Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

~ 200 с ил 111 ~ 121 Глава 7 ИСТОРИЗМ Историзм ~ не название конкретного направления в практике о

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. Учебное пособие для вузов / Т.Г. Маклакова. – М.: АСВ, 2001. – 200 с., ил. (111 – 121)

   Глава 7

   ИСТОРИЗМ

Историзм – не название конкретного направления в практике определённого времени, а тенденция, проходящая сквозь все периоды архитектуры, начиная с Возрождения. Историзм определяется обращением к культуре прошлого… для решения проблем настоящего.

     А. Иконников.

Вопросы:

  1.  Историзм 19 века.
  2.  Два пути историзма в начале ХХ века.

2.1. Неостили.

2.2. Эклектика.

  1.  Неоклассицизм ХХ века.
  2.  Неоклассицизм в Италии и Германии.

4.1. Италия.

4.2. Германия.   

  1.  Неоклассицизм 1950-х годов в СССР.
  2.  Неоклассицизм 1960- годов в США.
  3.  Региональный историзм 1960-1970-х годов в СССР.
  4.  От модернизма к историзму.
  5.  Архитектор Р. Бофилл

1. Историзм 19 века

Формирование новаторских течений в архитектуре ХХ века не сразу сказалось на облике городской среды. До середины ХХ века функционализм занимал незначительную долю в строительстве, распространившись широко только во второй половине столетия. Но и при этом его основные объёмы размещались в новых окраинных районах городов – зонах массового строительства.

   Городская среда центров 

Городская среда центров большинства крупных городов, сформированная во второй половине XIX века, включает в различных объёмах

  •  сохранившиеся ансамбли (или их фрагменты) исторической застройки,
    •  памятники архитектуры
    •  и отдельные произведения Современного движения.

   Направления историзма

Архитектурно-художественная среда центров большинства городов сложилась под влиянием историзма, объединяющего несколько направлений –

  •  «стилизации»,
  •  «эклектики»,
  •  соответствующих ветвей модерна –

различающихся глубиной и последовательностью в привлечении художественного наследия прежних веков.

С конца 1980-х годов в качестве синонима термину «эклектика» часто применяют термин «архитектура выбора». 

   Процесс эволюции в зодчестве

Последовательный всеевропейский процесс эволюции в зодчестве от античности через Византию к романскому зодчеству, готике, ренессансу, барокко, классицизму и ампиру исчерпал себя к 1830 – 1840-м годам.

Начиная с ренессанса, как он, так и последующие стили - барокко, классицизм, ампир – были вариантами историзма, имеющими в качестве общего источника художественное наследие античности.

   Национальные школы

После кратковременного, но то же всеобщего и глубокого периода романтизма (как в музыке, поэзии, живописи, так и в архитектуре), а отчасти и под его влиянием этот общий процесс историзма распался на национальные школы, пытавшиеся найти стимул к дальнейшему развитию в собственном историческом наследии. (111)

При этом использование национального наследия со второй половины XIX века по первые десятилетия ХХ века прошло путь от прямого цитирования и «рисования в стиле», достаточно поверхностного, к глубинному освоению наследия и утонченной стилизации.

 Для России сначала в качестве первоисточника вышла на первый план допетровская архитектура XVII века, для Англии, Франции, Австро-Венгрии и Германии – готика.

   Репрезентативные столичные объекты

Выдающимися произведениями этого периода стали крупнейшие репрезентативные столичные объекты:

  •  К. Тон. Большой Кремлёвский дворец в Москве.  1843 – 1848
  •  Ч. Берри. Здания парламентов в Лондоне. 1840 – 1857
  •  И. Штейндл. Здание Парламента в Будапеште. 1855 – 1904

2. Два пути историзма в начале ХХ века

Последующее развитие историзма шло двумя путями.

  •  Первый – углублённое овладение отечественными традициями и их избирательное применение (неостили)
  •  Второй – профессиональное энциклопедическое овладение языком архитектурных форм различных эпох и народов для применения их в проектировании в соответствии с заданием или замыслом заказчика (эклектика).

