорт, мебель и пр. |
содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт |
3 |
творческая трудовая |
всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. |
развивает конструкторские способности и изобретательство |
4 |
техническая игрушка |
различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. |
развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике |
5 |
настольные игры |
лото, домино, настольные футбол, хоккей и т.д. |
способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами |
6 |
веселая игрушка |
прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом |
воспитывают чувство юмора |
7 |
музыкальные игрушки |
поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией |
служат средством развития музыкального слуха |
8 |
театральная игрушка |
теневой театр, театр игрушек, марионеток |
подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие |
В психологии классификация игрушки разработана В.С.Мухиной [26]. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:
- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);
- игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).
2.3 Отрицательные черты современной игрушки.
Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребенка. Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать? Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. И это привело к кризису игровой культуры. В начале 70-х годов газеты пестрели заголовками: «Куда уходят детские игры?», «Кто поможет игрушке?» и т.п. Но, по мнению известного педагога В.М. Григорьева - собирателя, организатора и «реставратора» народной игры, играть стали не меньше, а хуже: «...качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, жестокое обращение с животными, бессмысленное разрушительство и т.п. Необходимы спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа». Из игры уходят ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.
К сожалению, совсем исчезли групповые игры - «воздух» детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора - величайшего богатства нашей культуры - сохранялись в детской субкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста.
Многие ученые-психологи пытались ответить на главный вопрос: зачем игра ребенку? Появились многочисленные научные концепции игры, в том числе и психологические. Однако сама суть, «тайна» игры оказались так и не раскрытыми.
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и... недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда и пр. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением.
Появление новой игрушки порой не только отражает уже существующий уровень технической оснащенности, но и в определенной мере может способствовать рождению новой технологии. Так, в конце XIX века представление о мире выразилось в широком распространении оптических игрушек (бинокли, подзорные трубы, микроскопы и пр.), что, как считается, определенным образом подготовило изобретение кинематографа. Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда - новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки.
Рассмотрим современные игрушки. Для девочек, конечно, Барби. К куклам прилагается инструкция-программа: сколько у Барби должно быть подруг (оказывается, не меньше 8), одежды, мебели, косметики, "бой-френдов" и пр. Таким образом формируется потребность и перспектива жизни- быть "как хорошая американская девочка".
Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они - дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней "бой-френда". На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. Это прекрасно чувствуют сами дети, правда, самые маленькие, нередко дающие Барби оценку "плохая", отказывающиеся с ней играть, а то и ломающие ее.
Исчезли из продажи куклы-голыши, которым надо шить одежду, лечить их, кормить и нянчить. Вместо них в магазине - реальные до жути новорожденные младенцы из пластика, абсолютно натуральные- как пособие для акушерок.
Самое главное достоинство мягкой игрушки - дарить нежность малышу. Эта ее особенность используется психотерапевтами и просто хорошими педиатрами; и, как показывает практика, -- симпатичный мишка, пушистый слоник или лохматая собака способны "вылечить" ребенка от страхов и даже от ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа.
А сейчас очень часто можно увидеть существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить.
Подарив любимому чаду миниатюрные наручники и резиновую дубинку, родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие - самый короткий путь решения проблем.
Это вовсе не значит, что любое оружие провоцирует жестокость. Игрушечный меч может оказаться грозным оружием мальчика против страха темноты, средством овладения собственным поведением: четырехлетний малыш, получив в подарок пластмассовый меч, тотчас направился с ним в темную комнату и через некоторое время вышел из нее счастливо улыбающимся: "Он убежал, Бармалей!"
Разумеется нужно воспитывать в сыновьях смелость, отвагу и мужественность. Но может быть, игрушечные воины, которых родители смастерят вместе с сыном, окажутся более приемлемы для воспитательных целей?
Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному и нравственно-духовному росту, которая не требует однозначного способа обращения с ней, а напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это все так называемые архетипические игрушки - конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка и пр. По сути своей креативная игрушка своими корнями уходит в игрушку народную.
По данным интернет-изданий, среди детских игрушек существует так называемая «страшная десятка» - игрушки, которые являются очень опасными для здоровья и могут привести к травмированию или, даже, к смерти детей.
I место - «Дартс» - дротики с острыми металлическими набалдашниками.
II место - «Набор юного физика-ядерщика» - инструкция рассказывает детям о возможности получения атомной энергии в домашних условиях.
