Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Институт заочного обучения ПРОГРАММА

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.11.2024

41

PAGE  29

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт заочного обучения

ПРОГРАММА И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ФИЛОСОФИЯ

для студентов заочной формы обучения всех специальностей

                                      

Москва  2006

Составитель

кандидат философских наук, доцент

Л.Н.Гордиенко

Ответственный редактор

заведующий кафедрой философии,

доктор философских наук, профессор

М.Ю. Захаров

Обсуждено

на заседании кафедры философии

протокол № 8 от 21 февраля 2006г.

Обсуждено и одобрено

На заседании  методического совета

Института социологии и управления персоналом

Протокол № 4 от 17 февраля 2006г.

 

 

  1. Организационно-методические указания.

Философия является фундаментом теоретической и духовной культуры человечества, всеобщей методологией гуманитарных, социальных, естественных и технических наук. Овладение основами философского мировоззрения, моральными и эстетическими принципами, нормами и идеалами служит приобщению к общечеловеческим ценностям, помогает сознательной ориентации в сложных общественных процессах, постижению смысла человеческой жизни, формированию ответственности за последствия своих действий и поступков. В процессе изучения философии студент получает возможность систематически осознать принципы и методы познания, развивать навыки логического мышления, нравственного самосовершенствования, освоить общественно значимые стимулы профессиональной деятельности, понять сущность социальной и гражданской активности.

Студент, изучивший курс философии, должен обнаружить: 1. Понимание предмета философии и ее роли в истории человеческой культуры. 2. Знание основных этапов развития мировой философской мысли, представление о важнейших школах и учениях выдающихся философов. 3. Общее представление об основных отраслях философского знания. 4. Знания: а) о научной картине мироздания, ее фундаментальных понятиях и принципах; б) о концепции человека, об этических взглядах и эстетических ценностях; в) об историчности человеческого бытия, многообразии культур и цивилизаций, их взаимодействии.

В соответствии с учебным планом студенты со сроком 3,5 года обучения изучают философию во 2 семестре, выполняют контрольное задание и сдают экзамен; студенты 4-х летнего срока обучения (все специальности) изучают философию во 2 семестре, выполняют контрольное задание (письменные ответы на вопросы по отдельным темам курса) и сдают экзамен; студенты 6-ти летнего срока обучения (все специальности) изучают философию в 5 семестре, выполняют контрольное задание (письменные ответы на вопросы по отдельным темам курса) и сдают экзамен.  

Основным методом изучения курса философии для студента заочника является самостоятельная работа над учебным материалом. Методическую помощь студентам в этой работе окажут подготовленная кафедрой философии Программа и контрольные задания по дисциплине “Философия” для студентов всех специальностей заочного обучения, а также Учебное пособие, в котором дается краткое изложение всех тем курса.

2. Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ.

Изучение дисциплины 144 час.

Наименование

Раздела, темы

Объем работы студентов (час)

Всего часов

Срок обучения

3,5 года

4 года

6 лет

Аудиторные

Самост.

Аудиторные

Самост.

Аудиторные

Самост.

Лекц.

Конс.

Лекц.

Конс.

Лекц.

Конс.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 1. Введение

8

8

7\8

7\7

Тема 1. Философия и ее роль в духовной жизни общества и человека

9

8

8\8

7\8

Раздел 2. Основные этапы исторического развития мировой философской мысли

8

8

7\8

7\7

Тема 2. Возникновение философии. Античная философия

9

8

7\8

7\7

Тема 3. Философия средневековья и эпохи Возрождения.

8

8

8\8

7\8

Тема 4. Европейская философия Нового времени (XVII-XIXв.)

8

8

8\8

8\8

Тема 5. Философская мысль в России (XIX - первая треть XX в.)

9

8

8\8

7\8

Тема 6. Западно-европейская философия XXв.

8

9

8\9

7\8

Раздел 3. Философская концепция бытия.

9

8

8\8

7\8

Тема 7. Бытие как философская категория. Материя как субстанция.

8

8

7\8

7\7

Тема 8. Сознание как субстанция.

9

8

8\8

7\8

Тема 9. Познание. Научное познание.

8

8

8\8

7\8

Тема 10. Философское учение о развитии.

9

8

8\8

8\8

Раздел 4. Философские проблемы человека и общества.

9

9

8\9

8\8

Тема 11. Философская концепция человека.

8

8

8\8

7\8

Тема 12. Философия истории. Проблемы социальной философии.

8

8

8\8

8\8

Тема 13. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития цивилизации.

9

8

8\8

8\8

Всего часов на освоение учебного материала

144

-

6

138

8\2

4\4

132\138

16\8

4\4

124\132

Формы контроля: промежуточный – контрольное задание

                                    итоговый – экзамен 

Изучение дисциплины 114 час.

Наименование

Раздела, темы

Объем работы студентов (час.)

Всего

часов

Срок обучения 6 лет

Аудиторные

Самост.

Лекц.

Конс.

1

2

3

4

5

Раздел 1. Введение

7

6

Тема 1. Философия и ее роль в духовной жизни общества и человека

6

6

Раздел 2. Основные этапы исторического развития мировой философской мысли

7

6

Тема 2. Возникновение философии. Античная философия

6

6

Тема 3. Философия средневековья и эпохи Возрождения.

7

6

Тема 4. Европейская философия Нового времени (XVII-XIXв.)

6

6

Тема 5. Философская мысль в России (XIX - первая треть XX в.)

7

6

Тема 6. Западно-европейская философия XXв.

7

6

Раздел 3. Философская концепция бытия.

7

5

Тема 7. Бытие как философская категория. Материя как субстанция.

6

6

Тема 8. Сознание как субстанция.

7

6

Тема 9. Познание. Научное познание.

6

6

Тема 10. Философское учение о развитии.

7

6

Раздел 4. Философские проблемы человека и общества.

7

6

Тема 11. Философская концепция человека.

7

5

Тема 12. Философия истории. Проблемы социальной философии.

7

6

Тема 13. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития цивилизации.

7

6

Всего часов на освоение учебного материала

114

10

4

100

Формы контроля: промежуточный – контрольное задание

                               итоговый - экзамен

3. Литература (основная)

1. Введение в философию. Учеб. пособие для вузов. Изд. 4. М., 2004.

2. Мир философии: Книга для чтения в 2-х ч. М., 1991.

3. Философия: Учебник для вузов. Отв. ред. В.Н.Кохановский. Ростов н/Д, 1995.

4. Краткая история философии. Под ред. В.Г.Голобокова. М., 1996.

5. Квасов Г.Г., Гордиенко Л.Н.  Философия. Учебное пособие для студентов заочного отделения. М., ГАУ, 1998.

                            Справочная литература

6. Современная западная философия. Словарь, М., 1991.

7. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

8. Эстетика. Словарь. М., 1990.

9. Словарь по этике. М., 2004.

4. Содержание тем программы.

Раздел I.

Введение.

Тема 1. Философия и ее роль в духовной жизни общества и человека.

Понятие “мировоззрение”. Мировоззрение как система обобщенных взглядов и представлений о природе, человеке, обществе, о мире в целом, о месте в нем человека и его отношении к действительности, к другим людям и самому  себе. Мировоззрение как система ценностных ориентаций, идеалов, принципов.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Философия как теоретически обоснованное, логически доказательное мировоззрение, опирающееся на научное познание. Предмет философии. Специфика философского знания: теоретическое осмысление окружающего мира и духовно-ценностное постижение бытия человека. Поиск ответов на “вечные вопросы” бытия: смысл жизни, призвание и назначение человека, смерть и бессмертие, пути достижения гармонии и счастья, перспективы человеческого общества. Роль философии в обосновании конечных целей, стратегических программ и фундаментальных критериев жизнедеятельности человека в выборе духовных ценностей. Специфика философии как мировоззренческого знания о всеобщих началах, определяющих основаниях природы и общества, высших целях и идеалах человека с позиций универсального гуманизма.

Структура философии: онтология (учение о бытии и субстанциональных началах), гносеология (теория познания), логика, философская антропология, этика, эстетика, социальная философия, история философии.

Стиль философского мышления: авторитет разума, критичность, антидогматизм, творческая новизна, последовательный гуманизм, интеллигентность.

Роль философии в развитии науки, практической жизнедеятельности общества. Взаимоотношения гуманистической философской картины мироздания с системой религиозных взглядов. Единство общечеловеческих ценностей и моральных норм. Принципиальные различия и дискуссии в области мировоззренческих обобщений при обосновании источников морали.  

Литература: 1; 4; 5.

Вопросы для  самопроверки

1. Что такое мировоззрение? В чем специфика мифологического, религиозного и философского типов мировоззрения?