2.1. Неостили

Поиски на первом пути, в частности в России, привели к формированию осовремененных редакций исторических архитектурных стилей:

  •  неорусского
    •  А. Щусев. Марфо-Мариинская обитель в Москве,
    •  А. Щусев. Храм-памятник на Куликовом поле
    •  В. Покровский. Банк в Нижнем Новгороде,
    •  В. Покровский. Ссудная касса в Москве

ориентированных на традиции древнерусской архитектуры XIVXVII веков;

  •  неоклассицизма и неоампира 
    •  И. Фомин. Особняк Амабелек-Лазарева. Петербург
    •  И. Фомин. Особняк Половцева. Петербург
    •  В. Щуко. Русские павильоны на международных выставках в Глазго и Риме
    •  В. Щуко. Доходные дома на Каменноостровском проспекте
    •  В. Щуко. Пропилеи Смольного в Петербурге
  •  ренессанса
    •  И. Жолтовский. Особняк Харитоненко в Москве

К числу наиболее значительных зарубежных памятников этого направления относится национально-романтический

  •  Г. Эстберг. Ансамбль ратуши в Стокгольме. 1911 – 1923

2.2. Эклектика

Наиболее профессиональным и талантливым мастером второго направления в России был Р. Клейн, создавший сооружения

  •  в неоготике,
  •  ориентальном
  •  и неоклассическом стиле.

   Неоклассицизм

Самой значительной оказалась его работа в неоклассицизме –

  •  Р. Клейн. Музей изобразительных искусств им. Пушкина (музей Александра III). 1912

завершённая перед Первой мировой войной.

3. Неоклассицизм ХХ века    

   Резкий отход от традиций

Военные потрясения и послевоенное переустройство общества в России и Европе способствовали резкому отходу от традиций, наиболее ярко проявившихся в идеологии и практике Современного движения.

   Минусы функционализма

Однако к началу 1930-х годов стала очевидной малая пригодность функционализма для крупных общественных сооружений из-за

  •  его абстрактности
  •  и малой коммуникативности.

Это выявили упоминавшиеся международные конкурсы на комплекс зданий Лиги Наций в Женеве и Дворец Советов в Москве. (112)

   Историзм и регионализм

Со времени этих конкурсов в архитектурном проектировании особо важных объектов вновь формируется историзм, оперирующий преимущественно языком классических архитектурных форм. Наряду с таким классицизирующим традиционализмом происходит его синтез со стилизованными элементами регионального зодчества.

 Наиболее значительные примеры таких композиций –

  •  А. Таманян.  Застройка центральной площади Еревана правительственными и общественными зданиями. 1930 – 1940-е
    •  Э. Лаченс и Г. Бейкер. Комплекс зданий правительственного центра в Нью-Дели. 1930-е

   На правительственном уровне

Независимо от того, победил ли историзм в конкурсных состязаниях или был регламентирован на правительственном уровне (Италия, СССР, Германия), он на протяжении 1930 – 1940-х годов (а в СССР до середины 1950-х) стал основой в проектировании ответственных объектов и их ансамблей.

   Нарочитое упрощение

Отличительной чертой применения классических архитектурных форм в эти годы становится их нарочитое упрощение в силу ошибочного представления, что эти меры способствуют монументализации архитектурного образа.

  •  Колонны теряют энтазис (а иногда и капитель),
  •  пропорции ордера утяжеляются, 
  •  а композиции в целом приобретают членения крупного масштаба.

   Ряд крупнейших зданий

Эти черты неоклассицизма 1930-х годов присущи ряду крупнейших зданий –

  •  Ж. Крюло, Л. -А. Буало, Л. Азема. Дворец Шайо. 1937
  •  К. Дондель, А. Обер, П. Виар, М. Дастюг. Музей современного искусства. Париж. 1937
  •  Д. Ваго, Гийоль. Комплекс зданий Лиги Наций. Женева. 1930 – 1936
  •  Д.Р. Поуп. Национальный архив. Вашингтон. 1935 – 1941
  •  Д.Р.Поуп. Национальная галерея. Вашингтон. 1935 – 1941
  •  В. Щуко и В. Гельфрейх. Новое здание библиотеки им. В. И. Ленина. Москва. 1928 – 1941

   Полнокровное прочтении классики 

Однако наряду с этим возникали композиции, основанные на полнокровном прочтении классики. Особенно характерные в этом отношении работы –

И. Фомин, П. Абросимов. Здание Совета министров Украины. 1934 – 1938

  •  И. Фомин. Станция московского метрополитена «Красные ворота» («Лермонтовская»). 1935 – 1936
  •  И. Фомин, Л. Поляков. Станция московского метрополитена «Площадь Свердлова» («Театральная»). 1935 – 1936

4. Неоклассицизм в Италии и Германии    

   Огрублённый неоклассицизм 

Крайними проявлениями огрублённого неоклассицизма стал ряд

представительных объектов и ансамблей, возведённых или только запроектированных в Италии и Германии при тоталитарных режимах.

