У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

1 В середине 50х гг

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Билет 1. 1 В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.В Русской культуре конца 19 в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.Представители консерваторов - В.П.Боткин, А.В.Дружинин, П.В.Анненков, А.Н.Майков, А.А.Фет публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».Демократы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.А.Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».Либералы - К.Д.Кавелин, Ф.И.Буслаев печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».В русской литературе наиболее ярко проявили себя: Л.Н.Толстой («Воина и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г.Чернышевский «Что делать», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», И.А.Гончаров «Обломов», И.С.Тургенев «Дворянское гнездо», А.П.Чехов «Степь», «Чайка», В.И.Даль «Толковый словарь». А.И.Куприн «Первый дебют», М.Горький «Макар Чудра». Во второй половине 19 в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г.Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А.Балакирев и Г.Я.Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.).Во второй половине 19 в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И.Чайковский, Н. А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.Вторая половина 19 века - время творчества выдающихся ученых Д.И.Менделеева и А.И.Бутлерова.

2

Булгаков Михаил Афанасьевич, 15 мая (по старому стилю - 3 мая) 1891 -10 марта 1940, Москва, русский писатель

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве. Его отец был профессором, преподавал в Киевской духовной академии.Свое обучение Булгаков начал в гимназии, затем поступил на медицинский факультет университета, который окончил в 1916 году весной.Затем Булгаков несколько месяцев работал в одном из госпиталей Киева, а позже получил назначение в небольшую земскую больницу в село Никольское, Смоленской губернии. Здесь Михаил Булгаков начинает работать над книгой "Записки юного врача", повествующей о жизни в глубинке.После Октябрьской революции, в 1918 году, Булгаков возвратился в Киев. Во время Гражданской войны недолго (1920) жил во Владикавказе и в 1921 году он отправился в Москву, где работал в редакции газеты "Гудок" и много писал.В 1924 году Булгаков создает повести "Дьяволиада" и "Роковые яйца", в 1925 году - "Собачье сердце". Одновременно идет работа и над романом "Белая гвардия", первая часть которого была опубликована в журнале Россия в 1925 году. Однако вскоре журнал был закрыт и роман почти сорок лет (!) оставался недопечатанным.В 1926 году Булгаков инсценировал "Белую гвардию". Пьеса называлась "Дни Турбиных" и с большим успехом шла на сцене МХАТа (лишь в первые дни Великой Отечественной войны она прекратила существование на сцене в связи с тем, что под бомбардировками фашистов погибли декорации к спектаклю).В том же, 1926 году Михаил Афанасьевич Булгаков пишет к "Зойкину квартиру", в 1927 -"Багровый остров", в 1928- "Бег".10 марта 1940 года он скончался в Москве от тяжелого наследственного заболевания почек.

Знаменитая повесть "Собачье сердце", написанная в 1926 году – яркий образец булгаковской сатиры. Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в себе два начала: фантастическое и реалистическое. Эта характерная черта сатиры писателя находит воплощение и в таких его произведениях, как "Дьяволиада" и "Роковые яйца". Все три сатирические повести содержат предостережение писателя, обращенное к современникам, которое не было ими услышано. Сегодня нас не может не поражать удивительная прозорливость Булгакова, который сумел почувствовать опасность научных открытий, вырвавшихся из-под контроля, призвать людей к максимальной осторожности в обращении с неизведанными силами природы.

В центре повести "Собачье сердце" эксперимент профессора Преображенского, превративший милого, славного пса Шарика в низкорослого мужчину несимпатичной наружности. В этом появившемся в результате научного опыта существе задатки вечно голодного и унижаемого пса соединились с качествами его человеческого донора – алкоголика и уголовника Клима Чугункина. Такая наследственность весьма затрудняет процесс воспитания Шарикова. С одной стороны, профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Но из всей системы культурных мероприятий Шарикову по душе только цирк, ибо театр он называет контрреволюцией, а к книгам не испытывает ни малейшего интереса. С одной стороны, в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице председателя домкома Швондера, который стремится как можно скорее превратить вчерашнего Шарика в сознательного строителя социализма, пичкая его пролетарскими лозунгами и книгами типа переписки Энгельса с Каутским. Многие высказывания Полиграфа Полиграфыча явно заимствованы у его благодетеля Швондера, который сознательно науськивает своего питомца против ненавистного профессора. Председатель домкома никак не может забыть своего позорного поражения в квартире Преображенского, смириться с тем, что профессор по-прежнему занимает семь комнат и не подлежит никакому уплотнению, ибо от его таланта хирурга зависит жизнь влиятельных начальников. Значит, Швондер видит в Шарикове своего рода орудие мести.

Повесть Булгакова "Собачье сердце" и в наши дни сохраняет свою актуальность, ибо открытия и пророчества великого писателя помогут нам разобраться в хаосе и неразберихе сегодняшней жизни, не допустить прежних ошибок, чтобы шариковы не стали страшным знамением времени.

Билет 2 1 Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты «чистого искусства», выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.

Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.

Как в поэзии Фета, так и Тютчева, природа соединяет два плана: .внешне пейзажный и внутренне психологический. Эти параллели оказываются взаимосвязанными: описание органического мира плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.

2 Платонов Андрей Платонович (1899— 1951), писатель.

Родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова (в 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию на фамилию Платонов).

Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище; в 15 лет начал трудиться, чтобы поддержать семью. Был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и др.

В 1918 г. Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. В 1919 г. он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии.

После окончания войны возвратился в Воронеж, стал студентом Политехнического института (окончил в 1926 г.).

Первая брошюра Платонова «Электрификация» вышла в 1921 г. В 1922 г. увидела свет его вторая книга — сборник стихов «Голубая глубина». В 1923—1926 гг. Платонов работает губернским мелиоратором и отвечает за электрификацию сельского хозяйства. В 1926 г. Платонов переехал в Москву. В 1927 г. книга «Епифанские шлюзы» сделала писателя известным. В 1928 г. были изданы сборники «Луговые мастера» и «Сокровенный человек».