2. Возможно ли существование мировоззрения без философии? В чем их сходство и различие? Зачем нужна (и нужна ли) философия человеку?

3. Была ли философия во все времена одна и та же? Если нет, то в чем причина ее изменчивости: развитие а) науки, б) общества?

4. На какие ценности ориентируется современная философия? В чем состоит ее гуманистический характер?

5. Сводима ли философия к науке?

6. Какова структура философского знания?                                          

Раздел II.

Основные этапы исторического развития мировой философской мысли.                              

Тема 2. Возникновение философии. Античная философия.

Мифология в условиях становления человеческого общества, как синкретическое, духовно-практическое образование, ее образность, одухотворение природных явлений. Зачатки научного знания. Формирование нравственных начал человеческого общежития и элементов эстетического освоения мира первобытным человеком при переходе от варварства. Религиозный тип мировоззрения. Выделение философии из синкретических мировоззренческих структур.

Представление о космосе, богах, человеке и его судьбе в философских системах древнего Востока. Конфуций. Буддизм. Милетская школа в философии древней Греции (Фалес, Анаксимандр). Диалектика Гераклита. Пифагор. Демокрит.

“Человек - мера всех вещей” (Протагор). Сократ и его учение об основах человеческого поведения. Философия Платона: мир идей и чувственный мир, его учение о государстве. Философия Аристотеля, создание им этики и логики. Эпикур. Стоики.

Литература: 1; 4; 5.

Вопросы для самопроверки

1. Каких философов античности Вы знаете? В чем сходство и различие между ними?

2. В чем особенности диалектики античных философов?

3. Как Вы понимаете этический рационализм Сократа?

4. Кто из древнегреческих философов считал главной задачей познания - самопознание, являясь автором тезиса: “Познай самого себя”?

5. Изложите основные положения концепции государства у Платона и Аристотеля.

6. Какой смысл вкладывают софисты в сформулированный принцип: “человек есть мера всех вещей”?

Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

Неоплатонизм. Становление христианства как мировой религии. Этические идеи в “Новом Завете”. Теоцентризм философии Августина. Понимание бога как личного Абсолюта. Схоластика. Философские взгляды Ф.Аквинского. Приоритет веры над разумом. Границы рационального познания.

Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения. Роль деятельного и нравственного начал в формировании человеческого достоинства. Учение о красоте человека.

Натуралистический пантеизм в полемике с учением о божественном творении мира (Н.Кузанский) Д.Бруно о бесконечности и множественности миров, его концепция “героического энтузиазма” человека.

Литература: 1; 4; 5.

Вопросы для самопроверки

1. Августин Аврелий один из самых выдающихся умов средневековья. В чем заключается сущность его философских взглядов?

2. Что означают понятия “номинализм” и “реализм” в средневековой философии?

3. Что такое схоластика? Как решалась ею проблема соотношения веры и разума?

4. Вера и знание для Фомы Аквинского различны и принадлежат к разным порядкам бытия. Однако они не противоречат друг другу. Почему?

5. В чем особенности натурфилософии эпохи Возрождения?

6. Какой вклад внес Н.Кузанский в развитие диалектики?

7. Какие идеи Коперника и Дж.Бруно встретили сопротивление церкви и почему?

8. Назовите характерные черты гуманизма эпохи Возрождения.

9. Раскройте социокультурный смысл понятия “Возрождение”.

10. Как соотносится религиозная мораль христианства с этическими представлениями гуманистов Возрождения?

Тема 4. Европейская философия Нового времени (XVII-XIX вв).

Проблема научного познания - центральная проблема философии Нового времени (XVII-XIX вв.). Разработка идеалов опытного естествознания и математики (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза). Борьба Бэкона с “идолами” обыденного сознания. Идея тождества истины и пользы, знания и могущества. Проблема достоверности знания: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). Учение о субстанции: монизм (Б.Спиноза), дуализм (Р.Декарт), множественность субстанций (Г.Лейбниц). Разум и свобода человека.

Философия Просвещения (Вольтер, Руссо, Гельвеций). Обоснование “естественных прав” человека на жизнь, свободу, собственность. Концепция общественного договора (Д.Локк, Ж.Ж.Руссо).

Теория разумного эгоизма. Общественно-правовой идеал Просвещения (Монтескье, Кондорсе). Свободомыслие как условие развития личности и общества.

И.Кант как родоначальник классической немецкой философии. Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания. Рассудок и разум. Пределы знания и веры. Мир “вещей в себе” и мир явлений. Этика Канта, его категорический императив - обоснование свободы, высочайшей ценности и автономии личности.

Г.Гегель. Тождество мышления и бытия. Система абсолютного идеализма. Панлогизм. Противоречие между системой и методом философии Гегеля. Великий вклад Гегеля в развитие диалектики как методологии.

Антропологический материализм Фейербаха. Раскрытие им человеческой сущности идеи Бога как абсолютизации наивысших, наисовершенных качеств человека.

Философское учение Маркса. Радикальный гуманизм “Экономическо-философских рукописей”. Основы социальной философии, материалистического понимания истории в работах “Немецкая идеология”, рукописях к “Капиталу”. Диалектические пути становления общества реального гуманизма. Исторические судьбы марксистской философии. Ее сущностные деформации, вульгаризация и догматизация в условиях тоталитарного политического режима. Абсолютизация последователями Маркса роли классовой борьбы и насилия в историческом процессе. Упрощенная трактовка определяющей роли экономического фактора в жизни общества.

Литература: 1; 4; 5; 2.

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть таких методов познания в философии как эмпиризм и рационализм?

2. В чем сущность пантеизма?

3. В чем особенности рационализма Спинозы? Как Вы понимаете  его тезис: “природа есть причина самой себя”?

4. Назовите основные положения субъективного идеализма Д.Беркли и Д.Юма.

5. Назовите основные черты эпохи Просвещения. Почему она так названа?

Кто ее представители?

6. Какими нравственными ценностями и чертами характера обладает “гражданин мира” - идеал эпохи просвещения?

7. Что является субстанцией в учениях Канта? Гегеля?

8. В чем суть переворота И.Канта в теории познания?

9. Что такое категорический императив Канта? Как решается проблема долга и счастья человека?

10. В чем суть диалектического метода Гегеля?

Тема 5. Философская мысль в России (XIX - первая треть XX века.)

Судьба России как философская проблема (Чаадаев, славянофилы и западники). Философские взгляды Герцена. Антропологический принцип философии Чернышевского. Религиозно-философская система В.Соловьева. Философия непротивления злу насилием Л.Толстого. Философско-этические взгляды Достоевского. Проблемы свободы и творчества, высшей ценности человеческой личности в трудах Бердяева. Русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский, В.И.Вернадский).

Литература: 1; 2; 5.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные черты русской философской мысли?

2. Раскройте содержание основных идей русских славянофилов и “западников”.

3. Что означает центральное понятие “всеединства” в философии В.Соловьева?

4. Каково соотношение философии, религии и науки, с точки зрения Вл.Соловьева?

5. В чем смысл понятия свободы в философии Н.Бердяева?

6. В чем суть основных идей русского космизма?

7. Что означает понятие “русская идея” в отечественной философии XIX - XX вв?

            Тема 6. Западно-европейская философия XX века.

Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Философия жизни (Ф.Ницше). Экзистенциализм. Бытие человека в мире - главный предмет философии. Проблема свободы, жизни и смерти человека. Сущность и существование.

Психоаналитическая антропология. З.Фрейд. Учение о бессознательном в жизни личности. Неофрейдизм.

Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Неотомизм.

Литература: 1; 4; 2.

Вопросы для самопроверки

1. Какие аргументы были использованы позитивистами для “пересмотра” предшествующей философии?

2. Какие критерии истинности и научности предлагает неопозитивизм?

3. Как решается проблема человека в философии экзистенциализма?

4. Как неотомизм понимает задачи философии в постановке и решении этических проблем?

5. Какую роль играет сознание в теории З.Фрейда? В чем суть его трактовки проблемы человека?

6. В чем суть мира и человека с точки зрения “философии жизни”?

7. Какая проблема является центральной  в философии Э.Фромма?

Раздел III.

Философская концепция бытия.

Тема 7. Бытие как философская категория. Материя как субстанция.

Бытие как всеобщая реальность. Диалектика бытия и небытия. Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов, состояний природы. Человеческое бытие и его специфика - мир культуры.

