Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

Содержание

Вопрос1. Эстетические учения эпохи Средневековья.

1.1. Характеристика эпохи

.1.2 Рыцарский романтизм

.1.3 Сакральный аллегоризм 

.2 Период разрядки напряжения вселенской борьбы

.2.1 Карнавальный натурализм

Вопрос2. Искусство эпохи Возрождения.

2.1 Особенности Возрождения

.2 Ренессансный период очарования свободой

.2.1 Ренессансный гуманизм

.2.2 Маньеризм

.3 Период разочарований (кризис Возрождения)

.3.1 Барокко

.3.2 «Плеяда»

.3.3 Рококо

Список использованной литературы.


Вопрос 1. Эстетические учения эпохи Средневековья 

1.1. Характеристика эпохи

Для Средневековья Богмудрость, благо и высшая красота; красота мира и человека объясняется Богом.

Эстетика этой эпохи связана с теологией. Тертуллиан (конец II в.н.э.г.) отрицает искусство (христианская реакция на античное, языческое искусство). Он порицает театральные зрелища за притворство, что вызывало гонения на игрища и «бесовские песни».

Принципы средневековой поэтики: правдоподобие, иносказание, аллегория, символичность образов, акцент на изображении чудесного, сверхъестественного, потустороннего. Л. Фейербах, отмечает, что в отличии от образов религии произведения искусства не требуют признания своих образов за реальность. Признание образов средневекового искусства за реальность диктовалось эстетическим принципом правдоподобия и религией (события жизни Христасобытия всемирно - исторические).

Средневековая поэтика строила и трактовала произведения в четырех смыслах: 

1.) грамматическом, или буквальном;

2.) аллегорическом;

3.) моральном;

4.) анагогическом. 

В Средние века церковь оказывает определяющее влияние на искусство. Личность устремлена к горнему, неземному, возвышенному. Этому наиболее полно соответствует соборная архитектура и иконопись. Архитектура обеспечивается материально-техническими средствами, развитие ее стимулируется. 

Средневековая культура богата и многообразна и не оправдывает родившегося в возражденческой и просветительской полемике с ней представления «о десяти веках мрака». Д. Чижевский сетовал, что эстетика не обозначила художественные направления средневекового искусства.

Художественная концепция в эпоху Средних веков включает в себя три художественные направления: 

1. рыцарский романтизм;

2. сакральный аллегоризм;

3. карнавальный натурализм.

Художественные направления средневекового искусства объединяют создавшая их историческая реальность и единое духовное основаниехристианская идеология.

1.1.2 Рыцарский романтизм

Рыцарский романтизмхудожественное направление искусства Средних веков, освещающее светскую историю широко понимаемой современности (события эпохи; важнейшая темарыцарский долг, подвиги во имя веры и сюзерена, церкви и короля). Эта тема нашла свое отражение во французcком эпосе «Песнь о Роланде ».Античное искусство, изображая героические характеры, очищало души зрителей посредством страха и сострадания (катарсис) и воспитывало свободного эллинагражданина. Главный персонаж рыцарского романтизмаполумученикполугерой. Его героизмв сражениях, страданияв любви.

Рыцарский романтизм обстоятельства, характеры, детали в произведении подавал как историческую реальность, как достоверные формы.

«Тристан и Изольда» - образчик рыцарского романтизма раннего Средневековья. Сказание о Тристане и Изольде показывает, насколько в рыцарском романтизме по сравнению с античным мифологическим реализмом усложнились моральноэстетические оценки. Эдип, не сознавал себя как личность. В « Тристане и Изольде » герои хотя и мучаются сознанием своей вины, однако все же робко предъявляют к жизни требование земного счастья. 

Средневековый рыцарский романтизм делает робкий шаг вглубь внутреннего мира человека, провозгласив: Не поступок доказывает преступление (а ведь для Эдипа именно поступок доказывал преступление! –Ю.Б.), а истинный суд.

В средневековом произведении важны именно точки, даваемые действию волшебными силами или самим Богом по его мудрому произволу. Эти толчки далее развиваются некоторой активностью самих персонажей.

Искусство рыцарского романтизма знает героику, особенно когда повествует о доблестях славных рыцарей.

Деление на доброе и злое, божественное и дьявольское, небесное и земное, духовное и телесное, идеальное и материальное характерно для средневековой идеологии и определяет художественную концепцию рыцарского романтизма. В нем нет полутонов. Ни одна эпоха так остро не поляризовало противоположности при трактовке мира. Даже классицизм, четко деливший персонажи на идеально положительных и абсолютно отрицательных, мог бы позавидовать « чернобелому » мышлению Средневековья.

Сатанинское начало, над образом которого изощренно трудилась фантазия средневековых художников, изображалось в свете чудесного и сверхъестественного не в человеческом обличье, а в виде чудовищ.