4.1. Италия

   На императорский Рим

 В Италии архитекторы этого направления ориентировались на прообразы зодчества эпохи императорского Рима. Так решены

  •  Л. Моретти и Э. дель Дебио. Олимпийские сооружения в Риме 
  •  М. Пьяченти. Триумфальные сооружения в Генуе
  •  М. Пьяченти. Памятник победы в Бальцано

Памятник победы в Бальцано решён по схеме античной триумфальной арки, но её лишённые энтазиса и капителей колонны превратились в грубые связки фашио (прутьев) с ликторскими топориками. (113)

   Общественный центр в Риме

Своеобразным символом неоклассицизма в архитектуре Италии этого периода стал

  •  М. Пьячентини, д. Пагано, Л. Пиччинато, э. Росси, Л. Виели. Комплекс ЭУР. Рим. 1950

ЭУР – крупный общественный центр на окраине Рима, предназначенный для размещения планировавшейся на 1942 году международной выставки. Для этого события ЭУР начали проектировать. Во время Второй мировой войны строительство было заморожено и только к 1950 году по проектам 30-х годов завершено. Комплекс ЭУР скомпанован по строго симметричной неоклассической схеме.

   Главная улица Христофора Колумба 

Его главная улица Христофора Колумба, начинается от новой Площади Италии и ведет от города к пляжу. Ширина магистрали 104 м, в центре ансамбля её пересекает вторая главная улица шириною 40 м. Точку пересечения улиц закрепляет высокий беломраморный обелиск, грани которого заполнены рельефом.

   Два общественных здания

Поперечную улицу по обе стороны от обелиска замыкают согласно классическим канонам глубинной композиции два центричных объема крупных общественных зданий:

  •  по одну сторону –
  •  Дворец конгрессов и приемов
    •  по другую –
  •  Ла Падула. Дворец итальянской цивилизации. 1937 - 1950

 Фасады зданий различных министерств, обстраивающих эту улицу, выполнены одинаковыми (аллюзия на улицу Уффици во Флоренции). В 1960 году перспективу улицы Х. Колумба замкнуло поставленное на высоком холме

  •  Здание Большого олимпийского дворца спорта.

   Огрубленная реплика на Колизей

Наиболее характерным примером довоенного неоклассицизма в комплексе ЭУР стало здание

  •  Ла Падула. Дворец итальянской цивилизации. 1937 - 1950

Здание запроектировано в 1937 году и достроено к 1950 году. Дворец скомпонован центрично, в виде квадратной призмы, окружённой шестиярусной аркадой, в проёмах которой установлены статуи. Композиция Дворца представляет собой крайне упрощённую и огрублённую реплику на античную композицию Колизея (амфитеатр Флавиев) в Риме.

4.2. Германия

   Ложно монументальный классицизм 

В Германии «третьего рейха» такой огрублённый ложно монументальный классицизм был воплощён в сооружениях

  •  Л. Троост. Дом немецкого искусства. Мюнхен. 1933 – 1935
  •  Л. Троост. Ансамбль «Храм чести». Мюнхен.
  •  Имперский комплекс для съездов национал-социалистической партии.  Нюренберг
  •  В. Марх. Олимпийский стадион. Берлин. 1935 – 1936
  •  А. Шпеер. Новая имперская канцелярия. Берлин.

Любопытно требование заказчика к автору проекта императорского комплекса применять только неармированный бетон, чтобы через столетия величие его руин не оскорблял вид ржавой арматуры.

   Тяга к гигантизму

Присущая тоталитарным государствам тяга к гигантизму, утверждающему незыблемость и могущество режима, ярче всего проявилась в проекте (к счастью не реализованном)

  •  Проект реконструкции центра Берлина А. Шпеера (не осущ.)

Согласно проекту на городской оси юг-север в результате обширного сноса исторической застройки центра должен был возникнуть новый ансамбль.