Бытие духовного в индивидуализированных формах: знаково-символические системы, идеалы, принципы, нормы, нравственные и эстетические чувства. Материализированные продукты духовного бытия:  объективированные результаты сознания и самосознания, морали, научного, технического и художественного творчества. Социальное бытие как цивилизованное бытие общественного человека, его социальных общностей, институтов, структур управления.

Многообразие и единство мира. Философская категория субстанции. Материя как субстанция. Идея материального единства мира. Движение, пространство, время как сущностные характеристики материи, формы ее существования. Уровни организации и самоорганизации материи. Формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь. Критика редукционизма. Единство космоса, биосферы, общества и человека.

Литература: 1; 4; 2;6

Вопросы для самопроверки

1.  Какова роль категории “бытия” в философии?

2. Как Вы понимаете единство мира?

3. Что Вы понимаете под материальностью мира? Каковы основные формы движения материи и их специфика?

4. Взаимосвязаны ли между собой и каким образом материя, движение, пространство, время?

Тема 8. Сознание как субстанция.

Происхождение сознания в процессе естественно-исторического возникновения человека и человеческого общества. Сознание как внутреннее единство природного, социального и личностного. Сущность идеального как познания смыслов и системы духовных ценностей. Сознательное и бессознательное. Единство рационального и иррационального. Интуиция. Инстинкт.

Самосознание человека, его формы и роль в жизнедеятельности, общении людей.

Литература: 1; 4;6

Вопросы для самопроверки

1. Можно ли охарактеризовать сознание без его соотношения с: а) деятельностью человека, б) материей?

2. “Безудержная фантазия” - есть ли у нее точки сопрокосновения с миром? С потребностями человека?

3. Может ли сознание существовать без способности воображения?

4. Можно ли отождествить психику и сознание?

5. Как связаны между собой язык и сознание? Правильно ли на Ваш взгляд утверждение: “Тот, кто хорошо мыслит, хорошо говорит?”

6. Является ли мозг источником мысли? Если нет, то что является источником мыслей, переживаний, воли?

7. От каких факторов в большей мере зависит степень самосознания индивидов: 1) психологической наследственности, 2) человеческой свободы, 3) творческого начала, 4) других факторов?      

Тема 9. Познание. Научное познание.

Познание как опосредованное социальными условиями, исторически развивающееся отношение человека к миру. Практическая деятельность общественного человека как основа познания. Культурно-историческая теория происхождения и сущности психики человека. Знание, отражение, информация.

Познание как единство чувственного и рационального. Основные ступени познания. Чувственное познание и его формы. Рациональная ступень познания. Логическое мышление и его формы. Раскрытие сущности явлений и процессов, закономерных всеобщих связей.

Рассудок и разум. Идея, концепция, теория как усложняющиеся структуры научного познания. Единство исторического и логического как принцип научно-теоретического мышления. Принцип восхождения от абстрактного к конкретно-всеобщему в теоретическом мышлении. Конкретный анализ конкретной ситуации как требование научного познания. Раскрытие специфической логики специфического предмета - заключительный этап восхождения к конкретному в теории как системе понятий и многочисленных научно-абстрактных определений.

Истина как процесс. Абсолютное и относительное в познании истины. Практика как критерий истины. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и ценность. Истина и идеал.

Типы научной рациональности. Методология и методы научного исследования. Гипотеза. Научный эксперимент. Наука как социальная и непосредственно производительная сила. Научное и вненаучное знание. Научное знание и религиозная вера. Знание как результат научного исследования: объяснение, систематизация, понимание, прогнозирование, оценка. Наука и этика.

Литература: 1; 4; 2;6

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть основного вопроса гносеологии? Сформулируйте его.

2. В чем суть агностицизма? Какова его определяющая черта?

3. Раскройте содержание понятий “истина”, “объективная истина”, “абсолютная истина”, “относительная истина”, “конкретность истин”.

4. Какие критерии истин Вы можете назвать? Какой из них, на ваш взгляд, главный?

5. Каковы гносеологические функции практики?

6. Практика как критерий истины обладает одновременно достоинством абсолютности и относительности. Как Вы понимаете данное утверждение?

Тема 10. Философское учение о развитии.

Диалектика как всеобщая методология естественных, технических, социальных, гуманитарных наук, глобальных изменений и качественных преобразований в эволюции. Идея развития и саморазвития мира. Принцип историзма. Универсальная взаимосвязь явлений действительности и принцип детерминизма. Причинность и самодетерминация явлений. Генетические и структурно-функциональные связи, их различие и единство. Диалектика единичного, особенного, общего и всеобщего. Диалектические категории: случайность и необходимость, возможность и действительность, явление и сущность, форма и содержание.

Принцип системности и его реализация как этап на пути становления целостности. Целостность как высший уровень зрелости и полноты развития явления, процесса. Многомерность сложных системных объектов, их полифункциональность. Законы функционирования и развития системы. Самоорганизующиеся системы.

Диалектика взаимоперехода количественных и качественных изменений. Мера. Системное качество. Эволюционный тип развития как доминантный в общественных преобразованиях. Коэволюция.

Противоречивость бытия и познания. Единство и борьба противоположностей, разрешение противоречий как движущая сила, источник развития. Конфликт.  Кризис. Коллизия. Компромисс. Баланс интересов и их оптимизация. От антагонизмов через преодоление конфликтов к гармонии - масштаб диалектического противоречия. Гармонизация как система практических, конструктивных мер по согласованию интересов в целях развития целого. Культура диалога. Консенсус, согласие. Понятие устойчивого развития.

Развитие явления через отрицание своих прежних форм существования. Диалектическое отрицание как единство преодоления старого качества, преемственности и конструкции нового. Диалектический путь прогресса и регресса.

Литература: 1; 2; 4;6

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся понятия “движение” и “развитие”?

2. Как понимать саморазвитие явления и процесса?

3. Каковы основные принципы диалектики?

4. Что такое индетерминизм?

5. Вы согласны с тем, что именно гармония является антиподом антагонизма?

6. Законы диалектики характеризуют развитие с трех сторон. Охарактеризуйте их.

Раздел IV.

Философские проблемы человека и общества.

Тема 11. Философская концепция человека.

Человек как фундаментальная категория философского мировоззрения, центральное понятие социальных и гуманитарных наук. Диалектика сущности и существования человека. Философское понятие “человек” как синтез различных сущностных сторон. Человек как индивид, природное существо, единство биологического и социального. Человеческая жизнь как ценность. Приоритетное значение здоровья, профилактической медицины, физической культуры и экологической безопасности.

Человек как личность, ее социальная сущность. Личность как продукт социализации и культурного развития. Роль социальных институтов семьи, образования, воспитания в формировании личности. Социальная типология личности, общественная среда как фактор социализации.

Человек как субъект деятельности, общения, познания и ценностного освоения мира культуры. Критика представлений “казарменного социализма” о человеке как “винтике” государства, принижения самостоятельности, инициативы, свободного выбора и ответственности личности.

Человек как индивидуальность, ее самобытность, оригинальность, незаменимость. Духовно богатая индивидуальность - вершина личностного развития. Ее вклад в общечеловеческую культуру, историю народа, традиции предков и семьи. Определяющая роль самообразования и самовоспитания, характера и силы воли  в процессе индивидуализации личности.

Человек как представитель человечества. Родовые свойства человека. Типы исторических индивидов: случайный, местный, классовый, всемирно-исторический. Человеческое измерение решения глобальных проблем и его роль в формировании нового мышления и человеческого сознания. Отчуждение как антипод свободы и целостного развития человека.

Философия реального гуманизма о смысле жизни человека, его назначении и призвании. Приобретение смысла жизни через приобщение к духовным ценностям культуры, через творческие деяния и нравственные поступки, через “строительство” подлинного человеческого бытия.

Духовность как совокупность проявлений внутреннего мира человека, носителя и творца духовных, моральных и эстетических ценностей. Бездуховность как антипод духовности. Эмоциональное и интеллектуальное в духовной жизни человека.

Общечеловеческая сущность морали. Добро и зло, справедливость и несправедливость - основные этические категории. Совесть как самоконтроль личности и внутренняя опора морали. Роль семьи, общественного мнения, народных традиций в реализации нравственных идеалов, принципов и норм. Честность, достоинство, честь - ведущие нравственные качества личности. Соблюдение простых норм нравственности - необходимое условие цивилизованности человека. Проблемы профессиональной этики.

Красота, прекрасное как высшая эстетическая ценность. Внутренняя связь красоты с достижением подлинной человеческой свободы, высот мастерства и нравственного благородства. Искусство как социальный институт концентрированного эстетического освоения мира человеком. Художественный образ, наслаждение красотой и гармонией, эстетический вкус - важнейшие характеристики воздействия искусства на человека. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое в искусстве и действительности.

