Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

это исторически сложившаяся форма сосуществования людей характеризующаяся экономическим и духовным единс

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

6

Общество как предмет философского анализа

Общество - это исторически сложившаяся форма сосуществования людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством. Основная черта общественной жизни состоит в том, что общество представляет собой совокупность разумных и деятельных существ, объединенных общими потребностями, интересами и задачами.

Философский анализ общества всегда начинается с выяснения субстанциальной основы общественного развития. В истории философии принято выделять три основных подхода, в рамках которых общество предстает как некоторая системная целостность: натурализм, идеализм, материализм.

1) Натурализм. Авторами натуралистических концепций общества можно считать английских мыслителей XVII века Т. Гоббса, Дж.Локка, представителей французского Просвещения (XVIII в.) Ж.-Ж.Руссо, Ф.Вольтера и др. По мнению этих мыслителей,  общество является результатом общественного договора между людьми. Сами же люди наделены от природы естественными неотчуждаемыми правами - правом на жизнь, на свободу, на частную собственность (Дж.Локк). В результате использования этих прав возникает соглашение - общественный договор, благодаря которому люди от естественного состояния переходят к гражданскому. Следует отметить, что у вышеназванных мыслителей наблюдались существенные разногласия в трактовке естественного состояния человека. Так, Т.Гоббс считал, что естественное состояние человека - это “война всех против всех”. Все люди равны от природы, эгоистичны и стремятся подчинить один другого. Локк полагал, что естественное состояние человека - это состояние разумности и нравственности, т.е. “свобода, равенство и независимость”. Ж.-Ж. Руссо в работе “Об общественном договоре” утверждает: “Самая древняя форма всех обществ и единственно естественная - это семья. Дети сохраняют связь с отцом до тех пор, пока нуждаются в поддержке с его стороны. Раз прекращается потребность в помощи - естественная связь разрывается... Если их что-нибудь и связывает, то это не естественно, а добровольно. И сама семья держится в силу этого соглашения”. Аналогичным образом соглашения заключаются и между несколькими семьями.

К натуралистическому направлению в объяснении общественной жизни можно отнести также концепции видных социологов XIX века Г.Спенсера и Р.Вормса. По их мнению, общество представляет собой некий целостный организм, социальное тело, состоящее из различных органов. Подобно тому, как в организме есть нервная, пищеварительная, кровеносная и т.д. системы, в обществе различные области деятельности тоже могут быть рассмотрены как органы, отвечающие за производство продуктов питания,  одежды, жилья и т.д. В каждой сфере труда есть свои чернорабочие - ремесленники; управленцы - купцы, землевладельцы; элита - правительство, священники, ученые и т.д. Каждая отрасль труда представляет собой как бы орган общественного тела, вырабатывающий тот или иной продукт.

2) Идеализм - господствующее направление в понимании общественной жизни вплоть до середины XIX века. Идеалисты (Платон, Августин, Вольтер, Гегель) в своих учениях, как правило, обращались к идее справедливости и рассматривали общество с точки зрения того, каким оно должно быть. Анализируя реальное положение вещей, идеалисты видели в обществе лишь хаос отношений, сплошное нагромождение случайностей.

Основной тезис идеалистов -  сознание людей определяет их бытие. Каждый индивид стремится к своим целям независимо от других, но верх берут только наиболее выдающиеся личности, мнение которых и правит миром. Метафизичность и механицизм таких концепций давали лишь поверхностное представление о сущности общественной жизни.

Особое место в идеализме занимает учение Гегеля. За субстанциальную основу общественного развития, как и развития вообще, он  принимает мировой дух (абсолютную идею). Гегель на основе сформулированных им законов диалектики2 сумел обосновать закономерный характер исторического процесса на материале истории античности, Древнего Востока, французской революции XVII века. Он считал, что всемирно-исторический процесс совершается разумно. “Во всемирной истории есть разум, и мир разумности и самосознающей воли не предоставлен случаю”3

. Перемены в истории определяются новым духом, более высоким - сознательным отношением людей к происходящему. И этот новый дух пронизывает общество изнутри и объемлет его снаружи. Гегель анализировал не только духовную жизнь общества, но и конкретные исторические факты, отражающие материальную жизнь общества. В силу этого диалектического единства материального и духовного он и сумел выявить сущностные закономерности исторического развития, хотя по сути своей его философия остается объективным идеализмом.