   Улица Парадов

Осью ансамбля должна была служить торжественная Улица Парадов длиною 5 км и шириною 120 м. Улица Парадов должна была застраиваться симметрично крупными административными, зрелищными, выставочными и торговыми зданиями, выполненными в огрублённых классических формах.

   Принцип мегаломании

Весь комплекс начинался от площади Южного вокзала размерами 1000 на 300 м, от которой через триумфальную арку (высотой 100 м) начиналась Улица Парадов. Перспективу улицы должен был завершать купольный

  •  Дворец немецкого народа (не осущ.)

 высотою 200 м, увенчанный параболическим куполом диаметром 250 м.

 Принцип мегаломании режима наиболее полно отразился в проекте Дворца – варварском примере количественного подхода к архитектуре: гордость автора и заказчика составляло сознание, что дворец будет в 17 раз большого собора Св. Петра в Риме.

   Дискредитация неоклассицизма

Как отмечалось выше, по окончании Второй мировой войны историзм неоклассицизма оказался в общественном мнении дискредитирован; поскольку воспринимался как идеологически ангажированный стиль архитектуры побеждённых стран с тоталитарными режимами – Германии и Италии.

Заметим, что общественное мнение было не совсем справедливо: достаточно вспомнить примеры неоклассицизма в довоенной архитектуре стран-победительниц (Франции, США и СССР) и нейтральных стран (Швейцарии).

   Распространение модернизма

В известной степени дискредитация неоклассицизма способствовала в большинстве победивших стран возрождению и широкому распространению эстетики модернизма, даже при возведении крупнейших объектов международного значения, например,

  •  Комплекс зданий ООН в Нью-Йорке

5. Неоклассицизм 1950-х годов в СССР

   Послевоенный неоампир

Однако этот процесс не затронул СССР. Напротив, советская архитектура послевоенного десятилетия отличается целостной ориентацией на историзм. Как и после Отечественной войны 1812 года архитектурный язык ампира воспринимался в СССР, как единственно достойное средство отражения триумфа победы в Отечественной войне 1941 – 1945 годов.  Перед глазами были великолепные ансамбли ампирной застройки площадей и улиц Петербурга, Москвы, Полтавы и других городов России.

   Восстановление центров городов

По законам неоампира проектировалось восстановление центров разрушенных в войну городов и новые крупные фрагменты городской застройки:

  •  в Москве – застройка
    •  Кутузовского проспекта,
    •  Л. Руднев, Е. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, инж. В. Насонов. Ансамбль МГУ на Ленинских горах 
    •  и остальных шести высотных зданий;
  •  в Петербурге – застройка Московского проспекта,
  •  в КиевеКрещатика,
  •  в ВолгоградеВолжской набережной и Площади павших борцов.

   Сталинский ампир 

В том же триумфальном «сталинском ампире» решены

  •  береговые сооружения и шлюзы Волго-Донского канала 
  •  и ряда станций московского метро.

Естественно, эстетические, качества этих объектов зависели от дарования и вкуса авторов, но, безусловно, большинство из перечисленных сооружений составили яркую страницу в истории отечественного зодчества. (115)

   Перегруженность декоративными элементами  

В некоторых поздних объектах послевоенного неоампира возникала перегруженность декоративными элементами  

  •  застройка Крещатика, 
  •  скульптурное береговое сопровождение Волго-Донского канала

нанося им потери в части художественного вкуса, но не снижая их градостроительных и ансамблевых достоинств.

   Конец неоампира

Развитие неоампира в СССР было приостановлено политическими мерами: Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

   Оценка неоампира

В силу закрытности советского общества послевоенный неоампир остался мало известен мировой архитектурной общественности. Большой интерес к этой архитектуре возник лишь 1980-е годы в период развития постмодерна в западных странах.

Из современников же советского неоампира объективную оценку в 1956 году ему дал лишь известный английский архитектор и искусствовед Бертольд Любеткин: «Украшенные фестонами как галантерейный товар, театрально задрапированные и завёрнутые в неудачно выбранные страницы из монументального каменного каталога, некоторые советские здания (если не большинство) всё же представляют собой, благодаря

  •  достоинству сильно задуманных планов,
  •  убедительному использованию открытых пространств 
  •  и захватывающему дух масштабу,

громадные регулярные ансамбли. Западному архитектору эпохи живописной фрагментарности и «смешанной застройки» трудно забыть об этом вкладе» (64, с. 316).