Религия как форма общественного и индивидуального сознания. Сущность религии - вера в сверхъестественные силы, господствующие над человеком и миром. Основные структурные черты религии: система взглядов и догм; вера в божественную силу и промысел, совокупность обрядов и ритуалов, роль церкви как посредника между верующим и богом. Нравственная сторона религии.

Общечеловеческие моральные ценности как объединяющая сила во взаимодействии религиозной морали и нравственных достоинств светского внерелигиозного гуманизма во имя реального блага отдельного человека.

Литература: 1; 4;6

Вопросы для самопроверки

1. Какое из ниже приведенных определений человека наиболее полно выражает его сущность:

“Человек - это существо политическое” (Аристотель);

“Человек - это животное, способное изготовлять орудия труда” (Б.Франклин);

“Человек - не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции” (П.Тейяр де Шарден);

“Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений” (К.Маркс);

“Существенною, отличительной чертою человека являются два чувства - чувство смертности и стыд рождения...” (Н.Ф.Федоров);

“Человек - существо со слабым интеллектом, им владеют его влечения” (З.Фрейд).

2. Какой ответ на вопрос о том, каково соотношение понятий “человек” и “личность” будет правильным на Ваш взгляд:

1) Человек и личность - это тождественные понятия.

2) Человек - это синтетическое понятие, а личность - социальное.

3) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.

4) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание.

3. Какую роль играют духовные чувства? Назовите важнейшие из них.

4. В чем критерий нравственного прогресса?

5. Только ли религия является источником нравственности?

6. Как аргументировать общечеловеческую сущность морали?

Тема 12. Философия истории. Проблемы социальной философии.

Предмет социальной  философии. Происхождение общества. Взаимодействие природы и общества. Деятельностный подход, роль труда в происхождении человека и общества. Общественное разделение труда и дифференциация общественной жизни.

Необходимость и свобода в историческом действии общественного человека. Свобода как продукт исторического развития. Внутренняя связь свободы, культуры, творчества человека. Свобода и ответственность. “Свобода от” и “свобода для”. Культура как исторический процесс творческого самосозидания человеком своей общественной и личностной действительности, как путь к высотам человеческой свободы. Культура как совокупность духовных и материальных ценностей. Социальные функции культуры.

Освоение культурного наследия человечества и его обогащение как сущность социального наследования, движущая сила общественного развития. Материальные и духовные источники и движущие силы исторического развития общества.

Современное понимание производительных сил. Роль науки, техники, технологии. Потребности, интересы, ценности социальных субъектов как движущие силы общества. Роль идей, организационной и управленческой деятельности, инициативы, образованности, характера личности в жизни общества и его развитии.

Формационный и цивилизационный подходы в социальной философии современного общества.

Целостное единство всех сфер общества: экономической, социальной, политической, духовно-культурной как важнейший принцип философской методологии социального познания и общественной практики.

Литература: 1; 4;6

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается предмет социальной философии? Раскройте его содержание.

2. В чем отличие закономерных связей общества от законов природы?

3. Как соотносятся социально-историческая необходимость, случайность и сознательная деятельность людей?

4. Какие факторы являются определяющими в развитии общества: космические, экономические, религиозные, нравственные, географические, социально-психологические или другие?

5. Что такое волюнтаризм и фатализм?

6. Каково, на Ваш взгляд, соотношение общецивилизационных и формационных критериев и процессов?

7. В чем, на Ваш взгляд, проявляется единство и многообразие истории?

8. Что такое культура общества?

Тема 13. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития цивилизации.

Понятие “глобальные проблемы человечества”. Основные источники их возникновения: негативные последствия научно-технического прогресса, деформация политики государств и международного порядка в сфере охраны природной среды и практического гуманизма.

Угроза экологической катастрофы. Опасность термоядерного уничтожения человечества и жизни на земле. Угроза демографического взрыва в отсталых, неразвитых странах и смерти от голода значительных масс населения. Усиление нравственной деградации, преступности и культурного обнищания больших социальных слоев не только в отсталых, но и в развитых странах.

Вклад “Римского клуба” в философское осмысление глобальных проблем и поиск оптимальных путей перехода мировой цивилизации в новое качественное состояние.

Концепции перехода от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Интенсивное развитие компьютеризации общества, материального и духовного производства. Информатизация как социотехнический и социокультурный процесс.

Роль концепции ноосферы В.И.Вернадского в разработке стратегии развития мировых цивилизаций - становлении ноосферного человечества.

Социально-экономические, культурные, этические и эстетические аспекты формирования глобальной ноосферной цивилизации.

Литература: 1; 4;6

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть глобальных проблем мировой цивилизации и путей их решения на рубеже XX-XXI вв?

2. В чем причины экологической проблемы? Каковы пути ее решения?

3. В чем суть таких понятий как “ноосфера”, “коэволюция”, “экологическая культура”?

4. Каковы основные характеристики “информационного общества”?

 5. Контрольные задания.

Выбор темы реферата для студентов 3,5-летнего срока обучения осуществляется в соответствии с первой буквой фамилии студента (см. таблицу). Для каждого студента предлагаются пять вариантов; в каждом варианте две темы реферата. Например, если Ваша фамилия на букву “К”, то Вы можете взять любой из вариантов: 2, 8, 14, 20, 26 и выбрать одну из двух предлагаемых в варианте тем реферата.

Выбор варианта контрольного задания для студентов  4-х и 6-ти летнего сроков обучения осуществляется так же в соответствии с первой буквой фамилии студента (см. таблицу). Для каждого студента предлагаются пять вариантов. Например: Если Ваша фамилия на букву “И”, то Вы можете взять любой из вариантов: 1, 7, 13, 19 или 25 и дать ответ на два вопроса данного варианта.

Первая буква фамилии

студента

Для студентов со сроком обучения 3, 5 года.

№ вариантов (темы рефератов)

Для студентов 4-х и 6-ти летнего сроков обучения

№ вариантов (контрольные вопросы)

А-Д

0, 6, 12, 18, 24

0, 6, 12, 18, 24

Е-И

1, 7, 13, 19, 25

1, 7, 13, 19, 25

К-П

2, 8, 14, 20, 26

2, 8, 14, 20, 26

Р-Ф

3, 9, 15, 21, 27

3, 9, 15, 21, 27

Х-Ш

4, 10, 16, 22, 28

4, 10, 16, 22, 28

Щ-Я

5, 11, 17, 23, 29

5, 11, 17, 23, 29

5.1. Основные требования к написанию реферата

(для студентов со сроком обучения 3,5 года).

Реферат по философии - это самостоятельная работа на определенную тему, подготовленная на основе изучения литературных источников по выбранной теме. После выбора темы студент приступает к составлению библиографии. Для этого необходимо обратиться к соответствующему разделу изучаемого курса, изучить рекомендуемую к нему литературу. Эта предварительная работа поможет студенту лучше представить себе содержание и основные проблемы избранной темы.

Изучение литературы является неотъемлемой составной частью работы над рефератом. При чтении литературы обязательно будут встречаться непонятные термины. Их значение следует выяснить с помощью словаря основных философских терминов (см. п.6).

Изучение литературы по теме реферата требует не только продумывания ее содержания, но и записи наиболее важных определений, доказательств, фактов, теоретических выводов и т.п. Это необходимый процесс для лучшего усвоения и закрепления в памяти прочитанного материала и для его систематизации и использования в реферате. Наиболее эффективной формой записи изучаемого материала является конспектирование. Этот процесс означает последовательное изложение содержания основных работ по данной проблеме. Кроме того, необходимо записывать и фактический материал. Процесс конспектирования требует творческого осмысливания изучаемого материала, т.е. критического анализа литературных источников, обобщения и выводов. Достоинства конспектирования очевидны: концентрируется внимание на главных положениях изучаемой работы.

После того, как всесторонне изучены все литературные источники по выбранной проблеме, необходимо приступить к составлению плана реферата. Основные вопросы плана в работе необходимо выделить в самостоятельные разделы и озаглавить.

Работу требуется выполнить самостоятельно. Недопустимо механическое переписывание текста учебников и других источников. Нарушение е этого требования влечет за собой неудовлетворительную оценку и возвращение работы студенту для выполнения ее заново.

Изложение ответов должно быть логически последовательным и соответствовать развернутому плану.

Для  написания реферата следует использовать отдельные сброшюрованные листы (формат А4). Работа не должна превышать 15 машинописных страниц.

