Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
![](images/emoji__ok.png)
Предоплата всего
![](images/emoji__signature.png)
Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Французские просветители. Просвещение в Германии. Идеи Просвещения в литературе и искусстве
В общественно-политической жизни Франции в XVIII в. определяющую роль играли традиции и привычки, унаследованные от феодального прошлого. Во Франции просветители не имели такого влияния и положения в обществе, как в Англии. Их уделом было своего рода отщепенство, порождавшее политический радикализм и мессианские настроения (представление об особой роли, предназначении). французское Просвещение испытывало сильное влияние, аристократической культуры. Это проявилось в утонченности и изысканности литературных произведений, составивших его славу.
Одним из самых известных литераторов того времени был Мари-Франсуа Аруэ (16941778), подписывавший свои произведения псевдонимом Вольтер. Широкую известность принесла ему книга “Философские письма” (1733), в которой он критиковал консерватизм политических учреждений и нравов Франции, резко отзывался о католической церкви. По постановлению парламента “Философские письма” были публично сожжены.
Большое значение для развития общественной мысли имела выдвинутая Вольтером концепция просвещенной монархии: “Самое большое счастье для людей, когда гоcударь философ”. Французский мыслитель был уверен, что по воле просвещенного короля общество может быть быстро перестроено на началах разума. Ряд европейских монархов (особенно прусский король Фридрих II и российская императрица Екатерина Великая) с большой симпатией относились к идеям Вольтера, поддерживали с ним дружескую переписку.
Пересмотр основных идеалов французского Просвещения связан с именем Жан-Жака Руссо (17121778). В его произведениях этика неотделима от политики, мораль напрямую связывается с общественной и государственной жизнью. Руссо выступал против частной собственности и порожденного ею общественного неравенства. Он полагал, что “золотой век” человечества был тогда, когда оно находилось в “естественном состоянии” и жило в соответствии с законами природы. Он считал, что все достижения цивилизации способствуют порче нравов. Высказанные им соображения о превосходстве блага общества над интересами личности, а также оправдание восстания и тираноубийства позволили некоторым историкам объявить Руссо предтечей революционных диктатур.
Эпоха Просвещения во Франции дала еще целый ряд ярких личностей: политического мыслителя Шарля-Луи Монтескье (16891755), обосновавшего современный принцип разделения исполнительной, законодательной и судебной властей; священника-вольнодумца Жана Мелье (16641729); создателя многотомной “Энциклопедии” Дени Дидро (17131784).
Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление уже в силу политической раздробленности страны и разнообразия местных условий. Одна из особенностей немецкого Просвещения заключалась в том, что оно нередко поддерживалось правящими верхами. В Пруссии инициатором публичного обсуждения проблем эпохи выступил сам король Фридрих II Великий. В целом немецкое Просвещение носило либо абстрактно-теоретический характер, либо утилитарно-прикладной (реформа образования, создание системы профессионального обучения ремеслам, сельскому хозяйству, торговле и государственной службе). Социально-политические и религиозные проблемы были оставлены в стороне.
Итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения подвел основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (17241804), создавший теорию познания, согласно которой. при помощи органов чувств мы познаем лишь внешние формы предмета. Но “вещь для нас” (т. е. такая, какой она воспринимается нашим сознанием) отличается от “вещи в себе”, или сущности объекта. Последняя принципиально непознаваема, хотя эмпирическое (опытное) знание о вещи может неограниченно расширяться. Кант выступил против утилитаризма современной ему просветительской этики, введя понятие “категорического императива” всеобщего нравственного закона, повелевающего человеку всегда быть примером.
Воплощением просветительских представлений о “естественном человеке”, который в своих действиях руководствуется лишь разумом, стал Робинзон Крузо герой романа английского писателя Даниэля Дефо (16601731). В образе этого героя просматриваются черты, свойственные энергичным выходцам из третьего сословия, как тогда именовали подавляющее большинство населения недворянского происхождения. Автор романа стремился заставить читателя поверить в безграничные возможности человека, утвердить его право переделывать мир вопреки устоявшимся правилам и традициям.
На фоне всеобщих восторгов по поводу романа Дефо резким диссонансом прозвучал голос ирландского священника Джонатана Свифта (1667 1745). Свифт критически относился ко многим идеям просветителей, отчетливо видел пороки и противоречия буржуазного общества и был далек от оптимизма Дефо, иронизируя над идиллическим концом романа (Робинзон, выгодно женившись, наслаждается шелестом банковских купюр). Главный герой остросатирического романа Свифта “Путешествия Гулливера”, как и Робинзон, герой Просвещения, но он уже способен видеть то, что пока не ясно самим творцам просветительских идеалов: внутреннюю несостоятельность принципов конституционной монархии, тщетность мечтаний философов о просвещенном монархе, глубоко сокрытые в человеческой природе противоречия.
Гораздо лучше вписывается в рамки просветительской интеллектуальной традиции творчество французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (17321799). В своих комедиях. Особенно в “Севильском цирюльнике” и “Женитьбе Фигаро”, он высмеивал аристократию, привилегии и психологию знати.
Разделенная на множество княжеств феодальная Германия постигала основы Просвещения по пьесам Фридриха Шиллера (17591805). Философская драма Иоганна Вольфганга Гёте (1749 1832) “Фауст” завершает и как бы венчает собой век Просвещения.
Изобразительное искусство XVIII в. отразило в своем развитии парадоксы и противоречия эпохи. Во Франции процветало утонченное, изысканное искусство, отвечавшее вкусам аристократии. Это прежде всего творчество “первого живописца короля” Франсуа Буше (17031770) и Антуана Ватто (16841721). Идеалы третьего сословия выражали в своем искусстве англичанин Уильям Хоггарт (16971764) и французы Жан-Батист-Симеон Шарден (16991779), Жак-Луи Давид (17481825). Самый убедительный образ философа Просвещения удалось создать скульптору Жан-Антуану Гудону (17411828) в портрете Вольтера.
Влияние идей Просвещения сказалось и в музыке. Творчество великих композиторов Иоганна Себастьяна Баха (16851750) и Вольфганга Амадея Моцарта (17561791) несет на себе отпечаток эпохи поисков “царства разума”.