3) Исторический материализм - это систематическое объяснение общественного развития, возникшее в марксистской философии. Классики марксизма взяли на вооружение идею Гегеля о закономерности всемирной истории и переработали ее с позиций материалистического понимания истории. В период первых буржуазных революций борьба интересов и внутренняя связь между социальными процессами стала особенно наглядной, так что  К.Маркс и Ф.Энгельс сумели зафиксировать три основных общественных класса людей -  рабочих, буржуазию и аристократию. Противоборство их интересов было положено в основу марксисткой теории общественного развития.

В отличие от идеализма исторический материализм за субстанциальную основу общественной жизни принимает общественное бытие людей, их конкретную материальную деятельность. Основной тезис материализма заключается в том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Согласно марксизму, развитие общества осуществляется за счет развития материального производства при наличии объективных материальных предпосылок этого развития. Только реальные действительные условия жизни побуждают людей изменить свое существование. Это изменение условий происходит в процессе деятельности, которая и выступает основой общественного развития. Деятельность людей, по Марксу, определяет их сознание и выступает движущей силой общественного развития.

Результатом предметно-практической деятельности людей является история. История, по Марксу, - это постепенный процесс выхода человека из природы и преобразование природы в человеческих интересах. Если до Маркса историю рассматривали как деятельность мирового духа или мирового разума, то Маркс доказал, что история есть не что иное, как результат практической деятельности людей. В этом и заключается материалистическое понимание истории в марксизме.

Роль и значение человека в развитии общества

В социальной философии издавна идет поиск элементарной “клеточки” социальной системы, т.е. простейшего образования, некоего социального атома, с анализа которого правомерно было бы начинать исследование системы в целом. Как  можно заключить из предыдущих рассуждений, такой клеточкой в натурализме была семья как наиболее устойчивое социальное образование, в идеализме - конкретный индивид со своим мнением, в диалектическом идеализме Гегеля -  мировой разум, воплощенный в сознании отдельного человека.  Маркс также рассматривал в качестве первичного элемента общества человека, но этот человек был не изолированным элементом общества, а рассматривался как “ансамбль общественных отношений”, т. е. в своей включенности в некоторую человеческую общность. Именно включенность человека в социальную группу и его способность добиваться поставленных целей совместно с другими людьми и были положены Марксом в основу представления о первичном элементе социума.

Итак, фундаментальной основой общества выступает человек.  Человек обладает двумя важнейшими особенностями, отличающими его от прочих живых существ. Во-первых, это способность сознательно действовать, т.е. производить и воспроизводить условия своей жизни. Во-вторых, это способность размышлять, т.е. сравнивать и анализировать  свои и чужие действия и поступки.

Основопологающим  мотивом любого человеческого действия является потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия, причем эта нужда вытекает как из природных, так и из социальных условий человеческой жизни. Чем более развит человек, тем шире круг его потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения.

Потребности подразделяются на материальные и духовные. Материальные потребности исторически предшествуют духовным. Они свойственны всем представителям природного мира. На уровне человека эти потребности также сохраняются (потребности в пище, безопасности, удовлетворении полового инстинкта и т.д.). Наряду с ними  существуют и благоприобретенные в связи с социальной эволюцией потребности человека в одежде, средствах передвижения, связи и т.д. Над материальными потребностями человека возвышаются потребности духовные, которые свойственны только человеку, как разумному и действующему существу. Это потребности в эстетическом наслаждении, в нравственном комфорте, в повышении общей культуры и т.д.