Реферат необходимо написать грамотно, аккуратно, разборчиво и оформить следующим образом:

  •  в начале работы следует указать номер и название темы и привести план;
  •  страницы (а не листы) тетради нужно пронумеровать и провести поля для возможных замечаний рецензента;
  •  ссылки на используемую литературу даются в конце цитаты, в скобках, указывая фамилию, инициалы автора цитируемой работы, ее название, место, год издания, страницы;
  •  в конце работы требуется привести список фактически использованной литературы (с указанием авторов, названия, места, года издания работы);
  •  после списка литературы надо поставить дату написания работы и подпись;
  •  на обложке работы указать: фамилию, имя и отчество студента, специальность и номер учебной группы, город (место проживания).

5.2. Темы рефератов

(для студентов со сроком обучения 3,5 года).

Вариант 0.

1. Понятие мировоззрения и его содержание.

2. Концепция информационного общества и перспективы развития человечества.

Вариант 1.

1. Мифология как исторический тип мировоззрения.

2. Концепция ноосферы Вернадского В.И.

Вариант 2.

1. Специфика философии как мировоззрения.

2. Глобальные проблемы человечества.

Вариант 3.

1. Структура философского знания.

2. Философия и религия.

Вариант 4.

1. Предмет философии, ее функции и роль в культуре.

2. Религия как тип мировоззрения, как форма общественного и индивидуального сознания.

Вариант 5.

1.  Социально-этические взгляды Конфуция.

2.  Эстетическое как философская категория. Роль искусства в развитии общества и формировании личности.

Вариант 6.

1. Философия и наука.

2. Общечеловеческая  сущность морали. Нравственная культура.

Вариант 7.

1. Философская концепция человека в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

2. Смысл жизни, назначение человека. Счастье как философско-этическая категория.

 Вариант 8.

1. Этические взгляды Аристотеля.

2. Философская концепция человека. Природный индивид, личность, индивидуальность.

 Вариант 9.

1. Философия эпохи Возрождения.

2. Свобода как социально-философская категория.

 Вариант 10.

1. Эмпиризм в европейской философии XVII-XVIII вв.

2. Проблема смысла исторического процесса.

 Вариант 11.

1. Рационализм в европейской философии XVII-XVIII вв.

2. Культура как социально-философская категория.

Вариант 12.

1. Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и человеке.

2. Проблема периодизации исторического процесса. Общественно - экономическая  формация и цивилизация.

Вариант 13.

1. Классическая немецкая философия (Кант и Гегель).

2. Основные сферы общественной жизни и их целостное единство.

Вариант 14.

1. Антропологический материализм Фейербаха.

2. Понятия «общество» и «социальные отношения». Источники и детерминанты исторического развития.                   

Вариант 15.

1. Философские взгляды Н.А.Бердяева.

2. Научные и вненаучные формы знания.

Вариант 16.

1. Философский антропологизм Н.Г.Чернышевского.

2. Проблема истины и ее критериев.

Вариант 17.

1. Позитивизм как философское направление и основные этапы его развития.  

2. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом мышлении.

Вариант 18.

1. Философия жизни как направление европейской философии XIX-XX вв.

2. Единство исторического и логического как метод познания.

Вариант 19.

1. Социально-философские взгляды М.Вебера.

2. Истина как процесс: абсолютное и относительное в истине.

Вариант 20.

1. Человек и культура в философии Э.Фромма.

2. Диалектическое отрицание.

Вариант 21.

1. Философия экзистенциализма (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр).

2. Эволюция, конволюция и революция как категории диалектики.

Вариант 22.

1. Категория бытия в философии. Основные формы бытия.

2. Диалектика количественных и качественных изменений.

Вариант 23.

1. Категория “материя” в системе философского мировоззрения.

2. Антагонизм, конфликт, равновесие, гармония как категории диалектики.

Вариант 24.

1. Философские категории движения, пространства, времени.

2. Категория сознания. Идеальное как субстанция. Проблема бессознательного.

Вариант 25.

1. Философская концепция развития. Основные принципы и категории диалектики.

2. Учения Ф.Бекона и Р.Декарта: общее и различное.

Вариант 26.

1. Материалистические понимании истории К.Маркса.  

2. Философские категории «причина» и «следствие».

Вариант 27.

1. Основные черты и особенности русской философии.

2. Наука в системе духовной культуры общества.

Вариант 28.

1. Структура, формы и функции практики в процессе познания.

2. Категории «необходимость» и «случайность».

Вариант 29.

1. Философские взгляды В.Соловьева.

2. Происхождение и сущность сознания.

5.3 Основные требования к ответам на вопросы контрольного задания

(для студентов  4-х и 6-ти летнего сроков обучения).

Ответы на вопросы должны быть лаконичны, конкретны, аргументированы. Для более полного ответа на поставленные вопросы необходимо изучить соответствующий раздел по учебнику, пособию, рекомендуемую литературу, Контрольное задание (ответы на вопросы) выполняется в виде напечатанного текста (8-10 стр., бумага формата А4). Контрольное задание должно быть отправлено в институт в сроки, установленные деканатом. Студент, не выполнивший контрольное задание, к экзаменационной сессии не допускается.

5.4 Варианты контрольных заданий

(для студентов  4-х и 6-ти летнего сроков обучения).

Вариант 0.

1. Дайте сравнительную характеристику религиозного и философского мировоззрения?

2. Что такое искусство? Раскройте роль эстетических ценностей в жизни личности.

Вариант 1.

1. Что такое мировоззрение? Раскройте специфику мифологического, религиозного и философского типов мировоззрения.

2. Охарактеризуйте понятие “нравственная культура”.

Вариант 2.

1. Раскройте основные функции философии.

2. Раскройте сущность морали, ее роль в жизни личности и общества.

Вариант 3.

1. Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории?

2. Охарактеризуйте сущность концепции ноосферы В.И.Вернадского и ее роль в становлении современной российской цивилизации.

Вариант 4.

1. Назовите основные разделы философского знания и охарактеризуйте их.

2. Раскройте особенности взаимодействия общества и природы в условиях современной цивилизации.

Вариант 5.

1. Как Вы понимаете смысл положения Протогора: “Человек есть мера всех вещей”?

2. Дайте характеристику глобальных проблем современности и основных путей их решения.

Вариант 6.

1. В чем особенности сократовского метода философствования?

2. Охарактеризуйте содержание философской категории “свобода”.

Вариант 7.

1. Что означает понятие “идея” в философии Платона? Раскройте значение платоновского учения об идеях.

2. Дайте характеристику основных сфер общественной жизни, раскройте их взаимосвязь.

Вариант 8.

1. Изложите основные положения концепции государства у Платона.

2. В чем сущность культуры как фундаментальной категории философии и ее роль в жизни общества и личности.

Вариант 9.

1. Охарактеризуйте суть схоластического способа мышления в эпоху средневековья. Как решалась в эту эпоху проблема соотношения веры и разума?

2. Раскройте содержание понятий “общественно-экономическая формация”, “цивилизация”. Приведите основание для необходимости объединения социального, экономического и цивилизационного подхода к обществу.

Вариант 10.

1. Изложите основные идеи философии эпохи Возрождения.

2. Раскройте содержание понятий “индивид”, “личность”, “индивидуальность”. Что означает понятие “социализация”?

Вариант 11.

1. Ф.Бэкон выделил 4 вида призраков (идолов), препятствующих познанию истины, создающих у человека ложные представления. Охарактеризуйте их.

2. Дайте характеристику основных форм рационального познания.

Вариант 12.

1. Дайте сравнительный анализ терминов “рационализм” и “эмпиризм”.

2. Дайте характеристику основных форм чувственного познания.

Вариант 13.

1. Какие проблемы находились в центре философского внимания в XVII в. и как они решались?

2. Раскройте структуру, формы и функции практики в процессе познания.

Вариант14.

1. Какие теоретические представления о человеке выработали философы эпохи Возрождения?

2. Раскройте содержание понятий “истина”, “объективная истина”, “абсолютная истина”, “относительная истина”, “конкретность истины”.

Вариант 15.

1. Охарактеризуйте этические взгляды Аристотеля.

2. Раскройте значение философских терминов “агностицизм”, “скептицизм”.

Вариант 16.

1. Назовите основные черты философии эпохи Просвещения. Почему эта эпоха так названа?

2. Дайте сравнительную характеристику понятий “революция”, “эволюция”, “прогресс”, “регресс”.

Вариант 17.

1. Охарактеризуйте категорический императив Канта.

2. Дайте характеристику метода восхождения от абстрактного к конкретно-всеобщему в теоретическом мышлении.

Вариант 18.

1. Поясните смысл суждения философа XVII века Р.Декарта: “Я мыслю, следовательно, существую”.

