Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Культура Древней Месопотамии
Исторический очерк
Первые поселения на территории Месопотамии существовали еще в эпоху палеолита. В эпоху неолита, в VII-VI тыс. до н.э., происходит заселение речных долин сначала Северной, а затем в V тыс. до н.э. и Южной Месопотамии. Этнический состав населения неизвестен. В начале IV тыс. до н.э. на юге появляются шумеры, которые постепенно заняли территории до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата.
На рубеже IV-III тыс. до н.э. возникают первые города-государства Ур, Лагаш, Урук, Ларса, Ниппур и др. Они ведут между собой борьбу за преобладающее положение в Шумере, но объединить страну никому из их правителей не удалось.
С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии жили семитские племена (их язык называется аккадским). В течение III тыс. до н.э. они постепенно продвигались на юг и заняли всю Месопотамию. Около 2334 г. царем Аккада древнейшего семитского города в Месопотамии стал Саргон Древний (по-аккадски Шуррукен, что означает «Истинен царь»). По легенде он был не знатного происхождения, и сам говорил о себе: «Мать моя была бедна, отца я не знал ... Зачала меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке». При нем и его наследниках власть Аккада распространяется на большую часть Месопотамии. Шумеры слились с семитами, что оказало большое влияние на всю последующую культуру этого региона. Но борьба за власть между различными городами-государствами продолжалась.
В конце III тыс. до н.э. в страну началось проникновение кочевников западно-семитских племен (амореев) и ряда других народов. Амореи около XIX в. до н.э. создали несколько своих государств, самое знаменитое из них со столицей в Вавилоне, которое сыграло важнейшую роль в истории Месопотамии. Расцвет вавилонского государства (Старый Вавилон) связан с деятельностью царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В XVI в. до н.э. Вавилон был захвачен хеттами, затем касситами, власть которых над страной продержалась почти четыре столетия.
С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии существовал город Ашшур, по названию которого вся страна стала называться Ассирия. В конце II начале I тыс. до н.э. Ассирия постепенно становится самым крупным и могущественным государством Ближнего Востока.
Начиная с IX в. до н.э. в жизни Вавилонии важную роль начинают играть халдеи. В VII в. до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (Новый Вавилон), которому вместе со своими союзниками (в частности мидийцами) удалось нанести поражение Ассирии. Мидийцы захватили большую часть коренной территории Ассирии и создали там свое государство (Мидию).
В 539 г. до н.э. персы, победившие ранее мидян, захватили Вавилон, и он навсегда утратил свою независимость.
Религия и мифология
Характерной чертой религии Древней Месопотамии является политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов. Для Шумера типичным является культ местных богов, и прежде всего бога-покровителя города. Так, в Ниппуре поклонялись Энлилю (Эллилю) богу воздуха, который позднее получит статус верховного бога в шумерском пантеоне; в Эреду Энки (богу подземных пресных вод и богу мудрости); в Ларсе Уту (богу Солнца); в Уруке почитались Ан и Инанна (богиня любви и войны) и т.п. Богиней загробного мира, находившегося под землей («Страна, откуда нет возврата»), считалась Эрешкигаль, а ее супругом был бог войны Нергал. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После смерти человека его душа навечно оказывалась в загробном мире, где ее ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п. Сносного существования
удостаивались только те, для кого жрецы на земле совершали специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодетных матерей. В Ассирии главным богом был бог войны Ашшур.
Об изображениях богов
Божество, как правило, считалось присутствующим в своем изображении, если оно обладало определенными специфическими чертами и атрибутами, и ему поклонялись так, как было установлено и освящено традицией данного храма. Если изображение выносили из святилища, с ним вместе удалялся и бог, выражая таким образом свой гнев против города или страны.
...Богов облачали в пышные одежды особого стиля, дополнявшиеся тиарами и нагрудными украшениями (пекторалями). Одежды сменялись во время специальных церемоний в соответствии с требованием ритуала.