Публикация в 1929 г. рассказа «Усомнившийся Макар» вызвала волну критики в адрес автора. В том же году был запрещён к печати роман «Чевенгур», и следующая книга Платонова появилась только через восемь лет. С 1928 г. он сотрудничал в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь» и других, продолжал работать над прозаическими произведениями — повестями «Котлован», «Ювенильное море».

Пробовал себя в драматургии («Высокое напряжение», «Пушкин в лицее»). В 1937 г. вышла книга его рассказов «Река Потудань». Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Великой Отечественной войны, когда он был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы и очерки на военную тему.

В 1946 г. после публикации рассказа «Семья Иванова» (более позднее название «Возвращение») Платонова вновь подвергли критике и перестали печатать. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо и другие сказки» была издана в 1954 г., уже после смерти автора.

Умер 5 января 1951 г. в Москве, находясь в глубокой нужде.

Билет 3. 1 Островский Александр Николаевич (1823—1886), драматург. Родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судейского чиновника. Получил хорошее домашнее образование. В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 г. Затем поступил на юридический факультет Московского университета. В 1843 г. оставил университет: юридические науки перестали его интересовать, и Островский принял решение всерьёз заняться литературой. Однако по настоянию отца поступил на службу в Московский совестный суд, а затем (1845 г.) перешёл в канцелярию Московского коммерческого суда.

Адвокатская практика отца и служба в суде в течение почти восьми лет дали будущему драматургу богатый материал для его пьес. В 1849 г. в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия «Свои люди — сочтёмся», а Островский стал сотрудником журнала В 1851 г. он ушёл со службы, чтобы посвятить себя литературному творчеству.

Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», 1856 г.; «Гроза», 1859 г.; «Бешеные деньги», 1869 г.; «Лес», 1870 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1878 г., и многие другие). С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира, Теренция, Гольдони. Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. — от эпохи крепостничества 40-х гг. до развития капитализма в 80-х.

Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни.

В 1881—1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково в Коссуш тромской губернии.

  Гроза. Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает. 
     С образом Катерины в драме связан мотив простора. Она мечтает о том, чтобы летать, как птицы. С самого начала драма она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве». Но ведь она родилась и росла в той же среде, что и Кабаниха, Тихон, Дикой и другие. 
     Рассказ Катерины о жизни до замужества – один из самых трогательных монологов. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле … что хочу, бывало, то и делаю». 
     Всю ее настоящую жизнь составляют – домашняя работа и религия, но все это является душой патриархального мироощущения. В реальности же она живет в другом мире, который держится на насилии, принуждении. Даже когда Варвара выслушала рассказ Катерины, сказала: «Да, ведь у нас тоже самое». А Катерина ответила ей, что «здесь все как будто из-под неволи». 
     В Катерине рождается новое чувство, еще не ясное ей самой: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю». Это чувство – чувство личности. В Катерине растет любовь, не укладывающаяся в рамки того общества. Ту любовь, которая просыпается в Катерине, она сама. В силу своей религиозности, воспринимает как странный грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, нарушение нравственного долга. Она хочет быть чистой и безупречной. 
     Когда она осознает свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять. Она признается Варваре: « Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». И действительно, вокруг нее все рушится: уезжает Тихон – опора в любви, Варвара дает ей ключ от калитки. В разговоре с Борисом Варвара говорит: «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!». Эти слова можно считать предвестием гибели. Сознание греха полностью овладевает героиней. 
     Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство. Катерина говорит: «Все равно уж душу свою погубила». Гибель Катерины неотвратима, как бы ни повели себя окружающие ее люди. Смерть Катерины – ее победа, результатом которой стало появление «луча» в «темном царстве».

2А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда "трещит и рушится старый мир", с эпохой, в которую жил автор романа. Одной из основных задач романа А. Толстой считает необходимость показать "становление личности в истории, в эпохе". Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра, их закономерность и необходимость. Кроме того, для писателя было чрезвычайно важно выявить "двигающие силы эпохи", т, е. разрешить вопрос о роли народа. 

Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение во всем построении произведения. 

А. Толстой отмечал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое — композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра Первого". 

Итак, в центре повествования у писателя находится образ Петра, процесс формирования его личности. Но роман не становится биографией Петра. Толстому интересна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение. Это и определяет композиционные особенности романа. Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены все общественные группы страны того времени (бояре, дворяне, купцы, стрельцы, крестьяне, солдаты), действие разворачивается в различных местах: в Кремле, избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Азове, Архангельске, Нарве и т. д. Сюжетную основу романа составляют решающие события в жизни страны, само движение эпохи: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра и пр. Однако отбор событий продиктован стремлением показать именно становление личности в истории, то есть изображаются те факты, которые оказали влияние на формирование Петра Первого. Динамику роману придает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом, между старым, отжившим, и новым. Толстой видит неизбежность подобного быстрого развития, а потому преобразовательскую деятельность Петра автор рисует как проявление закономерности истории, ибо она была всем ходом истории подготовлена. 

Первая глава романа знакомит нас с бытом и нравами старой Москвы, с настроениями различных групп людей. В экспозиции произведения автор показывает историческую необходимость преобразований ("Все народы живут в богатстве, одни мы нищие" или "...Прорва, — эдакое государство! — разве ее напитаешь?"). После этого А. Толстой поднимает вопрос о том, кто может стать во главе преобразований. Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой доказывает объективность выдвижения на престол именно Петра Первого. 

Уже в первой книге большое значение имеют массовые сцены, свидетельствующие в целом о противоречиях между народом и правительством. 

Вторая книга, по свидетельству А. Толстого, "более монументальна, более психологична". Она начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся Москвы и заканчивается картиной строительства Петербурга. В ней меньше описаний исторических событий, больше психологических характеристик. На примере отдельных персонажей, описания жизни отдельных семей, например семьи Бровкиных, автор показывает, как новое врывается в быт русских людей. 