2. Дайте характеристику философских понятий “причина” и “следствие”.

Вариант 19.

1. Охарактеризуйте основные идеи философии Л.Фейербаха.

2. Дайте характеристику философских понятий “необходимость” и “случайность”.

Вариант 20.

1. Раскройте смысл и значение понятия “вещь в себе” в философии И.Канта.

2. Дайте характеристику философских понятий “форма” и “содержание”.

Вариант 21.

1. Раскройте основное содержание философии Ф.Ницше.

2. Дайте характеристику философских категорий сущность и явление.

Вариант 22.

1. Раскройте сущность абсолютного идеализма Гегеля и его диалектической методологии.

2. Дайте характеристику философских категорий единичное, особенное, общее (всеобщее).

Вариант 23.

1. Раскройте содержание понятия “пантеизм”. Кто из крупнейших философов Нового времени придерживался этой позиции.

2. Дайте характеристику основных законов диалектики.

Вариант 24.

1. В русской философии XIX века сложились две концепции пути развития России: славянофильство и западничество. Охарактеризуйте их.

2. Охарактеризуйте структуру сознания.

Вариант 25.

1. Назовите основные идеи философии В.Соловьева.

2. Дайте философское определение сущности сознания.

Вариант 26.

1. Назовите основные положения “философии свободы” Н.Бердяева.

2. Дайте характеристику движения как способа существования материи и ее основных атрибутов: пространства и времени.

Вариант 27.

1. Раскройте соотношение понятий “сущность” и “существование” в философии экзистенциализма.

2. Дайте характеристику основных форм движения материи.

Вариант 28.

1. Раскройте сущность материалистического понимания истории.

2. Раскройте сущность понятия “материя”.

Вариант 29.

1. Что такое бессознательное в психоаналитической теории Фрейда?

2. Раскройте содержание философской категории “бытие”.  

         

 6. Краткий терминологический словарь.

АБСОЛЮТ - понятие, принципиально отличающееся от относительного. Абсолют выражает полное и завершенное совершенство какого-либо объекта или субъекта, субъективного состояния, высочайший авторитет, наивысшую степень могущества. Чаще всего свойства абсолюта приписываются Богу, духу, нравственному идеалу, идее, разуму и долгу человека, воле.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - это полное, исчерпывающее знание о предмете.

АНТИСЦИЕНТИЗМ - характерная для общественного сознания XX в. философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой, подчас необоснованной критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить прогресс, улучшение жизни людей.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - так называется материалистическое учение Л.Фейербаха, центральной проблемой которого стал человек как абсолютный предмет философии, высшая ценность жизни, как всесторонне развитое, гармоничное, телесное и духовное существо.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, ее высшая ценность, цель всех совершающихся в мире событий.

АПРИОРИ - знание, предшествующее опыту  и независимое от него.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в основном определяющей жизнь и поступки людей. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К.Юнгом введено понятие “коллективного бессознательного”, характерного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности.

БЫТИЕ - интегральная характеристика мира, как всеобщей реальности, утверждающая целостность и его единство через соотношение основных начал, субстанций, принципов и сфер существования природы, общества, человека, его культуры, их специфических форм.

ВЕРОЯТНОСТЬ - количественная мера осуществления возможности; степень необходимого в возможном.

“ВЕЩЬ-В-СЕБЕ” (по Канту) - 1) вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта, 2) непознаваемая основа чувственно ощущаемых и рассудочно мыслимых предметов, 3) умопостигаемый предмет, то есть безусловный, запредельный для опыта предмет разума (бог, бессмертие, свобода).

“ВЕЩЬ ДЛЯ НАС” (по Канту) - вещь, чьи существенные характеристики становятся познанными в процессе практики.

ВОЗМОЖНОСТЬ - это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелые, чтобы возникло новое явление.

ВОЛЮНТАРИЗМ - признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление; в социально-политической практике - попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно решать проблемы жизни общества.

ВОЛЯ - сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность. В философии жизни (Шопенгауэр, Ницше) воля - основополагающая сила, обуславливающая весь жизненный процесс человека.

ВОСПРИЯТИЕ - форма чувственного познания (живого созерцания), в которой на основе ощущений в сознании человека возникает целостный образ предмета, непосредственно данного в совокупности всех своих сторон.

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНО-ВСЕОБЩЕМУ - метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции (“начало” - одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета, к системе понятий и научных определений.

ВРЕМЯ - всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира.

ВСЕЕДИНСТВО - единство Вселенной, человечества - высший принцип организации бытия, всех вещей и явлений мира. В онтологии В.Соловьева всеединство предстает как добро, истина и красота, в гносеологии - как система цельного знания.

ВСЕОБЩЕЕ - философская категория, отражающая необходимые качества и свойства, присущие всей действительности, миру как целому.

ГИПОТЕЗА - форма знания, содержащая предположение, которое сформулировано на основе ряда фактов, а его истинное значение неопределимо и нуждается в доказательстве.

ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, изучающий теорию познания, взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

ДЕДУКЦИЯ - метод логического мышления, который ведет от установленных общих положений и выводов к частному, к особенным проявлениям общего.

ДЕИЗМ - воззрение, согласно которому бог признается как первопричина мира. В дальнейшем же мир развивается по собственным (естественным) законам.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - в широком смысле слова: весь объективно существующий мир, объективная или субъективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью; в узком смысле слова: конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях.

ДЕТЕРМИНИЗМ - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности объективных явлений.

ДИАЛЕКТИКА - всестороннее целостное, наиболее последовательное  учение о развитии явлений и процессов природного и социального мира духовной, психологической жизни человека; всеобщая методология познания и общественной практики.

ДОГМАТИЗМ - форма метафизического мышления и действия, которая характеризуется застылостью, косностью, окостенелостью, стремлением к авторитарности, вульгарным преувеличениям значения абсолютного момента в истине.

ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ - внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовно-нравственным и эстетическим идеалам.

ЕДИНИЧНОЕ - философская категория, выражающая специфику, своеобразие именно данного отдельного явления, его отличие от других.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

ЗАКОН - всеобщая и необходимая, следовательно воспроизводимая и существенная, определяющая специфику явления, связь.

ЗАПАДНИЧЕСТВО - движение русской общественной философской мысли 40-50-х гг. XIX в., сторонники которого широко пропагандировали и защищали идею приобщения России к европейской цивилизации, начатого государственными реформами Петра I.

ЗНАНИЕ - проверенный практический результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; форма представления информации.

ИДЕАЛ - понятие, выражающее высший критерий ценностей, совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека. Прообраз желанной действительности, образ высшего совершенства.

ИДЕАЛЬНОЕ - это образы будущих результатов деятельности, программы, духовно-нравственных образов высшего совершенства; высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и другие), которые человек реализует в своей жизнедеятельности.

ИМПЕРАТИВ - безусловное требование, закон поведения. У Канта категорический императив - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме): “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства”. “Человек должен быть всегда целью твоих нравственных действий и никогда только средством”.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ - отрицание всеобщего характера причинности.

ИНДИВИД - это отдельный представитель человеческого рода, природное существо.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - своеобразие, совокупность специфических качеств и отличительных, неповторимых свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида.

ИНДУКЦИЯ - логический научный метод движения знания от отдельного, особенного к общему, всеобщему и закономерному. Ее выводы о связи изучаемых явлений и результаты делаются на основе эмпирических наблюдений и экспериментов.

ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ - философская категория, выражающая рождение принципиально новых качественных явлений, принципов, ценностных систем.

ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью логических доказательств.

“ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО” - или “общество, основанное на знаниях”, где важнейшую роль в производстве и использовании знаний будет играть автоматизированная переработка информации, которая рассматривается как стратегический ресурс развития общества.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - философское учение, которое ставит инстинкт, интуицию, различные формы бессознательного на первое место и рассматривает их как решающие источники познания и духовной жизни в сравнении с ролью разума.

ИСКУССТВО - специфическая форма духовного эстетического освоения мира человеком, в которой формируются и развиваются его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

ИСТИНА - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

КАТЕГОРИЯ - понятие, отражающее наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

КАЧЕСТВО - это внутренняя определенность, целостная система характерных черт предметов, явлений.

КОЛИЧЕСТВО - такая определенность предмета (величина составляющих его элементов, его объем, размеры и др.), изменения которой в соответствующих границах не ведет к превращению данного качества в новое качество.

КОСМОС - понятие, впервые введенное Пифагором для обозначения целостностного мироздания, единства мира в противоположность хаосу.

КОЭВОЛЮЦИЯ - совместная эволюция биосферы и общества, призванная обеспечить возможность их дальнейшего развития и гармонического сосуществования.