Осознание потребности называется мотивом. Мотив выступает побудительной силой любого человеческого действия и возникает тогда, когда человек начинает отдавать себя отчет в том, чего именно ему не хватает.

Следующим звеном в цепочке человеческих действий выступает интерес. Интересы также как потребности подразделяются на материальные и духовные, но в отличие от последних интересы всегда направлены на внешний мир, то есть на изучение тех условий, в которых может быть удовлетворена та или иная потребность. Человек, как правило, интересует теми вещами, которые способны удовлетворить его потребности.

Интересы человека определяются уровнем его личностной культуры. Чем выше культурный уровень человека, тем более широкими и многообразными становятся его интересы. По этому признаку интересы могут быть квалифицированы на частные - связанные с условиями существования конкретного индивида, и общие - отражающие условия существования конкретной социальной группы, к которой принадлежит индивид. Человеческие интересы также могут быть представлены как отношения людей друг к другу через процессы общения и  деятельности.

Процесс удовлетворения человеческих потребностей на основе развития интересов человека осуществляется только в форме совместной предметно-практической деятельности людей. Субъектом же этой деятельности всегда выступает живой человек. Деятельность - это форма целенаправленного, преобразовательного отношения человека к миру. В основе деятельности лежит человеческая потребность в труде, которая направлена на реализацию человеческих интересов. При этом вступая в процесс деятельности, индивид уже застает как  данную, независимую от него и его сознания систему общественных отношений. Эта система складывается и развивается на протяжении всей истории человечества, а каждый отдельный человек обогащает эту систему своим трудом - умственным или физическим.

Материальное производство и формационный анализ общественного развития

Материально-практическая деятельность людей является исторически первой сферой жизнедеятельности общества. Она - “прародительница” всех остальных сфер - экономической, социальной, политической, духовной и т.д. Это основной системообразующий компонент социума. Материальное производство является базисом общественного развития, поскольку возникновению духовных потребностей всегда предшествует удовлетворение материальных.

Формационный анализ общественного развития был разработан К.Марксом, который выделил в истории человечества 5 основных способов производства материальных благ в рамках соответствующей общественно-экономической формации:

- первобытнообщинный,

- рабовладельческий,

- феодальный,

- капиталистический,

- коммунистический.

Общество в процессе своего развития проходит ряд этапов, на каждом из которых организация общественной жизни представляет собой определенную общественно-экономическую формацию. Маркс выделяет пять формаций в соответствии с преобладающим в каждой из них способом производства: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Под общественно-экономической формацией обычно понимают общество на конкретно-исторической ступени  своего развития.  В структуре формации выделяют базис (общественное бытие или материальное производство) и надстройку (общественное сознание).

Если в первобытнообщинной формации материально-практическая деятельность людей сводилась в основном к собирательству, охоте и рыбной ловле, то при переходе к оседлому образу жизни стали развиваться земледелие, скотоводство и ремесло.

Специфика конкретной общественно-экономической формации всегда зависит от преобладающего в ней способа производства. Выделяют две стороны способа  производства - производительные силы и производственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства материальных благ.  Производительные силы - это средства производства,  люди,  приводящие в движение средства производства, и природные ресурсы. Средства производства - это комплекс вещей, которые человек помещает между собой  и природой для воздействия на нее. Средства производства или орудия труда, по выражению Маркса, составляют костную и мускульную систему производства и выступают важнейшим показателем отношения человека к природе.

Важнейшей производительной силой общества выступает сам человек. Так, например, в рабовладельческой формации рабы являлись основным средством производства. Но человек не только производит материальные блага, но и управляет самим процессом производства. В результате такой многофункциональности человека возникают производственные отношения. Производственные отношения можно представить в качестве системы, пропускающей через себя и координирующей действие производительных сил. Это прежде всего отношения дисциплины на производстве, технология производства, а также система администрирования.