Художники Средневековья с XIII в. изображали чудовищ, демонстрируя легендарные существа и фантастически объединяя человека и зверя.

1.1.3 Сакральный аллегоризм 

Сакральный аллегоризмхудожественное направление средневековой художественной культуры, отражающее религиозную художественную концепцию и повествующее о священной истории мироздания (господствующая темажизнь и мученическая смерть Христа). 

Сакральный аллегоризм противоположен античному мифологическому реализму и выдвигает сверхъестественное и потустороннее, внушавшие религиозный трепет. В античном же искусстве самые необычные вещи происходят совершенно естественно.

Для средневекового художника мир двухмерен, плосок. Картина представляет не одно, а несколько состояний, передающих последовательность действия. События происходят во времени, которое передается через пространство. Некоторые сцены, разделенные во времени, оказываются совмещенными. 

В средневековой художественной культуре земной мир есть символ мира сверхчувственного; духовное качество, утверждаемое искусством, - благочестие. Все явления рассматриваются средневековым художником в свете глобального конфликта добра и зла. История мира предстает как единый всемирноисторический спектакль спасения. Сакральный аллегоризм отнимал у героя волю к действию и передоверял ее Богу; человек трактовал как существо страдательного залога.

В каждом виде искусства Средневековья имелись свои приоритетные формы: в литературеэто жития святых, в архитектуресобор, в живописиикона, в скульптуреизображения Христа, богоматери и святых. Художники сделали «фотогеничным» потусторонний мир (ад, чистилище, рай), подготовив тем самым творения Данте, стоявшего на рубеже Средневековья и Нового времени. Сверхъестественное и мученическоедва столпа, на которых зиждется эстетическое здание сакрального символизма как художественного направления.

1.2 Период разрядки напряжения вселенской борьбы

1.2.1 Карнавальный натурализм

Карнавальный натурализм как художественное направление искусства Средневековья выражает народную смеховую культуру, несущую идею вселенского обновления. Комедийнопраздничная, неофициальная жизнь обществакарнавал - несет радостное жизнеутверждение. Карнавальный натурализм как период разрядки всеобщей борьбы добра и зла встраивался в общий исторический процесс.

Карнавальный натурализм имеет глубоко уходящие в прошлое истоки и далеко устремленные в будущее следствия. Истокивеселые древнегреческие дионисийские празднества, древнеримские сатурналии. Римские сатурналии на время возвращали народ к легендарному «золотому веку» - царству безудержного веселья. Это были дни буйства жизненных сил, рвущихся из оков складывающейся официальной идеологии. Народный смех, утверждающий радость бытия, оттеняя официальное мировосприятие, звучал в Риме в ритуалах, предполагавший одновременно и прославление, и осмеяние победителя, оплакивание, возвеличение и осмеяние покойника.

Все это составило традицию, на которую опирался средневековый карнавальный натурализм. Народный радостный смех звучал и на карнавалах, и в комедийных процессиях, и на праздниках «дураков» и «ослов», и в пародийных произведениях, и в стихии фривольно-площадной речи, и в остротах и выходках шутов, и в быту на пирушках с их бобовыми королями и королевами «для смеха». Все это составляло целый пласт художественной культуры Средневековья.

Карнавал носит вселенский характер, это особое художественноэстетическое состояние мира, которому все причастны. Карнавалэто жизнь, ставшая искусством. Карнавальный смех, уравнивая всех, руша иерархические, имущественные, сословные, возрастные перегородки, создавал временный мир всечеловеческого братства, свободы и равенства. Карнавал был комедийным праздничным прообразом истинно человеческого счастливого мира. Карнавал был не официальным праздником, на котором человек временно освобождался от господствующих обычаев и существующего строя отношений, их иерархия, как и привилегии, нормы, запреты временно отменялись.

Шутположительный герой карнавала и его высший полномочный представитель в повседневности. Шуткомедийный актеримпровизатор, для которых сценавесь мир, а комедийное действиесама жизнь. 

Из анализа, данного М. Бахтиным следует:

  1.  карнавальный смехэто всенародный, праздничный смех;
  2.  он универсален, то есть направлен на все и на всех (в том числе и на самих смеющихся): мироздание предстает в своем смеховом аспекте, в своей веселой относительности;
  3.  этот смех веселый, ликующий, насмешливый, высмеивающий, он отрицает и утверждает, казнит и воскрешает, хранит и возрождает;
  4.  народ ощущает себя частью целого меняющегося мира. Он тоже незавершен, тоже, умирая, рождается. В этом отличие смеха карнавального от сатиры. Сатирик знает только отрицающий смех и ставит себя вне осмеивающего явленияэтим разрушается целостность смехового аспекта мира, осмеиваемое становится частным явлением;
  5.  карнавальный смех преобразует мир на его собственной естественной основе. Он развязывает естественную стихию жизни для творения ее новых форм;

Карнавальный натурализмцелый пласт средневековой художественной культуры. Он несет радостную концепцию мира, отличающуюся от концепции и сакрального символизма, и рыцарского романтизма. 