КРЕАЦИОНИЗМ - религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

КУЛЬТУРА - в широком смысле это понятие означает совокупность ценностей, достижений и творчества народа или группы народов. Культура как исторический процесс творческого самосозидания человеком своей общественной и личностной действительности, как путь к высотам человеческой свободы.

ЛИЧНОСТЬ - как понятие несет в себе отражение социальной сущности человека; оно обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций.

ЛОГИКА - наука о законах, формах и правилах доказательного, логически связанного мышления, средствах достижения обоснованных умозаключений и выводов.

ЛОГОС - первоначально - слово, закон, совокупность принципов устройства мира. В античности Логос - понятие логическое, языковое и в то же время - натурфилософское, обозначавшее определенный порядок во взаимодействии стихий (воды, огня, воздуха). Логос - есть закономерность, по которой все совершается в природном и социальном мире человека, и прежде всего в космическом процессе.

ЛОЖЬ - преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ (исторический материализм) - восходящая к  К.Марксу философия истории. Согласно Марксу, “способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще”. В истории выделяется три  этапа. Первому присуща личная зависимость человека от господствующих социальных сил. Второму - личная независимость при вещной зависимости, но при универсальном развитии производительных сил. Третий этап - соблюдение индивидуального в условиях подлинной коллективности и коллективного присвоения плодов общественной производительности труда.

МАТЕРИЯ - как философская категория, служит для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемой им.

МЕРА - целостное единство количественных и качественных характеристик предмета, явления, процесса, в рамках которого сохраняется коренная качественная определенность.

МЕТАФИЗИКА - первоначальное значение этого термина - философская наука о первых началах, о субстанциях и всеобщем, о безусловном и абсолютном бытии, не сводимом ни к какой эмпирически данной вещи. В настоящее время термин “метафизика” имеет позднее значение - как всеобщий метод, противоположный диалектике, отвергающий первостепенное значение идеи развития и саморазвития мира.

МЕТОД - определенный способ познания и практического действия, оценок человеческого поведения, совокупность определенных правил, приемов и норм познания  и ценностного отношения.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность обобщенных взглядов на мир в целом, идеалов, принципов и нравственных норм, определяющих смысл жизни человека, его сущность и место в природе и обществе. Мировоззрение личности - ее жизненная позиция, программа поведения, ее отношение к обществу, другим людям и к самой себе.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - чувственно-конкретное восприятие  мира, для которого характерна образность, эмоциональность, наделение человеческими качествами явлений и вещей окружающего мира, их уподобление процессам и событиям общественной жизни.

МОРАЛЬ - регуляция поведения посредством идеалов жизни, признание гуманизма, честности, сохранение чести, достоинства человека, нравственных норм. Мораль опирается на внутренний механизм самоорганизации - совесть, на поведение личности, на народные традиции. Морали присуща общественная сущность, которая специфически проявляется в различных социальных и групповых общностях людей.

НЕОБХОДИМОСТЬ - это то, что вытекает из самой сущности материальных или идеальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в основном так, а не иначе.

НООСФЕРА (от греч. “ноос” - разум) - “сфера разума”, формирующаяся в результате синтеза научной, технической, культурной деятельности человека и естественных природных процессов. Она возникает на основе биосферы как ее продолжение и потому ставит своей целью ее сохранение на благо человека.

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - достигнутый обществом и человеком уровень представлений о добре, зле, чести, справедливости, долге и т.д. Эти представления и нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления.

НРАВСТВЕННОСТЬ - сфера реализации моральных идеалов и принципов личности и социальных общностей. Нравственная свобода и совершенство достигаются, когда общечеловеческие и общественные требования совпадают с внутренними мотивами. Это область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность  и добровольное побуждение творить добро.

ОБРАЗ - субъективная форма отражения материального мира. По содержанию образ соответствует своему объекту, но лишь как приближенная копия его.

ОБЩЕЕ - философская категория, отражающая не только сходные, но необходимые, закономерные черты и свойства, присущие всем предметам данного класса, всем явлениям данного рода.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

ОБЪЕКТ - понятие, обозначающее вещь или предмет реальной действительности, противостоящее субъекту познавательной и практической деятельности, одаренному сознанием существу.

ОБЪЕКТИВНЫЙ, ОБЪЕКТИВНОЕ (фактор, состояние, отношение) - относящийся к миру объектов, отдающий первенство и приоритет реальному, объективному положению вещей, в сравнении с субъективным фактором, с подходами и оценками субъекта.

ОНО (Ид) - согласно психоаналитической теории Фрейда, один из трех компонентов человеческой личности, наряду с Я (Эго) и сверх-Я (супер-Эго). Ид является древнейшим психическим образованием, содержащим в себе безудержные примитивные телесные инстинкты (сексуальные и агрессивные влечения), а также все наследуемое содержание психики.

ОНТОЛОГИЯ - философское учение о бытии, всеобщей реальности, о сущем в его наиболее общих характеристиках.

ОСОБЕННОЕ - философская категория, выражающая специфическое единство, синтез общего и единичного (отдельного, индивидуального).

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - неполное знание о предмете.

ОТРАЖЕНИЕ - одно из центральных понятий диалектико-материалистической теории познания. Отражение понимается как представленность свойств одной системы в другой (неживой, живой и социальной), согласно принципу адекватности результатов познания своему источнику. Оно предполагает творческое отношение человека к миру ради достижения блага и счастья жизни.

ОТРИЦАНИЕ - философская категория, выражающая: а) процесс уничтожения предмета в результате действия преимущественно внешних сил и факторов, т.е. прекращение существования данного предмета как целостной системы, конец его развития (внешнее, “зряшное” отрицание, деструкция); б) самоотрицание (внутреннее отрицание), как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого (“снятие”), необходимого для оптимального функционирования и развития системы нового качества.

ОЩУЩЕНИЕ - форма чувственного познания (живого созерцания), представляющая собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

ПАНЛОГИЗМ - учение о том, что все явления действительности есть продукт, выражение логически оформленной абсолютной идеи, выражение разума как вершины этой идеи.

ПАНТЕИЗМ - учение, которое растворяет идею Бога в природе, по сути считая природу  - определяющим в мире началом, а божественное влияние отодвигая на второй план.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - включает наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т.д.

ПОНЯТИЕ - форма логического мышления, отражающая и фиксирующая одно общее и существенное отношение круга предметов и явлений, которые присущи определенному классу предметов и роду явлений.

ПРАВО - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение людей; определяет меру свободы людей и гарантии этой свободы.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.

ПРАКТИКА - это целенаправленная предметная деятельность субъекта по преобразованию материальных, духовных и управленческих систем.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

ПРИЧИНА - взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление. Причины есть действия, порождающие другие действия, следствия - результат взаимодействия.

ПРОГРЕСС - поступательное движение, развитие системы от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному и гармоничному.

ПРОСТРАНСТВО - всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ - стороны, или элементы, части системы, имеющие иную направленность, тенденцию изменений, чем стороны с ними взаимодействующие. Иногда противоположность - это высшая степень развития противоречия.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - взаимодействие противоположных, подчас взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновения, выступая источником самодвижения и развития.

ПСИХОАНАЛИЗ - 1) часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З.Фрейдом в конце 19 - начале 20 в., 2) философско-психологическая теория, направленная на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни, бессознательного, рассматриваемого как доминирующий фактор индивидуальной и общественной жизни.

РАЦИОНАЛИЗМ  - гносеологическое направление, признающее разум основой познания и высшей ценностью духовной культуры, поведения людей.

РАЗУМ - философская категория, выражающая вершину духовной культуры, высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).

РЕВОЛЮЦИЯ - форма развития, в которой преобладают интенсивные качественные изменения в развитии явлений природы, общества или познания.

РЕГРЕСС - развитие, направленное от более высоких форм к низшим, совокупность деструктивных процессов, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему.

РЕДУКЦИОНИЗМ - методологический подход, согласно которому высшие, сложные формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим и простым (физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних.

РЕЛИГИЯ - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование Бога, как всемогущественной сверхъестественной  силы, воплощающей в себе лучшие духовные и нравственные качества человека.

РЕЛЯТИВИЗМ - методологическая концепция, абсолютизирующая изменчивость действительности и наших знаний о ней, преувеличивающая относительность и условность последних.

РЕФЛЕКСИЯ - способность человеческого мышления осознавать свои собственные формы и содержание, цели и основания жизнедеятельности, критически анализировать методы и результаты познания, критерии оценок поведения.  