Третья книга посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. Толстой пишет: "В ней будет показана законодательная деятельность Петра Первого, его новаторство в области изменения уклада русской жизни". Книга начинается с описания Москвы, причем дается оно по принципу контраста с описанием из второй книги: Москва опустевает, затихает, центр жизни перемещается в Петербург. В книге дается много картин Запада: Польши, Голландии, Франции. Описываются победы России над Карлом Двенадцатым, ставится проблема культурного развития страны. 

А. Толстой изображает Петровскую эпоху в постоянной динамике, в движении. Это выражается в показе изменений, происходящих в быте людей, жизни страны. Велика роль вымышленных персонажей. Некоторые из них играют лишь эпизодическую роль, а некоторые обрисованы в прямой связи с личностью Петра, например Бровкины. 

Особенностью композиции романа являются авторские отступления, в которых даны обобщенные характеристики, а также взгляд на прошлое с позиций современности. Именно возможность оценить события Петровской эпохи с точки зрения человека другого времени во многом способствует тому, чтобы роман Толстого стал поистине эпопеей, не только изображающей далекие события из истории страны, но и дающей общую историческую концепцию. Все события в романе даются глазами современников этих событий, а авторская концепция проявляется в проблематике романа, в трактовке действующих лиц, в подборе определенных характерных ситуаций и в самом тоне повествования, то с иронией, то с болью, то с патриотическим пафосом. Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.

Билет 4 1 Некрасов Николай Алексеевич, (1821-1877) русский поэт

Родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию.

В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским.

В 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.

В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.

В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет

2

«Доктор Живаго»


Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, Мерная мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.

Интересно, что Б.Л. Пастернак долго .искал название для своего романа. Первоначальными вариантами были названия «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Ду-доров». Путь произведения к читателю не был прост. По идеологическим соображениям на родине писателю было отказано в публикации произведения. В 1957 году стараниями издателя Дж. Фельтринелли роман вышел в свет в Италии, а в 1958-м — автору была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой его вынудили отказаться. На родине писателя роман был опубликован лишь в 1988 году, поэтому о тносится к так называемой возвращенной литературе.

В центре произведения — судьба интеллигенции в революции. Главный герой произведения доктор Юрий Андреевич Живаго — человек творческий, философски осмысливающий окружающую действительность. Его фамилия не случайно сохраняет старинное окончание, которое словно свидетельствует

о    присутствии на страницах романа «святаго живаго духа» («живаго» — старославянский вариант формы родительного падежа прилагательного «живой». Символично, что роман начинается сценой похорон матери Живаго, а заканчивается описанием похорон главного героя. Перед глазами читателей словно проходит судьба целого поколения. Образ Живаго олицетворяет, таким образом, идею ценности и уникальности человеческой жизни. Юрию Живаго противопоставлен на страницах романа Павел Антипов-Стрельников, человек, преданный идее. Его судьба в произведении складывается трагически. Если Живаго рассуждает о насущной значимости всего п каждого, то Стрельников мыслит абстрактными категориями. Однако в конечном счете и Стрельников, и Живаго оказываются жертвами революции. Революционные события в романе вообще воспринимаются спокойно только глухонемым попутчиком Живаго. Трагически складывается в романе судьба любимой женщины Ю. Живаго Лары, прототипом которой стала возлюбленная поэта О. Ивинская.

Б.Л. Пастернак использовал в романе интересный композиционный ход, расширяющий художественное пространство и усиливающий символическое звучание произведения. Это ставшая его органичной частью стихотворная тетрадь Юрия Живаго.

В романе много символических образов: метель, снегопад, свеча. Если свеча олицетворяет жизнь, то бури и метели связаны с темой невзгод и смерти.

В произведении также немало тонких пейзажных зарисовок, где Б.Л. Пастернак выступает автором, балансирующим на грани прозы и поэзии.

Важной темой в романе становится судьба Татьяны Живаго — дочери Юрия и Лары. На ее примере Б.Л. Пастернак показывает духовное обнищание людей, выросших в новую эпоху. Татьяна лишена глубины духовной жизни, которой обладали ее родители. Этот процесс нравственного и духовного оскудения России очень беспокоил Б.Л. Пастернака. Возможно, постановка этой проблемы явилась одной из причин того, что роман вызвал яростные нападки критики.

Автор произведения развенчивает на его страницах тему крови и насилия и возвышает любовь как высочайшую нравственную ценность. Именно в любви открывается человеку красота жизни.

Билет 5 1 Салтыков – Щедрин Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826—1889), писатель, публицист.
Родился 27 января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. В 1836 г. был отдан в Московский дворянский институт, откуда через два года за отличную учёбу переведён в Царскосельский лицей.

В августе 1844 г. Салтыков поступил на службу в канцелярию военного министра. В это время вышли в свет его первые повести «Противоречие» и «Запутанное дело», вызвавшие гнев властей.

В 1848 г. за «вредный образ мыслей» Салтыков-Щедрин был выслан в Вятку (ныне Киров), где получил должность старшего чиновника по особым поручениям при губернаторе, а через некоторое время — советника губернского правления. Лишь в 1856 г., в связи со смертью Николая I, ограничение на проживание было снято.

Вернувшись в Петербург, писатель возобновил литературную деятельность, одновременно работая в Министерстве внутренних дел и участвуя в подготовке крестьянской реформы. В 1858—1862 гг. Салтыков служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Выйдя в отставку, он поселился в столице и стал одним из редакторов журнала «Современник».

В 1865 г. Салтыков-Щедрин вновь возвратился на государственную службу: возглавлял в разное время казённые палаты в Пензе, Туле, Рязани. Но попытка оказалась неудачной, и в 1868 г. он согласился с предложением Н. А. Некрасова войти в редакцию журнала «Отечественные записки», где проработал до 1884 г.

Талантливый публицист, сатирик, художник, Салтыков-Щедрин в своих произведениях старался направить внимание русского общества на главные проблемы того времени.