Вопрос 2. Искусство эпохи Возрождения

2.1 Особенности Возрождения

Возрождениецелая эпоха в развитии искусства, последовавшая за Средними веками и характеризующаяся зарождением и утверждением идей гуманизма. Начало Возрождения относят к XIV в., а вся эпоха продолжалась в течении XIVXVI вв. Историки разделили эпоху Возрождения на ранний, средний, высокий и поздний периоды. Италияродина Возрождения. 

Возрождение сформировала новые понятия о природе мироздания и о роли человека в нем. Великие художники творили эпоху Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо, Макиавелли и Санаццаро, Леонардо да Винчи, Микеланджелов Италии; сэр Томас Мор, сэр Томас Вайаат, Э. Спенсер, сэр Сидней, Шекспирв Англии.

Возрождение как художественная эпоха включает в себя два художественных направления: ренессансный гуманизм и барокко. Эти направления принадлежат одной эпохе и имеют много общего: чувственность, гедонизм, натуралистическая конкретность, наивная простота.

2.2 Ренессансный период очарования свободой

2.2.1 Ренессансный гуманизм

Ренессансный гуманизмхудожественное направление эпохи Возрождения, разрабатывавшее гуманистическую художественную концепцию. Ренессансный гуманизм открыл индивидуального человека и утвердил его мощь и красоту. Его геройтитаническая личность, свободная в своих действиях. Ренессансный гуманизмэто свобода личности от средневекового аскетизма. Изображение обнаженной натуры, прелести человеческого тела были зримым и сильным аргументом в борьбе с аскетизмом. 

2.2.2 Маньеризм

Маньеризмот ит. вычурность или манера. Термин вошел в широкий обиход в XX в., но применялся еще Вазари в XVI в. к итальянской живописи и архитектуре периода 1520гг. 

Маньеризмхудожественное направление эпохи Возрождения, возникшее в результате отталкивания от ренессансного гуманизма.

Маньеризм зародился во Флоренции в 20х гг. XVI в. 

Маньеризмхудожественный стиль, характеризуется орнаментальностью языка, оригинальным синтаксисом и усложненной речью, экстравагантными персонажами. Аффектация, потеря чувства меры, неустойчивая динамическая композицияустойчивые черты авторского стиля в маньеризме. 

Маньеризм начинается на рубеже XVI и XVII вв. в комедийнобытовом романе, во фламандской и голландской жанровой живописи. Маньеризм в Италииэто скульпторы Б. Челлини, Джамболонья; живописцы Я. Понтормо, А. Бронзино. В рамках маньеризма сложились и произведения итальянского художника XVI в. Пармиджанино, придававшего элегантность изображаемым человеческим фигурам и усиливавшего эмоциональное воздействие на зрителя путем изящной деформации этих фигур за счет удлинения рук, ног, шеи. В архитектуре в русле маньеризма работали Ж. Вазари, Б. Амманати.

Маньеризм начался в Италии, которая была центром художественной культуры эпохи Возрождения. От этого эпицентра расходились волны художественных воздействий, и в разных странах Европы на собственной национальной основе возникал маньеризм «под другими псевдонимами» со своими национальными особенностями. Таковы гонгоризм (Испания, Португалия, Латинская Америка), прециозная литература (Франция), эвфуизм (Англия).

Эвфуизм – художественное направление английской литературы, родственное и типологически сходное с итальянским маньеризмом. Литературе эвфуизма свойственныизысканность слога, перенасыщенность риторическими фигурами, риторика.

Гонгоризмодно из национальных течений маньеризма, развивавшееся главным образом в испаноязычных и португалоязычных литературах. Гангоризм утверждает, «чистую форму», усложненный синтаксис, преувеличенную и изощренную метафоричность.

Прециозная литературафранцузская национальная форма маньеризма как художественного направления эпохи Возрождения. Утонченность, аристократичность, изысканность, светскость, куртуазностькачества прециозной литературы.

2.3 Период разочарований (кризис Возрождения)

2.3.1 Барокко

Сам термин «барокко» происходит от португальского, испанского, итальянскогожемчужина естественнонеправильной формы, странный, причудливый. Этот термин введен был критиком Теофилем Готье одновременно с понятиями «арабески», «гротеск». По мнению других ученых термин введен в конце XIX в. швейцарскими теоретиками Я. Буркхардтом и Г. Вельфлином, видевшими в барокко внеисторический стиль завершающих этапов различных культур, противостоящий вневременному Ренессансу, Ренессанс и барокко рассматривались как чередующиеся стилистические принципы.