...Мы знаем из месопотамских и египетских источников, что изображения богов ваялись и подновлялись в специальных мастерских при храме; после этого они подвергались сложному и совершенно тайному ритуалу освящения, который должен был превратить безжизненную материю в сосуд божественного присутствия. Во время ночных церемоний они наделялись «жизнью», их глаза и рты «отверзались», чтобы идолы могли видеть, слышать и есть; затем над ними совершался ритуал «омовения рта», придававший им, как считалось, особую святость. Похожие обычаи были приняты и в Египте, где идолы божеств наделялись традиционно необходимыми качествами с помощью магических актов и формул. Тем не менее сам процесс изготовления идолов вручную, по-видимому, во всех религиях, где подобные изображения обладали культовой или священной функцией, ощущался как некая неловкость, на что указывают часто встречающиеся легенды и религиозные сказания, подчеркивающие чудесное происхождение наиболее знаменитых изображений богов.
...Богам в храме Урука еда подавалась два раза в день. Первая и основная трапеза приходилась на утро, когда храм открывался, вторая на вечер, очевидно, на время непосредственно перед закрытием дверей святилища...Каждая трапеза состояла из двух блюд, называемых «основное» и «второе». Блюда различались между собой, по-видимому, скорее по количеству, чем по составу продуктов. Церемониал, характер и число блюд, входивших в божественную трапезу, приближаются к человеческим меркам, вообще характерным для месопотамских богов.
Государство и право
Правители первых шумерских государств носили титул «лугаль» («большой человек») или энси; последний титул связан с должностью жреца, что свидетельствует о том, что правитель был также главой жрецов. Позже во всей Месопотамии утверждается идея божественности царей и царской власти.
О царской власти
Жители Месопотамии признавали только одно учреждение в современном смысле этого слова царскую власть. Именно она прежде всего являлась признаком цивилизованной жизни и считалась поэтому божественного происхождения... Святость царя подчеркивается (особенно в ассирийских текстах) сверхъестественным и внушающим страх сиянием (аурой), которое, судя по данным религиозной литературы, характерно для всех божеств и всех вещей божественного происхождения.
...Ассирийский царь в качестве жреца был или действующим лицом, или объектом поклонения в многочисленных и сложных ритуалах, детально описанных в некоторых текстах. Его тщательно охраняли от болезней и особенно от вредных магических влияний, так как от его благополучия зависело процветание страны. Поэтому ассирийские цари... окружались толпой предсказателей и лекарей. Все знамения рассматривались и истолковывались прежде всего в связи с тем, какое влияние они окажут на особу царя. Существовали сложные ритуалы они помогали отвести от царя предсказанное зло. Известен по крайней мере один случай в Ассирии, когда для того, чтобы помешать исполнению предсказания о грозящей смерти царя, пошли на хитрость другое лицо на сто дней объявили царем (его назвали «подменный царь»), а затем убили и похоронили с почестями. Таким образом, предсказание вроде бы сбылось, а судьба же была обманута и настоящему царю сохранили жизнь.
(Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. С. 78-80)
О законах
Хаммурапи
...В судебнике выделяются три группы людей по их правоспособности: полноправные, мушкенум и рабы. Каждая из них по-разному отвечала за те или иные поступки. Так, за ущерб, нанесенный какому-либо мушкенуму, штраф был меньше, чем за ущерб полноправному. Что же касается раба, то он «стоил» еще дешевле, а за правонарушения, совершенные им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания. Вообще рабы, если иметь в виду частных, считались собственностью хозяев беглых ловили, укрывателей наказывали. Но при всем том раб имел и определенные права на семью, хозяйство, имущество. Что касается мушкенумов, то это были, как упоминалось, зависимые царские люди, которые могли иметь хозяйство, рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус.
Группа статей, касающихся собственности, едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как институт (воры и укрыватели либо покупатели краденого наказывались), законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества.
Наибольшего внимания заслуживают те из статей, которые касались условий кредита и ростовщичества. Все они были направлены на ограничение произвола заимодавцев и стремились дать должнику максимальные шансы. При неурожае его долг откладывался. Если за долг человек был вынужден отдать в долговое рабство кого-либо из своей семьи, кредитор нес ответственность за приобретенного таким образом раба-должника: в случае, если от дурного обращения последний умирал, кредитор наказывался. В любом случае срок долгового рабства не должен был превышать трех лет после этого срока должник освобождался, а долг считался
погашенным. Был установлен и размер долгового процента он не должен был превышать 20% при денежном и 30% при натуральном займе.
Наказания за серьезные преступления были суровыми, часто преступник карался смертью. Основной принцип назначения наказаний талион, т.е. воздаяние по принципу «око за око», «рука за руку», «сына за сына», «раба за раба».