«Губернские очерки» (1856—1857 гг.), «Помпадуры и помпадурши» (1863—1874 гг.), «Пошехонская старина» (1887— 1889 гг.), «Сказки» (1882—1886 гг.) клеймят воровство и взяточничество чиновников, жестокость помещиков, самодурство начальников. В романе «Господа Головлёвы» (1875—1880 гг.) автор изобразил духовную и физическую деградацию дворянства второй половины XIX в. В «Истории одного города» (1861—1862 гг.) писатель не только сатирически показал взаимоотношения народа и властей города Глупова, но и поднялся до критики правительственных верхов России.

2 Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь - это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда вспоминают Заболоцкого. Но главное качество и достоинство его поэзии - все-таки ее философичность.

Уже первая книга его стихов "Столбцы" имела шумный успех в конце 20-х годов. Поэзия Заболоцкого ярко выделялась среди различных поэтических направлений благодаря философской глубине. Например, о смерти поэты чаще всего писали как о символе, просто называли этот затертый образ, и все. Заболоцкий неординарно подошел к этому образу в стихотворении "Искушение":

Смерть приходит к человеку,

Говорит ему: "Хозяин,

Ты походишь на калеку,

Насекомыми кусаем.

Брось житье, иди за мною...

Как видим, образ смерти у Заболоцкого представляет собой некое существо, старающееся утешить человека, затюканного жизнью. Она является ему не перстом судьбы или логическим концом земного существования, а как бы подоспевшей вовремя подмогой. Далее в этом замечательном стихотворении поэт показывает, что герой внутренне пытается сопротивляться. Он уверен, что без него много потеряет наука, некому будет хлеб убирать и т.д. Смерть и на это с философской глубиной дает ему ответ:

Судьба поэта-философа была горькой. Он был репрессирован в 1938 году и надолго оторван от литературы. Но в России всегда оставались честные люди, которые ценили его поэзию. Например, К. И. Чуковский писал: "Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом". Так Чуковский подкрепил свое мнение о Заболоцком, которое он выразил в трех словах - подлинно великий поэт.

Билет 6  1«Преступление и наказание», анализ романа

Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне после отмены крепостного права в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать. Выход из этого положения Достоевский видел не в революции свергающей самодержавие России, а в развитии и совершенствовании духовного мира русского народа через христианскую мораль. Но преступность росла не только на почве экономического упадка, новые философские учения также способствовали этому.

Ф. Ницше стал основателем одного из таких молодых учений в Европе, он выдвигал идею «сильной личности и ее роли в истории», это люди завоеватели, они управляют толпой, распоряжаются чужими жизнями и будущим мира.

Эти идеи не оставили равнодушной и Россию. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Своим решением об убийстве старухи Родион пытается проверить, к какой группе людей он относится. Раскольников был довольно таки талантливым, умным и гордым молодым человеком, но, к сожалению, он не мог реализовать свои честолюбивые мечты из-за бедности. Бедность отражается на всей его жизни. Сестра Родиона, из-за бедности вышла замуж за ужасного человека. Бедность завела Мармеладова, отца Сонечки, титулярного советника, которого сократили, в пьянство и полное падение, как личности и в итоге привело к смерти. Бедность заставила Сонечку Мармеладову пойти на панель, что бы прокормить себя и семью.

Но к философским суждениям Ницше Родион добавил и свое мировоззрение. Он считал, что если сильная личность убила ничтожество, которое не несло никому пользы, она тем самым сделала всех счастливыми. Такое убийство в восприятии Раскольникова не есть ни преступление, ни грех, тем более. Так он рассуждал, когда убивал старуху процентщицу, собирался помочь ее деньгами, которые были нажиты на чужом горе, таким же обездоленным, как и он. Однако, когда преступление было совершено и руки Родиона оказались «в крови», он не смог использовать награбленные деньги, не только его совесть была настолько чувствительной, что он не мог руками «убийцы» обнять мать и сестру. Его снедает совесть, она ассоциируется у Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой. Сонечка находиться в таком же тяжелом положении, как и он, но сердце ее не ожесточилось, не очерствело, не озлобилось на мир. Девушка живет благодаря своей непоколебимой вере в Бога и надежде на Его справедливость. Соня была первой, кому Родион признался в преступлении, и от кого он ждал моральной поддержки и понимания.

Сонечка советовала Родиону покаяться, что бы облегчить свои страдания, рассказать всем людям о том, что он совершил, но он ее не послушал и пошел сознаваться о содеянном властям и попал на каторгу. Соню и Раскольникова объединяло то, что оба они были глубоко несчастны, они загубили свои души, но если Соня руководствовалась глубоко моральными побуждениями, она хотела помочь своим близким выжить, то Родион совершил преступление ради идеи. 
На каторге постепенно, благодаря Соне, с Родионом происходит духовное возрождение – меняются его жизненные принципы.

Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

2 В 1917 году в России была великая Октябрьская Социалистическая Революция. Почти во всех сферах жизни общества произошли изменения. В том же числе были изменения и литературе. Нужны были новые образы, новые герои, с новыми идеалами, ценностями. Так, на смену Евгению Онегину, Чичикову, Печорину пришли люди из рабочего класса. Стали цениться такие качества как трудолюбие, мужество, честность, товарищество. Вся литература перестраивалась под коммунистическую идеологию. 
    Одним из таких произведений стал рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Это не просто интересная исто¬рия, а действительно судьба реального человека, Андрея Соколова, испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания. 
    Сюжет рассказа не выдуман. Как то весной 1946 года автор случайно встретил на реч¬ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи¬ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от¬дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со¬беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал Шолохов замысел этого произведе¬ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, и вскоре за семь дней написал рассказ «Судьба человека». 
    В довоенное время Андрей Соколов жил обычной для советских людей жизнью. Имел любящую жену, троих детей, дом, хорошую работу. В его жизни не было ничего, что расстраивало его. Он был в достатке. Но все изменилось, когда пришла война. 
     В расстроенных чувствах Андрей ехал на фронт, так как жена уже попрощалась с ним навсегда. На фронте он вел себя храбро, мужественно и очень достойно. Он всегда был готов идти на помощь своим товарищам, рисковал собой ради победы Красной Армии. Это проявилось, когда он сам вызвался везти боеприпасы для артиллерийской батареи на передний край. Также достойно он вел себя и в плену. Например, он спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев, которого Андрей вскоре задушил, как предателя. Не терял он свою честь человека и перед немецкими офицерами, не отрекался от своих слов, не боялся смерти, проявлял свою силу воли. Вскоре он был принят водителем и, пользуясь случаем, совершил побег. 
    Война отняла у него все самое дорогое, что он имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. 
    Таким образом, мы увидели Андрея Соколова храбрым, мужественным героем, характеризующего русского человека в советский период. В его облике автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской». Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». И не может он найти ответ на этот вопрос. 
    Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ. Заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее.