III место - «Детский мини-гамак», неустойчивая схема крепления и нерастягивающаяся сетка запутывала детей, несколько из них погибли.
IV место - «Кеббидж Петч», в игрушку вмонтирован механический прибор - зубы. Как результат, 35 откушенных пальцев у детей всего за несколько месяцев продажи игрушки.
V место - «Sky Dancer» - фея с механическими крыльями, летая, травмирует детей.
VI место - «Лук с деревянными стрелами».
VII место - «Детский ковбойский ремень с пистолетом», стреляющий массивными пробками.
VIII место - «30-дюймовая пушка с летающим ядром».
IX место - «Ракетные установки с комплектом пластмассовых летающих ракет».
X место - «Детский мотоцикл».
3. Анализ современных игрушек и их воздействия на психику ребенка
Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение психолого-педагогического сообщества как в нашей стране, так и за рубежом. Рассматривая положительное влияние этой куклы на развитие психики, психологи В.К.Лосева и А.И.Луньков указывают на то, что она позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком. Освоение этой роли на Эдиповой фазе (3-5 лет), для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола, дает ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в себе. Запрет на удовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, внести раскол в ее сознание, создать чувство собственной неадекватности.
Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребенка, В.Абраменкова выделяет несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей, так как дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.
За последние годы изменился образ не только «прекрасной куклы», но и образ кукол-героев современных мультфильмов. Они, как указывалось выше, имеют характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Если десять лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, пришли герои зарубежных американских и японских мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов.
Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов? Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулами, которым мог бы позавидовать любой культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.
Используя в игре такие игрушки, ребенок воспроизводит те действия, которые характерны для конкретного персонажа. На наш взгляд, в пропаганде смелости, решительности, бесстрашия нет ничего плохого. Плохо другое ребенок, как правило, не соотносит свои действия с возможностями других участников игры, т.е. он может «нападать» на более слабого, не контролируя последствия. Мы считаем, что этот вид игрушек можно рассматривать как скрытую пропаганду жестокости и насилия.
Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа: уродливые гномы, мутанты, тролли, звездные воины, покемоны. Всех их можно отнести к сказочным персонажам. Но если героям российских сказок был присущ потенциал добра, эти персонажи несут далеко не позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих.
Например, покемоны (от английского pocket карман, мон сокращенное «монстр») герои японского мультфильма, согласно сюжету, принадлежат детям 10-12 лет. Дети обладают обширными знаниями о покемонах, занимаются их «воспитанием» тренировкой особых боевых качеств, которые позволят принимать им участие в боях друг с другом. Владелец победившего покемона в конечном итоге получает звание мастера. Сюжет в общих чертах безобидный, если бы не характер боевых качеств, которыми обладают покемоны: способности к кровососущему укусу, атаке крыльями, наведению ужаса, царапанью, удару хвостом и т.п.
Мы полагаем, что разнообразные состязания, в которых участвуют покемоны, в определенной степени «работают» на развитие у ребенка умения манипулировать (часто в корыстных целях) другим, в данном случае роль «другого» выполняет покемон. То есть достижение победы обеспечивается не умениями самого ребенка, за него это делает покемон, а «победу» ребенок присваивает себе.
Напрашивается вывод о том, что современные сказочные персонажи своим поведением как бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы.
Казалось бы, взрослые должны делать все, чтобы ребенок как можно реже сталкивался с такими сказочными персонажами. Но в нашей стране интерес к этим персонажам поддерживается как бы искусственно. Например, издается специальный «Журнал для чемпионов покемонов» тиражом в 27,5 тыс. экземпляров. Поскольку журнал имеет прекрасную полиграфию, он ярок, привлекателен для ребенка, можно предположить, что чтение его будет и дальше побуждать ребенка к использовании покемонов в своей игре.
А на прилавках магазинов игрушек покемонов можно встретить в виде игрушек для купания маленьких детей, наряду с традиционными уточками, мячиками, лодочками и т.п. Малыши с радостью принимают любые игрушки, не зная ничего о «заданности образа». У многих детей игрушки, полученные в детстве, переходят в разряд любимых. Взрослые при этом не подозревают, что в младенчестве имеет место такой механизм социализации, как запечатление (импритинг), суть которого состоит в том, что образ объектов фиксируется у ребенка на подсознательном уровне. Естественно предположить, что в более старшем возрасте, когда обладатель такой игрушки увидит ее на экране телевизора в качестве героя мультфильма, «сработает» другой механизм усвоения социального опыта идентификация, который поможет ребенку принять «к руководству» все особенности поведения своего любимца.