   Компания по борьбе с излишествами

Упомянутое Постановление и организованная за ним общественная кампания по «борьбе с излишествами и украшательством в архитектуре» вернули советскую архитектуру в международное русло функционализма, как основного направления зодчества. Однако для Запада это уже был период заката функционализма и окончания деятельности CIAM.

6. Неоклассицизм 1960- годов в США

Достаточно наглядно это проявилось в США. В отличие от Европы и тем более СССР, архитектура США не знала 10- и 20-летних периодов отхода от модернизма к историзму: она непрерывно развивалась в русле модернизма. Небольшой объём правительственных зданий, построенных Поупом перед войной в неоклассицизме, направления развития американского зодчества не изменил.

   «Усталость» от модернизма

В связи с этим к концу 1950-х годов здесь сложилась определённая «эстетическая усталость» от модернизма. Самой первой реакцией на эту «усталость» стало проектирование и строительство представительного классицистического ансамбля 

  •  Ансамбль культурного центра на пл. Линкольна. Нью-Йорк. 1962 – 1968

Ансамбль скомпонован по классицистическим канонам строгой симметрии вокруг прямоугольной площади, главную ось которой замыкает здание

  •  Фирма У. Гаррисона. Метрополитен-опера. Нью-Йорк.

Фасад театра представляет собой схематизированную по формам высокую беломраморную аркаду. Фланги площади занимают

  •  Ф. Джонсон. Театр штата Нью-Йорк
  •  Фирма Н. Абрамович. Филармония. Нью-Йорк

Фасады этих зданий украшены портиками, но их формы проще и геометричней, чем у Метрополитен-опера, подчинены его главенствующей роли. (116)

7. Региональный историзм 1960-1970-х годов в СССР

С конца 1960-х годов в отечественной практике возрождаются элементы историзма, но преимущественно регионального, при проектировании наиболее крупных общественных зданий в столицах союзных республик. В 1930 – 1950-е годы в этом направлении были значительные эстетические успехи.

Достаточно помимо работ А. Таманяна вспомнить

  •  А. Щусев. Театр в Ташкенте
  •  А. Щусев. Институт Маркса и Энгельса в Тбилиси

проектируя которые А. Щусев создал изысканный сплав классических композиционных принципов с национальными архитектурными формами.

   Формальный подход

К сожалению, региональный историзм 1960 – 1970-х годов оказался более формальным, эксплуатирующим преимущественно в разных вариантах один приём – введение в фасадную композицию зданий различного назначения стационарных железобетонных солнцезащитных решёток, воспроизводящих национальную орнаментику.

В Армении наряду с этим использовался и другой приём – введение в фасадную композицию каменных вставок (преимущественно из туфа), с великолепной традиционной рельефной резьбой. Однако добиться органической связи таких вставок со структурой фасадов современных зданий удалось далеко не всегда.

В России же ориентация на историко-классические каноны использовалась в эти годы лишь в исключительных случаях проектирования зданий общественного назначения с ответственной идеологической программой. Так на античную тему периптера (со значительной долей схематизации архитектурных форм)

  •  в 1960-е годы была ориентирована композиция
  •  М. Посохин, А. Мндоянц, Е. Стамо, П. Штеллер, инж. А. Кондратьев, Г. Львов. Кремлёвский Дворец Съездов. 1960-е
    •  а в 1980-е проект
  •  Л. Павлов. Проект музея В.И. Ленина в Горках. 1980-е

8. От модернизма к историзму

    Ф. Джонсон

Отход от функционализма в 1960-х годах в Западных странах определялся целым комплексом социальных и экономических причин, но чисто эмоциональную оценку дал этому один из выдающихся мастеров американского модернизма, ученик и соавтор Мис ван дер Роэ при проектировании Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке – этом символе «интернационального стиля» - Ф. Джонсон.

В конце 1950-х годов он порывает с модернизмом и пишет: «Мис основал своё искусство на трёх вещах:

  •  экономия,
  •  наука,
  •  технология.

Конечно он был прав. Но как раз от этого мне скучно. Нам всем скучно» (57, с. 232; 82, с. 81).