Билет 7 1 Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) – великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). Атмосфера, отношение с семьей (Лев имел трех братьев и сестру) отображено в произведении Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Начальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении.

Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

Величайшие произведения Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» были написаны в течение этого промежутка времени. Затем писатель переехал в Москву, основал свою религиозно-философскую систему. Согласно ней в статьях, рассказах Толстого выражались идеи всеобщей любви, стремления к усовершенствованию. «Воскресение», «Крейцерова соната» Толстого носили подобный подтекст.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрекся от богатства, однако в пути простудился, заболел и умер.

Севастопольские рассказы — цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым и опубликованных в 1855 году. Рассказы описывают оборону Севастополя. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны.

Впервые известный писатель находился в действующей армии и из её рядов немедленно сообщал публике о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом.

Достоверность и точность изображения жизни осаждённого города были обеспечены не только писательским мастерством автора, но прежде всего тем, что Толстой с ноября 1854 по август 1855 находился в Севастополе и его окрестностях, дежурил в течение полутора месяцев на батарее на Четвёртом бастионе под артиллерийскими обстрелами (в т.ч. во время второй усиленной бомбардировки 28 марта (9 апреля), участвовал в сражении на Чёрной речке и в боях во время последнего штурма города.

Севастополь в декабре месяце

В первой части Толстой использует второе лицо (на это указывает употребление местоимения «Вы»). Обзор города, возможно, был взят на основе прибытия в Севастополь Толстого в ноябре 1854 года. Рассказчик принимает читателя (вас); читателю показывается временная больница. Здесь расположено много раненых солдат, с ампутированными конечностями, «одних на койках, большей частью на полу»[1]. Там читатель ведёт переговоры с ранеными, испытывает страдания и муки войны. Затем он посещает место, где офицеры и солдаты на обеде слушают фантастические истории о четвертом бастионе, который вызывает необходимость посетить читателю этот бастион. Толстой приводит читателя к четвертому бастиону, где он садится в беседу с тогдашним командиром в нескольких метрах от позиций противника. Будучи убежденным в силе города, солдат испытывает любовь к своей стране и осознает свою непоколебимую волю к борьбе, заставляя читателя вернуться в город. Толстой также использует раcсказ «Севастополь в декабре месяце» для того, чтобы настроить читателя на чтения рассказов «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года».

Севастополь в мае

Во второй части Толстой рассматривает бессмысленность и тщеславие войны. История исследует психологию войны и вводящее в заблуждение наличие гуманизма в перемирии (поскольку страны постоянно воюют друг с другом, несмотря на прошлые перемирия). Толстой делает вывод, что у его рассказа есть только один герой — правда.

Севастополь в августе 1855 года

В третьем рассказе речь идет о судьбе новобранца Володи. Толстой рисует патриотизм, оптимизм, молодость Володи, который вызвался добровольцем в Севастополь, тогда как старые бойцы не понимают, как можно было покинуть мир ради этой войны. Нужен офицер на Малахов курган, и Володя соглашается туда; в конце во время французской атаки он погибает. Описание этой смерти перекликается с эпизодом из «Войны и мира», когда погибает так же младший брат Наташи Ростовой Петя. Толстой прежде всего хочет передать иллюзорность патриотических представлений на фоне жестокой и бессмысленной смерти, которую несет война.

2 ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Тема Великой Отеҹественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Приҹин тому много. Это и непреходящее осознание тех ниҹем не восполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации, и то, ҹто из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности - тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям "свыше", должны были отражать борьбу хорошего с луҹшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, ҹто-то мешало сказать ее до конца. Сегодня ясно, ҹто невозможно понять события тех лет, ҹеловеҹеские характеры, если не уҹитывать, ҹто 1941 году предшествовал страшный 1929 год "великого перелома", когда за ликвидацией "кулаҹества как класса" не заметили, как ликвидировано было все луҹшее в крестьянстве, и 1937 год. Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть писателя В.Быкова "Знак беды". Повесть эта стала этапной в творҹестве белорусского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже классикой литературы XX века: "Обелиск", "Сотников", "Дожить до рассвета" и другие. После "Знака беды" творҹество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких произведениях, как "В тумане", "Облава". В центре повести "Знак беды" - ҹеловек на войне. Не всегда ҹеловек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это слуҹилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петраком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В.Быковым как намеренно зверствующие, просто они приходят в ҹужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, ҹто всякий, кто не ариец, - не ҹеловек, в его доме можно all soch уҹинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабоҹую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, ҹто Степанида не готова подҹиниться им беспрекословно. Не позволить себя унижать - вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматиҹеской ситуации. Степаниада - сильный характер. Человеҹеское достоинство - вот главное, ҹто движет ее поступками. "За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое ҹеловеҹеское достоинство. А тот, кто однажды поҹувствовал себя ҹеловеком, никогда уже не станет скотом", - так пишет В.Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, - он размышляет о его истоках. Необходимо задуматься о смысле названия повести - "Знак беды". Это цитата из стихотворения А.Твардовского, написанного в 1945 году: "Перед войной, как будто в знак беды..." То, ҹто творилось еще до войны в деревне, стало тем "знаком беды", о котором пишет В.Быков. Степанида Богатько, которая "шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батраҹках", поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз - недаром называют ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, ҹто нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни. Когда требуют новых раскулаҹиваний, опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужҹине в ҹерной кожанке: "А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, ҹто делается?" Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиноҹку, Степанида находит возмож-ность сохранить себя, свое внутреннее ҹувство справедливости, отойти от того, ҹто творится вокруг: "Делайте ҹто хотите. Но без меня". В предвоенных годах - истоҹник характера Степаниды, и не в том, ҹто она была колхозницей-активисткой, а в том, ҹто сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о новой жизни, страху, сумела пойти за собой, за своим врожденным ҹувством правды и сохранить в себе ҹеловеҹеское наҹало. И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, сопротивляется ей до последнего. Один из критиков заметил ирониҹески, ҹто "был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага". Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконеҹно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, ҹто она - ҹеловек, а не рабоҹая скотина, которую можно покорить, унизить, заставить подҹиниться. В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает ҹитателю, как много может ҹеловек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации. Рядом со Степанвдой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то, во всяком слуҹае, совсем иной, не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс. Бесконеҹное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, ҹто можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот мирный ҹеловек, исҹерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор. Насилие побудило его к непокорности. Такие глубины души раскрывает необыҹная, экстремальная ситуация в этом ҹеловеке. Народная трагедия, показанная в повести В.Быкова "Знак беды", раскрыва-ет истоки подлинных ҹеловеҹеских характеров.