РУССКАЯ ИДЕЯ - идея особой судьбы и предназначения России, разрабатывавшаяся в лоне отечественной философии и культуры XIX - начале XX в. Доминирующий мотив русской идеи - признание ее глубинным выражением всечеловеческого единства народов мира. По В.Соловьеву, именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основах христианства.

САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям. Это - осознание себя как особой и единой личности, субъекта познавательной, нравственной, религиозной, эстетической, политической и других видов деятельности и человеческого общения.

СВОБОДА - одна из философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Состоит в возможности человека по собственным основаниям и желаниям осуществлять выбор решения, поступка, линии поведения, быть независимым от внешнего принуждения.

СВОЙСТВО - сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними.

СИСТЕМА - это комплекс взаимодействующих элементов и структур, этап на пути становления целостности.

СКАЧОК - переход от одной системы данного качества к другой системе нового качества.

СКЕПТИЦИЗМ - философская концепция, сторонники которой либо сомневаются в возможности познания действительности, либо, не сомневаясь в этом, понимают процесс познания как “зряшное отрицание”, а не как диалектическое (с удержанием положительного).

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выдвинувшее и обосновавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире.

СЛУЧАЙНОСТЬ - то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из сущностных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Нередко случайность возникает как пересечение различных необходимостей.

СОБОРНОСТЬ - понятие, выражающее сущность и природу культуры, человеческого бытия как коллективных качеств, возникших и развившихся на базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей.

СОДЕРЖАНИЕ - философская категория, выражающая внутреннее существенное единство всех элементов, сторон, систем и подсистем и т.п. в их взаимодействии, образующих данный качественно определенный предмет, явление, процесс.

СОЗНАНИЕ - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

СОФИСТИКА - 1) философское течение в Др.Греции, созданное софистами, выдвигавшими принцип: “Человек есть мера всех вещей”. 2) рассуждения (вывод, доказательство), основанные на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употребление бездоказательных доводов и недостаточно обоснованных аргументов, выдаваемых за правильные.

СОФИЯ - образ вечной женственности и божественной мудрости. Основной, центральный образ философии В.С.Соловьева.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс усвоения личностью образцов поведения общества и группы, их ценностей, норм, установок.

СТРУКТУРА - это совокупность устойчивых отношений, связей и взаимодействий между элементами целого.

СУБСТАНЦИЯ - определяющее первоначало мира, глубочайшая изменяющаяся действительность. Субстанция существует благодаря самой себе, будучи причиной самой себя.

СУБЪЕКТ - а) сознающее существо или группа осмысленно действующих лиц, б) источник, идеальная причина социально значимого действия, поступка, направленного на объект.

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ - источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки, познания.

СУБЪЕКТИВНЫЙ, СУБЪЕКТИВНОЕ (фактор, состояние, отношение) - относящийся к сфере действий, оценок субъекта, отдающий приоритет, определяющее воздействие субъективному фактору, действиям и оценкам социального субъекта, в сравнении с объективным положением дел, объективными условиями.

СУЖДЕНИЕ - форма логического мышления, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается какое-либо определение.

СУЩНОСТЬ - совокупность внутренних необходимых свойств и качеств системы, от которых зависят все явления, в которых она выражается.

СХОЛАСТИКА - отвлеченный догматический способ мышления, опирающийся не на реальности жизни, а на авторитет религиозных истин, канонизированных текстов и на формально-логическую правильность односторонних, дедуктивных, чисто словесных рассуждений.

СЦИЕНТИЗМ - мировоззренческая ориентация, характерная для некоторых философских течений XX века и рассматривающая науку не только как наивысшую ступень развития человеческого разума, но и абсолютизирующая ее роль.

ТВОРЧЕСТВО - деятельность людей, направленная на создание принципиально нового качества, ценностей культуры.

ТЕИЗМ - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном акте.

ТЕОЛОГИЯ - богословие, учение о Боге.

ТЕОРИЯ - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности или рода практической деятельности, ценностного освоения мира человеком.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ - система рассуждений, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

УНИВЕРСАЛИИ - в схоластике общие понятия, идеи, которые, имея самостоятельный смысл, существуют телесно, “до вещей”, или “в вещах”, либо же они существуют только в виде умственных построений “после вещей”, являются просто “именами вещей”, словами.

ФАТАЛИЗМ - философское воззрение, утверждающее неотвратимость единственно возможного развертывания событий, что исключает свободу выбора и случайность.

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность теоретически обоснованных, систематизированных представлений о сущности природы, общества, человека, его сознании, система идеалов и духовных ценностей.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ - философское направление, получившее развитие в конце XIX - начале XX вв. в Германии, Франции и Испании, В основу его был положен отход от классического рационализма и попытка объяснить явления жизни исходя из нее самой с помощью чувства, инстинкта, непосредственного переживания.

ФОРМА - философская категория, выражающая: а) способ существования определенного содержания в его различных модификациях; б) внутреннюю организацию содержания, его структуру. Играет активную и незаменимую роль в структурировании, функционировании и развитии данного содержания.

ХАОС - неупорядоченная мощь творящей природы, могущественная основа космической жизни.

ЦЕЛОЕ - интегрированное качество внутренней существенной связи элементов, форм взаимодействия, не сводящееся к сумме составляющих его частей.

ЦЕННОСТЬ - это положительная значимость явления; продукт духовной культуры, идеальное средство выражения коренных целей, идеалов, потребностей и интересов человека.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - это крупномасштабная социокультурная общность людей и народов; собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения личностно-общественного богатства. Это - конкретно-историческая совокупность культурных ценностей и достижений.

ЧАСТЬ - элемент целого (целостности), необходимо заключающий в себе ее специфичность.

ЧЕЛОВЕК - наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида Homo sapiens, биосоциальное существо, одновременно принадлежащее миру природы и общественному миру.

ЭВОЛЮЦИЯ - форма развития, в которой преобладают постепенные изменения ряда количественных характеристик, которые приводят к существенным целостным качественным превращениям системы.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - философия человеческого существования, возникшее в начале 20 в. в России, Германии, Франции и др. странах. Экзистенциализм противопоставляет сциентистско-технократическому рассмотрению общества проблему человека, взятому в его внутренних характеристиках как неповторимое уникальное бытие.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ - важнейшее понятие философии экзистенциализма. Означает истинное, свободное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый к каким-либо внешним объективированным формам.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы.

ЭКОЛОГИЯ - наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания.

ЭМПИРИЗМ - направление в теории познания, научном мышлении: познание истины выводит из чувственного опыта (эмпирии).

ЭСТЕТИКА - учение о прекрасном в действительности и художественном творчестве человека, о законах человеческой красоты, о безобразном, о возвышенном и низменном, о героическом и пошлом.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - включает в себя эстетические ценности (прекрасное. возвышенное, трагическое и т.д.), способы их создания и потребления.

ЭТИКА - учение о морали и нравственности, обосновывающее систему моральных взглядов, принципов, идеалов нравственного поведения, раскрывающее сущность добра и зла, справедливости и несправедливости, смысл жизни человека, основные нормы и традиции истинного, достойного образа жизни.

ЯВЛЕНИЕ - форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности и ее системной структурированности.

 

 




1. Организация спортивных команд по всем видам спорта
2. Валютная система
3. Управление статусно-ролевыми конфликтами руководителем организации.html
4. шапкой Мономаха на царство первый венчанный царь Моск
5.  ужасающий месяц но для меня он самый захватывающий
6. Проект комплектного тиристорного электропривода постоянного тока
7. Международный государственный экологический университет имени А
8. Тема 1 Теоретичні засади міжнародного маркетингу Етапи формування сучасної концепції міжнародного м
9. Вирджиния Эндрюс Сквозь тернии Часть первая ДЖОРИ Если папа не заезжал за мной в
10. УТВЕРЖДАЮ Проректордиректор Высшей
11. КУРСОВА РОБОТА Виконала студентка 5 курсу 1 медичного факультету 11 групи Оветчина Ольга Пет
12. тема Жауабы- Представление информации в ЭВМ
13. Понятие о соединениях костей и их виды
14. Развитие системы фонем английского языка
15. Макияж для фотосъемки 6 занятий по 34 часа.html
16. Вампиры города ветров- Азбука АзбукаАттикус Москва 2011 Оригинальное название- Chloe Neill Fridy Night Bites 2009 ISBN 9785
17. Неводні розчини в аптечній технології ліків
18. Нефть - чёрное золото планет
19. Особенности нефтезагрязнения природных геосистем Западной Сибири.html
20. метрополь Идея состоит в сочетании делового и повседневного стиля жизни