И первой работой, знаменовавшей уход Ф. Джонсона от модернизма к историзму станет

  •  Ф. Джонсон. Театр штата Нью-Йорк в ансамбле Линкольн-центра.

   Смена эстетических критериев     

В Европе смена эстетических критериев и ориентиров происходила не без влияния различных социальных процессов и событий, среди которых очень значительную роль сыграли студенческие беспорядки конца 1960-х годов. Они подтолкнули художественное развитие в странах Европы к известному конформизму, поискам стабильности и, в конечном счёте, к историзму.

   Реконструкция городов

Меняются подходы к профессиональному образованию и к проектной практике. Объективной предпосылкой этому послужил процесс реконструкции центров исторических городов Италии, Франции, Англии, ФРГ. Он потребовал изменений в системе подготовки архитекторов, углублённого изучения и графической проработки памятников и элементов архитектуры ушедших эпох. (117)

   Туризм и выставки

Дополнительными стимулами к развитию историзма служили такие характерные для 1960 – 1970-х годов общественные явления, как развитие индустрии массового туризма и практика организации многочисленных международных и традиционных всемирных выставок (экспо). Архитектурная композиция выставочных павильонов в большинстве случаев строилась на привлечении самобытных национальных исторических архитектурных форм.

 Туризм и выставочная деятельность вызвали широкий интерес к историческому наследию и требовали реакции в архитектурной практике. В связи с этим начинается новый период развития историзма в зодчестве. Это направление весьма разнохарактерно, но получило общее наименование – постмодерн или постмодернизм.

9. Архитектор Р. Бофилл

В этой же главе мы остановимся лишь на примерах историзма в творчестве арх. Р. Бофилла, который категорически отрицает свою принадлежность к постмодернизму, хотя некоторые отечественные и зарубежные критики относят его к этому направлению.

   Индустриальный историзм

Например, А. Шукурова в книге «Архитектура Запада и мир искусства ХХ века» относит творчество Бофилла полностью не к постмодернизму, а к постиндустриальному модернизму. На самом деле творчество Бофилла исторично по методу и индустриально по средствам, являясь по существу индустриальным историзмом.

  Содружество «Талер де Аркитектура»

Испанец по рождению, начавший свою творческую деятельность в родной Барселоне, Р. Бофилл стал главой творчества содружества «Талер де Аркитектура», объединившего в 1960-е годы испанских архитекторов, художников, литераторов, философов, актёров – профессионалов и дилетантов, - ищущих новых путей развития искусства.

   Опираясь на классическое наследие

Такая широта подхода к поиску пути выхода их тупика позднего функционализма принесла неожиданный, но плодотворный результат – обращение к классическому наследию и применение его принципов в проектировании крупных градостроительных композиций. Мастерская Р. Бофилла проектирует, руководствуясь этими принципами, в Испании, Франции, Бельгии, США.

В 1991 году Бофилл был приглашен к участию в решении проблем дальнейшего развития массового индустриального жилищного строительства в СССР, но напряжённые социальные процессы 1990-х годов в отечестве помешали дальнейшему творческому содружеству.

   Крупные жилые комплексы

Портфель осуществлённых проектов «Тальер де Аркитектура» и Бофиллом лично обширен:

  •  здания гостиниц,
  •  офисов,
  •  жилых домов,
  •  зрелищных зданий,
  •  небоскрёбов и др.,

однако наиболее существенным образом его новаторство сказалось на создании крупных жилых комплексов с недорогими квартирами, построенных на окраине Парижа и в других городах Франции. (118)

   Плюсы функционализма

В этих работах зодчий использует достижения Современного движения 

  •  в области компоновки функционально целесообразного недорогого жилища 
  •  и его ориентацию на современные индустриальные технологии (преимущественно панельное домостроение),

но решительно отвергает его градостроительные и эстетические концепции.

   Минусы функционализма

Р. Бофилл считает, что функционализм с его интересом к объемам отдельно, свободно размещённых в застройке зданий утратил культуру городского пространства и привёл к разрушению его среды, лишив жителей новых районов привычной городской обстановки. Он утверждает, что архитектура массового жилища должна опираться на достижения национальной культуры.

   Опора на французский классицизм

В своих работах для Франции он считает такой национальной базой для проектирования французский классицизм. Он пишет: «Классицизм даёт нам своеобразную общую основу со строгими правилами, которая позволяет каждому творцу что-то менять, не нарушая связи... Классицизм позволяет не задавать тип здания, но даёт необходимые принципы для изобретения новых типов...