Билет 8 1 Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) – великий русский писатель, драматург. Родился в Таганроге в семье купца.

Обучение в биографии Чехова Антона Павловича проходило сначала в греческой школе, гимназии. Затем он поступил в университет Москвы на медицинский факультет. На протяжении всего учения в жизни Чехова приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал юморески.

Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого. После окончания института занимается врачебной практикой.

Затем в биографии Антона Павловича Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин. Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.

После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям. В то время были написаны пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры». Произведения Чехова «Чайка», «Дядя Ваня» также являются одними из самых выдающихся.

Затем из-за болезни в своей биографии Чехов переезжает в Ялту, где у него в гостях бывают Л.Толстой, Куприн, Бунин, Левитан, Горький. Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где вскоре умирает.

Рассказ «Ионыч» – одно из самых пронзительных произведений А.П.Чехова – был написан в 1898 году, когда для писателя особое значение приобрела проблема «человек и среда», герой и общество, окружающее его. «Среда заела», – любили повторять чеховские персонажи, беспомощно оглядываясь вокруг в поисках виновника их пустого, лишенного смысла существования. Так же сложилась судьба и еще одного героя – молодого и способного доктора с говорящей фамилией Старцев, который превратился в грузного Ионыча, брюзгливого, раздражительного, одинокого обывателя. Что же произошло с ним, и как одолела его среда? 

В губернском городе С. семья Туркиных слыла образованной и талантливой, и вместе с театром и клубом упоминалась как место приятного времяпровождения. Иван Петрович, ее глава, шутил, острил и участвовал в любительских спектаклях, Вера Иосифовна часами читала гостям свои романы, а Екатерина Ивановна – Котик – играла на рояле трудные пассажи. Но мастер детали Чехов вскользь замечает, что творение романистки начинается с избитого «мороз крепчал», виртуозная игра Котика напоминает шум падающих с горы камней, а остроты Туркина на удивление банальны. «Творческую» атмосферу в гостиной непременно дополняет запах жареного лука, напоминающий слушателям об ужине.

И чтение, и рояль, и шутки неизменно повторяются, и, в конце концов, становятся невыносимыми. Но Старцев пока не замечает этого, он ходит пешком, напевая романсы, не чувствует усталости и любит поговорить о своей больнице. Он счастлив, и ему кажется, что его чувства к Котику очень серьезны.

А что же Екатерина Ивановна? Восторженная девушка, разговаривающая как героиня романов своей матери, живет в придуманном мире. Она желает окончить консерваторию, стать актрисой, добиться успеха и «хохочет» над любовными терзаниями доктора. Первое свидание – конечно, в шутку – девушка назначает на кладбище – примечательная деталь. Старцев, влюбленный, но уже задумывающийся о приданом, терпит фиаско: Котик отклоняет его предложение. Уязвленный доктор мучается целых три дня, но затем успокаивается. У него появляется собственная коляска с кучером и развлечение – пересчитывать «пахучие» мятые ассигнации, добытые врачебной практикой.

Через четыре года вновь встретив Котика, Старцев даже радуется, что не женился, – хлопотно все это – и решает покончить с визитами в дом Туркиных. Скоро он окончательно превратится в Ионыча: отяжелеет, станет бесцеремонным и раздражительным, купит имение и два дома. И больше никогда не почувствует себя счастливым человеком.

Рассказ Чехова «Ионыч» похож на печальную поучительную притчу. Житейские обстоятельства вовсе не ломали Старцева, напротив, это он с радостью поддался им. Город С., скучный и серый, получил еще одного обывателя, который отличается от прочих только тем, что понимает, как бездарны окружающие его люди. Но разве он вправе судить их? Чехов, крайне редко высказывающий свое отношение к персонажам, характеризует Ионыча очень резко «… не человек, а языческий бог». В самом деле, человеческого у героя осталось немного: его ничто не радует, ему скучно, его одолевает бессмысленная жадность. Так уходит из человека его живая душа.

А Туркины почти не изменились, лишь постарела Екатерина Ивановна. В их доме по-прежнему звучит рояль и читаются романы собственного сочинения, но в сравнении с Ионычем их семья кажется теперь милой, а главное, человечной. «Парад талантов» этого семейства уже не раздражает читателя, хотя Туркины и продолжают считаться «вывеской города»

2 Годы Великой Отечественной войны — это годы тяжелых испытаний для нашей страны. Великая Отечественная война оставила множество шрамов в душах людей, как прошедших через нее, так и родившихся после. Нет семьи, которая не потеряла бы мужа, брата, сына. Сколько было подвигов на этой войне? Вряд ли можно это измерить, нет на свете тех слов, которыми бы можно было это оценить. Как можно описать, измерить подвиг женщины, воевавшей вместе с мужчинами, девчонок и мальчишек, умирающих во имя победы, во имя будущей жизни? И сейчас сколько ветеранов не могут уснуть по ночам, вспоминая годы войны, заново теряя своих друзей, близких, родных.