Очевидно, что производственные отношения складываются на основе интересов предметно-практической деятельности людей, и прежде всего касаются интересов собственности. В результате конфликта противоположных интересов, в частности, интересов собственников и производителей,  в обществе создаются предпосылки для изменения самого способа производства. И, как следствие этого, в течение некоторого времени общество располагает двумя способами производства - основным и второстепенным (укладом). Согласно Марксу, смена общественно-экономических формаций происходит в результате конфликта между производительными силами и производственными отношениями. Назревает революционная ситуация, влекущая за собой не только материально-производственные преобразования, но и преобразования в экономической, социальной и политической сферах общественной жизни.

Особенностью формационного анализа выступает единство исторического процесса, т.е. история человечества рассматривается как единый процесс развития материального производства, а не множество историй отдельных государств и народов. Единство исторического процесса состоит прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций, а также в том, что все социальные организмы, имеющие своей основой данный способ производства производят с объективной необходимостью и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации.

Сферы общественной жизни и их взаимосвязь

Основу и сущность общественной жизни составляет совместная деятельность людей или общественное производство. Общественное производство - многогранный процесс, включающий в себя влспроизводство самих людей, материальное производство, духовное производство, а также управление людьми. Общественное производство - это циклически повторяющийся процесс (воспроизводство). С одной стороны общественное производство  базируется на традиции, социальном наследовании, а с другой включает в себя рост и накопление духовного и практического опыта людей.

В зависимости от характера и типа деятельности можно выделить следующие основные сферы общественной жизни:

) экономическая;

) социальная;

) политическая;

) духовная.

. Материальное производство состоит из 4 взаимосвязанных отраслей - непосредственного производства, сферы распределения, сферы обмена и сферы потребления материальных благ. Все 4 сферы образуют экономическую систему общества и подчиняются единому экономическому закону или способу производства, действующему в обществе.  Экономические отношения, сложившиеся в обществе на определенном историческом этапе его развития, вытекают из характерных для данного общества отношений собственности на средства производства.

Институт собственности является важнейшим инструментом сохранения и использования общественного богатства. Отношения собственности, первоначально опиравшиеся на право силы, авторитет и обычай, в дальнейшем приобретают юридическую форму. В развитом виде собственность означает право владения, распоряжения и использования некоторой доли общественного богатства.

Собственность распространяется не только на средства труда, но и на предметы потребления и произведенный продукт. Собственностью могут быть все элементы общественного богатства - рабочая сила, средства производства, земля, ее недра, интеллектуальные продукты и т.д. Собственность определяет, кто обладает экономической властью, а также имущественные интересы в обществе.

В любой экономической системе существует несколько форм собственности. Например, при капитализме есть капиталистическая собственность, собственность крупных землевладельцев, кооперативная собственность, личная и частная собственность. Но только тот вид сбственности, на базе которого производится основная масса совокупного общественного продукта, является основным и определяет сам способ производства. Лицо экономической системы зависит от  типа собственности на средства производства.

. Социальная сфера общественной жизни представляет собой социальную структуру общества. В доиндустриальных обществах преобладала сословная структура. Сословия (крестьяне, мещане, купцы, духовенство, дворяне и др.) формировались естественно-историческим путем и различались между собой юридическими, т.е.  передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

В капиталистическом обществе на смену сословной социальной структуре приходит классовая. Классы или большие социальные группы людей формируются на основе имущественного неравенства людей и характеризуются высокой сплоченностью классовых интересов. В марксизме выделяют три основных класса людей - пролетариат, буржуазию, аристократию.

В целом социальную структуру общества обычно анализируют, используя понятие социальной группы. Социальная группа - это особая целостность людей, возникающая на основе общих потребностей, интересов и ценностей и характеризующаяся особым образом жизни, особыми социальными ролями и определеннным местом в обществе.

Классификация социальных групп осуществляется по многим основаниям. Во-первых, выделяют большие и малые социальные группы. К первым относят семью, дружескую компанию, трудовой коллектив. Для малой группы характерны близость ее членов, прочность связей, неформальность отношений и личные контакты. Большие социальные группы формируются исторически и подразделяются на классовые, этнические, территориальные, общественно-политические и др.