Во французском масштабе я смог доказать, что дешевое жилище не является символом сдачи позиций или грубости, а напротив, некоторым торжеством и соответствующим ему чувством ритма и красоты без сколько-либо существенного повышения стоимости. Пригороды отнюдь не обязательно храм, но иногда монументы в честь человека» (55, с. 77).

   Крупные французские композиции

В своих крупных французских композициях –

  •  «Озёрные аркады» в Сержи-Понтуаз. 1981 – 1986
  •  Дворец Абраксас» в Марн-ла-Валле. 1978 – 1983
  •  Театр в Марн-ла-Валле. 1978 – 1983
  •  Арка в Марн-ла-Валле. 1978 – 1983
  •  «Антигона» в Монпелье. 1979 – 1986

Бофилл, опираясь на градостроительное наследие барокко и классицизма, создаёт продуманную пространственную среду из взаимосвязанной системы площадей и улиц. Их пространство создает для жителей района привлекательную среду, как места постоянных прогулок и общения.

   Район «Антигона» в Монпелье 

Наиболее интересен в этом отношении проект района «Антигона» в Монпелье – строго симметричная осевая композиция, которая развивается по перпендикуляру к набережной реки Лез, открываясь к ней полукруглой площадью. Далее на ось композиции последовательно нанизаны

  •  трёхлестковая в плане площадь,
  •  квадратный сквер,
  •  вытянутая вдоль оси площадь Тысячелетия (повторяет габариты площади Навона в Риме).

Завершает ансамбль четырёхлепестковая площадь Номбрд' Ор (золотого сечения). Смену зрительных впечатлений при пересечении столь разнообразных пространств обогащает продуманное решение, как самих площадей, так и окружающих зданий, основанное на тщательном пропорционировании объёмов и членений.

   Принцип симметрии

Столь же продуманны «Озёрные аркады» и «Абраксас». В обоих случаях строго соблюдены принципы классической симметрии в организации пространств, но их композиции индивидуальны и принципиально различны.

   Композиция «Озёрных аркад»

Композиция «Озёрных аркад» навеяна образами древнеримских акведуков. Она составлена из односекционных жилых блоков («устои» акведука), связанных между собой

  •  высокими (в четыре этажа) арками 
  •  и проходящим по аркам пятым, аттиковым этажом. (119)

Градостроительный замысел автора – разместить комплекс над озером - обеспечило возможность целостного панорамного восприятия его композиции с больших дистанций, как пышной театральной декорации, придающей всему ансамблю праздничностьэмоцию, давно ушедшую из архитектуры массовой жилой застройки.

   Комплекс «Дворец Абрасас»

Комплекс на 591 квартиру – «Дворец Абрасас» в Марн-ла-Балле (спальный район Парижа) состоит из трёх сооружений:

  •  19-этажного П-образного в плане дома («дворец»),
  •  9-этажного полуциркульного в плане («театр»)
  •  и 10-этажного («триумфальная арка»).

Сложная пластика фасадов и объёмов зданий обусловлена функционально и композиционно.

  •  Так, с внутренней стороны дуги «театра» размещены вертикальные стеклянные полуцилиндры, образующие эркеры в квартирах и вертикальные членения фасадов. 
    •  В размещенных на внешней стороне дуги глухих вертикальных полуцилиндрахлестницы, а их внешний объём – архитектурный колоссальный ордер, входящий в композиционное взаимодействие с малым ордером (на высоту этажа) внешнего фасада.

   Двойное кодирование

Такое «двойное кодирование» формирует крупный масштаб, соответствующий условиям восприятия композиции со стороны городской площади. Согласно исходному замыслу автора композиция комплекса симметрична, обнимает полузакрытое пространство двора.  Поверхность территории двора спланирована уступами, образующими открытый амфитеатр.

   Разрывы «сплошности»

Вдоль общей поперечной оси всех трёх сооружений комплекса устроены разрывы «сплошности» застройки:

  •  полный – в «театре»,
  •  в виде высоких арок – в «дворце»
  •  и в «триумфальной арке».

Благодаря этому в ансамбль вовлекается внешнее пространство, что исключает изоляцию комплекса от окружающей застройки.