Литература
Литература Древней Месопотамии отличается многообразием форм и жанров. К древнейшим текстам относятся списки богов, некоторые мифы и гимны, позднее появляются эпические произведения, рассказывающие о богах и героях, складывается жанр исторической литературы, появляется публицистика, записываются сказки, пословицы и поговорки и т.п. По-видимому, самым знаменитым произведением является «Эпос о Гильгамеше».
Музыка
Данные раскопок, литературные памятники, изображения на рельефах и печатях указывают на значительную роль музыки в общественной жизни Шумеро-Вавилонии. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения. По представлению шумерийцев их боги были не только любителями музыки, но и музыкантами. В государственной иерархии музыканты стояли непосредственно за богами и царями. Именами музыкантов обозначалось летоисчисление. В более поздних источниках говорится о большом развитии придворных ансамблей, выступавших и с публичными концертами. Отдельные меценаты содержали ансамбли певцов и исполнителей на инструментах, доходившие до 150 человек.
Исторические источники позволяют говорить о богатом, разнообразном и сравнительно совершенном музыкальном инструментарии уже к началу III тысячелетия до н.э.
Наряду с изображениями музыкальных инструментов найдены и остатки самих инструментов: многочисленные разновидности ударных (преимущественно барабанов и систров); из духовых архаическая продольная флейта, близкая древнеегипетской; язычковые типа гобоя; из струнных встречаются знакомые уже по Древнему Египту арфообразные лиры, арфы, лютни.
В ансамблях Шумеро-Вавилонии ударные инструменты сочетаются со струнными и с духовыми.
(Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. С. 58)
Архитектура и строительство
Шумерский город
Типично шумерский город и вероятно, большинство городов, созданных в позднейший период, состоял из трех частей. Прежде всего из самого города... Это была окруженная стеной территория, на которой находились храм или храмы, дворец с резиденциями придворных и жилища горожан. Центр управления городом находился у «ворот» (в больших городах их было несколько), где происходили собрания горожан или собрания жителей данного квартала и отправлял свои обязанности градоправитель. К каждым «воротам» был приписан определенный квартал города. Далее шел «пригород», по-шумерски «внешний город», где находились дома, пастбища, поля и сады, обеспечивавшие город продуктами питания и сырьем...
Третьей частью города был район пристани (kаr в шумерском и karu в аккадском). Он являлся центром коммерческой деятельности, в особенности той, которая была связана с внешней торговлей. Таким образом, кару соответствовал не только по функции, но и по названию порту (рortus) раннего средневековья. Кару был административно независим и имел собственный юридический статус, что было важно для горожан, которые вели там дела. В кару жили чужеземные торговцы; у них были свои лавки, а питались они в портовой таверне.
(Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. С. 92)
Храм, дворец, дом
Каждому богу-покровителю посвящался центральный храм города, который по мере обветшания достраивался и перестраивался, но почти никогда не переносился на другое место. Храм становился центром города-государства, при нем имелось свое усадебное хозяйство, в котором работали свободные и рабы, а позднее исключительно рабы. Такой тип поселения, характерный для Двуречья, складывается окончательно к концу IV началу III тыс. до н.э. ... В Двуречье вообще стремились строить на возвышенных местах, что в какой-то мере предохраняло от частых, временами катастрофических наводнений, поэтому храм стоял на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы. Святилище храма, обычно прямоугольной, иногда овальной формы, было сдвинуто, как правило, к краю платформы и имело открытый внутренний дворик. В глубине святилища находилась статуя божества, которому и был посвящен храм. До начала III тыс. доступ во все части храма был свободным, но позднее в святилище, равно как и в окружающий святилище дворик, непосвященные не допускались. Главным и почти единственным элементом декора было членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами. Возможно, что храмы расписывались изнутри, но во влажном климате Двуречья росписи не могли долго сохраняться. Единственный храм раннего времени с росписями, который пока нам известен, храм в Телль-Укайре: алтарь храма, его внутренние стены и колонны входа были покрыты полихромной росписью (конечно, не фреской стены просто были раскрашены посуху) с геометрическими узорами и изображениями животных в мягкой красновато-коричневой гамме.