    В литературе тема Великой Отечественной войны — одна из самых распространенных тем. Много писателей обращалось к ней не один раз. Бондарев, Некрасов, Васильев, Быков Симонов и многие другие писатели о Великой Отечественной войне для того, чтобы нам, ради которых совершались воистину героические подвиги, уже никогда не забыть об этой войне.

    В романе Ю. Бондарева “Горячий снег” показан маленький эпизод, часть Сталинградской битвы. Он описывает группу людей разных характеров, с различной жизнью до войны. И поступки этих людей, поставленных в крайние, нечеловеческие условия, столь же различны в экстремальной ситуации, сколь различны и они сами. Но все эти люди (от комбата Дроздовского до лейтенанта Кузнецова, медсестры Зои, простого рядового) — простая боевая единица, винтик в машине, выполняющей свою маленькую, но незаменимую роль. Всем своим произведением автор утверждает, что все просчеты высшего руководства солдат закрыл на этой войне своим героизмом, свои телом. Вспомним, как люди лейтенанта Кузнецова вгрызались в мерзлую землю, не имея нужного снаряжения, а затем, усталые, измученные, героически отражали танковую атаку. Разве прочтя эти строки, можно когда-нибудь забыть о чудовищности и героизме этой войны? Разве можно захотеть воевать снова?
Во всех произведениях о войне мы видим подвиги, видим смерти благороднейших, честнейших людей. Они отдавали свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили. Какая же огромная ответственность лежит на каждом из нас перед ними. Почему он, чистый, прекрасный душой, должен был отдавать жизнь, чтобы жил негодяй, склочник, хулиган, вор, убийца? Это неправильно! Вечная память и благодарность павшим — это не только цветы на могилах, красивые речи на праздниках в их честь, это прежде всего стремление каждого из нас стать лучше, а следовательно, и мир станет лучше и чище.
Я думаю, что цель литературы, что значение произведений о Великой Отечественной войне, что итог нашей памяти о павших и живых в эти годы — это и есть стремление каждого человека быть достойным тех подвигов и не повторять таких же страшных событий, как война. Если бы наши политики хорошо изучали в школе литературу и историю, то, я убеждена, наши мальчики не гибли бы в Чечне, не было бы ни Афганистана, ни атомного оружия, не было бы никогда никаких войн.

Билет 9 1  Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953) – русский писатель и поэт. Родился Иван Бунин в дворянской небогатой семье 10 октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Бунин детство провел именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте. Затем молодой поэт поступил учиться в Елецкую гимназию. Однако не закончил ее, вернувшись домой. Дальнейшее образование в биографии Ивана Алексеевича Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят лучшие рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915).

Биография Ивана Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук. Резко встретив революцию, навсегда покидает Россию. В 1933 году произведение Бунина «Жизнь Арсеньева» получает Нобелевскую премию.

 Мир в котором живет Господин из Сан – Франциско алчен и глуп. Даже богатый г-н в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. И когда Господин собирается в путешествие, то ему кажется, что это будет прекрасно. На гигантском корабле – отеле «Атлантида» путешествую миллионеры, их семьи. И жизнь на этом корабле течет изо дня в день размеренно и плавно. По вечерам вся «Атлантида» погружается в атмосферу «праздника». Лишь «великое множество слуг работает в поварских, судомойнях и винных подвалах». Одни отдыхают, а другие люди – работают. Во всем чувствуется привкус денег. И даже влюбленная пара куплена владельцем корабля что бы веселить людей то на одном, то на другом корабле. 
     В рассказе очень мало имен людей. Видимо ими пренебрегли из – за обычности их владельцев. Даже имя главного героя – господина из Сан – Франциско нету. И после смерти никто не вспомнит о нем как о человеке. 
     Внешность у Господина ничем не примечательная. Прибыв в Неаполь Господин с пренебрежением говорит толпе «оборванцев» «Прочь, Прочь!», хотя они ему ничего не сделали. Все люди, более бедные, склоняются и прислуживают Господину из Сан – Франциско, но, точнее, не ему, а его деньгам и положению. Все в нем: его движения, речь говорит о его состоянии. И только в начале «путешествия в жизнь» господин из Сан – Франциско умирает в гостинице. Все планы, дальнейшую жизнь убивает сердечный приступ. И уже после смерти тело не несут в шикарные номера гостиницы, его несут в маленький, дешевый номер. И потом кладут в ящик из – под воды. Даже жена и дочь, самые близкие люди, не страдают о смерти Господина из Сан – Франциско. А где – то в трюме лежит ящик не с человеком, а с телом без имени…

2 Александр Исаевич Солженицын - выдающийся русский писатель, общественный деятель, публицист, один из не многих, кто в условиях тоталитарного режима КПСС смог не молчать, а активно высказывать свою гражданскую позицию.

Произведения Солженицына затрагивают острые социально политические вопросы, они насыщены объективными осуждениями политики властей СССР, и коммунистической идеологии в целом. Творчество Солженицына напоминает кристалл, в котором отображается вся горькая правда истории нашего народа.

Ссылка Солженицына в лагерь

В начале своей писательской деятельности, Солженицына затрагивали темы Первой мировой войны и революции. Во время участия в Великой Отечественной войне, Солженицын активно осуждает личность Сталина, в личной переписке со своим другом сравнивает коммунистический режим с крепостным правом. Последствием этого стала десятилетняя ссылка писателя.

В ссылке, Александр Исаевич еще больше укрепляется в своих антикоммунистических принципах. После выхода в 1974 году книги «Архипелаг ГУЛАГ», о принудительных работах в трудовых лагерях Советского Союза, писатель был вынужден эмигрировать из страны. Спустя двадцать лет, в 1994 году писатель получил возможность вернуться на Родину. Многие произведения Солженицына основаны на достоверных фактах, на самих воспоминаниях писателя о своей лагерной жизни.