Особого внимания требуют современные электронные игрушки, одним из представителей которых является Тамагочи (в переводе с японского яйцо). Изобретателем ее стала японка Аки Маита. Тамагочи электронное животное, постоянно требующее к себе внимания (его нужно кормить, укладывать спать, иногда играть с ним). Концепция новой игрушки избавление человека от одиночества, воспитание в ребенке нравственных чувств заботы, ответственности, сострадания. Но после длительного общения с электронным другом у ребенка нарушался процесс адаптации в реальной жизни: он становился замкнутым, погружался в воображаемую среду обитания. Кроме этого виртуальное животное, живущее в небольшом брелоке, вызывало у ребенка равнодушие по отношению к жизни и смерти. В процессе игры смерть «питомца» лишала ребенка сна, аппетита, интереса к учебе, затем «замена убийство» электронных питомцев осуществлялась чаще без каких-либо чувств.
Специальные исследования медиков доказали, что игра с тамагочи наносит также и физический вред мелкие изображения способны развить близорукость и косоглазие.
И хотя эта игрушка уже не пользуется популярностью у российских детей, анализ научных и публицистических работ позволяет утверждать, что общение с ней оставило негативный след в психике ребенка.
В Японии и других странах продолжаются разработки новых электронных игрушек. Среди них маленькая механическая собачка с элементами искусственного интеллекта «Айбо» (по-японски, «приятель»). Она поддается обучению, поэтому владелец может выработать в собаке индивидуальные черты.
Другая игрушка мыши-роботы от Konami: игрушки, которые растут вместе с детьми. Цифровая игрушка с функциями искусственного интеллекта рассчитана на детей от трех до десяти лет. Робот-мышка из серии Robochu будет познавать окружающий мир вместе со своим маленьким владельцем. С электронными мышками дети смогут обращаться, как с живыми домашними питомцами играть, заботиться и кормить. Роботы будут «расти» вместе с ребенком, на протяжении 6 лет их возможности будут постепенно расширяться: мышки научатся играть в разнообразные игры. Железные мышки по-разному реагируют на отношение к ним ребенка, к примеру, если робот вдруг «заболевает», он начинает плакать и дрожать, и «вылечить» его можно лишь легким нажатием на глаза.
Гонконгская компания «Солар электроникс» разработала серию игрушек «Мой любимый(-ая)». Здесь подростку придется баловать любимого человека подарками, цветами, комплиментами, писать стихи, чтобы набрать очки-симпатии.
Описанные электронные игрушки многофункциональны. Они способны реализовать в комплексе задачи, связанные с воспитанием, обучением и развитием ребенка. Но каждая новая электронная игрушка повторяет ошибку предыдущей она реализует суррогат человеческих отношений. Ведь процесс общения между живыми организмами подразумевает взаимность. Трудно воспринимать робота-мышь как живое существо, если его лечение производится нажатием на глаз. Еще сложнее представить общение с любимым человеком по принципу игрушки «Мой любимый(-ая)». Чувства любви, заботы, ласки, привязанности меняются на материальные атрибуты и очки-симпатии, рождая в сознании подростка соответствующую логику поведения при общении со сверстниками.
И хотя эти игрушки не появились на прилавках наших магазинов, можно быть уверенным, что их потенциальных покупателей в нашей стране вполне достаточно, так как из-за большой занятости родителей на работе и перегруженности ребенка в школе на общение (дети-дети, дети-родители) остается очень мало времени.
Поддерживая идею Е.А.Флериной о том, что «тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры и педагогических взглядов», мы считаем, что предметом специального обсуждения специалистов должны стать вопросы о сущности педагогических взглядов и духовной культуры того общества, которое для своих детей создает различных монстров, чудовищ, суперменов с ярко выраженными боевыми качествами, наборы различного вида оружия и т.п.