Своеобразно и нетипично здание, обнаруженное в Уруке. Как и большинство памятников шумерской архитектуры, оно дошло до нас в развалинах. Век сырцовой постройки недолог, а глина, точнее, сырцовый кирпич, формованный из нее, часто с примесью рубленой соломы или тростника, был единственным строительным материалом в Двуречье. Деревянными были балки перекрытия и двери, причем привозное дерево ценилось так дорого, что переезжающий из одного дома в другой обычно увозил с собой деревянные части дома. Здание представляло собой обширный замкнутый двор, обнесенный колоннами и полуколоннами с площадкой-эстрадой на одном конце двора и ведущими к ней боковыми лестницами. Колонны и полуколонны были украшены трехцветной красно-бело-черной мозаикой: каменные или глиняные конусы раскрашивались и втыкались в сырцовый массив стены, имитируя узор тростникового плетения. Уникальность этой постройки, видимо, связывается с ее общественным назначением перед нами, по всей видимости, помещение для народных собраний, что характерно для периода первобытнообщинной демократии (весьма недолгого в истории Двуречья).
К концу III тыс. в Двуречье засвидетельствован еще один тип храма (в действительности он, видимо, появился раньше), который мог быть результатом развития храма первого типа храм на нескольких платформах так называемый «зиккурат». Может быть сыграл свою роль обычай возводить храмы главному божеству на одном и том же месте или сказалась необходимость постоянно обновлять легко рушащиеся постройки, безусловно, к этому присоединились и идеологические побуждения: обычно с размерами зиккурата связывались представления о древности поселения; постепенно зиккурат становится главным храмом (в то время, как нижний храм обязательно строится рядом) и до конца эпохи древности остается наиболее типичным для культовой архитектуры сооружением...
Огромный холм осыпавшегося трехступенчатого зиккурата в Уре до сих пор возвышается на 20 м. Верхние, сравнительно невысокие ярусы, опирались на громадную, в плане прямоугольную, усеченную пирамиду (43 на 65 м), высотой около 15 м. Плоские ниши расчленяли наклонные поверхности и смягчали
впечатление массивности здания. Процессии, двигавшиеся по широким и длинным сходящимся лестницам (на площадке сходилось три марша), казалось исчезали в месте их соединения. Сплошные сырцовые террасы имели разные цвета: низ черный (обмазка битумом), следующий ярус красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний выбеленный. Возможно, иногда террасы озеленялись. В более позднее время, когда стали строить семиэтажные зиккураты, вводились желтые и голубые цвета. Таким образом, элементы раннего шумерского храма лестницы, ведущие к центральному святилищу, открытый внутренний дворик в храмике и членение наружных объемов чередующимися нишами и выступами сохранились и в зиккурате.
С середины III тыс. до н.э. правители Двуречья начали строить себе дворцы со многими внутренними дворами, иногда с отдельной наружной крепостной стеной. Один из ранних дворцов такого типа так называемый «дворец А» в Кише. Это первый образец соединения в шумерском строительстве светского здания и крепости система обводных стен защищала дворец не только от врага, но и от жителей города...
Жилые дома лепились вокруг центрального храмового, а позднее дворцового комплекса. Застройка производилась стихийно, между домами были немощеные кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными в плане, без окон, освещались через дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик. Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины. Изобразительное искусство
Шумерская
скульптура
Количество храмовой скульптуры Двуречья возрастает в первой половине III тыс. до н.э., но это все еще не монументальная скульптура. Памятники представляют собой небольшие, размером до 35-40 см, статуэтки, выполненные из мягких пород камня.
...Большинство статуэток ставилось в храме для того, чтобы молиться за поставившего их туда человека. Поэтому нет фигуры как таковой; есть поза, жест «молю тебя, не откажи!», нет лица как такового, есть выражение, взгляд всевидящее, всеслышащее существо. Огромные уши у многих фигурок, видимо, также следует понимать, как символ всеобъемлющей мудрости (по-шумерски слова «мудрость» и «ухо» обозначаются одним и тем же словом «нгештук»). У многих
фигурок на спине была надпись «такой-то такому-то богу свою статую поставил и посвятил». Позднее излагалась и просьба, с которой адорант обращался к божеству.
...Антропоморфное божество, наделенное сверхъестественными свойствами, отнюдь не воплощалось в облике телесно гармоническом и совершенном. ...Вплоть до конца III тыс. до н.э. единый канон так и не был выработан, хотя некоторые общие правила и существовали: брови и глаза почти всегда инкрустированы, борода и прически передаются при помощи незначительно варьирующихся, но в общем однообразных приемов, подчеркиваются глаза и уши.