В середине XVIII в. термин «барокко» служил критике вычурного и экстравагантного стиля архитектуры XVII в. Позже он утратил негативный оттенок и стал применяться к скульптуре, живописи, музыке, литературе.

Бароккохудожественное направление эпохи Возрождения, отражающее кризисную для этой эпохи концепцию мира и личности, утверждавшую экзальтированного, гуманного скептикагедониста, живущего в неустойчивом, неуютном, несправедливом мире. Герои бароккоэто или экзальтированные мученики, изверившиеся в смысле и ценности жизни, или полные скепсиса утонченные ценители ее прелестей. Художественная концепция барокко гуманистически ориентирована, однако социально пессимистична и полна скепсиса, сомнений в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом.

Бароккотермин, охватывающий целый исторический период развития художественной культуры, порожденный кризисом эпохи Возрождения и ренессансного гуманизма; художественное направление, существовавшее в период между Возрождением и классицизмом (XVIXVII вв., а в некоторых странах до XVIII в.).

2.3.2 «Плеяда»

«Плеяда» - французская поэтическая школа, развивавшая художественное направление, которое утверждало человека национальной культуры, живущего в государстве и ориентированного на национальные и государственные ценности. «Плеяда» - предбарокко, составная часть эпохи Возрождения, группа французских стихотворцев, обновлявшая классические поэтические жанры. «Плеяда» внесла большой вклад в развитие поэзии Франции и в разработку эстетики Возрождения.

«Плеяда» - группа из семи поэтов Ж. Дора, П. Ронсар, Ж. Дю Белле, Ж.А. де Баиф. Э. Жодель, Р. Бело, П. де Тайар.

«Плеяда» своим творчеством образовала целое художественное направление со своей устойчивой художественной концепцией: жизнерадостный человек национальной культуры, живущий в государстве и ориентированный на национальные и государственные ценности.

Основатель «Плеяды» французский гуманист Ж. Дю Белле, автор трактата «Защита поэзии» (1549), где он выдвигает эстетические нормы и подчеркивает значение древних классических образцов.

Плеядовцы тяготеют к возвышенному и выступают против измельчания жанров, против превращения их в нечто невыразительное, содержательное, мелкотравчатое. 

2.3.3 Рококо

Рококо - художественное явление, возникшее, как и соответствующий ему термин, в XVIII в. Термин относился к архитектуре, прикладному и декоративному искусствам, с известной осторожностью его применяли к некоторым литературным произведениям XVIII в. Рококохудожественное направление, близкое по времени и по некоторым художественным особенностям барокко и утверждающее художественную концепцию беззаботной жизни изысканной личности среди изящных вещей.

Термин «рококо» использовали также для обозначения декоративной обработки камня. «Рококо» как литературный термин осмотрительно используют для обозначения легкого, яркого, изящного и приукрашенного элегантными поворотами и вспышками остроумия, образно или словесно изощренного.


Список использованной литературы

  1.  Ю.Б. Бореев «Эстетика», «Феникс», РостовнаДону 2004 год.
  2.  А.А. Радугин «Эстетика», Москва 2001 год.
  3.  А.В. Михайлов «Кризис эстетики», Москва 1991 год.



1. Реферат- Олимпийские игры 60-х годов
2. Реферат- Психологія - особлива наука
3. См Статус настоящей Конвенции по состоянию на 2 февраля 1998 г
4. Содержание и структура теории управления на примере ресторанного бизнеса
5. Парламентский контроль
6. язык и диалект условна между ними нет принципиальной разницы
7. ТЕОРИЯ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для студентов 4 курса ФБУ очное 201213 уч
8. Задание для контрольных работ по дисциплине ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
9. варіантів Здійснити синтез логічної схеми для булевої функції що представлена в стовпчику 3 таблиці варі
10. оздоровчому процесі Назвіть типи санаторнокурортних підприємств України
11. Хозяйственная операция не оформленная надлежащим образом как правовое экономическое событие места не име
12. чение Наименование Кол.
13. Здравствуйте хозяева дорогие Гостей не ждали Ответ хозяев знакомство Снегурочки с хозяевами
14. Синергизм в плане загрязняющих веществ
15. I Токарєва ldquo;rdquo;2013 року РОБОЧА ПРОГРАМА НАВЧАЛЬНОЇ ДИСЦИПЛІНИ нормативної навчальної д
16. Лабораторная работа 3- Модель базы данных
17. Файловая система FT
18.  Добрый вечер Мы рады приветствовать Вас в студии НТВ рукой показывает на плакат
19. Приазовський державний технічний університет Маріупольський механікометалургійний коледж ldquo;ЗАТ
20. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Харків ~