В современном обществе особая роль принадлежит интеллигенции -большая социальная группа людей, профессинально занятых умственным трудом. Численность интеллигенции постоянно возрастает, а ее роль становится все более значительной. Интеллигенция социально неоднородна как по своему происхождению, так и по социальному статусу. Соответственно неоднородны и ее политические ориентации.

. Политическая сфера представляет собой организацию общественной жизни, ее важнейшей функцией является управление потоками социальной активности. Основным компонентом политической сферы является народ, под которым понимают все население страны или какую-то этническую группу. Народ осуществляет совместную практическую деятельность в обществе и сохраняет национальную культуру и традиции. Политическая сфера представляет собой сферу реализации интересов больших социальных групп - этносов, классов, общественных объединений и политических партий. Политическая сфера формируется на основе экономических отношений, а ее ядром выступает государственная власть.

. Духовная сфера общественной жизни включает в себя духовное производство и институты, соответствующие многообразным духовным потребностям общества. К институтам духовного производства относят науку, прессу, образование, искусство и др.

В цивилизованном обществе существует острая потребность в  информации и духовном общении. В старину эту потребность удовлетворяли глашатаи, читавшие указы государей на площадях, проповедники, сказочники, поэты, скоморохи и т.д. Позднее, с развитием технических средств информации, потребности в духовном общении удовлетворялись при помощи печатных изданий (книги, газеты, журналы), затем появились радио, кино, телевидение, т.е. СМИ.

Духовное производство нуждается в определенных нормах, регулирующих процесс накопления и транслирования духовного богатства. Поэтому неотъемлемым компонентом духовного производства является кодирование, тиражирование, хранение и распространение продуктов духовной деятельности. Это создает возможности для освоения культурных ценностей. Особая отрасль духовного производства –воспитание и образование человека. Нравственное и эстетическое воспитание личности является приоритетной целью духовного производства.

Контрольные вопросы

  1.  Что такое общество?
  2.  Какие подходы к анализу общественной жизни Вам известны?
  3.  Что такое потребность?
  4.  Что такое институт собственности?
  5.  Какие сферы общественной жизни Вам известны?

2 Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Существует 3 основных закона диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей. 2. Закон перехода количественных изменений в качественные. 3. Закон отрицания отрицания.

3 Гегель Г. Философия истории. - М,, 1935. - С. 11.




1. Реферат на тему КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. ЛУКОЙЛ Международному объединению профсоюзных организаций ОАО
3. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.html
4. является более важным для целей управления стоимостью имущества предприятия.
5.  Сокращение инспираторных мышц вызывает расширение грудной клетки и опускание диафрагмы
6. Вариант1. Теория Существует несколько десятков а может быть более сотни способов назначения коэффици
7. Тема 11. Цели и результаты развития национальной экономики
8. Западное Дегунино
9. Вы и сами получите подарок от Деда Мороза но лишь при условии выполнения его поручений
10. 12.2009 ’ 1086 Зареєстровано в Міністерстві юстиції України 2 серпня 2010 р
11. Ибо тайна беззакония уже в действии только не совершится до тех пор пока не будет взят от среды удержив
12. Административноправовые гарантии прав и свобод граждан РФ- общие положени
13. Стан та шляхи удосконалення обліку адміністративних витрат
14. а. Англійська література тієї епохи вирізняється одночасним співіснуванням різноманітних стилів і шкіл але
15. на тему- Современные тенденции развития ванных комнат Выполнили- Студенты гр
16. тема сертифікації УкрСЕПРО ПОРЯДОК ПРОВЕДЕННЯ СЕРТИФІКАЦІЇ ПРОДУКЦІЇ Видання офіційне Київ ДЕРЖСТАН
17. Разнообразие схемных решений оптических приемников относится ко всему фотоприемному устройству в то врем
18. Младосимволисты (теурги)
19. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук Л
20. Утверждаю Председатель Комитета по физкультуре спорту и туризму Администрации городского окр