(Афанасьева В., Луконин В., Померанцева И.
Искусство Древнего Востока. С. 64)
Барельеф Ур-Нанше
Изображения людей на рельефах обобщены, фигуры их обычно очень приземисты, формы угловаты, голова и ноги человека повернуты в профиль, плечи изображены в фас. Бог или правитель города-государства всегда изображался на рельефах значительно большего размера, чем все остальные персонажи. Одним из интересных произведений раннешумерской скульптуры является мемориальный рельеф с изображением Ур-Нанше, правителя города-государства Лагаша. Он, по-видимому, находился на двери храма, к которой был прикреплен при помощи деревянного или каменного болта.
В верхней части барельефа Ур-Нанше изображен со строительной корзиной на голове эта сцена символизирует строительство храма. В нижней части правитель показан пирующим. Его фигура превосходит своими размерами окружающих, и этим подчеркивается его главенствующее положение.
Барельеф Ур-Нанше исполнен в характерной для раннешумерского искусства технике невысокого рельефа с суммарной трактовкой деталей, с изображением людей с неестественно большими глазами и клювообразными носами.
(Лувр. Париж: Скульптура. С. 2)
Стела Хаммурапи
Произведений изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло немного. К числу лучших относится «Стела Хаммурапи». Она была найдена в 1901 году в Сузах французскими археологами.
Этот монумент является одним из замечательных произведений искусства и одним из первых документов в области права. Высеченный на нем свод законов дает возможность изучить административный и хозяйственный строй Вавилона. Большая часть пространства стелы занята клинописным текстом, в верхней же ее части помещен барельеф. На барельефе представлена сцена вручения земному владыке Хаммурапи знаков власти от бога.
Изображение царя вместе с богом имело огромное политическое значение, так как наглядно проповедовало идею божественного происхождения царя. Хаммурапи стоит перед богом солнца и правосудия Шамашем. Его поза выражает полное смирение. Он одет в платье, мягкими складками ниспадающее вниз, голову его венчает... тюрбан...Бог изображен сидящим на троне, поставленном на пьедестал. Он вручает Хаммурапи символы власти магическое кольцо и жезл. Из-за плеч Шамаша поднимаются языки пламени, они как бы свидетельствуют о всемогуществе главного бога Вавилона.
(Лувр. Париж: Скульптура. С. 11)
Искусство Ассирии
... В искусстве Ассирии в I тыс. до н. э. появляется жесткий канон. Канон этот не религиозен, как не религиозно было все официальное ассирийское искусство, и в этом принципиальное отличие ассирийских памятников от памятников предшествующего времени. Он и не антропометричен, как античный канон, который исходил из человеческого тела как единицы измерения. Его, скорее, можно назвать
каноном идеалистско-идеологическим, ибо он исходил из представления об идеальном владыке, воплощенном в образе могучего мужа. Попытки создать идеальный образ могучего повелителя встречались уже и раньше, в аккадском искусстве и в период III династии Ура, но они не воплощались столь последовательно и законченно и не были так оторваны от религии, как в Ассирии. Ассирийское искусство было чисто придворным искусством, и, когда погибла ассирийская держава, оно исчезло. Именно канон явился тем организующим началом, благодаря которому ассирийское искусство достигло такого небывалого совершенства. Образ царя становится в нем моделью и образцом для подражания, он создается всеми возможными средствами: чисто изобразительными облик физически совершенного, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям убранства; живописно-повествовательными когда и в искусстве, и в литературе выделяются темы, восхваляющие воинскую мощь страны и ее создателя, «владыки всех стран»; описательными в виде анналов ассирийских царей, славящих их подвиги. Некоторые описания в ассирийских анналах производят впечатление подписей под изображениями, более того тексты царских надписей с рассказами о царских боевых подвигах помещаются прямо на рельефах, пересекая изображение правителя, что при стандартизованном, лишенном всякой индивидуальности изображении было весьма существенно и являлось дополнительным орнаментоподобным украшением плоскости рельефа. Становление канона и выработка твердых правил при изображении царской персоны, равно как и идеологическая тенденциозность всего придворного искусства способствовали сохранению высоких художественных норм при ремесленном воспроизведении образцов и не сковывали творческих возможностей художников-мастеров, когда речь шла не о царской персоне. Это видно по той свободе, с которой ассирийские художники экспериментируют в области композиции и в изображениях животных.