   Принципы классицизма

Эстетика «Тальер де Аркитектура» заключается наряду с ориентацией на высокие композиционные принципы классицизма в использовании потенциала (эстетического) современной строительной техники сборного железобетона. Авторы базировались

  •  на классической тектонике членения фасадов
    •  на «основание»,
    •  «тело»
    •  и «венчание»,
      •  применение традиционных для французского классицизма вытянутых пропорций окон,
      •   треугольных 11 лучковых наличников, 
      •  ордерных пилястр, колонн и антаблементов.

   Из сборного железобетона

Авторам удалось доказать, что использование таких форм в сборном железобетоне вполне возможно, а их реализация, в частности, в комплексе «Абраксас» потребовала дополнительной номенклатуры фасадных элементов из 49 марок, практически не удорожившей строительство.

   Благородный колорит бетона

Авторы много работали над цветовым решением фасадов и, исследовав целый ряд пигментных добавок, пришли к выводу, что наиболее благородный колорит бетона достигается не пигментацией, а соответствующим подбором цвета песка для бетонной смеси.

   Индустриальное домостроение

Работы «Тальер де Аркитектура» помимо того, что они подтвердили жизнеспособность классической традиции на новом историческом отрезке развития зодчества, ценны в том отношении, что выявили один из путей эстетического развития индустриального домостроения, скептическое отношение к которому стало банальным общим местом архитектурной критики. (120)

   Обвинение в китче

Работы «Тальер де Аркитектура» не оставляют равнодушной ни отечественную, ни зарубежную критику. Некоторые авторы обвиняют представителей группы в наличии элементов китча.

Китч - преувеличенная трактовка банальных образов искусства, прагматично

предпринимаемая художником в коммерческих целях и возбуждающая примитивные эмоции мaлообразованного массового потребителя.

Так известный английский критик К. Фремптон пишет о «брутальном китчевом классицизме жилых зданий Р. Бофилла в Париже», а профессор А. Иконников обвиняет Бофилла в осуществлении популистской идеи «дворцов для всех».

   Брутальное упрощение 

Однако, признавая в языке Бофилла наличие элементов брутализма, следует с сожалением признать, что брутальное упрощение и огрубление присуще не только Бофиллу, но свойственно в целом всему современному историзму. Если в работах Бофилла и мастеров его школы это упрощение обусловлено технологическими требованиями строительной индустрии и потому достаточно органично, то в целом, в современном искусстве оно определяется даже помимо воли художника, более глубинными социальными процессамистереотипами главенствующей массовой культуры, в которой упрощение классических образов становится сложившимся средством коммуникации.

   Жизнетворность классики

Подводя итоги опыту историзма в зодчестве ХХ века, следует признать, что классическая античность, как и на протяжении предшествующих четырёх веков развития историзма, остаётся жизнетворной, помогая архитектору в меру его таланта и социальных условий справляться с крупнейшими задачами в практической деятельности. Или, переадресуя слова Гете,  заметить, что «древо жизни вечно зеленеет». (121)

PAGE  2




1. Реферат- Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации.html
2. Расходы организации на мобильную связь
3. а от предпринимательской деятельности прибыль от имущества рента от ценных бумаг процент Зараб.html
4. Ложь всегда включена в манипуляцию и перемешана в ней с правдой
5. тематических представлений игра выступает как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам
6. Философия Древнего Китая Даосизм
7. Жизненный мир по Гуссерлю мир взятый в его соотнесенности с человеком
8. Тверская область Член СФР с 1998 года
9. Федеральная программа книгоиздания России Рецензенты- доктор филологических наук профессор В
10. Прокатное производство План и транспорт прокатных цехов
11. На тему-
12. вариант задачи выбирается по последней цифре номера зачетной книжки Задача 1 Определить выбросы загряз
13. экономическое развитие пореформеной Росcии
14. Реферат- Воздействие и нормирование вредных веществ
15. «Песня про купца Калашникова» и «Мцыри»
16. Для того чтобы определить стоимость оборудования необходимы строительные чертежи планов этажей крыши и
17. Одно ли и тоже ВИЧ и СПИД Да Нет 2
18. варианта решений из многих исследователь пытается свести множество несопоставимых факторов к одному
19. Сейфуллин Сакен.html
20. ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА г.html