Один день Шухова Ивана Денисовича

«Один день Ивана Денисовича» - повесть о жизни простого человека, в условиях лагерной зоны. Произведение освещает не только тему лагерного быта, но и многих социальных проблем, спровоцированных коммунистическим режимом. Так в рассказе бригадира Тюрина упоминается последствиях коллективизации в русской деревне. Заключенные обсуждают деградацию искусства, вызванную вмешательством в него коммунистической идеологии

В основу сюжета положен рассказ Шухова Ивана Денисовича, лагерного заключенного, который вспоминает свою жизнь перед арестом.

Образ Ивана Денисовича это собирательный образ всех русских заключенных, которые по ложным либо же мнимым обвинениям разделили с Солженицыным горькую участь политических репрессий. Шухов с первых дней героически воевал на фронтах Великой Отечественной войны.

Он попал в плен, с которого ему удалось бежать. Как и многих людей бежавших с плена, Ивана Денисовича обвинили в измене Родине и заключили в каторжные лагеря. В произведении присутствует достаточно широкий спектр персонажей. Автор выделяет индивидуальность каждого из них: это были люди многогранной индивидуальности, которых объединяло одно невыносимое настоящее лагерной жизни.

Не смотря на довольно сжатую форму произведения, автор смог показать на примере одной отдельно взятой личности судьбу всего русского народа, который стал жертвой Сталинского террора

Билет 10 1
Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского «Евгения Онегина, после «Анны Карениной» Льва Толстого? Можно продолжать этот список творений, воспевших трагизм любви. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя светоносность, своя печаль, свой излом и свое благоухание.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и, пожалуй, самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет». В этом рассказе истинный романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая. Как говорит в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Ани и Веры: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!».

Эта великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать Веру Николаевну, он ее просто боготворил: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое».

Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабки — самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Желтков был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикасались руки его богини.

Больше всего поражает, с какой внутренней энергией Куприн воспевает любовь. Поистине это чудо, божественное провидение встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере Николаевне повезло. В ее судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная, искренняя, о которой мечтает каждая женщина и на которую не способно большинство мужчин.

Наверное, просто невозможно описать словами то ощущение глубочайшей потери, которое испытала Вера Николаевна, когда поняла, что такая любовь прошла мимо нее. Особую силу рассказу придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь, тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт.

Невозможно без душевного волнения читать конец рассказа, эти изумительные слова: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. Да святится имя Твое». Эти слова скорее напоминают молитву.

«Гранатовый браслет» — это песнь любви, и одновременно это вечная молитва о любви...

Куприн говорил о «Гранатовом браслете», что ничего более целомудренного он еще не писал. И это его замечание верно. У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал великое благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям, и вечной благости, и вечной красоте, заключенной в женщине.

2 Григорий Ефимович Распутин (1869 – 1916) – крестьянин, приближенный к императорской семье Николая II, целитель.

Родился в Тобольской губернии в семье ямщика. После посещения Верхоткрского монастыря стал глубоко верующим. Затем в биографии Распутина было несколько путешествий по святым местам. Переехав в Петербург в 1904 году, приобрел позицию святого странника.

1 ноября 1905 года впервые познакомился с Николаем II. В 1912 году в Петербурге стали распространяться письма Распутина и имератрицы Александры Федоровны. По инициативе епископа Антония в 1907 году биография Григория Распутина подверглась на предмет расследования о лжеучении (хлыстовстве).

В 1909 году сам покинул Петербург, а в 1911 посетил Иерусалим. В 1912 году снова возродилось дело о «хлыстовстве». Однако после прихода епископа Алексия все обвинения с Распутина были сняты. Затем в биографии Распутина было заведено еще одно дело. Согласно ходившим слухам об оргиях, колдовстве, совершаемых в квартире Петербурга на Гороховой улице, было начато расследование.

Распутин опубликовал две своих книги: « Житие опытною странника (1907), «Мои мысли и размышления» (1915), высказал около ста пророчеств. В 1914 году на него совершили покушение, после чего Распутину пришлось лечиться в Тюмени. В декабре 1917 года был убит.




1. Тема- Наводнения Выполнила- Студентка I курса Группы 100 Земенкова А
2. DML Transact-SQL
3. рефератов и условия получения зачета по дисциплине
4. Состояние и пути совершенствования учета продажи продукции, работ, услуг
5. шиелінісrdquo; деп аталып ж~рген б~л ~~былыс латын тіліндегі confliktus~а~ты~ыс деген ~~ымды білдіреді
6. Frme construction 2 Nonfireproof constructions- а Ordinry construction; b S1owburning construction
7. Реферат- Амазония
8. История Экономическая история на 2011-2012 уч
9. УК Кузбассразрезуголь крупнейшая компания в Кемеровской области и РФ специализирующаяся на добыче угл
10. Статья- Социальная организация
11. Соціалізація індивіда. Девіантне поводженн
12. Система управления на примере производственной организации Элитная мебель
13. язык тела существенно отличается от вашего например он сидит скрестив ноги и руки в то время как ваша поз
14. реферату- Теорія комунікації в маркетингуРозділ- Маркетинг Теорія комунікації в маркетингу Маркетингова.html
15. ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПОРУШЕННЯ ПРАВ ВЛАСНИКА ПАТЕНТУ НА ВИНАХІД І КОРИСНУ МОДЕЛЬ ЗА НАЦІОНАЛЬНИМ ЗАКОНОДАВСТВОМ
16. Растет медленно небольшие мышцы на руках еще не до конца скоординированы но постоянно совершенствуются
17. Методика бюджетного планировани
18. Статуи острова Пасхи свидетели достижений древних цивилизаций, или просто каменные идолы
19. Вивчення ситеми автоматичного керування робочим органом дреноукладача Викона
20. Они позволяют находить и устранять дефекты файловой системы оптимизировать настройки программного и аппар