4. Как правильно выбрать игрушку? |
Итак, пять советов родителям по приобретению игр и игрушек для детей дошкольного возраста от вице-президента Объединения независимых экспертов игровой учебно-методической и электронной продукции для детей Сергея Аверина. Совет первый. Не берите детей дошкольного возраста с собой в современные игрушечные супермаркеты и на игрушечные ярмарки. Выбор игрушки серьезное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребенка, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и т. д. Капризы уставшего малыша не будут способствовать принятию правильного решения. Совет второй. Обратитесь в детский сад, который посещает ваш ребенок, за бесплатной консультацией. В дошкольных учреждениях работают профессиональные педагоги, психологи и методисты. При отсутствии у вас достаточных знаний о собственном ребенке и о психолого-педагогических критериях оценки игр и игрушек, весьма вероятно, эти специалисты помогут вам. Они протестируют ребенка по известным классическим тестам, чтобы подсказать вам, какие особенности психического развития необходимо учитывать. Детям, посещающим дошкольные учреждения, специалисты дадут рекомендации на основании собственных наблюдений. Узнайте, в какие игры и как играет ваш ребенок в своей группе. Купив аналогичную игру, вы решите сразу две дополнительные задачи: с большой вероятностью вы приобретете правильную, полезную для развития игрушку. Кроме того, ваш ребенок будет с самого начала знать, как играть в эту игру, да и вас научит. Как ни странно, одинаковые игрушки в детском саду и дома делают для ребенка посещение дошкольного учреждения более привлекательным, особенно в раннем возрасте. Совет третий. В большинстве крупных городов есть магазины развивающих игр. Главным отличием таких магазинов является работа с покупателями консультанта, который, как правило, имеет квалификацию педагога или детского психолога. Следует обратить внимание на ассортимент отсутствие героев западных блокбастеров для детей, аляповатых электронных игрушек, орущих с китайским акцентом зверей или кукол, наконец, очень ограниченный арсенал или даже полное отсутствие оружия признаки правильного магазина детских игрушек. А что же должно быть на полках? Конструкторы и строительные материалы, настольно-печатные игры, наборы для творчества, головоломки, спортивные игры и наборы, оборудование для ролевых игр (кухни, парикмахерские, мастерские, наборы доктора), дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, домино, мозаики, продукция для игр с песком и водой, персонажи для театрализованной деятельности и ширмы к ним, игровые домики, горки, машинки и дополняющие их гаражи, знаки, эстакады, куклы и кукольное хозяйство (не обязательно формата Барби). Желательно, чтобы в ассортименте были представлены изделия народных промыслов. Это далеко не полный перечень к тому же в нем не учтены половозрастные особенности, сезонность игровой активности и уличное игровое и спортивное оборудование. И мы говорим о дошкольном возрасте, поэтому электронная игрушка и компьютеры с программным обеспечением к ним не упомянуты. Еще одна отличительная особенность магазина развивающих игр наличие методических описаний к играм. Не просто инструкций они тоже нужны, чтобы правильно собрать игрушку или разобраться с правилами игры, а именно описания, что и как развивает у детей данная игра. Совет четвертый. Запомните несколько принципов отбора игрушек для вашего ребенка. Назовем их критериями и разделим на две категории: обязательные и дополнительные. Обязательных критериев пять: 1. Безопасность игрушки. 1.1. О безопасности игрушки свидетельствуют наличие сертификата РОСТЕСТа. В любом случае игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка. 1.2. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. 1.3. В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка. 1.4. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей. 1.5. Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка. 2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка. 3. Привлекательность игрушки для ребенка. 4. Возможность использования игрушки для развития способностей ребенка (познавательное развитие, физическое совершенствование, художественно-эстетическое развитие и духовно-нравственное воспитание). 5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в ее конструкции, логике игры и в их описании. Дополнительные критерии не являются обязательными, но раз уж вы захотели квалифицированно разбираться в играх и игрушках, то постарайтесь запомнить и их: Культуросообразность игрушки, т. е. ее соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям. Возможность использования игрушки в коллективной игре. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (здесь речь идет как о детях с физическими недостатками и особенностями, так и с явными признаками опережающего развития. Для таких детей этот критерий переходит в разряд обязательных). Прочность и долговечность игрушки. Использование в игре экологически чистых материалов (натуральное дерево, песок, камень, вода). Качество описания игрушки. Качество упаковки игрушки. Совет пятый, для прогрессивных современных родителей, у которых каждая минута на учете. Поищите в Интернете, а также в изданиях для родителей информацию о курсах и тренингах, посвященных вопросам развития ребенка в современной игровой среде. Будьте осторожны ищите курсы, организованные педагогами-профессионалами! |